Научная статья на тему 'Ренессанс ядерной энергетики и корпоративная система подготовки кадров для атомной промышленности'

Ренессанс ядерной энергетики и корпоративная система подготовки кадров для атомной промышленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носырев Николай Анатольевич

Статья представляет из себя комплексное рассмотрение категории предпринимательской деятельности (с точки зрения системного подхода) с целью фиксации основных направлений изучения успеха как социокультурного феномена методами социологического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Носырев Николай Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Renaissance of nuclear power and corporate system of a professional training for the nuclear industry

The article deals with the basic tendencies in development of atomic engineering in the beginning of XXI century. Perception by the world community of nuclear technologies, re-structuring of the nuclear industry and an opportunity of reception of work in atomic engineering are considered. Processes of globalization which lead to essential transformation of the market of a manpower are estimated. Increase of a role of the intellectual capital in modern corporations which leads to necessity of their transformation in constant «the trained organization» is analyzed. The processes are realized in the nonconventional form -in the form of corporate university. In the article activity of an educational Consortium «the Russian Nuclear Innovative University», its programs, the purposes, projects and priorities is analyzed.

Текст научной работы на тему «Ренессанс ядерной энергетики и корпоративная система подготовки кадров для атомной промышленности»

УДК 621.039:658.3 + 316.334.2 ББУ У9(2)240

Н.А. Носырев

РЕНЕССАНС ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ И КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ АТОМНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Анализ научных публикаций, выступлений государственных деятелей, касающихся развития атомной энергетики, в настоящее время показывает, что атомная энергетика переживает ренессанс. В 2005 г. сразу два правительства стран «большой семерки» поддержали идею усилить роль атомной энергетики в ТЭК своих стран. В апреле 2005 г. американский президент Дж. Буш выступил за пересмотр долгосрочной энергетической стратегии США. По мнению американской администрации, развитие атомной энергетики является единственной реальной альтернативой зависимости экономики США от масштабного наращивания импорта нефти и газа. Ставка Вашингтона на АЭС позволит увеличить долю ядер-ной энергетики в выработке электроэнергии в США с 20 % в 2003 г. до 30—35 % в 2020 г.

После переизбрания в мае 2005 г. на очередной пятилетний срок к теме развития атомной энергетики обратилось и правительство Великобритании. Новый министр энергетики А. Джонсон заявил, что его ведомство рассматривает варианты возобновления ядерной программы и строительства новых АЭС. Из 12 действующих атомных реакторов в Британии шесть должны отслужить свой срок к 2010 г. В начале следующего десятилетия Британия столкнется с резким сокращением добычи нефти и газа в своем секторе Северного моря (его ресурсы близки к исчерпанию). Поэтому власти страны рассматривают возвращение к программе развития АЭС как единственную альтернативу нефтегазовой и угольной энергетике (Кокшаров А. День атомного сурка. — Эксперт; 13.06.2005; 22 (469)).

В России, как отмечает глава Агентства по атомной энергии, в ближайшие годы доля атомной энергии в электроэнергетике страны должна подняться с 16 до 25 %. Для этого необходимо ввести в эксплуатацию ряд энергоблоков, в первую очередь тех, что имеют высокую степень готовности: на Ростовской, Калининградской, Курской АЭС (Дьякова И. Энергия России. Не забывая о Чернобыле. Атомная энергетика — на новом этапе. — Труд, 17 января, 2003).

В ряде регионов России общественность выступает за строительство атомных станций. Например, в Башкирии несколько лет назад противились строительству АЭС. Тогда президент России, Госдума поддержали население и запретили стройку. В 2003 г. президент Башкирии М. Рахимов обратился с просьбой профинансировать строительство Башкирской АЭС на 2003 г. Этой республике, где сосредоточен мощный производственный потенциал, необходимы надежные энергоисточники. В марте 2005 г. на заседании Кабинета министров Татарстана, где

обсуждался проект программы развития топливно-энергетического комплекса до 2020 г., вице-премьер А. Пахомов заявил о возможности возобновления строительства Татарской АЭС, строительство которой было заморожено в 1989 г. (Татарстан остался открытым мирному атому. — Вести Отечества (Альянс Медиа); 16.03.2005).

Таким образом, анализ рассмотренных тенденций в области ядерной энергетики в ведущих странах мира позволяет сказать, что наступает эпоха ядерного ренессанса. Прогнозируемые многими мировыми организациями и аналитиками рост населения планеты и укрепление устойчивого экономического развития потребуют уже к 2020 г. увеличения в 2 раза мирового энергообеспечения по сравнению с сегодняшним уровнем, а к 2050 г. эти потребности возрастут в 3 раза. В условиях истощения традиционных органических энергоресурсов, остро стоящих экологических проблем позиции ядерной энергетики укрепляются после наблюдавшегося в 90-е годы прошлого столетия застоя в ее развитии. Общественное мнение начало меняться в сторону поддержки атомной энергетики. Это означает, что потребуется строительство нескольких сотен ядерных реакторов и соответствующего наращивания производства ядерного топлива, подготовки значительного числа новых кадров для атомной отрасли.

В тоже время анализ документов МАГАТЭ, материалов Агентства по ядерной энергетике стран ОЭСР (IAEABulletin, vol. 43, № 1,2001), позволяет выявить проблемы, противоречия, неопределенность в отношении подготовки кадров для атомной отрасли. Во многих странах мира, в том числе и в России, наблюдается старение трудовых ресурсов и сокращение числа молодых специалистов в ядерной области, снижение возможностей получения высшего образования в сфере ядерной техники в связи с закрытием ядерно-технических факультетов и исследовательских реакторов во многих университетах.

Тенденции в сфере ядерного образования и обучения в разных странах различны и непосредственно зависят от общей ситуации в системах образования в областях науки и техники. Восприятие мировым сообществом ядерных технологий, особенно после чернобыльской аварии, создало неблагоприятный фон, оказывающий влияние на тенденции в области образования. В ряде стран ядерно-тех-нические факультеты, как таковые, в большинстве крупнейших университетов сменились факультетами с новыми названиями, в которых на первое место

Экономическая социология

поставлены энергетика, естественные науки или изучение систем, а ядерный компонент был помещен в рамки этих учебных планов. В результате возросло число студентов-выпускников по различным специальностям и в более широких областях исследований. Реструктуризация ядерной промышленности и широкое разнообразие возможностей получения работы в других отраслях серьезно усугубили проблемы, связанные с привлечением лучших студентов для работы в ядерной сфере. Среди молодого поколения зачастую распространено мнение о том, что в ядерной промышленности отсутствуют перспективы для успешной карьеры в будущем. Молодежь России не видит смысла связывать свою судьбу с отраслью без будущего или с будущим в виде утилизации отходов и снятия с эксплуатации устаревших установок. Конечно, освобождение от службы в армии—весомый аргумент, но для отрасли он не столь эффективен. В итоге примерно 20 % выпускников работают по специальности в ядерной отрасли. Если добавить сюда низкий уровень знаний студентов, «нищенскую» зарплату преподавателей, падение уровня профессиональных знаний и компетентности, отмечает В. М. Мурогов, директор Департамента ядерной энергии и заместитель Генерального директора Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в Вене (1996—2003 гг.) д. т. н, профессор Государственного технического университета атомной энергетики в г. Обнинске, — становится ясным: необходимы радикальные перемены в системе и уровне ядерного образования в России для возрождения ядерной мощи и экономики нашей страны (Морогов В. Россия «обречена» на развитие ядерной энергетики. — Ядерный контроль. № 3 (77), том 11,2005, с. 21—22,25).

Как показывает мировой опыт, успешное социально-экономическое развитие страны связано с быстрой сменой производственных технологий, постоянной модификацией средств производства, глобализацией информационных, финансовых и товарных потоков. Это приводит к существенной трансформации рынка трудовых ресурсов. Возрастание роли интеллектуального капитала в современных корпорациях приводит к необходимости превращения их в постоянно «обучаемую организацию». Процесс обучения реализуется в нетрадиционной форме — в форме корпоративного университета (КУ). В мире их насчитывается уже более 1000. Крупнейшим корпоративным университетом считается подразделение IBM Global Learning.

Бюджеты некоторых КУ измеряются сотнями миллионов долларов (около 5 % доходов корпорации). Многие КУ имеют глобальную образовательную систему с филиалами во многих странах мира. Более 90 % учебных программ строится с использованием Web-технологий, а также направленного на рабочее место телевизионного вещания. Зачисление студента, его обучение, общение с преподавателями или студентов между собой, сдача экзаме-

нов осуществляются с широким использованием Интернет. Вся система образования в корпорациях рассчитана на сильную мотивацию учащихся к повышению своего образовательного и профессионального уровня. Различают три уровня КУ.

1. Обучение профессионалов для своих корпораций.

2. Обучение сотрудников новым путям ведения бизнеса, необходимым при смене деятельности.

3. Использование КУ в качестве стратегического инструмента для управления и реформирования корпораций.

Как правило, корпорации начинают с первого уровня, постепенно поднимаясь до третьего. Можно резюмировать, что управление развитием сложных технико-экономических комплексов (корпораций, отраслей) становится функцией «педагогической». Основной задачей корпоративного университета является создание единого образовательного пространства для непрерывной подготовки и переподготовки кадров отрасли, способных к быстрой смене технологий, призванных значительно повысить конкурентоспособность отрасли. Можно сказать, что КУ формирует инфраструктуру инвестиций в человеческий капитал, используя новейшие информационные технологии и создавая такое образовательное пространство, для которого характерны непрерывность, гибкость, модульность, универсальность и широта спектра специализаций, доступность для работников отрасли (См.: В. В. Харитонов, Б. М. Кербель, А. Н. Жиганов, А. И. Гусева, И. Г. Попова, А. А. Филипас. Корпоративный ядерный университет: предпосылки, концепция, структура. Северск — Москва, 2004).

Одним из известных в России примеров корпоративного университета можно считать РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина. В 2005 г. это учебное заведение отметило 75-летний юбилей. Сегодня в списке попечителей вуза числятся все крупнейшие компании, работающие в нефтегазовом секторе, — от «Газпрома» и «Транснефти» до ТНК и «ЛУКОЙЛа». Именно эти компании направляют своих работников на обучение в профильном РГУ Кроме того, многие лекции читают непосредственно специалисты нефтегазовых корпораций, организуется производственная практика, а для выпускников проводятся ежегодные ярмарки вакансий.

Система подготовки кадров досталась нефтяникам и газовикам в наследство от Советского Союза. В других отраслях положение профильных вузов в последние 10—15 лет было не столь благополучным, как в экспортоориентированном ТЭКе. Помимо нефтяников и газовщиков сохранилась структура отраслевого обучения фактически только в РАО «ЕЭС», Минтрансе, Росатоме.

В последние годы по образу и подобию традиционных отраслевых учебных заведений начинают создаваться и новые корпоративные университеты.

Н.А. Носырев

Ренессанс ядерной энергетики и корпоративная система ______подготовки кадров для атомной промышленности

Один из наиболее успешных проектов — корпоративный университет компании «Северсталь», получивший официальную регистрацию в августе 2001 года. Как отмечает его директор Дмитрий Афанасьев, создание этого учебного заведения должно «способствовать тому, чтобы между объединенными волей акционеров предприятиями холдинга возникли общий взгляд на управление, единый язык, нормы, правила ведения дел. Также корпоративный университет помогает в выработке общих подходов к решению принципиально новых проблем, общих стандартов управления в группе и таким образом — общей культуры» (Финансовые Известия, 27 сентября, 2004).

В России с 2002 г. в соответствии с соглашением Минатома и Минобразования России начал осуществляться совместный проект по созданию корпоративного университета атомной отрасли. Данный проект первоначально разрабатывался учеными ведущих вузов атомной отрасли — МИФИ, Северским государственным технологическим институтом, Саровским физико-техническим институтом. В настоящее время предполагается практическое участие всех высших учебных заведений отрасли в этом проекте.

02 февраля 2006 года 20 организаций подписали соглашение о создании образовательного Консорциума «Российский ядерный инновационный университет». Консорциум создан с целью формирования современной эффективной корпоративной системы подготовки квалифицированных кадров для выполнения задач Росатома, а также создания эффективной инновационной системы атомной отрасли и реализации инновационных проектов на основе интеграции научного, образовательного и инновационного потенциала организаций — членов Консорциума.

Консорциум является фактически научным, образовательным и инновационным кластером ядерной отрасли. Программы и проекты, которые будет реализовывать Консорциум, ориентированы на развитие связей между организациями, повышение интеграции, концентрации ресурсов, реализации совместной инфраструктуры и т. д.

К первоочередным задачам Российского ядерно-го инновационного университета относятся следующие:

1. Создание комплекса учебных дисциплин для поддержки крупных технико-экономических и социальных программ отрасли. Повышение корпоративной образовательной, технологической и управленческой культуры. Изучение механизмов развития сложных комплексов технологий (индустриальных, социальных и др).

2. Создание организационных и инструментальных средств для массовых технологий подготовки высококвалифицированных кадров разного уровня (школа, ПТУ, техникум, вуз, аспирантура и докторантура).

3. Оптимизация ресурсов для обеспечения учебных, научных и инновационных процессов в отрасли.

4. Развитие инновационной деятельности вузов в ЗАТО для решения социально-экономических задач региона и обеспечения занятости специалистов, высвобождаемых в связи с сокращением оборонного заказа.

5. Организация на базе отраслевых образовательных консорциумов (вузы + ИПК) переподготовки кадров по перспективным направлениям:

• инновационный менеджмент,

• СЛЬБ-технологии,

• информационные технологии бизнес-моделирования,

• технологии обращения с отработанным топливом и РАО, их утилизация и захоронение,

• радиационный мониторинг,

• РК-технологии в работе с общественностью.

6. Развитие международных связей в области ядерного образования.

Таким образом, создание Российского ядерного инновационного университета является новой формой управления непрерывным ядерным образованием в отрасли.

В России в семи вузах Закрытых Территориальных Образований России (ЗАТО), готовящих кадры для десяти атомных городов, обучается в настоящее время свыше 7000 студентов по 32 специальностям. Один из таких вузов, входящий в Консорциум «Российский ядерный инновационный университет», — Новоуральский государственный технологический институт (НГТИ), который наряду с Уральским государственным техническим университетом (УГТУ-УПИ) готовит специалистов для Уральского электрохимического комбината (УЭХК). На инженерные должности ежегодно приходят до 30-ти выпускников этих вузов. Дипломную практику в подразделениях УЭХК проходят 100—120 человек. В государственной аттестационной комиссии физтеха УПИ, которая работает непосредственно на комбинате, ежегодно защищается до 10 дипломных проектов. Специалисты комбината активно работают на всех выпускающих кафедрах НГТИ и как руководители дипломных проектов, и как члены ГАК.

Деятельность высших учебных заведений приносит свой положительный результат базовому предприятию — пополнение квалификационного персонала. Но это не значит, что проблем в этом плане нет. Во-первых, потребности комбината в специалистах часто не совпадают с наличием персонала соответствующей квалификации. На УЭХК 5 тыс. должностей, требующих высшего образования, и 6 тыс. человек, имеющих высшее или незаконченное высшее образование. Однако найти подходящего специалиста сразу удается не всегда. Социологический анализ показывает, что среди потенциальных кандидатов (788 человек с высшим образованием

Экономическая социология

трудятся на рабочих местах): 368 человек (47 %) составляют работники в возрасте старше 40 лет или те, кто получил высшее образование 10 лет назад. За прошедшие годы они либо сами не захотели изменить свое профессиональное положение, либо это не получилось. Но результат один: полученные ими знания уже забылись, устарели и не могут быть основанием для замещения инженерной должности. Но они могут быть очень полезны на таких рабочих местах, как электромонтеры, слесари КИПиА, ремонтники, наладчики, бригадиры, особенно, когда работа требует высоких квалификационных разрядов (7—8 разряды).

171 человек (22 %) — это люди, имеющие гуманитарное или экономическое образование. (Среди тех, кто в настоящее время учится без отрыва от производства, численность получающих гуманитарную или экономическую специальность — 45 %). Их трудоустройство на предприятии, где подавляющее число должностей специалистов и руководителей требуют технического образования, очень сложно. Это вызывает негативные последствия: люди учатся, повышают уровень образования, но, добившись диплома ценой больших физических усилий (совмещая учебу с работой) и немалых денежных затрат (это образование в основном плат-

ное), бывают разочарованными, обманутыми в своих ожиданиях, т. к. их возросший личностный и квалификационный потенциал оказывается не востребованным.

98 человек (12,5 %) — это женщины, трудоустройство которых на комбинате тоже затруднено. Таким образом, из 788 человек, имеющих высшее образование, но занятых на рабочих местах, реально по специальности могут быть трудоустроены примерно 150 человек. Это в 5 раз меньше, чем изначальная цифра. Следовательно, внутренние ресурсы для комплектования ряда вакансий ограничены.

Во-вторых, 70 % из этих 150 специалистов, работающих на рабочих местах, — выпускники НГТИ по трем кафедрам. Но в перечне инженерных должностей, существующих на комбинате, 105 наименований. Очевидно, что укомплектовать их выпускниками 3-х кафедр трудно. Поэтому обойтись без приема молодых специалистов «со стороны» пока невозможно.

Таким образом, новые формы управления непрерывным ядерным образованием в отрасли, тесные связи технических вузов с базовыми предприятиями способствуют более качественной подготовке кадров для отечественной атомной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.