РЕЛИКТЫ ВО ФЛОРЕ КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ (СЕВЕРНЫЙ КАЗАХСТАН)
Выявлены реликты флоры Костанайской области, которые подразделены на две категории: плиоценовые и плейстоценовые. Произведена их классификация внутри категорий. Отмечено, что в основном они представлены миграционными видами. 27 из них нуждаются в охране на территории области.
В ботанике термин «реликт» понимается двояко: в систематическом и фитогеографическом смысле. С точки зрения систематики реликт - это представитель какой-либо в основном вымершей систематической группы, оказавшийся обособленным и занимающий изолированное положение в системе. С точки зрения фитогеографа реликт - это вид, в прошлом более широко представленный во флоре данной территории, но впоследствии, в связи с изменениями условий среды, вымерший в значительной части своего прежнего ареала и сохранившийся лишь в немногих, обычно изолированных местообитаниях, где условия для него были более благоприятными [1].
Согласно данным П.Л. Горчаковского
[1], выявление реликтовой природы тех или иных видов в составе флоры определенной территории, выяснение времени и условий их вхождения в местную флору, установление причин, вызвавших образование дизъюнкций, сопряжено со значительными трудностями. Решение этих вопросов должно базироваться на тщательном изучении закономерностей современного распространения видов, их экологии, условий произрастания в разных частях ареала, анализе разнообразных факторов - палеогеографических, экологических и антропогенных, - оказавших влияние на формирование ареалов.
В фитогеографическом смысле для флоры Костанайской области характерны разные генетические наслоения реликтов, не свойственных современным условиям произрастания.
Реликтовые элементы в зависимости от их возраста мы подразделяем на две категории: а) плиоценовые и б) плейстоценовые.
Плиоценовые реликты
По мнению ряда авторов (Коржинский,
[2]; Ильин, [3]; Лавренко, [4]; Крашенинни-
ков, [5-6]; Вульф, [7]; Горчаковский, [8-10] и др.), к категории плиоценовых реликтов принадлежит группа видов, представляющих остатки флористического комплекса широколиственных лесов, сохранившихся в холодные фазы ледниковых эпох. Согласно классификации П.Л. Горчаковского [9], с учетом дополнений П.Г. Пугачева [11] данная категория реликтов на территории Костанайской области может быть подразделена на следующие группы:
1. Европейско-южносибирские дизъюнктивные с основным ареалом, расположенным в Европе, и дизъюнкцией на Западно-Сибирской равнине (Dryopteris filix-mas (L.) Schott., Festuca gigantea (L.) Vill., Asarum europaeum L., Campanula trachelium L., С. persicifolia L., Epilobium montanum L., Viola mirabilis L.). Пугачев [11] считает, что перечисленные реликты проникли на территорию Костанайской области с похолоданием климата в конце плиоцена из горных областей южной Сибири через Казахский мелкосопочник вследствие оттеснения к югу широколиственных лесов темнохвойной тайгой.
2. Голарктические, связанные с бореаль-ными областями Евразии и Северной Америки (Athyrium filix-femina (L.) Roth., Mateuccia struthiopteris (L.) Tod., Gymnocarpium dryopteris (L.) Newm., Equisetum sylvaticum L., Lycopodium clavatum L., L. annotinum L., Circaea alpina L., Linnaea borealis L., Malaxis monophyllos (L.) Sw., Moneses uniflora (L.) A. Gray., Orthilia secunda (L.) House., Pyrola minor L., P. rotundifolia L.). На территории Коста-найской области эти виды находятся на южной границе своего ареала.
Среди других растений этой группы необходимо также отметить можжевельник казацкий (Juniperus sabina). По экологической специфике можжевельник казацкий - вид
скальных местообитаний, связанный в пределах своего основного ареала с субаридны-ми и аридными областями Палеарктики. На территории Костанайской области этот вид можжевельника входит в состав подлеска разреженных сосновых лесов как на бугристых песках Наурзум (у оз. Катантал), так и на каменистых почвах вдоль восточного склона Терсек-Адаевского плато [11, 12].
Плейстоценовые реликты
Плейстоценовые реликты - реликты третичной тайги, получившей распространение на севере равнинного Казахстана в конце плиоцена в связи с похолоданием климата. П.Г. Пугачев [11] в данной категории выделяет следующие группы реликтов:
1. Реликты темнохвойных елово-пихтово-сосновых лесов - виды с голарктическим и палеарктическим типами ареалов (гумид-ные области Палеарктики с иррадиациями в Восточной Сибири и Северной Монголии). К числу видов этой группы относятся Ranunculus borealis Trautv., Hypopitys monotropa Crantz., Lilium martagon L., Cypripedium guttatum Sw., Spiranthes amoena (M.Bieb.) Spreng., Platanthera bifolia (L.) L.C. Rich., Dactylorhiza fuchsii (Druce.) Soo., Dactylorhiza majalis (Reichenb.) P.F. Hunt. et Summerhayes.).
Согласно данным Бобоедовой [13], эти виды растений являются реликтами темнохвойной тайги конца тобольского межлед-никовья среднего плейстоцена.
2. Перигляциальные реликты арктической флоры - болотные виды, распространенные в арктической Евразии с иррадиацией в Северной Америке (Comarum palustre L., Naumburgia thyrsiflora (L.) Reichenb., Oxycoccus palustris Pers.). Проникновение этих растений с севера Западной Сибири в пределы широкой перигляциальной полосы Тургайской впадины мы связываем с эпохой максимального (самаровского) оледенения плейстоцена.
3. Скальные и горностепные реликты, распространенные в горах Азии (Алтай, Восточная Сибирь, Монголия, Западный Китай) и с иррадиациями на Южном Урале и Западной Сибири. Данные виды проникли на территорию Костанайской области в конце плейстоцена - начале голоцена (Положий,
[14]; Хотинский, [15]), когда происходило максимальное расширение степных группировок на Севере Западной и Восточной Сибири. К данной группе относятся растения, встречающиеся в петрофитных степных ценозах (Dianthus acicularis, Orostachys spinosa, Sedum hybridum, Ribes saxatile).
По мнению Пугачева [11], миграции азиатских растений в основном проходили с южно-сибирских гор через Казахский мел-косопочник и Тургайскую столовую страну, вплоть до Мугоджар. Это предположение он подтверждает тем, что более тесные связи эта группа реликтов имеет с ценозами Алтая и Казахского мелкосопочника.
4. Реликты светлых (сосновых, лиственничных, березовых) лесов, их полян и опушек - виды растений с основным ареалом, расположенным в северных областях Азии (Алтай, Западная и Восточная Сибирь, Северная Монголия, Дальний Восток), отчасти в Средней Азии и Северной Америке.
На территории Костанайской области данная группа реликтов наиболее многочисленна и встречается в светлых сосновых и березово-сосновых лесах и по их опушкам (Larix sibirica Ledeb. (f. L. sukaczewii Dyl.), Crataegus sanguinea Pall., Rosa acicularis Lindl., R. glabrifolia C. A. Mey. ex Rupr., Salix lapponum L., Sambucus sibirica Nakai., Sorbus sibirica Hedl, Viburnum opulus L., Vaccinium vitis-idaea L., Angelica sylvestris L., Chimaphila umbellata (L.) W. Barton., Gentianella lingulata (Agardh.) Pritchard., Brachypodium pinnatum (L.) Beauv., Lathyrus pisiformis L., L. vernus (L.) Bernh., Polygala sibirica L., Polygonatum odoratum (Mill.) Druce., Seseli libanotis (L.) Koch., Thalictrum collinum Wallr., Trifolium lupinaster L., Achyrophorus maculatus (L.) Scop., Anemone sylvestris L., Astragalus danicus Retz., Dracocephalum ruyschiana L., Fragaria viridis Duch.).
Многие из перечисленных плиоцен-плейстоценовых реликтов на территории Ко-станайской области нуждаются в охране. По статусу охраны реликтовые растения относятся к 2 группам:
Статус 2(U). Редкие виды, не подвергшиеся прямой угрозе исчезновения, но встречающиеся в таком небольшом количестве, что
они могут быстро исчезнуть. К данной группе относятся в основном реликтовые виды:
1. Athyrium filix-femina (L.) Roth. (Кочедыжник женский),
2. Dryopteris filix-mas (L.) Schott. (Щитовник мужской),
3. Gymnocarpium dryopteris (L.) Newm. (Голокучник трехраздельный),
4. Lycopodium annotinum L. (Плаун годичный),
5. Lycopodium clavatum L. (Плаун булавовидный).
Статус 3(R). Виды, численность которых сокращается, а ареал сужается с течением времени по естественным причинам либо из-за вмешательства человека. Виды, относящиеся к этому статусу, имеют на территории области не более 3 точек. К таковым видам относятся:
6. Larix sibirica Ledeb. (Лиственница сибирская),
7. Junuperus sabina L. (Можжевельник казачий),
8. Lilium martagon L. (Лилия кудреватая),
9. Polygonatum odoratum (Mill.) Druce. (Купена лекарственная),
10. Cypripedium guttatum Sw. (Башмачок пятнистый),
11. Spiranthes amoena (M.Bieb.) Spreng. (Скрученник приятный),
12. Platanthera bifolia (L.) L.C. Rich. (Любка двулистная),
13. Dactylorhiza fochsii (Druce.) Soo. (Паль-чатокоренник Фукса),
14. Dactylorhiza majalis (Reichenb.) P.F. Hunt. et Summerhayes. (Пальчатокоренник майский),
15. Asarum europaeum L. (Копытень европейский),
16. Anemone silvestris L. (Ветреница лесная).
17. Ribes saxatile Pall. (Смородина каменная),
18. Pyrola minor L. (Грушанка малая),
19. Moneses uniflora (L.) A. Gray. (Одно-цветка крупноцветковая),
2G. Chimaphila umbellata (L.) W. Barton. (Зи-молюбка зонтичная),
21. Vaccinium vitis-idaea L. (Брусника обыкновенная),
22. Oxycoccus palustris Pers. (Клюква четырехлепестная),
23. Naumbirgia thyrsiflora (L.) Reichenb.
24. Dracocephalum ruyschiana L. (Змееголовник Руйшиевский),
25. Sambucus sibirica Nakai. (Бузина сибирская),
26. Viburnum opulus L. (Калина обыкновенная),
2У. Linnaea borealis L. (Линнея северная).
Таким образом, плиоцен-плейстоценовые реликты на территории Костанайской области представлены в основном миграционными видами, разными по экологии, типу ареала, возрасту и генезису. 27 реликтовых видов нуждаются в охране на территории области.
Список использованной литературы:
1. Горчаковский П.Л. Основные проблемы исторической фитогеографии Урала. - Свердловск, 1969. - 286 с.
2. Коржинский С.И. Следы древней растительности на Урале // Изв. Императ. Акад. наук. 1894. - №1. - С. 21-31.
3. Ильин М. К реликтовой флоре ЮжногоУрала // Изв. Главн. бот. сада. 1922. - Т. 21. - Вып. 1. - С. 54-66.
4. Лавренко Е.М. Лесные реликтовые (третичные) центры между Карпатами и Алтаем // Журн. Русск. бот. об-ва. - М., Л.: 1930. - Т.15. - №4. - С. 351-363.
5. Крашенинников И.М. Анализ реликтовой флоры Южного Урала в связи с историей растительности и палеографией плейстоцена // Сов. ботаника, 1937. - №4. - С. 16-45.
6. Крашенинников И.М. Основные пути развития растительности Южного Урала в связи с палеографией Северной Евразии с плейстоцене и голоцене // - М.: Современная ботаника, 1939. - №6-7. - С. 67-99.
7. Вульф Е.В. Историческая география растений. - М., Л.: Изд-во АН СССР, 1944. - 546 с.
8. Горчаковский П.Л. Об охране реликтовых растений и уникальных растительных сообществ на Урале // Охрана природы на Урале. - Свердловск: УфАН СССР, 1960. - Вып. 1. - С. 79-85.
9. Горчаковский П.Л. Эндемичные и реликтовые элементы во флоре Урала и их происхождение // Материалы по истории флоры и растительности СССР. - М., Л.: Изд-во АН СССР, 1963. - Вып. 4. - С. 329-371.
10. Горчаковский П.Л. Растения европейских широколиственных лесов на восточном пределе их ареала // Тр. / Ин-т экологии растений и животных. - Свердловск: УФАН СССР, 1969. - Вып. 59. - 206 с.
11. Пугачев П. Г. Сосновые леса Тургайской впадины. - Кустанай, 1994. - 406 с.
12. Пугачев П. Г. Сосняки Терсекского бора Кустанайской области // НДВШ. Биол. науки, 1972 а. - №9. - С. 74-79.
13. Бобоедова А.А. Стратиграфия и условия образования плиоценовых и четвертичных отложений Тургайского прогиба // Автореф. дис.... геол.мин. наук. - Новосибирск, 1974. - 31 с.
14. Положий А.В. К познанию истории развития современных флор в Приенисейской Сибири // История флоры и растительности Евразии. - Л.: Наука, 1972, - С. 136-144.
15. Хотинский Н.А. Голоцен Северной Евразии (Опыт трансконтинентальной корреляции этапов развития растительности и климата). - М.: Наука, 1977. - 191 с.