Научная статья на тему 'РЕНОВАЦИЯ И КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ФАСАДОВ'

РЕНОВАЦИЯ И КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ФАСАДОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАСАД / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЖИЗНЬ ФАСАДА / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ЦЕЛОСТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Богодаева А.В.

Работа посвящена проблеме «засорения» фасадов и возможности их «оздоровления»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕНОВАЦИЯ И КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ФАСАДОВ»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 72

Богодаева А.В.

ФГБОУ ВО «Московский архитектурный институт» (г. Москва, Россия)

РЕНОВАЦИЯ И КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ФАСАДОВ

Ключевые слова: фасад, трансформация, жизнь фасада, городская среда, целостность.

Аннотация: Работа посвящена проблеме «засорения» фасадов и возможности их «оздоровления».

- «Прошу вас, будьте осторожны. Но не очень».

30-й стих Старой Эдды (Гаве-Мааль)

В данной работе речь пойдет о том, как можно решить проблему содержания фасадов многоквартирных жилых домов в городе Москве, которая складывалась в последние 50-60 лет. По нашему мнению, основная причина - рост доходов населения и отсутствия регулирования со стороны исполнительной власти, а также отсутствие критериев для принятия решений о возможности изменения фасадов.

Сегодня человек (а под человеком мы понимаем жителей, собственников жилых и нежилых помещений, арендаторов) стремится к максимальному комфорту. В крупных городах и столицах стало наличие современных энергосберегающих окон, домашнего кондиционера, остекленного балкона и прочих атрибуты современной жизни, которые необратимо видоизменяют фасад

жилых домов. Остановить или ограничить потребности в сегодняшнем уровне воспитания и культуры крайне сложно.

По мнению советского и российского ученого и исследователя проектного творчества и архитектурного наследия Вячеслава Леонидовича Глазычева, типовую серийную гипсовую скульптуру, которую выставляют во всех пионерских лагерях и в жилых кварталах, жильцы раскрашивают. Таким образом, речь идёт уже не о пустом мечтательстве, об активности в неопределённом "завтра". Она есть, она может приобретать уродливые формы, но за ней всегда есть настоящее, глубокое содержание.

Следующее сложное понятие, о которое я хочу затронуть в своей работе это граница своего, общего и общественного. То есть восприятии городской среды и восприятие себя частью этой среды.

Наследие в качестве не только сохранившихся объектов исторической среды, но и типового домостроения 1960-2010х гг. это большой сложный участок, который на сегодняшний день требует внимательного продуманного подхода со стороны городских властей и архитектора.

Предметом моего многолетнего исследования являются фасады зданий. Рабочая гипотеза моей работы: фасады неумолимо утрачивают архитектурную стилистику, историческую правдивость, красоту, и, как следствие перестают воспроизводить впечатление, ради которого замыслу автора позволено было случиться. То есть перестают быть ценными.

Симметрия, гармония, ритм, цвет, тон, свет, сочетание. Нет смысла описывать принципы проектирования в данной работе.

Поговорим о реальности в городе Москве. Эра потребления привела к тому, что фасад здания претерпевает изменение в течение всей жизни. Почти все фасады в Москве выше второго этажа, в центре, периферии, выходящие на красную линию или находящиеся в глубине застройки, исторически ценные или типовые, новостройки и старый фонд обезображены. Кондиционеры, остекления замена ограждений балконов и лоджий, антенн, замена рисунка и материала

переплетов и отливов, окраска откосов, наружные вытяжки, материала оконного заполнения, нарушения ритма оконных и дверных проемов и другие «признаки жизнедеятельности» трансформируют фасад.

В местах большого скопления людей это норма, что нужна вывеска, появляются входы, коммуникации на фасаде. Первый этаж во всех развитых странах и в любой исторический период логично использовать под нежилые (торговые, бытовые, административные) цели. Тема это обширная. Подходы, принципы и стратегии развития первых нежилых этажей должны формироваться из потребностей, в контексте и по месту.

Рассмотрим подробнее все остальное «тело» предмета исследования: фасады выше второго этажа, при этом не важно центр это или периферия, выходит ли на красную линию или находится в глубине застройки, исторически ценный или типовой, новый объект строительства или ему не один десяток лет. Все фасады в Москве обезображены: кондиционеры, остекления замена ограждений балконов и лоджий, антенн, замена рисунка и материала переплетов и отливов, окраска откосов, наружные вытяжки, материала оконного заполнения, нарушения ритма оконных и дверных проемов и другие мероприятия искажают фасад.

Конфликт, очевидно, рождается из-за неверного трактования фасада как элемента собственности. В Москве исторически заложилась двойственность в этом вопросе. Априори, собственник считает фасад своим. Но с позиции качества городской среды содержание всех внешних поверхностей должны быть в компетенции соответствующих служб.

Тема не нова и очень актуальная для столицы, которая претендует быть на высоком международном уровне. Постановка проблемы формировалась еще с 1970-х годов.

Очень живой и понятный всем пример приводит Глазычев В.Л. в своем докладе 1972г: «Шофёры в автобусах и троллейбусах создают внутри кабины, сделанной дизайнером-профессионалом или любителем, то есть инженером, свой

мир: вешают коврики, наклеивают переводные картинка на пульт управления и чувствуют себя при этом хорошо.» Далее он переводит взгляд от наблюдения за личным пространством к проблеме широкого и общественного восприятия. «В частности, можно увидеть, как преображаются балконы, которые сделаны все одинаково и аккуратно, а потом жильцы опутывают эти балконы гирляндами, орнаментом из алюминиевых полос или чего-то ещё, тоже стремясь выразить себя и устроить свой мир по-своему.»

Фасады неумолимо утрачивают архитектурную стилистику, историческую правдивость, красоту, и, как следствие перестают воспроизводить впечатление, ради которого замыслу автора позволено было случиться. То есть перестают быть ценными или попросту становятся уродливыми.

Факт того, что множество собственников никогда не смогут договориться о единых правилах, не подвергается сомнению. Есть опыт ТСЖ, которые достаточно строго следят за переустройством в квартирах и в том числе на фасадах. Но эти примеры единичны, и такие организации воспринимаются населением, как нечто мешающее и создающее проблему, нежели как культурная норма. То, что в Европе самовольная замена остекления может закончится судебными тяжбами собственника с городской администрацией для московского обывателя дикость.

Решением может стать опыт большинства крупных европейских городов в решение данной проблемы. Таких как, Прага, Будапешт, Милан.

В сложившейся ситуации в Москве невозможно заставить собственников жилых квартир привести в соответствие или заменить на одинаковые окна, балконные ограждения, остекления, повесить одинаково кондиционеры или отказаться от них вовсе.

Подводя итог, можно сказать, что нам же нужно добиться профессиональной зрелости художественного проектирования как деятельности, в которой дизайнера не может заменить никто. А зрелость профессии требует, как минимум, выделения некоторых видов дизайна. Глазычев В.Л. выделяет их три:

Принципиальное проектирование или создание стратегических программ. Как считает автор, обязанностью проектировщика стало учитывать это в самом начале своего творчества.

Создание эталонов, образцовых решений проектных задач, методический контроль. Это чрезвычайно важно для того, чтобы можно было вторичное творчество разыгрывать внутри той системы, которая запроектирована, а не ломать её, играть с этой системой по образу и подобию человека-использователя.

И, наконец, особая деятельность типа художественного конструирования, внедряющая образцы в производство. То, что необходимо избавляться от лишних вещей, — это очевидно; то, что необходим контроль за ассортиментом вещей, — тоже очевидно.

Рабочая гипотеза моей работы: можно, изучив опыт содержания фасадов некоторых городов можно сформировать правила для содержания фасадов в Москве.

Задачами своей работы я вижу формирование решений «оздоровлению» фасадов в городе Москве.

Создание нормативной базы, которая определит критерии, границу и объем вмешательства в фасад, единую систему правил, а главное, набор запретов, контроля и меры пресечения и наказания за ненадлежащие содержание фасадов.

Определение ключевых групп для строгой «реанимации» фасадов и для «местного лечения». Необходимо договориться о переходном периоде, за который собственники смогу проявить свою гражданскую ответственность и за свой счет привести фасада соответствие с единым решением. Например, в счет квартплаты.

Создание типовых решений для капитального ремонта за счет средств города, а также ответственного органа по контролю капитального ремонта и пресечение самовольного вмешательства жителей в архитектурный облик здания.

Проектные предложения (улица, квартал, кольцо, вылетные магистрали):

1) Анализ существующей ситуации

2) Предложение с учетом предложенных мер.

Итогом работы мы хотели бы видеть формирование принципов и конкретных решений по «оздоровлению» и модернизации фасадов в городе Москве в течении 5 лет.

Список литературы:

Глазычев В.Л. Совместное заседании Сектретариатов Союза художников СССР и Союза польских художников "О некоторых вопросах участия художника в создании предметной среды социалистического общества", Москва, 16-17.02.1972. Доклад "Национальные школы западного дизайна и принципы формирования социалистического дизайна". http://www.glazychev.ru/publications/doklady/1972 nation shkoly design.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.