Научная статья на тему 'Радикальная церковная оппозция сталинской модернизации на примере церковно-монархической крестьянской партии'

Радикальная церковная оппозция сталинской модернизации на примере церковно-монархической крестьянской партии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
140
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕПИСКОПЫ ВИКТОР (ОСТРОВИДОВ) И НЕКТАРИЙ (ТРЕЗВИНСКИЙ) / ВИКТОРИАНСКОЕ ТЕЧЕНИЕ В ЦЕРКВИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ВЕРУЮЩИХ / ЦЕРКОВНО-МОНАРХИЧЕСКАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ПАРТИЯ / TOPICS: BISHOP VICTOR (OSTROVIDOV) / BISHOP NEKTARIY (TREZVINSKY) / VICTORIAN TREND IN RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / POLITICAL POSITION OF BELIEVERS / THE CHURCH AND MONARCHIAL PEASANT PARTY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Поляков А. Г.

В статье освещается история одной из оппозиционной группировки (экстремисткой направленности), возникшей на почве неприятия церковно-политического курса митрополита Сергия (Страгородского) и модернизации государства, получившей название «Церковно-монархическая крестьянская партия» и связанной с Викторианским течением в Русской Православной Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to the history of one of extremist groups known as The Church and monarchial peasant party. The organization related to the Victorian trend in Russian Orthodox Church. It anticipated the official church political course of the Metropolitan Sergiy (Stargorodsky) loyal to the Soviet state.

Текст научной работы на тему «Радикальная церковная оппозция сталинской модернизации на примере церковно-монархической крестьянской партии»

История 1

УДК-93+27

РАДИКАЛЬНАЯ ЦЕРКОВНАЯ ОППОЗЦНЯ СТАЛИНСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЦЕРКОВНО-МОНАРХИЧЕСКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ПАРТИИ

А.Г. Поляков

В статье освещается история одной из оппозиционной группировки (экстремисткой направленности), возникшей на почве неприятия церковно-политического курса митрополита Сергия (Страгородского) и модернизации государства, получившей название «Церковно-монархическая крестьянская партия» и связанной с Викторианским течением в Русской Православной Церкви.

Ключевые слова: Епископы Виктор (Островидов) и Нектарий (Трезвинский), Викторианское течение еЦеркеи, политическая позиция верующих, Церковно-монархическая крестьянская партия.

Викторианское течение в Русской Православной Церкви (РПЦ) - первая и наиболее радикальная из церковных оппозиций политическому курсу заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), лидером которой являлся епископ Ижевский и Вотский Виктор (Островидов). Возникла она осенью 1927 г. и преимущественно была распространена в Вятской губернии [1] и частично в Вотской автономной области. В октябре 1928 г. епископа Виктора в Вятской губернии поддерживало 150 из 554 (340 - сергианских, 64 - обновленческих) или почти 1/3 всех приходов. При этом имело место примерное количественное равенство сторонников епископов Виктора и митрополита Сергия, но не менее 200 000 человек [2].

Осенью 1927 - начале 1928 гг. еп. Виктором на территории Вятской епархии было создано параллельное сергианскому замыкающееся на нём церковное управление. После ареста еп. Виктора в середине 1928 - второй половине 1931 гг. на территории Вятского края сложились две вертикали управления викторианскими приходами. Первая преимущественно сложилась на территории Вятской и Котельничской епископий, а вторая - в Яранской епископии. Сверху вниз они выглядели следующим образом: 1) епископы Дмитрий Гдовский (май 1928 - ноябрь 1929 гг.) и Сергий Нарвский (ноябрь 1929 -декабрь 1930 гг.) - благочинные - церковные общины - верующие; 2) епископы Дмитрий Гдовский и Сергий Нарвский - еп. Нектарий (с конца 1928 - начала 1929 гг. по август 1930 гг.) и епископ Синезий (предположительно с августа 1930 г. по май 1931 г.) - благочинные - церковные общины - верующие. Указанные управленческие вертикали пытались воссоздать нормальную церковную жизнь. При этом вятские антисергиане в целом продолжали себя идентифицировать в качестве викториан.

Распространение и массовая поддержка викторианства обеспечивались тем, что политика митр. Сергия и обновленчество представлялись верующим как явления одного порядка - «красной» Церковью. В условиях свёртывания религиозного нэпа и начавшейся форсированной модернизации страны, повлёкшей к новому витку обострения противоречий между различными социальными слоями, сергианская Церковь уже априори не могла удовлетворять идеологические потребности людей, оппозиционно настроенных к Советскому государству. С другой стороны, лояльно-аполитичные взгляды еп. Виктора всё чаще стали трактоваться его приверженцами и светской властью как отказ (или призыв к отказу) от подчинения государству. Антисоветской политизации викториан способствовало также и развитие идеологической базы викторианства, связанное с деятельностью епископа Яранского Нектария (Трезвинского). Яранские антисергиане, а также репрессивные органы власти характеризовали деятельность еп. Нектария как продолжение линии еп. Виктора. Вместе с тем его взгляды в отличие от еп. Виктора носили оппозиционную к правительству окраску и ориентировали широкие слои духовенства и верующих на подпольное существование. Показателем принятия установок еп. Нектария частью викториан можно считать дифференциацию в их идентификации. Часть яранских антисергиан в начале 1930-х гг. стали причислять себя к приверженцам «викторо-нектариевской ориентации».

На фоне архивно-следственных дел, посвящённых разоблачению антиправительственной деятельности представителей Викторианского течения в РПЦ, а, по мнению следственных органов, вятских (периферийных) филиалов Всесоюзной церковно-монархической организации «Истинноправославная церковь» так называемой «Церковно-монархической крестьянской партии» (ЦМКП). Лидером её был Александр Федотович Виноградов, он же - Иван Дмитриевич Милютин.

Возникновению организации предшествовала деятельность, развернутая прибывшим в 1928 г. в Вятскую губернию Александром Федотовичем Виноградовым, до этого странствующим по разным местностям. Связавшись со сторонниками епископов Виктора и Нектария, он стал организовывать вокруг себя духовенство и монашество. Активность и успешность в деле борьбы с сергианством

способствовали тому, что епископ Нектарий уполномочил его управлять викторианскими приходами Яранской епископии. Верующие воспринимали Виноградова именно в этом статусе. Выданный 2 июня 1929 г. Виноградову епископом Нектарием документ так характеризовал его деятельность: «...Для обличения Сергиевского отступничества благословляется на послушание церковного благовесничества проповеди слова божия в храмах за богослужениями и вне богослужебных беседах известный борец за православие - Виноградов Александр Федотович как зарекомендовавший себя в пределах Яранской епископии самоотверженным достоянием за православную церковь христову против Сергиевского, синодального новообновленческого раскола. Прошу приходские советы и притч оказывать рабу божию А.Ф. Виноградову всякое содержание и, если потребуется - материальную поддержку».

Виноградов ходил по селам и деревням, вел агитацию и распространял литературу. Им организовывались общие собрания верующих. Например, на собрании при Думской церкви присутствовало 150 человек. Как правило, проводились нелегальные, «закрытые» собрания, на которые приглашались 15-20 особо доверенных лиц. На собраниях Виноградов призывал верующих организоваться «на защиту религии от безбожной сатанинской власти», при этом подчёркивал свою «готовность сложить голову за православную веру». Виноградов говорил верующим:

«Власть советская послана от бога в наказание народу. Мы, как стадо овец, запуганы, заблуждены, нам нужно организоваться».

«Может быть, меня заберут, посадят в острог и пусть стреляют, но я все равно от православной веры не отстану, буду стоять за православную веру.».

Не нужно, чтобы дети учились в школах.

«Соввласть строит какие-то колхозы и коммуны.. Соввласть крестьянину навстречу не идет, крестьянину жить теперь стало нельзя»

«Стойте крепко за истинное православие и его руководителей Виктора и Нектария. Не поддавайтесь никаким соблазнам сатанинским, не верьте богоотступнику Сергию, продавшемуся Соввласти».

Виноградов смог быстро увлечь за собой довольно значительные слои крестьянства. Так, женщины с. Рои, приходившие к нему на квартиру, называли его «всемирным адвокатом». Виноградов заявлял верующим: «Всю Россию переверну». Его идеи особо хорошо воспринимали и распространяли монашки, кулаки, бывшие торговцы.

Виноградов усиленно распространял среди населения так называемый церковный «Интернационал»:

Вставай, грехом порабощенный,

Весь мир беспомощных рабов, Вставай на бой непримиримый,

И будь на смерть и жизнь готов.

Весь мир насилья упразднится До основанья, а затем Любовь и правда воцарится,

В сердцах не будет зла совсем.

Это будет блаженство,

Где с безгрешной душой С Иисусом воскресшим Воспрянет род людской.

Никто не даст нам избавленья,

Лишь бог своей святой рукой Дарует нам освобожденье,

В крови Христа поток живой.

Чтобы свергнуть зло с души всецело, Лишь средство нам дано одно: Раскайся перед Иисусом смело И сердцем опровергни зло.

И мы, работники всемирной Великой армии Христа,

Мы, христиане во вселенной, Должны примером быть всегда.

Кто убедит, кто людям скажет,

О правде - истине святой,

Любовь на деле кто докажет -Вот наше дело - долг святой.

Вставай, безбожьем усыплённый, Руси святой христианин,

Ярмо надел тебе на шею Антихрист - чадо сатаны.

Вставай, обманутый, несчастный, И сбрось дурман с своих очей, Тебе всю голову вскружили Ведь коммунистов звук речей.

Восстал безбожник нагло, хитро, Тебя словами оболгал,

Из сердца вынул искры веры -Все храмы божьи обокрал.

Обещал тебе свободу,

Землю, волю и покой,

Теперь же жмут тебя налогом, Жиды смеются над тобой.

Ленин всем кричал свободу, Богатых грабить, землю взять И всех людей боголюбовых,

В подвалах к стенке приставлять.

А комсомольцы и марксисты Кричат: не надо нам царя,

Не надо бога и святыню На церковь злобою горя.

Кричат: не надо православия,

Не имеем в нём нужду,

И променяли православие На проклятую звезду.

Пусть безбожникам - мопристам Евреи дали поводок,

И в насмешку коммунистам Дали серп и молоток.

Комиссарских жен одели,

Чужое красть - ведь не беда,

Ведь вы моприты - комсомольцы Разукрасили жида.

Уж не татарские набеги И не французский бой полков, Евреи сбили все народы,

Из русских сделали волков.

Жиды добились своей цели -Разврат внесли во все дома,

А кто за церкви и святыни -Томятся в ссылках и тюрьмах.

Весной 1930 г. осужденный за антисоветскую деятельность Виноградов был заключен в Мурманский концлагерь, откуда в том же году бежал. По сведениям священника Коновалова, Виноградов некоторое время проживал в Ленинграде, затем на Кавказе (предположительно в Пятигорске). В начале 1931 г. он появился в г. Котельниче под фамилией Ивана Дмитриевича Милютина и до начала сентября нелегально проживал у псаломщицы соборной церкви монашки Устиньи Федоровны Сергеевой.

Коновалов об обстоятельствах появления у него Виноградова на допросе сказал: «Монашка Татьяна Пестова однажды мне рассказала, что Сергеева Устинья и все друг, монашки при соборе Котельнича знали о Милютине И.Д., что он есть Виноградов А.Ф., осужденный ГПУ на 3 года в ссылку и бежавший из ссылки, поэтому очень боялся его ареста и посоветовали ему из Котельнича уехать куда-либо в глухую деревню в приход со священником, который является сторонником истинного православия, где свободно можно Виноградову проживать незамеченным органами власти. Был выбран мой приход - с. Черноземные Ключи, т.к. монашки Татьяна и Устинья Сергеева знали хорошо и приход, и меня самого, потому что они бывали у меня. Виноградов ко мне приехал по рекомендации монашек Татьяны и Устиньи Сергеевой, с которыми он был хорошо знаком. Жил у меня вполне свободно на положении гостя. Я его кормил и поил. Монашка в это время остановилась у знакомых и жила в нашей церковной сторожке Трефиловой Матрены и Вагиной Татьяны. Трофилова и Вагина Виноградова знали хорошо как бежавшего из ссылки контрреволюционера, т.к. он несколько раз бывал у них. Прожив у меня дней 7-8, Виноградов с монашкой Татьяной от меня уехали, отвез я их до разъезда № 62 Северной ж.д. Приблизительно в середине сентября м-ца Виноградов вернулся обратно, приехал т.ж. с монашкой Татьяной. На третий или четвертый день по приезде Виноградов мне сказал, что он с этого времени будет носить фамилию Милютина И. Д., а не Виноградов А.Ф. Это делает с целью, чтобы избежать ареста, иначе его как бежавшего из ссылки могут арестовать... Я распустил среди прихожан слух, что он мой племянник, приехавший ко мне гостить.».

До приезда Виноградова Коновалов уже имел авторитет в качестве активного обличителя политики советской власти. «Соввласть я не признаю, - говорил он, - т.к. устраивает гонения на истинно-православную церковь, организует колхозы и другие организации, которые приносят урон церкви. На проводимую Соввластью коллективизацию в деревне я смотрю отрицательно, т.е. лица, поступившие в колхоз, содействуют с безбожием, что противоречит нашей вере. Поэтому в разговорах о Соввласти я говорил всегда народу об отказе от вступления в колхозники. После службы в церкви я уходил. Что я олицетворял не для колхозников, а для верующих, т.к. вступление в колхоз - православный грех на народ».

Виноградов (Милютин), оставшись проживать у Коновалова, совместно с ним стал проводить конспиративные собрания среди крестьян, на которых обсуждался вопрос о поддержке организации, лидером которой якобы являлся позиционировавший себя так Виноградов. В следственном деле имеются указания о названии организации как «монархической партии». В подтверждение этому приводится, что сам Виноградов позиционировал себя в качестве лидера «монархической партии», и якобы у этой организации имелась программа, написанная в тетради. Вместе с тем при характеристике целей и задач организации в следственном деле используются не материалы этой программы, а выводы из проведённого анализа деятельности организации и показаний обвиняемых и свидетелей:

«К.-р. агитация и пропаганда, направленные на срыв мероприятий Соввласти в деревне под лозунгом «защиты устоев православной церкви».

Террористически-диверсионные акты против предприятий, учреждений, колхозов, активных общественных и советских работников.

Пропаганда идей вооруженного восстания и подготовка к последнему».

Что касается основного аргумента о возглавляемой им организации как партии, то, на наш взгляд, это, скорее, была довольно успешная попытка Виноградовым создать эффект значимости деятельности в противовес простому вредительству, мести власти за нанесённые Церкви и крестьянству (кулачеству) материальные, социальные, политические и другие притеснения. Обвиняемый Максимов по этому поводу показал: «.На собрании в доме Деянова Милютин заявил нам: «Я являюсь руководителем монархической партии. Задача нашей партии -уничтожение Соввласти». Другой пример. На собрании в доме Деянова Милютин о целях и задачах партии говорил: «Я являюсь членом «Монархической партии», которая ставит задачей борьбу с Соввластью. Программа этой партии заключается в том, чтобы представлять народу свободу религиозных убеждений, свободу частного рынка, частную собственность на землю,

отдать в пользование кр-н леса, снизить крестьянам налоги». Следующий пример. На собрании в лесу Милютин говорил: «Наши цели заключаются в том, чтобы бороться против Совввласти, колхозов и коммун за вольную торговлю, за освобождение крестьян от непосильных налогов, за религиозные убеждения, за частную собственность, за передачу крестьянам земли и лесов. Мы ведем борьбу против колхозов . ».

Мы считаем вполне допустимым использовать в тексте в качестве названия организации формулировку, предложенную следственными органами, - «церковно-монархическая крестьянская партия». Следует отметить, что ЦМКП явилась своего рода организационно-идеологическим оформлением сложившихся кулацких групп, уже практиковавших разовые «акции возмездия» в отношении представителей власти. После причисления себя членом бандгрупп к «партии» аналогичные мероприятия стали носить более систематический характер. Всего в Котельничском районе группой члена ЦМКП Ивана Скурихина совершены следующие теракты и бандитские налёты:

2 августа 1931 г. совершено убийство оперуполномоченного Свечинского районного управления милиции Ф.М. Яровикова.

13 сентября совершен вооруженный налет и разгром Вагинского с/с в д. Тронич Котельничского р-на, конторы и лавки сельпо, почтового агентства, убийство сторожа сельпо И.И. Вагина. Бандитами взято деньгами и товарами на сумму около 1200 руб. В момент налета банда обстреливала деревню.

16 сентября убит и утоплен в реке Ацвеж колхозник-активист д. Шмелево П.А. Лысых.

3 октября Ронжиным, Косолаповым, Скурихиным произведен вооруженный налет на возчика Шмелевской почты АЛ. Великоредчанина, у последнего при налете был отобран портфель с деньгами в сумме 3668 руб. 20 коп.

На территории Шабалинского района бандгруппой Гогуева совершены следующие акции:

В августе 1931 г. бандитами Т.В. Стояловым и Ф.И. Грибановым произведено вооруженное нападение на председателя колхоза д. Тоихи И.И. Верховского, который выстрелом из ружья был ранен.

В сентябре 1931 г. А.И. Гогуевым, Т.В. Стояловым, Т.И. Грибановым произведен вооруженный налет на собрание колхозников в д. Тойлиха. Было произведено несколько выстрелов по колхозному собранию, в результате разогнано собрание и была тяжело ранена колхозница Разумова.

15 сентября Гогуевым, Грибановым и Коврижных произведено вооруженное нападение на активиста-колхозника в д. Полубабино С.М. Смирнова, в результате последний выстрелом из ружья был ранен.

Данные факты широко использовались Виноградовым (Милютиным) в своих выступлениях на собраниях в качестве наглядных примеров силы ЦМКП. Кроме того, на собраниях обсуждались вопросы о проведении диверсионного акта - подрыва железной дороги с целью нанесения экономического ущерба власти. Неоднократно ставился вопрос о необходимости вооружения организации. Шло подстрекательство к организации налётов с целью грабежа -«уничтожение советских капиталов», а также убийству активных общественных и советских работников. Так, на одном из собраний Виноградовым (Милютиным) был поставлен вопрос об убийстве проводившего активную работу против зажиточных крестьян члена Петуховского с/с А.И. Глуховой. Все присутствующие с необходимостью убийства Глуховой согласились. Выполнить это обязательство взялись Скурихин и Рожкин.

В 1931 г. ОГПУ была ликвидирована «Церковно-монархическая крестьянская партия». Коновалов Алексей Васильевич обвинялся в том, что: «а) является активным руководителем и идеологом контрреволюционной организации - «церковно-монархическая крестьянская партия»; б) принимал активное участие в создании этой организации и во всей её контрреволюционной деятельности, направленной к подготовке и свержению существующего советского строя». Сергеева Устинья Фёдоровна, Трефилова Матрёна Петровна, Диялов Яков Степанович, Вагина Татьяна Ивановна, Пономарев Александр Петрович, Голубков Макар Егорович, Масксимов Федор Андреевич, Мальцев Иван Павлович, Малышев Федор Павлович, Баранов Арсений Фадеевич, Пронина Александра Алексеевна, Коновалова Дарья Ивановна были обвинены в том, что: а) являлись активными участниками партии; б) практически реализовывали установки партии, направленные на подготовку вооруженного восстания и условий к совершению существующего Советского строя. Стоялов Терентий Васильевич был обвинён в том, что: а) являлся активным участником партии, осуществлял к.-р. деятельность, направленную к подготовке условий к

свершению существующего Советского строя; б) состоял в бандитской группе, по заданиям партии совершил ряд террористических актов против активных представителей власти; в) провел ряд вооруженных налетов и ограбил государственные и корпоративные учреждения на нужды организации [3]. Пять человек признали свою вину полностью, а четыре, в том числе и А.В. Коновалов, - частично. Остальные, скрывшиеся обвиняемые, а именно лидер «партии» - А.Ф. Виноградов (Милютин), Пестова, Гогуев, Грибанов, Коврижных, Скурихин Н., Скурихин И. Глушков были объявлены в розыск.

Таким образом, антиправительственные настроения и организованная деятельность, в том числе и экстремисткой направленности, представителей Викторианского течения РПЦ в конце 1920 - начале 1930-х гг. дестабилизировали общественно-политическую обстановку и, по сути, противодействовали реализации внутренней политики Советского государства, что вызывало вполне оправданную ответную реакцию со стороны последнего.

The article is dedicated to the history of one of extremist groups known as ‘The Church and monarchial peasant party”. The organization related to the Victorian trend in Russian Orthodox Church . It anticipated the official church political course of the Metropolitan Sergiy (Stargorodsky) loyal to the Soviet state.

The key words: Topics: Bishop Victor (Ostrovidov), Bishop Nektariy (Trezvinsky), Victorian trend in Russian Orthodox Church, political position of believers, the Church and monarchial peasant party.

Список литературы

1.Постановлениями ВЦИК от 14 января и 10 июня 1929 г. губернии, уезды и волости были упразднены, вместо них созданы края, области, округа, районы. Вятская губерния вошла в Нижегородскую область (преобразованную в Нижегородский, а с 1932 г. - Горьковский край) в составе округов Вятского, Котельничского, Нолинского и частично Шарьинского.

2.Государственный архив Кировской области (ГА КО). Ф.237. Оп.77. Д.1. Л.93;

3.Государственный архив социально-политической истории Кировской области (ГАСПИ КО). Ф.6799. Оп.8. Су-10261.Т.5. Л.3.

4.Вятский епархиальный архив (ВЕА). Ф.28. Оп.1. Д.3. Л.82; Л.

5. Ор. Вражеские силы. // Вятская правда. 1928. 14 октября. С.2.

6. ГАСПИКО. Ф.6799. Оп.8. Д.Су-10210.Т.2. Л.120-151

Об авторе

Поляков А. Г. - кандидат исторических наук, доцент ГОУ ВПО Филиала Московского государственного индустриального университета в г. Кирове, agp17@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.