Научная статья на тему 'Религиозные организации в условиях становления гражданского общества'

Религиозные организации в условиях становления гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1150
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ЦЕРКОВЬ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / CIVIL SOCIETY / GOVERNMENT / CHURCH / SOCIO-POLITICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нестерова Анна Геннадиевна

В статье рассмотрены особенности взаимодействия государства и Русской православной церкви (РПЦ) в условиях становления и развития гражданского общества, отношение россиян к социально-политической активности РПЦ в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of interaction between government and the Russian Orthodox Church (ROC) in conditions of formation and development of civil society and the attitude of Russians to the socio-political activity of the ROC in Russia are represented in the article.

Текст научной работы на тему «Религиозные организации в условиях становления гражданского общества»

Анна НЕСТЕРОВА

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В статье рассмотрены особенности взаимодействия государства и Русской православной церкви (РПЦ) в условиях становления и развития гражданского общества и отношение россиян к социально-политической активности РПЦ в России.

The features of interaction of government and the Russian Orthodox Church (ROC) in conditions of formation and development of civil society and the attitude of Russians to the socio-political activity of the ROC in Russia are represented in the article.

Ключевые слова:

гражданское общество, государство, церковь, социально-политическая активность; civil society, government, church, sociopolitical activity.

НЕСТЕРОВА

Анна

Геннадиевна — к.соц.н.,

начальник вшдела

внешних связей

Вилгиградгвиги

иосуЛарствснного

униавреитета

nasterova100378@

Buil.ru

Сегодня проблема взаимоотношений религиозных организаций и государства остра как никогда. По данным социологических опросов населения подавляющее большинство респондентов в России осознают себя православными. Принимая во внимание, что крупнейшей и наиболее структурированной религиозной организацией в нашей стране является Русская православная церковь (РПЦ) (Московский патриархат), осуществляющая контакты с государством, становится очевидной необходимость особого подхода к изучению взаимоотношений церкви и государства. Светский характер государства закреплен Конституцией РФ, и именно этот подход должен лечь в основу более взвешенной, предсказуемой и оправданной государственной политики в этой области1.

Повышение активности религиозных объединений вызвано либеральными реформами конца ХХ в., которые обозначили вектор дальнейшего развития гражданского общества в России, а также определили характер взаимоотношений между его институтами и органами государственной власти. Нормативные правовые акты, принятые в течение последнего двадцатилетия, были направлены на создание реальных стимулов, проявление гражданских инициатив, совершенствование социальной структуры общества, повышение ответственности власти и общественных организаций за свою деятельность.

В настоящее время религиозные организации с точки зрения интересов гражданского общества все более конструктивно решают вопросы взаимодействия и сотрудничества с государством и обществом во внерелигиозных (социальной, культурной и политической) сферах и являются одним из наиболее эффективных институтов саморегуляции и самоорганизации российского общества.

Религиозное пространство большинства регионов России является результатом многовекового исторического развития. Геополитическое положение большинства регионов обусловило формирование структурно сложного национального и конфессионального состава населения. В поликонфессиональном государстве сложилось несколько уровней участников межрелигиозных отношений: на низшем уровне — рядовые верующие; на среднем — духовенство (религиозные служители), а также религиозный актив из

1 Взаимоотношение церкви и государства на современном этапе российской истории // Сайт общественно-политического журнала «Историк»; http://www. historicus.ru/463/

мирян; на высшем — духовно-административные органы управления религиозных организаций и их ответственные представители1.

По мнению западных исследователей, церковно-государственные отношения и общий религиозный климат в России претерпели заметное оживление после падения коммунизма два десятилетия назад. Конституцией РФ закреплено, что церковь и государство разделены, в то же время ограничиваются организации и выступления, которые разжигают религиозную вражду или превосходство2. Особое положение РПЦ определено количеством ее последователей. По данным ВЦИОМ от 2008 г. большинство россиян относят себя к последователям православия (73%). Причем среди женщин православных больше, чем среди мужчин (79% и 66% соответственно). Мусульманами назвали себя только 6% респондентов; а 3% наших сограждан заявляют, что являются верующими, но не принадлежат ни к какой конкретной конфессии3.

Русская православная церковь на правах «исторической» религии занимает ведущие позиции в рейтинге социально-активных религиозных объединений Российской Федерации. Отдел внешних церковных связей Московского патриархата РПЦ взаимодействует с поместными православными церквями, инославными церквями и христианскими объединениями, нехристианскими религиозными общинами, правительственными, парламентскими, общественными организациями за рубежом, учреждениями, межправительственными, религиозными и общественными международными орга-низациями4.

Отношения РПЦ с органами власти и управления Российской Федерации вызывают неоднозначные отклики у россиян. Так, согласно исследованию ВЦИОМ, более половины опрошенных (55%) счи-

1 Межрелигиозные отношения современной России // Сайт РАГС; http://religio.rags.ru/ religios/l.php (дата обращения 20.10.2010).

2 Russia // Site of Berkley Center for Religion, Peace and World Affairs of Georgetown University; http://berkleycenter.georgetown.edu/countries/russia

3 Религия в жизни россиян // Официальный сайт ВЦИОМ; http://wciom.ru/index. php?id=268&uid=11099

4 Официальный сайт отдела внешних цер-

ковных связей Русской православной церкви //

http://www.mospat.ru/ru/department/today/

тают, что президент среди всех конфессий должен отдавать предпочтение РПЦ. В их числе 45% полагают, что ему не обязательно самому быть религиозным человеком, но нужно уважительно относиться к РПЦ, помогать ей и посещать на праздники богослужения. Еще 10% полагают, что президент должен быть религиозным человеком и активно поддерживать РПЦ. Треть респондентов (34%) считает, что президенту следует ко всем религиям относиться одинаково и соблюдать принцип отделения церкви от государства5. Согласно другому исследованию, респонденты характеризуют РПЦ, во-первых, как институт власти, сотрудничающий с государством; во-вторых, как религиозную организацию России, имеющую определенные привилегии, и, в-третьих, как бизнес-организацию, ориентированную на собственное обогащение6.

Развитие общественных отношений позволило РПЦ активно проявить себя во многих сферах жизни общества, не только России, но и за рубежом. После избрания Кирилла Патриархом Московским и всея Руси стали заметны определенные реформаторские тенденции в развитии церкви, изменения в структуре и деятельности приходов и церковных организаций. Православные лидеры принимают активное участие в международных и всероссийских конференциях, организуют симпозиумы, выставки, форумы, «благословляют» открытие социально значимых государственных учреждений (школ, больниц, музеев и т.д.), открывают храмы на территории государственных учреждений и т.д. Цель всех этих мероприятий — развитие сотрудничества между РПЦ, православной общественностью, представителями деловых кругов и государством; реализация социальных инициатив по достойному устроению жизни7. Церковь активно использует электронные и печатные

5 Президент и церковь // Официальный сайт ВЦИОМ; http://wciom.ru/index. php?id=268&uid=9487

6 Белова Т.П. Взаимодействие органов власти, национально-культурных объединений и религиозных организаций в обеспечении толерантной социальной среды в регионе // Общественные отношения в условиях становления гражданского общества : сб. статей Всероссийской научно-практической конференции, г. Волгоград, 23—24 сент. 2009 г. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2009, с. 200.

7 Фонд преподобного Серафима Саровского объявляет конкурс «Православная инициатива» // Сайт Московского патриархата РПЦ; http://www. patriarchia.ru/db/text/1302806.html

ресурсы для освещения своей деятельности, распространения христианских ценностей и культуры. Мониторинг электронных СМИ показал, что упоминаний о социально-политической деятельности РПЦ в 2 раза больше, чем о деятельности мусульманских объединений. В настоящее время последователи православия активизировались, и в социальных сетях (УкаМаШв, ОёпаЫаззткГ) создаются тематические православные группы, специальные форумы, на которых обсуждаются различные аспекты деятельности РПЦ. Таким образом, церковь пытается идти в ногу со временем, привлекать последователей, используя новые современные технологии и Интернет.

В настоящее время православная церковь получила возможность осуществлять виды деятельности, нацеленные на общественное благо. Такая деятельность осуществляется организациями, которые так или иначе подчиняются РПЦ: руководителями являются священнослужители или так называемые «практикующие православные». Они получили название цер-ковно-мирянских организаций (ЦМО), чтобы отличать их, во-первых, от богослужебно-культовых организаций (церковных приходов) и, во-вторых, от монастырских общин, имеющих свою отличную, немирянскую специфику1.

Активная пропаганда РПЦ православного образа жизни в последнее десятилетие вызывает в обществе массовые дискуссии, которые, несмотря на открытое негодование части российской общественности, очень выгодны для РПЦ. Среди наиболее обсуждаемых вопросов можно выделить следующие: преподавание основ православия в светских школах; обучение в православных учебных заведениях; возведение православных праздников в ранг государственных (Рождество Христово, обсуждение вопроса о придании Пасхе статуса государственного праздника2);

1 Кнорре Б.К. Церковь: модернизация в рамках гражданского общества // Сайт ГУ ВШЭ; http:// www.hse.ru/news/recent/16994287.html

2 Пасха — государственный праздник: дискуссии, комментарии и статьи // Сайт Православного информационного агентства; http://rusk.ru/tema. php?idaid=107; Безрукова Л. Праздник воскре-се! Сделать красной датой календаря православную Пасху предлагает петербургский депутат // Сайт «Российской газеты» — Федеральный выпуск № 4889 от 15 апреля 2009 г. ; http://www. rg.ru/2009/04/15/pasha.html и др.

проведение фестивалей, конкурсов совместно с органами власти и управления; создание благотворительных православных фондов, молодежных православных организаций; введение военного духовенства.

Действия государства и РПЦ обостряют отношения с различными общественными кругами. С одной стороны, РПЦ берет на себя сегодня слишком много функций, которые не свойственны общественным институтам гражданского общества. Церковь в лице патриарха Кирилла как мощнейшая общественная организация открыто заявляет о своих целях, обостряя общественную дискуссию, возбуждая сознание граждан. Но вот воплощение церковных инициатив ложится на плечи государства. Чиновники провоцируют своими действиями огосударствление РПЦ: положительное решение президента РФ Д. Медведева по изучению религии в школе и введению военного духовенства; одобрение инициатив по передаче имущества РПЦ в собственность и др.3

С другой стороны, нельзя недооценивать социальные инициативы РПЦ. Так, например, православный культурный центр «Возрождение», основанный в 2002 г., объединил людей творческих профессий - поэтов, композиторов, музыкантов и др. В 2003-2009 гг. при участии ПКЦ «Возрождение» проведен ряд вечеров современного песенно-духовного творчества, организованы авторские выступления в кафе, в московских учебных заведениях, больницах и в СИЗО, так же состоялось участие в тематических передачах на московских радиостанциях4.

Другим примером активного участия РПЦ в социальной жизни России является организация таких конкурсов, как «Православная инициатива», который проводится в 2010 г. по четырем направлениям.

1. Социальное служение.

Оценивается работа по организации помощи бездомным, поддержке материнства и детства, помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, социальной и ме-

3 Лункин Р. Опасный вакуум. Отсутствие открытой дискуссии вокруг церковных инициатив подрывает роль РПЦ в обществе // Сайт Славянского православного центра; http://www.sclj.ru/news/ detail.php?ID=2873

4 Краткая историческая справка // Официальный сайт ПКЦ «Возрождение»; http://vozrozhdenie. nm.ru/

дицинской работам, популяризации идей добровольчества.

2. Вечные ценности в зеркале СМИ.

Особое внимание уделяется кампаниям социальной рекламы и публикациям, посвященным благотворительной и образовательной деятельности православной церкви.

3. Обучение и духовное становление личности.

Поддерживается разработка методических комплексов и пособий, проведение мероприятий по обмену опытом и его распространению.

4. Просвещение через книгу.

Поддерживаются проекты, направленные на развитие библиотечного дела и пополнение библиотечных фондов Русской православной церкви, а также внедрение в православных библиотеках новых технологий и повышение квалификации библиотечных работников1.

В то же время активная агитация РПЦ за православный образ жизни не приносит желаемых результатов. В апреле 2010 г. ВЦИОМ опубликовал данные о том, сколько россиян соблюдают религиозные предписания. Исследование показало, что, несмотря на активность РПЦ, большая часть верующих россиян не может вспомнить религиозные ритуалы, которые они соблюдают (38%). Причем когда россиянам напоминают о существующих проявлениях религиозной жизни, гораздо большая часть опрошенных указывает на соблюдение этих ритуалов. В первую очередь это касается церковных праздников — их отмечают две трети опрошенных (65%). Примерно столько же наших сограждан заявляют, что стараются жить в соответствии с заповедями (63%); 48% носят религиозные символы, а 55% отметили, что оказывают помощь нуждающимся2.

Чаще воцерковленными оказываются последователи иных христианских течений: в этой группе опрошенных большинство помогают при храме (71%), читают духовную литературу и общаются с духовником (по 57%). Среди православных

1 В Москве прошел семинар для координаторов конкурса «Православная инициатива» // Официальный сайт РПЦ; http://www.patriarchia. ru/db/text/1307726.html

2 Верующих в России много, воцерковлен-ных — значительно меньше // Официальный сайт ВЦИОМ; http://wciom.ru/index. php?id=268&uid=13385

эти проявления духовной жизни свойственны лишь 13—16%3.

Таким образом, гражданская «активность» РПЦ вызывает неоднозначную реакцию со стороны общественности. Так, в прессе появляются сообщения, в которых звучат откровенные обвинения государства и государственных лидеров в покровительстве Русской православной церкви: «Сегодня церковные и околоцерковные круги проводят мощную агитацию за привлечение к православной церкви новых верующих. Использован даже вполне демократический лозунг о “свободе совести”. Под свободой совести у нас теперь понимают вовсе не свободу выбора верить в бога или нет и даже не свободу выбирать религиозную веру. Под свободой совести понимается свобода исповедовать только одну религию — христианство, а в ней следует выбрать только одну ее разновидность — православие»4. В СМИ открыто звучат мысли о том, что происходящее сегодня после десятилетий гонений восстановление Русской православной церкви может привести к восстановлению в той или иной форме церковного контроля над обществом5.

Социологические исследования, проведенные ВЦИОМ, показывают, что церковь и православная вера в целом должны более активно влиять на жизнь всего общества, не ограничиваясь лишь обрядоворитуальной стороной, но это влияние не должно перерастать в огосударствление православия. Одним из важных пунктов дискуссии последних недель стала возможная роль РПЦ в России как наиболее крупной церкви, органично связанной с историей и культурой всего русского народа. В то же время россияне достаточно осторожно относятся к перспективам усиления религиозного компонента в жизни России, хотя и хотели бы, чтобы церковь более активно влияла на духовную жизнь всего общества (47,4%). Однако 29,0% предпочли бы, чтобы РПЦ и другие церкви ограничили свою деятельность религиозными обрядами и ритуалами, а 18,2%,

3 Там же.

4 Государство и церковь в современной России // Информационно-дискуcсионный портал Newsland; http ://www.newsland .ru/N ews/Detail/ id/462896/

5 Верховский А. Русская православная церковь и свобода выражения в светском обществе // Сайт журнала «Индекс»; http://index.org.ru/journal/11/ verh.html

напротив, хотели бы, чтобы церковь серьезно влияла на важнейшие сферы жизни общества и всего государства1.

В условиях многоконфессиональности России в целях неукоснительного соблюдения религиозными объединениями Конституции РФ, соблюдения принципа отделения государства от церкви важным является предупреждение и пресечение противоправных проявлений их деятельности, в т.ч. противодействие религиозному экстремизму. Особое место среди регионов России занимает Волгоградская обл., которая представлена многообразием различных религиозных вероисповеданий (21). На территории области зарегистрированы 402 религиозные организации, из них: 249 религиозных организаций, входящих в Волгоградскую епархию Русской православной церкви; 1 религиозная организация Суздальской епархии Российской православной автономной церкви; 21 исламская религиозная организация; 2 организации, исповедующие буддизм; 4 евангелическо-лютеранских организации; 16 организаций евангельских христиан; христиан веры евангельской — 1; христиан веры евангельской-пятидесятников

— 19; евангельских христиан-баптистов

— 22; христиан-адвентистов седьмого дня

— 17; религиозных организаций, исповедующих старообрядческую веру — 9; пресвитериан — 2; религиозных организаций свидетелей Иеговы — 20; 6 организаций, исповедующих иудаизм; организаций, исповедующих римско-католическую веру — 5; организации Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) — 2. Кроме того, зарегистрировано по одной религиозной организации, которые принадлежат Армянской апостольской церкви, Новоапостольской церкви, Армии спасения, кришнаитам (вайшна-визм), методистам и православным (вероисповедание богородичной ветви)2.

Большинство мероприятий Волгоградская епархия проводит при непо-

1 Ценности: народность и православие // Официальный сайт ВЦИОМ; http://wciom.ru/ index.php?id=266&uid=2576

2 Анализ деятельности религиозных организаций, действующих на территории Волгоградской области, на предмет соблюдения требований действующего законодательства по итогам работы за 1-е полугодие 2010 года // Сайт Управления министерства юстиции РФ по Волгоградской области; http://minjust34.ru/825/

средственной поддержке органов власти и управления Волгограда и области. Наиболее масштабными в 2010 г. социальными акциями стали: рождественские елки, спектакли и праздники (рождественский праздник с колядками, играми, хороводами у елки, спектаклем «Зимний цветок», городская рождественская елка с христославами, хороводами, спектаклем «Снеженика» и др.); XXII Всероссийский православный конкурс-фестиваль «Святая Русь», организованный совместно с Волгоградским филиалом Российского фонда культуры, администрацией Волгоградской обл., городской Думой, Волгоградским государственным педагогическим университетом, Волгоградским государственным институтом искусства и культуры, Волгоградским институтом искусств им. П.А. Серебрякова; учительская конференция «Основы православной культуры. Государство и нравственнообразующий предмет»; организация работы плавучего храма, организация помощи пострадавшим от пожаров и др.

В целом, оценивая деятельность Русской православной церкви в условиях гражданского общества России, следует отметить следующие тенденции:

— определенные успехи РПЦ связаны, прежде всего, с административной поддержкой проектов со стороны органов власти и управления, активным использованием информационного пространства России;

— светские и церковные чиновники игнорируют мнение гражданского общества, ссылаясь на «особенною роль православия» в русской истории, при утверждении тех или иных «социальных» проектов РПЦ: введение основ православной культуры в светских школах, введение военного духовенства, огосударствление религиозных праздников и др.;

— желание РПЦ монополизировать духовную сферу российского общества вызывает негативную оценку населения, отталкивает часть естественных союзников православия из числа интеллигенции, ограничивает поле диалога с российским обществом;

— нередко социальная активность РПЦ сводится к предъявлению различных требований органам власти и управления, влекущим нарушение Конституции РФ, а реальное социальное партнерство отсутствует.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.