УДК 39:323.1(045)
ЧУВАНЦЫ — ОДНО ИЗ КРУПНЫХ ПЛЕМЕН ЮКАГИРОВ
CHUVANS - ARE ONE OF THE LARGEST TRIBES OF YUKAGIRS
© Кононова Анна Игоревна, студентка 4 курса кафедры регионоведения и международных отношений института социально-гуманитарных и политических наук САФУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
© Kononova Anna Igorivna, 4th year student of the Department of Regional Studies and International Relations, Institute of Social-Humanitarian and Political Science NArFU named after M. V. Lomonosov. E-mail: [email protected]
Аннотация. Выявлены и представлены численность чуванцев, современное местонахождение и историческая прародина, языческие верования, шаманство, обряды, традиционные промыслы, а также современное положение
Ключевые слова: чуванцы, культура, религия
Abstract. Identified and presented chuvans number, location and contemporary historical homeland, paganism, shamanism, rituals, traditional crafts, as well as the current situation
Keywords: chuvans, culture, religion
Чуванцы являются коренным малочисленным народом РФ1. Первая Всероссийская перепись 1897 г. зафиксировала 275 оседлых и 177 «бродячих» чуванцев. В этот период их записывали в документах и как юкагиров, и как чуванцев, и как русских старожилов. Перепись 1926—1927 гг. выявила 707 чуванцев. Они рассматривались как особая народность. Однако все последующие советские переписи, кроме 1989 г., не учитывали чуванцев как самостоятельную этническую группу. В зависимости от языка их относили к русским или чукчам. Перепись 1989 г. выявила в СССР 1 511 чуванцев. В РФ их было 1 384, в том числе 944 в Чукотском автономном округе и 470 в Якутии. В 2002 г. в России проживало 1 087 чуванцев . Согласно данным Всероссийской переписи населения, в 2010 г. в РФ проживало 1 002 чуван-ца, из них 475 мужчин и 527 женщин; 396 человек принадлежит к городскому населению и
1 Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/181870/ (дата обращения: 28.02.2013).
2 Чуванцы. URL: http://www.raipon.info/narody/narody-severa-sibiri-i-dalnego-vostoka-rf/291-2009-08-31-11-13-57.html (дата обращения: 28.02.2013)
606 — к сельскому3. Большинство чуванцев проживает в Чукотском автономном округе (897 человек). На территории Магаданской области насчитывается 57 чуванцев4. По данным Все-украинской переписи населения 2001 г., на Украине проживало 226 чуванцев5.
Чуванский язык — это мертвый диалект юкагирского языка. Он использовался в XVII — начале XVIII вв. Чуванцы по лингвистической классификации народов относятся к
V V V 6 I I
уральско-юкагирской языковой семье, юкагирской группе языков . Чуванцы говорят на чукотском языке (кочевые чуванцы) и «марковском» диалекте русского языка (оседлые чуванцы)7. Чуванцы, проживающие на территории России, владеют русским языком.
Чуванцы — одно из наиболее крупных племен юкагиров. Первые сведения о народе содержатся в донесениях и сказках русских исследователей XVII в. В конце XIX в. власти царской России предполагали, что они, возможно, потомки казаков, якобы покорявших эти места в XVIII в.8. С середины ХVII в. чуванцы жили в районе Шелагского мыса (самый северный мыс Чукотки), в верховьях рек Амгуэмы, Чауна, Большого и Малого Анюев. В середине XVIII в. чуванские стойбища подверглись набегам чукчей. В результате часть чуванцев перешла в низовья Колымы, в Якутию. Большая группа откочевала на юго-запад к Гижиге (река в Магаданской области), где испытала большое культурное и языковое влияние коряков. К началу XIX в. сформировалось две этнографические группы чуванцев: оседлые, в значительной степени обрусевшие, расселенные в районе села Маркова на Анадыре (крайний северо-восток России, Чукотка), и кочевые, расселенные в верховьях Анадыря, близкие по культуре чукчам
9
и корякам .
У чуванцев были распространены промысловые обряды. Перед весенним промыслом лося или оленя устраивали обряд очищения — проходили через арку из двух деревьев с перекладиной, на которую вешали шкурки белки, зайца, лисицы, украшения, разноцветные тряпки, ленты, окрашенный мех оленя и др.; приносили жертвы хозяевам тайги, земли и
3 Всероссийская перепись населения 2010 г. Т. 4. Национальный состав населения. URL: http:// www. gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-01.pdf (дата обращения: 28.02.2013).
4 Всероссийская перепись населения 2010 г. Население по национальности и владению русским языком по субъектам РФ. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/ pub-04-04.pdf (дата обращения: 28.02.2013).
5 Всеукраинская перепись населения 2001 г. Разделение население по национальности и родному языку. URL: http://2001.ukrcensus.gov.ua/rus/results/nationality_population/nationality_popul1/select_51/?botton=cens_db&bo x=5.1W&k_t=00&p=125&rz=1_1&rz_b=2_1%20%20%20&n_page=6 (дата обращения: 28.02.2013).
6 Лингвистическая классификация народов. URL: http://www.cbook.ru/peoples/class/lingv3.shtml#u232 (дата обращения: 28.02.2013).
7 Чуванцы. URL: http://www.hrono.ru/etnosy/etnos_ch/chuvancy.php (дата обращения: 28.02.2013).
8 Чуванцы. URL: http://www.etnic.ru/etnic/narod/chuvancy.html (дата обращения: 28.02.2013).
9 Чуванцы. URL: http://www.raipon.info/narody/narody-severa-sibiri-i-dalnego-vostoka-rf/291-2009-08-31-11-13-57.html (дата обращения: 28.02.2013).
данной местности. Весной, когда на реках вскрывался лед, женщины и девушки бросали в воду бисер — в подарок детям хозяина реки. Старым деревьям жертвовали ленты, тряпочки, деньги и пр. Перед промыслом совершали обряд кормления огня. С домашним очагом связывались запреты: нельзя было проходить между очагом и главой семьи, давать огонь из очага посторонним.
Традиционно земля воспринималась как некое божественное начало. Землю, как одушевленную стихию, нельзя ругать, колоть, рубить, копать. «Землю нельзя ругать. Землю выругаешь — тебе плохо будет. Зря копать нельзя, жадничать нельзя, нехорошо. Тебя ведь не трогают». По этой причине вплоть до рубежа XIX—XX вв. сохранялся надземный и воздушный способ захоронения умерших [1]. По погребальным конструкциям воздушные захоронения делятся на два варианта: в срубе и в колоде. Вероятно, наиболее распространенным вариантом погребальной конструкции воздушных захоронений были срубы, помещенные на два пня с крестообразным перекрытием бревен, поставленных поперек продольных сторон срубов. Все воздушные погребальные конструкции выполнялись топором и слаживались в пазы без применения гвоздей.
Вопрос о браке решался положительно, если жениху удавалось поднять дерево и перебросить его через жилище — конический чум. Если юноша не нравился невесте, ему предлагали дерево потолще. Согласием на брак также считалось, когда отец невесты начинал пользоваться поленницей дров, нарубленных потенциальным зятем. По юкагирской
традиции, после заключения брака муж поселялся в доме у жены вместе с родственниками,
10
которых он кормил и опекал .
Согласно фольклору, Вселенная делится на верхний — небесный мир (пудоол лэбиэ), средний — земной мир (ордьоол лэбиэ) и нижний — подземный мир. Их связывает мировая река; чтобы попасть в нижний мир, шаман или герой плыл на лодке вниз по течению реки. Верхний мир населяли божества, они помогали людям в промысле, оберегали от болезней и бед, наказывали за дурные поступки. Наиболее почитались божества неба и солнца. Главного небесного бога называли Хойл (бог, икона), так же называли куклу-идола или череп шаманского предка. Самобытный в прошлом и многочисленный пантеон верхнего мира был частично утрачен из-за разрывов духовных связей между поколениями и частично вытеснен более поздними христианскими божествами11.
10 Брак и семья у народов Сибири. URL: http://www.ethnomuseum.ru/section69/24/259/6058.htm (дата обращения: 28.02.2013).
11 Чуванцы. URL: http://www.raipon.info/narody/narody-severa-sibiri-i-dalnego-vostoka-rf/291-2009-08-31-11-13-57.html (дата обращения: 28.02.2013).
Неподвижные предметы материального мира имели одну душу (айбии), человек — три души. Одна живет в голове, если человек заболевает, она уходит в нижний мир к предкам, испуганная вхождением в тело злого духа, и может вернуться под влиянием действий шамана; вторая душа находится в сердце, от нее зависит жизнь человека; третья пронизывает все тело человека, как его двойник отбрасывает тень на землю. Душа умершего имеет несколько возможностей для нового рождения: либо сразу воплотится в новорожденного, либо станет растением и лишь через определенное время возродится в младенце12.
Шаманы были покровителями рода. Проникая в верхний и нижний миры, они общались с миром предков, тенями умерших, врачевали заболевших, приносили жертвы духам охоты. Специальная одежда и атрибуты шамана состояли из кафтана, нагрудника, шапки, обуви, бубна (йалгил), колотушки (пэйдубэ) и изображений духов-помощников. Самыми сильными духами-помощниками считали мамонта и медведя, а также души предков. На
и I V V / V \ и
шаманский кафтан красной краской (охрой или соком ольхи) наносили рисунок, деливший его на две половины: правую — светлую, с семью крестообразными фигурами птиц, и левую — темную, с семью человекоподобными фигурами предков. Ровдужная полоса в центре, расшитая подшейным волосом оленя, изображала мировое дерево. Головной убор — круглая шапочка из камуса, справа светлого, слева темного цвета с двумя цилиндрическими столбиками на макушке.
Существовал культ умерших шаманов: их тела расчленяли, части высушивали и хранили как родовые святыни. Кровью шамана смачивали части его одежды, которые также считали амулетами. Череп умершего шамана помещали на деревянную куклу в рост человека (шан шоромо — «деревянный человек»), одетую в шаманский кафтан. Называли ее богом Хойл, ставили на почетное место в жилище, «кормили», обращались с просьбами, перевозили с собой при перекочевках.
Чуванцы верили в силу заговоров и гаданий (на оленьей лопатке, на челюсти зайца), колдунов, носили обереги-амулеты. Охотничьими амулетами считали шкурку белки (талан), нос и когти медведя, охранителями дома — шкурки гагары, утки: их вешали над входом в
13
жилище . Были развиты культы лося, осетра. Важную роль играл культ медведя. Кости промысловых животных складывали в анатомическом порядке и хоронили на специальных лабазах или деревьях, совершая при этом магические действия и заговоры.
12 Юкагиры. URL: http://arcticportal.rU/index.php/%D0%AE%D0%9A%D0%90%D0%93%D0%98%D0%A0%D0%AB#. D0.A0.D0.B5.D0.BB.D0.B8.D0.B3.D0.B8.D1.8F (дата обращения: 28.02.2013).
13 Юкагиры. Там же.
С обращением в XVN—XVШ вв. чуванцев в христианство усилился процесс сближения с русскими. Духовная культура и социальные отношения оседлых чуванцев испытали значительное русское влияние. Отмечались церковные праздники, в домах имелись иконы и церковные книги. Свадьбы справлялись по русскому обычаю. Умерших хоронили по православным нормам, но в гроб мужчине клали табак, женщине — орудия для рукоделия. Кочевые чуванцы в основном сохраняют традиционные верования, православием затронуты мало. Отмечали сезонные праздники, связанные с оленеводческим хозяйственным циклом, сопровождаемые забоем оленей, жертвоприношениями и пр. Было развито шаманство, распространены антропоморфные и зооморфные фигурки из дерева, кожи, кости, камни для
14
гадания .
Историческое разделение чуванцев на кочевых и оседлых определило и разные пути развития их духовной культуры, фольклора, в чем решающую роль сыграла русская колонизация северо-восточной окраины Сибири. Чуванцы, прибившиеся к Анадырскому острогу под защиту от враждебно настроенных кочевников-соседей, вместе с оседлым образом жизни восприняли от русских язык, православие и многие жанры фольклора, которые в разной степени сохранности бытуют по сей день в среде русскоязычных чуванцев. Часть чуванцев, продолжавших кочевую жизнь оленеводов, приняла чукотский язык и чукотский образ жизни, другая их часть приняла корякский язык.
Первые образцы фольклора чуванцев записаны тогда, когда чуванский язык был утрачен. До сих пор нет специальных исследований по чуванскому фольклору, публикации его образцов единичны. По-видимому, в настоящее время вопрос о собственно чуванском фольклоре может рассматриваться лишь как опыт реконструкции. Самые ранние записи фольклора марковцев принадлежат А. Е. Дьячкову. Пересказы фольклорных текстов органично вплетены в его рукопись об истории и природе края, о быте населения Маркова. Составил он и «Марковский песенник», датированный 1896 г. Фольклор марковцев представляет жанровое разнообразие. Еще в начале XX в. тут находились знатоки русских былин и исторических песен. Среди записей песен в количественном отношении с заметным отрывом от других жанров выделяются русские хороводные, игровые и плясовые. В Маркове бытовали солдатские и поздние городские песни, романсы; шуточные песни и частушки местного сочинительства. А. Е. Дьячковым были записаны тексты песен свадебного обряда. В труде А. Е. Дьячкова пересказаны космогонические предания и сказки. Многие мотивы в
14 Чуванцы. URL: http://www.hrono.ru/etnosy/etnos_ch/chuvancy.php (дата обращения: 28.02.2013).
сказках, рассказанных анадырскими чуванками, типично автохтонны. В среде марковцев бытовало много русских сказок [2].
Чуванцы в достаточной мере сохраняют свое этническое самосознание, считают себя самостоятельным народом, интересуются вопросами своего этнического происхождения, своей историей и традиционной культурой. Признавая свое этническое родство с чукчами и русскими, они называют себя местными коренными, которые, впитав в себя различные культуры, стараются сохранить этническую общность15.
К началу XIX в. сформировались две этнографические группы чуванцев: оседлые чуванцы, расселенные в районе села Марково, небольших заимках по реке Анадырь, в значительной степени обрусевшие, и кочевые, расселенные в верховьях Анадыря, близкие по культуре к оленным чукчам и корякам. Для оседлых чуванцев-марковцев был характерен юкагирский тип хозяйства, включавший рыболовство, охоту на дикого оленя на переправах, разведение ездовых собак. Жили в общих с русскими старожилами и юкагирами селениях, в срубных домах, обычно с плоской крышей без потолка, земляным полом и чувалом (очаг из жердей, обмазанный глиной). Кочевые чуванцы занимались крупнотабунным оленеводством. Жили в ярангах (шатер в виде усеченного конуса)16.
Традиционные отрасли хозяйства чуванцев сохраняются и в настоящее время. Часть кочевых чуванцев совместно с чукчами и эвенами работают в оленеводческих хозяйствах, оседлые занимаются добычей и переработкой рыбы. Собаководство как вид хозяйственной деятельности ныне исчезло, но отдельные чуванские семьи держат ездовые упряжки, используя их в личном хозяйстве. Значительная часть чуванцев занята в животноводстве и огородничестве, работает в жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении, народном образовании и других отраслях.
Особенности этносоциальной обстановки в чукотских селах, в том числе и тех, где живут чуванцы, обусловлены наличием двух этносоциальных групп — местного коренного населения и приезжих. Численность приезжего населения в селах Чукотки в 70—80-х гг. ХХ в. росла быстрыми темпами. Взаимоотношения местного и приезжего населения не носят характера открытой конфликтности и все же избыток приезжих порождает социальную напряженность. Дело в том, что значительная часть приезжих работает не в сфере производительного труда, а занимает престижные высокооплачиваемые должности в сфере обслуживания. В селе Усть-Белая в начале 90-х гг. ХХ в. в материальном производстве работало 65 % приез-
15 Чуванцы. URL: http://www.raipon.info/narody/narody-severa-sibiri-i-dalnego-vostoka-rf/291-2009-08-31-11-13-57.html (дата обращения: 28.02.2013)
16 Чуванцы. URL: http://www.hrono.ru/etnosy/etnos_ch/chuvancy.php (дата обращения: 28.02.2013)
жих и 25 % коренного населения. Такое положение оценивается коренным населением как социальная несправедливость. С началом рыночных реформ на Чукотке наблюдается значительный отток приезжего населения. В массе своей чуванцы, другие народы Севера приветствуют этот процесс, связывая с ним возможности более полного удовлетворения своих социально-экономических и культурных потребностей.
Собственных органов управления у чуванцев нет. Отдельные представители чуванско-го народа входят в состав исполнительных и представительных структур округа и района, сельских администраций. Правовое положение коренных малочисленных народов Чукотки, в том числе и чуванцев, кроме федерального законодательства, регламентирует Устав Чукотского автономного округа. Специальных правовых документов, посвященных непосредственно чуванцам, не существует. Функции органа самоуправления коренного населения в Чукотском автономном округе выполняет Ассоциация коренных малочисленных народов Чукотки, в состав которой входят и чуванцы. В селах Маркове, Усть-Белая работают отделения Ассоциации17. Ассоциация была официально зарегистрирована 9 ноября 1993 г. В ее структуру входили районные и первичные сельские организации. В каждом населенном пункте активисты объединяют коренное население, решая проблемы и защищая права коренных
п « "
народов. В числе целей ассоциации декларируется содействие сохранению и развитию традиционного образа жизни, традиционных форм хозяйствования, самобытной культуры малочисленных народов Чукотского автономного округа; участие в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления Чукотского автономного округа в соответствии с действующим законодательством; содействие гармоничному социально-экономическому развитию Чукотского автономного округа в условиях экологического равновесия; участие в решении социальных проблем, в том числе проблем семьи, алкоголизма, нравственного воспитания. Членами Ассоциации коренных народов Чукотки могут быть как граждане РФ, достигшие 18 лет, проживающие на территории Чукотского автономного округа (в том числе и чуванцы), так и юридические лица — общественные объединения КМН,
18
осуществляющих деятельность на территории Чукотского автономного округа . Ассоциация стала учредителем нескольких активных некоммерческих организаций — Союза оленеводов Чукотки, Союза морских охотников Чукотки и др.
17 Чуванцы. URL: http://www.raipon.info/narody/narody-severa-sibiri-i-dalnego-vostoka-rf/291-2009-08-31-11-13-57.html (дата обращения: 28.02.2013).
18 История развития Ассоциации. URL: http://www.narodychukotki.ru/index.php/o-nas/istoriya-razvitiya.html (дата обращения: 28.02.2013).
Чуванцы принимают участие в работе Союза оленеводов России, который был создан в 1995 г. В него входит свыше 200 физических и юридических лиц всех оленеводческих регионов Российского Севера. Союз оленеводов России является членом международной ассоциации «Всемирный конгресс оленеводов мира», который координирует и определяет пути развития отрасли, способствует реализации совместных решений и обмену опытом19.
Литература
1. Жукова Л. Языческое миропонимание — новая мораль для нового человека в новом тысячелетии. URL: http://www.sakhaopenworld.org/ilin/1998-2/70.htm (дата обращения: 28.02.2013).
2. Шенталинская Т. С. Фольклор чуванцев. URL: http://journal.iea.ras.ru/ ar-chive/2000s/2009/ Shentalinskaya_%202009_3.pdf (дата обращения: 28.02.2013).
Рецензент — Соколова Флёра Харисовна, доктор исторических наук, профессор
URL: http://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/nit/2012/bogdanov/images/picture24.jpeg
19 Оленеводство России. URL: http://www.arctic-info.ru/Encyclopedia/Article/olenevodstvo-v-rossii- (дата обращения: 28.02.2013).