Научная статья на тему 'Религия и этничность как значимые компоненты идентичности чеченцев (по материалам социологического исследования)'

Религия и этничность как значимые компоненты идентичности чеченцев (по материалам социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
91
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религия и этничность как значимые компоненты идентичности чеченцев (по материалам социологического исследования)»

лосов участников референдума, поданных за позицию «да» -201 730, или 23,59%, за позицию «нет» - 613 010, или 71,68%1.

Таким образом, большинство жителей республики тогда отвергли идею президентского правления в РД, считая наиболее приемлемым Государственный совет Республики Дагестан. Государственный совет Республики Дагестан, говорится в ст. 88 Конституции РД, состоит из 14 человек и формируется Конституционным собранием Республики Дагестан. В состав Государственного совета не может входить более одного представителя одной и той же национальности.

Таким образом, обобщая вышеобозначенные факты, можно сделать вывод, что политическая элита в республике находится под огромным влиянием определенных этнических кланов. Не будет преувеличением сказать, что этот феномен «поразил» все сферы жизнедеятельности республики. Процесс формирования современных наиболее влиятельных элитных кланов начался с конца 80-х годов прошлого века и на сегодня в той или иной степени считается завершенным.

«Элитология России: Современное состояние и перспективы развития», Ростов н/Д., 2013 г., т. 2, с. 474-480.

С. Жемчураева,

кандидат социологических наук

(Комплексный НИИ РАН им. Х.И. Ибрагимова,

г. Грозный)

РЕЛИГИЯ И ЭТНИЧНОСТЬ КАК ЗНАЧИМЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕЧЕНЦЕВ

(по материалам социологического исследования)

Чеченская культура формировалась как часть кавказской культуры. В этой связи возможно рассмотрение феномена так называемой «кавказской идентичности». Особенно актуальным ее изучение становится в набирающем силу процессе глобализации. Этническая идентичность, по мнению многих ученых, - особая характеристика субъективности, состоящая в ощущении, пережи-

1 Эмиров Э.Д. Политическая культура дагестанского общества как индикатор зрелости гражданского общества. - http://www.superinf.ru

вании индивидом своей принадлежности к определенной группе или общности людей через осознание себя частью общей материальной и духовной культуры, языка, ценностей, традиций, обычаев, исторического прошлого, территории расселения, этнонима и религии.

Чеченская идентичность, являясь частью кавказской идентичности, имеет свои особенности, которые формировались столетиями. Данная идентичность не является раз и навсегда данным и неизменным социальным феноменом. В условиях социальных трансформаций она претерпевает заметное изменение, в силу чего актуализируются одни его содержательные компоненты, а другие остаются социально нейтральными.

Особую роль в культуре чеченцев играет религия (суннитский ислам суфийского течения), которая как специфическая форма сознания имеет свои законы, в исламе верующий должен «стремиться к уникальности собственной личности»1, к самосовершенствованию. У мусульман есть и другие морально-этические обязанности: уважение жизни человека; верность и порядочность; доброта и преданная благодарность родителям; помощь сородичам, соплеменникам и единоверцам в их нуждах; великодушие к зависимым от тебя2. Для простого верующего не важно, откуда и как религия пришла в его среду и к нему лично -важно, что вышеперечисленные нормы отвечают его нуждам и чаяниям, отражают его мировоззрение, мироощущение и миропонимание.

Основателем суфийского братства зикристов, общепризнанным во всем исламском мире чеченским святым-суфием XIX в. является шейх Кунта-Хаджи Кишиев, родившийся в горном ауле Исти-Су (Мелча-Хи). Кунта-Хаджи пришел в наиболее драматический час своего народа и действительно спас его дух не только от существовавших, но и от ожидавших его позже невероятных бед3. По мнению В.Х. Акаева, «суфийский тарикат способствовал распространению и укреплению ислама на Северном Кавказе в XIX в., когда многие представители официального ислама пере-

1 Бухараев Р. Дорога Бог знает куда (Великий джихад). - СПб., 1999. -С. 249-250.

2 Татунц С.А. Уроки М.М. Ковалевского и Российский Кавказ. Вест. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. - 2001. - № 2. - С. 47.

3 Магомедов Р. Великий чеченец - эвлия Кунта-Хаджи Кишиев // Журнал Нана. - 2004. - № 6-7. - С. 4-9.

стали соблюдать нормы Корана и шариата, стали попирать права бедных в угоду местным эксплуататорам и царским чиновникам... Зикризм, будучи социальным движением и формой религиозной мысли, возник в конце Кавказской войны... Кунта-Хаджи появился на политической арене Чечни, когда уставший от непрерывной войны с царизмом народ нуждался в мирной передышке. Проповеди Кунта-Хаджи о мире, братстве, поддержке обездоленных, сирот соответствовали общему настроению, душевному состоянию народа. Главными в его проповедях были идеи непротивления злу насилием, отказа от военных действий против царизма, значительно превосходившего горцев по своей военной мощи, а также призывы к смирению»1.

В одной из проповедей Кунта-Хаджи Кишиев, по утверждению его мюридов, произнес: «Братья! Нас из-за восстаний становится все меньше и меньше. Дальнейшее сопротивление властям Богу не угодно! И если скажут, чтобы вы шли в церкви, идите, ибо они только строения, а мы в душе - мусульмане. Если вас заставят носить кресты, так это только железки, - носите их, оставаясь в душе магометанами. Но если ваших женщин будут унижать и насиловать, запрещать язык, культуру и обычаи, подымайтесь и бейтесь до смерти, до последнего! Свобода и честь народа - это его язык, обычаи и культура, прощение друг другу обид и оскорблений, помощь вдовам и сиротам, разделение друг с другом последнего куска хлеба»2. Эта глубоко осмысленная речь Кунта-Хаджи выражала моральное, духовное состояние и социальное положение чеченцев, потерпевших поражение в Кавказской войне в 1859 г. В проповеди шейха просматривается обеспокоенность судьбой своего народа. Кунта-Хаджи предлагает смириться с поражением, выполнять требования царской власти. Но он одновременно пола-

3

гает предел смирению .

В 2012 г. сотрудниками Комплексного научно-исследовательского института РАН им. Х.И. Ибрагимова (Грозный) было проведено социологическое исследование, направленное на изучение многоуровневой идентичности современной чеченской молодежи. Методом стандартизированного интервью опрошено

1 http://www.chechnya.ru (Дата обращения 14.05.2013.)

2 Акаев В.Х. Нравственно-религиозное учение чеченского суфия Кунта-Хаджи Кишиева // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 1995. - № 2. - С. 27.

3 Акаев В.Х. Указ. соч. - С. 29.

750 респондентов - студентов трех государственных вузов Чеченской Республики (Грозненский государственный нефтяной технический университет, Чеченский государственный университет, Чеченский государственный педагогический институт). Выборка квотная, с вероятностным отбором респондентов, репрезентирующая социально-возрастную группу по полу (мужской / женский), возрасту (16-25 / 26-30 / 31-35), образованию (гуманитарный / технический / естественнонаучный профиль) и курсам обучения (1 / 2 / 3 / 4 / 5). Ошибка выборки составляет 2%. Анкета включала в себя 25 вопросов, из которых четыре открытых.

Наряду с другими вопросами, сформулированными в анкете, для получения развернутой картины социокультурных идентично-стей студенческой молодежи ЧР респондентам был предложен вопрос: «Укажите, пожалуйста, степень важности перечисленных ниже определений». В качестве вариантов ответа были предложены наиболее значимые социокультурные идентичности вариантами ответов: это очень важно для меня, это важно для меня, это мало важно для меня, это совсем не важно для меня, затрудняюсь ответить. Распределение ответов на этот вопрос выглядит следующим образом (см. табл. 1).

Таблица 1

Значимость основных социокультурных идентичностей для студентов чеченских вузов (в % от числа опрошенных по каждому виду идентичности)

Я - гражданин России 5,3

Я - житель Северного Кавказа 9,1

Я - представитель своей республики 13,2

Я - представитель своего этноса 16,8

Я - представитель своей религии 21,4

Я - представитель своего тайпа 12,8

Я - член своей семьи 21,4

Итого 100,0

Практически равными по степени значимости для респондентов оказались конфессиональная и семейная идентичности (21,4 и 21,3% соответственно). Существенной для студентов является и национальная (этническая) идентичность: как важную ее определили 16,8% респондентов. Второстепенное значение для

студентов чеченских вузов имеют такие идентичности, как «житель своей республики» (13,2%), «представитель своего тайпа» (12,8%), «житель Северного Кавказа» (9,1%), и на последнем месте по степени значимости - «гражданин России» (5,3%). Результаты исследования, бесспорно, свидетельствуют о преемственности поколений и роли семьи в конструировании религиозной идентичности студенческой молодежи ЧР. Этническая идентичность находится в тесном взаимодействии с конфессиональной идентичностью, которая превращается в «одну из многочисленных и часто противоречащих друг другу идентичностей, легко уживающихся - именно в силу своей виртуальности - в отдельно взятом человеке»1.

В качестве перекрестного вопроса для подтверждения названных наиболее существенных идентичностей студентам было предложено указать, в каком статусе им легче себя чувствовать и осознавать (см. табл. 2).

Таблица 2

Наиболее комфортный статус (в % от числа опрошенных)

Человек 0,5

Россиянин 0,9

Европеец 1,2

Представитель своего тайпа 1,9

Гражданин мира 3,8

Чеченец 18,2

Мусульманин 73,5

Несомненно, конфессиональная принадлежность молодых людей является важнейшим компонентом, ядром их идентичности (этот вариант ответа выбрали 73,5% респондентов). 18,2% опрошенных наиболее комфортным для себя считают отождествление себя с чеченским этносом. Статус космополита - гражданина мира является привлекательным для 3,8% студентов. Только 14 молодым людям легче осознавать себя представителем своего тайпа. Европейцами себя чувствуют девять человек, россиянами - семь

1 Байдаров Е. Оставаясь источником духовности и нравственности для многих людей, религия является инструментом регуляции глобальных тенденций мирового развития // http://www.inform.kz/eng/article/2464478 (Дата обращения 25.06.2013.)

студентов, и четыре респондента отметили, что статус «человек» является для них более подходящим.

Ценностная шкала молодых чеченцев, согласно данным опроса, представляет собой следующую иерархическую структуру: 1) религия (15,3%); 2) семья (15,0%); 3) честь и достоинство (10,6%); 4) здоровье (10,3%); 5) доброта, терпение (10,2%); 6) дружба (8,5%); 7) интеллект, образование (6,4%); 8) Родина (5,6%); 9) скромность, совесть (5,5%); 10) самостоятельность, независимость (4,0%); 11) деньги (2,2%); 12) красота (1,9%); 13) власть (1,0%); 14) умение жить красиво (роскошно) (1,4%); 15) свобода, раскрепощенность (1,3%); 16) природа (0,8%).

Результаты проведенного исследования позволяют предположить, что этничность и религиозность для чеченцев являются тесно взаимосвязанными, взаимодополняющими, неотделимыми составляющими идентичности. Чеченская идентичность сегодня немыслима вне контекста исламской традиции. Обращение к фундаментальным духовным ценностям чеченского народа, сложившимся столетиями, может способствовать укреплению межнационального единства и сохранению этноконфессиональной идентичности чеченцев. Даже в условиях глобального мира можно сохранять национальную самобытность. Чеченцы должны стремиться к взаимообогащающему культурному сосуществованию с представителями других этносов и конфессий.

«Социология и религия в обществе позднего модерна: Памяти Ю.Ю. Синелиной», Белгород, 2013 г., с. 245-250.

И. Добаев,

доктор философских наук А. Понеделков,

доктор политических наук (Южно-Российский институт, г. Ростов-на-Дону)

ТЕНДЕНЦИИ В ЭВОЛЮЦИИ ТЕРРОРИЗМА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

На Северном Кавказе ислам не является монолитным, а разобщен в рамках существующих направлений (суннизм и шиизм), толков (ханифитский и шафиитский) и идейных течений (традиционализм, фундаментализм, модернизм). При этом самое значимое расслоение на поле идейных течений в исламе наблюдается,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.