Анна НЕСТЕРОВА
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В статье рассмотрены особенности взаимодействия государства и Русской православной церкви (РПЦ) в условиях становления и развития гражданского общества и отношение россиян к социально-политической активности РПЦ в России.
The features of interaction of government and the Russian Orthodox Church (ROC) in conditions of formation and development of civil society and the attitude of Russians to the socio-political activity of the ROC in Russia are represented in the article.
Ключевые слова:
гражданское общество, государство, церковь, социально-политическая активность; civil society, government, church, sociopolitical activity.
НЕСТЕРОВА
Анна
Геннадиевна — к.соц.н.,
начальник вшдела
внешних связей
Вилгиградгвиги
иосуЛарствснного
униавреитета
nasterova100378@
Buil.ru
Сегодня проблема взаимоотношений религиозных организаций и государства остра как никогда. По данным социологических опросов населения подавляющее большинство респондентов в России осознают себя православными. Принимая во внимание, что крупнейшей и наиболее структурированной религиозной организацией в нашей стране является Русская православная церковь (РПЦ) (Московский патриархат), осуществляющая контакты с государством, становится очевидной необходимость особого подхода к изучению взаимоотношений церкви и государства. Светский характер государства закреплен Конституцией РФ, и именно этот подход должен лечь в основу более взвешенной, предсказуемой и оправданной государственной политики в этой области1.
Повышение активности религиозных объединений вызвано либеральными реформами конца ХХ в., которые обозначили вектор дальнейшего развития гражданского общества в России, а также определили характер взаимоотношений между его институтами и органами государственной власти. Нормативные правовые акты, принятые в течение последнего двадцатилетия, были направлены на создание реальных стимулов, проявление гражданских инициатив, совершенствование социальной структуры общества, повышение ответственности власти и общественных организаций за свою деятельность.
В настоящее время религиозные организации с точки зрения интересов гражданского общества все более конструктивно решают вопросы взаимодействия и сотрудничества с государством и обществом во внерелигиозных (социальной, культурной и политической) сферах и являются одним из наиболее эффективных институтов саморегуляции и самоорганизации российского общества.
Религиозное пространство большинства регионов России является результатом многовекового исторического развития. Геополитическое положение большинства регионов обусловило формирование структурно сложного национального и конфессионального состава населения. В поликонфессиональном государстве сложилось несколько уровней участников межрелигиозных отношений: на низшем уровне — рядовые верующие; на среднем — духовенство (религиозные служители), а также религиозный актив из
1 Взаимоотношение церкви и государства на современном этапе российской истории // Сайт общественно-политического журнала «Историк»; http://www. historicus.ru/463/
мирян; на высшем — духовно-административные органы управления религиозных организаций и их ответственные представители1.
По мнению западных исследователей, церковно-государственные отношения и общий религиозный климат в России претерпели заметное оживление после падения коммунизма два десятилетия назад. Конституцией РФ закреплено, что церковь и государство разделены, в то же время ограничиваются организации и выступления, которые разжигают религиозную вражду или превосходство2. Особое положение РПЦ определено количеством ее последователей. По данным ВЦИОМ от 2008 г. большинство россиян относят себя к последователям православия (73%). Причем среди женщин православных больше, чем среди мужчин (79% и 66% соответственно). Мусульманами назвали себя только 6% респондентов; а 3% наших сограждан заявляют, что являются верующими, но не принадлежат ни к какой конкретной конфессии3.
Русская православная церковь на правах «исторической» религии занимает ведущие позиции в рейтинге социально-активных религиозных объединений Российской Федерации. Отдел внешних церковных связей Московского патриархата РПЦ взаимодействует с поместными православными церквями, инославными церквями и христианскими объединениями, нехристианскими религиозными общинами, правительственными, парламентскими, общественными организациями за рубежом, учреждениями, межправительственными, религиозными и общественными международными орга-низациями4.
Отношения РПЦ с органами власти и управления Российской Федерации вызывают неоднозначные отклики у россиян. Так, согласно исследованию ВЦИОМ, более половины опрошенных (55%) счи-
1 Межрелигиозные отношения современной России // Сайт РАГС; http://religio.rags.ru/ religios/l.php (дата обращения 20.10.2010).
2 Russia // Site of Berkley Center for Religion, Peace and World Affairs of Georgetown University; http://berkleycenter.georgetown.edu/countries/russia
3 Религия в жизни россиян // Официальный сайт ВЦИОМ; http://wciom.ru/index. php?id=268&uid=11099
4 Официальный сайт отдела внешних цер-
ковных связей Русской православной церкви //
http://www.mospat.ru/ru/department/today/
тают, что президент среди всех конфессий должен отдавать предпочтение РПЦ. В их числе 45% полагают, что ему не обязательно самому быть религиозным человеком, но нужно уважительно относиться к РПЦ, помогать ей и посещать на праздники богослужения. Еще 10% полагают, что президент должен быть религиозным человеком и активно поддерживать РПЦ. Треть респондентов (34%) считает, что президенту следует ко всем религиям относиться одинаково и соблюдать принцип отделения церкви от государства5. Согласно другому исследованию, респонденты характеризуют РПЦ, во-первых, как институт власти, сотрудничающий с государством; во-вторых, как религиозную организацию России, имеющую определенные привилегии, и, в-третьих, как бизнес-организацию, ориентированную на собственное обогащение6.
Развитие общественных отношений позволило РПЦ активно проявить себя во многих сферах жизни общества, не только России, но и за рубежом. После избрания Кирилла Патриархом Московским и всея Руси стали заметны определенные реформаторские тенденции в развитии церкви, изменения в структуре и деятельности приходов и церковных организаций. Православные лидеры принимают активное участие в международных и всероссийских конференциях, организуют симпозиумы, выставки, форумы, «благословляют» открытие социально значимых государственных учреждений (школ, больниц, музеев и т.д.), открывают храмы на территории государственных учреждений и т.д. Цель всех этих мероприятий — развитие сотрудничества между РПЦ, православной общественностью, представителями деловых кругов и государством; реализация социальных инициатив по достойному устроению жизни7. Церковь активно использует электронные и печатные
5 Президент и церковь // Официальный сайт ВЦИОМ; http://wciom.ru/index. php?id=268&uid=9487
6 Белова Т.П. Взаимодействие органов власти, национально-культурных объединений и религиозных организаций в обеспечении толерантной социальной среды в регионе // Общественные отношения в условиях становления гражданского общества : сб. статей Всероссийской научно-практической конференции, г. Волгоград, 23—24 сент. 2009 г. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2009, с. 200.
7 Фонд преподобного Серафима Саровского объявляет конкурс «Православная инициатива» // Сайт Московского патриархата РПЦ; http://www. patriarchia.ru/db/text/1302806.html
ресурсы для освещения своей деятельности, распространения христианских ценностей и культуры. Мониторинг электронных СМИ показал, что упоминаний о социально-политической деятельности РПЦ в 2 раза больше, чем о деятельности мусульманских объединений. В настоящее время последователи православия активизировались, и в социальных сетях (УкаМаШв, ОёпаЫаззткГ) создаются тематические православные группы, специальные форумы, на которых обсуждаются различные аспекты деятельности РПЦ. Таким образом, церковь пытается идти в ногу со временем, привлекать последователей, используя новые современные технологии и Интернет.
В настоящее время православная церковь получила возможность осуществлять виды деятельности, нацеленные на общественное благо. Такая деятельность осуществляется организациями, которые так или иначе подчиняются РПЦ: руководителями являются священнослужители или так называемые «практикующие православные». Они получили название цер-ковно-мирянских организаций (ЦМО), чтобы отличать их, во-первых, от богослужебно-культовых организаций (церковных приходов) и, во-вторых, от монастырских общин, имеющих свою отличную, немирянскую специфику1.
Активная пропаганда РПЦ православного образа жизни в последнее десятилетие вызывает в обществе массовые дискуссии, которые, несмотря на открытое негодование части российской общественности, очень выгодны для РПЦ. Среди наиболее обсуждаемых вопросов можно выделить следующие: преподавание основ православия в светских школах; обучение в православных учебных заведениях; возведение православных праздников в ранг государственных (Рождество Христово, обсуждение вопроса о придании Пасхе статуса государственного праздника2);
1 Кнорре Б.К. Церковь: модернизация в рамках гражданского общества // Сайт ГУ ВШЭ; http:// www.hse.ru/news/recent/16994287.html
2 Пасха — государственный праздник: дискуссии, комментарии и статьи // Сайт Православного информационного агентства; http://rusk.ru/tema. php?idaid=107; Безрукова Л. Праздник воскре-се! Сделать красной датой календаря православную Пасху предлагает петербургский депутат // Сайт «Российской газеты» — Федеральный выпуск № 4889 от 15 апреля 2009 г. ; http://www. rg.ru/2009/04/15/pasha.html и др.
проведение фестивалей, конкурсов совместно с органами власти и управления; создание благотворительных православных фондов, молодежных православных организаций; введение военного духовенства.
Действия государства и РПЦ обостряют отношения с различными общественными кругами. С одной стороны, РПЦ берет на себя сегодня слишком много функций, которые не свойственны общественным институтам гражданского общества. Церковь в лице патриарха Кирилла как мощнейшая общественная организация открыто заявляет о своих целях, обостряя общественную дискуссию, возбуждая сознание граждан. Но вот воплощение церковных инициатив ложится на плечи государства. Чиновники провоцируют своими действиями огосударствление РПЦ: положительное решение президента РФ Д. Медведева по изучению религии в школе и введению военного духовенства; одобрение инициатив по передаче имущества РПЦ в собственность и др.3
С другой стороны, нельзя недооценивать социальные инициативы РПЦ. Так, например, православный культурный центр «Возрождение», основанный в 2002 г., объединил людей творческих профессий - поэтов, композиторов, музыкантов и др. В 2003-2009 гг. при участии ПКЦ «Возрождение» проведен ряд вечеров современного песенно-духовного творчества, организованы авторские выступления в кафе, в московских учебных заведениях, больницах и в СИЗО, так же состоялось участие в тематических передачах на московских радиостанциях4.
Другим примером активного участия РПЦ в социальной жизни России является организация таких конкурсов, как «Православная инициатива», который проводится в 2010 г. по четырем направлениям.
1. Социальное служение.
Оценивается работа по организации помощи бездомным, поддержке материнства и детства, помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, социальной и ме-
3 Лункин Р. Опасный вакуум. Отсутствие открытой дискуссии вокруг церковных инициатив подрывает роль РПЦ в обществе // Сайт Славянского православного центра; http://www.sclj.ru/news/ detail.php?ID=2873
4 Краткая историческая справка // Официальный сайт ПКЦ «Возрождение»; http://vozrozhdenie. nm.ru/
дицинской работам, популяризации идей добровольчества.
2. Вечные ценности в зеркале СМИ.
Особое внимание уделяется кампаниям социальной рекламы и публикациям, посвященным благотворительной и образовательной деятельности православной церкви.
3. Обучение и духовное становление личности.
Поддерживается разработка методических комплексов и пособий, проведение мероприятий по обмену опытом и его распространению.
4. Просвещение через книгу.
Поддерживаются проекты, направленные на развитие библиотечного дела и пополнение библиотечных фондов Русской православной церкви, а также внедрение в православных библиотеках новых технологий и повышение квалификации библиотечных работников1.
В то же время активная агитация РПЦ за православный образ жизни не приносит желаемых результатов. В апреле 2010 г. ВЦИОМ опубликовал данные о том, сколько россиян соблюдают религиозные предписания. Исследование показало, что, несмотря на активность РПЦ, большая часть верующих россиян не может вспомнить религиозные ритуалы, которые они соблюдают (38%). Причем когда россиянам напоминают о существующих проявлениях религиозной жизни, гораздо большая часть опрошенных указывает на соблюдение этих ритуалов. В первую очередь это касается церковных праздников — их отмечают две трети опрошенных (65%). Примерно столько же наших сограждан заявляют, что стараются жить в соответствии с заповедями (63%); 48% носят религиозные символы, а 55% отметили, что оказывают помощь нуждающимся2.
Чаще воцерковленными оказываются последователи иных христианских течений: в этой группе опрошенных большинство помогают при храме (71%), читают духовную литературу и общаются с духовником (по 57%). Среди православных
1 В Москве прошел семинар для координаторов конкурса «Православная инициатива» // Официальный сайт РПЦ; http://www.patriarchia. ru/db/text/1307726.html
2 Верующих в России много, воцерковлен-ных — значительно меньше // Официальный сайт ВЦИОМ; http://wciom.ru/index. php?id=268&uid=13385
эти проявления духовной жизни свойственны лишь 13—16%3.
Таким образом, гражданская «активность» РПЦ вызывает неоднозначную реакцию со стороны общественности. Так, в прессе появляются сообщения, в которых звучат откровенные обвинения государства и государственных лидеров в покровительстве Русской православной церкви: «Сегодня церковные и околоцерковные круги проводят мощную агитацию за привлечение к православной церкви новых верующих. Использован даже вполне демократический лозунг о “свободе совести”. Под свободой совести у нас теперь понимают вовсе не свободу выбора верить в бога или нет и даже не свободу выбирать религиозную веру. Под свободой совести понимается свобода исповедовать только одну религию — христианство, а в ней следует выбрать только одну ее разновидность — православие»4. В СМИ открыто звучат мысли о том, что происходящее сегодня после десятилетий гонений восстановление Русской православной церкви может привести к восстановлению в той или иной форме церковного контроля над обществом5.
Социологические исследования, проведенные ВЦИОМ, показывают, что церковь и православная вера в целом должны более активно влиять на жизнь всего общества, не ограничиваясь лишь обрядоворитуальной стороной, но это влияние не должно перерастать в огосударствление православия. Одним из важных пунктов дискуссии последних недель стала возможная роль РПЦ в России как наиболее крупной церкви, органично связанной с историей и культурой всего русского народа. В то же время россияне достаточно осторожно относятся к перспективам усиления религиозного компонента в жизни России, хотя и хотели бы, чтобы церковь более активно влияла на духовную жизнь всего общества (47,4%). Однако 29,0% предпочли бы, чтобы РПЦ и другие церкви ограничили свою деятельность религиозными обрядами и ритуалами, а 18,2%,
3 Там же.
4 Государство и церковь в современной России // Информационно-дискуcсионный портал Newsland; http ://www.newsland .ru/N ews/Detail/ id/462896/
5 Верховский А. Русская православная церковь и свобода выражения в светском обществе // Сайт журнала «Индекс»; http://index.org.ru/journal/11/ verh.html
напротив, хотели бы, чтобы церковь серьезно влияла на важнейшие сферы жизни общества и всего государства1.
В условиях многоконфессиональности России в целях неукоснительного соблюдения религиозными объединениями Конституции РФ, соблюдения принципа отделения государства от церкви важным является предупреждение и пресечение противоправных проявлений их деятельности, в т.ч. противодействие религиозному экстремизму. Особое место среди регионов России занимает Волгоградская обл., которая представлена многообразием различных религиозных вероисповеданий (21). На территории области зарегистрированы 402 религиозные организации, из них: 249 религиозных организаций, входящих в Волгоградскую епархию Русской православной церкви; 1 религиозная организация Суздальской епархии Российской православной автономной церкви; 21 исламская религиозная организация; 2 организации, исповедующие буддизм; 4 евангелическо-лютеранских организации; 16 организаций евангельских христиан; христиан веры евангельской — 1; христиан веры евангельской-пятидесятников
— 19; евангельских христиан-баптистов
— 22; христиан-адвентистов седьмого дня
— 17; религиозных организаций, исповедующих старообрядческую веру — 9; пресвитериан — 2; религиозных организаций свидетелей Иеговы — 20; 6 организаций, исповедующих иудаизм; организаций, исповедующих римско-католическую веру — 5; организации Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) — 2. Кроме того, зарегистрировано по одной религиозной организации, которые принадлежат Армянской апостольской церкви, Новоапостольской церкви, Армии спасения, кришнаитам (вайшна-визм), методистам и православным (вероисповедание богородичной ветви)2.
Большинство мероприятий Волгоградская епархия проводит при непо-
1 Ценности: народность и православие // Официальный сайт ВЦИОМ; http://wciom.ru/ index.php?id=266&uid=2576
2 Анализ деятельности религиозных организаций, действующих на территории Волгоградской области, на предмет соблюдения требований действующего законодательства по итогам работы за 1-е полугодие 2010 года // Сайт Управления министерства юстиции РФ по Волгоградской области; http://minjust34.ru/825/
средственной поддержке органов власти и управления Волгограда и области. Наиболее масштабными в 2010 г. социальными акциями стали: рождественские елки, спектакли и праздники (рождественский праздник с колядками, играми, хороводами у елки, спектаклем «Зимний цветок», городская рождественская елка с христославами, хороводами, спектаклем «Снеженика» и др.); XXII Всероссийский православный конкурс-фестиваль «Святая Русь», организованный совместно с Волгоградским филиалом Российского фонда культуры, администрацией Волгоградской обл., городской Думой, Волгоградским государственным педагогическим университетом, Волгоградским государственным институтом искусства и культуры, Волгоградским институтом искусств им. П.А. Серебрякова; учительская конференция «Основы православной культуры. Государство и нравственнообразующий предмет»; организация работы плавучего храма, организация помощи пострадавшим от пожаров и др.
В целом, оценивая деятельность Русской православной церкви в условиях гражданского общества России, следует отметить следующие тенденции:
— определенные успехи РПЦ связаны, прежде всего, с административной поддержкой проектов со стороны органов власти и управления, активным использованием информационного пространства России;
— светские и церковные чиновники игнорируют мнение гражданского общества, ссылаясь на «особенною роль православия» в русской истории, при утверждении тех или иных «социальных» проектов РПЦ: введение основ православной культуры в светских школах, введение военного духовенства, огосударствление религиозных праздников и др.;
— желание РПЦ монополизировать духовную сферу российского общества вызывает негативную оценку населения, отталкивает часть естественных союзников православия из числа интеллигенции, ограничивает поле диалога с российским обществом;
— нередко социальная активность РПЦ сводится к предъявлению различных требований органам власти и управления, влекущим нарушение Конституции РФ, а реальное социальное партнерство отсутствует.