ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
УДК 314; 339
Ремиттансы* как новое явление глобальной экономики
В статье рассматривается становление института денежных переводов мигрантов как глобальное явление на рубеже XX-XXI в., происходящее ускоренными по сравнению с ростом мировой экономики темпами. Анализируется проблема резкого увеличения в последние пять лет объема денежных переводов из России, величина которых не соответствует ее возможностям и положению в глобальной экономике. Приводятся успехи и неудачи регулирования трудовой миграции, отраженные в динамике ремиттансов, на примере СНГ и НАФТА.
Ключевые слова: старение населения; трудовая иммиграция; ремиттансы; глобальная экономика; экономическая интеграция; государственное регулирование.
The article studies the establishment of the institution of migrant remittances as a global phenomenon at the turn of XX-XXI centuries. It points out that the process proceeds at a far greater rate than the growth of the world economy. Moreover, the sharp increase in the volume of remittances from Russia in the past five years does not comply with its capabilities and position in the world economy. Based on the experience of CIS and NAFTA countries, the author cites examples of successes and failures in the field of labor migration regulation as reflected in the dynamics of remittances.
Keywords: ageing of the population; labor immigration; remittances; global economy; economic integration; government regulation.
Ткаченко Александр Александрович
д-р экон. наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра исследований международных экономических отношений Фин-университета, профессор кафедры госрегулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ E-mail: alaltkachenko@gmail. com
Разработка теории демографического перехода**
Первой теорией, возникшей в рамках глобальных исследований, если под ними понимать анализ процессов, охватывающих страну за страной, является теория демографического перехода, выд-
винутая как теоретическая конструкция французскими (А. Ландри, середина 1930-х гг.) и позднее американскими учеными (Ф. Ноутстайн, середина 1940-х гг.) [1]. Идеология, которой придерживалась наша страна до начала перестройки, отвергала саму идею общемировых закономерностей, свойственных странам с разным политическим строем, хотя за пределами гуманитарных наук, в частности в области науки и техники, такая возможность допускалась. Но подобные запреты в гуманитарной области, попытки разделения мира на две противостоящие системы не могли способствовать интеграции нашей страны в мировую систему. Поэтому подобно довоенному СССР, отказавшемуся от сотрудничества в рамках Лиги Наций, Россия еще долго будет преодолевать последствия принятия не самых эффективных решений в условиях глобализации.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. появилось понятие «второй демографический переход», под
* Ремиттанс (от англ. remittance — дословно: денежный перевод) — заработанные иммигрантами деньги, поступающие в страны, где находятся их семьи.
** Исторически быстрое снижение рождаемости и смертности, в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений.
* Источник: Population ages 65 and above (% of total). The World Bank Group. 2014; OECD Historical Population Data and Projections database 2013, Health at a Glance 2013. OECD 2013, table. 8.1.1.
Таблица 1
Постарение населения в развитых и крупнейших странах мира (доля населения в возрасте 65 лет и старше во всем населении, %)
Страна 1990 2000 2010 2050
Япония 12 17 23 39
Корея 5 7 11 37
Испания 14 17 17 36
Италия 15 18 20 34
Германия 15 16 21 33
Греция 14 17 19 33
США 11 12 13 21
Китай 8 8 8 26
Россия 10 12 13 23
которым подразумевались новые глобальные тенденции, распространяющие свои закономерности на развивающиеся страны, прежде всего на быстроразвивающиеся экономики.
Демографические тенденции не определялись напрямую экономическими или социальными сдвигами, происходившими с начала промышленной революции и соответственно с начала демографического перехода или «демографической революции». Они, как было доказано в рамках системы демографических наук и теории народонаселения, являются в высокой степени гомеостазисной системой1, реагирующей на глобальные изменения в экономике, уровне и качестве жизни населения, экологии, развитии сообществ, изменении политических систем, как правило, с большим или меньшим лагом. Этот эффект запаздывания считался неотъемлемой чертой демографического развития и до XXI в. не ставился исследователями-демографами под сомнение. Но мировая рецессия и кризис 2008-2009 гг., показавшие самую высокую степень зависимости национальных эко-
1 Гомеостаз — саморегуляция, способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций.
номик от кризиса даже одного сектора крупной экономики (например, ипотеки в США), стали причинами возникновения новых тенденций в механизме взаимосвязи экономических и демографических процессов вследствие усиления и расширения процессов глобализации не только в мировой экономике, но и в других областях общественного развития.
Глобальные изменения, происходящие в экономико-демографическом и социодемографическом развитии стран
В мире происходят два взаимосвязанных глобальных процесса. Один из них — демографическое старение населения, которое, начавшись в развитых странах в конце XIX в., со второй половины XX в. приобрело глобальный характер и связано как с уменьшением рождаемости и соответственно доли молодых поколений, так и со значительным ростом средней ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин, а потому увеличением численности пожилого населения и его доли. Например, согласно прогнозу ОЭСР к 2050 г. население в возрасте старше 80 лет составит в Японии, Испании и Герма-
нии 15% и более, а еще в 17 странах 10% и более [2]. Этот процесс глобален, его невозможно остановить даже пронаталистской политикой, вызывающей лишь небольшое повышение рождаемо-сти2, а следовательно, все страны, перешедшие на стадию высокого и очень высокого уровня старения населения, должны решать одинаковые задачи оказания социальной помощи пожилым и минимизации возрастающей нагрузки на экономически активное населения. Одним из путей решения этих проблем являются пенсионные реформы, которые состоялись на рубеже веков практически во всех ведущих экономиках мира и в ряде быстроразвивающихся стран [3], и доказывают эффективность выбранной экономической модели развития, во-первых, и «социальную конкурентоспособность» государства в глобализирующемся мире, во-вторых3. Поэтому, например, пенсионеры одних государств (Великобритании, Дании и т.д.) могут выбирать для своего постоянного места проживания страны с более теплым климатом, не снижая уровня жизни. Пенсионеры других стран вынуждены бороться за выживание, имея и без того маленький отрезок дожития в пенсионном возрасте, например России, где уровень средней пенсии составлял в 2013 г. всего 179% к прожиточному минимуму пенсионера и 44,6% — к среднедушевому доходу населения, а ожидаемая продолжительность жизни мужского населения, достигшего 65-летнего возраста, составляла, по данным ООН, 15 лет — показатель последней десятки стран мира из 220 стран и территорий (табл. 1).
Процесс демографического старения и уменьшения численности населения за счет естественного воспроизводства поставил еще в последней четверти XX в. перед всеми развитыми странами вопрос о необходимости внешней миграции, прежде всего трудовой, как единственной альтернативы для улучшения ситуации как в демографической, так и в экономической областях. Никакие программы повышения рождаемости
2 Других примеров мировая, более чем 200-летняя история стимулирования рождаемости не дала.
3 Под социальной конкурентоспособностью мы понимаем не только высокий уровень качества жизни пожилого или ограниченного в трудоспособности населения, но и его возможность совершать регулярные путешествия по миру, оставаться социально активными членами общества, иметь уровень дохода,
позволяющего быть независимыми от помощи родственников, и т.п.
собственного населения не смогли решить проблему депопуляции в подавляющем большинстве стран. Рост привлечения иностранной рабочей силы со всеми амплитудами колебаний в зависимости от экономической конъюнктуры привел к развитию такого второго глобального процесса как феномен роста денежных переводов мигрантов (remittance) на родину. Глобальным этот процесс нам позволяет назвать его динамика, отличающаяся не только от экономической динамики стран «входа» мигрантов, но и от общемировой экономической конъюнктуры. Так, общемировой темп прироста ремиттансов в 2012 г. составил 6,5%, в то время как прирост мирового ВВП — только 2,3%, мировой торговли — 2,0%. Всемирный банк прогнозирует не только более высокие темпы прироста ремиттансов в ближайшие годы, значительно превышающие другие макроэкономические показатели, но и их ускорение: 7,9% в 2013 г., 10,1% в 2014 г. и 10,7% в 2015 г. Особенность феномена ремиттансов как быстроразвивающегося глобального явления наглядно продемонстрировал кризис конца 2000-х гг., мало отразившийся на их объеме и имевший сверхкраткосрочное влияние на их динамику (табл. 2).
Рост переводов денежных средств по странам-получателям
Всего в мире в 2013 г. насчитывалось уже 80 стран, переводы в которые превышали 1 млрд долл. США в годовом исчислении. Рассмотрим лишь первую двадцатку этих стран, точнее 23 страны, чтобы в список попали Россия и США. Как раз эти 23 страны имеют приток ремиттансов, превышающий 6 млрд долл. США.
Кроме Италии, в 1970 г. переводы получали Австрия, Австралия, Алжир, Доминиканская республика, Колумбия, Нидерланды и Южно-Африканская республика. Это самое начало развития феномена ремиттансов. В 1980 г. таких стран уже стало 314. Последующий период 1980-1990-х гг. — это время успешной глобализации процесса, быстрого роста общего объема ремиттансов и их резкого роста во многих странах, в том числе таких высокоразвитых, как Франция, Германия, Республика Корея, США. Последнее десятилетие XX в. стало периодом беспрецедентного
4 Имеются в виду страны, по которым имелись данные и производилась соответствующая оценка.
Таблица 2
Динамика денежных переводов в страны выхода мигрантов (млрд долл. США)
Страны 1970 1980 1990 2000 2005 2010 2011 2012 2013* Доля переводов в ВВП
Индия 2,76 2,38 12,88 22,12 53,48 63,01 67,26 71,00 3,7%
Китай 0,2 4, 82 23, 48 52,27 61, 36 57,80 60, 18 0,7%
Филиппины 0,63 1,46 6,96 13,56 21,37 23,06 24,64 26,05 9,8%
Мексика 1,04 3,10 7,52 22,74 22,08 23,59 23,37 22,00 2,0%
Франция 1,44 4,04 8,61 11,94 19,46 22,56 21,68 21,64 0,8%
Нигерия 0,02 0,01 1,39 14,64 19,82 20,62 20,63 21,00 7,9%
Египет 2,70 4,28 2,85 5,02 12,45 14,32 19,24 20,00 7,5%
Бангладеш 0,34 0,78 1,97 4,32 10,85 12,07 14,08 15,19 12,2%
Пакистан 2, 05 2,01 1,08 4,28 9,69 12,26 14,01 14,86 6,1%
Германия 2,38 4,88 3,64 6,87 12,79 14,65 13,96 14,67 0,4%
Бельгия 6,89 10,30 10,98 10,11 10,78 2,1%
Вьетнам 1,34 3,15 8,26 8,60 10, 0 10,65 7,1%
Испания 2,19 2,19 4,86 6,66 9,10 9,92 9,63 10,00 0,7%
Украина 0,03 2,41 6,54 7,82 8,45 9,29 4,8%
Корея 0,56 2,41 4,86 6,51 7,06 8,37 8,47 9,00 0,8%
Индонезия 0,17 1,19 5,42 6,92 6,92 7,21 7,88 0,8%
Италия 1,23 4,01 5,08 1,94 2,32 6,80 7,02 7,33 7,67 0,4%
Ливан 4,92 7,39 7,32 7,32 7,64 17,0%
Польша 1,50 6,47 7,58 7,64 6,99 7,27 1,4%
Шри-Ланка 0,15 0,40 1,17 1,98 4,12 5,15 6,00 6,88 10,1%
Марокко 1,05 2,01 2,16 4,59 6,42 7,26 6,51 6,64 6,8%
Россия 1,28 3,44 5,25 6,10 5,79 6,44 0,3%
США 0,08 1,17 4,40 4,80 5,93 6,10 6,28 6, 28 0,0%
Ряд ранжирован по объему ремиттансов в 2013 г. "Предварительная оценка.
Источник: Migration and Development. World Bank, 2014 // World Bank staff calculation based on data from IMF Balance of Payments Statistics database and data releases from central banks, national statistical agencies, and World Bank country desks.
роста объема переводов в большинство стран мира. Исключение составляли в первую очередь многие арабские страны, Италия, где объемы на короткий период снизились. Объем переводов в Индонезию возрос в 7,2 раза, оставаясь значительно ниже самого известного «игрока» мирового рынка рабочей силы — Филиппин, но все равно делая эту страну важным экспортером на рынке рабочей силы. События этого десятилетия заставили Международную организацию труда пересмотреть отношение к процессу внешней миграции, обратив на нее внимание как на глобальное явление, свидетельствующее об образовании глобального рынка труда,
требующего новых подходов к его регулированию на международном уровне. Среди крупнейших получателей ремиттансов — двух самых населенных стран мира только в 2005 г. Китаю удалось опередить Индию, а в 2010-е гг. Индия продолжала наращивать свое преимущество, что связано прежде всего с высокой квалификацией индийских иммигрантов. Среди первой пятерки стран-получателей ремиттансов обращают на себя внимание два факта. Во-первых, присутствие среди них Франции, а следовательно, ее особое положение в глобальной экономике в связи с экспортом специалистов. Во-вторых, занимающие третье и четвертое места Филиппины
Таблица 3
Страны с самой высокой долей денежных переводов в ВВП (млн долл. США)
Страны - получатели переводов 1980 1990 2000 2005 2010 2011 2012 2013 Доля переводов в ВВП
Таджикистан 467 2 306 3 060 3 362 4 146 48,1%
Киргизия 9 313 1 266 1 709 2 031 2 308 31,4%
Непал 111 1 212 3 469 4 217 4 793 5 363 24,7%
Лесото 263 428 478 599 610 649 602 646 24,6%
Молдова 179 915 1 351 1 600 1 775 1 962 24,5%
Армения 87 4 оэ 991 1 994 2 123 2 350 21,4%
Гаити 106 578 986 1 474 1 551 1 612 1 715 20,6%
Самоа 19 43 82 122 139 139 139 20,6%
Либерия 32 31 360 360 400 20,4%
Источник: Migration and Remittances Factbook 2013. The World Bank, 2013; Migration and Development. World Bank, 2014.
и Мексика, объем переводов в которые составляет 36,7 и 31,0% от лидирующей Индии и 43,3 и 36,6% от Китая, несмотря на то что население трудоспособного возраста в этих странах составляет (2013 г.) всего 8,6% (Филиппины) и 10,1% (Мексика) такого же населения Индии и соответственно 6,9 и 8,2% аналогичного показателя Китая. Это свидетельствует в случае Филиппин о высокой эффективности государственной политики регулирования внешней трудовой миграции, история которой превышает сто лет, и об эффективности американской государственной миграционной политики в рамках интеграционного объединения НАФТА5. Поэтому выводы о больших возможностях государственной политики для увеличения конкурентоспособности страны в глобальной экономике и об эффективной роли успешных интеграционных объединений в глобализирующемся мире подтверждаются и анализом феномена ремиттанса, набирающего силу в XXI в.
Страны-получатели первой двадцатки в 2013 г. превысили рубеж в 7 млрд долл. США, при этом переводы в Индию достигли 71 млрд долл. США, в Китай — 60 млрд долл. США, еще в 6 странах они были от 20 млрд долл. США и выше. Среди Шр-20 8 стран относятся к группе высокоразвитых (члены ОЭСР), и присутствует
5 НАФТА — Североамериканское соглашение о свободной торговле ( от англ. North American Free Trade Agreement, NAFTA).
лишь одна страна с относительно небольшим населением — Ливан, но он вошел в группу получателей ремиттансов лишь после очередного обострения внутренней политической ситуации — в середине 2000-х гг. и, как следствие, эмиграции специалистов.
Причины и последствия ремиттансов
Говоря о ремиттансах как новом глобальном явлении, во-первых, необходимо отметить их более высокие темпы прироста по сравнению с другими макроэкономическими показателями (в данном случае имеются в виду среднемировые показатели): темпами экономического роста, роста объемов внешней торговли, иностранных инвестиций и т.д. Во-вторых, это явление показало свою устойчивость к экономическим кризисам и очень быстрого выхода после них на новые рубежи. Среди получателей ремиттан-сов как развитые, так и развивающиеся страны. Часть из них пользуется ремиттансами как важнейшим источником пополнения ВВП, население поднимает свой уровень жизни, происходит массовое избавление от нищеты и бедности (чему примером является Вьетнам), успешно развивается малый и микробизнес. Х. Тиммер из Всемирного банка отмечает, что «несмотря на то, что на положение трудовых мигрантов в значительной степени влияют медленные темпы роста мировой экономики, объемы денежных
Таблица 4
Динамика денежных переводов из стран входа мигрантов (млн долл. США)
Страны 1970 1980 1990 2000 2005 2010 2011 2012
США 650 1 360 11 850 34 397 47 254 50 776 50 556 51 093
Россия 1 099 6 827 21 454 26 011 31 648
Саудовская Аравия 4 094 11 221 15 390 14 315 27 069 28 475 29 493
Швейцария 2 339 8 168 7 591 13 311 24 193 30 779 28 468
Кувейт 692 770 1 734 2 648 12 126 13 423 15 935
Германия 5 819 6 856 9 042 12 710 14 674 16 202 15 392
Франция 5 070 6 949 3 769 4 182 11 937 12 725 12 404
Люксембург 2 720 6 556 10 323 11 387 10 976
Италия 106 428 3 764 2 582 7 546 11 580 13 017 10 754
Нидерланды 181 970 1 393 3 122 3 519 9 259 10 741 10 674
Испания 11 254 2 486 7 668 11 557 12 283 10 458
Корея 58 1 028 3 653 7 014 9 954 10 276 10 084
Источник: Migration and Remittances Factbook 2013. The World Bank, 2013; Migration and Development. World Bank, 2014.
переводов поразительно сохраняются на прежнем уровне, создавая не только крайне важную основу для поддержания бедных семей, но и устойчивый надежный источник иностранной валюты для многих бедных стран-реципиентов денежных переводов мигрантов» [4].
В табл. 3 приведен список стран, в которых доля переводов мигрантов превышает пятую часть ВВП, еще в 15 странах эта доля превышает 10% ВВП.
Почти половина стран (четыре из 9) с самой высокой долей денежных переводов в ВВП входит в состав СНГ, что свидетельствует, по нашему мнению, о двух значимых фактах. Во-первых, интеграционные процессы внутри СНГ не смогли сыграть сколько-нибудь весомой роли для роста уровня жизни населения этих стран. Во-вторых, уровень человеческого капитала этих стран позволяет активной части трудоспособного населения быть востребованными за рубежом, прежде всего в рамках СНГ, и посылать большую часть заработанных средств на родину. Среди группы рассматриваемых 9 стран следует особо выделить Таджикистан, Киргизию и Армению, где за короткий период (2005-2013 гг.) объем ре-миттансов вырос соответственно в 8,9; 7,4 и 4,8 раза, что значительно превышает темпы роста в других странах. Если обратиться к статистике
эмиграции трудовых мигрантов из этих стран в Россию, то прирост их численности за период 2005-2010 гг. по численности работающих соответственно составил 5,1; 7,2 и 2,3 раза, а по численности имеющих разрешение на работу — 3,5; 4,7 и 1,5 раза [5].
Обратимся к статистике ремиттансов в странах, из которых уходят денежные переводы мигрантов. В первой пятерке этих стран уже длительное время присутствует Россия, хотя за последние пять лет структура иностранных рабочих по странам выхода в нашей стране претерпела значительные изменения в пользу стран Центральной Азии, но анализ причин и последствий этого явления выходит за рамки данной статьи. Рассмотрим страны, в которых объем переводов, посылаемых иностранными рабочими на родину, превышает 10 млрд долл. США (табл. 4).
В крупнейшей экономике мира первое десятилетие становления института ремиттансов как глобального явления характеризовалось не столь заметным ростом (2,1 раза), и поэтому по объему переводов из страны США в 1980 г. стали значительно уступать Франции, Германии, Саудовской Аравии, Швейцарии. Но уже в следующем десятилетии (1980-1990-х гг.) США становятся первой страной по объему переводов
42
А.А. Ткаченко Ремиттансы как новое явление глобальной экономики
и в дальнейшем только наращивают отрыв от других ведущих экономик мира. Особое место занимает Саудовская Аравия, которая, как и Кувейт, Оман (13-е место в top-списке), Бахрейн (31-е место), является экономикой с абсолютным преобладанием среди занятого населения иностранной рабочей силы и особого социально-экономического положения местного, коренного населения.
Россия за 2000-е гг., когда экономический рост сделал ее более привлекательной для мигрантов из стран с низким уровнем жизни, совершила резкий скачок в объеме ремиттансов: он увеличился в 19,5 раза с 2000 по 2010 г., что поставило Россию на 4-е место в мире среди крупнейших источников денежных переводов в развивающиеся страны. Но и в 2010-е гг. объем ремиттансов продолжал быстро возрастать, и Россия вышла на 2-е место в мире после крупнейшей экономики мира, увеличив объем переводов на 47,5% всего за три года. Разумеется, такие темпы роста не могут продолжаться даже еще три-пять лет, так как средний ежегодный темп роста в 2000-е гг. составлял 1,61%, а в 2010-е гг. — 12,15%. Вероятно, это не соответствует общеэкономическому положению России (если сравнить объемы ВВП первых двух стран в табл. 4, численность в них трудовых иммигрантов, численность занятых в экономике и экономически активного населения и т.д.) и может в дальнейшем отрицательно влиять на интеграционные процессы в рамках различных экономических объединений, куда входит наша страна. Это отрицательное влияние мы связываем не с работой мигрантов как таковых или возможностями перевода большей части заработанных денег на родину, а с причиной столь «несравнимого» объема двух первых стран (табл. 4), имея в виду их положение в глобальной экономике. Причина столь быстрого роста трудовых мигрантов из трех указанных стран и соответственно ремиттансов на родину состоит в привлекательности «полулегального» или даже теневого труда иммигрантов в России, когда их занятость в области низкоквалифицированного и малоквалифицированного труда становится сверхвыгодной для российских предпринимателей или нанимающих менеджеров. Подобная проблема существовала и в «миграционном коридоре» Мексика — США, но она решалась и продолжает решаться в рамках
НАФТА, одной из причин создания которой была и задача регулирования миграционных потоков. Россия, напротив, начав свое существование как новое независимое государство в рамках СНГ, пошла путем регулирования трудовой миграции на основе двусторонних соглашений, уходя от создания общего рынка труда стран-членов СНГ, без которого развитие экономической интеграции просто невозможно. Нынешнее состояние СНГ как одного из экономических интеграционных объединений в глобальной экономике является ярким, но негативным примером.
Выводы
Мировой кризис конца 2000-х гг. стал причиной оттока трудовых мигрантов и их семей из наиболее пострадавших экономик, что вызвало и явное изменение динамики демографических процессов. На это обратил внимание Т. Соботка в тот момент, когда ухудшение экономической конъюнктуры вызвало отток трудовых иммигрантов с более высоким уровнем рождаемости из европейских стран на родину, например мигрантов из Латинской Америки, вернувшихся домой из Испании [6]. В том числе и поэтому снизился уровень рождаемости в странах Европы после кризиса 2008 г., хотя до него он медленно повышался в результате повышения уровня жизни и финансирования семейной и демографической политики. Поэтому обновление взаимосвязанных видов государственной политики в России для ее успехов в мире глобальных мировых процессов необходимо и обосновано.
Литература
1. Демографическая энциклопедия / ред. кол. Ткаченко А. А., Аношкин А. В., Денисенко М.Б. и др. М., 2013. С. 241-242.
2. OECD Historical Population Data and Projections Database 2013. OECD, 2013.
3. Ткаченко А.А. Государственное регулирование и эффективность пенсионных реформ. М., 2005.
4. Всемирный банк. Пресс-релиз. Вашингтон, 20 ноября 2012.
5. Российский статистический ежегодник. 2013. М., 2013, табл. 5.14.
6. Sobotka Tomas. Recession is bringing Europe's brief fertility rally to a shuddering halt. Vienna, 2012.