Научная статья на тему 'Религиозные нарративы в современных этнополитических проектах (на примере «поморской идеи»)'

Религиозные нарративы в современных этнополитических проектах (на примере «поморской идеи») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
268
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поморы / поморский этнополитический проект / Русский Север / православие / неоязычество / сакрализация природы / лабиринты / сейды / Гиперборея / Pomors / Pomor ethnopolitical project / Russian North / Orthodoxy / neopaganism / sacralization of nature / labyrinths / seids / Hyperborea

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ася Алексеевна Добыкина

В статье ставится цель проанализировать особенности обращения к духовному наследию в современных этнополитических процессах. При этом в исследовании показано, что под воздействием глобальных ассимиляционных процессов происходит нивелирование специфических черт национальной культуры, однако категория «этнического» не теряет своей актуальности. Официальные документы фиксируют появление новых национальностей. Рассмотрены причины возникновения новой этнической группы «поморов». Структурная и содержательная специфика этнокультурной идентичности современных поморов исследована с позиций философской антропологии, философии культуры и религиоведения. В исследовании применен междисплинарный подход, использованы методы религиоведческого анализа, этнологии и этнографии, контент-анализа национальных периодических изданий и пабликов социальных сетей. По мнению автора, религиозные мотивы составляют семантическое ядро поморского проекта. Проведен анализ ключевых компонентов духовного миросозерцания современных поморов. Рассмотрены особенности использования христианских и неоязыческих нарративов в картине мира поморов. Исследована динамика сакрализации природы и возникновения экологических утопий на фоне обращения к неоязычеству. Обосновано положение, согласно которому религиозные нарративы поморского проекта отражают динамику религиозной жизни современной России в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious Narratives in Modern Ethnopolitical Projects (on the example of the “Pomor Idea”)

The article aims to analyze the peculiarities of the appeal to the spiritual heritage in modern ethnopolitical processes. The study shows that under the influence of global assimilation processes, the specific features of the national culture are leveled, but that the category of “ethnic” does not lose its relevance. Official documents record the emergence of new nationalities. The reasons for the emergence of a new ethnic group of “Pomors” are considered. The structural and content specificity of the ethnocultural identity of modern Pomors is studied from the standpoint of philosophical anthropology, the philosophy of culture and religious studies. The research uses an interdisciplinary approach, used religious analysis, methods of ethnology and ethnography, content analysis of national periodicals and public social networks. According to the author, religious motives are the semantic core of the Pomor project. The analysis of the key components of the spiritual outlook of modern Pomors is carried out. Features of the use of Christian and neo-pagan narratives in the picture of the world of Pomors are considered. The dynamics of the sacralization of nature and the appearance of ecological utopias are studied against the background of the appeal to neopaganism. The position is confirmed that the religious narratives of the Pomor project reflect the dynamics of the religious life of modern Russia as a whole.

Текст научной работы на тему «Религиозные нарративы в современных этнополитических проектах (на примере «поморской идеи»)»

DOI: 10.24411/2541-9587-2018-10013

Богословие, философия, культурология

А. А. Добыкина

религиозные нарративы в современных этнополитических проектах

(на примере «поморской идеи»)

В статье ставится цель проанализировать особенности обращения к духовному наследию в современных этнополитических процессах. При этом в исследовании показано, что под воздействием глобальных ассимиляционных процессов происходит нивелирование специфических черт национальной культуры, однако категория «этнического» не теряет своей актуальности. Официальные документы фиксируют появление новых национальностей. Рассмотрены причины возникновения новой этнической группы «поморов». Структурная и содержательная специфика этнокультурной идентичности современных поморов исследована с позиций философской антропологии, философии культуры и религиоведения. В исследовании применен междисплинарный подход, использованы методы религиоведческого анализа, этнологии и этнографии, контент-анализа национальных периодических изданий и пабликов социальных сетей. По мнению автора, религиозные мотивы составляют семантическое ядро поморского проекта. Проведен анализ ключевых компонентов духовного миросозерцания современных поморов. Рассмотрены особенности использования христианских и неоязыческих нар-ративов в картине мира поморов. Исследована динамика сакрализации природы и возникновения экологических утопий на фоне обращения к неоязычеству. Обосновано положение, согласно которому религиозные нарративы поморского проекта отражают динамику религиозной жизни современной России в целом.

Ключевые слова: поморы, поморский этнополитический проект, Русский Север, православие, неоязычество, сакрализация природы, лабиринты, сейды, Гиперборея.

1. Этнический парадокс современности

Под воздействием глобальных ассимиляционных процессов происходит нивелирование специфических черт национальной культуры, интернационализация элементов воспроизводства этничности. Тем не менее, очевидно, что категория «этнического» не теряет своей актуальности. Распространение форм массовой культуры встречает противодействие в виде расцвета местных культурных форм («глобальный этнический парадокс»). Официальные документы фиксируют появление новых национальностей. «По данным переписи 2002 г. значится 182 этнических наименования, а в переписи 1989 г. их было 128. Произошла детализация состава крупных этносов. Например, впервые официально посчитаны месхетинцы как отдельная группа турок, русины

Ася Алексеевна Добыкина — кандидат философских наук ([email protected]).

как отличающийся от украинцев субэтнос, шестнадцать малочисленных народов Дагестана в предыдущих советских переписях, учитываемых как аварцы и даргинцы, в 2002 г. посчитаны отдельно. Впервые зафиксирована численность крящен, которых в прошлых переписях записывали татарами. В переписях 2002-2010 гг. появляются этноидентичности, являющиеся абсолютно уникальными, чье возникновение говорит о наличии «воли к созданию» новых этносов: поморы, мезенцы, кержаки, вятичи и др.»1.

Поморский этнополитический проект — это общественное движение, в основе которого лежит утверждение, что поморы являются самостоятельной этнической группой, коренной нацией Севера, а не локальной субэтнической группой русских, как считалось историками и этнографами ранее. Манифестация «особенной» этнической идентичности той части населения, которая всегда была единым целым с русским народом, его арьергардом, имеет несколько причин и неоднозначна по своим следствиям. Основная причина — распад Советского Союза, а с ним и прежних социально-экономических институтов. Приватизация природных ресурсов и их хищническое использование привели к затяжной рецессии, повлекшей за собой и другие негативные явления, такие как безработица, спад рождаемости, высокая смертность, отток трудоспособного населения в центральные районы. Народы, имеющие статус коренных малочисленных (коми, ненцы, саамы) имеют протекционное преимущество перед русскими. Первые обладают такими правами, как безвозмездное пользование землями для ведения хозяйства, финансовая поддержка ремесел, возмещение убытков, нанесенных среде обитания, а также право вести охоту, рыболовство, заготавливать древесину без разрешений и документации, если это необходимо для сохранения традиционного образа жизни2. Поморы добиваются статуса коренного народа Русского Севера для того, чтобы правительство обратило внимание на их проблемы, предоставило им льготы наравне с другими северными народами.

«Поморская идентичность» — это также козырная карта во внешнеполитических отношениях. Поморы активно сотрудничают с различными скандинавскими организациями; при помощи «поморской идентичности» они дистанцируются от России, пугающей весь мир имперскими амбициями. Учитывая остроту споров о принадлежности ресурсов Баренцева региона, не следует думать, что норвежцы, тепло принимающие и поддерживающие поморов, делают это абсолютно бескорыстно. Настороженное отношение «центра» к се-парационным тенденциям поморского движения выражается в том, что правительство несколько раз отказывало поморам в регистрации их в качестве коренного малочисленного народа.

Однако причины реэтнизации не лежат исключительно в плоскости социально-экономических проблем. Люди нуждаются в новых источниках смысла, в творческой деятельности, озабочены сохранением культурных традиций. В условиях распада социальных структур этническая субидентичность

1 Народы России: Атлас культур и религий / отв. ред. В. А. Тишков, А. В. Журав-ский, О. Е. Казьмина. М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008. С. 21.

2 Федеральный закон № 82 от 30.04.1999. // Сайт «Мое право». URL: https://pravo.moe/ lgoty-dlya-korennyx-malochislennyx-narodov-severa-v-rossii/ (дата обращения: 03.07.2018).

личности может стать основанием для «сборки» личности в целом, а различные этнические институты — условиями для формирования целостного и непротиворечивого образа «Я», развивающегося в согласии с коллективными нормами и испытывающего чувство принадлежности к группе. Важное значение в формировании новых самоидентификаций имеет обращение к религии как к основному источнику смысла. Религиозные мотивы, по нашему убеждению, составляют семантическое ядро поморского проекта. Представляется важным рассмотреть динамику развития этнической идентичности поморов в связи с обращением к сакральному наследию Русского Севера, проанализировать изменения и миксации, которые претерпевает содержательная часть религиозных нарративов, а также функции, предписываемые религии в современных дискурсах.

2. религиозные мотивы в идеологии поморского этнополитического проекта

2.1. Проживание в условиях Севера — разновидность аскезиса, духовной практики

В основе данного семантического компонента лежит убежденность в том, что длительная полярная ночь, суровые природные характеристики, морской промысел способствуют развитию таких качеств как ежедневная готовность к возможной смерти, способность отдавать приоритет интересам общины перед интересами личными, умение пренебрегать потребностями плоти. «Семиотический смысл понятия «Поморье» указывает на борьбу со смертью и победу над ней. Индоевропейские глаголы умирания (например, -mor, -mer) связаны с образами «морской реальности мертвого царства», русский префикс по- говорит о его преодолении».

В парадигме антропогеографии и эволюционистского подхода решающим условием развития поморской общности считается пространственный, географический фактор. Действительно, освоение Севера требовало мужества, силы воли, целеустремленности. Формирование поморского характера, независимого и предприимчивого, происходило в процессе приспособления русских переселенцев из земледельческих районов России к заполярным условиям, когда физические факторы, с одной стороны, предоставляли возможности, а с другой, ставили пределы человеческой активности. Выжить в таких обстоятельствах без глубокой веры в Бога, без постоянного упования на Него было невозможно, что отражает поморская поговорка, гласящая: «Кто в море не хаживал, тот Бога не маливал». В сознании поморов собственная группа представляется хранительницей уникального опыта близости с Богом.

С мореплаванием связано и особое почитание поморами святителя Николая. Именно этому святому чаще всего ставили обетные кресты, его иконы всегда располагали в красном углу и сопровождали моряков в плавание.

3 Матонин В. Н. Маяки и кресты в навигационной системе Русского Поморья как символы перехода и границы // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011, №6. С. 122.

Практика почитание святителя Николая была настолько распространена, что этнографы XIX столетия считали поморов «николаитами». Культ свт. Николая являлся частью «народного православия» и может быть осмыслен в контексте конфликта «официального» и «народного». Это противостояние проявлялось как столкновение сложной и простой систем, имеющих разные формы традирования (письменная и устная), различную структуру функционирования (клир и простые верующие), и, главное, характер идентификации религиозного опыта как всеобщего (христианский универсализм) и локального, поморского. Догматически ошибочные трактовки были характерны для всех без исключения провинций России. Важно, какой статус этим заблуждениям придается творцами нового этноса: в их глазах это не заблуждение, а «своя» вера, «правильное» христианство, соответствующее жизненному опыту.

В современных дискурсах хождение в море с целью рыболовства и морской охоты рассматривается как своего рода аскетическая практика4. Отход от традиционных морских промыслов расценивается как угроза духовно-нравственному здоровью и будущему поморского народа. Сакрализация процесса постройки морских судов (кабасов, шхун, кочей) очевидна в названии современного мультимедийного проекта «Поморский ковчег», суть которого заключается в документальной съемке поэтапного строительства коча5. Название проекта указывает, какие надежды связывают его организаторы с возрождением традиционного деревянного кораблестроения.

2.2. Тенденция к архаизации истории поморов

Неотъемлемой частью исторической памяти поморов является повествование о монахах — просветителях Севера, предках, колонизовавших побережье Баренцева и Белого морей, чьи героические поступки в конечном итоге обеспечили выживание и доминирование православных русских людей над коренными языческими племенами региона. Агиография прозрачно указывала на желательное и одобряемое поведение — в сложный для жизни народа момент необходимо забыть личные интересы и ограничения и действовать со сверхъестественной отвагой и находчивостью. Этот паттерн героического и жертвенного поведения через жития святых и сказания усваивался в раннем детстве (не всеми, но многими), что и позволяло поморским общинам в критические периоды сплотиться и действовать как единое целое.

Однако в начале XXI века наблюдается тенденция к архаизации истории поморов, что во многом связано с популяризацией идей неоязычества. Недалека от истины версия, что современные поморы — потомки не только русских колонизаторов, но и местных племен. Однако настораживает вывод,

4 Матонин В. Н. Маяки и кресты в навигационной системе Русского Поморья как символы перехода и границы // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011, № 6. С. 122-127.

5 Создание межплатформенного мультимедийного проекта «Поморский ковчег. Дневник» // Сайт «Президентские гранты». URL: https://президентскиегранты. рф/ public/application/item?id=9bdc4a64-ae19-4781-8731-4e564e8696dd (дата обращения: 05.07.2018).

который делается из этого безобидного предположения. Поморы, родившиеся в смешанных браках, унаследовали духовные традиции и умения языческих предков. Шаманизм объявляется таким же ценным символическим капиталом, как и православие. «Если говорить о поморах, то есть теория, что поморский этнос появился путём слияния сразу нескольких различных племён. «Чудь» — собирательное название живших на севере финно-угорских народов: саамы, вепсы, корелы... У них как раз шаманизм и был активно распространен. От этой традиции отмахиваться не стоит», считает активист поморского движения Павел Есипов6.

Популяризаторы идей альтернативной истории настойчиво проводят мысль, что Кольский полуостров — территория, где зародился и откуда распространился русский народ. Поскольку этому противоречит логика человеческого бытия — заселять сначала благоприятные места, а затем двигаться в менее доступные и более суровые, — параисторики утверждают, что климат в Баренцевом регионе был другой, а люди обладали утраченными знаниями, позволявшими им управлять стихиями. И, наконец, самая фантастическая гипотеза происхождения поморов — гиперборейская. Райская страна Гиперборея, упоминаемая Геродотом, Гесиодом, другими древнегреческими поэтами и историками, располагалась на Кольском полуострове. Сотрудники «Академии Гипербореи» рассмотрели в схеме сакральных объектов региона проекцию созвездия Ориона. В результате геологических катаклизмов Гиперборея погибла. Однако и сейчас в регионе «происходит много необъяснимых явлений, наблюдений НЛО, искривлений пространства-времени и других загадочных вещей. Эта территория пронизана особыми тонкими энергиями, через нее идет интенсивная связь с Космосом, пребывание в данном месте пробуждает в человеке скрытые силы и оккультные сверхспособности»7.

2.3. Сакрализация природы

Историческая память имеет локусы в пространстве: это особенности местности, где сформировалась поморская общность, культурные объекты, сакральные символы, созерцание которых вызывает определенные ассоциации (например, озера, море, обетные кресты-маяки на побережье, а также каменные лабиринты, скалы-останцы и сейды). Образы географических объектов, переведенные в символический горизонт, сакрализуются. При этом отсутствуют признаки поклонения им: люди, посещающие сакральные объекты, не приносят им жертвы (если не считать оставляемых монеток и ленточек), не простираются ниц, не просят сакральные природные объекты о чем-либо8.

6 «Язычество — доминирующая в мире конфессия»: лидер поморов об РПЦ, северном шаманизме и властях Архангельска // Сайт «НД 29. Честный взгляд на жизнь Поморья». URL: http://^29. рф/?р=59824(дата обращения: 06.03.2018).

7 Следы Гипербореи, или откуда началось человечество? // Сайт «Сокровенник». URL: https://sokrovennik.ru/material/sledy-giperborei-ili-otkuda-nachalos-chelovechestvo (дата обращения: 05.03.2018).

8 Платонов Е. В. Почитаемые камни в православной традиции на северо-западе России // Этнографическое обозрение. 201, 3. С. 131-144.

Существует лишь оккультные по сути практики медитации и «зарядки энергетикой у мест силы».

По своему содержанию современные локусные культы принципиально отличаются от восприятия сакральных объектов в христианстве. В сознании христиан сферы сакрального и профанного имели четкие границы. Бог вездесущ, но Он избирает определенные отрезки во времени и места в пространстве для манифестации Своей святости, для визуализации своего неощутимого присутствия, т. е. происходит локализация сакрального. Внешне священные географические объекты отличаются от остальных своей красотой, гармоничностью, соразмерностью или, напротив, какими-то экстраординарными характеристиками, «создающими условия для прорыва от феноменального к ноуменальному»9. Таким образом, пространство становится неоднородным.

Святые места — места, где происходит встреча или связь земного и небесного. «Благодаря иерофании (теофании) складывается представление о ценностной неоднородности материального пространства и времени»10. Сакральное пространство — место, где каким-то образом обитает Бог, а человеку открывается возможность войти в присутствие Божие через «разрыв в пространстве» (М. Элиаде) — ворота или двери. Категория святого в Библии выступала, прежде всего, как категория разделения, демаркации, результатом которой стало расколдовывание мира и рождение монотеистической религии. Христианское мировосприятие дифференцировано, оно видит качественные отличия между сферами бытия. От созерцания природы оно призывает перейти к восхвалению Творца. Демаркационные линии позволяют не только задать горизонтальную таксономию, но и выстроить вертикальную иерархию. Над всем властен Бог; невозможность поклонения природным объектам выражает псалмопевец: «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю» (Пс 120:1-2).

В современных этнических неоязыческих проектах природа, боги, люди воспринимаются в качестве недифференцированного, слитного целого. Отсутствие сущностных границ между людьми и животными в языческих верованиях вызывает потерю нравственной ориентации. Человек воспринимается как часть природы, родственные и магические связи соединяют его с другими живыми существами.

2.4. Экологическая утопия

Одну из главных идей поморских неоязычников можно определить как экологическую; идеологи движения эксплуатируют вполне естественное стремление современного человека к освобождению от цивилизации, возвращению к природе, «опрощению», гармоничному сосуществованию со всеми живыми существами. Сторонники языческого отношения к природе убеждены, что именно христианство с его десакрализацией природных стихий

9 Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. М.: Гнозис, 1995. С. 8.

10 Медведев А. В. Сакральное как причастность к абсолютному. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999. С. 29.

способствовало экологическому кризису современности. Тогда как у «саамов бытовало своеобразное «природоохранное зонирование» территории: были озера различной степени заповедности, в которых разрешалось ловить рыбу только в определенные дни, и лишь соблюдая определенные правила, ритуалы. Воду, например, не зачерпывали закопченным котлом, а черпали чистым ковшиком. Такие меры позволяли сохранить резервы рыбного ресурса, плодородность рыб»11.

Для неоязычников характерна ориентация на гармонию с природой, для чего предпринимаются различные действия — медитации возле камней, деревьев, поиски «мест силы», обнажения, стремление к проживанию в сельской местности. Преимущества язычества видятся в его тесной взаимосвязи с природой; оно даёт возможность почувствовать себя частью вселенной и, в тоже время, естественным микрокосмом. Оно учит жить в согласии с силами мира на благо рода и земли-матери. Само язычество рассматривается как опыт освоения законов мироздания, как обретенная форма равновесия интересов человека и сообщества, социума и природы. «Дополнительным фактором генерирования локусных культов и иеротопических практик, — как пишет исследователь новых религиозных движений В. Б. Яшин, — выступает дегуманизация, заданная логикой прогресса техногенной цивилизации. Сакрализация отдельных территорий или природных объектов органично входит в круг инвариантных мотивов социальных утопий, основанных на идее «назад к природе» .

3. Поморский этнический проект как отражение духовной жизни россии

Этнические процессы современности тесно связаны как с экономико-политическими, так и конфессиональными факторами. В течение тысячелетия православие оказывало мощное влияние на формирование этнической карты России, перемешивая и ассимилируя различные племена, прививая им новые традиции и государственность. Христианство, с его проповедью о том, что «правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия» (Рим 3:22), наилучшим образом способствовало созданию единого мощного государства, и тем самым явило пример глобального воздействия на этнические и культурные процессы. В начале XXI века мы столкнулись с обратным процессом.

Возникновение новых этнических групп — это результат их сепарации от материнского этноса. Отделившаяся группа начинает теоретически обосновывать и демонстрировать на практике свое отличие от «корня». Эта деятельность по отличительности, по формированию инаковости предполагает выработку своего мировоззрения, в котором религиозный компонент занимает важное место. Контент-анализ сайтов, освещающих развитие

11 Александров Г., Зайцева И. Природа и природные ресурсы Мурманской области. СПб., 2007. С. 242.

12 Яшин В. Б. Иеротопические мотивы и локусные культы в новых религиозных движениях // Омский научный вестник. 2012. № 3. С. 98.

этнополитических проектов, показывает, что для их создателей характерна отсылка как к православным корням, так и языческим. Во многом за этно-политическим поморским проектом стоит не столько миф, сколько сознательная мистификация, идеологическая подделка. В мировоззрении поморов причудливо переплетаются православные, языческие, оккультные мотивы. Религиозные практики современных поморов вариативны и предполагают значительную свободу самоопределения индивида по отношению к ним. Укреплению этнорелигиозной идентичности поморов служат праздники, например, Поморский Новый год, праздник Севера, праздник козули, фестиваль поморской кухни, различные фолк-мероприятия, краеведческие изыскания, походы к «местам силы» и православные паломничества. Различные религиозные нарративы связываются в единую картину мира современных поморов. Данная картина мира имеет топографическую основу: это Белое и Баренцево моря, массив Хибин, которые способствуют воображению региона как пограничного, рубежного не только с другими странами, но и со смертью, поскольку море и горы — смертельно опасные стихии.

Религиозные нарративы поморского проекта — сегмент духовной жизни нашей страны, по принципу голограммы отражающий важные характеристики целого. Динамика религиозной жизни России конца XIX — начала XXI вв. характеризуется распространением сциентизма, секуляризации и атеизма, достигшим пика в 60-70-е гг. XX в., и набирающей силу противоположной тенденцией — оживлением религиозной жизни. Отчасти возрождение вызвано экспансией некоторых религий, которые получили новых приверженцев (ислам, неоиндуистские секты). Но в большей степени оно обусловлено людьми, которые возвращаются к традиционным религиям. Однако есть негативные стороны и у процесса религиозного возрождения. Большинство людей, положительно отвечающих на вопрос, верят ли они в Бога, далеки от Церкви. Они верят так, как «себе представляют», заявляя, что «Бог у них в душе». Поэтому христианство у таких людей может сочетаться с оккультизмом, шаманизмом и неоязычеством. Многие убеждены, что традиционные религии исчерпали свое откровение, нужны новые пророки. Распространяются новые религиозные движения, лозунгом которых, несмотря на очевидную новизну организаций, является возврат к старине, к «вере предков».

Духовный аспект поморского этнического проекта отличается эклектизмом, причем, если ранее на уровне официального православного дискурса велась борьба с двоеверием, затем, в советское время, — борьба с суевериями, то теперь языческие культовые практики объявляются национальным достоянием. В разряд национального достояния, культурного наследия попадают культурные памятники как православного, так и языческого происхождения, что свидетельствует о размывании собственно религиозной составляющей в сознании, функциональное отношение к духовной сфере как некой области набора готовых решений для преодоления нравственного, экономического, экологического кризисов современности.

Фиксация в переписях населения новых этнических групп — отражение общего процесса трайбализации российского общества, распадения его на отдельные племена со своей религией и культурой. Можно прогнозировать,

что в будущем количество этнорелигиозных маргинальных групп будет увеличиваться. В этом процессе синкретические верования выступают в качестве механизма «создания новых форм региональной идентичности, в том числе на основании иеротопических концептов»13.

источники и литература

1. Александров Г., Зайцева И. Природа и природные ресурсы Мурманской области. СПб.: Кольский центр охраны дикой природы, 2007. 280 с.

2. Ляпаева О., Зайцева И., Калинина Л. Терские поморы. СПб.: Кольский центр охраны дикой природы, 2007. 80 с.

3. Матонин В. Н. Маяки и кресты в навигационной системе Русского Поморья как символы перехода и границы // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011, №6. С. 122-127.

4. Медведев A. B. Сакральное как причастность к абсолютному. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999. 152 с.

5. Народы России: Атлас культур и религий / отв. ред. В. А. Тишков, А. В. Жу-равский, О. Е. Казьмина. М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008. 320 с.

6. Платонов Е. В. Почитаемые камни в православной традиции на северо-западе России // Этнографическое обозрение. 2011, 3. С. 131-144.

7. ТопоровВ.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.1. М.: Гнозис,1995. 875 с.

8. Федеральный закон №82 от 30.04.1999. // Сайт «Мое право». URL: https:// pravo.moe/lgoty-dlya-korennyx-malochislennyx-narodov-severa-v-rossii/ (дата обращения: 03.07.2018).

9. Следы Гипербореи, или откуда началось человечество? // Сайт «Сокро-венник». URL: https://sokrovennik.ru/material/sledy-giperborei-ili-otkuda-nachalos-chelovechestvo (дата обращения: 05.03.2018).

10. Создание межплатформенного мультемидийного проекта «Поморский ковчег. Дневник» // Сайт «Президентские гранты». https://президентскиегран-ты. рф/public/application/item?id=9bdc4a64-ae19-4781-8731-4e564e8696dd (дата обращения: 03.07.2018).

11. «Язычество — доминирующая в мире конфессия»: лидер поморов об РПЦ, северном шаманизме и властях Архангельска // Сайт «НД 29. Честный взгляд на жизнь Поморья». URL: http://нд29. рф/?р=59824(дата обращения: 06.03.2018).

12. Яшин В. Б. Иеротопические мотивы и локусные культы в новых религиозных движениях // Омский научный вестник. 2012. № 3. С. 95-99.

13 Яшин В. Б. Иеротопические мотивы и локусные культы в новых религиозных движениях // Омский научный вестник. 2012. № 3. С. 95-99. С. 98.

Asya Dobykina. Religious Narratives in Modern Ethnopolitical Projects (on the example of the "Pomor Idea").

Abstract: The article aims to analyze the peculiarities of the appeal to the spiritual heritage in modern ethnopolitical processes. The study shows that under the influence of global assimilation processes, the specific features of the national culture are leveled, but that the category of "ethnic" does not lose its relevance. Official documents record the emergence of new nationalities. The reasons for the emergence of a new ethnic group of "Pomors" are considered. The structural and content specificity of the ethnocultural identity of modern Pomors is studied from the standpoint of philosophical anthropology, the philosophy of culture and religious studies. The research uses an interdisciplinary approach, used religious analysis, methods of ethnology and ethnography, content analysis of national periodicals and public social networks. According to the author, religious motives are the semantic core of the Pomor project. The analysis of the key components of the spiritual outlook of modern Pomors is carried out. Features of the use of Christian and neo-pagan narratives in the picture of the world of Pomors are considered. The dynamics of the sacralization of nature and the appearance of ecological utopias are studied against the background of the appeal to neopaganism. The position is confirmed that the religious narratives of the Pomor project reflect the dynamics of the religious life of modern Russia as a whole.

Keywords: Pomors, Pomor ethnopolitical project, Russian North, Orthodoxy, neopaganism, sacralization of nature, labyrinths, seids, Hyperborea.

Asya Alekseevna Dobykina — Candidate of Philosophical Sciences (asienda@ yandex.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.