Научная статья на тему 'Религиозные организации в системе гражданского общества Тюменского края'

Религиозные организации в системе гражданского общества Тюменского края Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
552
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РЕЛИГИОЗНОЕ СООБЩЕСТВО / ХРИСТИАНСТВО / ИСЛАМ / CIVIL SOCIETY / THE STATE / THE RELIGIOUS ORGANIZATION / RELIGIOUS COMMUNITY / CHRISTIANITY / ISLAM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Боярских Артем Викторович

Автор рассматривает в статье положение дел в сфере религиозных организаций Тюменской области с сточки зрения гражданского общества. Однозначно считая церковь, во всех её проявлениях за исключением деструктивных, необходимым элементом гражданского общества. Отталкиваясь от этого, автор проводит анализ современного положения религиозных организаций в Тюмени, условий их деятельности, путей и направлений взаимодействия с органами власти, а также проблем, с которыми они на современном этапе сталкиваются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The religious organizations in a civil society system of the Tyumen region

The author considers in article a state of affairs in sphere of the religious organizations as a part of the civil society of the Tyumen region. Church, except for sects, is necessary civil society institute. Making a start from it, the author carries out the analysis of modern position of the religious organizations in Tyumen, conditions of their activity, ways and directions of interaction with authorities, and also problems which they at the present stage face.

Текст научной работы на тему «Религиозные организации в системе гражданского общества Тюменского края»

2.7. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ТЮМЕНСКОГО КРАЯ

Боярских Артем Викторович, к.соц.н., доцент. Должность: Зам. Директора по работе с территориями, набору и рекламе. Место работы: Институт дистанционного образования ТюмГУ. E-mail: [email protected]

Аннотация: Автор рассматривает в статье положение дел в сфере религиозных организаций Тюменской области с сточки зрения гражданского общества. Однозначно считая церковь, во всех её проявлениях за исключением деструктивных, необходимым элементом гражданского общества. Отталкиваясь от этого, автор проводит анализ современного положения религиозных организаций в Тюмени, условий их деятельности, путей и направлений взаимодействия с органами власти, а также проблем, с которыми они на современном этапе сталкиваются.

Ключевые слова: гражданское общество, государство, религиозная организация, религиозное сообщество, Христианство, Ислам.

THE RELIGIOUS ORGANIZATIONS IN A CIVIL SOCIETY SYSTEM OF THE TYUMEN REGION

Boyarskikh Artem Viktorovitch, PhD in Soc.Sci., associate professor. Position: deputy director on work with territories, intake and advertising. Place of employment: Distance Education Institute TumGU. E-mail: [email protected]

Annotation: The author considers in article a state of affairs in sphere of the religious organizations as a part of the civil society of the Tyumen region. Church, except for sects, is necessary civil society institute. Making a start from it, the author carries out the analysis of modern position of the religious organizations in Tyumen, conditions of their activity, ways and directions of interaction with authorities, and also problems which they at the present stage face.

Keywords: civil society, the state, the religious organization, religious community, Christianity, Islam.

В культурном развитии не последнюю роль играют религиозные верования, длительное время бывшие институциональной основой культуры. В России 74% от общего числа верующих являются православными.1 Жители России также исповедуют ислам (в основном ортодоксальное направление - сунизм), католицизм буддизм (в основном в Бурятии, Калмыкии, Тыве). Численность верующих составляет около 50% всего населения России. Однако следует отметить, что граждане, относящие себя к неверующим, ведут себя непоследовательно: до 50% из них участвуют в праздновании религиозных праздников, 20% иногда посещают храм, 6% участвуют в религиозных обрядах.3 Социологические исследования показывают, что большинство верующих исполняют лишь некоторые религиозные обряды, не имеют полной информации о своей религии. Данный факт особенно важен для понимания од-

1 Религия народов современной России // Словарь. - М., 2002. -С. 5.

2 Энциклопедия России: федеральные округа и регионы. М., 2002.

3 Религия народов современной России // Словарь. - М., 2002. -

С. 5 - 15.

ной из причин возникновения конфликтов на религиозной почве.

В Тюменской области действует порядка 170 официально зарегистрированных религиозных организаций, а также около 70 религиозных групп самой различной направленности. В Тюменской области достаточно высока степень религиозной толерантности. Об этом свидетельствуют данные опросов общественного мнения. По мнению более чем 80% граждан, религиозная обстановка в области спокойная. Не испытывают симпатии к верующим людям 27% жителей области, в то же время не питают к ним неприязни - 81%. Религиозные службы регулярно посещают не более 1% тюменцев.

В крае достаточно хорошо представлена религиозная палитра России. Здесь ведет свою деятельность Тобольско-Тюменская епархия Русской православной церкви, в которую с недавнего времени также входят несколько приходов Ишимско-Сибирской епархии РПЦ за границей. Есть небольшие организации и группы русской православной старообрядческой церкви. Почти всеми своими ответвлениями представлен протестантизм (порядка 40 организаций), а также организации, чья принадлежность к протестантизму и вообще к христианству является предметом дискуссий - Свидетели Иеговы и Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны).

В регионе также присутствуют католическая церковь и армянская апостольская церковь. Исламские организации представлены тремя духовными управлениями: Управление мусульман Тюменской области, Духовное управление мусульман азиатской части России и Организация центрального духовного управления мусульман России. В Тюмени также существует такая экзотичная для России организация, как Общество сознания Кришны.

Рассматривая политику в области религии в общем, нельзя не сказать, что наряду с основополагающими моментами, зафиксированными в федеральном законодательстве, ряд субъектов РФ имеет свои специфические особенности, обусловленные историческими традициями, национальными особенностями. Одним из таких является Тюменская область.

Закон Тюменской области устанавливает право религиозных организаций участвовать в рассмотрении органами государственной власти вопросов, затрагивающих их деятельность (ст. 2, п. 6).4 Совместно с органами местного самоуправления религиозные организации обязываются законом Тюменской области (ст. 8) при проведении публичных богослужений (других религиозных обрядов и церемоний) обеспечивать общественный порядок, безопасность граждан, оказание им в необходимых случаях медицинской помощи.

Взаимодействие органов государственной власти Тюменской области, органов местного самоуправления с религиозными объединениями осуществляется на основе уважения прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, принципа отделения религиозных объединений от государства, уважения христианства, ислама, буддизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Отношения государства и религиозных объединений регулируются Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объеди-

4 Закон Тюменской области от 08.02.01 № 263 (ред. от 06.10.05) "О деятельности религиозных объединений в Тюменской области" (принят Тюменской областной Думой 26.01.01).

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

Боярских А. В.

нениях» в котором заложен светский характер деятельности органов власти и определено положение религиозных объединений в Российской Федерации.

В частности, там указывается, что «деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии» (ст. 4).

Таким образом, государственные и муниципальные органы власти в своей деятельности не могут руководствоваться религиозными принципами и предпочтениями, отношения между органами власти и верующими строятся на правовых принципах свободы совести. В своей работе государственные и муниципальные служащие должны руководствоваться исключительно законодательством Российской Федерации, принципами свободы совести и толерантности по отношению к представителям всех конфессий и деноминаций.

Следует раскрыть также и общественную роль религиозных организаций. В течение столетий в них сконцентрировались духовные, культурные, материальные ценности, которые в тяжелое для страны время расходовались на нужды государства и для поддержания социально уязвимых групп населения: нищих, вдов, сирот, инвалидов. Помимо религиозных эти организации решали задачи патриотического и гражданского воспитания, в том числе и на примерах самоотверженного героизма, мужества и стойкости россиян в разные исторические периоды.

Национальная традиция, выражающаяся в призрении, попечении, милосердии под общим емким названием «благотворительность», являлась школой благонравия, системой социального воспитания5. Благотворительная деятельность религиозных организаций, основанная на духовно-нравственных и педагогических принципах, оказывала влияние на развитие народного образования, культуры, решение социальных проблем гуманными способами. Богатый опыт благотворительности и социального воспитания религиозных центров актуален и в настоящее время, требует научного исследования, обобщения и использования.

Религиозные группы и объединения граждан ставят перед собой двоякую задачу. С одной стороны, они стремятся достичь собственного (личного) спасения, путем исповедания догматики своего вероучения, соблюдения необходимых обрядов и праведного, с точки зрения своей веры, поведения. С другой стороны, группы верующих, как правило, ведут внешнюю миссию, цель которой - переустройство окружающего мира на принципах их вероучения. В сегменте общества связанном с религиозно мотивированной социальной активностью, присутствуют как религиозные общины, так и светские организации, преследующие социальные или политические цели, обусловленные разделяемой этими ассоциациями религиозно окрашенной идеологией.

В организационном плане одни религиозные общины могут являться структурами жесткой церковной организации (как, например, Русская православная Церковь, католики, «Свидетели Иеговы»). Другие объеди-

нения верующих могут не иметь централизованной иерархии (как, например, многие протестанты) или входить в локальные структуры, более держащиеся на авторитете, чем на иерархии (например, мусульмане и некоторые протестантские Церкви). Все это определяет цели, средства и пределы проявляемой социальной активности.

Другой христианской группой, проявляющей в городе заметную активность, являются церкви и группы протестантского толка. Точная статистика по численности отсутствует. По самооценке - примерно к 10 общинам этой направленности в Тюмени принадлежит от 2 до 3 тыс. человек. Общими усилиями протестантские Церкви выпускают в Тюмени газету «Христианское слово».

В городе продолжают свою деятельность 2-3 человека, которые принимали участие в руководстве движением баптистов (евангельских христиан) еще в конце 1960-х гг. Их активность довольно низка, но они все еще могут оказывать влияние на проповедническую деятельность и подготовку активистов.

Церковь христиан-адвентистов седьмого дня располагает одним молитвенным домом, в котором базируются две общины. «Списочный» состав примерно 300 чел., богослужения посещают регулярно в каждой общине до 70 чел. Прихожане, как правило, люди ниже среднего достатка. Больше всего медиков, студентов, преподавателей и пенсионеров. Большую часть общин составляют женщины. Кроме богослужений (изучения Библии), по субботам проводятся молодежные вечера, посвященные проповеди и пропаганде здорового образа жизни. Действует воскресная школа. В ней занимаются три возрастные группы: дошкольники, младшие школьники от 7 до 11 лет, подростки от 14 до 18 лет. В каждой группе 15 - 20 слушателей. Силами воскресной школы проводятся концерты. Адвентисты седьмого дня активно сотрудничают с межконфессио-нальным Российским библейским обществом, меж-конфессиональным Культурно-просветительским центром, евангелистами-христианами баптистами, с социальной гостиницей.

При второй общине (адвентистов) существует попечительский фонд «Добродетель», который проводит следующие программы: «Талифа» - сбор носильных вещей для дальнейшего распространения среди нуждающихся; «Семья и здоровье» - просветительские программы и посещение больных; Организация концертов ко Дню пожилых людей. Совместно с врачами из Москвы проводятся сеансы освобождения от табакокурения.

Планируются следующие проекты: «Социальное такси» - развоз частными машинами (по договору) пенсионеров, ветеранов (выражается надежда, что в этом окажут помощь социальные службы города); реабилитация алкоголиков и наркоманов. С целью более эффективной работы начались поиски контактов с РПЦ. Планируется выпуск социального бюллетеня-газеты (до 1000 экз.), который освещал бы социальные нужды города, дела церкви в социальной сфере, опыт социального приспособления и возрождения. Газета может быть бесплатной и размещаться во всех доступных для людей местах. Адвентисты пытаются наладить контакты с образовательными учреждениями. Был опыт распространения в школах и вузах литературы, посвященной здоровому образу жизни, воспитанию

5 Кабдулвахитов К. По следам тюменских шейхов. Тюмень, 2005. С. 153.

детей, добрачному консультированию (в христианском смысле)6.

Церковь «Свет миру» (харизматики) насчитывает до 500 чел. Целью деятельности является распространение Слова Божьего в городе и в области. Осуществление миссии евангелизации и благотворения. Прихожане в основном женщины 30-40 лет и молодежь 14-25 лет, люди среднего достатка и малообеспеченные. Функционирует общинный центр. Специальные богослужения - публичные проповеди проводятся в Клубе культуры железнодорожников. Работает воскресная школа для детей и подростков. 100 слушателей, в основном дети прихожан, разделены на 4 учебные группы. Вся церковная молодежь участвует в акциях против алкоголизма и наркомании. Летом проводится детский лагерь, где в 2001 г. отдыхало 30-40 человек.

В самой Церкви работу с наркозависимыми и алкоголиками пытается вести группа «Добрый самарянин». Действует благотворительный склад, пополняемый за счет добровольных взносов (материальных или финансовых) отдельных граждан и различных фондов, содержится приют по Велижанскому тракту, осуществляется сотрудничество с детским приютом. Обращение к православным христианам (РПЦ) по поводу налаживания работы по реабилитации наркозависимых, осталось без ответа.

Ранее велась проповедническая деятельность в исправительных колониях №№ 1 и 2. Однако возникли проблемы с администрациями из-за множественности разноконфессиональных проповедников. Заключенные продолжают поддерживать связь с церковью «Свет миру» посредством переписки. Периодически в местах лишения свободы возникают религиозные группы, связанные с указанной церковью.

Довольно активно в городе действуют «Свидетели Иеговы». Деятельность «свидетелей» вызывает недовольство (по догматическим причинам) православной Церкви и ряда протестантов7.

Мусульмане Тюмени в организационном плане входят в Духовное управление мусульман Тюменской области, которое, в свою очередь, до осени 1999 г. было связано с Духовным управлением мусульман азиатской части России с центром в г. Тобольске. Однако есть и общины мусульман, которые вообще не входят в какие-либо духовные управления. Оценка численности мусульман в Тюмени условная. В сознании людей существует привязка некоторых этнических групп к исламскому вероисповеданию. Видимо, исходя из этого некоторые руководители мусульман Тюмени считают, что их единоверцы составляют 20% населения города. Однако, по оценке реальной религиозности, так называемое исторически-традиционное мусульманское население в России может составлять 0,5% из «потенциальных» 20-30 млн. человек.

Правильная оценка деятельности религиозных общин и групп граждан требует и понимания того, что в ряде случаев организации, заявленные как религиозные, таковыми могут и не являться. Подобным примером может служить иудейская община г. Тюмени. Несмотря на восстановление синагоги и появление в городе получившего профессиональное образование раввина, община будет иметь все же квазирелигиоз-

6 Белоножко М.Л. Крысин Н.И. Специфика управления моно-профильными городами Тюменского севера//Социологические исследования 2002. № 7. С. 87-91.

7 Мазенкова А.А. Динамика ценностей культурного наследия Тюменского региона.//Вестник Челябинского государственного университета 2009. № 18 (156). С 90-94.

ный характер. Раввином является неверующий человек. Проведение субботних служб (шаббат) скорее будет служить еще одним фактором еврейской идентификации для определенного круга жителей города.

Список литературы:

Религия народов современной России // Словарь. -М., 2002. - С. 5.

Энциклопедия России: федеральные округа и регионы. М., 2002.

Закон Тюменской области от 08.02.01 № 263 (ред. от 06.10.05) "О деятельности религиозных объединений в Тюменской области" (принят Тюменской областной Думой 26.01.01).

Кабдулвахитов К. По следам тюменских шейхов. Тюмень, 2005.

Белоножко М.Л. Крысин Н.И. Специфика управления монопрофильными городами Тюменского севе-ра//Социологические исследования 2002. № 7.

Мазенкова А.А. Динамика ценностей культурного наследия Тюменского региона.//Вестник Челябинского государственного университета 2009. № 18 (156).

Literature

Religion of the people of modern Russia//The Dictionary.

- М, 2002.

Encyclopedia of Russia: federal districts and regions. М, 2002.

Religion of the people of modern Russia//the Dictionary.

- М, 2002.

Law of the Tyumen region from 08.02.01 № 263 (edition from 06.10.05) "About activity of religious associations in the Tyumen region" (it is accepted by the Tyumen regional Duma 26.01.01).

Kabdulvahitov K. To traces of the Tyumen sheikhs. Tyumen, 2005.

Belonozhko M. L. Krysin N.I. Specificity of management of monoprofile cities of the Tyumen north//Sociological researches 2002. № 7.

Mazenkova A.A. Dynamics of values of the Tyumen region's cultural heritage//the Bulletin of the Chelyabinsk state university 2009. № 18 (156).

Рецензия

на статью «Религиозные организации в системе гражданского общества Тюменской области»

автор - Боярских А. В.

Нельзя сказать, что тема не была предметом исследований проводимых ранее - ее актуальность обусловила востребованность сочинений такого рода и, как следствие - количественный рост публикаций на данную тему.

Можно сказать, что представленная на рецензию статья Боярских А.В. является качественным скачком, своеобразной вехой перехода количества в качественные изменения.

Из текста статьи видно, что автор основывает свои суждения на обширном фактологическом материале. Даже собранные им факты вне связи с самим исследованием представляют самостоятельную научную ценность.

Само исследование раскрывает аналитические способности автора, его умение творчески работать с большим объемом материала.

Данная статья может быть опубликована на страницах журнала входящем в перечень изданий рекомендованных ВАК Минобразования РФ.

Д.ю.н., профессор О.Н.Булаков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.