Научная статья на тему 'РЕНОВАЦИЯ ПРИБРЕЖНЫХ ТЕРРИТОРИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА ПРИМЕРЕ КАНОНЕРСКОГО ОСТРОВА'

РЕНОВАЦИЯ ПРИБРЕЖНЫХ ТЕРРИТОРИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА ПРИМЕРЕ КАНОНЕРСКОГО ОСТРОВА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
326
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНОНЕРСКИЙ ОСТРОВ / МОРСКОЙ ФАСАД / ЗЕЛЕНЫЙ КАРКАС / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕНОВАЦИЯ ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Баркеева Д.А., Дёмин А.В.

Статья обращена к идеям создания единого прибрежного зеленого каркаса Санкт-Петербурга и формирования новых рекреационных, образовательных и общественно-деловых пространств на примере Канонерского острова. В статье рассматриваются вопросы формирования морского фасада города, принципы градостроительного развития, отраженные в генеральных планах города XX-XXI вв, историческое развитие Канонерского острова и его функциональное зонирование, а также стратегия развития прибрежных территорий. В статье описано концептуальное предложение по реновации территории Канонерского острова с решением ключевых вопросов и задач. Предложено создание четырех центров устойчивого развития острова, включающих в себя производственно-образовательные кластеры, рекреационную зону ландшафтного эко-парка, реновацию и расширение селитебных территорий, а также создание нового общественно-делового центра. Одним из ключевых вопросов концепции является проблема транспортной обеспеченности и доступности территории Канонерского острова, предлагаются решения по преобразованию транспортной инфраструктуры острова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RENOVATION OF COASTAL AREAS OF ST. PETERSBURG ON THE EXAMPLE OF KANONERSKY ISLAND

The article applies the ideas of creating a unified coastal green areas net of St. Petersburg and the establishment of new recreational areas, educational, public and business spaces on the example of Kanonersky Island. The article is devoted to the issues of forming of sea front of the city, principles of urban planning development which are reflected in the general city plans of XX-XXI centuries, historical development of Kanonersky Island and its functional zoning as well as the strategy of coastal area development. The article describes the conceptual suggestion of renovation the territory of Kanonersky Island with the decision of the key issues and tasks. It is proposed to create four centers of sustainable development of the island, including manufacturing and educational centers, a recreational area of the landscape eco park, renovation and expansion of urban areas and the creation of a new public and business center. One of the key issues of the concept is the problem of transport availability and accessibility of Kanonersky Island, solutions for the transformation of the island's transport infrastructure are proposed.

Текст научной работы на тему «РЕНОВАЦИЯ ПРИБРЕЖНЫХ ТЕРРИТОРИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА ПРИМЕРЕ КАНОНЕРСКОГО ОСТРОВА»

Реновация прибрежных территорий Санкт-Петербурга на примере Канонерского острова

Баркеева Дарья Андреевна,

магистрант, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, кафедра дизайна архитектурной среды, brkvdar@gmail.com

Дёмин Александр Владимирович,

доцент, кафедра дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 2350389d@gmail.com

Статья обращена к идеям создания единого прибрежного зеленого каркаса Санкт-Петербурга и формирования новых рекреационных, образовательных и общественно-деловых пространств на примере Канонерского острова. В статье рассматриваются вопросы формирования морского фасада города, принципы градостроительного развития, отраженные в генеральных планах города ХХ-ХХ1 вв, историческое развитие Канонерского острова и его функциональное зонирование, а также стратегия развития прибрежных территорий. В статье описано концептуальное предложение по реновации территории Канонерского острова с решением ключевых вопросов и задач. Предложено создание четырех центров устойчивого развития острова, включающих в себя производственно-образовательные кластеры, рекреационную зону ландшафтного эко-парка, реновацию и расширение селитебных территорий, а также создание нового общественно-делового центра. Одним из ключевых вопросов концепции является проблема транспортной обеспеченности и доступности территории Канонерского острова, предлагаются решения по преобразованию транспортной инфраструктуры острова.

Ключевые слова: Канонерский остров, морской фасад, зеленый каркас, устойчивое развитие, реновация территорий

сч см о см

О!

^

н

О Ш

т

X

<

т О X X

Идеи развития и формирования системы прибрежных озелененных пространств становятся все более актуальными в условиях возрастающего техногенного воздействия, увеличения плотности застройки, необходимости улучшения экологической ситуации в городе. За последние десятилетия морской фасад претерпел значительные изменения, были построены новые объекты, формирующие облик города со стороны акватории Финского залива: Лахта центр, Западный скоростной диаметр, жилые кварталы на намыве Васильевского острова и новый порт, в южной части -жилой комплекс «Балтийская жемчужина». Некоторые береговые территории в юго-западной части города являются промышленно-портовыми, доступ к ним частично ограничен, и они несут утилитарную функцию либо находятся в заброшенном состоянии: это территории Канонерского и Гутуевского островов, Турух-танных островов.

К числу наиболее острых проблем, отражающихся на устойчивости береговых территорий, относятся: отсутствие необходимых пешеходных коммуникаций в береговой полосе с обустроенными местами для отдыха, неэффективное использование прибрежных зон с загромождением различного рода свалками, одноэтажными гаражными постройками, ... отсутствие признаков ландшафтного дизайна в оформлении открытых пространств у воды, ... отсутствие системы (общественных) пространств ... , ограниченные возможности использования в различные сезоны года и в течение времени суток. [3, с.21]

Несмотря на общемировые тенденции по выводу промышленных портовых территорий за пределы центральной части крупных городов, новым генеральным планом Санкт-Петербурга, принятым в 2022 году, предусмотрено еще большее развитие зоны грузового порта, например территория Канонерского острова практически полностью отнесена под функциональную зону инженерной и транспортной инфраструктуры и объектов внешнего транспорта, что означает изменение функционального назначения существующего Канонерского парка, являвшегося рекреационной территорией.

Исторически сложилось, что освоение Канонерского и Гутуевского островов начиналось в контексте формирования портовых и кораблестроительных зон. Идеи создания идеального облика Санкт-Петербурга с особым вниманием к морскому фасаду были заложены советскими архитекторами при создании проектов генеральных планов города начиная от 1935 года и заканчивая 1966.

идентификатор: 4318

код объекта: 050104

статус объекта

градостроительной

деятельности:

тип зоны: Зона инженерной и транспортной

инфраструктур и объектов внешнего

транспорта

вид

функциональной

зоны:

подвид

функциональной зоны:

Документ: Документ:

Зона водного транспорта с включением объектов общественно-деловой и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны

закон санкт-петероурга от 22 12 2005 N 72899 О генеральном Закон СПб 19.12.2018_№763-161

Список объектов(1)

••• 3 Функциональные зоны

Апелляционное определение

Функциональное зонирование по генеральному плану Санкт-Петербурга 2022г

ПРОЕКТ ПЛАНИРОВКИ . 1 К II И Н Г Р д д д

-, V ^

лишь часть которой отдана под портовые и судостроительные территории. План развития Ленинграда, разработанный Ильиным Л. А. [2] отражает очень важную идею - создание новых и сохранение существующих зеленых пространств, развитие жилых территорий и транспортных магистралей, которое бы представляло собой завершенный ансамбль, который способен объединить исторический центр города с новыми перспективными зонами развития. По предложенному генеральному плану связные зеленые пространства формируют единый зеленый фронт со стороны Финского залива. Важно отметить, что все ключевые принципы предложенной концепции актуальны и сегодня. [1]

П ЛДН ЖЕ НИН ГРАДА

Фрагмент планировки Ленинграда. 1935 г

Первый проект планировки Ленинграда, разработанный в 1935-1939 годах [6] несет в себе концепцию развития города в юго-западном направлении, от Московского проспекта до Пулковских высот, а также отражает концепцию выхода города к побережью Финского залива. В данном генплане территория Канонерского острова представляет собой озелененную территорию,

ж л

- ! __

Генеральный план Ленинграда. 1948 г.

Новая эпоха развития города пришлась на послевоенное время, в 1948 году был разработан проект территориального планирования, в котором также делался основной упор на развитие зеленых территорий и формирование морского фасада города. Связь «от города к

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

сч сч о

CS

о ш m

X

<

m О X X

морю» планировалось осуществлять не только за счет планировочной структуры, но и за счет объемно-пространственных решений. Тема зеленого каркаса около воды получила свое продолжение и была усилена в генплане. Канонерский остров также включен в систему озелененных пространств и представляется как новая рекреационная зона, которая находится на контакте с акваторией залива.

Фрагмент генерального плана 1966

Фрагмент генерального плана Ленинграда. 1948 г.

Генпланом 1966 года предлагалось превратить Ленинград в приморский город за счет развития селитебных территорий от района Стрельны до Автово и выше на север вдоль залива. [7] Территориальное развитие было ориентировано в первую очередь на создание намывных территорий вдоль юго-западного и северо-западного побережий Финского залива. Планировке юго-западного направления было уделено особое внимание, так территории Кировского района должны были создать прибрежный фронт застройки вдоль водного пространства залива, который бы сочетал в себе высотную застройку в комплексе с парковыми зонами и хорошо просматривался со стороны моря.

Master plan

1. Многофункциональный трансформируемый комплекс

2. Альтернативный паркинг

3. Урбан-парк

4. Маяк

5. Паркинг

6 Пляжная зонд

7. Променад с теплицами

8. Баржи-острова

1.Multi-functional transformable complex 2 Alternative parking

3.Urban-park

4.Lighthouse

5.Park,ng

7.Promenade vitfh greenhouses Э.Barges-islands

Проект «Остров действия»

Анализируя генеральные планы города второй половины XX века, можно сделать вывод об общей тенденции развития зеленых территорий прибрежной полосы, формирующих единую систему озелененных общественных пространств. В 1966 году в последний раз была отражена идея развивать город по направлению к акваториям Финского залива, в дальнейших генпланах от 1988 и 2005 года идея формирования побережья за

Генеральный план Ленинграда на 1956-65 гг

счет парковых зон и единого зеленого каркаса не звучала. В 2010-20х годах активно обсуждались концепции развития серого пояса территорий вдоль Обводного канала, парковой зоны намыва Васильевского острова, рекреационной зоны вдоль р. Малая Невка, Канонерского острова, однако данные проекты не были реализованы.

В связи с активным освоением городских территорий и недостатком свободных участков под застройку в центральных районах Санкт-Петербурга за последнее десятилетие тема развития и преобразования Канонерского острова стала актуальна и нашла отражение в ряде архитектурных концепций. В 2013 году на форуме «Будущий Петербург» территория была выбрана для разработки конкурсных проектов, в финале конкурса были представлены 4 проекта.

Проект команды Валерия Анатольевича Нефедова предполагал создание острова- конструктора с множеством различных функций, главной точкой притяжения -ландшафтным парком.

Проект «Остров поколений» от архитектурного бюро «Литейная часть — 91» направлен на развитие на острове доступной и безбарьерной среды и сосредоточен на развитии жилой функции, существующие функциональные зоны, в том числе Канонерский парк, было решено сохранить в существующем виде с некоторыми изменениями.

этажные оранжереи и монорельс под ЗСД. Самые интересные идеи — стоянка для дебаркадеров и ферма балтийских нерп.» Проект сочетает в себе бережный подход к истории места и его уникальной составляющей, а также использует морской потенциал города для создания новых функциональных зон.

В данных проектах одним из направлений при проектировании является сохранение ландшафтной и природной составляющей острова, используется его потенциал в формировании морского фасада города.

В 2022 году студентами и специалистами кафедры ДАС СПбГАСУ была разработана новая концепция «Реновация прибрежных территорий Санкт-Петербурга на примере Канонерского острова» [8].

Проектом предлагается включить территорию Канонерского острова в систему морского фасада города, сохранить существующую зону парка, расширить зону контакта с водой за счет развития набережной вдоль Финского залива и Морского канала, переформатировать территорию заводских объектов и привнести новые функции, необходимые для полноценного развития и функционирования острова, внедрить дизайн-код и айдентику городских пространств острова.

а я

Концепция развития Канонерского острова 2022г. Схема планировочной организации территории.

Проектом предложен комплексный подход развития четырех функциональных зон Канонерского острова:

1. Образовательный кластер - Межвузовский кампус (образовательный и научно-исследовательский центр) тесно связанный с производственной зоной завода, предполагает взаимосвязь образовательных учреждений технических специальностей с прикладными занятиями на производстве. Территории завода подвергается переформатированию и улучшению логистических связей производственных сооружений.

2. Жилой квартал с объектами социальной инфраструктуры, включающий зону реновации существующего жилого фонда и строительство новых жилых комплексов.

3. Общественно-деловой центр, являющийся новой функциональной зоной на острове, который позволит использовать потенциал территории и станет новой доминантой в системе морского фасада города.

4. Эко-парк на существующей территории Канонерского парка, включающий новые функциональные зоны и маршруты экологической направленности.

X X

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го А с.

X

го т

о

Проект «Остров поколений»

Команда от мастерской «Витрувий и сыновья» создала концептуальный проект плавучих домов в акватории Финского залива у берегов Канонерского острова. «На острове предлагают создать морской парк, лодочную станцию, ряд общественных пространств, много-

го о м м

Научно-исследовательский центр

„¿ЛШг ^

:„„.......... 81 ■ Ш! 1.1Е» 1 .

Жилая застройка

см см о см

Эко-парк. Озеро

О ш т х

<

т о х

X

Общественный центр

Цели проекта:

1. Формирование нового облика Канонерского острова

2. Создание современной и комфортной среды

3. Развитие производственной и образовательных функций

4. Экологичный и бережный подход к сохранению озелененных территорий

5. Устойчивое развитие острова как независимой единицы города и её актуализация

Задачи проекта:

1. Реновация территории завода с частичным выносом производства

2. Интеграция образовательной функции за счет создания технопарка для студентов технических вузов

3. Обновление и расширение жилого фонда

4. Организация современной транспортной инфраструктуры

5. Сохранение и развитие экологического потенциала острова

6. Организация событийного наполнения, создание общественных пространств

7. Раскрытие водного потенциала, увеличение доступности водных объектов

8. Введение единого дизайн-кода и айдентики территории

9. Сохранение связи с историческим контекстом

Концепцией предусмотрено сохранение индустриальной эстетики острова и типологической идентичности промышленной зоны завода, а также развитие за счет обновления жилого фонда с освоением незастроенных территорий под жилую и общественно-деловую застройку.

Проектными решениями предложено создание четырех различных функциональных центров, которые будут связаны между собой общей планировочной структурой.

Реновация территории завода

Развитие территории данной функциональной зоны подразумевает интеграцию пространства в сложившуюся городскую среду в непосредственной близости от университетов (Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова, ФГУП Нииск, СПбГМТУ)

Территория межвузовского кампуса включает в себя:

1. 10 корпусов общежитий, содержащих в себе: комнаты для студентов, апартаменты для специалистов, пространство для занятий, мероприятий и отдыха.

2. 4 здания технопарка (с кластерами легкой промышленности, библиотекой, креативными пространствами, офисами, коворкингами, производственными лабораториями и мастерскими)

3. научно-исследовательский музей канонерского судоремонтного завода.

Реновация набережной завода

Зона технопарка

Жилая зона

Планируется провести реновацию зоны существующей жилой застройки, сформированной типовыми панельными пятиэтажными домами 60-70х годов ХХв, а также интегрировать участки новой жилой застройки, чтобы обеспечить остров новыми площадями селитебных территорий.

Новая жилая застройка представляет собой жилой комплекс и 2 секционных дома с подземным паркингом, а также 9 односекционных домов. На эксплуатируемых кровлях жилых домов организованы террасы с видом на залив. Предусмотрено устройство подземных и полуподземных паркингов, бестранспортных дворов.

Фронт застройки, обращенный к воде, формирует единое пешеходное пространство, включающее в себя зону рекреации, зону отдыха, прогулочные и велосипедные маршруты, точки контакта с водой. Основной подъезд автомобилей планируется со стороны Путиловской набережной, при этом прибрежная полоса остается бестранспортной. Буферные зоны между застройкой и водой задумываются как пешеходные и приобретают общественный характер. [5]

Основным экологическим решением по обеспечению устойчивого развития в данной зоне является создание полосы буферного озеленения для минимизации негативных эффектов от проходящей магистрали ЗСД в непосредственной близости от жилой зоны Канонерского острова. Эффективность многорядного озеленения в качестве шумозащитного экрана перед застройкой неоднократно подтверждалась практикой. [5, с.51]

Вид на новый жилой комплекс

Зона общественно-делового центра

Участок, на котором предлагается расположить общественно-деловой центр, находится между существующим парком в южной части Канонерского острова и граничит с существующей жилой застройкой.

Характерная особенность участка - большая площадь пустующих и заблокированных территорий, занятых гаражным кооперативом. За счет реорганизации территории существующего гаражного кооператива и сноса всех ветхих технических построек, представля-

ется возможным устройство новой транспортной развязки, с последующим выводом в планируемый тоннель.

Жилая зона участка расширяется за счет реновации существующих жилых домов и постройки нового жилого комплекса.

Таким образом, на участке складываются несколько функциональных зон:

1.Жилая зона

2.Новый транспортный узел, связывающий Канонерский остров с городом

3.Общественно-деловой центр

4.Рекреационная зона

Общественно-деловой центр - это принципиально новое ядро в функциональном зонировании Канонерского острова, устройство которого повлечет за собой увеличение интереса к острову, его развитию и привлечению инвестиций бизнес-компаний.

В рамках концепции предлагается развитие деловой части острова, которая будет состоять из офисов различных компаний, связанных с судостроительством и ремонтом, различных 1Т-компаний и других крупных предприятий.

Новый центр Канонерского острова интегрирован в существующую застройку и является связующим звеном между научным кампусом, судоремонтным заводом, жилым кварталом и эко-парком. Он представляет из себя транзитную точку, через которую будут проходить основные пути от жилой застройки до эко-парка. Центр является высотной доминантой острова и играет важную роль в формировании водного фасада города, находясь на одной визуальной оси с существующей высотной доминантой - Лахта центром.

Общественно-деловой центр.

Эко-парк

Парковое освоение береговых пространств в современном городе не преследует цели создания искусственных природных систем, а подчиняется задаче сохранения существующего природного потенциала территории на основе закрепления её экологического каркаса. [5, с. 137] Концепцией предлагается сохранить территорию Канонерского парка как зону естественного ландшафта, возродить её рекреационный потенциал и расширить функциональное наполнение.

Функциональное зонирование парка распределяется следующим образом:

1. Зона существующих высокоствольных насаждений представленных в виде лесного массива с созданием прогулочных эко-маршрутов

2. Тихая прогулочная зона с посадками полевых и цветущих трав

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

3. Прогулочные зоны вдоль береговой линии со смотровыми площадками и зонами отдыха, зона пляжа и активного контакта с водой

4. Зона отдыха у озера с организованными спусками к воде, площадками для активного и тихого отдыха, прогулочными маршрутами и эко-тропами

Проектные решения основаны на идее создания ландшафтного парка и укрепления его экологической устойчивости, предложено увеличить процент озелененных территорий, расширить видовое разнообразие зеленых насаждений и создать комфортную и привлекательную среду. Также ключевым решением является создание непрерывного прогулочного променада вдоль Финского залива и Морского канала в виде укрепленной набережной и деревянного променада. А также предлагается восстановить часть исторической набережной вдоль до Канонерской косы.

Развитие парковой зоны позволит синтезировать природный и дизайнерский ресурсы выразительно и органично, достигая нового образа пространства и отвечая на потребности населения. Многофункциональность парковых пространств остается в числе наиболее востребованных качеств создаваемой рекреационной среды обретая иные ландшафтные формы и приемы организации каждого фрагмента территории. [4, с. 254] Экологичность и доступность для всех групп населения, гибкость использования в различные сезоны года и культурная содержательность необходимы для поддержания интереса посетителей к парковой территории. [4, с.254 ]

^ Тростниковое поле. Эко-парк.

Щ Решение проблем транспортной инфраструк-

и туры

< Канонерский остров нуждается в развитии дорожной

§ сети и решению основной транспортной проблемы: су-

X ществования только одного въезда через транспортный

^ тоннель. Второй тоннель предлагается расположить в

южной части острова. С целью повышения шумоизоля-ции часть тоннельной развязки находится ниже отметки чистой поверхности земли. Это позволяет снизить уровень шумовой нагрузки, а также сохранить визуальную целостность ландшафта.

Еще одним ключевым решением по решению доступности территории является планирование станции метро "Канонерский остров". Открытие этой станции находилось в разработке начиная с 2013 года, однако так и не было осуществлено. Станция "Канонерский остров" была запланирована в продолжении Адмиралтей-ско-Охтинской линии петербургского метрополитена и должна находиться между соседними станциями "Гуту-евская" и "Проспект героев". Развитие сети метрополитена облегчит передвижение жителей и гостей города без личного автотранспорта.

Павильон станции спроектирован в единой стилистике с новой застройкой острова и располагается в северной части острова в непосредственной близости, как от научного кластера, так и от жилого квартала.

Заключение

В концепции выявлены основные принципы адаптации промышленных прибрежных территорий к новым современным условиям городской среды на основании изучения исторических преобразований территории и необходимости качественного обновления городских открытых пространств Канонерского острова. Рассматривая развитие территории во времени и анализируя генеральные планы Санкт-Петербурга прошлых десятилетий, можно сделать вывод, что планировалось ее постепенное преобразование из промышленной в рекреационную.

В концепции предложено развитие традиционных градостроительных ценностей, прежде всего выраженных в развитии прибрежного зеленого каркаса и формировании морского фасада города.

«Свертывание» функций промышленных территорий, как за счет их выноса, так и за счет перепрофилирования, отвечая в целом интересам оздоровления среды, составляет основу для формирования постиндустриального ландшафта. [3]

Литература

1. Баранов Н.В. Генеральный план развития Ленинграда // Архитектура ленинграда. 1939. №3. С. 7-21

2. Ильин Л. А. План развития Ленинграда // Архитектура Ленинграда 1936. №1. С. 18-33.

3. Нефедов В.А. Архитектурно-ландшафтная реконструкция как средство оптимизации городской среды // СПб. 2005.

4. Нефедов В.А. Городской ландшафтный дизайн // СПб. 2012.

5. Нефедов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды // СПб. 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Санкт-Петербург в планах и картах. XX век. // СПб.: Северо-Западный Картографический Центр, 2012. 424 с.: ил.

7. Семенцов С. В. Градостроительство Петрограда - Ленинграда: от революционного разгрома 1917 - 1918 годов к возрождению 1935 года. // Вестник СПбГУ. 2012. №1. С. 130-143.

8. Дёмин А.В, Баркеева Д.А., Голдобина А.Д., Дружинина М.А., Ерёмина А.А. ВКР «Реновация прибрежных территорий Санкт-Петербурга на примере Канонерского острова» // СПбГАСУ. 2022

Renovation of coastal areas of St. Petersburg on the example of

Kanonersky island Barkeeva D.A., Demin A.V.

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering JEL classification: L61, L74, R53

The article applies the ideas of creating a unified coastal green areas net of St. Petersburg and the establishment of new recreational areas, educational, public and business spaces on the example of Kanonersky Island. The article is devoted to the issues of forming of sea front of the city, principles of urban planning development which are reflected in the general city plans of XX-XXI centuries, historical development of Kanonersky Island and its functional zoning as well as the strategy of coastal area development. The article describes the conceptual suggestion of renovation the territory of Kanonersky Island with the decision of the key issues and tasks. It is proposed to create four centers of sustainable development of the island, including manufacturing and educational centers, a recreational area of the landscape eco park, renovation and expansion of urban areas and the creation of a new public and business center. One of the key issues of the concept is the problem of transport availability and accessibility of Kanonersky Island, solutions for the transformation of the island's transport infrastructure are proposed.

Keywords: Kanonersky Island, the sea front, the green areas net, sustainable development, site renovation

References

1. Baranov N.V. General plan for the development of Leningrad // Architecture of Leningrad. 1939. No. 3. pp. 7-21

2. Ilyin L. A. Plan for the development of Leningrad // Architecture of Leningrad 1936. No. 1. pp. 18-33.

3. Nefedov V.A. Architectural and landscape reconstruction as a means of optimizing the urban environment // St. Petersburg. 2005.

4. Nefedov V.A. Urban landscape design // St. Petersburg. 2012.

5. Nefedov V.A. Landscape design and sustainability of the environment // St. Petersburg. 2002.

6. St. Petersburg in plans and maps. XX century. // St. Petersburg: Northwestern Cartographic Center, 2012. 424 p.: ill.

7. Sementsov S. V. Urban planning of Petrograd - Leningrad: from the revolutionary defeat of 1917 - 1918 to the revival of 1935. // Bulletin of St. Petersburg State University. 2012. No. 1. pp. 130-143.

8. Demin A. V., Barkeeva D.A., Goldobina A.D., Druzhinina M.A., Eremina A.A. «Renovation of costal areas of St.Petersburg on the example of Kanonersky island» // SPbSUASE. 2022

X X

o

OD >

c.

X

OD m

o

ho o ho ho

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.