А. Г. ПОЛЯКОВ
РЕЛИГИОЗНЫЙ КОНФЛИКТ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 1920-1930-Х ГОДОВ (на примере викторианского течения в Русской православной церкви)
В статье рассмотрен религиозный фактор восприятия православным сообществом викторианского течения в Русской православной церкви в контексте протестной, традиционалистской реакции на процесс модернизации страны.
Ключевые слова: модернизация, традиционализм, религиозная мотивация, конфликт, Русская православная церковь, викторианское течение.
Многие российские и зарубежные ученые признают, что советская модернизация, начавшаяся в конце 1920-х годов, сочетала европейский рационализм с общинными традициями крестьянской России. Однако далеко не все они были взяты на вооружение новой властью. В соответствии с представлениями большевистских идеологов, религия в обновляемом обществе должна была утратить общественную значимость, превратившись всецело в элемент частной жизни человека. Секуляризация однозначно воспринималась как сопутствующий и даже необходимый компонент социально-экономической модернизации (Ситников 2006).
Именно в этом заключалась одна из трудностей осуществляемых преобразований. Реализуемой в подобном ключе модернизацией предусматривались необратимые изменения в системе ценностей, в глубинных основах культуры, что болезненно переживалось и вызывало неизбежное сопротивление определенной части общества (Голубев 2008). Экономические и социальные преобразования на макроуровне нередко входили в противоречие со способностью населения на микроуровне поддерживать модернизационные инициативы правительства (Макаров 2007). В России, еще в начале ХХ века остававшейся по многим (в первую очередь ментальным) параметрам традиционным обществом, конфликт между традицией и модернизирующими новациями не мог не принять острые формы.
Историческая психология и социология истории 2/2015 40-44
Между тем религия может действовать как фактор, который несет не только интеграцию, но и конфликт, ведущий к расколу социума. В таком случае религиозные группы можно рассматривать как одно из звеньев системы, в которой сталкиваются интересы (в том числе материальные) противостоящих сторон (Зеленков 2007). В свою очередь, опасность раскола заключается в том, что вступившие в конфликт стороны в острой кризисной ситуации могут перейти грань, отделяющую диалог от самоубийственной для общества борьбы монологов (Сравнительное... 1999).
Еще более сложный и взрывоопасный характер ситуация может приобрести в тех случаях, когда конфликтующих сторон оказывается более двух. Нечто подобное, с 1927 года и далее, наблюдалось во взаимоотношениях Русской православной церкви со светской властью и внутри самой РПЦ в связи с появлением в ней викторианского течения. Течение это - возглавляемая епископом Ижевским и Вотским Виктором (Островидовым) первая и наиболее радикальная из оппозиций церковно-политическому курсу заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Стра-городского), пошедшего на сближение со вставшей на путь модернизации страны большевистской властью. Возникла она осенью
1927 года и была распространена преимущественно в Вятской губернии и частично в Вотской автономной области. В октябре
1928 года епископа Виктора в Вятской губернии поддерживали 150 из 554 (340 - сергианских, 64 - обновленческих), или почти 1/3 всех приходов. При этом имело место примерное количественное равенство сторонников епископа Виктора и митрополита Сергия.
Епископ Виктор - первый из иерархов, кто открыто выступил против церковной Декларации 1927 года и всего церковно-полити-ческого курса заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, направленного на безоговорочную легитимацию светской власти и ее политики. Он воспринял ее как угрозу внутренней духовной свободе церкви, вынужденной вновь следовать за прагматическими интересами светской власти, вместо того чтобы придерживаться принципов аполитичности при условии признания и подчинения правительству (Поляков 2011).
Переход части духовенства и прихожан РПЦ на сторону викто-рианства следует понимать как процесс рационального или иррационального выбора ими альтернативной мотивации собственного поведения, с такими его компонентами, как проявление одобрения, согласия, уважения, доверия в отношении избранного ими духов-
ного лидера, а также критики в адрес ортодоксального церковного руководства. Предметнее рассмотрим мотивы неприятия духовенством и верующими Декларации и одобрения установок епископа Виктора на примере первых его последователей.
Свой отказ от Декларации викторианские священники Г. По-пыванов и М. Глушков аргументировали тем, что солидаризация с советской властью является актом соединения с Антихристом, так как она ведет борьбу с религией. Относительно развернутая аргументация позиции Попыванова приводилась в письме к единоверцу Иванову: «Важнейшим завоеванием сатаны было распятие сына божьего, а через сие ни бумажное, ни фиктивное, а действительное освобождение всего человеческого от греха, проклятия и смерти. Если уже советскую власть митрополит Сергий почел за долг благодарить за фикцию, то сатане причитается с него получить сугубую благодарность. Ведь если согласиться с митрополитом Сергием, что церковь от революции получила какие-то плюсы, то их ни в коем случае не приходится приписывать доброму произволению советской власти подобно тому, как и спасение рода человеческого через крестную смерть сына божьего не приходится приписывать доброму произволению сатаны. Как сатана облекается в образ ангела света, так и советская власть облекается в образ декретов, имея с сатаною тождественные задачи и цели...» (Поповская... 1929: 2).
Подобный эмоционально-мировоззренческий накал восприятия советской власти и вступивших с нею в компромисс священнослужителей и прихожан приводил к тому, что в глазах викториан вполне оправданным выглядело применение ими агрессии, грубого насилия в отношении своих оппонентов - сторонников митрополита Сергия, в первую очередь священников, отказавшихся поминать за богослужением епископа Виктора. В числе практикуемых методов «убеждения» представителей противной стороны отмечены «оплевывание», «таскание за одежду, волосы, бороду», выталкивание, пинки, сбрасывание с церковного крыльца, побои и прочее.
Существенный вклад в принятие викторианства, особенно среди женщин, внесли монахини ликвидированных монастырей. Они распространяли среди населения версию о том, что вся благодать от священников отступила и перешла на монашек. Фотографические карточки епископа Виктора монахини помещали среди икон в качестве предметов религиозного почитания. В отдельных случаях они устраивали богослужения без участия священников. Монахини
Воскресенского собора г. Вятки организовали несколько «сестри-честв», состоявших из последовательниц епископа Виктора. Они исполняли роль церковно-приходских советов, которые насильственным путем, нередко с применением грубой физической силы и при помощи крестьян, захватывали церкви.
Авторитет личности епископа Виктора среди викториан был настолько высок, что ими принималось за истину следующее утверждение: в храмах, где за богослужением возносится его имя, там и Христос, а где не возносится - там нет Христа. Помимо этого циркулировали слухи о том, что духовенство, поддержавшее декларацию о признании советской власти, - «красное», «большевистское», «церкви у них поганые красные», «на ризах у попов вместо креста серп и молот», «на куполах вместо креста красная звезда» и т. п.
Среди викториан имели хождение листовки. В них епископ Виктор представлялся то священномучеником и исповедником, «находящимся где-то в потаенном затворе (куда и пищу-то ему доставляют голуби), то величайшим дерзновенным молитвенником, наряду с Пресвятой Богородицей предстоящим и умоляющим Бога о спасении мира». Некоторые особенно «прозорливые» викториане «видели» епископа Виктора на облаках, как сына Божия. Сергиан-ские же епископы изображались в виде людей, шеи которых обвивает змей, испускающий «блевотину» в святую чашу. Распространялись слухи о наступлении царства Антихриста и о близости второго пришествия, для которого указывались различные сроки. Среди викториан имели хождение оригинальные стихотворения: «Ижевский патерик», «Поповские заблуждения», «Посвящается духовным пастырям» (Поляков 2009: 151-187; 2012: 38-47).
Доминирующей действующей силой процесса принятия викто-рианства служила религиозная мотивация, которая, как правило, была связана с другими факторами, находящимися между собой во всевозможных взаимодействиях и взаимоотношениях. К ним относились политические (связанные с неодобрением государственной конфессиональной политики) и экономические побуждения (связанные с опасением снижения жизненного уровня или утраты источника материального существования) и др.
В целом принятие викторианства стало выражением про-тестной, нонконформистской, по сути, традиционалистской реакции православного сообщества на попытку церкви найти место в модернизирующемся государстве. Это была негативная реакция
в первую очередь на такие компоненты процесса модернизации, как коллективизация деревни, раскулачивание, усиление антирелигиозной пропаганды и набиравший силу процесс рационализации сознания подраставших и проходивших советскую школу поколений детей, подростков, юношей и девушек.
Литература
Голубев, А. В. 2008. «Если мир обрушится на нашу Республику»: Советское общество и внешняя угроза в 1920-1940-е гг. М.: Кучково поле.
Зеленков, М. Ю. 2007. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века (политико-правовой аспект). Воронеж: Изда-тельско-полиграфический центр Воронежского гос. ун-та.
Макаров, Ю. Н. 2007. Советская государственная религиозная политика и органы ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД СССР (окт. 1917- конец 1930-х гг.): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. СПб.
Поляков, А. Г.
2009. Викторианское течение в Русской Православной Церкви. Киров: Лобань.
2011. Позиция епископа Виктора (Островидова) по отношению к цер-ковно-политическому курсу митрополита Сергия (Страгородского). История государства и права 18: 30-35.
2012. Викторианское течение в Русской Православной Церкви: факторы распространения (конец 1927-1928 гг.). Религиоведение 1: 38-47.
Поповская контрреволюция в Вятке. В Воскресенском соборе раскрыта организация монархистов-церковников. 1929. Вятская правда 231.
Ситников, А. В. 2006. Православие и модернизация российского общества. Церковь и время. Научно-богословский и церковно-общественный журнал 1: 41-66.
Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия / сост. Б. С. Ера-сов. 1999. М.: Аспект Пресс.