РЕЛИГИЯ ШУМЕРОВ. ПОИСК ОБЪЕКТИВНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ
Шаваринский И.С. @
К. культурологии
Аннотация
В данной статье поднимается проблема мировосприятия шумеров, которое, являясь «языческим», сегодня понимается довольно поверхностно. Автор статьи делает попытку взглянуть на шумерский пантеон богов (как и на многие другие древние «языческие» религии), не как на предмет поклонения, но как на основы и первопринципы окружающего мира, которые являлись доминантой в жизнедеятельности шумеров.
Ключевые слова: шумеры, язычество, религия, боги Keywords: the Sumerians, paganism, religion, the gods
Если человек, охваченный религиозным порывом, Хотя бы на мгновение способен был отождествить В своем восприятии храм с космической птицей грома, Рокочущей на горизонте, то он, вполне возможно, Считал подобное чувство гораздо более глубоким Прозрением, более истинным познанием, нежели Повседневный опыт, говоривший, что Храм - Всего лишь постройка, пусть и священная.
Т. Якобсен
Разные народы, культуры, цивилизации, эпохи несут в себе свой особый, сложившийся в результате многочисленных исторических, культурных и иных событий, не похожий друг на друга склад ума, мышления, ментальности, традиций... Исходя из этого, изучение, проводимое исследователем, должно строиться не только на захватывающем погружении в изучаемую им культуру или эпоху. Оно должно включать в себя изучение самых разных, подчас непривычных и «неудобных» сторон этой самой культуры. Однако проблема часто кроется и в способности исследователя эти «стороны» объективно воспринять. Невозможно стремиться к объективности при изучении любой древней культуры, оставаясь при этом в привычной, устойчивой, сложившейся в нашу эпоху системе взглядов, верований... Такой взгляд неизбежно будет вносить (даже бессознательно) в изучаемое какие-то свои личностные коррективы, что будет порождать в итоге лишь догадки и новые теории, а объективное знание (в понятие объективность я вкладываю такие термины как: «причина» или «первопричина», «суть», «сущность» той или иной вещи, явления и т.п., опираясь на то, что было сказано Аристотелем1) так и останется «terra incognita».
По этой причине попытаемся понять религию шумеров, взглянув на некоторые «привычные» вещи, возможно, не совсем под привычным углом.
Определимся с пониманием такого термина как «язычество», которым на данный момент в научной и общественной среде «покрываются» все учения до т.н. авраамических религий. Мы не будем искать данное определение этому понятию в словарях, т.к. почти везде этот термин выглядит одинаково. Попробуем заглянуть в «язычество» без каких-либо оценок и дать определение самим.
Языческие древние народы сегодня представляются, в большинстве своем, как необразованные и дикие по сравнению с современными людьми. Т.е. термин «язычество» имеет чисто негативную окраску и является чуть ли не ругательным словом. Подобный
® Шаваринский И.С., 2017 г.
подход к данному понятию автоматически обобщает все «языческие» народы (и даже цивилизации) и их культуру. А такое обобщение неизменно ведет к обесцениванию, что мешает адекватному восприятию и изучению древних народов и культур. Данный подход к подобной трактовке этого термина не удивителен, ведь «наши представления о так называемом «язычестве» строятся на основе сообщений инокультурных наблюдателей» [4, 65].
По мнению автора статьи, попытаться объективно понять «языческую культуру» можно только максимально соприкоснувшись с самыми разными её проявлениями. А изучая различные «языческие» источники (сказания, легенды) у совершенно разных народов можно сделать вывод - язычество сродни Поэзии, с её гимнами, мифами, преданиями, праздниками... А языческое мировосприятие - это способ поэтического взгляда на мир, инструмент, благодаря которому «язычник» его воспринимает. Причем воспринимает очень чутко, как бы погружаясь в этот мир всем своим существом. Подобного взгляда, по отношению к древним шумерам и их религии, мы и будем придерживаться далее в нашей работе.
Уйдя таким способом (одновременно обозначив и вектор) от общепринятых понятий, уводящих в сторону «недоразвитости древних», попытаемся взглянуть на цивилизацию шумеров в контексте их религии, так, как возможно воспринимали её сами «черноголовые»3.
В контексте данной статьи, важно понимать: в каждой религии (включая как древние, так и современные монотеистические) есть свои конкретные образы, восходящие к богам, героям, святым, к которым тянутся (даже бессознательно) люди, принявшие ту или иную религию. Эти образы могут быть как похожими, так и сильно отличающимися в разных культурах и религиях. Особенно отличаются образы языческих героев и богов от образов святых, бога (богов) сегодняшних религий. Но на протяжении всего исторического времени эти образы существовали как нечто, к чему стоит стремиться и чему стоит уподобляться. И в этом контексте, действительно, важно знать какой образ что несет.
Показательно, что в цивилизации шумеров религия была первичной по отношению к другим сферам жизни. В каждом шумерском городе стоял зиккурат4 для того или иного бога. Вокруг зиккурата город и возводился. Ментальность же народа и в целом сама культура были целиком и полностью сотканы из этой древней «языческой» веры. А многочисленные клинописные таблички, с огромным количество мифов, сказаний, заклинаний, ритуалов и т.д., явно подтверждают очень глубокое и сознательное отношение жителей древней Месопотамии к своей религии.
Автор статьи предлагает прочувствовать образы наиболее почитаемых богов Шумера, которые древние наполняли или могли наполнять подчас очень непростым и глубоким смыслом. Вместе с этим попытаться понять: что же эти образы могли нести людям того времени? Влияли ли они на них больше положительно (развивали, обогащали) либо влияли отрицательно (несли разрушение, были бесполезны)? чем на самом деле могли быть?
Наиболее известными и почитаемыми богами у Шумеров были: Ану (известен как старший бог, бог неба), Инанна (как богиня любви, плодородия), Энлиль (как бог ветра) и Эа (известен как бог воды, создатель рек Тигр и Ефрат).
Начнем с главного верховного бога, создателя всех остальных богов:
Бог Ану - это был один из самых почитаемых богов в Месопотамии. «Ан» по-шумерски значит «небо». Часто изображался в образе быка (вероятно по той причине, что входил в пастушеский пантеон). Жена его - Ки (земля), благодаря которой он породил растительность на земле, а также всех богов, демонов и духов.
Ан - это сила неба, основа, отец богов, всеродитель. Его часто называли «Плодовитый Племенной Бык», что говорит нам одновременно об образе грозового
«рычящего» неба, и о конкретном результате в виде плодов, хорошего урожая, который наступает после обильных дождей.
Как основа, начало, источник всех богов и проч., Ан являлся как символом власти вообще, так и царской власти (как высшей власти на земле) в особенности. Поэтому шумерские цари и правители, прежде всего, ассоциировали себя с Ану. Это был первообраз власти, тот, кто держит мир в своих руках. Неудивительно и то, что цари в этом аспекте считались как бы связующим звеном между людьми и богами, связывая «земное» (людей) с «небесным» началом (неким высшим порядком, первопринципом, принадлежащему Ану - царю всех царей).
Слова из мифа о вознесении Инанны, очень хорошо отражают суть бога Ану:
Твои приказанья сбываются!
Слово властителя и господина
Выражает твое веленье.
О Ан! твоя воля превыше всего —
Кто осмелится ей перечить?
Отец богов, твоя воля —
Основа земли и неба,
Какой бог посмеет (ее) попрать? [6, 63]
Приведенный отрывок из мифа очень точно передает суть того, что «все существующее в мире, устроенном наподобие государства, подчинено воле Ана. Ан — это сила, которая выводит существование из хаоса и анархии и превращает его в упорядоченное целое. Как строение покоится на фундаменте и выявляет заложенную в нем основу, так и древнемесопотамская вселенная поддержана созидательной волей Ана и отражает ее. Веления Ана — это "основа земли и неба"» [6, с. 63] Т.е. речь идет не просто о «власти», в том негативном контексте, в котором её привыкли видеть многие современные люди. Это нечто больше - это фундамент, который держит мир, не дает ему «скатиться» в хаос.
Можно только представить, насколько силен был данный образ и как мог влиять на умы людей. Причем самое показательное, что этот бог не был богом только тех, кто обладает большой властью над людьми и народом. Не зря считается, что бог Ан входил в пастушеский пантеон. Власть была и у земледельца, который возделывал землю, т.е. приводил её в порядок, упорядочивал, и у школьного учителя, который делал из незнающего ученика знающего, и у любого другого «горожанина», ведь власть понималась именно как упорядочивание хаоса. В семье ли, в труде, при народе... Потому, вероятно, Ан и почитался всеми.
По мнению автора статьи, данный образ имеет исключительно положительную направленность и служил именно тем, что олицетворял один из важнейших принципов, по которому должно строиться государство, общество, иная иерархическая структура -принцип фундамента, некоего стержня, который служит необходимой основой для успешного и долгосрочного функционирования любой системы.
Энлиль (букв. «Владыка-ветер», аккад. Эллиль) - сын неба (Ана) и земли (Ки), верховных богов. Известен как бог ветра, создатель сельскохозяйственных орудий, приобщивший людей к культуре. Он отделил небо от земли, и, унаследовав силу отца стал фактически главным богом, первым (как сын своего отца), владыкой вселенной (мир, который породили Ан с Ки по праву достается Энлилю). Приставка «Эн» в имени этого бога подтверждает его право на господство миром. «Эн» по-шумерски означает титул господина, правителя, также данная приставка могла означать словосочетание «верховный жрец». Однако Энлиль, как и остальные боги, подчиняется единым законам, на которых покоится этот мир (сущность Ану).
В отличие от своего отца, который олицетворяет спокойствие, некое безмятежное величие, Энлиль занимает активную позицию. Это деятельность, направленная сила и энергия (как созидающая, так и разрушающая).
И в первую очередь, его активность проявлена во всем, что связано с земледелием: окультуривание земли, выращивание плодов, урожаем и т.п., поэтому функции данного бога особо проявлены в аспекте «распорядителя плодородия», подчеркивая как силу ветров, которые разносили семена растений, так и силу благоприятствующую росту этих растений (энергия Энлиля). Немаловажное значение имеет и то, что Энлиль являлся создателем мотыги - опять же подчеркивается его связь с сельским хозяйством, культурой земледелия.
Значимость этого бога с сельским хозяйством подчеркивается и его родственными связями. Супруга Энлиля - «Нинлиль, или Суд, — богиня зерна, дочь бога запасов Хейи и богини ячменя Ниншебаргуну, или Нидабы. Сын Энлиля — Нинурта, или Нингирсу, бог плуга и весенних грозовых ливней». [6, 64]
Энлиль - это принцип силы, энергии, которая наполняет все живое, принцип активной жизни, возвращения к жизни (он часто изображался в виде весенних ветров, которые возвращают природу к жизни):
О могучий, во власти твоей небесные дожди
И земные воды;
Энлиль, ты правишь упряжкой богов
(природы).
Отец Энлиль, только ты один
Наливаешь лозы зрелостью;
Энлиль, ты взращиваешь рыб,
Нагревая своим (теплом) пучину;
Ты насыщаешь птиц в поднебесье [6, 64]
Энлиль являлся также и той природой ветра, которая являет собой разрушительную мощь - буря, ураган. А вместе с ними, и смерть, гибель для всего живого. Не случайно этот бог являлся одним из инициаторов Всемирного Потопа.
Подобная двойственная природа Энлиля показывает нам образ, к которому Шумеры могли относиться как с великим уважением, так и с большой осторожностью. Ведь такой бог мог как щедро обогатить, так и все «слепо» разрушить. Энлиль - это активная, внешняя (по отношению к человеку) сила окружающего мира, природы, которая может быть как благосклонна, так и губительна по отношению к человеку.
Автор статьи считает этот образ также положительным, т.к. он показывал Шумерам мир такой, какой он есть. Непредсказуемость, мощь, которые могут уничтожать и в то же время жизнь и энергия, которая наполняет и питает. Можно сделать несложный вывод и об отношении к окружающему миру, природе, который заключался в уважении, вероятно, неком благоговении перед ней и её активными силами (Энлилем), почтении и пристальном внимании к ней. Из чего вытекает и естественное стремление познать этот непростой мир и его законы, принципы, которые сотворил Ану.
Образ Энлиля постепенно усложнялся и трансформировался, впоследствии представ перед людьми образом бога, который держит в своих руках любые нити сложного управления в мире, принимает все решения. Не будем углубляться в дальнейшее описание уже довольно усложненного образа этого бога (оставим это для следующих исследований), а продолжим описание функций следующих, не менее значимых богов Шумера.
В триаду наиболее почитаемых и могущественных богов входит и богиня Нинхурсаг (букв. «владычица лесистой горы», «владычица предгорий»). Эта богиня известна под многими именами: Нинтур (Нинту) «госпожа, давшая жизнь», Ки (вероятно
в более ранние периоды Шумерской истории), Нинмах «Высокая госпожа», Нинни(н), Нинменна, Дингирмах и многими другими. Какие из этих имен указывают на одно и то же божество, а за какими стоят иные божества, слившиеся с Нинхурсаг, сказать довольно сложно.
Под именем же Нинхурсаг она известна как супруга Энлиля, иногда как его сестра (шумерский миф «Энки и Нинхурсаг»). Однако изначально, скорее всего, эта богиня звалась Ки (земля) и считалась женой Ана (неба).
Данный образ (если брать общие принципы разных имен богини) является древнейшим олицетворением «Матери-богини», прародительницы всех живых существ, а так же покровительницей плодородия и урожаев. Она - мать богов, чьи черты обнаруживаются во многих божествах женского пола самых разных религий. Кроме того, что её по праву можно назвать матерью всего живого, она известна и как богиня, принимавшая далеко не последнюю роль в создании людей. А «владычицей предгорий» (Нинхурсаг) звалась, по-видимому, из-за месопотамской местности, которая с северной, северо-восточной стороны вплотную примыкает к горам Армянского и Иранского нагорий.
Кроме того, функции матери (особенно первоматери - Ки) включают в себя и функции родительницы. Нинтур переводится как «владычица хижины для рожениц». Что говорит нам о большом почитании этой богини в связи с деторождением. А из этого вытекает и еще один довольно распространенный с ней образ - образ повитухи. Т.е. образ Нинтур полностью олицетворяется с рождением, со сложными процессами и их преодолением в данной сфере.
Основа принципов Нинтур, Ки и т.п. - принцип рождения и материнства. Она та, кто дала жизнь всему живому, всем людям, царям, богам, а значит она та, без которой невозможно рождение жизни вообще. В этом контексте она неразлучна с оплодотворяющей её силой - Ану (если это Ки), и другими богами (если это иной образ) благодаря которым порождалась жизнь растений, богов, людей. Образ прочно связан с матерью, её функциями и семейной сферой. Поэтому её следует воспринимать как одну из основополагающих сил мироздания, без которой невозможна никакая жизнь.
Влияние на Шумерский народ данной богини/богинь, скорее всего, было в следующих аспектах: к ней могли обращаться как к помощнице при родах, она могла почитаться как повитуха, как та, без которой невозможно никакое рождение. Причем рождение не только живого существа, но и более сложных понятий, так как мысль, слово, вдохновение, идея и т.д. Разумеется, что в описании образа можно уйти еще глубже, но основа, все же заключается в вышеперечисленных основных «материнских» принципах. Однако данная богиня «не имеет никакой политической важности — и на протяжении II тысячелетия все более и более теряет свое значение, пока, наконец, полностью не вытесняется фигурой Энки». [6, 71]
К основной триаде правящих богов примыкает еще одна немаловажная фигура -бог Эа, Энки (акаадское Эйа). Данный бог считался божеством мудрости, подземных (пресных) вод и подземного мира. Энки считается создателем рек Тигр и Евфрат, а также многих культурных изобретений для человечества. Именно он сотворил людей из глины в качестве помощников для богов, отвечал за плодородие земли, а также спас людей от полной гибели во время всемирного потопа, предупредив избранного человека, Зисудру (научив его как построить аналог Ковчега из библейского повествования). Почитался как бог-покровитель города Эриду, где его главный храм назывался Э-Абзу «Дом-Бездна» (Абзу или Апсу в Шумерской мифологии - мировой океан подземных пресных вод, окружающий землю). Энки изображался окружённым источниками вод, с рыбьим хвостом и светильником, а при раскопках возле его жертвенника найдено очень много рыбьих костей. Имел эпитеты: хитроумный, многомудрый, совершенный разумом. Само имя Энки значит «Господин Земли», что соотносится с важной ролью «воды в увеличении плодородия почвы» [6, 72]. Эа так же известен как «Владыка Низа» и «Владетель реки».
Итак, основная сущность Энки - это глубокая связь с водой, которая выражала себя как в реках, озерах, дожде, так и во всем, что связано с орошением земли и как следствие плодородием.
В мифе «Энки и мировой порядок» сам бог так говорит о себе:
Я Бог, я тот, чей приказ неприложен, первейший во всем, По моему приказу построены эти конюшни, Поставлены эти овчарни,
Когда я приблизился к небу, богатства дарующий дождь Пролился с небес,
Когда я приблизился к землям, случился высокий разлив, Когда подошел я к зеленым лугам, Встали стога, послушные моему слову. Я дом свой возвел, святилище в месте чистом, Нарек его именем славным,
Абзу свой возвел, святилище, [...] я огласил ему добрый удел [5]
Углубляясь в свойства водной стихии, связанные с Энки, «считалось, что тайная сила воды, обеспечивающая плодородие почвы, близка оплодотворяющей силе мужского семени. Шумеры воспринимали воду и сперму как нечто тождественное, обозначая и то и другое одним словом. Естественно поэтому, что Энки выступает оплодотворяющей силой. Еще одна связь между водой и продуктивностью — это «вода рождения», предшествующая появлению ребенка на свет». [6, 72]
Вода являлась и обязательной частью многих ритуалов. В этом аспекте вода, связанная с Энки, наделялась еще одним свойством - свойством очищения. Но очищения уже не столько физического, сколько метафизического характера.
Интересно и то, что в мифах Энки почти никогда не действует прямо, а ищет обходные пути, хитростью и смекалкой добиваясь своего. В этом заключается и еще одно свойство воды - гибкость, обтекаемость, которая встречаясь с препятствием, как бы обходит его, омывая, и таким образом достигает «цели».
Хитрость же Энки, вероятно, могла заключаться и в контексте труда земледельца при орошении, который знает, что прокладывая канал за каналом, вода способна быть очень непредсказуемой, легко ускользать и выбирать только ей избираемый путь.
Нельзя не сказать и об очень сильном сходстве этого бога с существом, описанном в рассказе вавилонского историка Бероса:
«В первый год появилось из моря, в том месте, что вблизи Вавилонии, ужасное существо по имени «Оан», тело у него всё было рыбье, а из-под головы, из-под рыбьей головы, росла другая голова и подобным же образом человеческие ноги росли рядом с рыбьим хвостом. Голос же у него был человеческий. Изображение его и теперь ещё сохраняется. Это существо дни проводило среди людей, не принимая никакой пищи, и научило людей грамоте, и математике, и владению искусствами разного рода, научило жить в городах, основывать храмы, устанавливать законы, и геометрии научило, и показало, как собирать зерно и плоды, и вообще научило всему, что относится к культурной жизни. С того времени ничего больше уже не было изобретено. С заходом солнца существо это вот, Оан, ныряло назад в море и ночи проводило в пучине. Потому что было оно амфибией». [2]
Схожесть и в сходстве внешнем (Энки часто изображался как получеловек-полурыба) и в самих функциях (связь с водой, оба принесли культуру людям). Считается, что и фелистимлянский Дагон есть, по сути, тоже существо, что и Оан (а значит и Энки)
Возможно, далее образ мог сильно распространиться и стать известным прототипом русалок. Однако это не объясняет огромное количество фольклорных текстов о русалках, русалах и т.п. на разных концах света. Не совсем пока ясно как мог и
трансформировался ли этот образ еще далее в иные культуры (хотя сравнения проводятся) , поэтому, возвращаясь к Энки, хочется еще сказать, что приведенные аспекты водной стихии, которые Шумеры видели в этом боге, очень хорошо показывают нам не только уважение к ней (как впрочем и к любой другой стихии), но и активное и разностороннее понимание этой стихии, стремление познать её суть.
Приведенные автором текста образы шумерских богов, которые очень естественно дополняют друг друга, как бы перетекая из функций одного бога в принципы, который олицетворял другой бог, говорят не о просто развитом, но о глубоко осмысленном обществе, для которых познание окружающего мира и его свойств было вполне естественным способом своей жизнедеятельности.
Конечно, сам образ мышления Шумеров был отличен от современного, привычного нам, и это одна из причин, почему мифология сегодня воспринимается как сказка, фантазия. Хотя при более глубоком осмыслении становится ясно, что это просто совершенно иной способ видения мира. Сравнивать его с сегодняшним днем, бесперспективно, т.к. каждая культура и каждая эпоха несут в себе свои индивидуальные принципы жизнедеятельности, которые более естественно отражают человека, его действия и мышление в то или иное время. Автор статьи, полагает, что именно то, что сегодня называется «обожествлением» помогало формировать то нужное и необходимое отношение к жизни, без которого эта жизнь не имела бы смысла и, вероятно, вообще не могла хоть как-то стремиться к порядку, структурности и т.д.
Возвращаясь к вопросу о неправильно истолкованном, интерпретированном термине «язычество», хочется дополнить - наш логический ум не способен вместить в себя знание, которое, как нам и показывают на протяжении всей истории различные религии, находится за его границей. Как пишет Т. Якобсен: религия, которая состоит из мифов и преданий с одной стороны и обрядов и ритуалов с другой, опирается совершенно на иной тип восприятия и познания мира, больше интуитивный и чувственный, нежели логический. А его язык - это язык метафор, которые, вероятно являются «единственным способом передачи опыта, связанного с восприятием «нуминозного» (т.е. того что за рамками логики - И.Ш.), занимают центральное место в религиозном учении и мышлении». [6, 8]
Шумеры жили более размеренно и смотрели на окружающий мир скорее созерцательно, наблюдая за природными и культурными явлениями, связывая любые события с основополагающими принципами на которых этот мир и строился (которые весьма логичны, реальны и актуальны даже в наше время). Интуитивный тип мышления Шумеров, основывался на глубоком ощущении при наблюдении за тем или иным объектом, событием, описание которого через слово было наиболее удобно именно в той самой форме, которую мы и видим в многочисленных мифах и сказаниях каждого древнего народа.
Но не менее существенно и то, что подобное «поэтическое» описание/восприятие вещей частично можно видеть в любое время. Сегодня этот тип восприятия мы видим в поэзии, когда человек находится «под впечатлением» или при глубокой релаксации (спокойствие ума), длительном восприятии одного и того же объекта (созерцание) или религиозном опыте.
Анонимный автор, 1900-е гг.:
«Я вспоминаю ту ночь и тот самый клочок земли на вершине холма, где душа моя словно открылась Бесконечному — и два мира, внешний и внутренний, стремительно слились воедино. Бездна призывала бездну: бездне, которую мои борения разверзли внутри меня, откликалась неизмеримая бездна вовне, простирающаяся превыше звезд. Я стоял наедине с Ним, сотворившим меня, и со всей красотой мира — и любовью, и горем, и даже соблазном» [6, 63]
От чувства восхищения, от понимания и созерцания окружающей их природы, из созерцания, рождались эти действительно очень глубокие образы и из них уже
проистекало и знание вещей, знания об устройстве и свойствах мира, которые были заложены в многочисленные ритуалы и обряды, подтверждающие из века в век со своей стороны эффективность такого мировосприятия.
Такой «поголовный» способ восприятия и постижения окружающего мира, говорит нам лишь о том, что у нас пока недостаточно знаний, чтобы всецело понять глубину и образ жизни тех культур, которые подчас поражают наших современников многочисленными удивительными находками, аналогов которым в нашем современном мире пока не существует.
'«Очевидно, что должно достигать знания первоначальных причин, ибо тогда [только] мы говорим, что вполне понимаем то или другое, когда думаем, что нам понятна первая причина [его].». «.причиною мы называем сущность и основание, в силу которого что-либо есть то, что оно есть и чем было — ибо каждое "почему" сводится в конце концов к первому основанию, а первое "почему" есть причина и начало». - Аристотель. Метафизика. / Перевод с греческого П. Д. Первова и В. В. Розанова - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. С. 37-38 2«Магия, анимизм, пандемонизм, прамонотеизм, дуализм и т.п. Многообразному, разнородному комплексу вполне соответствует многообразный в своем наполнении термин - "язычество". Нужно только отрешиться от его узкого церковного понимания и помнить о его полной условности». - Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Издательство «Наука», 1981. С. 3 3Самоназвание Шумеров.
4Зиккурат - прямоугольный ступенчатый храм шумеров и других жителей Междуречья .<...> Строились из сырцового кирпича с облицовкой из обожженного. <...> Легендарная Вавилонская башня - 3иккурат в Вавилоне. Лучше сохранился Зиккурат в Чога Занбиле (Элам). - Матюшин Г.Н. Археологический словарь. - М.: Просвещение: АО "Учебная литература", 1996 5В каждой древней религии был свой собственный пантеон богов. Однако функции этих богов, какие-то принципы, которые эти боги могли олицетворять, были зачастую очень схожи. В каждой такой религии есть некая «божественная иерархия». Есть «старшие» и «младшие» боги. Есть «высший» и «низший» мир. Как нечто изначальное существует хаос/первоокеан, который порождает Великую Матерь и Великого Отца, которые порождают первых богов, а они уже, в свою очередь, творят мир, людей и т.д.
Литература
1. Аристотель. Метафизика / Перевод с греч. П. Д. Первова и В. В. Розанова - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006 - 232 с.
2. Беросс. Вавилонская история. Книга 1 [электронный ресурс] / Античная литература. - Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/berossos/fragments.htm
3. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян - М.: Наука, 1981 - 608 с.
4. Севастьянов И.А. Происхождение термина "язычество": к постановке проблемы / И.А. Севастьянова // Вестник Омского университета. Изд-во Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (ОмГУ) - 2008 - № 4, 194 с. - С. 65-71.
5. Энки и мировой порядок [электронный ресурс] / Библиотека Руслана Хазарзара. - Режим доступа: http://khazarzar.skeptik.net/books/shumer/enki.htm
6. Якобсен Т. Сокровища тьмы. История месопотамской религии. / Пер. с англ. - М.: Изд. ф. «Восточная литература» РАН, 1995. - 163 с.