УДК 39(470.1/.2=81)(045)
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА НЕНЕЦКОГО НАРОДА THE HISTORY AND CULTURE OF THE NENETS POPULATION
© Леонтьева Алёна Владимировна, студентка 4 курса кафедры ре-гионоведения и международных отношений института социально-гуманитарных и политических наук САФУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
© Leontieva Alena Vladimirovna, 4th year student of the Department of Regional Studies and International Relations, Institute of Social-Humanitarian and Political Science NArFU named after M. V. Lomonosov. E-mail: [email protected]
© Бугаева Ксения Михайловна, студентка 4 курса кафедры регионоведения и международных отношений института социально-гуманитарных и политических наук САФУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
© Bugaeva Ksenya Mihailovna, 4th year student of the Department of Regional Studies and International Relations, Institute of Social-Humanitarian and Political Science NArFU named after M. V. Lomonosov. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье раскрывается время за- Abstract. The article reveals the nucleation time
рождения и расселение ненецкого народа, and the resettlement of the nenets people, reli-
религиозные верования, народное искусство gious beliefs, folk art and culture и культура
Ключевые слова: ненцы, коренной малочис- Keywords: nenets, indigenous minorities of the
ленный народ Севера, культура, религия
North, culture, religion
История и культура ненецкого этноса, одного из самых больших по численности среди коренных малочисленных народов Севера, имеет научную и учебно-познавательную значимость, особенно для специалистов по регионоведению. Первоначально ненцев называли самоедами или самоедами-юраками. Упоминание об этом имеется в древнейшей русской летописи — «Повесть временных лет». Происхождение термина «самоед» трактуется по-разному. Наиболее вероятным представляется его возникновение от «saam-jedna» — земля саамов. Различают самоназвания: «хасава» — у западных ненцев Ямала, «ненэй ненэць» — у
восточных ненцев Ямала и «ненец» — у остальных групп 1. Самоназвание «ненэць», «ненэй ненэць» — настоящий человек было введено в официальное употребление в 1930 г.
Ненецкий язык относится к северной подгруппе самодийской ветви уральских языков [1, 2008]. Язык делится на два диалекта: тундровый, распадающийся на западные и восточные говоры, и лесной, отличающийся своеобразием фонетического состава. Лесной диалект также делится на ряд говоров2.
Формирование ненцев связывают с кулайской археологической культурой (V в. до н. э. — V в. н. э.) на территории Среднего Приобья. Оттуда в III—II вв. до н. э. миграционные волны самодийцев-кулайцев проникли в низовья Оби, Среднее Прииртышье, Приобье и Присаянье. В первые века н. э. под натиском гуннов часть самодийцев отступила в лесную полосу Европейского Севера, дав начало европейским ненцам. В процессе экспансии в приполярную зону предки ненцев включили в свой состав аборигенов, населявших север Восточной Европы и Западной Сибири до появления там самодийцев. В XVII в. ненцы освоили северное Приуралье, север полуострова Ямал и двинулись дальше на восток, оттеснив племена предков энцев, охотников на дикого оленя, вплоть до Енисея. С конца XIX в. тундровые ненцы расселяются в зоне тундры от Кольского полуострова до правобережья нижнего Енисея. Лесные ненцы расселяются в лесотундре междуречья Оби и Енисея [1, 2008].
В настоящее время ненцы расселены на огромной территории, простирающейся с заП V V
пада на восток на несколько тысяч километров. В европейской части выделяется несколько ненецких ареалов («тундр»): Канинско-Тиманская, Малоземельская, Большеземельская. За Уралом ненцы живут в низовьях Оби и Енисея, на Ямальском, Тазовском и Гыданском полуостровах. Тундровые ненцы составляют основу коренного населения Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов. Лесные ненцы живут в таежной зоне Ямало-Ненецкого округа по рекам Пур и Таз, на севере Ханты-Мансийского автономного округа — поселки Варь-еган, Аган, Лемпино и др., на юге и юго-западе Таймыра — поселки Тухард, Потапово и др. Здесь они, как правило, не составляют сплошного этнического массива, живут совместно с
3
другими народами .
Традиционная система верований основывается на представлении, что мир создан птицей гагарой. Она достала из-под воды ком земли, который постепенно превратился в
1 Коренные народы. Ненцы. URL: http://region-yamal.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id=291&
pop=1&page=0&Itemid=57 (дата обращения: 23.06.2012).
2 Ненцы. 23.06.2012).
3 Ненцы. Те
vostoka-rf/247-2009-08-20-08-49-36.html (дата обращения: 23.06.2012).
2 Ненцы. Основные сведения. URL: http://www.ethnos.nw.ru/lib/data/145.html#link (дата обращения:
3
3 Ненцы. Территория расселения и численность. URL: http://raipon.info/narody/narody-severa-sibiri-i-dalnego-
земную поверхность с ее многочисленными горами, лесами, реками и озерами. Ученые справедливо полагают, что в этой простой «архаической истории» есть отголоски библейского мифа о сотворении мира, а также аналогичных мифов индейцев Северной Америки и многих других народностей Сибири4.
В мифологии лесных ненцев Вселенная представляется в виде трех миров. Миры расположены вертикально один над другим — Верхний, Средний и Нижний. Верхний мир находится над землей и состоит из семи небес, населенных божественными созданиями. Средний мир также населен сверхъестественными существами — духами, хранителями и покровителями людей, животных, зверей, леса, воды. Зависимость от сил природы сформировала традиционное мировоззрение лесных ненцев, что все живущие на Земле и невидимые духи
W W 5 I I v
— это постоянно взаимодействующие создания единой природы . Нижний мир расположен под Землей и также состоит из семи ярусов, на которых обитают злые духи, приносящие болезни и смерть6. «Нум» — дух неба, руководил сотворением мира, символизирует светлое начало. На семи слоях Верхнего мира живут верховные боги и духи, сыновья «Нума». Они похожи на людей, пасут оленей и строят чумы. Так, в первом слое неба, самом близком к земле, живет старший сын «Нума» — «Як ту кэхэ». Он ведает расселением людей на Земле. В частности, это он велел людям жить парами — мужчине и женщине. Он же дал им самые необходимые для жизни вещи: оленей, нарты, малицы и др. Боги, живущие на последующих слоях, тоже могут вмешиваться в жизнь людей, обитателей Среднего мира, и по своей воле влиять на судьбу человека. Они посылают людям удачу или неудачу, дают им шаманов и наделяют разумом, даруют здоровье, следят за соблюдением порядка. На шестом слое живет младший, один из самых почитаемых сыновей «Нума» — «Выла», посылающий на Землю огонь и выступающий главным защитником всех обиженных. В представлении лесных ненцев он самый сильный и ловкий из всех сыновей. На седьмом слое неба вместе с «Нумом» живет его жена «Нум Ни» — защитница семьи и детей. По верованиям ненцев, душу ребенка создает «Нум» и вручает ее богине «Нум Ни», которая ведает судьбой человека и свое решение о том, какой быть его судьбе, записывает в книгу судеб.
Жизнью обитателей Среднего мира правят две покровительницы «Айвасед дян'ката»
— светлая мать Земля и «Нян'с дан'ката» — грешница. Первая направляет род человеческий на благие дела, вторая живет во грехе и руководит дурными поступками человека. Владыка
4 Ненцы. URL: http://www.rusnations.ru/etnos/nen/alm/ (дата обращения: 23.06.2012).
5 Религиозные воззрения ненцев. URL: http://culturemap.ru/?region=104&topic=13&subtopic=46&id=2676 (дата обращения: 23.06.2012).
6 -г
Там же.
Нижнего мира — мрачный брат «Нума» — «Нга». Ему подчиняются многочисленные помощники, а также духи-посыльные, отправляющиеся за человеческими душами. В представлении лесных ненцев, «Нга» имеет небесное происхождение. Он управляет подземным царством, ведает смертью и болезнями людей7.
Помимо природных духов у ненцев существовали и семейные духи-покровители. Это могли быть фигурки из дерева или небольшие камешки необычной формы. Духи-покровители «жили» в специальном сундучке, который передавался по мужской линии. По женской линии передавался только один дух-покровитель — «старуха чума», которая отличалась от остальных духов тем, что не имела материальной основы и состояла лишь из крошечной одежды .
Как и у саамов, одними из самых почитаемых, тотемных животных были олень и медведь. Первый считался воплощением чистоты. В каждом хозяйстве были особые священные олени. Обычно избирались олени белой масти, на боках которых выстригался знак солнца или изображения духов. Таких оленей не впрягали в нарты и не убивали. Уши и рога посвященных оленей украшали красными радужными лентами. Почитались некоторые виды рыб: щука, осетр, налим. В свою очередь, волк считался одним из воплощений злого духа «нгыле-ка». Настоящее его название — «сармик» — почти никогда не произносили вслух .
В качестве священного или «светлого» дерева ненцы почитали лиственницу. Дерево увешивали подношениями — лоскутами ткани, шкурами зверей, рогами жертвенных оленей. До недавнего времени священная лиственница была около поселка Сюней-сале на юго-востоке Ямала. В более северных районах округа, где она не растет, используют сухую лиственницу, привезенную с южных кочевий. Ее обычно устанавливают на священных местах, а рядом располагают деревянных идолов — «сядэй», кладут рога жертвенных оленей10. Самое почитаемое дерево у ненцев — береза. Береза считалась священным деревом у шаманов11. Из березовой древесины изготавливают предметы быта, березовые дрова согревают чум, издавна известны целебные свойства березового сока и настоя почек, которые пьют в качестве общеукрепляющего средства при простудных заболеваниях [7, 2006].
7 Религиозные воззрения ненцев. Там же.
8 Коренные народы ЯНАО — Ненцы. URL: http://region-yamal.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id= 291&pop=1&page=0&Itemid=57 (дата обращения: 23.06.2012).
9 Ненцы. Верования. http://www.nsu.ru/education/etno/nentsy/verovania.htm (дата обращения: 23.06.2012).
10 Ненцы. Праздники и обряды. URL: http://www.finnougoria.ru/community/folk/section.php?SECTION_ ID=353&ELEMENT_ID=2399 (дата обращения: 23.06.2012).
11 Волшебники Севера. URL: http://www.rgo.ru/2011/03/volshebniki-severa/ (дата обращения: 23.06.2012).
Немаловажным для ненцев был культ гор и камней. Объектами почитания были отдельные валуны, небольшие камни особой формы, включенные в состав домашних святынь. На Южном Ямале почиталась «Пэ ерв не» — хозяйка гор (Пэ — ненецкое название Урала). Когда ненцы кочевали в районе Уральских гор, они совершали жертвоприношения «хозяйке», чтобы та не посылала на них лавин. Пожалуй, наиболее важны для ненецких верований культовые места, специально созданные человеком. Они располагаются у лиственниц или камней особой формы, могли быть родовыми либо семейными12.
По представлениям ненцев, связующим звеном между мирами богов и человеком выступает шаман «Тадибе» — колдун, ворожей, волшебник. Среди шаманов существовала определенная иерархия. Наиболее влиятельное положение занимал «выдуттана» — шаман всех миров. Ему приписываются способности гипнотического воздействия и умение общаться с верховными духами-божествами. Из чувства страха имя шамана «выдуттана» даже не произносилось вслух. Его считали посланником бога «Нума» и обращались за помощью в исключительных случаях. Другой шаман «я'нянгы-тадебя», способный лечить и предсказывать погоду, следить за соблюдением обычаев и нравственности. К особой группе относится шаман «самбдорта», умеющий общаться с душой умершего, сопровождать ее в мир покоя. Ничто в религиозных культах ненцев не занимает столь важного места, как отношение к умершим. Смерть сама по себе не страшна, страшна мысль, что душа покойного, лишенного погребения, согласно традициям, не найдет покоя в загробном мире. Поэтому ненцы придают большое значение исполнению последнего долга перед ушедшим из жизни. Выполнение погребального обряда лежит целиком на «самбдорте». Ведь душе предстоит переселиться в загробный мир, а путь туда труден, полон препятствий. Душу могут перехватить и уничтожить многочисленные враги, вот тут нужен шаман с опытом. Он может со всеми предосторожностями доставить душу умершего в царство вечного покоя. Еще большее место в обязанностях шамана «самбдорта» занимает его умение ладить с владыкой подземного мира — богом «Нга». Если человек заболел, значит, вселился в него дух болезни. И душа шамана идет в сопровождении духов-помощников в подземный мир. Тут надо исхитриться, чтобы освободить душу больного человека. К этому способен лишь «самбдорта». На нем лежит миссия убеждения духов загробного мира в необходимости дальнейшей жизни больного хозяина души. Вызволяя души из плена, шаман проявляет изобретательность и хитрость. Он знает, чем расположить духов. Но если они проявляют несговорчивость, тогда «самбдорта»
12 Народы Ямала. Ненцы. URL: http://gublibrary.ru/pub/narody/nency/narody_yamala.htm#nen (дата обращения: 23.06.2012).
вступает с ним в борьбу. У него есть два помощника: шаман «сэвтана» — образован от существительного «сэв» — глаз, умеющий внутренней силой проникнуть в глубину царства «Нга», и другой помощник — шаман «илтана», дающий жизнь, предсказывающий судьбу. Все трое, опять же при помощи духов, оказывают различную помощь больным [3, 2012].
Начало христианизации европейских ненцев относится к 20-м годам Х!Х в. Однако при в целом терпимом отношении к таинствам современники отмечали слабое усвоение основ христианских догматов ненцами. Среди же сибирских ненцев первые попытки христианизации встретили активное сопротивление. В результате процесса внедрения христианства в ненецкую культуру наблюдается синкретическое состояние их религии. Так, под влиянием христианства верховное божество ненцев «Нум» приобретает черты христианского бога. В пантеон духов-хозяев в виде «Сядай-Миколы» — покровителя промыслов, включается св. Николай. Ненцы отмечали ряд христианских праздников, носили православные кресты, в интерьере жилища обычными становятся иконы. Элементы бытового православия получили распространение благодаря разнообразным контактам ненцев с русским населением. В общей оценке состояния синкретизма религии ненцев отмечается, что «влияние христианской веры в основном носило поверхностный характер и не затронуло глубоко традиционных религиозных представлений ненцев». После советской эпохи возрождение православной жиз-
13
ни в Ненецком автономном округе приходится на начало 90-х гг. прошлого века .
Официальная статистика религиозности в России не дает регионального среза, однако анализ календарных праздников ненцев действительно фиксирует тесную связь православных праздников ненцев с основными циклами хозяйственной жизни: Благовещение — начало весенних перекочевок; Егоров день — считалось, что к этому времени надо подойти к отельным местам); Праздник Николы — начало ледохода; Петров день — конец вонзевого лова рыбы; Ильин день — середина лета; Успенье — убой оленей на малицы и др.14. К традиционным народным праздникам ненцев следует отнести Весеннее одаривание небесного бога-грома оленем. Ненцы-старожилы помнят, как в былые времена они сами и их предки отмечали этот весенний праздник. В этот день ненцы просили бога-грома о теплом лете, ниспослании удачи и благополучия, достаточной пищи для оленей на летних пастбищах. В
13 Краткий очерк истории Православия в Ненецком крае. http://www.pravoslavie.ru/news/27127.htm (дата об-ращения:25.06.2012). Ненцы. URL: http://www.hrono.info/etnosy/etnos_n/nency.php (дата обращения:
03.04.2011).
14 Ненецкие народные праздники. URL: http://gublibrary.ru/pub/prazd/Prazdniki.html#nen (дата обращения:
23.06.2012).
1930-х гг. его заменил официальный День оленевода. Однако 14 декабря 2007 г. День оленя был вновь официально утвержден законом администрации НАО [5, 2003].
Народная культура ненцев представлена типичными для всех северных народов жанрами и хорошо представлена в работе Л. В. Хомич [6, 1995]. В устном народном творчестве широко распространены сказки, лирические песни, загадки. Различаются волшебные сказки, среди которых известное место занимают видоизмененные русские сказки и сказки о животных. Некоторые сказки о животных имеют концовки, которые указывают на их мифологическое происхождение. Тематика ненецких загадок тесно связана с основными занятиями ненцев, кочевым бытом, природой и животным миром тундры. Лирические песни обычно импровизировались и не имели такого устойчивого, сложившегося текста, как другие жанры. Они часто пелись во время переездов по тундре, причем исполнитель описывал в них в поэтической форме цель поездки, окружающую природу, свое настроение [6, 1995].
В декоративно-прикладном искусстве ненцев наиболее развиты резьба по кости и дереву, инкрустации оловом по дереву, орнамент из меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, деревянная религиозная скульптура. Из деревянных изделий резьбой иногда украшали курительные трубки и колотушки для выбивании снега из меховых вещей. У ненцев, особенно к западу от реки Печоры, несколько десятилетий тому назад была распространена инкрустация по дереву оловом или свинцом на черенках ножей и табакерках. Женскую одежду украшали полосами орнамента их меха белого и черного цвета, выполняемого техникой мозаики. Орнамент изготовляли обычно из камуса (шнура с ног оленя). Помимо одежды, орнаментов украшали сумочки для хранения швейных принадлежностей и другой меховой утвари. Орнамент на меховых изделиях состоял из геометрических фигур и часто был очень сложным.
Скульптура у ненцев имела исключительно религиозный характер. Из дерева вырезали антропоморфные и зооморфные изображения (вместилища) духов, которым приносили жертвы. Антропоморфные изображения встречались двоякого вида: палки разных размеров с грубо высеченными на верхней части лицом или рядом лиц и выточенные более тщательно фигурки людей. Зооморфные скульптуры обычно изображали волка или гагару [6, 1995].
Ненецкий музыкальный фольклор разнообразен по жанрам. Наиболее распространенными являются эпические произведения, которые подразделяются на два основных виды: героические песни, песни о богатырях, героях и песни-плачи. Героические песни — наиболее древние и архаичные. Основными темами в них являются поиски жены и кровная
месть. Песни-плачи обычно представляют собой повествования о злоключениях какого-либо лица. По-видимому, их появление относится к более позднему периоду, так как в некоторых из них налицо отражение классового расслоения и эксплуатации. По характеру ненецкий эпос глубоко реалистичен. В нем нет ничего мистического, потустороннего. Герои эпоса — это ненцы, оленеводы и охотники, ведущие борьбу за оленей, женщин, за свои права. Реалистический характер эпоса делает его произведения ценными не только с художественной точки зрения, но и как своеобразный исторический источник о прошлом ненцев. В ненецком эпосе ярко раскрывается быт, хозяйственная деятельность, взаимоотношения людей. Ненецкие эпические произведения поются. Мелодия песен своеобразна и близка к речитативу, однако каждое произведение имеет свой мотив. Лучшие исполнители эпических произведений пользуются в народе большим уважением. В качестве музыкальных инструментов ненцы использовали играющий лук (ударяли стрелой), играющую жилу, двухструнную смычковую лютню, различные свистки и пищалки15.
В современных условиях традиционная культура ненцев получила новый импульс к развитию. В НАО и ЯНАО, на Таймыре успешно работали национальные ансамбли «Хаяр», «Маймбава», «Нумгыкоця», «Сэрасэв», «Ямал», «Хэйро», «Бус-кан», экспериментальный самодеятельный театр «Илебц», клуб декоративно-прикладного искусства «Тукоця», Центр национальных культур на Ямале16. В Ненецком АО в сфере народного творчества действуют свыше 300 самодеятельных клубных формирований, в Ямало-Ненецком автономном округе на базе культурно-досуговых учреждений действует 650 коллективов самодеятельного народного творчества различной жанровой направленности. Творчество мастеров песенного фольклора Р. Г. Кельчина, Л. И. Кельчиной, Т. Н. Лар, Н. Е. Лонгортовой, Г. А. Пуйко, Э. Л. Тэ-сидо и др. имеет значение, выходящее за пределы ЯНАО. Среди исполнителей народной песни известно имя талантливой исследовательницы ненецкой культуры Е. Г. Сусой и ансамбля национальной песни «Сёётэй Ямал» («Поющий Ямал»). Большой вклад в развитие музыкальной культуры Ямала внес С. Н. Няруй — ненецкий композитор, заслуженный работник культуры РФ, увлеченный собиратель и аранжировщик ненецкого фольклора17.
15 Этноатлас. Ненцы. URL: http://www.krskstate.ru/society/nations/etnoatlas/0/etno_id/85 (дата обращения: 23.06.2012).
16 Ненцы. Этнокультурная ситуация. URL: http://raipon.info/narody/narody-severa-sibiri-i-dalnego-vostoka-rf/247-2009-08-20-08-49-36.html (дата обращения: 23.06.2012).
17 Культура Ямала. URL: http://adm.yanao.ru/71/ (дата обращения: 02.06.2011).
В сфере народных художественных промыслов в НАО два предприятия и свыше 300 мастеров-любителей изготавливают изделия из кожи и меха, рога и кости оленя, дерева, бытуют художественное ручное вязание и лоскутное шитье, кружево- и бисероплетение18.
В Дудинке прошли презентации академического издания «Фольклор ненцев», книги «Сказания седой старины» на ненецком языке и многих других. Успехом у зрителей пользуются выступления известных ненецких фольклорных групп «Синюко» и «Нумгыча» из Усть-Енисейского района 19.
Ненцы, как и другие коренные малочисленные народы Севера, получили свою письменность в начале 1930-х гг. В 1932 г. был издан первый букварь на ненецком языке. Автором его стал первый советский специалист по языкам самодийской группы Г. Н. Прокофьев. На ненецком языке уже в эти годы начали издаваться книги и газеты [4, 1982]. На высокий уровень владения родным языком повлияли такие факторы, как моноэтничность и компактность проживания, высокий удельный вес ненцев, занятых в традиционных отраслях жизнедеятельности (25,7 %), отдаленность от оживленных цивилизационных путей, наличие в поселках школ с родным языком20. На ненецком языке издается литература, ведутся радиопередачи, в двух автономных округа издаются газеты. Язык преподается в школе до 8 класса включительно, в ряде школ его изучают факультативно и в старших классах. Учителей ненецкого языка, начиная с 1930-х гг., готовят педагогические училища в Нарьян-Маре и Салехарде, РГПУ имени А. И. Герцена в Санкт-Петербурге [2, 1986].
Одновременно среди ненцев сохраняется традиционная система приобретения знаний в процессе практической жизнедеятельности и тесного общения с природой. По совокупности различных факторов они умеют находить нужное направление, приобретая при этом некоторые знания в области географии, естествознания, астрономии. Так, ненцы -оленеводы прекрасно ориентируются по звездам, зная некоторые созвездия и их положение в разное время относительно стран света. В ненецком языке существуют названия для многих звезд и созвездий. Зимой ненцы находили дорогу по снежным застругам, которые от преобладающих ветров почти всегда в тундре располагаются в одном направлении. Охотник или оленевод, отправляясь в путь, замечал угол по отношению к застругам, под которым выезжал, и потом уже придерживался этого соотношения. По следам, оставляемым санями и
18 Культура Ненецкого АО. URL: http://www.adm-nao.ru/?show=statics&id=225 (дата обращения: 29.05.2011).
19 Этноатлас. Ненцы. URL: http://www.krskstate.ru/society/nations/etnoatlas/0/etno_id/85 (дата обращения: 23.06.2012).
20 Ненцы. Этнокультурная ситуация. URL: http://raipon.info/narody/narody-severa-sibiri-i-dalnego-vostoka-rf/247-2009-08-20-08-49-36.html (дата обращения: 23.06.2012).
оленями, ненцы легко могли рассчитать время, когда именно сани проезжали по этому месту. Во время метели останавливаясь, чтобы не сбиться с дороги, путники замечали направление ветра и по окончании непогоды, когда обычно не видно ни одного предмета, ни одного следа, сравнительно легко выбирались из беспредельных равнин. Ненцы занимающиеся
w w 21 л
охотой, отлично знают повадки зверей и птиц, различают их голоса . Для ненцев характерна общинная организация жизни.
Только сохраняя свою культуру и традиционную систему знаний, ненецкий этнос имеет все возможности выжить в процессе трансформационных изменений в условиях глобализации и сохранить свою идентичность, самобытность.
Литература
1. Журавский А. В. Народы России. Атлас культур и религий / Отв. ред. В. А. Тишков, А. В. Журавский, О. Е. Кальмина. М.: ИПЦ Дизайн. Информация. Картография. 2008. С. 170.
2. Культурное строительство на Севере (1917—1941 гг.). Документы и материалы. Архангельск, 1986. С. 215.
3. Лар Л. А. Ненцы: их боги и шаманы. URL: http://providenie.narod.ru/0000129.html (дата обращения: 24.06.2012).
4. Памятные даты Архангельской области за 1982 год. Архангельск, 1982. С. 7.
5. Турутина П. «Северный луч», 2003. 6 июня. С. 12.
6. Хомич Л. В. Ненцы. СПб.: Русский Двор. 1995. С. 187, 192.
7. Чеботаева Н. А., Гардамшина М. И. Лесные ненцы. Традиционная медицина. URL: http://elementy.ru/lib/430365?page_design=print (дата обращения: 23.06.2012).
Рецензент — Соколова Флёра Харисовна, доктор исторических наук, профессор
21 Народные знания у ненцев. URL: http://www.kalitva.ru/107021-narodnye-znanija-u-nencev.html (дата обращения: 25.06.2012).