Научная статья на тему 'Религия и политика: взаимоотношения в современной России'

Религия и политика: взаимоотношения в современной России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
321
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕЛИГИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / ПОЛИТИЗАЦИЯ / ВЗАИМОВЛИЯНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шамин С. А.

Для современного мира характерна социальная изменчивость, обращающая человека к поискам фундаментальных социальных оснований для обретения идентичности. Наиболее укорененными в бытии общностями оказываются религиозные. Кроме того, для современного мира характерна активная политизация практически всех социальных процессов. В статье проводится исследование взаимоотношений религии и политики на примере современной РФ. В качестве вывода приводится утверждение о взаимовлиянии и политики и религии в современной РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религия и политика: взаимоотношения в современной России»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Удк 1: 2

С. А. Шамин

Аспирант НовГУ г. Великий Новгород, РФ bahramboom@yandex.ru

РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация

Для современного мира характерна социальная изменчивость, обращающая человека к поискам фундаментальных социальных оснований для обретения идентичности. Наиболее укорененными в бытии общностями оказываются религиозные. Кроме того, для современного мира характерна активная политизация практически всех социальных процессов. В статье проводится исследование взаимоотношений религии и политики на примере современной РФ. В качестве вывода приводится утверждение о взаимовлиянии и политики и религии в современной РФ.

Ключевые слова

Социальная неопределенность, идентичность, религия, Православие, политизация, взаимовлияние

Одна из наиболее ярких особенностей современного мира -это его текучесть, неопределенность. Стремительно трансформируются политические идеологии, социальные ориентиры и культурные ценности. В подобной ситуации большинство людей не способены воспринять реальность на уровне достаточно глубоком для формирования социальной идентичности. Складывающиеся идентичности нестабильны и неспособны в должной мере обеспечить человеку чувство причастности к существующей социальной реальности. В поисках выхода из идентификационной западни люди обращаются к максимально укорененным в бытии идентичностям. Наиболее устойчивыми во времени общностями, способными обеспечить человеку систему ценностных ориентаций являются общности религиозные. В этой связи современность справедливо можно обозначить как время нового религиозного ренессанса, или, по выражению философа Ю. Хабермаса, как «постсекулярное общество»[3, с. 129].

Еще одна важная сфера жизни современного общества - это его политизация, т. е. активное вовлечение в политическую жизнь неполитических, по сути, субъектов или процессов[1, 92]. Практически любое социальное явление современности подвергается процессу политизации. Характерное для современности использование религиозных факторов в политических целях - яркая иллюстрация политизации религии. При этом, открытым остается вопрос об обратном влиянии религии на политику.

Особенно неоднозначными и дискуссионным оказываются данные взаимоотношения в условиях современной России. Крах СССР и последующие за этим события вызвали к жизни процессы, заставившие россиян переживать идентификационный кризис наиболее остро. Православие, как самая массовая религия в РФ стало наиболее популярной идентичностью, передающей верующим систему личностных и социальных целей и ценностей.

В официальном документе РПЦ за 2000 г. «Основы социальной концепции», говорится о различии природ Церкви и государства, о различии сфер их компетенции и о невмешательстве их во внутренние дела друг друга [2, 17]. Это создало иллюзию полной аполитичности РПЦ. В реальности же Православие воздействует на политический процесс в России через создание общественно-нравственных установок среди своих верующих.

Так, опираясь на слова Нового Завета о божественном происхождении политической власти и неизбежности страданий в этой жизни верующие склонны воздерживаться от насильственных форм выражения политического протеста, таких, как забастовки, митинги и пр.

Далее, Православие предусматривает высокую социально-нравственную роль своих духовных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_

лидеров, священнослужителей. Из истории нашего Отечества известно, что, в критических событиях, таких, как, вторжение иноземных захватчиков, политическая Смута, гражданская война и т. д.,православные священники проповедовали идеалы патриотизма, нередко лично являясь примером для подражания.

В современном мире под воздействием глобализации нивелируются различия между культурами, многие народы теряют связь с собственной традицией, утрачивают национальную идентичность. В этих условиях духовные лидеры Православной Церкви указывают верующим на необходимость сохранения собственной культуры, почитания героических предков и т.д.

Таким образом, на примере ситуации в современной России очевидно влияние религии на политический процесс. Поскольку процессу политизации в современном мире оказываются подвержены любые общественные отношения, включая религиозные, то можно с уверенностью утверждать, что, при видимых различиях в способах восприятия реальности, религия и политика - взаимосвязанные и взаимозависимые явления.

Список использованной литературы:

1. Данилов М. В. Концепт «политизация» в научном и общественно-политическом дискурсе // Известия Саратовского университета. Социология. Политология. - 2010. - № 2. - с. 92 - 96.

2. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Издательство Московской Патриархии, М.: - 2000. - 136 с.

3. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. - М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 144 с.

© Шамин С. А., 2018

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 82

Р.Ш. Ахмедов

преподаватель, ГулГУ г. Гулистан, Узбекистан

THE GODS THEMSELVES AS A UNIQUE ASIMOV'S NOVEL

Аннотация

В статье рассматриваются отличительные черты структуры и тематики романа

«Сами Боги» Айзека Азимова.

Ключевые слова Трилогия, три, интертекстуальность, хронология, декорации.

Analyzing Isaac Asimov's science fiction novel "Gods Themselves" it becomes clear that this is the most unusual literary experience of the writer. It differs from other works by Asimov in respect of both structure and theme. Structure as well as theme is associated with a number "3". There are 3 chapters, 3 titles, 3 locations, 3 main heroes in each location, and 3 points of view in the novel. Nevertheless, the most unusual thing with the novel is that only here Asimov turns his attention to the aliens theme and tries to depict their life. Thematic direction of the novel is rather enthusiastic. The problem is this: structurally, the novel is not so much a single novel as a trilogy of novellas. The middle third is absolutely brilliant and without a doubt one of Asimov's best half-dozen pieces of writing. The other 2 are of a low opinion of critics. Their opinion is that there was no need to create 3 worlds in order to develop the same idea three times. However, Asimov tried to show a global character of the problem, and to intricate the plot by 3 different solutions. In addition, the novel has some connections with "Foundation and Empire", "Second Foundation", "Last Question", "Ugly Little Boy", and "Bicentennial Man". Thus, we can speak about an intertextual character of the novel. Thematic content of the novel is also highly distinctive. For the 1st time men no longer stand alone in the universe of Asimov. Now there are other worlds, other living beings. Asimov creates alien beings that mate in threes and live on pure energy; new breeds of humans who have created their own environment. It is the future of new worlds, ever-changing worlds. But yet among them there is still Earth. It is rather classical for Asimov to write about the Earth, where Man still strives to be the best to advance beyond all other beings and their worlds. And this final, glorious step in mankind's technical progress has been achieved: the discovery of an unlimited, non-polluting energy source. But what seems to be progress may, in reality, end in complete tragedy. Earth's unlimited energy source is about to trigger unlimited destruction - and the end of a universe. It would be easy to praise the second section of the novel [1, 173] - the characters are well-drawn and unforgettable, particularly Dua, the aliens are fascinating and, well, alien. Now, of course, the aliens still seem rather human psychologically, which is considered as a weakness by some critics. But it is a trivial weakness, on the whole. The 1st [1, 3] and 3rd [1, 289] sections of the book differ from the 2nd one. Asimov likes to avoid telling a story in a straightforward chronological order and in few places the chronological structure is too complicated, as it is in the 1st section, named "Against Stupidity". The chronological structure leaves one with the feeling that one is not reading the story but background to the story, which sometimes makes readers feel that the actual story is weaker, especially compared with the background that explains it. But, at the same time, it creates specific atmosphere making us be absorbed in reading. According to Asimov there are 2 aspects of writing science fiction: first, there is plot, the complications of events; that's the same as in a mystery novel; but, secondly, it is building a new society, if someone wants to write a good science fiction story. "This society should be just as interesting as the plot itself; in other words, the reader should be just as eager to read about the society and to picture it as to see the development of the plot. But you don't want to subordinate one to the other: you don't want the plot to be so intricate and so dense that you can never see the background through it; on the other hand, you don't want the background to become so prominent that you lose sight of the plot taking place in front of it" [2, 17]. And only in the Gods Themselves, specifically in the 1st and 3rd chapters,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.