Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
приобретают чрезвычайно большую энергию, пробивают себе путь через литосферу и происходит непосредственно само извержение вулкана [4]. В момент выхода магмы на поверхность земли в ее составе практически нет газов, так как отделяются такие газы как С02, Н2 и другие, что представляет собой еще одну точку бифуркации. Уже на поверхности магма начинает затвердевать и объем застывшей магмы увеличивается. Таким образом, по мере продвижения раскаленных масс из глубины земли к ее поверхности, происходит формирование качественно новых более сложных структур, что является самоорганизационным процессом со своими бифуркационными точками.
Библиографические ссылки:
1. Синергетика // Википедия : интернет-энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Синергетика.
2. Точки бифуркации // Интернет-справочник. URL: http://itaka.stv.ru/wiki /Точка бифуркации.
3. Викизнание // Интернет-энциклопедия. URL: http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/Вулканы.
4. Как образуются вулканы // Научный сайт «Геоприрода.ru». URL: http://www.geopriroda.ru/ vulcans.
© Трегубович Ю. А., Цацорин А. В., Снежко А. А.,
Эльберг М. С., 2010
УДК 2:001
Ю. В. Федорова, А. С. Чеснокова Научный руководитель - Е. А. Жирнова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РЕЛИГИЯ И НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Рассматриваются понятия религии и науки, обсуждается их значение на различных исторических этапах и в современном обществе.
Религия и наука всегда были неразделимыми понятиями, но при этом, долгое время приоритетным способом освоения реальности оставалась религия. Например, в эпоху Средневековья господствовала теология (наука о Боге, богословие), а в эпоху Просвещения происходило становление и, следовательно, доминирование науки, которое наблюдается до настоящего времени.
Религия - понятие многогранное, включающее в себя аспекты философии, социологии, психологии, этнографии и теологии.
Известный исследователь религии Хельмут Гла-зенап важнейшей особенностью религии считает веру, «к которой приходит человек с помощью разума, чувства, желания, практики», веру в существование сверхъестественных личных и безличных сил, от которых он чувствует себя зависимым и которые он стремится расположить к себе». Следует привести также определение религии русского философа Б. Н. Чичерина: «Религия как общее явление человеческого духа есть стремление к живому общению с абсолютным». С точки зрения социологии, религия - это система взглядов и поступков, вдохновленных Высшим Существом, с помощью которой разрешаются основные вопросы человеческой жизни. Это отказ человека смириться со смертью, предаться отчаянию, позволить вражде разрушить его общение с людьми. Если постараться определить это многогранное явление с более общей точки зрения, то можно привести такое значение: религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культо-
вых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину) [1].
Науку тоже можно определить с совершенно разных позиций - и как систему личных представлений о свойствах и законах мира, построенная в строгом соблюдении научной методологии, и как социальный институт (сообщество ученых, совокупность научных учреждений), и как результат (научные знания), и как процесс (научная деятельность). Но в более общем смысле наука - это особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении посредством сбора фактов, их систематизации, критического анализа и на этой базе синтезировать новые знания или обобщения, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, и, как следствие, - прогнозировать [2].
Из определений видно, что религия и наука имеют одинаковые цели, и потому неразделимы как две части одного целого. В одной известной цитате очень точно отражено, как взаимодействуют религия и наука - «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред» (М. Мон-тень). Действительно, задача религии в современном обществе заключается не столько в объединении людей по мировоззрению, сколько в моральном воспитании человека. Известно, насколько важны для религии такие понятия как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д. Именно благо-
Секция «Концепции современного естествознания»
даря религии люди начинают осознавать себя как единую общность, скрепленную общими ценностями и целями, она дает человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования. Важнейшей функцией религии является регулятивная, которая отвечает за осознание индивидом содержания определенных ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей [3]. Эта программа направлена именно на то, чтобы люди всегда склонялись в своем поведении именно к «хорошим» поступкам. Например, воспитанный таким образом человек позовет продавца, которого нет за прилавком магазина, даже имея возможность просто взять вещь и безнаказанно уйти. Также религия передает традиции из поколения в поколение - это также важно для сохранения целостности общества, для объединения людей.
Задача же науки состоит в том, чтобы развивать наше общество, двигать его вперед. Сейчас наука уже давно вышла за рамки только развития техники и технологии. Она превратилась в важнейший социальный, гуманитарный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру. Сейчас можно говорить об интеграции религии и науки, так как религия использует чувственно-образный способ познания, без которого не может обойтись наука, так же как и религия не может сегодня обойтись без науки. Разграничить сферы их
применения сегодня уже невозможно, иначе они в скором времени превратились бы в непримиримых врагов, и началась бы настоящая война, но мы видим совсем другую картину - сегодня религия практически не отрицает науку и не считает ее враждебной силой, несущей вседозволенность, оружие массового уничтожения и т. п. И сторонники науки уже не рассматривают религию так категорично как раньше.
Таким образом, религия и наука действительно неразделимы как чувственно-образное и рациональное - они дополняют друг друга. Религия объединяет наше общество, воспитывает в нас моральные ценности и передает традиции дальнейшим поколениям. А наука двигает нас вперед, позволяет накапливать знания и опыт, и адаптироваться к изменениям в природе и обществе. И сегодня одной из главнейших целей человечества должно быть сохранение неразрывности этих двух понятий, чтобы люди не только развивались технически, но и сохраняли бы духовную основу, необходимую для мира на всей Земле.
Библиографические ссылки
1. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Религия.
2. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Наука
3. URL: http://www.podrobnee.ru/microuho/referat. php?url=microuho/diskl/Humanities/re_RELIGRUS.htm
© Федорова Ю. В., Чеснокова А. С., Жирнова Е. А., 2010
УДК 501 (001.11)
Ю. А. Шамара, Т. В. Свиногонова, О. А. Демченко, И. С. Плотников, А. И. Логвиненко Научный руководитель - В. П. Жереб Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ВОЗМОЖНОСТИ НАУКИ В РЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Показано, что разрешение глобальных проблем человечества возможно только научным путем в рамках антропной рациональной модели реальности.
Уже в первом проекте Римского клуба [1] было показано, что глобальный кризис человечества проявляется как катастрофически резкое уменьшение населения Земли. Результатом такого изменения состояния мировой экономики будет сокращение почти на треть численности населения мира. Из биологии известно, что если размер популяции какого-либо вида биосферы сокращается на одну треть в пределах одного поколения, то популяция может не восстановить свою численность и оказывается на грани исчезновения. Именно такая опасность грозит человечеству! Отметим, что этот прогноз был сделан еще в 1972 г. при условии, что в мировой экономике не произойдут радикальные изменения, связанные с поиском новых путей развития.
Поиск недраматических сценарием развития мирового хозяйства с использованием компьютерного моделирования показал, что технического или технологического решения этой проблемы не существует. Но было показано, что избежать катастрофического развития будущего можно только при условии смены критериев прогресса, критериев цивилизации! Все последующие исследования, выполненные по инициативе РК, в той или иной форме только развивали этот вывод [2].
Анализ сложившихся к настоящему времени мировых тенденций показывает, что вся деятельность современной цивилизации ориентируется на удовлетворение человеческих потребностей. Поэтому у философов современная цивилизация называется потребительской цивилизацией. Смена критериев