Научная статья на тему 'РЕЛИГИЯ В СВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ'

РЕЛИГИЯ В СВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
107
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭКСТРЕМИЗМ / ИСЛАМ / ДУХОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Авшалумова Л.Х.

В статье раскрывается актуальная тема положения религии в современном обществе. Роль и значение религии подтверждаются социологическими исследованиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИЯ В СВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

ФИЛОСОФИЯ

УДК 291.615 Л.Х. Авшалумова

Религия в светском обществе

Дагестанский государственный университет, religionkultura@mail.ru

В статье раскрывается актуальная тема положения религии в современном обществе. Роль и значение религии подтверждаются социологическими исследованиями.

Ключевые слова: религия, толерантность, экстремизм, ислам, духовность.

The article is devoted to a topical issue as it reveals the status of religion in a contemporary society. The role art significance of religion in the society is confirmed by sociological researches.

Keywords: religion, tolerance, extremism, Islam, spirituality.

В современной России сложилась новая социокультурная ситуация, которая требует глубокого анализа и постоянного учета в общественной жизни. Особенно это касается религиозного фактора в современном обществе.

Коренные перемены, произошедшие в социально-экономической, общественно-политической и духовно-нравственной жизни российского общества изменили роль и значение религии, а также государственно-конфессиональные отношения.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, за 15 последних лет в нашей стране число называющих себя верующими резко увеличилось, а число неверующих уменьшилось. Примерно 65 % опрошенных считают себя последователями православия, 6 % - последователями ислама, 1-2 % - иудаизма, 14 % - веруют в Бога не конфессионально, 12 % - не считают себя верующими, 1 % - затрудняются ответить.

Конечно, глубину веры определить подобными исследованиями сложно. Так, пресс-секретарь Московской патриархии священник Владимир Вигилянский считает, что воцерковленных в России всего 13 %, это те, кто регулярно молятся, причащаются, исповедуются, соблюдают пост и другие каноны, хотя называют себя православными в России, как мы видели, больше 65 %. На вопрос о том, какие из семи ценностей: семья, здоровье, деньги, друзья, работа, вера, справедливость, вы предпочитаете, веру выбирают только 11-14 %. Интересен и тот факт, что 14 % опрошенных называют себя верующими не конфессионально, т. е. нетрадиционно. Как правило, это молодежь, находящаяся под влиянием новых религиозных движений, фантастики, мистических учений, верующая в неопределенного бога, в некое сверхъестественное начало [1]. Явление это мало изучено и должно вызывать интерес у религиоведов.

Не менее интересны данные аналитического центра Юрия Левады, касающиеся роли религии в российском обществе (опросы были проведены в январе-феврале 2009 года). Данные социологов позволяют уточнить сведения о религиозности россиян, а распределение ответов респондентов согласно их социально-экономическому положению говорит о состоянии религиозности в нашем обществе. Выборка составила 1600 человек.

Число людей, считающих себя православными, медленно, но верно растёт (75 % в нынешнем году против 59 % пять лет назад), а количество мусульман остаётся на прежнем уровне (около 6 %). Католики, протестанты, иудеи и буддисты почти незаметны (по 1 %). Число атеистов уменьшается - 5 % опрошенных.

Если говорить о качестве религиозности, то здесь открывается простор для самых различных толкований.

Большая часть россиян признаёт определённое значение религии в своей жизни. Наиболее популярными ответами можно считать следующие: 36 % задумываются о смысле жизни, душе и вечности; 29 % полагают, что религия помогает быть терпимыми к недостаткам других людей, с моральными и нравственными нормами связывают религию около трети россиян. Однако когда дело касается непосредственно религиозной практики, то соблюдение ее не соответствует заявленным цифрам.

Так, при 75 % считающих себя православными лишь около 20 % так или иначе соблюдают Великий пост. Это как раз те люди, для которых религия определяет не только образ мыслей, но и действия. Соответственно около 80 % не соблюдают пост. Лишь 2 % россиян строго постятся все время от Масленицы до Пасхи! Интересны ответы опрошенных по поводу взаимоотношений государства и религиозных организаций.

Так, россияне, ценя стабильность, не хотят резких изменений во взаимоотношениях религиозных организаций и государства: 45 % считают, что степень их влияния на политику точно такая, какой и должна быть. Желание сохранять статус-кво прослеживается и в ответах на вопрос о преподавании знаний о религии в школах: 20 % считают, что в школе религии не место, 12 % настаивают на введении Закона Божьего для всех желающих, 60 % опрошенных сочли, что по желанию учеников или их родителей в школе можно изучать историю религии или основы религиозной нравственности.

Одно из несомненных достижений специалистов из Центра Левады состоит в развенчании популярного мифа о повышенной религиозности работников силовых структур и военнослужащих. Сам миф, возможно, вызван к жизни средствами массовой информации, часто публикующими материалы о миссионерской деятельности священнослужителей в Вооруженных Силах, о «религиозных памятках» для милиционеров и т. п. На самом деле очень религиозных людей среди «силовиков» социологи не обнаружили вообще, а совершенно нерелигиозных среди них оказалось 46 % - чуть ли не половина!

Наконец, социологам удалось выявить замечательное единодушие в вопросах веры россиян, живущих в городах и в сельской местности. Процент людей, считающих себя религиозными с разной степенью определенности, примерно одинаков и в деревнях, и в больших городах [2].

Как свидетельствуют социологические исследования, треть верующих объяснили свою тягу к религии тем, что видят в ней нравственный, духовный идеал. Это подчеркнули представители всех конфессий.

Вполне понятно, что вопросы морали всегда находились в центре религиозной идеологии во все времена, а сегодня, когда особенно не хватает духовности, нравственности, они как никогда актуальны.

Причем, хочется отметить, что термин «духовность» не всегда правильно трактуется, подразумевая под этим исключительно вероисповедание. Духовность предполагает прежде всего стремление человека не только к материальной пище, но и к духовной, потребность в эмоциях, переживаниях, стремлениях, поисках идеала и таких ценностей, как любовь, милосердие, доброта, патриотизм, справедливость и т. п. И надо помочь людям их обрести. Человек обязан, живя в обществе, координировать свои поступки, чувства и мысли с моральными нормами,

принятыми в обществе. Церковь отделена от государства, но она не отделена от нужд и проблем своей паствы, и ее задача - поддержать людей, помочь им и предостеречь власть имущих, зачастую допускающих нарушение принципа справедливости.

Сегодня все кричат о нехватке денег, о финансовых операциях, выгодных капиталовложениях, дают советы, как сберечь деньги, разбогатеть и тому подобное, но недостаточно уделяют внимания нравственным проблемам. В обществе налицо воинствующий экономоцентризм. Денег, возможно, у кого-то и становится больше, а вот становится ли совести больше, это вопрос.

Россия занимает сегодня одно из первых мест в мире по убийствам и самоубийствам, по количеству абортов, смертность превышает рождаемость. Только за прошлый год население страны уменьшилось на 700 тысяч человек, а за последние 13 лет мы потеряли по разным причинам 11 млн чел. Через различные СМИ идет яростная пропаганда бездуховности: азартные игры, различные виды нетрадиционных ориентаций, клипы для подростков по мобильной связи «раздень училку», виртуальные заказные убийства по Интернету, поощрение нецензурной лексики. И все это преподносится молодежи как поведенческие модели для подражания.

В стране растет пропасть между богатыми и бедными, по-прежнему трудно старикам, отдавшим здоровье и жизнь честному труду на государство и получившим взамен пенсию, на которую трудно выжить в современных рыночных условиях. Все это подрывает желание молодого поколения честно и бескорыстно трудиться на благо государства, дискредитирует саму идею социальной справедливости, заставляя некоторые горячие головы искать другие пути решения проблем, отказавшись от нравственных и моральных ценностей.

Религиозный фактор является сегодня одним из мощнейших орудий влияния на нормы поведения и нравственность населения, в т. ч. и молодежи.

Все, кому дорого наше будущее, независимо от того, верующие они или нет и к какой конфессии принадлежат, должны объединить свои усилия в борьбе против наркомании, СПИДа, агрессии и терроризма, насилия, различных форм ненависти.

У каждой религии есть свой морально-нравственный кодекс, своя специфика, они могут расходиться в понимании некоторых жизненных установок, но общественно-нравственные заповеди у них у всех одни - призыв к миру, человеколюбию, веротерпимости, патриотизму, гуманизму, милосердию и т. п., запрету убийства, воровства, насилия, прелюбодеяния и т. д.

В Москве прошел Всемирный саммит религиозных лидеров [3]. На нем присутствовали представители религиозных организаций из 49 стран мира. Участники саммита единодушно выразили озабоченность падением нравственности, имеющим место во всем мире, растущей агрессивностью, межнациональной и межконфессиональной нетерпимостью, нарастающей волной терроризма, экстремизма и наркомании. Саммит призвал представителей всех религий, без исключения, к толерантности, веротерпимости, межнациональному и межрелигиозному диалогу во имя всеобщего блага и мира на земле. Разумеется, диалог должен строиться на взаимном уважении, с учетом того, что всякое мировоззрение имеет право на существование, за исключением такого, которое несет смерть, насилие и ненависть.

Большой вклад в дело нравственного, толерантного воспитания, в гармониза-

цию межконфессиональных отношений вносят лидеры традиционных религий: ранее Патриарх всея Руси Алексий, сегодня Патриарх всея Руси Кирилл, Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, главный раввин России Берл Лазар. Успешно в Москве работает Межрелигиозный Совет, проходят международные форумы с участием представителей всех конфессий.

15 июня 2006 года в Москве состоялся международный форум «Ислам и иудаизм: перспективы диалога и сотрудничества», в котором приняли участие московские, региональные и зарубежные муфтии и раввины, а также христианские священники. Открыли форум Председатель совета муфтиев, член Общественной палаты России Равиль Гайнутдин и главный раввин России Берл Лазар. Оба они подтвердили, что аврааматические религии рождены одним источником, они сосуществуют на протяжении многих веков, и сегодня надо искать не то, что разделяет эти древние религиозные традиции, а то, что их объединяет, - общая многонациональная Родина, общие задачи, общие нравственные заповеди, стремление сохранить в России межнациональный и межконфессиональный мир и гражданское согласие [4].

В Дагестане есть прекрасный позитивный опыт добрососедского мирного сосуществования различных конфессий на протяжении веков. Здесь никогда не было войн между народами на религиозной почве. Не случайно Президент РД Магомедов М.-С. в своем выступлении на открытии иудейского культурного центра в г. Дербенте в марте 2010 г. отметил, что для нашей уникальной по своему этническому составу республики, сохранение и укрепление исторически сложившейся толерантности, взаимопонимания между народами имеет огромное значение, особенно с учетом такой угрозы, как религиозный терроризм и экстремизм.

Наши далекие предки не имели ни фондов, ни ассоциаций по защите межконфессионального мира, не знали слова «толерантность», но по сути своей были веротерпимы и толерантны. Сегодня, когда возникла серьезная угроза нашему единству и целостности в лице религиозно-политического экстремизма, религиозные лидеры всех конфессий, имеющих место в Дагестане, как всегда вместе. Так, в августе 1999 г. обращаясь к народам Дагестана они от имени религиозных организаций выразили солидарность со всеми народами Дагестана, благословляя их на защиту Родины.

Но в то же время в религиозных СМИ порою проскальзывают неуважительные высказывания в адрес той или иной религии, между конфессиями нет активного, конструктивного диалога, недостаточно сотрудничество государственных, общественных, религиозных организаций в деле нравственного и духовного воспитания молодежи.

Надо активнее искать пути и формы межрелигиозного диалога, проводить дни культуры, праздновать совместно религиозные праздники, создавать общественные объединения, советы и ассоциации. Все это будет способствовать интернационализации норм и ценностей наших национальных культур.

Особое беспокойство вызывает молодежь, которая в силу своего возраста не имеет жизненного опыта и знаний и стремится порою решать проблемы далеко немирным путем. Поэтому уже в школе необходимо уделять внимание воспитанию толерантности, формировать навыки межкультурного общения, развивать умение ценить национальную индивидуальность, как свою, так и чужую. Для учителей следует проводить специальные семинары, тренинги межкультурного и межрелигиозного общения. Огромная роль в этом принадлежит также семье.

Возможно, в республике нужны Общественно-экспертный Совет или Ассоциация духовно-нравственного просвещения и культуры, как в Санкт-Петербурге, куда входят 30 вузов, постоянные лектории на телевидении о нравственности и культуре.

Необходимы также законотворческая деятельность, которая обуздает пропаганду насилия и бездуховности, имеющую место в средствах массовой информации, систематическая массовая работа по духовно-нравственному воспитанию на основе патриотизма, гражданственности и общечеловеческих ценностей.

Все чаще в обществе раздаются голоса с требованием соблюдения конституционных прав каждого гражданина (ст. 19 п. 2). Разумеется, это правильно. Но соблюдают ли конституционные права на обыденном уровне простые люди, соседи, сослуживцы, друзья и т. п. Ведь каждого из нас принимают одновременно и как представителя своей нации, и как представителя своей религии. Если человек перестанет относиться с неприязнью к своему соседу или коллеге только потому, что он иной национальности, иной религии, а возможно и иной расы, а проявит дружелюбие, воздаст ему по его человеческим качествам, то он сам начнет жить по нормам Конституции, а не будет ждать, пока это сделает государство.

Сегодня каждый человек должен бороться против националистических проявлений, желания унизить, оскорбить представителя другой этнической группы или религии. Если гражданин любой национальности и любой религии не чувствует себя равноправным среди других граждан страны, значит это не демократическое, не цивилизованное и не гуманистическое государство. И это задача не только государственных, но и общественных структур.

С учетом того, что в наше время, когда существует множество способов уничтожения человечества, и мир может в любой момент погибнуть, необходимо, чтобы темпы нравственного прогресса не только не отставали от темпов научно-технического прогресса, но опережали их во много крат. И в этом гуманном деле надо использовать духовно-нравственный потенциал всех конфессий как звеньев единой цепи общего духовного развития человечества, чтобы придти к единому знаменателю путем взаимоуважения, диалога и толерантности. Именно так нам видится значение и роль религии в светском современном обществе.

Литература

1. Всероссийский центр изучения общественного мнения: ВЦИОМ в области религии. 2007 г. Wciom. ru.

2. Левада-центр: изучение общественного мнения. 2007 г. Levada. ru.

3. Всемирный саммит религиозных лидеров. Сб. материалов. - М., 2006.

4. Международный форум «Ислам и иудаизм: пути диалога и сотрудничества». Сб. материалов. - М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.