Научная статья на тему 'Религиозные верования современного населения Югорского полуострова'

Религиозные верования современного населения Югорского полуострова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
97
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСТГУ / PSTGU / НЕНЦЫ / NENETS / КОМИ / KOMI / РЕЛИГИЯ / RELIGION / ИССЛЕДОВАНИЯ / RESEARCH / РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ / RELIGIOUS BELIEFS / ЭКСПЕДИЦИЯ / EXPEDITION / ХРИСТИАНИЗАЦИЯ / CHRISTIANIZATION / ШАМАНИЗМ / SHAMANISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гипп К.С., Епихина Е.А.

Статья посвящена анализу современной религиозной ситуации на Югорском полуострове (Ненецкий АО Архангельской обл.) на основе данных полевых исследований. В статье уделяется внимание малоизвестным, но важным для понимания развития религиозной ситуации в России, процессам на примере Югорского полуострова, о современном состоянии религиозных верований населения которого мало сведений. Для более глубокого понимания религиозной ситуации авторы статьи используют не только новейшие данные, собранные в ходе двух экспедиций 2013-2014 гг., но также включают в свою работу исторические материалы. В статье представлены также материалы бесед с местными жителями, что делает статью не только информативной, но и живой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The religious beliefs of the present-day population of the Yugorsky peninsula

The article is devoted to the analysis of contemporary religious situation in the Neighbouring peninsula (Nenets Autonomous Okrug of Arkhangelsk Oblast) on the basis of data from field studies. The article focuses on the little-known but important for understanding the development of the religious situation in Russia, processes on an example of the Yugorsky peninsula, on the current status of religious beliefs of the population of which little information. For a better understanding of the religious situation authors use not only the latest data collected during two expeditions of 2013-2014, but also include historical materials in their work. This article presents material interviews with local residents, making the article not only informative, but also live.

Текст научной работы на тему «Религиозные верования современного населения Югорского полуострова»

Humanity space International almanac VOL. 4, No 5, 2015: 850-861

Религиозные верования современного населения Югорского полуострова

К.С. Гипп1, Е.А. Епихина2

'^Негосударственное образовательное учреждение Высшего

профессионального образования «Православный Свято-Тихоновский

гуманитарный университет»

Миссионерский факультет

109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2

1-2Private educational institution of higher education "Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities" Missionary faculty

Ilovayskaya str. 9, building 2, Moscow 109651 Russia e-mail: missioner_pstgu@mail.ru

Ключевые слова: ПСТГУ, ненцы, коми, религия, исследования, религиозные верования, экспедиция, христианизация, шаманизм.

Key words: PSTGU, Nenets, Komi, religion, research, religious beliefs, expedition, Christianization, shamanism.

Резюме: Статья посвящена анализу современной религиозной ситуации на Югорском полуострове (Ненецкий АО Архангельской обл.) на основе данных полевых исследований. В статье уделяется внимание малоизвестным, но важным для понимания развития религиозной ситуации в России, процессам на примере Югорского полуострова, о современном состоянии религиозных верований населения которого мало сведений. Для более глубокого понимания религиозной ситуации авторы статьи используют не только новейшие данные, собранные в ходе двух экспедиций 2013-2014 гг., но также включают в свою работу исторические материалы. В статье представлены также материалы бесед с местными жителями, что делает статью не только информативной, но и живой.

Abstract: The article is devoted to the analysis of contemporary religious situation in the Neighbouring peninsula (Nenets Autonomous Okrug of Arkhangelsk Oblast) on the basis of data from field studies. The article focuses on the little-known but important for understanding the development of the religious situation in Russia, processes on an example of the Yugorsky peninsula, on the current status of religious beliefs of the population of which little information. For a better understanding of the religious situation authors use not only the latest data collected during two expeditions of 2013-2014, but also include historical materials in their work. This article presents material interviews with local residents, making the article not only informative, but also live.

[Gipp K.S.1, Epikhina E.A.2 The religious beliefs of the present-day population of the Yugorsky peninsula]

Карта религиозных верований населения РФ весьма пестра и разнообразна. И, если спускаться с усредненных цифр, характеризующих ситуацию в целом по стране, к региональным, а затем и к локальным показателям, мы увидим, что на эти показатели будут влиять национальные, исторические, культурные и даже географические факторы, определяющие уникальность той или иной ситуации.

Для выяснения современного положения с верованиями населения Югорского полуострова (Ненецкий национальный округ Архангельской области) Миссионерским факультетом ПСТГУ в 2013-14 гг. были организованы две экспедиции, которыми были проведены разведывательные исследования религиозности местного населения методами опроса (технология - стандартизированное face-to-face интервью и неформализованное фокусированное глубинное интервью по месту жительства респондента). Исследованиями были охвачены стойбища по течению реки Кары и поселки Усть-Кара и Каратайка. За основу был взят вопросник, применявшийся Исследовательской службой «Среда» при составлении Атласа Религий и Национальностей Российской Федерации («Арена») (Исследовательская служба «Среда», [Электронный ресурс]) с некоторыми сокращениями (надо сказать, что как раз Ненецкий АО этим Атласом охвачен не был) и оригинальный вопросник, призванный детализировать картину религиозных представлений респондентов. Из-за специфики организации исследований, отсутствия данных о генеральной совокупности, опрос производился методом стихийного отбора; в стойбищах, из-за малочисленности респондентов, проводился сплошной опрос (здесь опросом были охвачены в большей степени женщины, т.к. мужчины кочевали с оленями в тундре). В силу этого надо оговориться, что сравнение результатов представленных исследований с данными Атласа будет приблизительным, представляется возможным выявить только наиболее характерные качественные тенденции. Всего опросом были охвачены 129 человек, что составило по нашим подсчетам около 13% взрослого населения данных территорий.

Предварительно надо сказать, что коренным населением региона, где проводились работы, являются ненцы и коми,

причем, если процесс христианизации коми протекал в XIV-XV вв., то активная проповедь православия среди ненцев началась только в начале XIX века, когда под началом настоятеля Антониево-Сийского монастыря архимандрита Вениамина была учреждена специальная миссия для обращения в православие самоедов, благодаря которой были крещены более 3000 человек. Архимандрит Вениамин составил «Грамматику самоедского языка» и «Лексикон самоедского языка», перевел на ненецкий язык фрагменты Православного Катехизиса и Нового Завета. В 30-х годах XIX в. появились первые церкви. Процесс христианизации был прерван катастрофой 1917 года, все храмы были закрыты, по Заполярью, как и по всей стране, прокатился каток насильственной атеизации (Окладников, 2008).

С 90-х годов XX века религиозная жизнь здесь, как и везде в России, выходит из подполья, в 2000 году в Нарьян-Маре открывается православный храм, а в 2011 году сознается Нарьян-Марская и Мезенская епархия РПЦ, в состав которой вошли Ненецкий АО, Лешуконский район, Мезенский район, Новая Земля, Земля Франца-Иосифа.

Еще одним фактором, повлиявшем на религиозную ситуацию региона явилось то, что примерно в эти же годы в Воркуте обосновались протестантские проповедники (неопятидесятническая харизматическая организация «Силоам» (Христианская Протестантская Церковь «Силоам», [Электронный ресурс]), входящая группу т. наз. «Движения веры»), которые активно и достаточно успешно работали в оленеводческих стойбищах НАО, проводя с оленеводами большое количество времени. Эта деятельность осуществляется в основном среди оленеводов-частников. Зимой представители харизматов живут в стойбищах месяцами, организуют также поездки по самым отдаленным поселкам востока НАО и в ЯНАО (Российский сектор Арктики под прицелом сектантских

проповедников, [Электронный ресурс]).

***

Полученные данные (См. примечание) свидетельствуют о существенных отличиях мировоззрения обследованного населения от средних цифр по России. Так, 100% респондентов заявили, что любят Россию, что почти в 2 раза отличается от

среднероссийских показателей, значительно выше процент и тех, кто уважает и соблюдает закон (91% против 44% по России), что говорит как минимум о том, что респонденты значительно ориентированы на социально одобряемое поведение. Мировосприятие респондентов НАО также окрашено в позитивные тона: подавляющее большинство считают себя счастливыми (84% против 42% по России), ориентированы на взаимопомощь, жертвенность (60% против 5). Характерно, что интервьюеры отмечали исключительное радушие и гостеприимство местного населения. Несмотря на это, уровень ксенофобии здесь также в 2 раза выше среднестатистического. Респонденты в большинстве ориентированы на традиционную многодетную семью, где главой является мужчина (эти данные подтверждаются также тем, что уровень рождаемости в НАО один из самых высоких по России), причем эти показатели выше как среди тех, кто относит себя к протестантам, так и среди идентифицирующих себя с православием (в среднем 57% респондентов хотят иметь много детей, по России данный показатель равен 11%). Отметим, что все вышеперечисленные показатели выше среди оленеводов, ведущих традиционный кочевой образ жизни, среди которых большинство также готовы, по крайней мере, по самоощущению, к ведению самостоятельного дела (соответствующие показатели среди оленеводов - 80%, в поселках 35%, по России - 9%). Характерно также, что часто люди старшего поколения в стойбищах, особенно женщины, не знают русского языка, тогда как в поселках среди молодежи мало уже кто говорит на ненецком и коми.

Совсем иная ситуация с вопросами о вероисповедании. Если показатели жителей поселков близки к средним по стране (православными себя считают около 40%, около 30% просто «верят в Бога» без конкретизации религиозной традиции), то в оленеводческих стойбищах большинство определяют себя как протестанты (53%) и внеконфессиональные христиане (27%), что является, несомненно, следствием вышеупомянутой деятельности пятидесятнических проповедников. Значителен процент респондентов из поселков, которые не могут определиться со своей вероисповедной идентичностью (10-12%

против 1% по России).

Это положение вещей четко прослеживается также и в ответах на вопросы о религиозной практике и религиозных обязанностях: респонденты из оленеводов намного серьезнее относятся к своим религиозным обязанностям, стремясь соблюдать религиозные предписания (53% против 25% в поселках и 22% по России), религия играет в их жизни значительную роль (53% против 30% в поселках и 15% по России), они меньше подвержены суевериям (отметим, что среди опрошенных православных доля верящих в гадания, приметы, судьбу даже выше средней по опросам: 53% у православных, 16% - у протестантов, 39% - в среднем). Т.о., протестантская религиозность оленеводов является вполне осознанной. Это выражается также в том, что мужчины-оленеводы, ставшие членами протестантских общин (бывая в Воркуте, они все посещают молитвенные собрания) перестали употреблять алкоголь, что в свою очередь повлияло на женщин, увидевших в религиозной вере реальную силу. Интервьюеры отмечали, что духовная жизнь респондентов-протестантов вполне самодостаточна, они удовлетворены тем, что дает им их вера и не проявляют интереса к православию и иным религиозным практикам.

В поселках, как жители, так и администрация относятся к протестантским проповедникам крайне насторожено, считая их распространителями «американской веры», стараются не пускать их к себе. Население в основном проявляет симпатии к Русской Православной Церкви. Часто можно было услышать: «Мы православные и больше ничего знать не хотим», хотя о православии большинство имеет достаточно приблизительное представление.

Отношение тех, кто назвал себя православным, к религиозной практике и обязанностям намного более прохладное, нежели у протестантов, почти треть из них считает, что религия вообще не накладывает на них никаких определенных обязанностей (у протестантов этот показатель равен 0), хотя, тем не менее, эти показатели выше средних по стране. Молитву необходимой для себя считают 92% протестантов и только 31% православных, жизнь по

евангельским заповедям, соответственно, 67% и 18%, а изучение Библии - 83% и 13%. Естественно, что только единицы из православных сказали, что регулярно исповедуются и причащаются, т.к. для этого просто нет возможностей, но считают это своей обязанностью из них 15% (у протестантов -50%). Почти половина православных желает для своих детей именно религиозного православного воспитания, среди протестантов тех, кто желает передать свою веру детям - две трети.

Эти отличия между двумя выделенными группами сохраняются и при анализе религиозных представлений. Интересно, что половина протестантов отметили, что вера дает им материальные блага (среди православных таких были только единичные ответы). Говорят, что вера дает надежду на спасение и вечную жизнь 92% протестантов и 42% православных, в среднем по поросам это 31%. Считают Бога Личностью, соответственно, 75%, 71% и 45%. Отметим, что некоторые, относящие себя к православным, считают Христа просто исторической личностью или мифическим персонажем (9%), не верят в посмертное существование души, или разделяют теорию переселения душ (20%), хотя доля ответов, согласующихся с положениями христианского вероучения, достаточно высока (около 70%).

Обследованные территории заселены, в основном, ненцами (59%), коми (24%) и русскими (11%), причем конфликты на национальной почве практически отсутствуют. В отличие от ситуации в целом по НАО (ненцев - 18%, коми - 9%, русских - 63%), в обследованной местности ненцы - титульная нация, - составляют большинство населения. Характерно, что русские, являющиеся в данной ситуации национальным меньшинством, в подавляющем большинстве считают себя принадлежащими к Русской Православной Церкви (85%). Можно предположить, что в данном случае национальная и религиозная самоидентификация обусловливают друг друга. У ненцев, принявших православие, как уже указывалось, значительно позже коми, преобладает внеконфессиональная религиозность (43%), значителен процент атеистов (15%), у представителей коми процент православных значительно выше

(53%). Респонденты рассказывали, что в советский период хранителями православной веры среди оленеводов являлись старики коми, которые, в частности, совершали крещение младенцев, боролись с проявлениями шаманизма. Так, в тундре, километрах в 50 от пос. Каратайка до сих пор почитается могила коми Тимофея Даниловича Вокуева, умершего в 1945 г. (место называется «Кресты»), в пос. Черный крещение в 60-70 гг. совершала бабушка-коми. Напротив, одним из лозунгов ненецких восстаний 30-х - 40-х годов против Советской власти был возврат к традиционным шаманским верованиям.

Можно отметить также, что прозелитическая деятельность протестантских проповедников в стойбищах примерно поровну имеет успех среди ненцев и коми (протестантами назвали себя, соответственно, 10% ненцев и 7% коми).

***

Наконец, необходимо остановиться на пласте верований, связанных с еще дохристианскими религиозными представлениями. В состав Юшарского сельсовета входит поселок Варнек, расположенный на о. Вайгач, который являлся главным сакральным центром ненцев. На нем отправлялись шаманские культы, включавшие в себя даже человеческие жертвоприношения (Окладников, 2008: 24-25, 116). Главной святыней был т.н. Семиликий идол, располагавшийся на мысе Болванский нос. Еще в 19-м веке многочисленные идолы, стоявшие на острове, были разрушены миссией архимандрита Вениамина, но видимо основные идолы на Болванском носе и о. Цинковый впоследствии возобновлялись. Легенды и поверья, связанные как с Вайгачом, так и шире, с шаманскими практиками вообще, распространены среди местного населения до сих пор, у местных жителей сохранилась уверенность, что их остров населен богами и духами.

Во-первых, у многих существует некий глубинный страх разговоров на эти темы. Вопросы о шаманизме обсуждаются неохотно, считается, что эти разговоры могут спровоцировать неудачи и даже несчастья. В поведении некоторых респондентов проявляется некоторая двойственность: пытаясь относится к обсуждению данных тем с юмором, они, тем не

менее, проявляют в разговорах некоторую задумчивость, робость и недосказанность. Так, респондентка В., 36 лет, вынесла с чердака старинную куклу-оберег. На кукле одето множество одежд, кукла ветхая. Обилие одежд объясняет тем, что каждое поколение должно сшить одежду для куклы и надеть. Поверх одежд - пояс, на спине куклы - некие веревочки с металлическими колечками, напоминающие элементы шаманского костюма. В. сказала, что пояс у куклы мужской, раньше были еще ножны. Голова была у куклы, но она ее случайно снесла, когда убирала снег на чердаке. О том, что это кукла не для игры, а оберег, рассказала мать В. и соседка. В. старается куклу не трогать. Она думает, что «кукла будет долго ругаться, что мы ее потревожили». Правда, тут же заявляет, что она не знает, каким образом будет ругаться, и говорит, что это просто ее фантазия. Женщина говорит, что чувствует «подмогу» этой куклы. Когда она входит в дом, то она чувствует себя, как будто в крепости. Сначала В. в подобное не верила, но со временем вера пришла. Когда женщина рассказывала о кукле, она была задумчивой и с интересом сама рассматривала куклу.

В рассказах в основном затрагиваются три темы: о шаманах и шаманских жертвоприношениях, о явлениях из потустороннего мира, связанных с умершими или духами и о древнем народце сиртя, живущем под землей [Мифы народов мира: Энциклопедия, 1998: 440].

Респондент С., около 50 лет, говорит, что жертвоприношение, которое совершал шаман, не носило публичного характера. Жертву приносили на некоем мысе, находящимся на о. Вайгач. По словам Сергея: «Жертвоприношение всегда совершали в одиночку - никакая толпа, чтобы рядом не была». Последнее жертвоприношение было при Сталине. Жертвоприношения делали только в одном месте. Приезжали с «карской стороны» со стадами, чтобы принести жертву. Жертвоприношение делали в месте, где находится Семиликий идол (о. Вайгач). Тут же говорит, что жертву не приносили у Семиликого, а приносили на мысе Дырявом, а потом приезжали к Семиликому. Рассказывает историю про судьбу некой научной экспедиции то ли из Москвы, то ли из Ленинграда, которая увезла идола в музей.

Судьба членов экспедиции была печальной: некоторые из них начали болеть, некоторые умерли. («Кто брал, все сдохли».) В музее, в котором поместили Семиликий идол, на потолке якобы образовалась большая трещина. Работники Музея испугались и решили возвратить идол обратно на о. Вайгач. В настоящее время перед Семиликим не приносят жертвы, однако, проезжая мимо него, люди кланяются ему ради собственной безопасности.

Ритуальное жертвоприношение, совершаемое шаманом, трансформировалось, т.о., в умилостивление богов и духов бросанием монет и закланием оленей на воде, напротив м. Дьяконского, где находится Семиликий идол. Рыбаки, принося такую жертву, верят, что теперь их минует опасность в море.

С.: «Когда выезжаю в море - всегда крещусь...» Говорит, что у него своя вера, он сам не понимает какая вера. Он не может понять сам себя. То креститься, то какое-нибудь другое обрядовое действие, не касающееся Православия совершает. Надеется, что что-то из этого поможет. Ближе к другим островам, делает то, что положено «чтобы тех богов (этих остров) не обидеть». По словам С., на мыс. Болванском есть груда костей и черепов детей. Респондент А. предполагает, что кости оказались на мысе как результат эпидемии. У С. наличие детских костей вызывает недоумение.

Респондентка Е. (43 года, образование - среднее специальное). В своем доме в п. Каратайка Е. легла на кровать (подчеркивает, что была совершенно трезвой). Муж ушел на кухню, она осталась одна. Вдруг она почувствовала холодный воздух. Воздух был настолько холодный, что она думала, что замерзнет сразу. Она верит, что это приходил прежний хозяин дома. Е. рассказала об этом событии подруге, которая работала врачом. Подруга сказала, что бывший хозяин умер «от пьянки» и он приходит. Подруга посоветовала зажечь свечу и «подержать» против часовой стрелки. После этого «обряда» все прошло. Е. уверена, что это был не обычный ветер, сквозняк, а нечто необъяснимое.

С. рассказывает, что в одной из бухт на Вайгаче есть дом, где он чуть не сошел с ума. Внезапно он почувствовал сильный холод, «как будто веером нахлынул». Он сильно

испугался и выбежал. Сергей об этом случае рассказал какому-то «дядьке», который и сказал, что это произошло из-за того, что дом построили на могилах заключенных в сталинское время.

Респондентка Н., 17 лет, рассказывает о духе-домовом, который она называет бабайкой: «Он ходит по избе, но его никто не видит - виден порой только его темный силуэт и чувствуется его пристальный взгляд, иногда он громко чихает, тем самым пугает людей». «Бабайка» представляет собой личность своенравного характера, «если к нему не проявлять уважение и не задабривать кусочком хлеба с маслом, то он начнет буянить».

Респондентка М., 25 лет, образование среднее специальное. Рассказывает, что в детстве, когда они жили в тундре, взрослые запрещали детям гулять после 10 вечера около скал, говоря, что их могут утащить сиртя. Респонденту А. бабушка рассказывала о большом камне юртообразной формы. С одной стороны можно подойти к нему (ним), а с другой -начинается пропасть. Если попытаться залезть на эти камни, то сверху начнут атаковать соколы. Камни находятся на материке недалеко от устья р. Сирти Ю. Эти камни являются входом в пещеру, где живет маленький народец сиртя. Этот народец днем сидит в пещере, а ночью они выходят на поверхность земли. По словам респондента С., этот народец видел бригадир-оленевод. Как-то некие люди у входа в пещеру положили продукты. Наутро продукты пропали, остались только следы маленьких ножек. В существование этого народца А. и С. не знают - верить или нет.

Т.о., можно заключить, что практически все вышеперечисленные явления носят в сознании жителей негативный и устрашающий характер, могут являться предвестниками бед и несчастий, требуют к себе внимательного и аккуратного отношения, что характерно для анимистичеких верований неписьменных народов.

Характерно двойственное отношение населения к единственному современному шаману НАО Коле, проживающему в Нарьян-Маре и прославившемуся «освящением» Заксобрания Санкт-Петербурга весной 2015 г. Большинство считает, что «шамана Колю держат за шута, он

пьет, пропил квартиру, сейчас старается подзаработать денег на шаманизме». Другие говорят, что он нормальный и что у него есть шаманские способности. С самим Колей встретиться не удалось, т.к. его сняли с самолета в состоянии алкогольного

опьянения, когда он должен был прилететь в Каратайку.

***

Таким образом, можно заключить, что религиозные верования коренного ненецкого населения Югорского полуострова носят выраженный синкретический характер, где наряду с христианскими верованиями можно обнаружить большой пласт дохристианских языческих представлений. Этому способствуют, в свою очередь, во-первых, то, что процесс христианизации ненцев Православной Церковью начался достаточно поздно и не был завершен, во-вторых, большое влияние оказывает близость бывшего сакрального ненецкого центра - о. Вайгач, с которым связано большое количество легенд и преданий, в-третьих, - это влияние, особенно на старшие поколения, советской атеистической идеологии. Подобная размытая религиозность способствует успеху проповеди протестантов-харизматов среди оленеводов, ведущих традиционный образ жизни, где миссионерская активность РПЦ до недавнего времени практически отсутствовала. Русское население, составляющее на обследованных территориях меньшинство, демонстрирует взаимообусловленность религиозной и национальной самоидентификации, декларируя приверженность к православию. Все эти вышеприведенные факторы обусловливают специфику религиозной ситуации обследованного региона.

ПРИМЕЧАНИЕ

К сожалению, по техническим причинам не удалось воспроизвести сводные таблицы, содержащие статистические результаты исследований. С ними можно ознакомиться на сайте giperbor.ru

ЛИТЕРАТУРА

Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. М., 1998. Т. 1: 671 с.; Т. 2: 719 с. Окладников Н.А. 2008. Тернистый путь к православию : из истории обращения

в христианство ненцев архангельских тундр. Н.А. Окладников, Н.Н. Матафанов. Архангельск: Правда Севера. 476 с., [8] л. ил. Христианская Протестантская Церковь «Силоам». [Электронный ресурс]. -

URL: http://thesiloam.com/ [27.08.2015]. Российский сектор Арктики под прицелом сектантских проповедников. [Электронный ресурс]. - Правовой центр. Сектоведение. - URL: http://www.raskolu.net/706-religioznaya-ekspansiya-sektantskih-propovednikov-v-rossiyskoy-arktike.html [27.08.2015]. Исследовательская служба «Среда». [Электронный ресурс]. - URL: www.sreda.org/arena [27.08.2015].

Получена /Received: 02.10.2015 Принята/Accepted: 20.10.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.