и бескомпромиссный характер. Используя возможности федеральных и региональных властей необходимо всячески поддерживать группы верующих, исповедующих традиционный ислам и стоящих на государственных, пророссийских позициях; исключить проникновение представителей радикального ислама в местные органы власти и любые случаи какого-либо влияния (попыток влияния) на деятельность и принимаемые решения местными органами власти; своевременно устранять причины и условия, способствующие радикализации ислама в ЮФО; шире использовать возможности управлений (комитетов и т.п.) по делам религий при правительствах субъектов ЮФО для противодействия радикальному исламу; активнее бороться с корпоративно-бюрократическими формами управления, сформировавшимися в некоторых субъектах Российской Федерации в ЮФО, которые, как правило, ориентированы на использование идей национализма, радикального ислама, сепаратизма, экстремизма и терроризма как иррациональных средств решения своих финансовых, узкоклановых проблем в интересах своего криминального бизнеса.
Для реализации высказанных пожеланий и предложений в субъектах Российской Федерации в ЮФО имеются все возможности. Правильное их использование принесет успех в деле противодействия радикальному исламу как в ЮФО, так и в других федеральных округах России, что приведет к минимизации распространения религиозного экстремизма и терроризма.
«Обозреватель-Observer», М., 2009, с. 35-47.
Абаз Осмаев, политолог (г. Грозный) РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ЖИЗНИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
В настоящее время на Северном Кавказе, и в частности в Чеченской Республике, наблюдается усиление влияния религиозного фактора на этнополитические процессы. Ислам играет важную роль в жизни чеченского общества, являясь составным элементом этнической самоидентификации, а в критические моменты национальной истории также мощным источником социальной мобилизации.
38
В событиях в Чечне конца XX-начала XXI вв. тесно переплелись социальные, политические, экономические, этнические и религиозные причины. Показательно, что осенью 1999 г., перед началом военных действий в Чеченской Республике, В.В. Путин посчитал необходимым встретиться с руководителями духовных управлений мусульман Северного Кавказа, в числе которых был и муфтий А. Кадыров, ранее вставший на путь борьбы с религиозными экстремистами. Встреча эта должна была подтвердить тезис о том, что Россия воюет не с мусульманами, а с террористами и бандитами.
Одна из главных причин раскола чеченского общества - это религиозный вопрос, на который делался упор в начале второй чеченской кампании. Среди причин перехода на сторону федеральных сил вчерашние боевики называли нежелание быть последователями радикального ислама, ваххабитами. В укреплении власти и авторитета А. Кадырова важную роль сыграло то, что он был религиозным лидером и сумел перетянуть на свою сторону все религиозные братства Чечни - эту же политику успешно продолжает Р. Кадыров. Еще будучи главой администрации Чеченской Республики А. Кадыров издал указ о запрещении ваххабизма. После теракта 9 мая 2002 г. в г. Каспийске муфтий Чеченской Республики А. Шамаев заявил, что экстремистские течения ислама, навязанные чеченскому народу, должны быть объявлены вне закона, а А. Кадыров предложил принять на федеральном уровне закон о привлечении к ответственности приверженцев ваххабизма. Планы проведения референдума в Чеченской Республике также были поддержаны мусульманским духовенством, чему способствовала встреча В. Путина с председателем Совета муфтиев России Р. Гай-нутдином.
Рамзана Кадырова в настоящее время позиционируют не только и не столько как президента, а как лидера народа, способного добиваться решения первоочередных задач, не отходя от канонов традиционного ислама и чеченских обычаев и традиций. После назначения временно исполняющим обязанности президента Чеченской Республики Р. Кадыров со своим окружением посетил святые места - зиярты - в селах республики, накануне инаугурации совершил малый хадж, в 2008 г. - паломничество в Саудовскую Аравию. Его можно увидеть на утренней и пятничной молитвах, в круге мюридов, совершающих зикр. Большое внимание уделяется в республике строительству мечетей в различных селах и городах,
39
средства на которые чаще всего выделяет фонд имени А. Кадырова, финансированию паломников, совершающих хадж. Ни одно значимое мероприятие государственных структур республики не проходит без участия представителей ДУМ ЧР. На всех крупных предприятиях, в вузах, учреждениях и организациях работники муфтията регулярно проводят беседы, лекции и проповеди, направленные на духовно-нравственное возрождение населения республики, объявленное Р. Кадыровым приоритетом. В начале августа 2005 г. муфтият Чеченской Республики объявил джихад терроризму и ваххабизму на общем собрании представителей духовенства республики и силовых структур. Как отметил муфтий Чечни С. Мирзаев, «отныне воюющие против ваххабизма будут считаться ставшими на путь джихада».
Ислам в Чечне все активнее входит в жизнь жителей республики. Так, 3 февраля 2009 г. в Грозном открылся Центр исламской медицины, где нетрадиционными методами лечат больных, страдающих психоневрологическими заболеваниями. За два месяца он принял 10 тыс. пациентов. Увеличивается число паломников, совершающих хадж в Саудовскую Аравию, все женщины, работающие в государственных учреждениях Чечни, должны отныне в служебное время носить головные платки. В течение всего месяца Рамадан, согласно указу Р. Кадырова, в Чечне рабочий день был сокращен на один час. Кроме того, в этот месяц запрещается продажа спиртных напитков, а с начала 2009 г. время их продажи ограничено двумя часами в сутки, с 8 до 10 часов утра, В марте 2009 г. в республике масштабно был отмечен День рождения Пророка Мухаммеда.
В республике издается газета «Зори Ислама», начал вещать исламский телеканал «Путь». Регулярно по радио и двум местным телеканалам проводятся проповеди, направленные для разъяснения правильности соблюдения канонов ислама. После открытия мечети в Грозном в октябре 2008 г. пятничные и ежедневные проповеди транслируются по местному телеканалу, призыв на молитву звучит из мощных динамиков пять раз в день. Имамами мечети назначены представители семи крупных религиозных братств - вирдов, которые находятся в мечети в течение всего дня и возглавляют все молитвы, начиная с утренней. На территории вузов республики, крупных больниц, вдоль оживленных трасс построены мечети. В селах и городах республики кроме соборной построены многочисленные квартальные мечети. Руководитель Духовного управления
40
мусульман Чеченской Республики С. Мирзаев обязал имамов соборных мечетей находиться в них и возглавлять молитвы не только в пятницу, но и во все остальные дни недели. В сентябре 2009 г. в Чечне планируется открыть первый Российский исламский университет имени Кунта-хаджи Кишиева.
В сегодняшней Чечне мало что мешает жизни мусульманина, следующего канонам традиционного ислама. Несмотря на провозглашаемое конституциями России и Чеченской Республики отделение религии от государства, в Чечне оба эти понятия тесно совмещены. Под строгим контролем находятся проповеди в мечетях, руководство республики держит под пристальным вниманием религиозные направления в обществе. Прибегая порой к жестким мерам, нынешним чеченским властям удалось переломить ситуацию в этом плане в нужную им сторону, но это не означает, что проблема радикализма решена. Реисламизация и усиление суфийских ценностей в Чечне не в последнюю очередь служат для борьбы с ваххабизмом и терроризмом, а возрождение традиционных народных и исламских норм поведения - для контроля общества.
Однако процессы глобализации, развитие средств коммуникации позволяют желающим искать свои ответы на различные вопросы, в том числе и религиозные. Западная пресса дает этим процессам более жесткие оценки: «...Он (Р. Кадыров) борется с влиянием исламских радикалов-сепаратистов и усиливает собственную власть... результатом становится установление диктатуры, неподвластной российским законам. Некоторые в России считают, что попытки Кадырова создать в республике исламское общество противоречат федеральной Конституции. ...Однако Кремль неизменно оказывает ему поддержку, считая, что он играет главную роль в обуздании чеченского сепаратизма, и это позволяет президенту навязывать свою волю жителям республики».
Тем не менее народный чеченский суфизм стал вполне надежным заслоном против разрастания радикального ислама, чему способствовало и изменение политики руководства Российской Федерации в отношении Чеченской Республики, которая стала более гибкой. Несмотря на то, что чеченский кризис не был межконфессиональным, религиозный фактор, несомненно, сыграл свою роль, как в его эскалации, так и урегулировании.
«Национальные элиты и проблемы социально-политической и экономической стабильности», Р.-на-Д., 2009, с. 241-243.
41