Section 4. History
4. Историко-филологический факультет Харьковского университета за первые сто лет его существования (1805-1905): Биографический словарь профессоров и преподавателей/Под ред. М. Халанского и Д. Ба-галея. - Х., 2007.
5. Эймонтова Р. Г. Русские университеты на грани двух эпох: от России крепостной к России капиталистической. - М., 1985.
6. Щетинина Г. И. Университеты России и Устав 1884 г. - М., 1876.
7. Иванов А. Е. Высшая школа России в конце Х1Х-нач. ХХ века. - М., 1991.
8. Харшвський нацюнальний ушверситет iM. В. Н. Казарша за 200 рошв. - Харшв: «Фглю», 2004. - С. 160.
9. Государственный архив Черниговской области в Нежине, ф. 1105, оп. 1, ед. хр. 107.
10. Верба I. В. «З 1906 р. дiяльнiсть Грушевського стала все бгльше переноситися на велику Украшу до Киева» (Микола Грушевський у 1906-1913 роках»//Вiче. 2011.
11. Alma mater. Ушверситет Св. Володимира напередодш та в добу украшсько! революцн 1917-1920. Матерiали, документа, спогади/Упор. В. Ульяновський. В. Короткий: У 3-х кн. - Кн. 1. - К., 2000.
Soltanova Nazila Bagir, Institute of Physics, National Academy of Sciences of Azerbaijan Leading Researcher, Ph. D./Ph. D. E-mail: [email protected]
Renaissance in Azerbaijan
Abstract: The article considers the medieval period, the development of science in Azerbaijan. Some ideas, discoveries made then recognized ahead of the world of science for centuries.
Keywords: motion, structure of matter, sound, Earth, Sun
Солтанова Назиля Багировна, Институт физики НАН Азербайджана Ведущий научный сотрудник, кандидат исторических наук/доктор философии
E-mail: [email protected]
Ренессанс Азербайджана
Аннотация: в статье рассматривается средневековый период развития науки в Азербайджане. Некоторые идеи, открытия, сделанные тогда, опередили признанную мировую науку на столетия.
Ключевые слова: движение, строение вещества, звук, Земля, Солнце
Человечество имеет свои определенные революционные периоды развития, которые названы Ренессансом. В этот период происходит Возрождение, перерождение былого.
Рождается мир, зреет до цивилизованного состояния и разрушается.
Исследуя историю развития научной мысли, мы сталкиваемся с проблемами, где за каждым вопросом стоит куча вопросов. Был Ренессанс Античности, Ренессанс Востока, затем Запада. Ренессанс Азербайджана относится к Ренессансу Востока. Мало изученность последнего и не изученность Ренессанса Азербайджана не является поводом считать существование Возрождения лишь на Западе.
Многие памятники материальной и духовной культуры древней эпохи исчезли бесследно, а дошед-
шие до нас еще не изучены с необходимой научной строгостью, объективностью и обстоятельностью. Чтобы добраться до первозданной формы наследия древности требуется снятие с него позднейших наслоений. Современный ученый не располагает тем достаточным литературным материалом, который позволил бы ему ставить вопросы, связанные с особенностями азербайджанской древности и античности. Материал есть, но, опять-таки, он не в наших руках.
Современная азербайджанская нация является наследником тех культурных ценностей, которые создавались ее предками на протяжении тысячелетий.
Территория Азербайджана была заселена человеком более миллион лет тому назад. Это подтверждено результатами комплексного изучения, открытой
54
Секция 4. История
в 1960 г., Азыхской пещеры и целого ряда стоянок каменного века.
Согласно археологическим изысканиям, Азербайджан являлся одним из очагов древней культуры обработки металла. Производство железа стимулировало общественное развитие, в частности, разложение первобытно — общинного строя.
Найденные в Нахчыване бронзовые браслеты (Нахчыванский Государственный музей истории) относятся к концу эпохе бронзы. Точность их массы, с определенной погрешностью, говорит о существовании на этой территории уже тогда весовой и денежной системы. Браслеты эти использовались в качестве денежных эквивалентов. Обнаружены солнечные и водяные часы с возрастом в 2-3 тыс. лет. В Нахчыване была одна из древних оросительных систем.
Уже к концу III-началу I тыс. до н. э. на территории Азербайджана создаются предпосылки для развития городской жизни и ранних государственных образований. История таких древних государств, как Манна, Мидия, Атропатена, Албания (IX — конец I вв. до н. э.) — это история азербайджанской античной культуры. Хронологически эта эпоха совпадает с периодом греческой античности.
Одна из древних религий зороастризм является основной религией древних азербайджанцев. Сложилась она в Мидии, идеологическое и господствующее положение получила в Атропатене, затем была принята во многих странах Востока. Святая книга Зороастра «Авеста», как и азербайджанская мифология, явилась источником многих философских учений. Она не только свод религиозно-идеологических догм, в ней нашли свое отражение природе и общественные отношения.
Человек удовлетворив свои необходимые бытовые потребности, постоянно интересовался окружающим миром (небо, звезды, Солнце, Луна, природа, животный мир). В процессе общественной практики сложились представления о существовании взаимосвязи и взаимовлияния предметов и явлений природы.
В книге об истории Зодиака, изданной в 1807 г. Карл Шварц указывает место и дату появления первого Зодиака — это святой город огней Баку (40° северной широты) и 1400 г. до н. э. [1, 257]
Сказанное подтверждается наскальными изображениями Гобустана, Умидгая и Гямигая.
У предков азербайджанского народа в эпоху палеолита и неолита уже существовали определенные понятия о жизни и смерти. Судьба древней культуры Азербайджана сложилась иначе, нежели судьба древнегреческой.
Азербайджанскому народу присущ богатый интеллектуальный потенциал. В нашей стране наука, образование и просвещение получили своё развитие с древнейших времён. Медресе, университеты Востока, Азербайджана были прогрессивными для того времени очагами науки, просвещения и культуры. Десятки выдающихся представителей науки и искусства, деятели общественной и философской мысли, выросшие в богатой просвещённой среде средневековых школ, такие как Бахманйар, Низами, Туси, Аджами, Сухраварди, Урмави, Шабустари, Физули и др. возвысились до уровня корифеев мировой культуры, обогатив общечеловеческую сокровищницу ценностей редчайшими жемчужинами.
В истории развития мировой науки на Средневековом Востоке возникла самостоятельная, так называемая арабская наука — это наука исламского Средневековья. Арабские завоеватели не разрушали древней цивилизации. Они оказались хранителями, спасителями древней науки и, в свою очередь, последующей ячейкой в истории развития науки. Античная наука дошла до нас в большей степени в переписанных рукописях и переводах античной литературы. «Дом мудрости» (832 г. Багдад) ал-Ма'муна — факт сказанному. В странах ислама наряду с медресе, где кроме религии занимались предметами математики, астрономии, были созданы университеты, библиотеки, академии — научные центры. Объединенные политически и экономически, связанные единством религии и языка (арабский язык стал государственным и языком науки и культуры), народы стран Ближнего и Среднего Востока получили возможность свободного обмена духовными ценностями.
Во дворцах дальновидных правителей Азербайджана были созданы научные меджлисы (собрания), куда были вхожи выдающиеся учёные, где обсуждались актуальные проблемы науки и культуры того времени. В личной библиотеке государственного деятеля Азербайджана Узун Гасана (Муин ул-Хилафа ва-с-Салтанэ Нусрат уд-Дин Абу Наср Узун) (14231478) десятки учёных проводили научные исследования.
Энциклопедические трактаты того времени разделялись на изложение теоретических и практических наук. Теоретические науки — это логика, физика (естествознание), математические науки и метафизика (философия и теология). К практическим же наукам относятся этика, экономика и политика.
В итоге переводческой и комментаторской деятельности уже в IX в. складывается своеобразная на-
55
Section 4. History
учная тенденция, в которой греческие методы применялись к решению широкого круга теоретических и практических проблем. Далее, рождались свои учения, теории, методы, применение которых давало результаты максимального значения для того времени. Бывали и случаи, когда результат мог опередить науку того времени на столетия (труды Бируни, Туси ...)
Стиль сочинений средневекового Востока был очень интересен, в определенной степени чувствуется влияние античного, но была своеобразная, уже сформулированная форма труда. Все это относится к сочинениям по механике, астрономии, статике. Серьезное значение придавалось систематическому изложению материала, его полноте, чёткости и строгости формулировок и доказательств. Эта тенденция усиливается в течение Х -XI вв.
Научные труды выдающегося Бахманйара (Абу-л-Гасан Бахманйар ибн Марзбан ал-Азербайджани) (993-1065) — любимого ученика великого Ибн Сины (980-1037) — были написаны в форме современных научных работ, скорее диссертаций.
Коронным трудом Абу-л-Гасан Бахманйара ибн ал-Марзбан ал- Азербайджани считается трактат “Ат-Тахсил” (“Познание"). Эта энциклопедическая работа состоит из 3 книг: I- “О логике”, II- “О Метафизике", III -“О конкретно существующих вещах”.
Бахманйар в своем труде освещает ряд вопросов, относящихся к физике:
1 Строение вещества; опровержение утверждения о том, что тело состоит из неделимых частиц.
2 Движение и покой. Виды движения по природе и траектории.
3 Пространство и время, их особенности.
4 Световые явления, природа солнечных лучей и механизм созерцания.
5 Звуковые явления; процесс происхождения, распространения, восприятия звука.
В главе “Об обретении посылок” Бахманйар рассматривает ряд проблем, куда входят также вопросы оптики. “Зрячие. становятся способными видеть окружающее только при наличии света”. Говоря о лунном затмении, он пишет: “Земля иногда занимает промежуточное положение между Луной и Солнцем, а у всякого (светила), получающего свет от Солнца, свет исчезает, когда Земля занимает промежуточное положение между ним и Солнцем. .Светило, у которого свет исчезает, затмевается. Луна затмевается”. Луна ночью для человека была в образе светила. Бах-манйар же здесь тонко отмечает, что “у всякого (светила), получающего свет от Солнца, свет исчезает.”.
То есть Луна не светило, она получает свет от Солнца. [2, II, 25]
10 глава I части II книги написана под названием “Об опровержении утверждения, что тело состоит из неделимых частиц”, где идет изложение нескольких вариантов опровержений отмеченного утверждения. Бахманйар в XI веке приходит к весьма удивительному заключению, что частицы, из которых состоит тело, сами делимы. Действительно, научные открытия, полученные начиная с XX века и по сей день, подтверждают предсказание Бахманйара о том, что тело не может состоять из неделимых одинаковых частиц.
В первой главе II раздела автор пишет: “. фигуры простых естественных тел должны быть простыми, т. е. сферическими.”. Дальше Бахманйар утверждает: “Знай: земля требует для себя сферической фигу-
J)
ры.
В результате своих исследований Бахманйар приходит к заключению, что во Вселенной единственным движением является вращательное и тем самым делает новое предположение о свойствах пространства и времени. Бахманйар пишет: “. движения прямолинейного и уходящего в бесконечность, не бывает”. Из этого заключения становится так же зримым искривления пространства.
Пространство в теории тяготения Ньютона носит евклидовый характер, т. е. предполагается наличие абсолютных прямых линий. Однако в общей теории относительности, созданной Эйнштейном в начале XX века, показано, что пространство носит неевклидовый характер — все линии являются замкнутыми и отсутствуют абсолютные прямые линии.
Уравнения Эйнштейна в общей теории относительности устанавливают связь между распределением материи и геометрическими свойствами пространства и времени — частицы и поля, находясь в пространстве, искривляют его. То есть, искривленные пространство и время, являются символом общей теории относительности. Бахманйар еще в XI веке принимает наличие кривизны пространства, он не приемлет понятия бесконечности. Он пишет “. бесконечное имеет природу небытия”. [2, II, 150]
Наука и научные знания являются движущей силой Человечества.
Низами Гянджеви (1141-1209) — великий азербайджанский мыслитель, воспевал и романтизировал силу науки, научной истины, ее законов.
Энциклопедически образованный поэт — философ Низами призывает человеческий род быть разум-
56
Секция 4. История
ным, вникать и изучать тайны материи, пространства и всего окружающего видимого, невидимого мира. Он пишет:
...Разум — главный наш помощник, наш защитник он,
Муж разумный всем богатством мира наделен. .Вникни, мудрый, в суть растений, почвы и камней Вникни в суть существ разумных, в суть природы всей.
.Тот, кто учится упорно, тот рукой своей,
Из скалы рубин добудет, жемчуг из морей. [3, 45] В своих трудах этот выдающийся ученый — философ давал высокую оценку ученым, мудрецам:
.В учености вижу ума торжество,
Никто не может превзойти его.
Тот муж, перед которым мир знанья открыт,
На лестнице жизни всех выше стоит.
. Даже к двери, затвор которой незрим,
Есть у ученого ключ. Все раскроется им. [4, 70] Морально богатый, эрудированный Низами считает, что люди, глубоко знающие законы природы и общества — ученые, обладают высокими моральными и духовными качествами. Поэт в своих бейтах пишет, что люди, достигшие совершенства в науках, никогда не поддаются низменным страстям, не унижают свое мудрое Я, не боятся трудностей, им не страшны неразрешимые проблемы. Он пишет: .Зрелые мужи, достигшие совершенства Не склоняют головы перед иррациональным корнем. [3, 20]
На Древнем Востоке одной из трудных проблем считалась проблема иррационального корня, не поддающаяся точному извлечению. Низами считает, что ученые люди могут раскрыть считавшиеся не раскрываемыми проблемы, как он отметил, проблемы иррационального корня.
Он был учителем, педагогом, который мастерски раскрывал и развивал пути и методы обучения, освоения научных знаний. В частности, он показывал, что при освоении научных знаний о естественном мире необходимым и достаточным методологическим условием является путь от известного к неизвестному, от простого понятия, атрибута к сложному, емкому понятию и, наконец, анализ и обобщение полученных научных знаний.
Основными проблемами его произведений являются проблемы сотворения материи, Вселенной и живого.
Низами Гянджеви сотворение Вселенной, материи связывает непосредственно с возникновением
движения.
С древних времён учёные задумывались над тем, каково же строение материи, занимает ли она пространство сплошь или состоит из отдельных частиц, расположенных на некотором расстоянии друг от друга.
Детальный анализ поэм Низами Гянджеви показывает, что еще в XII веке поэт-философ пришел к заключению о том, что вся материя и подвижные небесные тела состоят из находящихся в движении атомов. Он писал:
.Все, что было и чистым и ясным в Земле,
Все телами небесными всплыло во мгле. [4, 37]
.И с этих куполов какое излученье,
Что видим мы с Земли, что ясно нам — вращение.
.Ведь каждый атом в мастерской Вселенной
Каким-то делом занят непременно. [5, 17]
Великий поэт-философ еще в XII- веке приходит к мысли, что в природе, во Вселенной действуют законы сохранения, носившие фундаментальный характер.
Основные законы естественных наук, требующие глубокого мышления, Низами Гянджеви описал красивым поэтическим языком.
XII в. можно отнести ко второму этапу развития механики Средневековья. В механических и астрономических сочинениях этого периода авторы широко использовали достижения современной им математики: вычислительно-алгоритмических, арифметических и алгебраических методов, плоской и сферической тригонометрии.
В XIII-XV вв. меняются требования эпохи — идет развитие — необходимы новые, более точные методы для астрономических расчетов, основанных на приемах кинематико-геометрического моделирования движения небесных тел. Это требовало дальнейшего развития приближенных методов решения уравнений второй и более высоких степеней. К XIII-XV вв. относится деятельность двух крупнейших научных школ Восточного средневековья: Марагинской, возглавляемой ат-Туси и Самаркандской под руководством Улугбека.
Механики Средневекового Востока не только проявили интерес к фундаментальным вопросам теории, но и сами получали результаты, имеющие серьезное теоретическое значение, и некоторые из них оказали существенное влияние на европейскую науку XIII — XVII вв.
Изучение процесса формирования восточной механики позволяет проследить тенденцию к аксиома-
57
Section 4. History
тизации и геометризации в духе Евклида и Архимеда (статика), к разработке качественных теорий в рамках общего философского учения о движении и падении тел в различных средах и источнике этого движения, к выделению учения о простых машинах и механизмах.
Динамическое направление на средневековом Востоке складывалось прежде всего на основе перевода и комментирования и обработки сочинений Аристотеля. Это породило целую серию трактатов, посвященных проблемам причины, источника и сущности движения, а также специальных разделов в трактатах философского содержания. Впрочем, эти вопросы затрагивались и в чисто механических сочинениях, чаще всего в трактатах по статике. Поэтому в них не всегда можно четко отделить друг от друга проблемы статики и динамики и изучать их изолированно друг от друга. В то же время можно достаточно четко отметить круг проблем динамики того времени. Это проблемы существования пустоты и возможности движения в пустоте, проблема движения в сопротивляющейся среде, механизм передачи движения, свободное падение тел и движения тел, брошенных под углом к горизонту. Именно эти вопросы были основным предметом изучения и комментирования.
Важное место среди физических вопросов, изучавшихся Ибн Синой и его учеником Бахманйаром, занимали проблемы оптики и особенности зрения. Наиболее подробно они обсуждаются в «Книге исцеления» Ибн Сины и «ат-Тахсиле» Бахманйара. Исследуется вопрос о сущности света и прозрачности, о цвете, обсуждаются различные оптические теории.
Оптика исследовалась и Марагинской школой. Об этом говорят труды ат-Туси: «Трактат об отражении и преломлении света», «Оптика Евклида», «Трактат об изучении радуги», «Абстракция слова». Ат-Туси в «Трактате об отражении и преломлении света» пишет: «... угол подения равен углу отражения и они должны находиться на одной плоскости», «Отражения и преломления конкретны и их существование несомненно». В трактате «Абстракция слова» ат-Туси говорит о корпускулярной теории света.
Объяснение радуги, сходное с теорией немецкого автора Теодорика была предложено несколько раньше на мусульманском Востоке. Анонимный труд, считающийся ал-Фариси, где излагается эта теория представляет собой комментарий к «Сокровищу оптики» Альхазе-на и дошёл до нас в единственной рукописи, хранящейся в Лейдене. Автор комментария ссылается на сочинение
Кутб ад-Дина аш-Ширази из марагинской школы, которого он называет автором теории радуги.
На Средневековом Востоке создание методов кинематико-геометрического модулирования движения небесных тел можно считать основной задачей кинематики. Источником развития кинематических представлений была греческая астрономия. Развивалась «небесная кинематика» того времени. Математическим аппаратом методов кинематико -геометрического моделирования были сферическая геометрия и сферическая астрономия. В античном мире кинематика была фактически неотделима от астрономии. Эта тенденция прочно сохранилась и в науке Средневекового Востока.
Основатель Марагинской школы, ученый — энциклопедист Насир ад-Дин ат-Туси кроме вопросов наблюдательной астрономии занимался и теоретическими проблемами движения планет. Это четко отмечено в «Памятке астрономии». В этом направлении имеется ряд других трудов ат-Туси. Основная масса источников по астрономии Средневекового Востока — зиджи, т. е. собрания тригонометрических и астрономических таблиц и правил решения задач практической астрономии, которым обычно предшествует более или менее краткое теоретической введение, содержащее описание картины Мира и необходимые сведения из математики и главным образом тригонометрии и сферической астрономии. Правила часто сопровождаются геометрическими доказательствами. Таблицы вычислены в шестидесятеричной системе. Сферико-астрономические основы кинематико-астрономического моделирования входят как необходимый элемент в состав всех без исключения средневековых зиджей. Ат-Туси тригонометрию выделяет как самостоятельную науку. [6, 57]
«Зидж Ильхани» — астрономический каталог, составленный коллективом Марагинской обсерватории, под руководством ат-Туси. Во всех теоретических вопросах ат-Туси придерживался теории геоцентрической системы планет. Эти труды и в Новое время не теряли своего значения. Известный специалист по небесной механике М. Ф. Субботин пишет о ат-Туси: «... Насереддин составляет знаменитые «Иль-ханские таблицы». Эти таблицы останутся лучшим памятником его славы. Создавая эти таблицы на основе специально поставленных наблюдений и критической переработки математических теорий Птолемея, На-сиреддин блестяще выполнил ту программу, которую триста лет спустя сделал целью своей жизни Тихо Бра-
58
Секция 4. История
ге. Уже это показывает, насколько глубоко Насиреддин понимал потребности науки и как правильно он ставил её очередные задачи». [6, 59].
Известная «Марагинская революция» — это созданные школой ат-Туси теории движения планет, отрицающие эквант и другие элементы теории Пто-ломея как фундамент математической астрономии (ат-Туси, аш-Ширази, ал-Орди, аш-Шатир, ал-Каши, ал-Кушчи, ал-Хафри). Широко обсуждался также вопрос о возможности вращения Земли вокруг оси.
При создании своей гелиоцентрической системы мира Николай Коперник видимо был знаком с трудами учёных Марагинской обсерватории, создающими «Марагинскую революцию». Для решения проблемы экванта Коперник применяет те же математические построения, что и марагинские учёные (ат-Туси, аш-Ширази, ал-Орди), часто используя те же обозначения точек в геометрических чертежах, что и ат-Туси. Он пользовался именно теми же терминами, говоря о вращении Земли вокруг своей оси, что и ат-Туси.
Исследуя движение небесных тел, затрагивается и проблема формы небесных тел. Ал-Бируни высказывает мысль о том, что Земля не шарообразна, а имеет форму яйца или чечевицы (вытянутого или сплюснутого эллипсоида вращения). Это говорит о чём? Ясно, что ученые Х века уже говорили о шарообразности Земли. А в Европе подобная идея появилась только XVI веке. Именно ученые стран Ислама впервые выдвинули фундаментальные требования: астрономическая теория является частью физики. Европейская астрономия вышла на уровень мусульманской только в XV веке, благодаря деятельности венских астрономов Пурбаха и Регимонтана. Причина этого рассвета связана с тем, что европейским ученым стали доступны труды астрономов Марагинской и Самаркандской школ.
Наука стран Ислама плодотворно воздействовала на развитие европейской науки и обогащала ее как собственными открытиями, так и открытиями, которые перешли в мусульманскую культуру от греков, индийцев, сирийцев и т. д.
Мы должны уважать и ценить свое прошлое.
Список литературы:
1. Researches of the Origin and Signification of the Zodiac (Исследование по истории возникновения и значения Зодиака, с. 257-270) в сборнике «The Literary Panorama National Register: A Review of Books of Events, Magazine of Varieties: Comprising Interesting Intelligence from, in America, the East Indies, Western» (Литературный Альманах и Национальный Журнал: Обзор Книг, Фиксатор Событий, Журнал Неординарных Событий) Лондон, октябрь 1814 г. Стр. 257-270
2. Бахманйар ал-Азербайджани. Ат-Тахсил. I — III т.Баку (1983-1986). Стр. 196, 260, 297.
3. Низами Гянджеви «Семь красавиц». Перевод с фарси В. Державина. Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1959, 95 с.
4. Низами Гянджеви «Искендернаме». Перевод с фарси Е. Э. Бертельса и А. К. Аренде. Баку, 1983, 285 с.
5. Низами Гянджеви «Лейли и Меджнун». Перевод с фарси П. Антокольского. Гослитиздата, Баку, 1959, 227 с.
6. Солтанова Н. Б. Такого сына мать времени не родила...//Азербайджан и азербайджанцы. Президиум НАН Азербайджана. Баку № 11-12. 2001. с. 55-60.
Tabeykina Elena Konstantinova, Kazan State Power Engineering University, Associate Professor of «History» E-mail: [email protected]
Cultural policy of the soviet power in 1920-1930
Abstract: The article says that despite all the negative ideological Cost Soviet censorship and strict party control of all cultural processes and Phenomena culture in this period developed in breadth and depth.
Keywords: Culture, the Cultural Revolution, indoctrination, emigration, censorship, totalitarianism
59