Научная статья на тему 'Религиозные воззрения и проблема сохранения родного языка эвенов'

Религиозные воззрения и проблема сохранения родного языка эвенов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
338
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВЕНЫ / РЕЛИГИЯ / ЯЗЫК / EVENS / RELIGION / LANGUAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Карцев Юрий Николаевич

Приводится описание религиозных воззрений, обозначена проблема сохранения родного языка эвенов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS VIEWS AND THE PROBLEM OF PRESERVATION MOTHER TONGUE OF THE EVENKS

The description of religious beliefs, indicated the problem of preserving the native language of the evens

Текст научной работы на тему «Религиозные воззрения и проблема сохранения родного языка эвенов»

УДК 299.4:342.725(045)

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ И ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА ЭВЕНОВ

RELIGIOUS VIEWS AND THE PROBLEM OF PRESERVATION MOTHER TONGUE OF THE EVENKS

© Карцев Юрий Николаевич, студент 4 курса кафедры регио-новедения и международных отношений института социально-гуманитарных и политических наук САФУ имени М. В. Ломоносова. Е-mail: [email protected]

© Kartcev Yuri Nikolaevich, 4th year student of the Department of Regional Studies and International Relations, Institute of Social-Humanitarian and Political Science NArFU named after Lomonosov. Е-mail: [email protected]

Аннотация. Приводится описание религиоз- Abstract. The description of religious beliefs,

ных воззрений, обозначена проблема сохра- indicated the problem of preserving the native

нения родного языка эвенов language of the evens

Ключевые слова: эвены, религия, язык Keywords: evens, religion, language

Согласно археологическим и палеоантропологическим данным, Северную Азию человек современного типа начал заселять с верхнего палеолита [1, 2002]. Расселение тунгусских племен (предков эвенов, эвенков и др.) из Прибайкалья и Забайкалья по Восточной Сибири до Якутии, Чукотки и Камчатки началось в первом тысячелетии н. э. В процессе расселения эвены включили в себя часть юкагиров и коряков, впоследствии были подвергнуты частич-

3 г,

ной ассимиляции якутами . В ходе ассимиляции тунгусов с юкагирами и отчасти коряками определилась новая тунгусоязычная народность — эвены4. Эвены, эвен — самоназвание, устаревшее русское — ламуты («приморские жители», от эвенкийского ламу — море).

Система религиозных воззрений эвенов характеризуется как анимизм. Согласно анимистическим представлениям, все существующие миры имеют принципиально одинаковое устройство, т. к. они населены одними и теми же существами в различных ипостасях (живущими и умирающими людьми). В систему религиозных воззрений эвенов входит культ духов-хозяев природы и различных стихий [2, 1994]. В литературе обычно описываются духи-хозяева стихий природы или географических объектов (огня, местности, реки). Однако духи-хозяева есть у всех без исключения предметов, просто отношение людей к духам-хозяевам

3 Поддержка прав коренных народов Сибири. Эвены. URL: http://www.nsu.ru/ip/evens.php (дата обращения: 15.05.2011).

4 Эвены. URL: http://www.marpl.com/rus/eveny.html (дата обращения: 02.04.2011).

разных объектов различно. Пользуются особым почитанием лишь те, от кого в наибольшей степени зависит благополучие самого человека.

Относительно внешнего облика духов-хозяев в рассказах эвенов много разночтений. Большинство духов-хозяев антропоморфно; некоторые из них могут быть «с куклу размером» (хозяин огня), другие — ростом с человека или много больше (хозяин ветра, хозяин реки, хозяин местности). Дух-хозяин оленей иногда изображается как мужчина, одетый в белую одежду из оленьих шкур, но он может быть и старым оленем и старой важенкой (самка оленя). По представлениям эвенов, хозяин земли и леса — это медведь, хозяин горы — снежный баран, хозяин моря — сивуч, хозяин реки — выдра. Все животные, по представлениям эвенов, также имеют своего хозяина — обычно это особо крупное или очень старое животное. Голосом хозяина земли является эхо [3, 1997]. Особые почести оказывались всегда духу-хозяину огня (Топ Мураани). У эвенов Камчатки приобщение к огню начиналось сразу после рождения ребенка. Важное место в религиозных воззрениях эвенов принадлежит культу семейно-родовых святынь. В каждой юрте обязательно имелось антропоморфное изображение духа хайта, являвшегося главным хранителем мира и спокойствия семьи. У эвенов, как и у многих других народов Сибири и Дальнего Востока, существовал культ медведя. Медведь — символ добродушия и ярости, богатырской силы и неуклюжести, обжорства и нежных материнских чувств. Медведь являлся посредником между землей и небом5.

В качестве амулетов у эвенов встречаются кристаллы кварца, камни с вкраплениями принимаемого за золото пирита, а также камни, найденные при необычных обстоятельствах. Например, мокрый камень среди сухих на речном берегу; камень, вокруг которого зимой нет снега; камни, найденные в желудках животных и птиц. Амулеты, связанные с животными, встречаются сегодня реже, однако в прошлом они имели большое распространение. Обычно в виде таких амулетов выступали различные части тела животных.

Огромную роль в традиционном обществе эвенов играл шаман. Он призван был объяснить происхождение и строение мироздания, анализировать и предсказывать будущее, провожать умерших в другой мир, узнавать и рассказывать сородичам о новостях. Шаманы являлись, как правило, отличными знатоками народных обычаев и традиций, обладали даром внушения, умели убеждать людей, выступали лидерами своих общин. Лечение больных было одной из наиболее важных и общественно значимых функций шамана. По представлениям эвенов, дар настоящего, сильного шамана передавался по наследству, по материнской

5 URL: http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A1%...D1%8C/ (дата обращения: 20.04.2012).

линии. Шаману было запрещено охотиться (его духи-помощники могли вступить в противоборство с духами-покровителями промысловых животных), поэтому часто шаманами становились те, кто по состоянию здоровья не мог заниматься промыслом6. Во многих территориальных группах эвенов шаманизм в значительной степени срастался с христианством. Православная вера владела душами оленеводов и охотников ничуть не меньше шаманизма.

Рис. 1. Традиционный костюм эвенов. URL: http://arctic-megapedia.ru/even/images/b/b8/Kostyum7-big.jpg; http://arctic-megapedia.rU/even/images/2/2c/Odezhda1.jpg (дата обращения 29.04.2013)

Представления эвенов о происхождении Вселенной и человека довольно противоречивы. Они известны в различных вариантах: одни из них могут являться чисто фольклорным заимствованием у соседних народов, другие отражают явно христианскую традицию. Один из космогонических мифов о происхождении окружающего мира из тела восьминогого оленя звучит так: девушка, изгнанная с неба, на восьминогом олене спускается на поверхность моря. По совету оленя она раскидала по воде клочки шерсти, которые сразу превратились в

6 Эвены. URL: http://www.marpl.com/rus/eveny.html (дата обращения: 02.04.2011).

бревна, из которых она сделала плот. По настоятельной просьбе оленя она убивает его и разделывает так, как он завещал. Тут же шкура оленя превратилась в землю, череп и кости — в горы, шерсть — в леса, вши — в диких оленей. Когда она ломала кости, хруст от этого превратился в гром, предсмертный вздох стал ветром. Сердце его превратилось в богатыря, легкие — в мальчика и девочку [3, 1997]. Записанный миф можно считать общеэвенским: он характерен для эвенов Камчатки, Якутии, Магаданской области.

Другие мифы о происхождении Земли и человека, безусловно, связаны с христианством. В них присутствуют образы творца, шамана неба, сверхъестественных людей. Модель мира в представлениях эвенов в целом традиционна для тунгусо-маньчжурских народов. Вселенную они делили на три сферы-мира: мир живущих людей (средний мир), мир умерших (нижний мир), мир Бога и ангелов (верхний мир). Космогонические мифы отражают стройную концепцию мироздания, в основе которой лежит мировое дерево, соединяющее три мира, — верхний (небо), средний (земля) и нижний (подземный мир). Сообщаются миры между собой через отверстия. Одним из них считается Полярная звезда. В некоторых мифах эту функцию выполняют Утренняя звезда, которая заходит к восходу Солнца, и Вечерняя звезда, заходящая к закату. По отверстию Утренней звезды люди попадают в верхний мир; по отверстию Вечерней — в нижний. Согласно другим версиям, люди могут попасть в нижний мир также через речное дно [3, 1997].

Во всех мирах жизнь напоминает земную, но с некоторыми особенностями. Так, дома в верхнем мире сделаны из серебра и золота, в нижнем — из железа. При таком традиционном членении наполнение верхнего (отчасти и нижнего) мира оказалось у эвенов трансформированным в связи с распространением у них христианства. Эвены отождествляли верхний мир с христианским раем, а нижний — с адом. По их мнению, в верхний мир после смерти попадали люди безгрешные, в нижний — те, кто при жизни обманывал и обижал других, был жестоким. Устройство нижнего мира такое же, как и мира живых, с той лишь разницей, что нижний мир как бы перевернут по отношению к среднему: когда у живых людей зима, у умерших — лето, когда в среднем мире день, в нижнем — ночь. Эта своеобразная зеркальность нижнего мира вызывает ряд запретов на действия, противоположные обычным: нельзя надевать шапку задом наперед, опускать платок на глаза — можно умереть; нельзя пользоваться ломаными вещами или битой посудой — они принадлежат умершим; нельзя играть в похороны — сам умрешь или кто-то умрет. Как полагают эвены, обитатели мира мертвых свободны в выборе своей дальнейшей судьбы: каждый человек, прожив свою жизнь в мире мертвых, может либо вернуться в мир живых людей в виде новорожденного младенца, ли-

бо уйти в другой мир, располагающийся ниже мира мертвых, по-эвенски этот мир называется хулимкур. Как устроен этот мир, что в нем происходит, — никто не знает, оттуда никто не возвращается [3, 1997].

Современная социально-этническая ситуация в местах компактного проживания эвенов остается сложной. Основная часть эвенов живет в настоящее время в пяти субъектах РФ. По переписи 2010 г. из 22 383 эвенов (ламутов) на территории Республики Саха (Якутия) проживало 15 071, в Магаданской области — 2 635, в Камчатском крае — 1 872, в Чукотском автономном округе — 1 392, в Хабаровском крае — 1 128 человек7.

В XXI в. продолжаются трансформационные процессы в сфере культуры, языка, социально-экономических отношений. Большая часть эвенского народа интегрировалось в современное общество, другая часть ассимилировалась с другими коренными народами. В условиях экономического кризиса, роста безработицы многие аборигены покидают села, возвращаются в исторические места своего хозяйствования, ранее закрытые поселения и постоянно живут в лесных условиях за счет потребительского рыболовства, охоты и сбора дикоро-сов [4, с. 115]. В результате традиционная хозяйственная деятельность становится этносо-хранящим образом жизни, о чем пишут в своей статье В. И. Кирко и К. Н. Захарова [5].

Происходят существенные изменения в сфере владения родным языком. Эвенский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи. Он имеет более десятка говоров, которые объединяются в три наречия: восточное, среднее и западное8. Говоря о степени сохранения языка как основного элемента традиционной культуры, необходимо подчеркнуть, что из 22 383 эвенов по переписи 2010 г. русским языком владели 20 955 человек, или 93,6 %, якутским — 11 551, или 51,6 %, эвенским — 4 911, или 21,9 %, английским — 513, эвенкийским — 171, чукотским — 100, немецким — 60, французским — 34, корякским — 30, бурятским — 5 и т. д.9. Эвенский язык преподается в школах, вузах, но как средство коммуникации все больше уступает русскому и якутскому языкам. В качестве родного языка в 2010 г. 9 875 эвенов указали якутский (44,2 %), русский — 6 742 (30,2 %), эвенский — 5 538 (24,8 %) (ВПН 2010, т. 4, табл. 22). Знание эвенского языка у детей наблюдается главным образом в многодетных семьях, проживающих в национальных селах или постоянно находящихся в оленеводческих бригадах.

7 Всероссийская перепись населения 2010. Т. 4, табл. 19. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 07.05.2013).

8 Народы России. Эвены. URL: http://www.narodru.ru/peoples1304.html (дата обращения: 14.04.2011).

9 Всероссийская перепись населения 2010. Т. 4, табл. 20. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 07.05.2013).

Обучение родному языку ведется в дошкольных учреждениях, в начальной школе, в отдельных районах — в средней школе и вузах. Количество учебной, переводной и другой

10 г* v

литературы на эвенском языке невелико . Среди представителей творческой интеллигенции эвенов есть писатели: Н. Тарабукин, А. Черканов, А. Кривошапкин, В. Лебедев (1934— 1982), Д. Слепцов, В. Кейметинов; историки Х. Дуткин, А. Алексеев и др.11.

Р. В. Cуляндзига и другие авторы в своем обзоре современного положения КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока (2003) подчеркивали, что эвены сохраняют возможности для полноценного этнического развития, несмотря на имеющиеся проблемы [4, с. 119]. Однако вопросы утраты эвенами родного языка продолжают обостряться, как и у ненецкого этноса [6], у других коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Несомненно, проблема владения эвенами родным языком, как и у других коренных малочисленных народов, проживающими в современной России, требует не только дальнейшего изучения, но и принятия конкретных практических мер на уровне российского государства и субъектов РФ, в том числе в рамках реализации целевых программ.

Литература

1. Деренко М. В., Малярчук Б. А. Генетическая история коренного населения Северной Азии // Природа. 2002. № 10. URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/NATURE/ 110_02/ASIAN.HTM (дата обращения: 03.05.2013).

2. Народы России. Энциклопедия. М: Большая Российская Энциклопедия, 1994. 678 с.

3. История и культура Эвенов. Историко-этнографические очерки / Тураев В. А. Санкт-Петербург: Наука, 1997. 180 с.

4. Cуляндзига Р. В., Кудряшова Д. А., Суляндзига П. В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: обзор современного положения. М., 2003. URL: http://www.raipon.info/Documenty/Biblioteka/Obzor_KMNS.pdf (дата обращения: 03.05.2013).

5. Кирко В. И., Захарова К. Н. Традиционная хозяйственная деятельность — этносохра-няющий образ жизни // Арктика и Север. 2013. № 12. URL: http://narfu.ru/aan/.

6. Лукин Ю. Ф. Являются ли ненцы вымирающим этносом? // Арктика и Север. 2013. № 12. URL: http://narfu.ru/aan/.

Рецензент — Соколова Флёра Харисовна, доктор исторических наук, профессор

10 Поддержка прав коренных народов Сибири. URL: http://www.nsu.ru/ip/evens.php (дата обращения 10.05.2011)

11 Этнография Камчатки. Эвены. URL: http://www.kamchatsky-krai.ru/geografy/korennoe_naselenie/aveny.htm (дата обращения 04.05.2011)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.