Научная статья на тему 'Религия и образование: десекуляризация в постсоветской Бурятии'

Религия и образование: десекуляризация в постсоветской Бурятии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
284
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕСЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / ПОСТСОВЕТСКАЯ БУРЯТИЯ / RELIGION / EDUCATION / DE-SECULARIZATION / POST-SOVIET BURYATIA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Белькова Анастасия Анатольевна

В статье изучается религиозное влияние на сферу образования в постсоветской Бурятии. Основное внимание уделяется взаимоотношениям религиозных организаций, государства и образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of religious influence on education in the post-Soviet Buryatia. The role of religion in secondary and higher education is analyzed. Special attention is paid to interrelations between religious and educational organizations and a state.

Текст научной работы на тему «Религия и образование: десекуляризация в постсоветской Бурятии»

Религия, общество, государство

Анастасия БЕЛЬКОВА

РЕЛИГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ: ДЕСЕКУЛЯРИЗАЦИЯ В ПОСТСОВЕТСКОЙ БУРЯТИИ

В статье изучается религиозное влияние на сферу образования в постсоветской Бурятии. Основное внимание уделяется взаимоотношениям религиозных организаций, государства и образовательных учреждений.

The article is devoted to the problem of religious influence on education in the post-Soviet Buryatia. The role of religion in secondary and higher education is analyzed. Special attention is paid to interrelations between religious and educational organizations and a state.

Ключевые слова:

религия, образование, десекуляризация, постсоветская Бурятия; religion, education, de-secularization, post-Soviet Buryatia.

В современной Бурятии взаимоотношения религии и системы образования отражают общие процессы десекуляризации. Проникновение религии в том или ином виде в сферу среднего и высшего образования — характерная черта постсоветского периода. А отношение общества и государства к месту религии в системе светского образования связано с государственной рели -гиозной политикой и общественным религиозным дискурсом. Резонанс нулевых годов, связанный с обсуждением вопроса о необходимости введения курса по изучению религии в общеобра зовательных школах, не свидетельствует о начале взаимодействия религии и образования в данный период. Напротив, религиозные организации, представляющие ту или иную конфессию, всегда стремились к сближению с образовательными учреждениями. В данной работе мы рассмотрим вопросы развития религиозной составляющей светского образования на протяжении 1990 - х гг. и роль государства в этом процессе. Территориально исследование ограничено пространством Республики Бурятия. Это обусловлено поликонфессиональностью и полиэтничностью региона, что дает возможность расширить рамки проводимого анализа.

БЕЛЬКОВА Анастасия Анатольевна — аспирант Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

afan-project@mail.ru

Религия и школа

В России случаи взаимодействия религиозных организаций и общеобразовательных школ имели место еще в начале 1990 -х гг. Атеизм был полностью дискредитирован, необходимо было запол -нить образовавшуюся пустоту1. Там, где православным священно -служителям удавалось договориться с директорами школ, они по еще дореволюционным учебникам преподавали Закон Божий2. В 1993 г. Министерство образования РФ, обнаружив эту практику, приняло нормативный акт3 о запрете уроков религии, т.к. это про -тироречит Конституции.

Республика Бурятия не стала исключением. Здесь в течение 1990 -х

— нулевых годов представители различных религиозных объедине -

1 Basil J.D. Orthodoxy and Public Education in the Russian Federation: The First Fifteen Years // Journal of Church and State, 2007, № 1, vol. 49, p. 28.

2 Митрохин Н. Клерикализация образования в России: к общественной дис -куссии о введении предмета «Основы православной культуры» в программу средних школ : доклад // http://religion.gif.ru/clerik/clerik.html

3 Письмо Министерства образования РФ от 19.03.1993 № 47/20-11п «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации».

ний вступали в прямой контакт со школь -ными администрациями, стремясь доне -сти до школьников информацию о своей конфессии. Это сотрудничество могло принимать различные формы: экскурсии в храмы, священные места, классные часы и пр. Среди так называемых традицион -ных религий подобная деятельность осу -ществлялась по личной инициативе свя щеннослужителей. Религиозные органи -зации «нетрадиционных» конфессий реа -лизовывали целенаправленную политику по привлечению внимания детей и под ростков чаще всего вне школ. Например, Церковь христиан—адвентистов седьмого дня организовывала различные курсы по изучению английского языка с религиоз -ным уклоном (клубы при церкви, летний лагерь для изучающих английский язык).

Практика преподавания в школах основ религий, характерная для представителей традиционных конфессий, была неси -стемной и нецентрализованной. Подобная деятельность не получала одобрения со стороны родителей и педагогического коллектива. В итоге, даже если школа и соглашалась на какое либо взаимодей ствие, через какое то время оно прекра щалось.

Попытку преподавать в школе основы буддизма в Бурятии предпринял Баир Батомункуев — цоржи -лама Кяхтинского дацана Балдан Брэйбун. По словам ламы, его уроки носили скорее харак тер беседы. «Потом мне намекнули, что нужно такие уроки прекращать, — сказал лама, — якобы могут возмутиться предста -вители малых внутрирелигиозных тече ний, что преподаем только традиционные религии»1.

Проведенный анализ показал, что прак тики прямого взаимодействия религиоз -ных объединений и школьных админи -страций были характерны лишь для сель ской местности. Городская среда ставила препятствия в виде высокой плотности населения: здесь рядом живут представи тели разных религий. Поскольку именно родители решают вопрос о содержании информации, предоставляемой ребенку, появление священнослужителя какой либо одной конфессии в школе немед

1 В школах Бурятии собираются ввести новый спорный курс — основы религиозной культуры // Официальный сайт Буддийской традиционной сангхи России; http://www.sangharussia.ru/news/ detail.php?ID=3626

ленно вызывало недовольство части роди -телей.

В сельских школах, напротив, совмест -ная деятельность образовательных учреж дений и религиозных организаций имела большее распространение. Жители сель -ских поселений более однородны в своих религиозных предпочтениях, поэтому проблема межконфессиональных отно шений, неизбежно встающая при введе -нии религиозной составляющей в педаго гической деятельности, в сельской мест ности стояла не так остро, как, например, в г. Улан -Удэ.

Несистемные попытки священнослу жителей установить взаимодействие со школами продолжались до введения в общеобразовательную программу сред них учебных заведений курса «Основы религиозных культур и светской этики». Официально в Бурятии этот предмет начали преподавать с сентября 2012 г. Курс изучают учащиеся 4 -х классов в объеме 34 ч2. Предмет преподается учителями школ, прошедшими специальную подго товку. Вмешательство религиозных орга низаций ограничивается, несмотря на то что большинство из них стремились при нять активное участие в создании учебных модулей, в подготовке учителей и прове дении процедуры выбора курса. 26 марта 2012 г. в г. Улан - Удэ был проведен кру -глый стол, на котором обсуждался опыт апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2009—2011 гг. Выступая на нем, представитель синодального отдела рели гиозного образования и катехизации РПЦ заявил о необходимости проведения кон фессиональной экспертизы учебных посо бий и выразил недовольство ограничением доступа священников в общеобразователь ные учреждения. Новые учебники, гово -рил он, «с одной стороны, могут содержать в себе конфликтный потенциал, который приведет к существенным отрицательным последствиям, с другой стороны, могут давать ребенку такие искаженные знания о культуре религии, последствия которых

2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 № 84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебно -го года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для образовательных учреждений “Основы религиозных культур и светской этики”».

верующим родителям придется исправ лять очень и очень долго»1.

Отношения «религия — школа» с введе -нием нового учебного курса системати зировались: теперь они контролируются государством, в отличие от ситуации, характерной для 1990 -х — нулевых годов. Кроме того, с введением нового предмета у родителей появилась возможность вли ять на качественные и количественные характеристики религиозной информа ции. Именно родители выбирают, какой из модулей курса будет преподаваться ребенку.

В марте 2012 г. во всех школах Бурятии прошли родительские собрания на эту тему. По данным Министерства образова -ния и науки Республики Бурятия на апрель 2012 г. «Основы православной культуры» выбрали 6,15%, «Основы буддистской куль -туры» — 8,33%, чуть меньше трети выбрали «Основы мировых религиозных культур», один ученик — «иудейскую культуру», 3 — «исламскую», почти 60% выбрали «Основы светской этики»2. Большинство родителей стремятся исключить какое -либо религиоз -ное влияние на ребенка в школе. Родители опасаются, что они не смогут полно стью контролировать то представление о религии, которое будет формироваться у ребенка в школе. Тот факт, что в Бурятии большинство учащихся выбрало нерелиги озный предмет, не говорит о низкой рели гиозности населения или о том, что рели гия сегодня незначима. Она сосредоточена в области семейных практик, и, по крайней мере в Бурятии, государство не может взять религиозное воспитание полностью под свой контроль.

Религия и высшее образование

Институт высшего образования оказался более закрытым для религии, чем школа: здесь отношения с религией сразу начались на официальном уровне. Официальное взаимодействие религиозных организаций и институтов высшего образования воз никло раньше, чем со школами: со второй половины нулевых годов вузы обладают большей самостоятельностью в выборе направлений своей деятельности, по-

1 Опыт апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2009-2011 гг. : доклад // http://uud- eparh.ru/index. php/newsarh/1704- - q- 1-г-2009-2011- q.html

2 Золотарев В. Дети отвергли Закон Божий // Информ-полис, 2012, 23 мая.

этому ситуация здесь не такая однотипная. Наибольшую активность в привлечении религии и религиозных организаций про являет Бурятский государственный уни верситет (далее — БГУ). 1 сентября 2007 г. здесь был открыт прием на специальность 03010165 «философия» со специализацией по истории религий. В качестве лекто -ров, наряду с преподавателями универси тета, приглашены священнослужители3: буддийская монахиня, клирик Свято-Одигитриевского кафедрального собора.

С ноября 2006 г. при научной библиотеке БГУ открылся Философско -теологический центр. Здесь сконцентрирована религио -ведческая литература в электронных и текстовых вариантах, видеоматериалы. Целью работы центра провозглашается «работа со студенчеством по постижению ценност ных основ религиоведения, по осмысле -нию и изучению духовного опыта наших предков»4. Религиозность — это качество, которое необходимо прививать: именно такой дискурс сложился вокруг работы цен -тра. Методы, которыми это может быть осу -ществлено, видятся в проведении темати -ческих лекций конкретно исторического, философско онтологического, антропо логического плана по отдельным конфес сиональным объединениям, организации круглых столов для студентов с участием преподавателей вузов и представителей национальных культурных центров респу блики.

В ноябре 2009 г. в БГУ состоялась пер -вая официальная встреча между ректо -ром университета и епископом Улан Удэнским и Бурятским. На этой встрече обсуждались такие проекты, как откры тие совместной православной гимназии, совместные поездки в районы респу блики, проведение публичных лекций для студентов, возможность открытия храма, часовни или молельной комнаты в сте нах вуза5. Однако эти планы не были осу -ществлены. В декабре 2011 г. состоялась новая встреча ректора БГУ и епископа

3 Васильева С.В. Университет — территория конфессиональной толерантности (на примере Республики Бурятия) // Международная научно практическая интернет конференция «Преподаватель высшей школы в XXI в.»; http:// www.t21.rgups.ru/Arhiv2008s9

4 Научная библиотека // Официальный сайт Бурятского госуниверситета; http://www.bsu. ru/?src=335

5 Ахмадулина С. Душа обязана учиться // Правда Бурятии, 2010, 14 янв.

Улан Удэнского и Бурятского, на которой был подписан договор о сотрудничестве между БГУ и Улан -Удэнской и Бурятской епархией РПЦ. Договор предусматривает совместную работу, направленную на рас ширение сотрудничества в различных направлениях, в частности сотрудниче -ство в открытии и функционировании Философско -теологического центра при университете, совместную подготовку и издание учебных и учебно методических пособий, проведение совместных науч ных исследований. Но основной задачей, которую озвучили участники встречи, стал перевод православных священных текстов на бурятский язык1.

Анализ взаимоотношений религии и образования в других вузах республики показал, что БГУ — единственное высшее учебное заведение, делающее какие -либо шаги в направлении установления связей с религиозными институтами.

Таким образом, с одной стороны, выс шее образование сегодня уже не является закрытым от религии. Но поскольку вузы обладают большей самостоятельностью, чем школы, в выборе направлений своей деятельности, то взаимодействие религии и вузов не является однородным. С другой стороны, религия не обладает статусом, который мог бы позволить религиозной организации выступать равноправным пар -тнером в отношениях с учреждением выс шего образования. Внимание, уделяемое вузами религии, слишком неоднородно, чтобы говорить о какой либо устойчивой тенденции. Священнослужитель, препо -дающий на светском факультете, встроен в эту систему именно как преподаватель с такими характеристиками, как ученая степень и ученое звание, а не как духовное лицо. Для монахов и священников, обуча ющихся в вузах, первичным является статус студента или аспиранта. И после заключе ния договора между университетом и рели гиозной организацией последняя высту пает как деловой партнер, и фактически ее статус не отличается от статуса иной орга низации в данной ситуации.

Таким образом, рассмотрев трансфор мации в сфере взаимодействия религии

1 Подписание Договора о сотрудничестве между БГУ и Улан-Удэнской и Бурятской епархией Русской православной церкви // http://www.bsu. гu/?mod=news&md=5668

и системы образования постсоветской Бурятии, можно выделить следующие характерные особенности данного про цесса. Во первых, проникновение рели гиозной составляющей в сферу светского образования является проявлением общих процессов десекуляризации. Религиозное возрождение позволило религиозным организациям поднять вопрос о необ ходимости преподавания специального учебного курса в общеобразовательных школах. Это является отражением общих антисекулярных тенденций на террито рии современной Бурятии. Во вторых, важную роль в рассматриваемой ситуации играет государство. Оно предпринимает шаги по упорядочению хаотичных связей религиозных объединений и организаций системы образования. Яркий пример тому

— введение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики». С внедрением данного учебного предмета у государства появилась возмож -ность управлять объемами, содержанием информации, предоставляемой школьни -кам, временем ее получения. Способность государства регулировать проникнове -ние религиозного компонента в обра -зование не ограничена только сферой школ. Высшие учебные заведения также косвенно подвержены этому влиянию. В третьих, несмотря на тревогу о чрезмер ном усилении религиозной составляющей в образовании, высказываемую в дискус -сиях в средствах массовой информации, влияние религии в данной сфере огра -ничено. Фактически с введением курса «Основы религиозных культур и светской этики» религиозные организации были устранены из системы транслирования религиозной информации в школах. В высшем образовании Бурятии с момента распада СССР религия так и не получила какого либо значимого статуса, отноше ние к ней варьируется в зависимости от учебного заведения. Даже если вуз строит отношения с религиозными организаци ями, то они не выступают как равноправ ные партнеры.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ (Религиозная ситуация во Внутренней Азии: проблемы постсоветских трансформаций), проект № 13-33-01260.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.