Научная статья на тему 'Ренессанс шелкового пути как символ нового моста между Востоком и Западом в ХХI веке'

Ренессанс шелкового пути как символ нового моста между Востоком и Западом в ХХI веке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
114
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тангалычева Римма Камильевна

21-24 августа 2015 г. в южнокорейском городе Кенджу прошла международная конференция «Renaissance of Silkroadia», организатором которой стал Центр изучения шелкового пути Университета иностранных дел «Ханкук» (Республика Корея). Основная цель конференции заключалась в создании ассоциации университетов шелкового пути, а также сообщества преподавателей, ученых и студентов, занимающихся исследованиями перспектив развития возрождаемого великого шелкового пути

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Silk Road Renaissance as a Symbol of a New Bridge between East and West in the 21st Century

The International Conference «Renaissance of Silkroadia» took place in South Korean city of Gyeongju, 21-24 August 2015. It was organized by the Center for the Study of the Silk Road, The University of Foreign Affairs “Hankook”. The main objective of the Conference was to create an association of Silk Road universities and to form a community of scholars, professors and students involved in Silk Road studies and projects of its revival.

Текст научной работы на тему «Ренессанс шелкового пути как символ нового моста между Востоком и Западом в ХХI веке»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Р.К. Тангалычева

РЕНЕССАНС ШЕЛКОВОГО ПУТИ КАК СИМВОЛ НОВОГО МОСТА МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ В ХХ! ВЕКЕ

21—24 августа 2015 г. в южнокорейском городе Кенджу прошла международная конференция «Renaissance of Silkroadia», организатором которой стал Центр изучения шелкового пути Университета иностранных дел «Ханкук» (Республика Корея). Основная цель конференции заключалась в создании ассоциации университетов шелкового пути, а также сообщества преподавателей, ученых и студентов, занимающихся исследованиями перспектив развития возрождаемого великого шелкового пути*. Выбор города Кенджу для проведения масштабного мероприятия не случаен: он был столицей королевства Силла, игравшего в свое время активную роль среди государств шелкового пути в Корее и за счет этого достигшего небывалого уровня развития материальной культуры и искусств. Научное мероприятие проводилось в рамках ежегодного фестиваля традиционной культуры г. Кенджу.

В ходе работы конференции были основаны три организации, среди них самая важная — Сеть университетов шелкового пути (United Présidents of the Silk-road Universities Network — UPSUN). Она призвана способствовать инсти-туционализации образования, научных исследований и академических обменов между ключевыми университетами на самом высоком уровне. Следующая организация — Международная ассоциация исследований шелкового пути (International Association for Silk-road Studies — IASS) — будет выступать платформой академических программ, сфокусированных на развитии концепции нового шелкового пути в XXI в. и проведении такого рода исследований на основе самых разных дисциплинарных подходов. И наконец, Объединение студентов университетов шелкового пути (United Students of Silk-road Universities Network — USSUN) нацелено на обмен идеями, опытом, знаниями между молодыми участниками нового сообщества.

* Термин «великий шелковый путь» обозначает караванную дорогу, связывавшую Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века, использовавшуюся прежде всего для вывоза шелка из Китая. Термин был предложен немецким географом Фердинандом Паулем Вильгельмом фон Рихтгофеном в 1877 г.

Тангалычева Римма Камильевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии культуры и коммуникации, факультет социологии, Санкт-Петербургский государственный университет (rimma98@yahoo.com).

Tangalycheva Rimma — Candidate of Sciences (Sociology), Associate Professor, Chair of Sociology of Culture and Communication, Faculty of Sociology, St. Petersburg State University (rimma98@yahoo.com).

Тангалычева Р.К. Ренессанс шелкового пути как символ нового моста...

Конференцию открыли ректор университета «Ханкук» Инчул Ким и мэр г. Кенджу Кванюнг Ким. В своих выступлениях они подчеркнули, что великий шелковый путь был исторической дорогой, позволившей людям предшествующих эпох свободно перемещаться, контактировать и развивать так называемый «путь цивилизации». Однако со временем потребность в шелковом пути исчерпала себя. И только сейчас мы становимся свидетелями возрождения новой евразийской эпохи, когда идея шелкового пути снова востребована.

Концепция возрождения шелкового пути созвучна установлению новой системы лидерства в мире, направленного на усиление солидарности и коллективных действий стран и людей по утверждению духа шелкового пути, т.е. распространению идей мира, гармонии, спокойного сосуществования народов. В широком смысле слова шелковый путь сегодня — это новый мост между Востоком и Западом. Дух шелкового пути подразумевает опору на расцвет культурных различий между людьми и народами, а не на их сегрегацию и исключение; заботу о всесторонней коммуникации и мирном сосуществовании, базирующихся на культурном многообразии; распространение мира и процветания на основе взаимовыгодных взаимодействий; восстановление достоинства и гордости человеческой цивилизации.

В социальных науках в последние годы идет непрерывная дискуссия о будущем миропорядке, перспективах развития капитализма. Ряд ученых всесторонне обосновывает идею конца современной мировой экономики, базирующейся на принципах капитализма. По мнению И. Валлерстайна, «система, несколько столетий переживавшая циклическое расширение, в какой-то момент неизбежно достигает своих пределов <...> пределы роста капитализма обозначились на практике еще в начале 1970-х годов, и с тех пор кризисы не преодолевались, а перекладывались из одной сферы в другую, перебрасывались из одного района мира в другой» (Есть ли будущее у капитализма: 8). Развитый капитализм ассоциируется уже не одно столетие с Западом. Вместе с тем экономики самых разных стран и регионов (включая Китай и Россию), будучи исторически сильно связанными с западными рынками, и сегодня зависят от европейских и американских технологий. Поэтому, на наш взгляд, можно говорить не столько о гибели капитализма, сколько о зарождении новой глобальной инфраструктуры, альтернативной западным институтам мирового доминирования. В настоящее время постепенно раскрывается потенциал таких международных организаций, как Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС и других новых институционализированных площадок координации политических и экономических интересов ведущих незападных стран. Деятельность этих площадок нацелена прежде всего на диверсификацию рынков, «уход от зависимости от столь необязательных западных партнеров», региональную интеграцию и кооперацию (Затянувшийся приступ внешнеполитической шизофрении).

На конференции по возрождению шелкового пути в г. Кенжду постоянно подчеркивалась актуальность развития и исследования шелкового пути в современном мире. Целый ряд стран в нынешних условиях нуждается в реализации так называемого «экономического чуда», которым после Второй мировой войны были охвачены страны Восточной и Юго-Восточной Азии. В 2013 г. президент Китайской Народной Республики Си Цзиньпин выступил с идеей вос-

Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Том XVIII. № 4 (81)

создания шелкового пути как нового этапа в международной экономической и культурной интеграции. После саммита стран БРИКС в 2014 г. сотрудничество этих стран стало набирать обороты — получили развитие ранее намеченные, но не реализованные проекты. Многие страны демонстрируют интерес к построению отношений с членами БРИКС, что свидетельствует о готовности к экономическим и социокультурным переменам в самых разных регионах мира.

В рамках работы конференции была обоснована роль Республики Корея в создании нового шелкового пути. Интересы этой страны в связи с возрождением шелкового пути связаны с двумя перспективами: во-первых, необходимостью объединения юга и севера Корейского полуострова и, во-вторых, с желанием Республики Корея лидировать в Восточной Азии, стать своего рода «воротами» нового шелкового пути.

Президент Республики Корея Пак Кын Хе в качестве председателя Консультативного совета по демократическому и мирному национальному объединению двух Корей вслед за китайским лидером в 2013 г. выступила с «евразийской инициативой» — инициативой создания «одного континента» («креативного континента»). Выдвижение столь амбициозного намерения зиждется на неоспоримых экономических достижениях Республики Корея, которая сегодня находится в числе наиболее развитых стран в мире. В 2012 г. Южная Корея была 12-й экономикой в мире по валовому внутреннему продукту и 15-й в мире по номинальному. ВВП на душу населения вырос со 100 долларов США в 1969 г. до более чем 31 000 долларов США в 2011 г.

«Евразийская концепция» нацелена на масштабное переформатирование глобальной экономики, дипломатии, системы национальной безопасности и культурных контактов. Экономические блоки, включающие страны Европейского Союза и Россию на Западе и Северо-Восточная Азия вместе с Китаем, имеющим вторую в мире экономику, на Востоке, могут вступить в кооперацию с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (ASEAN) на Юге. Кроме того, подобное объединение могло бы привлечь через тихоокеанские транспортные пути также США, Канаду и Мексику (страны Североамериканского соглашения о свободной торговле — NAFTA). В этом случае появляется возможность формирования глобального рынка, насчитывающего более 90 % мировой экономики. Ключевым пунктом евразийской инициативы президента Пак Кын Хе является «экспресс шелкового пути» — сеть автомобильных и железных дорог, а также энергетических объектов Азии и Европы. Он должен объединить Южную и Северную Корею с началом в г. Пусан, пройти через Россию, Китай, Центральную Азию и прийти в Европу (см. об этом подробнее: Воронцов).

На конференции неоднократно подчеркивалось, что национальное объединение Кореи открывает взаимовыгодные перспективы — появляется возможность строительства необходимой для Северной Кореи социальной инфраструктуры в виде железных дорог, мостов и высокотехнологичных автострад. Экономика единой Кореи могла бы обеспечить ежегодный экономический прирост не менее чем на 10 %. Кроме того, сокращение военных расходов и сроков обязательной военной службы способствовало бы решению проблемы занятости молодежи. По данным компании «Голдман Сакс» (Goldman Sachs),

Тангалычева Р.К. Ренессанс шелкового пути как символ нового моста...

известной мировой инвестиционной и финансовой компании, совокупность технологий и капитала Юга вместе с людскими и природными ресурсами Севера Кореи способна превратить Корейский полуостров в не менее продвинутый регион мира в сравнении с Францией и Германией, и даже Японией в течение всего лишь нескольких десятилетий (Евразийская инициатива Пак Кын Хе).

Для России значение возрождения шелкового пути также является чрезвычайно важным. Это обусловлено, во-первых, необходимостью развития Восточной Сибири и Дальнего Востока и, во-вторых, целесообразностью дальнейшей экономической интеграцией с восточными и западными партнерами. Еще в первые десятилетия советской власти началось строительство автомобильных и железнодорожных дорог, соединяющих страну с азиатскими регионами. В 1960-е годы СССР осуществил первые трансконтинентальные перевозки. Свой современный вид и значение железнодорожный транспортный коридор начал приобретать в 1990 г., когда была введена в строй первая смычка между Китаем и СССР (ныне Казахстаном). В 2011 г. транзит по Транссибирской магистрали превысил 15 млн т.

В настоящее время в рамках концепции развития Дальневосточного региона готовится проект интегральной евразийской транспортной системы на основе Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей. Попыткой активизации древнего торгового пути, соединяющего Восток и Запад, является также и программа международного транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия (сокр. ТРАСЕКА), которую иногда называют «новым шелковым путем».

Таким образом, на конференции в Кенджу «Ренессанс шелкового пути» была осуществлена первая попытка теоретического и практического осмысления концепции шелкового пути в условиях поиска альтернативных моделей глобализации. При этом круг обсуждаемых вопросов касался не только экономических и политических аспектов развития регионов и стран шелкового пути, но и широкого круга социокультурных перспектив реализации амбициозной идеи. Была организована работа четырех основных секций: «Концепции и значение шелкового пути», «Шелковый путь и взаимодействие цивилизаций», «Шелковый путь и городская культура», «Шелковый путь и искусство». Доклады участников конференции были посвящены истории и современному состоянию торговли стран шелкового пути, развитию автомобильного, железнодорожного и морского транспорта, деятельности международных организаций, продвижению туризма и музейного дела, сохранению культурных традиций городов и формированию креативных форм взаимодействия между народами в условиях нового этапа глобализации. Специальный фокус был сделан на региональных исследованиях по изучению развития шелкового пути начиная от исследований Китая, Кореи, Японии и Центральной Азии, Ближнего Востока, России, а также целого ряда восточно-европейских и западно-европейский стран. Особое внимание уделялось вопросам межкультурного диалога различных стран — рассматривались проблемы цивилизационного диалога между Востоком и Западом, становление и взаимовлияние языков, стилей управления и социального устройства общества, развития городской культуры и пр. Не последнее место в ходе работы конференции принадлежало обмену опытом раз-

Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Том XVIII. № 4 (81)

вития международных программ по технологическому, информационному, научному и образовательному сотрудничеству.

В конференции приняли участие ректоры, проректоры, ученые и студенты из более 70 университетов, многие из которых подписали договоры о сотрудничестве между университетами шелкового пути. Помимо корейских, японских и китайских партнеров к научному мероприятию присоединились коллеги из стран Ближнего Востока, Центральной Азии, практически всех европейских стран, США и России.

Литература

Воронцов А.В. Евразия справа налево. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/ Evraziya-sprava-nalevo-17314 (дата обращения: 18.09.2015).

Евразийская инициатива Пак Кын Хе. URL: http://nuac.go.kr/russian/sub04/ view01.jsp?numm=36 (дата обращения: 18.09.2015).

Есть ли будущее у капитализма? Сб. ст. / пер. с англ. под ред. Г. Дерлугьяна. М.: Изд-во Института Гайдара, 2015.

Затянувшийся приступ внешнеполитической шизофрении. Насколько честна, самостоятельна и независима российская власть? URL: http://svpressa.ru/politic/ article/132193/ (дата обращения: 20.09.2015).

Renaissance of Silkroadia. Program of the International Conference in August 21—24, 2015. Gyeongju, Korea, 2015.

How to Establish Silk-Road Studies as an Idependent Discipline of Research. Silk-Road International Academic Conference. August 21—24, 2015, Gyeongju, Korea. Vol. 2. Seoul: Hankuk University of Foreign Studies, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.