Научная статья на тему 'Ренессанс исламского образования в Чеченской Республике: взгляд из истории в современность (на примере деятельности Курчалоевского исламского института имени Ахмат-Хаджи Кадырова)'

Ренессанс исламского образования в Чеченской Республике: взгляд из истории в современность (на примере деятельности Курчалоевского исламского института имени Ахмат-Хаджи Кадырова) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фетва / фетвотворчество / Священный Коран / Сунна Пророка (мир ему и благословление Аллаха) / Сугаип-мулла / фитна / ответственность / ислам / исламское образование / Чечня / fatwa / fatwa-making / Holy Quran / Sunnah of the Prophet (peace and blessings of Allah be upon him) / Sugaip mullah / fitna / responsibility / Islam / Islamic education / Chechnya

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хусейн Вахаевич Идрисов, Лайла Исаевна Абдурахманова, Ризван Абубакарович Ибрагимов

Научная статья посвящена анализу вопросов религиозного исламского образования, которое складывалось в условиях Чечни прошлого и развивается в условиях настоящего времени. Цель статьи — исследовать проблемы развития исламского образования в Чечне в исторической ретроспективе, а также в условиях современного периода. В качестве объекта исследования выступает генезис исламского образования на примере деятельности Курчалоевского исламского института имени Ахмат-Хаджи Кадырова. За хронологическую основу работы взят период начала становления советской власти и время постсоветского государственного устройства. Указывается, что в советский период исламское образование, впрочем, как и все, что связано с религией, находилось в забвении, ритуальные религиозные обряды были под запретом. В постсоветский период произошел ренессанс религиозных институтов, и исламская религия получила новый импульс (местами противоречивый) в своем развитии в регионах России с преобладающим мусульманским населением, особенно на Северном Кавказе. Обосновывается, что одной из причин, ставших почвой для разрастания новых, чуждых исламу идей, течений и процессов, являются целостный или частичный отказ от следования за традиционными религиозно-правовыми школами (мазхабы) и целенаправленная политика деструктивных сил, врагов ислама в распространении смуты (фитны) и противоречий в мусульманскую умму современности. Поясняется, что фетвотворческая деятельность — это крайне ответственная деятельность, которая предполагает наличие высокого уровня исламского образования, при отсутствии которого рискует превратиться в источник фитны среди мусульманского сообщества (уммы). В заключении исследования отмечается, проблема недостаточного уровня исламского образования в России должна решаться с приданием данному вопросу статуса долгосрочной государственной политики (включающей национальную, образовательную (светскую и религиозную), духовно-культурную и социально-экономическую компоненту), которая обязательно учитывала бы региональную специфику и ситуацию на местах, а не столько взгляды из «высоких» кабинетов. Все это даст надежду на выстраивание долгосрочной и системной религиозной картины дня, гармонизацию отношений, преодоление этноконфессиональных противоречий и заложит фундамент формирования здорового, религиозно образованного, толерантного общества, стоящего прочно на фундаменте религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Renaissance of Islamic education in the Chechen Republic: a look from history to the present (on the example of the activity of the Kurchaloy Islamic Institute named after Akhmat-Hadji Kadyrov)

The scientific article is devoted to the analysis of the issues of religious Islamic education, which was formed in the conditions of Chechnya in the past and is developing in the conditions of the present. The purpose of the article is to investigate the problems of the development of Islamic education in Chechnya in historical retrospect, as well as in the conditions of the modern period. The genesis of Islamic education on the example of the activity of the Kurchaloy Islamic Institute named after Akhmat-Hadji Kadyrov is the object of research. The chronological basis of the work is the period of the beginning of the formation of Soviet power and the time of the post-Soviet state structure. It is indicated that in the Soviet period, Islamic education, however, like everything related to religion, was in oblivion, ritual religious rites were banned. In the post-Soviet period, there was a renaissance of religious institutions, and the Islamic religion received a new impetus (sometimes contradictory) in its development in the regions of Russia with a predominantly Muslim population, especially in the North Caucasus. It is proved that one of the reasons that have become the ground for the proliferation of new ideas, trends and processes alien to Islam is a complete or partial refusal to follow traditional religious and legal schools (madhhabs) and a purposeful policy of destructive forces, enemies of Islam in spreading turmoil (fitna) and contradictions in the Muslim Ummah of modernity. It is explained that fatwa-making activity is an extremely responsible activity that presupposes a high level of Islamic education, and in the absence of which, it risks becoming a source of fitna among the Muslim community (Ummah). In conclusion, the article notes that the problem of the insufficient level of Islamic education in Russia should be solved by giving this issue the status of a long-term state policy (including national, educational (secular and religious), spiritual, cultural and socio-economic components), which would necessarily take into account regional specifics and the situation on the ground, and not so much views from the “high” offices. All this will give hope for building a long-term and systematic religious picture of the day, harmonizing relations, overcoming ethnic and confessional contradictions and laying the foundation for the formation of a healthy, religiously educated, tolerant society standing firmly on the foundation of religion.

Текст научной работы на тему «Ренессанс исламского образования в Чеченской Республике: взгляд из истории в современность (на примере деятельности Курчалоевского исламского института имени Ахмат-Хаджи Кадырова)»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 214—225. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):214 — 225.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Научная статья УДК 37

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-214-225 EDN: https://elibrary.ru/TWDGWN

NIION: 2007-0062-3/24-151 MOSURED: 77/27-004-2024-03-351

Ренессанс исламского образования в Чеченской Республике: взгляд из истории в современность (на примере деятельности Курчалоевского исламского института имени Ахмат-Хаджи Кадырова)

Хусейн Вахаевич Идрисов1,2, Лайла Исаевна Абдурахманова3, Ризван Абубакарович Ибрагимов4, 5

1 Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, Грозный, Россия

2 Грозненский государственный нефтяной технический университет

им. М.Д. Миллионщикова, Грозный, Россия, huseyn23@mail.ru

3- 4 Курчалоевский исламский институт имени Ахмата-Хаджи Кадырова, Курчалой, Россия

5 Болгарская исламская академия, Болгар, Россия

3 kii-2007@mail.ru

4 rizva2021@mail.ru

Аннотация. Научная статья посвящена анализу вопросов религиозного исламского образования, которое складывалось в условиях Чечни прошлого и развивается в условиях настоящего времени. Цель статьи — исследовать проблемы развития исламского образования в Чечне в исторической ретроспективе, а также в условиях современного периода. В качестве объекта исследования выступает генезис исламского образования на примере деятельности Курчалоевского исламского института имени Ахмат-Хаджи Кадырова. За хронологическую основу работы взят период начала становления советской власти и время постсоветского государственного устройства. Указывается, что в советский период исламское образование, впрочем, как и все, что связано с религией, находилось в забвении, ритуальные религиозные обряды были под запретом. В постсоветский период произошел ренессанс религиозных институтов, и исламская религия получила новый импульс (местами противоречивый) в своем развитии в регионах России с преобладающим мусульманским населением, особенно на Северном Кавказе. Обосновывается, что одной из причин, ставших почвой для разрастания новых, чуждых исламу идей, течений и процессов, являются целостный или частичный отказ от следования за традиционными религиозно-правовыми школами (мазхабы) и целенаправленная политика деструктивных сил, врагов ислама в распространении смуты (фитны) и противоречий в мусульманскую умму современности. Поясняется, что фетво-творческая деятельность — это крайне ответственная деятельность, которая предполагает наличие высокого уровня исламского образования, при отсутствии которого рискует превратиться в источник фитны среди мусульманского сообщества (уммы).

В заключении исследования отмечается, проблема недостаточного уровня исламского образования в России должна решаться с приданием данному вопросу статуса долгосрочной государственной политики (включающей национальную, образовательную (светскую и религиозную), духовно-культурную и социально-экономическую компоненту), которая обязательно учитывала бы региональную специфику и ситуацию на местах, а не столько взгляды из «высоких» кабинетов. Все это даст надежду на выстраивание долгосрочной и системной религиозной картины дня, гармонизацию отношений, преодоление этноконфессиональных противоречий и заложит фундамент формирования здорового, религиозно образованного, толерантного общества, стоящего прочно на фундаменте религии.

Ключевые слова: фетва, фетвотворчество, Священный Коран, Сунна Пророка (мир ему и благословление Аллаха), Сугаип-мулла, фитна, ответственность, ислам, исламское образование, Чечня

Для цитирования: Идрисов Х.В., Абдурахманова Л.И., Ибрагимов Р.А. Ренессанс исламского образования в Чеченской Республике: взгляд из истории в современность (на примере деятельности Курчалоевского исламского института имени Ахмат-Хаджи Кадырова) // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 214 — 225. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-214-225. EDN: https://elibrary.ru/TWDGWN.

© Идрисов Х.В., Абдурахманова Л.И., Ибрагимов Р.А., 2024

THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

Original article

The Renaissance of Islamic education in the Chechen Republic:

a look from history to the present (on the example of the activity of the Kurchaloy Islamic Institute named after Akhmat-Hadji Kadyrov)

Hussein V. Idrisov1- 2, Leila I. Abdurakhmanova3, Rizvan A. Ibragimov4, 5

1 Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia

2 Grozny State Petroleum Technical University named after M.D. Millionshchikov, Grozny, Russia,

huseyn23@mail.ru

3 4 Kurchaloy Islamic Institute named after Akhmat-Hadji Kadyrov, Kurchaloy, Russia

5 Bolgar Islamic Academy, Bolgar, Russia

3 kii-2007@mail.ru

4 rizva2021@mail.ru

Abstract. The scientific article is devoted to the analysis of the issues of religious Islamic education, which was formed in the conditions of Chechnya in the past and is developing in the conditions of the present. The purpose of the article is to investigate the problems of the development of Islamic education in Chechnya in historical retrospect, as well as in the conditions of the modern period. The genesis of Islamic education on the example of the activity of the Kurchaloy Islamic Institute named after Akhmat-Hadji Kadyrov is the object of research. The chronological basis of the work is the period of the beginning of the formation of Soviet power and the time of the post-Soviet state structure. It is indicated that in the Soviet period, Islamic education, however, like everything related to religion, was in oblivion, ritual religious rites were banned. In the post-Soviet period, there was a renaissance of religious institutions, and the Islamic religion received a new impetus (sometimes contradictory) in its development in the regions of Russia with a predominantly Muslim population, especially in the North Caucasus. It is proved that one of the reasons that have become the ground for the proliferation of new ideas, trends and processes alien to Islam is a complete or partial refusal to follow traditional religious and legal schools (madhhabs) and a purposeful policy of destructive forces, enemies of Islam in spreading turmoil (fitna) and contradictions in the Muslim Ummah of modernity. It is explained that fatwa-making activity is an extremely responsible activity that presupposes a high level of Islamic education, and in the absence of which, it risks becoming a source of fitna among the Muslim community (Ummah).

In conclusion, the article notes that the problem of the insufficient level of Islamic education in Russia should be solved by giving this issue the status of a long-term state policy (including national, educational (secular and religious), spiritual, cultural and socio-economic components), which would necessarily take into account regional specifics and the situation on the ground, and not so much views from the "high" offices. All this will give hope for building a long-term and systematic religious picture of the day, harmonizing relations, overcoming ethnic and confessional contradictions and laying the foundation for the formation of a healthy, religiously educated, tolerant society standing firmly on the foundation of religion.

Keywords: fatwa, fatwa-making, Holy Quran, Sunnah of the Prophet (peace and blessings of Allah be upon him), Sugaip mullah, fitna, responsibility, Islam, Islamic education, Chechnya

For citation: Idrisov H.V., Abdurakhmanova L.I., Ibragimov R.A. The Renaissance of Islamic education in the Chechen Republic: a look from history to the present (on the example of the activity of the Kurchaloy Islamic Institute named after Akhmat-Hadji Kadyrov) // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):214— 225. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-214-225. EDN: https://elibrary.ru/TWDGWN.

Введение. Исламское образование, наличие исламских знаний являются необходимым компонентом в религии любого мусульманина. Общеизвестно, что религия ислам основана на двух важнейших источниках знаний, фик-ха и шариата — Священном Коране и Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Двумя другими дополнительными источниками этой системы являются иджма и кияс. Наглядно иерархия источников представлена на рис. 1.

Актуальность заявленной темы исследования продиктована следующими базисными положени-

ями. В важнейшем источнике исламской религии — Священном Коране — приводятся аяты, посвященные необходимости наличия знаний, стремлению быть образованным, дыбы не быть невежественным человеком, ибо невежественность отдаляет от истины и «прямого пути»1. Так, в Священном Писании приводится (смысловой перевод,

1 «<...> веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты

облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не

заблудших» (см. аяты 6—7 суры 1 «аль-Фатиха» (Открывающая Коран)).

выдержка): «<...> и говори: «Господи! Приумножь мои знания» (аят 114 суры 20) [1]. О важности получения знаний, опасности следования тому, что человек не знает, возвышении по степени тех, кто

обладает знаниями, ограждении от страстей обладателей знаний говорится в ряде других положений Священной Книги (аят 36 суры 17, аят 11 суры 58, аят 54 суры 22, аят 119 суры 6 и др.) [1].

СВЯЩЕННЫЙ КОРАН

СУННА ПРОРОКА (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ)

ИДЖМА

КИЯС

Рис. 1. Источники исламской религии и мусульманской системы права (схема в оригинальной авторской редакции)

Касательно вопроса получения исламских знаний, религиозного образования считаем уместным привести и ряд следующих хадисов из Сунны Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Передают со слов 'Аб-дуллы ибн 'Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, о том что Пророк (мир ему и благослов-ление Аллаха) сказал: «Передавайте (людям то, что вы услышите) от меня, даже если (дело будет касаться всего лишь одного) аята, и передавайте то, что говорили израильтяне, (ибо) нет в этом греха, а тот, кто намеренно возведет на меня ложь, пусть (приготовится) занять свое место в Огне»» [2]. В другом хадисе приводится: «Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ъэ сказал: «<...>. Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах за это облегчит путь в Рай <...>»» [3].

Отдельной юридической категорией, коррелирующей с указанными выше источниками, в мусульманской системе права являются понятия о фетве и процедуре фетвотворческой деятельности. Фетва должна выноситься и фетвотворчес-кая деятельность опираться на принятые за основу источники мусульманского права. Без соответствующих религиозных, шариатских знаний фетвотворческая деятельность невозможна и непозволительна с точки зрения шариата.

Между тем в современном российском многоконфессиональном обществе прослеживается ситуация, при которой наблюдается необъектив-

ная, неверная, порой примитивно невежественная оценка исламской религии представителями иных конфессий, да и просто людьми, которые ни с какой религией себя не ассоциируют. Как справедливо отмечает по этому поводу С.М. Прозоров: «Научное исламоведение и исламское образование в Росси могут и должны быть союзниками в преодолении невежества в обществе в отношении ислама» [4, с. 23]. Далее ученый приводит ряд проблем научного исламо-ведения, с которыми сталкиваются теоретики, среди них — острая потребность в профессиональных кадрах исламоведов и неконкурентоспособность академического исламоведения [5]. В русле общей исторической судьбы народов России совершенно точно отмечает и Е.Л. Соснина, делая акцент на следующем: «Современная этносоциальная политика властей на Кавказе должна проводиться в русле укрепления традиций дружбы и сотрудничества северокавказских народов» [6, с. 9]. Видится, что одним из элементов механизма такой политики государства на Кавказе должен выступать и образовательный компонент, в том числе в отношении исламского образования.

Цель работы состоит в исследовании проблемы развития исламского образования в Чечне в исторической ретроспективе, а также в условиях современного периода. Задачами настоящего исследования являются характеристика состояния исламского образования в советский период, анализ возрождения исламского образования

в Чечне в постсоветский период, состояние исламского образования в условиях современной Чеченской Республики.

Методологической основой научной работы выступает комплекс методов, в числе которых — исторический метод познания, позволивший изучить поставленные задачи в логической последовательности, с учетом исторического развития; метод сравнения, на основе которого проводился анализ состояния и отражение проблем исламского образования в различные периоды своего развития. Кроме того, в настоящей работе использовались общенаучные методы, такие как: синтез, индукция, дедукция, а также ряд специальных методов научного познания: сравнительно-правовой, статистический метод и метод опроса.

Истории исламского образования в России посвящен ряд исследований, среди которых, в частности, можно выделить работу А.Д. Осмае-ва «История и современное состояние мусульманской уммы Чеченской Республики», в которой автор приводит комплексный анализ деятельности основных религиозных институтов Чеченской Республики на современном этапе их развития [7]; А.А. Ярлыкапова «Исламское образование на Северном Кавказе в прошлом и настоящем», в фокусе которой обозначена история исламского образования на примере деятельности религиозных институтов на Северном Кавказе [8]; Р.И. Якупова и А.Х. Мавликасова «Из истории отечественного мусульманского образования (середина XVI в. — начало 90-х гг. XX в.)», посвященную анализу истории возникновения и развития мусульманского образования в Поволжье и на Урале начиная с периода вхождения этих территорий в состав России и до начала 90-х гг. прошлого века [9]; Н.А. Неф-ляшевой «Мусульманское образование на Северо-Западном Кавказе (вторая половина XIX — начало ХХ в.)», в которой автор продемонстрировала формы мусульманского образования на Северо-Западном Кавказе и рассмотрела их трансформацию во второй половине XIX — начале ХХ в. в связи с формированием централизованной российской имперской системы образования в регионе [10]; и наконец, работу Н.О. Блейх «Роль Российской империи в развитии системы просвещения у мусульманских народов Северного Кавказа», в которой автор подняла вопросы развития системы просвещения на Северном Кавказе в период XIX в., выявила формы мусульманского просвещения, их трансформации [11].

Несомненно, исламское образование в условиях Чеченской Республики развивалось на ос-

нове проблем и закономерностей, обозначенных в вышеперечисленных трудах. Вместе с тем оно имеет и свою специфику, опосредованную непростой, местами трагической историей самого чеченского народа, в первую очередь его отдельных представителей — носителей религиозных знаний прошлого периода: алимов, богословов, авлия, кадиев и мулл.

Для анализа генезиса исламского образования на территории Чеченской Республики за основу был выбран пример деятельности Курча-лоевского исламского института имени Ахмат-Хаджи Кадырова ввиду того, что именно данное учебное заведение было первым открытым на территории Северного Кавказа [7, с. 143] и республики высшим религиозным учебным заведением, которое на протяжении долгого времени оставалось единственным в своем роде2, и соответственно занимало и занимает ведущую роль в подготовке специалистов в сфере исламского образования в регионе. В последующем опыт, накопленный за время деятельности данного учебного заведения, был взят за основу при подготовке квалифицированных специалистов по исламскому образованию в других образовательных учреждениях (высшего и начального уровня) региона.

Таким образом, научная новизна исследования состоит в попытке определить в разрезе исторического фактора вектор развития исламского образования в Чеченской Республике (на примере деятельности отдельных его институтов) в общей системе образования в России в качестве элемента в преодолении невежественной оценки исламской религии отдельными представителями и группами в целях формирования эффективной государственной этноконфессиональной социальной политики.

Исламское образование в Чечне: застой в советский и ренессанс в постсоветский период. Изучая вопросы становления в исторической Чечне и развития исламского образования в современной Чеченской Республике, наталкиваемся на необходимость проведения исследования в разрезе исторического ракурса. За основу примем период начала становления советской власти в России, ибо предыдущий период (дорево-

2 На сегодняшний день в Чеченской Республике кроме Курчалоевского исламского института имени Ахмат-Хаджи Кадырова (г. Курчалой) функционирует еще одно высшее религиозное учебное заведение — Российский исламский университет имени Кунта-Хаджи (г. Грозный), образованное в 2009 г.

люционное время и период Кавказской войны) требует своего изучения и осмысления в рамках отдельного скрупулезного научного исследования.

Как известно, большевистская власть не признавала религию ни в каких ее проявлениях, так как своей основой проповедовала диалектический материализм. Всем известное выражение из классики художественного киножанра «Религия — опиум для народа» как нельзя четко передает весь смысл отношения власти того периода к религии и исповедующим ее людям, особенно к людям, которые являются обладателями религиозных знаний и могут эти знания передавать. В годы становления советской власти и во время сталинских репрессий, которые коснулись и представителей чеченской нации, были депортированы, сосланы в Сибирь в том числе и религиозные деятели, известные представители чеченского духовенства, ибо, по мнению власти, они представляли для нее прямую угрозу. Народ был лишен своих духовных наставников и религиозных лидеров, брошенных в тюрьмы, сосланных в далекие от Родины места, расстрелянных работниками НКВД на местах. Большинство сельских мечетей и молельных домов были превращены в дома культуры, складские помещения, клубы, другие общественные досуговые центры либо снесены на корню. Ни о каком процессе отправления религии, тем более свободе вероисповедания, и речи не могло быть в тот период. Как мы слышали из уст наших старейшин о прошлых временах, это было такое время, когда не разрешали элементарно молиться и поститься, как это предписано Всевышним Создателем. Старейшины приводят свидетельство, что некоторая часть верующих, рьяно придерживавшаяся канонов ислама, отправлялась порой в неблизкий путь совершать пятничный джума-на-маз к соседям, например в Дагестан.

Авторы настоящей статьи в процессе поиска полевых материалов получали различные свидетельства от старейшин о событиях тех лет, в том числе следующего плана: обучаясь в школе, нередки были такие ситуации, когда учитель подходил к каждому ученику и спрашивал, держит ли он в этот день пост (постится ли он)3. Происходило это в священный для мусульман месяц Рамадан. Даже имели место такие случаи, когда буквально заставляли ученика пить воду, дабы испортить ему пост (как известно, пост нарушается при употреблении чего-либо

3 Полевые материалы авторов (далее — ПМА). Интервью со старейшиной из с. Гелдаган Чеченской Республики. Гелдаган, 3 сентября 2022 г.

человеком из пищи, воды). Людям в то время приходилось молиться втайне, не говоря об изучении исламских наук и получении религиозного образования хоть какого-нибудь уровня.

Чеченская земля всегда славилась своими алимами и религиозными лидерами, которые внесли свой неоценимый вклад в формирование и развитие исламского образования, распространение исламской религии и знаний. Среди них можно перечислить, к примеру, таких видных деятелей, как Ташу-Хаджи Саясанский (чеч. — Сесанара Ташу-Хьаж), Кунта-Хаджи, Баматги-ри-Хаджи Автуринский (чеч. — Эвтарара 1овда), Докка-Шейх из с. Толстой-Юрт (чеч. — Дойкар-эвлара Докка-шейх), Изнаур Несерхоев (чеч. — Варандара Изновр) и др.

Этот нелегкий период времени приходится и на деятельность представителя духовенства, богослова, шейха Сугаипа-муллы из Шали (чеч. — Шелара Соип-молла) родом из с. Белгатоя. Он осуществлял свою религиозную миссию в первой трети прошлого века, будучи кадием Ша-линского округа [12]. Сугаип-мулла вел богословскую, фетвотворческую деятельность, принимал важное участие в вопросах примирения между кровниками (чеч. — масла1ат). Настолько человек должен был быть мудрым политиком в то трудное время, чтобы вести столь важную и одновременно опасную в то время деятельность. Больших трудов ему стоило найти общий язык с чиновниками и одновременно заниматься богословской деятельностью в среде обычных жителей, за что снискал заслуженное уважение среди простых людей [13].

Умение шейха вести плодотворную для верующих деятельность в суровых реалиях того времени развернутой большевистской властью идеологической борьбы против всего, что связано с религией, доказывает, что он являлся наиболее знающим и одаренным ученым и общественным деятелем своего времени из своего народа, так как это было непростое время для всех последователей канонов ислама, особенно для тех, кто мог принести пользу в получении религиозного образования. Но, несмотря на все предпринимаемые богословом дипломатические усилия с представителями власти, Сугаип-мулла все же был арестован по ложному доносу и направлен в г. Калугу в ссылку. Причиной всему этому были его религиозный авторитет среди населения и недоверие властей к его миссионерской деятельности.

Вера в Бога во все времена была и остается наиболее важной опорой морали, нравственности и гуманности человека. Там, где вера и ее последователи притесняются и подвергаются го-

нениям, неизбежно происходят потеря нравственных ценностей и ориентиров, деградация общества. Ярким примером и подтверждением этому является период советской власти, когда религия находилась в своеобразном вакууме, была на другом конце идеолого-пропагандистской борьбы. Впоследствии, после развала Советского Союза, когда народы большой страны после порядка более 70 лет забвения всего, что связано с религией, вернулись к своим духовным ценностям и истокам, религия получила свое возрождение и новый импульс. Местами такой процесс происходил с некоторыми проблемами в плане выборов векторов развития.

Вера во Всевышнего Аллаха, почитание Его пророка и посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) помогли чеченскому народу выстоять перед неимоверными испытаниями, выпавшими на его долю. Даже в этих страшных условиях и испытаниях (период гражданской войны 20-х годов прошлого века, некоторые сражения которой происходили и на территории современной Чеченской Республики, массовая депортация вайнахов 23 февраля 1944 г., когда на полях сражений ВОВ отдавали свой долг Родине порядка 50 тыс. чеченцев и ингушей, две военные кампании в 90-х годах того же двадцатого столетия) чеченский народ сохранил веру своих предков, исповедовавших ислам, втайне соблюдая все его предписания, передавая его каноны новым поколениям [14]. Именно вера в Единого Бога — Аллаха помогла чеченскому народу сохранить единство, выжить и выстоять в столь трудные времена, сохранить свою самоидентичность и свою религию — ислам.

Только в конце 80-х годов прошлого века, в период «перестройки» и ренессанса свобод (в том числе свободы вероисповедания) гражданам стало доступно право свободно исповедовать свою религию. Появилась возможность строить мечети и медресе, верующие могли открыто совместно молиться и поститься, т.е. полноценно исповедовать свою религию, ее базовые каноны.

В этот период в Чечне был широко известен общественный деятель, меценат Насуха-Хаджи Ахматов. Он обладал редкими организаторскими способностями. Его главная цель жизни заключалась в том, чтобы организовать открытие духовного учебного заведения в Чечне, где могли бы получать религиозное исламское образование любые представители широких слоев населения, т.е. он добивался того, чтобы исламское образование стало доступным на земле его отцов (чеч. — Даймохк). Насуха-Хаджи Ахма-тов по собственной инициативе выезжал в Мос-

кву за получением разрешения на строительство медресе в селе Курчалое, и благодаря своему незаурядному таланту и предприимчивости это ему удалось сделать.

Как рассказывал сам меценат, разрешение открыть духовное учебное заведение он смог получить, но с одним условием: медресе должен возглавить дипломированный специалист. Это была трудная задача, ведь таких специалистов на всю страну были единицы. Однако Насуха-Хаджи Ахматов и в данном вопросе не отчаивался и возлагал большую надежду на сына Абдул-Хамида Кадырова — Ахмата-Хаджи из Центароя (ныне Ахмат-юрт). Ахмад-Хаджи Кадыров на тот момент являлся единственным дипломированным специалистом в Чечне, который первым из чеченцев окончил Ташкентский исламский институт, получив высшее религиозное образование4.

Медресе в селе Курчалое (ныне город Курчалой) открыло свои двери для обучающихся в 1988 г., а уже в 1991 г. медресе было преобразовано в единственный на Северном Кавказе Курчалоевс-кий исламский институт (рис. 2), первым ректором которого стал Ахмат-Хаджи Кадыров. Под его руководством Курчалоевский исламский институт выпустил из своих стен целую плеяду талантливых специалистов-богословов.

На сегодняшний день благодаря налаженной системной работе коллектива педагогов Курча-лоевского исламского института во главе с его руководством каждый год регион обогащается молодыми учеными-богословами, которых выпускает вуз. Настоящим ядром учебного заведения является, без сомнения, высококвалифицированный коллектив педагогов, каждый из которых заслуживает отдельного внимания. Педагоги института, наряду с другими специалистами, внесли и вносят по сей день важную лепту в распространение исламского образования и формирование нового поколения специалистов-богословов на территории Чеченской Республики. Один из соавторов данной статьи и сам является выпускником данного учебного заведения, а впоследствии и его преподавателем, а также докторантом Болгарской исламской академии.

В Чеченской Республике на сегодняшний день функционируют два высших учебных заведения, реализующих процедуру получения обучающимися высшего исламского образования. Это уже упомянутый Курчалоевский исламский

4 ПМА авторов. Интервью с потомком Насуха-Хаджи Ахматова. Курчалой, Чеченская Республика, 5 сентября 2022 г.

институт имени Ахмата-Хаджи Кадырова, который каждый год выпускает из своих стен порядка нескольких десятков выпускников с высшим религиозным образованием, и Российский исламский университет имени Кунта-Хаджи, расположенный в г. Грозном и открывший свои двери для обучающихся в 2009 г. По данным на начало 2022 г. в республике функционирует 1312 мечетей [15], строительный бум которых приходится на последние годы (и их количество продолжает увеличиваться, так как ежегодно вводятся в строй десятки мечетей по всей республике), осуществляют деятельность более 200 медресе и семь школ хафизов, в которых обучающиеся оттачивают мастерство по аятам Священного Корана, выучивая его полностью наизусть и становясь хафизами Корана, а также функционирует достаточное количество мечетей в селах республики. При этом довольно интересен тот факт, что Чеченская Республика лидирует в РФ по числу мечетей на человека (на душу населения) — в

среднем около 1490 жителя на мечеть [16]. Практически в каждом из сел республики существуют центральные сельские джума-мечети, при некоторых из них функционируют примечете-вые медресе, где, как правило, детей начального школьного периода обучают первым азам изучения Священного Корана и исполнения молитвы (намаза). Повсеместно функционируют школы таджвида, в которых любой желающий (начиная от дошкольного и школьного возраста и без предельных возрастных ограничений) может пройти курсы грамотного чтения аятов Священного Корана, правильного выполнения ритуальных обрядов (выполнение намаза, правила соблюдения поста в месяц Рамадан и т.п.) (рис. 3). Необходимо отметить и важную составляющую в исламской образовательной деятельности в регионе — работу уникального исламского Кора-нического образовательного центра «Аль-Джаза-рий», в котором проходят повышение квалификации педагоги по таджвиду.

Рис. 2. Курчалоевский исламский институт имени Ахмата-Хаджи Кадырова (Курчалой, 2022 г., авторская фотография)

Вопросам религиозного образования в регионе придается значение государственного масштаба. Так, в 2011 г. была разработана и утверждена республиканская целевая программа «Подготовка специалистов с углубленным знанием истории

и культуры ислама» [17], целью которой являлась подготовка специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама (специалисты в области теологии и шариатского права — фикха) для образовательных учреждений, а также для

муниципальных образований Чеченской Республики, которая была завершена в 2014 г.

О повышенном внимании в регионе к исламскому образованию, в том числе подрастающего поколения, как процессу, требующего системного

подхода, свидетельствует и факт того, что этому вопросу уделено важное место в содержании Единой концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики (п. 10 Концепции) [18].

Рис. 3. Ренессанс исламских религиозно-образовательных институтов.

Опыт Чеченской Республики (схема в оригинальной авторской редакции, данные по состоянию на конец 2022 г.)

Отдельно стоит вопрос прикладного характера, применения на практике основ исламских знаний, выполнения обрядов и ритуалов, в том числе разрешение различных проблемных ситуаций с вынесением соответствующей фетвы. Касательно процесса фетвотворчества необходимо указать, что данные вопросы требуют соблюдение условия подготовленности специалистов. В России в регионах с преобладающим мусульманским населением функционируют специализированные духовные центры, отвечающие за данную немаловажную деятельность в среде мусульманского общества. В эти центры ежедневно от населения поступают вопросы различного характера, компетентные специалисты в этой области стараются ответить на них, опираясь на достоверные источники. К примеру, в Чеченской Республике при Духовном управлении мусульман Чеченской Республики (ДУМ ЧР, муфти-ят) функционирует отдел фетв, куда ежедневно поступают различные вопросы на злободневную тематику от жителей Чеченской Республики.

По мнению ряда специалистов-богословов, возрождение исламской религии и религиозного образования в республике послужило одной из причин увеличения квоты для совершения ритуального паломничества (хаджа) в Саудовскую Аравию (в г. Мекка и Медина). Чеченская Республика ежегодно получает квоту в пределах

более чем 2000 человек в целях совершения хаджа, а для совершения так называемого малого хаджа (умра) каких-либо визовых ограничений и квот вообще не предусмотрено. Каждый верующий, который желает совершить малый хадж, имеет возможность это сделать независимо от времени года, покрыв лишь траты, связанные с финансированием вопросов оплаты дороги и размещения на местах.

И еще один аспект в призме рассматриваемого вопроса. В 2022 г. отмечалось 100-летие чеченской государственности [19]. Ее истоки были заложены в далеком 1922 г. [20; 21, с. 35] в непростое для республики и народа время. Следующий 2023 г. был объявлен в Чеченской Республике годом родного языка [22]. Никакая государственная формация невозможна без становления и должного уровня развития общественно-экономических, социально-политических, духовно-культурных, в том числе образовательных, предпосылок. Важное место в этом процессе занимает и религиозная компонента, формируемая посредством религиозного просвещения. Таким образом, основы этой компоненты, заложенные в столь непростое время видными общественно-религиозными деятелями Чечни, стали залогом возрождения, формирования в современный период нации со стойкой почвой для духовного развития, в том числе повсеместного ислам-

ского образования, хотя необходимо признать, что процесс этот сопровождался очень противоречивыми, порой судьбоносными для всего чеченского народа событиями. История об этом знает.

Ислам как религия Единобожия с момента начала своего распространения на территории Северного Кавказа и по сей день имел и имеет глубокие корни в плане его исповедания представителями мусульманской общины. Данный факт еще раз подчеркивает ту значимость, которую он имеет в жизни любого представителя народов, ассоциирующих себя с исламским мировосприятием. Именно этот фактор и стал главенствующим в плане выбора цели своеобразного «удара», который был нанесен деструктивными силами в 90-х годах прошлого века, в планы которых входило ослабление и последующее уничтожение традиционных религиозных ценностей и национальных квазигосударственных образований на территории Северного Кавказа. Одними из методов таких деструктивных процессов выступают распространение невежества или неверная интерпретация важнейших институтов религии, религиозная нетерпимость, нетолерантность, откровенная нетерпимость к другому языку, культуре, традициям, вере.

С полной уверенностью можно говорить о том, что одной из причин, ставших почвой для разрастания новых, чуждых исламу идей, течений и процессов, являются целостный или частичный отказ от следования за традиционными религиозно-правовыми школами (мазхабы) и целенаправленная политика деструктивных сил, врагов ислама в распространении смуты и противоречий в мусульманскую умму современности. Еще один немаловажный аспект указанной проблематики, который заложил фундамент в возникновение противоречий между традиционным религиозным мировоззрением и новыми (для всего постсоветского пространства) течениями в исламе. В определенной радикализации населения, основанной на новых веяниях времени, в начале 90-х годов прошлого века способствовала неготовность, а местами и неспособность традиционных институтов, в том числе религиозных, адекватно отвечать новым угрозам, действительности, изменениям, которые начали бурно происходить на социально-политическом и духовно-религиозном ландшафте Северо-Кавказского региона, в том числе на территории Чеченской Республики. Другими словами, классические конфессиональные институты, базирующиеся на традиционном исламе, не смогли трансформироваться и адекватно отвечать угрозам в условиях новых реалий и тех вызовов, которые они

получали от различного рода течений, заполнивших религиозный ландшафт всего Северо-Кавказского региона.

Проблемы социально-экономического характера, сложная этнополитическая ситуация, непоследовательная работа с подрастающим поколением, проблемы с религиозным воспитанием и образованием в целом в регионе диктуют необходимость повышения уровня образовательного и воспитательного процесса молодежи в поликультурной, поликонфессиональной среде. Особенно это касается уяснения религиозных вопросов с позиций «умеренности», без проявления крайностей в ту или иную сторону. В связи с этим важное значение приобретает определение степени толерантности молодежи и ее образованности как всесторонне, так и в религиозном аспекте. Возникает необходимость повышения качества воспитательной работы, в том числе профилактического характера, особенно в подростковой молодежной среде с включением информированности их о религиозно-политической ситуации в стране, регионе, республике; предполагает знания в сфере истории религии, о межнациональном, межконфессиональном согласии народов Северного Кавказа и всей России на исторических примерах и в ретроспективе.

Заключение. Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов следующего характера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исламское образование в целом в России и в Чеченской Республике, в частности, имеет непростую, а местами и трагическую историю — от практически полного забвения в советский период, ренессанса в постсоветский период и до системного, институционального развития в новейшее время.

Рассмотренная в статье проблематика, связанная с состоянием исламского образования в России, должна найти свое качественное решение на государственном уровне, с приданием данному вопросу статуса долгосрочной государственной политики (включающей национальную, образовательную (светскую и религиозную), духовно-культурную и социально-экономическую компоненту), которая обязательно учитывала бы региональную специфику и ситуацию на местах, а не только взгляды из «высоких» кабинетов. В этом контексте мог бы быть применен положительный опыт Чеченской Республики.

Система исламского образования в России, как отмечают Р.М. Мухаметшин и И.Т. Зари-пов, как уже свершившийся факт имеет реальные очертания; это уже система, встроенная в единое российское образовательное пространство [23, с. 905]. Более того, как отмечает еще в бо-

лее широком контексте М.Б. Пиотровский, именно формирование в России условий для возникновения образа ислама, его истории и культуры, который принял бы и исламский, и неисламский мир, является залогом стабильности не только политической ситуации, но и судьбы страны в целом [24, с. 44].

Все это даст надежду на выстраивание долгосрочной и системной религиозной картины дня, гармонизацию отношений, преодоление этнокон-фессиональных противоречий и заложит фундамент формирования здорового, религиозно образованного, толерантного общества, стоящего прочно на фундаменте религии во всех национальных административно-территориальных образованиях России, в которых проживает преимущественно мусульманское население, на долгосрочную перспективу.

Список источников

1. Священный Коран (Коран онлайн) / / URL: https://quran-online.ru (дата обращения: 27.11.2022).

2. Сахих аль-Бухари (хадис 3461) // URL: https://isnad.link/book/sahih-al-buhari/60-kniga-rasskazov-o-prorokah-hadisy-3326-3488 (дата обращения: 01.11.2022).

3. Сунан Абу Дауда (хадис 4946) // URL: https://isnad.link/book/sunan-abu-dauda/35-kniga-blagovospitannosti-hadisy-4773-5274/68-glava-o-pomoshi-musulmaninu (дата обращения: 27.11.2022).

4. Прозоров C.M. Научное исламоведение в контексте исламского образования в России // Минбар. Исламские исследования. 2009. Т. 2. № 2. С. 23—32.

5. Прозоров C.M. Научное исламоведение в современной России: проблемы и перспективы // Ислам в мультикультурном мире: материалы 1-го Казанского международного научного форума, Казань, 1—3 ноября 2011 г. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2012. С. 151 — 155.

6. Соснина ЕЁ. Востоковедение и роль России в современном восприятии Кавказа // Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. 2011. № 3. С. 3—9. URL: https://aasjournal.spbu.ru/article/view/2583.

7. Осмаев А.Д. История и современное состояние мусульманской уммы Чеченской Республики // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. 2022. Т. 18, № 4. С. 133—147.

8. Ярлыкапов АА Исламское образование на Северном Кавказе в прошлом и настоящем / / Вестник Евразии. 2003. № 2 (21). С. 5—31.

9. Якупов Р.И., Мавликасов А.Х. Из истории отечественного мусульманского образования (середина XVI в. — начало 90-х гг. XX в.) // Общество: философия, история, культура. 2020. № 1 (69). С. 57—65.

10. Нефляшева H.A. Мусульманское образование на Северо-Западном Кавказе (вторая половина XIX — начало XX в.) // Вестник Московского университета. Сер. 13: Востоковедение. 2009. № 4. С. 72—92.

11. Блейх Н.О. Роль Российской империи в развитии системы просвещения у мусульманских народов Северного Кавказа // Диалог со временем. 2020. № 72. С. 376—390.

12. Шейх Сугаип-мулла ибн Гойсум. Факку ар-Рикъаби мин каффи ал-'икаби (рукописи трудов на араб. яз.) / оформл., пер. и разъясн.

Р.А. Ибрагимова. Махачкала, 2021. 126 с.

13. Шейх Сугаип-мулла ибн Гойсум. Xидаят Арражий ила ма'рифатихукми закати ан-Наха-чий (рукописи трудов на араб. яз.) / оформл., пер. и разъясн. Р.А. Ибрагимова. Махачкала, 2021. 160 с.

14. Шейх Изнаур Несерхоев. Вакъий1ату Сайбийр (Сибирские события) / рукописи трудов на араб. яз. 336 с.

15. В Чеченской Республике функционирует 1312 мечетей // URL: https://vesti095.ru/2022/ 01/v-chechenskoj-respublike-funktsioniruet-1-312-mechetej/ (дата обращения: 27.11.2022).

16. А знаете ли Вы, что Чечня лидирует в РФ по числу мечетей на человека? // URL: http:// www.checheninfo.ru/130810-a-znaete-li-vy-chto-chechnya-lidiruet-v-rf-po-chislu-mechetey-na-chelo-veka.html (дата обращения: 27.11.2022).

17. Постановление Правительства Чеченской Республики от 8 декабря 2011 г. № 227 «Об утверждении республиканской целевой программы «Подготовка специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама на 2012—2014 годы» // СПС «Гарант». URL: https://internet. garant.ru (дата обращения: 18.03.2024).

18. Указ Главы Чеченской Республики от 5 октября 2021 г. № 177 «Об утверждении Единой Концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики» // СПС «Гарант». URL: https:/ /internet.garant.ru (дата обращения: 18.03.2024).

19. Распоряжение Главы Чеченской Республики от 6 декабря 2021 г. № 300-рг «Об образовании организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий, посвященных празднованию 100-летия образования Чеченской Республики» // СПС «Гарант». URL: https:// internet.garant.ru (дата обращения: 18.03.2024).

20. Декрет ВЦИК РСФСР от 30 ноября 1922 г. «Об образовании автономной области Чечни» // URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1451. htm (дата обращения: 01.11.2022).

21. Магомедов А.И., Кутуев А.Р., Буштец Н.В. Становление правосудия в Чеченской Республике: к 100-летию Чеченской Республики // URL: https://chspu.ru/wp-content/uploads/2024/ 02/Становление_правосудия_в-Чеченской_ Рес-публике_3.pdf (дата обращения: 18.03.2024).

22. Указ Главы Чеченской Республики от 28 ноября 2022 г. № 245 «Об объявлении 2023 года в Чеченской Республике Годом чеченского языка» / / URL: https://chechnya.gov.ru/wp-content/ uploads/documents/245-8.pdf (дата обращения: 18.03.2024).

23. Мухаметшин Р.М., Назипов И.Т. Создание экосистемы электронного религиозного образования // Minbar. Islamic Studies. 2021. № 14 (4). С. 903—920.

24. Пиотровский М.Б. О некоторых принципах концепции преподавания истории и культуры ислама в России / / Ars Islamica: в честь Станислава Михайловича Прозорова / Институт востоковедения РАН. М.: Восточная литература, 2016. 871 c.

References

1. The Holy Quran (Quran online) // URL: https://quran-online.ru (accessed: 27.11.2022).

2. Sahih al-Bukhari (hadith 3461) // URL: https://isnad.link/book/sahih-al-buhari/60-kniga-rasskazov-o-prorokah-hadisy-3326-3488 (accessed: 01.11.2022).

3. Sunan Abu Daoud (hadith 4946) // URL: https: //isnad.link/book/sunan-abu-dauda/35-kniga-blagovospitannosti-hadisy-4773-5274/68-glava-o-pomoshi-musulmaninu (accessed: 27.11.2022).

4. Prozorov S.M. Scientific Islamic studies in the context of Islamic education in Russia. Minbar. Islamic studies, 2009, Vol. 2, no. 2, pp. 23—32. (In Russ.).

5. Prozorov S.M. Scientific Islamic studies in modern Russia: problems and prospects. Islam in the multicultural world: Materials of the 1st Kazan International Scientific Forum, Kazan, November 1—3, 2011. Kazan: Kazan (Volga Region) Federal University, 2012, pp. 151 — 155. (In Russ.).

6. Sosnina E.L. Oriental studies and the role of Russia in the modern perception of the Caucasus. Bulletin of St. Petersburg University. Oriental and African studies, 2011, no. 3, pp. 3—9. URL: https:// aasjournal.spbu.ru/article/view/2583 (accessed: 27.11.2022). (In Russ.).

7. Osmaev A.D. The history and current state of the Muslim Ummah of the Chechen Republic. Islam in the modern world: domestic and international political aspects, 2022, Vol. 18, no. 4, pp. 133—147. (In Russ.).

8. Sklykapov AA Islamic education in the North Caucasus in the past and present. Bulletin of Eurasia, 2003., no. 2 (21), pp. 5—31. (In Russ.).

9. Yakupov R.I., Mavlikasov A.H. From the history of Russian Muslim education (mid-XVI century — early 90s of the twentieth century). Society: philosophy, history, culture, 2020, no. 1 (69), pp. 57—65. (In Russ.).

10. Neflyasheva NA. Muslim education in the North-Western Caucasus (the second half of the XIX — early XX century). Bulletin of the Moscow University. Episode 13: Oriental Studies, 2009, no. 4, pp. 72—92. (In Russ.).

11. Bleikh N.O. The role of the Russian Empire in the development of the education system among the Muslim peoples of the North Caucasus. Dialogue with time, 2020, no. 72. pp. 376—390. (In Russ.).

12. Sheikh Sugaip-Mullah ibn Goysum. Fakku ar-Riqabi min kaffi al-'ikabi (manuscripts of works in Arabic): design, translation and explanations by R.A. Ibrahimov. Makhachkala, 2021, 126 p. (in Arabic).

13. Sheikh Sugaip-Mullah ibn Goysum. Hidayat Arraji ila ma'rifatihukmi zakati an-Nahachiy (manuscripts of works in Arabic): design, translation and explanations by R.A. Ibrahimov. Makhachkala, 2021, 160 p. (in Arabic).

14. Sheikh Iznaur Neserkhoev. Vakiy1atu Saybir (Siberian events): manuscripts of works in Arabic, 336 p. (in Arabic).

15. There are 1,312 mosques functioning in the Chechen Republic // URL: https://vesti095.ru/ 2022/01/v-chechenskoj-respublike-funktsioniruet-1-312-mechetej (accessed: 27.11.2022).

16. Did you know that Chechnya is the leader in the Russian Federation in the number of mosques per person? // URL: http://www.checheninfo.ru/ 130810-a-znaete-li-vy-chto-chechnya-lidiruet-v-rf-po-chislu-mechetey-na-cheloveka.html (accessed: 27.11.2022).

17. Resolution of the Government of the Chechen Republic dated December 8, 2011 No. 227 "On approval of the republican target program "Training of specialists with in-depth knowledge of the history and culture of Islam for 2012—2014" // Legal Reference System "Garant". URL: https://internet. garant.ru (accessed: 18.03.2024).

18. Decree of the Head of the Chechen Republic dated October 5, 2021 No. 177 "On approval of the Unified Concept of spiritual and moral education

and development of the younger generation of the Chechen Republic" / / Legal Reference System "Garant". URL: https://internet.garant.ru (accessed: 18.03.2024).

19. Decree of the Head of the Chechen Republic dated December 6, 2021 No. 300-rg "On the formation of the organizing Committee for the preparation and holding of events dedicated to the celebration of the 100th anniversary of the formation of the Chechen Republic" // Legal Reference System "Garant". URL: https://internet.garant.ru (accessed: 18.03.2024).

20. Decree of the Central Executive Committee of the RSFSR of November 30, 1922 "On the formation of the Autonomous Region of Chechnya" // URL: http: //www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1451.htm (accessed: 01.11.2022).

21. Magomedov AI, Kutuev A.R., Bushtets N.V. The formation of justice in the Chechen Republic: to the 100th anniversary of the Chechen Republic //

URL: https: / / chspu.ru / wp-content / uploads/2024/ 02/CTaH0BaeHHe_npaB0cy^Ha_B-HeqeHCK0H_Pec-ny6aHKe_3.pdf (accessed: 18.03.2024).

22. Decree of the Head of the Chechen Republic dated 11/28/2022 No. 245 "On the declaration of 2023 in the Chechen Republic as the Year of the Chechen Language" / / URL: https://chechnya.gov. ru/wp-content/uploads/documents/245-8.pdf (accessed: 18.03.2024).

23. Mukhametshin R.M., Nazipov I.T. Creation of an ecosystem of electronic religious education. Minbar. Islamic Studies, 2021, no. 14(4), pp. 903— 920. (In Russ.).

24. Piotrovsky M.B. On some principles of the concept of teaching the history and culture of Islam in Russia. Ars Islamica: In honor of Stanislav Mikhailovich Prozorov / Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences. Moscow: Oriental Literature, 2016. 871 p. (In Russ.).

Информация об авторах

Х.В. Идрисов — доцент кафедры гражданского права и процесса Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова, доцент кафедры информационного права и юриспруденции Грозненского государственного нефтяного технического университета им. М.Д. Миллионщикова, кандидат юридических наук, доцент;

Л.И. Абдурахманова — начальник общего отдела ДОУ ВПО «Курчалоевский исламский институт имени Ахмата-Хаджи Кадырова»;

Р.А. Ибрагимов — преподаватель ДОУ ВПО «Курчалоевский исламский институт имени Ахмата-Хаджи Кадырова», докторант Мусульманской религиозной организации ДОУ ВО «Болгарская исламская академия».

Information about the authors H.V. Idrisov — Associate Professor the Department of Civil Law and Procedure of Kadyrov Chechen State University, Associate Professor of the Department of Information Law and Jurisprudence of Grozny State Petroleum Technical University named after M.D. Millionshchikov, Candidate of Law, Associate Professor; L.I. Abdurakhmanova — Head of the General Department of the Kurchaloy Islamic Institute named after Akhmat-Hadji Kadyrov;

R.A. Ibragimov — Teacher of the Kurchaloy Islamic Institute named after Akhmat-Hadji Kadyrov, Doctoral Student of the Muslim religious Organization of the Bulgarian Islamic Academy.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 1 6.07.2024; одобрена после рецензирования 1 6.08.2024; принята к публикации 16.09.2024.

The article was submitted to the editorial office 1 6.07.2024; approved after review 1 6.08.2024; accepted for publication 16.09.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.