Научная статья на тему 'Ремонт машин: гносеологическая и гуманистическая функции'

Ремонт машин: гносеологическая и гуманистическая функции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
143
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Макин Юрий Николаевич

Рассмотрены философско-методологические проблемы ремонта машин как раздела философии техники. Показана его гносеологическая и гуманистическая функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPAIR OF MACHINES: GNOSIOLOGICAL AND HUMANISTIC FUNCTIONS

The gnoseological and humanistic problems of machine repair are considered from the view of philosophy of engineering.

Текст научной работы на тему «Ремонт машин: гносеологическая и гуманистическая функции»

2008

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия История, философия, социология

№ 129

УДК 6П5.5:1/14

РЕМОНТ МАШИН: ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ И ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИИ

Ю.Н.МАКИН

Рассмотрены философско-методологические проблемы ремонта машин как раздела философии техники. Показана его гносеологическая и гуманистическая функции.

Авиаремонтная отрасль в настоящее время функционирует как сложная социальная, оборонная, экономическая, градообразующая, экологическая, технологическая и техническая система, что требует осмысления жизненной стадии ремонта машин на философском уровне, как подраздела философии техники. Философия техники формирует теоретико-мировоззренческий и методологический подход к анализу наиболее общих аспектов технических наук. В данной статье предпринята попытка рассмотрения гносеологической и гуманистической функций ремонта машин на примере авиаремонтного производства (АРП).

Решение поставленной задачи опирается на ряд работ, раскрывающих: процесс становления и развития АРП в крупном, обобщенном стратегическом плане, с выявлением присущих этому явлению тенденций [1]; внутреннюю логику, прогностическую функцию, относительную самостоятельность ремонта машин, взаимосвязи ее структурных элементов в крупном, обобщенном, стратегическом плане, с выявлением присущих этому феномену тенденций [2]; систему категорий, законов и принципов ремонтной стадии жизненного цикла технических изделий [3]. Философия АРП, как прикладное направление философии техники, должна выработать комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение такого явления, как авиаремонтное производство с целью выявления общих закономерностей его функционирования и развития. Философия АРП должна стать базой теоретического и математического мышления, основой научного мировоззрения и научной методологии специалистов -ремонтников. Постановка задачи создания общей теории, с одной стороны, примыкает к проблеме математического моделирования. С другой стороны, методами математики невозможно охватить весь комплекс социальных, исторических, географических и других сторон авиаремонтной деятельности, что предполагает широкое использование феноменологических моделей, что уже ближе к предмету философии.

В обиход науки широко вошли такие понятия, как «философия жизни», «философия истории», «философия науки», «философия природы», «философия права», «философия математики», «философия кибернетики», «философия техники» и другие, отражающие философско-методологические подходы к исследованию отдельных сфер действительности. А в чем философия детали? Что нас интересует в детали? Лишь ее способность прямо или опосредованно удовлетворять наши потребности. Однако необходимо понимать, что в отличие от стихийных природных образований, деталь претерпевает те же жизненные стадии, что и развитие человека: проектирование - что-то вроде процесса эмбрионального развития; изготовление - рождение; приработка - годы учебы; непосредственно эксплуатация - сознательная трудовая жизнь; ремонт - болезни и их лечение; списание в окончательный брак и утилизация - конец бренной жизни; переплавка и дальнейшее изготовление из этого материала другой детали - реинкарнация. Для потребителя же деталь существует как своего рода «черный ящик», не влияющий на ее внутреннюю сущность.

Указанные выше методологические позиции лежали в основе «стихийного» представления, развития, тенденций, методологии, стратегии, тактики и частных теорий авиаремонтного производства. Аналитики инстинктивно чувствовали сложность процесса внутреннего развития

технических объектов и «стихийность» эта проявлялась в результатах совещаний, конференций, семинаров, в учебном и производственном процессах, в распоряжениях, приказах и другой методологически-распорядительной документации. Экономическая ситуация переходного этапа вызвала все возрастающее стремление развить все вышесказанное в рамках общей теории авиаремонтного производства.

Ремонт (от французского «remont» - приведение в исправное состояние какого-либо изделия) настолько вошел в наш быт, настолько стал нашей повседневностью, что это дало повод не только к легкомысленным суждениям о нем, но и вообще к отрицанию его перспектив. В качестве примера высоконадежного летательного аппарата, который эксплуатируется до полного списания без особенного технического обслуживания и, тем более, без ремонта чаще всего приводилась наша орбитальная пилотируемая космическая станция «Мир». Но природу нельзя обмануть. Если в жизненном цикле любого организма, любой машины существует период «старости», «болезней», это никого не обойдет стороной. Последние наблюдения за работой космонавтов на орбите показывают, что значительную часть времени они тратят на ремонт станции. В том числе и на серьезный, трудоемкий ремонт. Но эти запоздавшие, несистематические ремонтно-профилактические работы не позволили продлить работу станции, и она была выведена с орбиты и затоплена в Тихом океане, что существенно усложнило выполнение программы космических исследований. Более того, на 6-й международной конференции «Авиация и космонавтика - 2007» в МАИ представители Росавиакосмоса сетовали на то, что космонавты не успевают выполнить программу научных исследований, поскольку значительную часть времени тратят на ремонт станции; предполагается ввести тестирование готовности космонавтов, в том числе и на способность выполнять слесарно-механические инструментальные работы. Отмечалось также, что при проектировании пилотируемых орбитальных станций практически не выполнялись требования по такому показателю качества как ремонтопригодность. В то же время, как показано в монографии [3], история появления потребности в обеспечении ремонтопригодности изделий относится к Верхнему палеолиту (35000-10000 лет до н.э.).

Причина появления ошибочного мнения о том, что капитальный ремонт уже не нужен, что этот термин морально устарел подробно анализируется в [3]. Доказывается, что природа неправильного суждения кроется в логической ошибке, называемой «подмена тезиса».

Отказ от термина «капитальный ремонт» в действительности ничего не меняет, но отказ от капитального ремонта по существу означает отказ от получения уникальных данных о фактическом состоянии деталей изделий авиатехники в процессе эксплуатации, которые могут быть получены только при полной разборке изделия, очистке и дефектации каждой детали органолептическими и физическими методами контроля, что по определению осуществляется при капитальном ремонте авиационной техники. Таким образом, системе АРП как бы отказывается в гносеологической функции авиационной техники.

Любое техническое изделие является системой и, как всякая система, представляет множество объектов (сборочных единиц, деталей) с набором связей (соединений) между ними. В процессе эксплуатации и взаимодействия с окружающей средой система изменяет исходное состояние - повреждается. Накопление повреждений приводит к возникновению неисправности, когда она не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической документации. Накопление или рост неисправностей может вызвать отказ - нарушение работоспособности. Это природно-техническое явление имеет глубокий философский смысл.

Богданов А. А. в разработанной им всеобщей организационной науке тектологии, емко определил понятие «организованная система» как «целое, практически большее суммы своих частей». Это означает, что качество системы больше суммы качеств входящих в нее подсистем, что связи, соединяющие объекты системы в единое целое, несут в себе дополнительное системное качество. В философии это закон «перехода количества в качество». В теории менеджмента этот феномен объясняет свойство неаддитивности больших систем: большая система не равна сумме подсистем в нее входящих.

Синергетика (теория самоорганизующихся структур, учение о самоорганизации сложных систем) расширяет понятие «энтропия» от привычной нам теплофизической величины, до концептуального: энтропия - мера внутренней неупорядоченности системы. Исходя из этого определения, второе начало термодинамики приобретает значение универсального общепризнанного всеобщего закона: при всех процессах, происходящих в открытых системах, энтропия возрастает до максимального значения - наибольшей неупорядоченности, низкой степени организованности. Технические конструкции активно взаимодействуют с окружающей средой и, следовательно, являются открытыми системами обладающими свойствами целостности, поскольку изменение одной части системы вызывает изменение в других частях. Процесс эксплуатации идет в условиях прогрессирующей изоляции: изменения приводят к постепенному переходу от целостности к суммативности.

На бытовом уровне всеобщность закона повышения энтропии, наличия в природе разрушающей тенденции хорошо известна: «Уже и секира при корне дерев лежит» [Мф.3.10]; Шекспир: «Так создан мир, что живо - то умрет и вслед за жизнью в вечность отойдет»; М. Аврелий: «Все то, что ты видишь подлежит изменению и скоро исчезнет»; Гераклит: «В мире все течет, все изменяется»; К.Прутков: «Первый шаг младенца есть первый шаг к его смерти»; О.Хайам: «Вечен мир или создан - не все ли равно, если нам без возврата уйти суждено»; А.Блох: «Предоставленные сами себе события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему»; А. Азимов: «Мы усердно трудимся, приводя в порядок комнату, но оставьте ее без присмотра, и она станет пыльной и грязной. Как трудно поддерживать в порядке дома, оборудование и наши собственные тела; как легко они приходят в негодность. Фактически мы ничего не можем с этим поделать: все само по себе изнашивается, ломается, портится - вот в чем второй закон».

Неисправности обнаруживают и устраняют в условиях эксплуатации АТ и капитального ремонта на специализированных ремонтных заводах в процессе восстановления работоспособности. Термины «ремонт» и «восстановление» часто неверно применяют как синонимы. Восстановить АТ - означает привести ее свойства, утраченные в процессе эксплуатации, в состояние, соответствующее требованиям технических условий на его поставку. Ремонт АТ - комплекс организационных, технических и экономических мероприятий по предупреждению или устранению неисправностей и повреждений с целью сохранения или восстановления ее работоспособности. Эта формулировка объединяет мероприятия по ремонту как в процессе эксплуатации ЛА, так и на ремонтных заводах.

Эксплуатационные мероприятия преследуют цель поддержания работоспособности АТ в течение установленного ресурса. Мероприятия, проводимые при капитальном ремонте на специализированных авиаремонтных предприятиях, преследуют цель восстановления всех характеристик АТ, в том числе ресурса и надежности. Снижение энтропии конструкции АТ в процессе капитального ремонта на первый взгляд противоречит закону увеличения энтропии. Известна сентенция, что «ремонт - система здравоохранения для машин». Поэтому здесь уместна аналогия с живыми организмами. Живые организмы несмотря на их старение, а значит увеличение энтропии, находятся в состоянии гомеостаза (способность организма сохранять равновесие своей внутренней среды в условиях постоянно изменяющейся окружающей среды). В живых организмах в ходе их роста и развития может происходить увеличение упорядоченности, а значит, снижение энтропии. Организм постоянно совершает работу, растет, следовательно, общее количество энтропии в нем должно увеличиваться. В организме энтропия уменьшается в его изолированных (но открытых для обмена информацией и энергией) частях, при одновременном ее увеличении в организме в целом. Именно этим объясняются механизмы защитных реакций на болезни. Блох А.: «Неразбериха постоянно возрастает и только очень упорным трудом ее можно несколько уменьшить, но это приведет к росту совокупной неразберихи». Как сформулировал Г. Моррес: «Открытость системы и приток энергии - необходимые условия для роста упорядоченности, но они недостаточны. Должна существовать программа, содержащая

информацию, которая направляет рост системы и несколько механизмов обращения внешней энергии в энергию, необходимую для выполнения специфической работы внутреннего роста».

Мультипликативность, как фундаментальное свойство больших систем, заключается в том, что отрицательные процессы обладают свойством умножения, а не сложения; деструктивные процессы имеют очень выраженную тенденцию к самотеку и саморазрушению систем при отсутствии должного контролирующего и регулирующего действия со стороны объекта управления; положительные тенденции такой способностью не обладают. Как выразился В.Астафьев: «Мир, в котором с таким трудом удерживается все полезное и доброе, а безобразное, жадное, злое, является вроде бы само собой, расталкивая всех и вся, живет, совершенствуясь в силе и наглости». Следовательно, в процессе эксплуатации конструкции должен наступить момент, когда энтропия достигает своего максимума. В соответствии с принципом Ле-Шателье - Брауна, изменение параметров, выводящих систему из равновесия, сопровождается такими изменениями, которые стремятся свести на нет возмущающие изменения параметров. Возрастание фактора неравновесности до определенного порогового значения приводит к качественному изменению структуры, свойств и поведения системы.

Следовательно, целью технического обслуживания и ремонта АТ (ТО и Р) в эксплуатации является минимум производства энтропии. Но, какими бы ни были совершенными формы ТО и Р, как бы ни был минимален прирост энтропии в процессе эксплуатации, обязательно настанет момент соответствующий теории хаоса, когда бесконечно малая неопределенность в начальных условиях может вести к огромной неопределенности в предсказании дальнейшего поведения, что по условиям эксплуатации по состоянию абсолютно недопустимо. В процессе капитального ремонта машина выводится из эксплуатации (изолируется) и включается как подсистема (ремфонд) в систему авиаремонтного производства. На нее воздействует энергетика технологических процессов по заложенной в ремонтную документацию программе, следовательно, как было показано выше, создаются условия для снижения энтропии машины до исходного уровня. Для задания правильной программы воздействия на объект ремонта, он исследуется (дефектируется) всеми возможными способами неразрушающего контроля. Эта гносеологическая функция капитального ремонта не может быть восполнена никакими другими методами технического контроля. При этом, совокупная энтропия авиаремонтного производства увеличивается. Здесь особенно четко видна аналогия с живыми организмами.

В чем заключается социальная опасность призывов отказаться от капитального ремонта, то есть сразу отправлять изделия на утилизацию? Она заключается в психофизиологической природе человека. В подкорковые области головного мозга закладывается мотивация - если случилась поломка машины, не надо пытаться ее спасти. Что самое страшное, закладывается на уровне подсознания. В результате, может быть экономически целесообразное и положительное научение меняет свой знак. Становится негативным научением - привыканием. Привыкнув к такому поведению на подсознательном уровне, человек в условиях ситуации-стресса не окажет помощь гибнущему растению, выгонит из дома заболевшее животное, равнодушно пройдет мимо попавшего в беду человека.

Мозг может не только адекватно реагировать на внешние раздражения, но и активно строить планы своего поведения Учение о «модели потребного будущего» позволяет говорить об «опережении действительности». Психологические закономерности базируются на принципе вторичного автоматизма, то есть действия, реализуемого без непосредственного участия сознания и образуемого прижизненно путем сенситизационного научения, в рассматриваемом случае, внушения, что не надо «лечить» машины. Роль эмоций (к числу которых относятся и указанные случаи) в жизнедеятельности еще недостаточно осознаны. Особенно их отражательная функция - обобщенная оценка событий на подсознательном уровне и взаимодействие с подсознанием, как стереотипом автоматизированного поведения - различных автоматизированных навыков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Макин Ю.Н. Историко-организационные основы пайки// Пайка в создании изделий современной техники. Материалы конференции.- М.: Центральный Российский дом знаний, 1997.- с. 16-19.; Макин Ю.Н. Ретроспектива пайки // Научно-технические чтения “Русская наука в области пайки”.- М.: Русская академия, 1997.- с.32-38.; Макин Ю.Н., Хронология зарождения кузнечного ремесла / Научный вестник МГТУ ГА, серия “Общество, экономика, образование.” № 68, Выпуск 2, 2003.- с. 27 - 32.; Макин Ю.Н. Очерки хронологии технологий металлообработки.- Научный Вестник МГТУ ГА, серия История, философия, социология, № 95 (13), 2005 г.- с.26 - 30; Макин Ю.Н. К вопросу об историографии науки и техники. - Научный Вестник МГТУ ГА, серия История, философия, социология, № 113, 2007 г.- с.36 - 40

2. Фролов В.П., Макин Ю.Н., Комиссарова О.В. О разработке общей теории авиаремонтного производст-

ва// Совершенствование технологических процессов ремонта авиационной техники. Межвузовский сборник научных трудов.- М.: МГТУГА, 1997.-с. 3-9; Фролов В.П., Макин Ю.Н. Состояние и перспективы разработок общей теории авиаремонтного производства // Современное состояние пайки. Материалы семинара.- М.: Центральный Российский Дом знаний, 1999.- с. 36 - 41; Фролов В.П., Макин Ю.Н. Моделирование технологического процесса восстановления изделий авиатехники методом пайки / Научный вестник МГТУ ГА, серия “Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов.” № 52, 2002.- с. 125 - 132; Макин Ю.Н. О направлениях развития общей теории авиаремонтного производства // Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества. Тезисы докладов международной научно-технической конференции посвященной 80-летию гражданской авиации.- М.: МГТУ ГА, 2003.- с. 65; Фролов В.П., Макин Ю.Н. Алгоритм математической модели пайки / Научный вестник МГТУ ГА, серия “Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов.” № 63 , 2003.- с. 34 - 39; Феоктистова О.Г., Макин Ю.Н.

Научение экипажей действиям в особых условиях полета с позиций авиационной экологической психологии. -Общероссийский научно-технический журнал «Полет» - М.: Машиностроение, 2006 г. № 9.- с. 49 - 51; Макин Ю.Н., Феоктистова О.Г. Капитальный ремонт авиационной техники в экологической системе. - Научный вестник МГТУ ГА, серия “Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов.” № 108, 2006.- с. 135 - 139; Макин Ю.Н. Энтропийная концепция капитально-восстановительной ремонтной стадии жизненного цикла. Авиация и космонавтика 2007. 6 - я международная конференция. - М.: Изд-во МАИ, 2007.- с. 102.

3. Макин Ю.Н. Основы общей теории авиаремонтного производства.- М.: МГТУ ГА, 2004.- 85 с.; Фролов В.П. Основные законы и закономерности развития авиаремонтного производства в гражданской авиа-ции//Конспект лекций.- М.: МИИГА, 1983.-28 с.

REPAIR OF MACHINES: GNOSIOLOGICAL AND HUMANISTIC FUNCTIONS

Makin Juriy N.

The gnoseological and humanistic problems of machine repair are considered from the view of philosophy of engineering.

Сведения об авторе

Макин Юрий Николаевич, 1952 г.р., окончил МАИ (1975), академик Академии наук авиации и воздухоплавания, доктор технических наук, профессор МГТУ ГА, автор более 100 научных работ, область научных интересов - общая теория авиаремонтного производства, моделирование технологических и производственных процессов ремонта, историография процессов ремонта авиационной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.