Научная статья на тему 'Религиозно-политическая деятельность муфтията Чеченской Республики'

Религиозно-политическая деятельность муфтията Чеченской Республики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
138
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Акаев В.

«Ислам в Чеченской Республике», М., 2008, с. 49-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозно-политическая деятельность муфтията Чеченской Республики»

В. Акаев,

доктор философских наук РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУФТИЯТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Духовное управление мусульман (ДУМ), или муфтият, Чеченской Республики (ЧР) представляет собой надстроечное образование мусульманской общины, созданное с целью решения общих задач духовной деятельности мусульман и осуществления взаимосвязи верующих и власти. Муфтият ЧР, как и все аналогичные духовные образования в различных субъектах Российской Федерации, тесно взаимодействует с местными, региональными и федеральными органами власти. Это взаимодействие регулируется соответствующей законодательной базой. Небольшой аппарат муфтията финансируется из бюджета ЧР. Руководителем чеченского муфтията сегодня является Султан Мирзаев, принадлежащий к вирду Кунта-Хаджи. Его последователи составляют основной костяк муфтията. Такая ситуация сложилась с периода правления Дудаева. В то время роль кадирийцев в Чечне, особенно кунтахад-жинцев, резко возросла. В 1992 г. сторонники Дудаева создали Духовный центр мусульман. В ответ на это оппозиционные новому режиму имамы чеченских мечетей на своем совете создали Духовное управление мусульман Чечни во главе с авторитетным алимом Магомед-Баширом-Хаджи Арсанукаевым, принадлежащим к вирду шейха Абдул-Вахаба Аксайского, последователя ордена накшбан-дийа. Сторонники радикализации ислама в Чечне, находившиеся в контактах с Дудаевым, создали свою религиозную организацию -Исламский центр Чечни, который, действуя в угоду новой власти, добивался расформирования созданного в годы советской власти ДУМ Чечни. В связи с обострением отношений между дудаевским режимом и оппозицией муфтий Арсанукаев, демонстрируя свое неприятие политики Дудаева, ушел в отставку. Новым муфтием был избран его заместитель М. Гаркаев, принадлежащий к вирду Кунта-Хаджи. Последователями этого вирда являлись и последующие муфтии: М.-Х.-Х. Алсабеков, А.А. Кадыров, А.-Х. Ша-маев. С 1992 г. руководителями мусульман Чечни становятся духовные лица из числа кунтахаджинцев.

Сегодня перед чеченским муфтиятом стоит задача расширения влияния традиционного ислама на всех мусульман республики.

43

Своей активной деятельностью этого добиваются последователи кунтахаджинца. Их религиозно-политическое рвение, а также получаемая ими поддержка со стороны руководства ЧР вызывают недовольство у представителей других религиозных групп, считающих себя ущемленными при распределении ролей в политическом и духовном процессах внутри чеченского общества. Официально недовольные свою позицию не оглашают, но охотно высказывают ее в приватных беседах. В 1996-1999 гг. реальной силой, противостоявшей ваххабизму, был муфтият Ичкерии, руководимый А.А. Кадыровым. Подвергая критике идеологию и практику этого учения, он не раз предупреждал об угрозе, исходящей от ваххабизма для всего чеченского народа. Кадыров мобилизовывал мусульман на сопротивление религиозным экстремистам. Последние видели в нем своего противника и не раз пытались физически его ликвидировать; против него было организовано несколько покушений, жертвами которых стали его ближайшие родственники и члены охраны. Став в 2003 г. президентом ЧР, Кадыров занял жесткую позицию по отношению к религиозному экстремизму. Как известно, бандитская деятельность религиозных радикалистов приводила к трагическим последствиям. Начиная с 2000 г., по данным правоохранительных органов республики, погибли 9 тыс. молодых людей, убиты более 60 глав местных администраций и представителей традиционного духовенства. По этому поводу А.А. Кадыров не уставал повторять, что ваххабиты, прикрываясь религиозными лозунгами о «чистом исламе» и «всемирном джихаде», вводят в заблуждение молодых людей, толкают их на преступления. Как сторонник традиционной культуры чеченцев он говорил: «Мне нравится, когда чеченский мужчина одет в одежду, которая нам досталась от семи колен наших предков, когда на голове у него высокая папаха. Но в том, что он наденет шляпу, - тоже греха нет». Он также заявлял, что религиозный зикр и танцевальное искусство чеченцев - мощное оружие, содержащее в себе заряд, направленный против религиозных экстремистов. По его мнению, корни религиозного радикализма уходят далеко за пределы Чечни. А.А. Кадыров смог добиться результатов в идеологическом и политическом противостоянии ваххабизму. Поверив ему, многие молодые чеченцы, придерживавшиеся экстремистских установок, постепенно переходили к мирной жизни, возвращаясь в лоно традиционного ислама.

44

Вирд Кунта-Хаджи находился под его покровительством. Последователи этого вирда составляли религиозную, социальную и политическую опору его политики. Благодаря поддержке А.А. Кадырова во главе муфтията в 2000-2005 гг. был А.-Х. Шамаев, кадий Шатойского района, также принадлежащий к вирду Кунта-Хаджи. Шамаев еще в период режима Масхадова был известен своей антиваххабитской позицией. После гибели А.А. Кадырова 9 мая 2005 г. его сын Рамзан, ставший заместителем председателя правительства, а затем и председателем правительства Чеченской Республики, инициирует избрание нового муфтия - Султана Мир-заева, ранее работавшего в Верховном шариатском суде Ичкерии. В феврале 2007 г. С. Мирзаев выступил по чеченскому телевидению с резкой критикой в адрес тогдашнего президента Чеченской Республики А.Д. Алханова. Причиной критики явилось то, что в Москве в ходе своего интервью, сопоставляя судьбы Шамиля и Кунта-Хаджи, Алханов заявил, что последний, призывавший к миру с Россией, в отличие от первого, был сослан в ссылку, где умер. Выступая по чеченскому телевидению, муфтий обвинил Алханова в неуважительном отношении к шайху Кунта-Хаджи. Эта позиция муфтия ускорила отставку А.Д. Алханова и избрание президентом Чеченской Республики Р. Кадырова.

Природа религиозного экстремизма не всегда корректно интерпретируется учеными и политиками. Это связано с просчетами органов власти. Массовая безработица в сельской местности, отсутствие возможности заработать деньги, получить образование и профессию, провести культурный досуг, преступления, совершаемые военными, низкий уровень жизни, ваххабитская пропаганда толкают молодых людей к религиозному радикализму. Некоторые молодые люди не без финансового соблазна попадают под влияние подпольных ваххабитских джамаатов, оказывающих сопротивление власти. Отсутствие в горной части Чеченской Республики элементарных условий для интеграции в мирную жизнь, низкий уровень воспитательной работы в светских школах и мечетях создают благоприятную почву для идейного влияния религиозного радикализма. Между тем это не должно служить основанием для противоправных мер со стороны военных, видящих в горцах противников Российского государства, а потому и преследующих цель выдавить население из горной части Чеченской Республики.

В марте 2007 г. в с. Урдюхой Шатойского района Чеченской Республики военной разведкой были обстреляны женщины, на-

45

правлявшиеся в горы для сбора черемши (дикого чеснока), одна из них погибла. Действия военных получили негативный резонанс в республике. Резкому осуждению их подвергла депутат парламента Чеченской Республики Роза Исаева. Гибель женщины и ранения других привели к тому, что трое молодых людей из этого района ушли в лес к боевикам. Военные долгое время не были привлечены к уголовной ответственности, пострадавшие и родственники убитой женщины оказались бессильными добиться торжества закона. Часто подобная ситуация толкает молодых людей на путь мести, сопротивления федеральным силам.

Возможности же чеченских властей по разрешению острых социальных проблем, в частности безработицы, создания рабочих мест, улучшения благосостояния людей, ограничены. Кроме того, воспитательную работу республиканских, районных органов власти, а также муфтията с населением нельзя считать эффективной. В сельской местности мужское население, в том числе мальчики-подростки, отправляя свой религиозный долг, молятся в мечетях. Здесь обсуждаются все новости местного и неместного характера. Мечеть сегодня превратилась в центр политического просвещения молодежи. Но это обстоятельство недостаточно используется для противодействия радикальной идеологии. Муфтият стремится осуществлять целенаправленную и систематическую работу по духовно-нравственному воспитанию молодежи, но испытывает значительные трудности в квалифицированных кадрах, получивших основательное мусульманское образование. Его сотрудники слабо осуществляют деятельность, нацеленную на мир, согласие и умиротворение в обществе, терпимое отношение между верующими. Эти вопросы не получают должного освещения и в республиканских СМИ.

Между тем в деятельности муфтията можно найти и позитивные результаты. По инициативе Р. Кадырова, его члены принимали участие в реконструкции всех христианских кладбищ в Грозном. Были отремонтированы изгороди, надмогильные плиты очищены от зарослей. В Чеченскую Республику на Пасху были приглашены христиане, родственники которых похоронены здесь. Они обеспечивались бесплатным проездом, безопасностью, им выделялись соответствующие денежные средства. Выполнив свой долг перед усопшими, они уезжали, выражая благодарность организатору проведенной акции. Подобное отношение к иноверцам является лучшей формой установления диалога между верующими

46

различных конфессий. В день празднования Пасхи в православном храме Михаила Архангела, расположенном в Грозном, заместитель председателя правительства Чеченской Республики Лема Магома-дов по поручению Р. Кадырова выдавал каждому прихожанину по 1 тыс. рублей. Всего было потрачено 450 тыс. рублей.

В некоторых изданиях отстаиваемый чеченским муфтиятом традиционный ислам подвергают критике, считая, что он «консервирует примитивные формы общественных отношений, выступает сдерживающим фактором для социальных преобразований, что проявляется в отправлении шариатских судов, вмешательстве мусульманских лидеров в ход выборов». С такой критикой трудно согласиться. Во-первых, социальные преобразования в любом обществе не всегда и необязательно жестко привязаны к традиционным духовным институтам, а во-вторых, шариатские суды - религиозная константа, присущая обществу, где доминирующей религией является ислам. И в рамках этой культуры вопрос о том, прогрессивен или реакционен шариат, нельзя считать корректным. В ход выборов мусульманские лидеры «вмешиваются» не только в Чечне или Дагестане, но и в целом в России. Не остаются в стороне и лидеры других конфессий. Часто это происходит потому, что представители светской власти, используя свои контакты с ними, прямо или опосредованно обращаются к ним за поддержкой.

2 апреля 2007 г. президент Чеченской Республики Р. Кадыров после возвращения из малого хаджа в Мекку посетил зиярат (мавзолей) Хеди, матери шейха Кунта-Хаджи Кишиева. Его сопровождали муфтий С. Мирзаев и другие представители духовенства Чеченской Республики. Были совершены молитвы, исполнен ритуальный обряд зикр. После этого Рамзан Кадыров заявил, что необходимо реконструировать мавзолей Хеди. Им было сказано буквально следующее: «До посещения Саудовской Аравии я не знал, как нужно реконструировать зияраты, а зиярат Хеди мы так оформим, что он будет в золоте блистать». Судя по чуткому вниманию, которое он уделяет воссозданию и строительству новых религиозных объектов, вполне возможно, что это обещание будет выполнено.

Особое место в деятельности муфтията Чеченской Республики занимает подготовка мусульманского духовенства, которая осуществляется как в самой республике, так и за ее пределами. Авторитетным центром подготовки духовенства является расположенный в селе Курчалой Исламский институт, где в свое время

47

преподавал А.А. Кадыров. Два года в Грозном функционирует медресе им. Кунта-Хаджи Кишиева. В нем работает известный чеченский алим М. Асхабов. Важное месте в подготовке традиционного духовенства для Чеченской Республики занимает Дагестан, где ислам изучают сотни молодых чеченцев. В начале мая 2007 г. в дагестанском селении Хаджимагата побывала делегация во главе с заместителем муфтия Чеченской Республики Даудом Сельмурзае-вым с целью изучения условий обучения в Исламском институте 200 студентов-чеченцев. На этой встрече присутствовал муфтий Республики Дагестан А.-Х. Абдуллаев. Чеченская сторона с одобрением отозвалась об учебной программе, условиях проживания молодых людей. По окончании учебы, как было отмечено Д. Сельмурзаевым, они будут трудоустроены в мечетях Чеченской Республики. При непосредственном участии муфтията периодически проводятся конкурсы чтецов Корана, в которых принимают участие учащиеся медресе. Недавно такой конкурс был проведен в с. Хажи-эвла Веденского района, на родине матери шейха Кунта-Хаджи. В конкурсе принимали участие учащиеся исламских школ Гудермесского, Шалинского, Надтеречного районов и медресе им. Кунта-Хаджи в г. Грозный. Победители конкурса среди мальчиков и девочек были награждены памятными подарками и денежными премиями.

Сказанное позволяет сделать вывод, что муфтият и официальные органы власти прилагают усилия для разрешения конфликтов между мусульманами, улучшения климата межконфессиональных отношений. Муфтият пытается оказать влияние на общество, особенно на молодежь, с целью формирования духовно-нравственных ценностей, подготовки мусульманского духовенства на основе традиционной духовной культуры. Под непосредственным контролем муфтията находится негосударственное образовательное заведение - исламское медресе им. Кунта-Хаджи, учрежденное ДУМ Чеченской Республики, расположенное в г. Грозный. В уставе этого учреждения сказано, что оно ставит «своей целью способствовать всестороннему гармоничному развитию естественных положительных способностей молодого человека, становлению его как творческой личности, духовно-нравственного воспитания в рамках морально-этических норм, обычаев и традиций чеченского народа». В медресе им. Кунта-Хаджи в соответствии с учебным планом изучаются следующие предметы: основы ислама, арабский язык, правила чтения Корана, правописание букв арабского языка, че-

48

ченский язык, русский язык, история Чеченской Республики, чеченская традиционная культура и этика, морфология арабского языка, заучивание Корана, синтаксис арабского языка, исламское право, комментарий Корана, изречения Пророка, история пророчества, риторика.

Муфтият республики в соответствии со своим планом идеологической работы проводит проповеди в мечетях, учебных заведениях, выступления по радио и телевидению с целью разъяснения духовно-нравственной, миротворческой сущности ислама. В ходе своих выступлений представители муфтията, духовенства, ссылаясь на соответствующие суры и аяты Корана, отмечали, что ислам выступает против насилия, зла, убийства невинных людей; утверждает добро, справедливость, милосердие, терпимость; разоблачает религиозный экстремизм и радикализм так называемых ваххабитских джамаатов; осуждает терроризм. Такая деятельность имеет важное воспитательное значение, поскольку невежественные люди не имеют ясного понимания сути ислама, искажаемой религиозными фанатиками, радикалистами, сводящими ее к осуществлению «вечного джихада». Сегодня, как никогда, возникла необходимость в активизации деятельности официального духовенства, нацеленной на раскрытие гуманистической и миротворческой сущности ислама, что значительно улучшит духовно-культурный климат в Чеченской Республике.

«Ислам в Чеченской Республике», М., 2008, с. 49-59.

З. Махулова,

кандидат политических наук, Л. Мукаилов, политолог (г. Махачкала) КОНФЛИКТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Геополитическое положение Республики Дагестан выступает как ведущий фактор конфликтологической характеристики геополитической динамики республики, исследование которого сегодня весьма актуально, что связано с фундаментальными переменами, происходящими на постсоветском пространстве. Оно превращает территорию Дагестана в особо ответственную зону России, которая

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.