Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНЫЙ СИНКРЕТИЗМ КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ'

РЕЛИГИОЗНЫЙ СИНКРЕТИЗМ КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
196
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / СИНКРЕТИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ СИНКРЕТИЗМ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / РЕЛИГИОЗНЫЙ СИНТЕЗ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Почепцов С.С.

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «религиозный синкретизм», который присущ подавляющему большинству религиозных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНЫЙ СИНКРЕТИЗМ КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

2011 году были в резко ухудшены в 2012 году и снижение так же продолжилось в 2013 году. Так отрицательный коэффициент прироста основных средств свидетельствует об отсутствии развития предприятия.

Изменение сложившийся ситуации на данном предприятии возможно при более правильном и рациональном использовании ресурсов организации. Эффективное использование основных средств позволит снизить расходы на их содержание, мобилизация денежных потоков организации так же должны быть направлены на стабилизацию ситуации.

Использование основных средств организации невозможно выделить как отдельный элемент развития предприятия. Использование механизма, синтеза различных элементов в совокупности позволит создать те условия, при которых будет происходить развитие предприятия. Именно основные средства позволяют предприятию выполнять свои производственные функции. От состояния зданий и сооружений, машин и оборудования будет зависеть качество выпускаемой продукции, её ценовая и качественная конкурентоспособность. Из вышесказанного следует вывод о том, что основные средства являются важнейшим звеном в механизме функционирования предприятия и качественное и эффективное их использование будет свидетельствовать о развитии предприятия как в краткосрочном так и в долгосрочной перспективе.

Почепцов С.С., к.ф.н. старший преподаватель кафедра философии и теологии

НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород РЕЛИГИОЗНЫЙ СИНКРЕТИЗМ КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОЙ

КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «религиозный синкретизм», который присущ подавляющему большинству религиозных традиций.

Ключевые слова: религия, синкретизм, религиозный синкретизм, духовная культура, религиозный синтез.

Термин синкретизм восходит к греческому оиукрптш^о<; и обозначает соединение, объединение. Впервые термин «религиозный синкретизм» был введен в научный оборот этнологами и культурологами 19 века при исследовании первобытных сообществ. Употребление данной дефиниции в культурологическом ракурсе подчеркивало неразделенность научного, культурного и религиозного мышления в сознании первобытного человека.

Однако, сам термина «синкретизм» восходит ещё ко временам античности. В «Моралиях» Плутарх говорит о том, что «синкретизм есть объединение против общего врага, аналогичного деяниям греческих городов» [2,с.71]. Тем самым античный историк употребляет термин

синкретизм в смысле военного объединения греков перед лицом общей опасности.

Уже конкретизирует дефиницию «религиозного синкретизма» румынский религиовед Мирча Элиаде. В его трехтомной работе «История веры и религиозных идей» Элиаде говорит, что синкретизм является «неотъемлемым условием возникновения всякого религиозного творчества» [7,с.314]. В данном определении Элиаде подчеркивает что синкретичность является основанием и залогом творческих составляющих религиозных представлений. Развивая эту мысль можно предположить, что творческое начало в религиозных доктринах базируется на синтезе различных уровней или пластах религиозного восприятия. В процессе смешения официальных догм и народных верований возникают новые религиозные субстраты, как то, традиции, мифы, обряды, поверья и т.д. На это же указывает и А. Тойнби «Философия рафинированных интеллектуалов сближалась с народной религией, образуя единое синкретическое целое» [5,с.318]. Происходящий синтез идей и порождает собою новые грани религиозных верований.

При этом румынский исследователь добавляет, что «было бы ошибкой считать синкретизм всего лишь позднейшим религиозным феноменом, который возник лишь в результате контактов между несколькими высокоразвитыми религиями. То, что мы называем синкретизмом, можно встретить повсюду на протяжении существования религиозной жизни. Всякий земледельческий демон, всякий племенной божок представляют собой завершение долгого процесса ассимиляций и отождествлений со смежными религиозными формами. При этом следует подчеркнуть, что эти ассимиляции и слияния не являются следствием исключительно исторических обстоятельств (смешивание двух соседних племен, завоевание территории и т.п.); этот процесс обусловлен самой природой иерофаний; независимо от того, приходит ли иерофания в соприкосновение с другой религиозной формой, похожей на нее или не похожей, в религиозном сознании тех, кто воспринимает ее как таковую, будет существовать тенденция к максимально полному и целостному ее выражению [8,с.314].

В этой связи следует обратить внимание на следующее обстоятельство. Иерофания (термин введенный М. Элиаде), как проявление священного синкретична уже по своей сути. «Развертывание» божественного, или выражаясь словами Р. Отто «священного» происходит под влиянием ни одной религиозной системы, а целого спектра религиозных идей. Тем самым, процесс проявления уподобляется снежному кому, который чем более впитывает в себя религиозный представлений, тем он полнее и масштабнее предстает перед нами.

При этом следует учесть одно весьма важное обстоятельство. Синкретические религии крайне редко представляют собою законченную, сформировавшуюся религиозную систему. Точнее можно говорить о синкретизме как об одном из определенных этапов в становлении

религиозных верований, на котором более явно прослеживается синтез идей и представлений разных традиций. В подтверждение вышесказанного можно привести определение синкретической религии А.Н. Данненберга, который указывает, что «под синкретической религией будет пониматься та религия, которая находится в процессе трансформации, но не завершившая его окончательно» [1,с.171].

Выдающийся английский этнограф и культуролог, исследовавший религиозные церемонии и обряды Э.Б. Тайлор в своей работе «Первобытная культура» указывает, что всякая религия несет в себе синтез различных религиозный идей. Это относится как к нынешним мировым религиям, так и к первобытным верованиям. Тайлор находит в каждой форме проявления человеческого бытия связь и смешение с другими формами. Тйлор указывает на то, что «нет человеческой религии, которая стояла бы совершенно отдельно от других: мысли и принципы современного христианства имеют умственные нити далеко позади, за пределами дохристианских времен, в самых первых начатках человеческой цивилизации и, может быть, даже самого существования человека» [4,с.211]. Так Тайлор определяет синкретичность самой религии как формы духовной культуры человека, делая ее, тем самым, продуктом слияния творческих потенций человечества.

На близкой к позиции Тайлора находились взгляды историка и социолога А.Д. Тойнби. Выделяя периоды возникновения и распада цивилизаций Тойнби видел в синкретизме, в том числе и религиозном, проявление внутренних духовных порывов общества, возникающие в определенные этапы социогенеза. Тойнби отмечает: «в области религии, так же как и в области языка, искусства, манер или нравов, синкретизм является внешним проявлением внутреннего чувства всесмешения, рождающегося благодаря расколу в душе в эпоху социального распада» [5,с.341]. Исходя из данного положения, синкретизм вообще и религиозный в частности, является производным элементом, присущим периоду надлома традиционных устоев общества. Духовный вакуум, возникающий при смене традиций заполняется разнородными и фрагментарными элементами, порождающими смешение различных идей и представлений, отвечающими на запросы конкретного периода развития общества.

Конкретизируя свою концепцию в части синкретизма в религиозной сфере, Тойнби отмечает его иллюзорность, вымышленность, поскольку его возникновение связано с деструкцией общественных установок. «Чувство (смешения) в сфере религии, отмечает Тойнби, можно с полной определенностью рассматривать как симптом социального распада, ибо подобные формы религиозного синкретизма в эпохи становления и роста цивилизаций являются иллюзорными. Например, если рассмотреть местные мифологии многочисленных городов-государств, которые были систематизированы в «Теогонии» Гесиода на ранней ступени развития эллинской цивилизации, мы увидим, что обязательного сращения или

совпадения обрядов и ритуалов там не обнаруживается» [5,с.341]. Подобные явления прослеживаются и в греко-римской культуре. Так, римляне в свой пантеон заимствуют греческих божеств, давая им свои имена: Зевс -Юпитер, Геракл - Геркулес, Венера - Юнона и т.д.

Схожее мнение было высказываемо и О. Шпенглером. Говоря и синкретизме в эпоху античности он указывал: «излюбленное пластическими искусствами и изысканной поэзией Рима, но никогда не проникавшее в сознание народа приравнение античных божеств друг к другу, как например Афродиты и Венеры, Нептуна и Посейдона, этот наивный способ понимать чужих богов, сближая их с собственными (сближение германского Донара с Геркулесом), не имеет ничего общего с новым спиритуальным слиянием божеств. То, что история религий называет ныне синкретизмом, феномен, уясняемый негативно как разрушение статико-пластического богочувствования, понимаемый положительно есть не что иное, как проявление магического чувства. Это - лежащий в основе другой картины природы новый принцип, иначе воспринимающий силы этой природы» [6,с.273]. Так Шпенглер акцентирует внимание не на слиянии различных религиозных систем, что мы и привыкли называть синкретизмом, а на ином, «другом» восприятии привычных религиозных доктрин.

Иной позиции придерживался французский традиционалист Рене Генон. По его мнению «"Синкретизм" в подлинном смысле слова есть не что иное, как простое рядополагание элементов различного происхождения, собранных "извне", без какого-либо объединяющего их более глубокого принципа» [9,с.38]. Соответственно, в данном положении Генон отводит синкретизму роль простого набора религиозных элементов, изначально лишенных упорядоченной логической связи. Такого рода «элементы», впоследствии, будут составлять единое целое, выраженное в форме уже синкретической религии.

Таким образом, можно отметить, что в современном религиоведческом дискурсе исследованию синкретических религий уделено значительное внимание. Зарубежными и отечественными исследователями было выработано несколько подходов к исследованию данного феномена. Большинство авторов сходятся во мнении, что синкретические религии представляют собою формирующиеся религиозные феномены. В вязи с этим отечественный исследователь А.Н. Данненберг предлагает именовать их переходными религиями или религиями переходного типа. Это связана с тем, что большинство синкретических религий не выработали качественно новой религиозной традиции, а представляют собою симбиоз религиозных элементов.

Синкретические религии как формы духовной культуры зачастую базируются, или точнее объединяют в себе две и более религиозных традиции. Эти базовые элементы могут составлять синтез, либо же симбиоз религиозных идей. При симбиозе не происходит появление качественно

новой религии, в отличии от синтеза, в процессе которого возникает новая религия, в которой прослеживаются лишь рудименты вошедших в синтез традиций.

Современные глобализациооные процессы усиливают влияние прежних, и способствуют зарождению новых синкретических религий. Если рассматривать историческую канву вопроса, то следует учесть, что всякий процесс большого перемещения общностей несет в себе новый виток синкретических образований, как религиозных, так и культурных. Ярким подтверждением данному тезису является процесс эллинизации, связанный с началом завоевательных походов Александра Македонского. Проникновение греческой культуры и религии на новые территории привело к смешению греческой религиозной традиции с Азиатскими культовыми практиками.

Современные синкретические религии, как и много лет назад, находят не малое число сторонников и последователей. Это обуславливается недовольством традиционными религиозными учениями, стремлением к экзотическим культурным и религиозным практикам, желанием обрести новые горизонты духовности. Возможность приобщиться к такого типа религиям, обуславливается широким распространением таковых в современном мире. Современные синкретические религии более не локализуются на определенном пространстве, а стараются осваивать новые территории. В частности, современное законодательство многих стран не препятствует распространению новых форм религиозности.

Несмотря на проникновение синкретических религий в жизнь общества, многие исследователи отмечают и синкретический характер мировых религий. Однако, мировые религии в своей законченной форме представляют собою уже сформировавшиеся вероучительные доктрины и практики, что позволяет говорить о них как о самобытных традиционных формах религии.

Использованные источники:

1. Данненберг А.Н. Религии переходного типа: к постановке проблемы на материале афро-кубинского религиозного синкретизма // ЕВРАЗИЯ: духовные традиции народов. - №2 (2). - 2012. - С. 165-172

2. Плутарх. Морали: Сочинения. - М.: ЭКСМО-пресс, Харьков: Фолио, 1999. - 1119 с.

3. Отто Рудольф. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. - СПб.: АНО «Изд-во С.-Петерб. ун-та», 2008. - 272 с.

4. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1989. - С. 211.

5. Тойнби А. Постижение истории / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1991. - 736 с.

6. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. - М.: Мысль, 1998. - 663 с.

7. Элиаде М. История веры и религиозных идей: от Гаутамы Будды до триумфа христианства. М., 2008. 512 с.

8. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения / Пер. с англ. Ш.А. Богиной, Н.В. Кулаковой, В.Р. Рокитянского, Г.С. Старостина. - М.: Ладомир, 1999. - 488 с.

9. Guenon R. Perspectives on Initiation. - Sophia Perennis, 2004. - 320 p.

Пресмаков В.В. студент 2-го курса Широких Д.М. студент 2-го курса НИУ «Высшая школа экономики»

Россия, г. Пермь ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В АНГЛИИ

Экономическая история Англии представляет огромный интерес. Ведь именно эта страна раньше всех других перешла от ручного труда к промышленному, т.е. совершила промышленный переворот. Начавшийся в 60х годах 18 века, в ней он приобрёл зрелые, классические черты, превратив страну буквально за сто лет в "фабрику мира", которая производила подавляющую долю промышленной продукции во всём мире.

Ключевые слова: промышленный переворот, промышленная революция, история Англии.

Предпосылки переворота.

Одной из главных политических предпосылок для возможности Англии сделать рывок в своём промышленном развитии стала Буржуазная революция 17 в. После неё процесс первоначального накопления капитала стал протекать всё в более бурных темпах. Предприниматели наживали себе огромные капиталы за счёт использования колоний в Африке и Индии, экспроприации крестьян и ремесленников.

Кроме того, в предшествующие промышленному перевороту два столетия происходила аграрная революция, которая изменила структуру сельского хозяйства Англии. Так, в 17 веке в Англии было множество крестьян-собственников, но во второй половине 18 века они почти исчезли. Причиной этому стало отгораживание помещиками земельных угодий, ранее принадлежавших жителям общины. Отобранные владения они превращали в крупные овощеводческие хозяйства, а также использовали для более трудоёмких культур. Тем самым, аграрная революция привела к исчезновению крестьянства в Англии и появлению огромного внутреннего рынка рабочей силы.

Ещё одним стимулом к развитию промышленности стало разграбление Англией своих колоний. Грабя их, она собирала огромные капиталы, которые вкладывала в свою промышленность и ускоряла темп индустриализации. Показателем развития колониальной торговли могут

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.