Научная статья на тему 'Религиозные меньшинства в Сингапуре'

Религиозные меньшинства в Сингапуре Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1322
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНГАПУР / ХРИСТИАНСТВО / КОНФЕССИИ / МЕГАЦЕРКВИ / МИКРОЦЕРКВИ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СТАТИСТИКА / SINGAPORE / CHRISTIANITY / CONFESSIONS / MEGA-CHURCHES / MICRO-CHURCHES SOCIAL AND POLITICAL STABILITY / STATE POLICY / LEGISLATION / STATISTICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Астафьева Екатерина Михайловна

Статья посвящена новой в российской науке теме религиозной ситуации в Сингапуре. Автор подробно рассматривает историю появления, распространения и современного положения христианства, ислама, индуизма и сикхизма в этой полиэтничной, поликонфессиональной, но при этом стабильной в социальном и политическом отношении стране. На примере конкретных примеров автору удается показать методы успешного достижения межнационального согласия и религиозной терпимости в условиях огромного множества церковных и духовных направлений в небольшом по численности государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper is devoted to the new for the Russian academic studies problem of religious situation in Singapore. The author in detail studies the emergence, expansion and the current state of Christianity, Islam, Hinduism, and Sikhism in this poly-ethnic, poly-confessional but politically and socially stable country. On specific examples the researcher managed to demonstrate the successful methods to reach interethnic concord and religious tolerance in the state with small population and numerous religious and spiritual schools and trends.

Текст научной работы на тему «Религиозные меньшинства в Сингапуре»

© Астафьева Е.М.

ИВ РАН

РЕЛИГИОЗНЫЕ МЕНЬШИНСТВА в СИНГАПУРЕ (христианство, ислам, индуизм и сикхизм)

Христианство в Сингапуре является второй по популярности религией после буддизма (см. Таб.№1). По данным переписи населения 2010 г. буддизм исповедовали 33,3% населения, а христианство - 18,3%.1 В основном христианство исповедуют китайцы2, при этом 2/3 из них протестанты. Также в Сингапуре есть Армянская церковь , Коптская православная церковь, Сирийская православная церковь; существуют также небольшие, но растущие этнические общины армян, египтян, греков, индийцев и русских, составляющих меньшинство в местных христианских направлениях4. Католиками являются евразийцы (в основном португальского происхождения), китайцы (в том числе перанакан), филиппинцы и индийцы5.

Первые католические миссионеры прибыли в Сингапур вместе с колонизаторами. В 1821 г. в Сингапуре было 12 католиков, а к 1829 г. - уже 200. Начиная с 1825 г. португальская миссия, а с 1829 г. и французская, начали посылать в Сингапур своих миссионеров. В 1841 г. был учрежден епископат, окорм-лявший духовно 500 местных католиков6. Первый католический храмбыл построен в 1832 г. на Брас Басах Роуд.

Первоначально католическая церковь Сингапура находились под двойной юрисдикцией - португальской и французской миссиями, первая находилась под юрисдикцией епископа Макао, а французская - епископа Малакки (впоследствии епископа Малакки-Сингапура, позднее архиепископа Сингапура).

22 декабря1972 г. по решению Папы Римского Павла VI в Сингапуре было организовано самостоятельное архиепископство. По соглашению, которое вступило в силу 1 июля 1981 г., епископ Макао передал свои полномочия архиепископу Сингапура. С этого момента сингапурская католическая церковь находится под юрисдикцией Святого Престола в Риме7.

Исторически сложилось так, что католические приходы Сингапура разделены по расовому и национальному призна-

кам. Национальные католические общины имеют собственные часовни и объединены по географическим, национальным или языковым признакам - гонконгская, индонезийская, корейская, немецкоязычная, филиппинская, франкоязычная и японская.

К началу 80-х годов ХХ в. сингапурская католическая община насчитывала 91 тыс. чел., в то время как протестантская -112 тыс. К 2010 г. количество католиков возросло до 219 тыс., а последователей других направлений христианства (в основном

о

протестантов) до 350 тыс. чел.

Начало росту протестантских рядов положили прибывшие в Сингапур вместе с английскими колонизаторами англиканские миссии. Через четыре месяца после прибытия Раффлза в Сингапур он предоставил участок земли Лондонскому миссионерскому обществу, и уже через пять месяцев в Сингапур прибыли первые протестантские миссионеры9.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. в Сингапур стали активно проникать американские миссии, постепенно вытесняя более консервативную Англиканскую церковь на второй план.

Такая переориентация на американскую ветвь протестантизма привела к изменениям в верхушке христианской сингапурской общины. Она перестала быть по преимуществу европейской, отчасти евразийской, пополняясь китайцами-компрадорами, которые связывали с принятием христианства приобретение дополнительных льгот и выгод в контактах с «деловым Западом»10.

В настоящее время протестантизм в Сингапуре представлен множеством церквей - англиканской, методистской, баптистской, лютеранской, пресвитерианской и другими конфессиональными церквями, а также так называемыми харизматическими мегацерквями и мелкими протестантскими сектами.

Одной из крупнейших протестантских церквей в Сингапуре является Методистская церковь Сингапура (MCS)11. Церковь имеет 44 прихода по всему острову, ее членами являются более 38 тыс. чел. Богослужения ведутся на малайском, китайском («мандаринском», то есть, классическом китайском языке), тамильском и английском языках, а также на различных диалектах китайского.

Первая методистская церковь в Сингапуре была открыта

23 февраля 1885 г. Методисты начали активно строить школы, вести миссионерскую деятельность, распространяя ее также и на другие страны ЮВА. Методистское миссионерское общество Сингапура создало миссии в 6 странах, в том числе в Камбодже и Таиланде12.

Официальной датой основания Англиканской церкви считается 1826 г. В 1837 г. был возведен первый храм. В 1881 г. Собор Святого Апостола Андрея стал кафедральным собором вновь созданной епархии, объединившей Сингапур, Лабуани, Саравак. Управлять епархией на такой обширной территории было довольно сложно, и в 1909 г. в Сингапуре была создана отдельная епархия во главе с епископом Чарльзом Дж. Фергюсоном-Дэви. 6 февраля1960 г. епархия Сингапура объединилась с епархией Малайзии и была образована единая епархия Сингапура и Малайзии. 8 апреля 1970 г. она была распущена и вновь разделена на епархию Сингапура и епархию Западной Малайзии13.

Англиканская епархия Сингапура14 состоит из 27 приходов в Сингапуре и 6 церковных округов в Камбодже, Непале, Вьетнаме, Индонезии, Таиланде и Лаосе. В рамках миссионерской деятельности в Камбодже ведется обучение молодежи рабочим специальностям, а в Ханое была открыта школа для обу- 15

чения вьетнамских детей английскому языку .

Миссионеры Объединенной Лютеранской церкви Америки развернули свою деятельность в северной Малайзии среди перемещенных китайцев, постепенно продвигаясь на юг страны после изгнания иностранных миссионеров из Китая в 1953 г. В 1963 г. была создана независимая Лютеранская церковь Малайзии и Сингапура (Gereja Lutheran di Malaysia dan Singapura, ЛЦМС) с двумя округами в собственно Малайзии и одним в Сингапуре. В августе 1996 г. сингапурская лютеранская община отделились от ЛЦМС и в октябре 1997 г. была преобразована в независимую Лютеранскую церковь Сингапура16. В 1999 г. церковь присоединилась к Всемирной Лютеранской Федера-

17

ции .

В 1948 г. «для содействия христианскому единству между церквями и христианскими организациями в Малайе и Синга-

пуре» был создан Малайский христианский совет - с 1961 г. Совет церквей Малайзии и Сингапура. 24 июля 1974 г. свою деятельность начал Национальный совет церквей Сингапура18.

В 80-х годах ХХ века возникает новое для Сингапура направление протестантизма: начинается активный рост так называемых мегацерквей (большая протестантская конгрегация с еженедельной посещаемостью более 2000 чел.). Они быстро захватывают лидирующие позиции по числу прихожан, темпам роста, количеству различных филиалов, уровням доходов, численности персонала, предлагаемых программ, представленности на международном уровне.

Крупнейшие пять независимых церквей, которые автономны и отчитываются только перед собственным церковным советом, - городская церковь «Жатва» (City Harvest Church - 33 тыс. членов), Церковь «Новое творение» (New Creation Church -20 тыс.), Церковь «Маяк Евангелизма» (Lighthouse Evangelism -12 тыс.), баптистская церковь «Сообщество веры» (Faith Community Baptist Church - 10 тыс.), Центр «Победа семьи» (Victory Family Centre - 6 тыс. членов в 7 центрах), Центр Христианской Троицы (Trinity Christian Centrefromthe Charismatic Assem-bliesofGodfold - более 6 тыс.). Также есть еще, по меньшей мере, шесть других влиятельных церквей с посещаемостью от 3 до 5 тыс. в неделю: церковь Ассамблеи божьей благодати (Grace Assembly of God from the Assemblies of Godfold), независимая церковь «Евангельские заветы» (Covenant Evangelical Free Church), Церковь Сингапура (Church of Singapore), Церковь Надежды (Hope Church), Церковь «Краеугольный камень» (Cornerstone Community Church) и Церковь «Река жизни» (River Life Church)19.

Однако, как отмечает д-р Роланд Чиа, профессор богословского колледжа Троицы (Сингапур), «численное определение “2000 человек” недостаточно и вводит в заблуждение. Мегацеркви характеризуются гораздо большим нежели просто размер. Это - стиль богослужения с использованием современных средств массовой информации и формы организации этих церквей». Как правило, во главе таких церквей стоит харизматический пастор, который проводит вдохновляющие проповеди, богослужения в стиле рок-концертов, такие церкви имеют

большой штат сотрудников и множество социальных и информационно-пропагандистских министерств20. Например, проповеди основателя городской церкви «Жатва» Конг Хи под названием «Время жатвы» транслируются в 107 странах на 14 спутниковых и кабельных сетях телевидения, в том числе на Better Life Channel в Японии и Daystar Television Network в США21.

«Большая пятерка» мегацерквей Сингапура может похвастаться впечатляющим ростом количества своих последователей из года в год.

Церковь «Новое творение» была организована в 1983 г., 27 октября 1984 г. она была официально зарегистрирована, количество прихожан на тот момент составляло 25 человек. В 1999 г. церковь переехала в Rock Auditorium в Suntec City Mall,

количество прихожан выросло до 3800 чел., в 2004 г. оно до-

22

стигло 10000, и на сегодняшний день составляет 24 000 чел.

Количество адептов церкви «Жатва» возрастало еще более быстрыми темпами - 15% в год в течение последнего десятилетия, достигнув 27% в 2000 г. (хотя в 2006 г. наблюдался некоторый спад - до 5%). С момента основания в 1989 г. количество последователей увеличилось более чем в 1600 раз: от 20 до 33

23

тыс. чел. 23 Для сравнения, другие протестантские церкви показывают более скромные результаты в последнее десятилетие:

24

пресвитериане - 4%, методисты - 2,4% и англикане - 1,6%.

Такие тенденции можно объяснить привлекательностью религиозных концепций, предлагаемых мегацерквями. Духовенство других христианских конфессий высказывает опасения, что проповедуемый постулат «Евангелием процветания» -«Бог сделает тебя богатым, если только ты имеешь достаточно веры», будет умножать число «ненадежных» христиан. Некоторые лидеры мегацерквей развенчивают основополагающие догмы христианства о духовной дисциплине, смирении, ставя в пример свой личный успех и достижения, доказывая таким образом прихожанам истинность их верований.

Указанные выше тенденции роста численности прихожан свидетельствуют о том, что независимые церкви находятся на взлете. Однако скандалы, связанные с деятельностью проповедников25, не обошли стороной и Сингапур. В июне 2012 г.

Конг Хи, основатель городской церкви «Жатва», был арестован за использование примерно 18 млн. долл. из церковного благотворительного фонда для продвижения карьеры своей жены -

26

поп-звезды Хо Иеоу Сан . Чем окончится этот инцидент и приведет ли это к самоликвидации этой крупнейшей в Сингапуре мегацеркви, покажет время. Как правило, структуры, ориентированные на деятельность харизматического лидера, не могут продолжать свое существование после его ухода.

Еще одним уникальным явлением в Сингапуре является беспрецедентный рост так называемых микроцерквей. Создание собственной церкви становится мечтой почти каждого вы-пускника-семинариста, воодушевленного успехами лидеров мегацерквей. Многие теологи опасаются, что такой самозапуск развития может привести в конечном итоге к ограничениям со

27

стороны правительства . По данным, опубликованным в каталоге Singapore Every Home Crusade в 2006 г., в Сингапуре насчитывалось 468 протестантских церквей. Но всего за пять лет, по оценочным данным, их количество увеличилось почти до 700 (включая малые и незарегистрированные церкви), при этом в трети из них состояло около 50 членов, а в некоторых и того меньше.

Общая тенденция развития протестантских церквей такова, что большие церкви становятся больше, небольшие становятся меньше, причины этого явления в дрейфе адептов в сторону мегацерквей и растущем числе отколовшихся, отпочко-вашихся и новых церквей.

Ситуация складывается таким образом, что прихожан лишаются те церкви, которые меньше всего могут позволить себе потерять их. К их числу относятся китайские церкви, церкви традиционных конфессий небольшого размера и те, количество последователей которых сокращается за счет естественной убыли. Но в стороне от официальных переходов существует недокументированный дрейф, который происходит неделя за неделей. Хотя многие известные конфессиональные церкви имеют большое количество прихожан на бумаге, фактическая посещаемость сокращается. Как правило, многие ходят в церковь три раза в год - на Рождество, Пасху и Новый год, что не

идет ни в какое сравнение с еженедельными богослужениями в мегацерквях.

Под эгидой христианских церквей в стране действует множество организаций - координирующих советов, объединений, христианских консультаций, детских садов, школ, колледжей, социальных служб и центров28. При этом необходимо подчеркнуть, что сфера деятельности этих организаций ограничена, они не имеют право принимать участие в какой-либо политической деятельности, что регламентируется Законом о внутренней безопасности29, Законом об обществах и Законом о межрелигиозной гармонии. Нарушение любого из положений вышеперечисленных законов влечет за собой довольно серьезные последствия30.

Количество последователей христианства растет в основном за счет китайской этнической группы (с 10,9% в 1980 г. до

31

20,1% в 2010 г. ). Большинство из новообращенных христиан присоединяются к евангельским и харизматическим протестантским церквям, это молодые, хорошо образованные люди, так называемые «белые воротнички». По статистическим данным, в 2000 г. каждый третий выпускник университета испове-

32

довал христианство .

В одном из интервью Ли Куан Ю отметил, что рост хри-стиан-евангелистов является «результатом американских усилий». Молодые, образованные люди, особенно получившие образование на Западе, для которых родной язык становится «вторым», начинают читать западные книги и приобщаться к западной культуре. Культ предков становится для молодежи пережитком прошлого. Молодые люди не видят смысла в молитве перед алтарем. И именно тогда они попадают под влияние протестантских проповедников. «Они ловят их в подростковом, юношеском возрасте, когда они податливы и открыты

33

для предложений, и они становятся рьяными евангелистами» .

Видимо именно в отказе от традиционных верований и традиционных представлений о мироустройстве таится основная опасность для социально-политической стабильности в Сингапуре. Новые протестантские харизматические учения становятся одним из каналов вестернизации сингапурского общества, побочным эффектом западной модернизации, которая

несет с собой чуждые конфуцианским культурным традициям элементы западной культуры.

Ислам

Основными последователями ислама в Сингапуре являются представители малайской этнической группы, второе место занимают мусульмане-индийцы. Небольшой процент китайцев-мусульман - это в основном женщины, вышедшие замуж и перешедшие в ислам (см. Таб. №1).

Следы мусульманского влияния на территории нынешнего Сингапура относятся еще к XI-XIII вв. Большинство местных мусульман-малайцев, а также арабов и китайцев - сунниты шафиитского толка, в то время как среди выходцев из Индостана преобладают сунниты-ханафиты или же шииты. Вплоть до выхода Сингапура из Малайзии в 1965 г. судьбы малайских исламских общин обеих территорий были тесно связаны, а сам Сингапур являлся перевалочным пунктом для паломников, от-

34

правляющихся из различных стран ЮВА в Мекку .

В 1915 г. британские колониальные власти создали Мусульманский консультативный совет. Основная функция Совета заключалась в консультировании колониальных властей по вопросам, связанным с исламскими традициями и обычаями.

С 1958 г. бракоразводными и прочими семейно-брачными

35

делами сингапурских мусульман занимается шариатский суд .

После создания независимого государства Республики Сингапур в Конституции были закреплены положения, касающиеся особого положения малайцев и мусульман в Сингапуре (статья 152 и 153).

Делами сингапурских мусульман занимается Совет по делам ислама (Majlis Ugama Islam Singapura), также известный

3 6

как Islamic Religious Council of Singapore (MUIS) . MUIS был создан в 1968 г., когда в соответствии с Конституцией вступил

37

в силу Закон о применении мусульманского права (AMLA) . Основными функциями MUIS являются консультации президента Сингапура по вопросам ислама, содействиерелигиозной, социальной, образовательной, экономической и культурной деятельности «в соответствии с принципами и традициями ислама, как это закреплено в Коране и Сунне».

MUIS является органом, принимающим решения и отвечающим за разработку политики и оперативных планов. В состав Совета входят Президент MUIS, муфтий Сингапура, лица, рекомендованные Министром по делам мусульман, и другие лица, выдвигаемые мусульманскими организациями. Все члены

38

Совета назначаются президентом Сингапура .

Чиновники MUIS собирают религиозные налоги (закят) с мусульман, следят за состоянием мечетей, мусульманских

39

кладбищ и вакуфов , устраивают соревнования чтецов Корана, дают консультации относительно шариата, следят за тем, как верующие выполняют свои религиозные обязанности40. Контроль имеет юридическое основание в виде закона 1966 г., который предписывает мусульманам неукоснительно выполнять религиозные обязанности, а также указа 1968 г. относительно мер наказания для нарушителей благочестия. Дееспособность обоих законодательных актов подкреплялась и подкрепляется соответствующими решениями шариатских судов. С 1975 г. Совет контролирует совершение хаджа, а с 1982 г. действует принцип обязательной официальной регистрации паломников, которые к тому же должны следовать в Мекку на самолетах либо сингапурской, либо саудовско-аравийской авиалиний.

Строительство мечетей в Сингапуре осуществляется через специальную программу, финансируемую из пожертвований. Каждый работающий мусульманин отчисляет ежемесячно определенную сумму в специальный фонд (Mosque Building and Mendaki Fund, MBMF), который находится в ведении Совета по развитию мусульманской общины Сингапура. Минимальный ежемесячный вклад определяется следующим образом: 2 долл. для тех, кто зарабатывает 1000 долл. или меньше; 3 долл. для тех, кто зарабатывает в пределах от 1001 до 3000 долл., и 5 долл. для тех, кто зарабатывает более 3000 долл. в месяц. Средства перечисляются в MUIS через Центральный резервный фонд. Сумма этих перечислений растет с каждым годом: так, если в 1989 г. было собрано более 4 млн. долл.41, то в 2002 г. -7,2 млн. долл.42 На средства из этого фонда было построено 23

43

мечети . Всего в Сингапуре 69 мечетей, все они за исключением одной44, находятся под управлением MUIS.

Благотворительность в исламе является институционализированной через закят. Каждый мусульманин обязан внести свой вклад в виде процента от дохода для улучшения благосостояния мусульманской общины, эти средства распределяются в соответствии с исламским законом, регулирующим распределение закята на восемь категорий получателей для социального и экономического развития мусульманской общины. В 2002 г. MUIS было собрано 13,9 млн. долл.45

С 1981 г. в Сингапуре функционирует специальная пропагандистская служба, ответственная перед правительством за планирование и организацию религиозных дискуссий, торжеств, издание и распространение теологической литературы в мусульманской среде.

В стране существует запрет на привлечение зарубежных проповедников, что связывают с опасностью распространения ваххабизма46.

В октябре 2006 г. по инициативе MUIS был открыт Центр гармонии, деятельность которого «направлена на углубление понимания ислама и мусульман многонациональным населением Сингапура, а также стимулирование межконфессионального диалога и взаимодействия на всех уровнях общества». На церемонии открытия Премьер-министр Ли Сянь Лун отметил, что создание центра стало «значительным шагом вперед в наших неустанных усилиях по сближению сингапурцев различных конфессий»47.

Помимо этих основных мусульманских институтов, существуют различные этнические мусульманские организации -группы взаимопомощи, добровольные благотворительные организации, гражданские и религиозно-культурные группы, например, малайские мусульманские организации: Ассоциация мусульманских специалистов, Мусульманское миссионерское общество Джамия, Ассоциация исламских ученых и учителей Сингапура (PERGAS), Мухаммадия, Исламская духовная ассоциация Сингапура (Pertapis) и пр.; индийские мусульманские организации: Федерация индийских мусульман, Сингапурская мусульманская лига Кадаян-аллюр, Сингапурское общество мусульманского благосостояния Тенкаси и пр.

Индуизм

Почти все индуисты в Сингапуре являются этническими индийцами. По данным переписи населения 2010 г., в индий-

48

ской общине 55,4% исповедовали индуизм .

Индуизм получил распространение в Сингапуре с прибытием тамилов во второй половине 20-30-х гг. XIX в. В 1827 г. в Чайнатауне был возведен первый индусский храм, посвященный богине Мариамман, воплощению Богини-Матери (сначала была возведенадеревянная постройка, строительство храма бы-лозавершено к1863 г.).

В настоящее время имеются некоторые отличия между каноническими индусскими культами и тем, как их предписания и обряды осуществляются сингапурскими приверженцами. В частности, в Сингапуре никогда не было ограничений на посещение храмов членами отдельных низших каст.

В 1907 г. колониальной администрацией для «преодоления недостатков в управлении индуистскими и мусульманскими религиозными организациями» был создан Совет мусульманских и индуистских пожертвований (Mohammedan and Hindu Endowments Board, MHEB). В 1968 г. Совет индуистских пожертвований (Hindu Endowments Board, НЕВ) был выделен в самостоятельную организацию.

Отдельные храмовые приходы практически автономны. Общеиндуистскими делами занимаются два государственных совета - вышеупомянутый Совет индуистских пожертвований и созданный в 1985 г. Индуистский Консультативный Совет (Hindu Advisory Board, HAB), находящиеся в ведении Министерства общественного развития, молодежи и спорта. Под управлением НЕВ находятся 4 крупнейших индуистских храма, Совет отвечает за организацию фестивалей, оказывает помощь храмам по кадровым вопросам, вопросам религии и пр., активно участвует в межрелигиозной деятельности и поддерживает общественные проекты, организованные различными религиозными группами Сингапура49.

Всего в Сингапуре около 30 храмов, посвященных различным богам и богиням индуистского пантеона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индуистский фестиваль Дивали является одним из национальных государственных праздников. Во время проведения

ежегодного религиозного шествия Тайпусам перекрываются центральные улицы Сингапура. Два храма Шри-Мариамман и Шри-Шриниваса Перумал, построенные в южноиндийском стиле, имеют статус национальных памятников Сингапура.

Уникальной особенностью индуизма в Сингапуре является тот факт, что большое число не-индийцев, как правило, ки-тайцев-буддистов, принимают участие в различных индуистских мероприятиях, в том числе молятся индуистским божествам, вносят пожертвования в храмовые фонды, принимают участие в фестивалях50.

Сикхизм

Сикхизм не входит в число основных религий населения Сингапура и имеет в числе своих приверженцев сравнительно малочисленную (по данным переписи 2010 г. - 10744 чел.)51, но весьма активную сингапурскую общину. Ей принадлежит около десятка храмов, деятельность которых направляет Центральное сикхское храмовое управление, учрежденное в 1981 г.52

Первыми сикхами в Сингапуре были сипаи, рекрутиро-

53

ванные из Индии . В конце 1870-х гг. был сформировал первый Сикхский полицейский контингент. Сикхские полицейские были наняты для работы в доки Танджонг Пагар, где для них был построен храм, а также их привлекали в качестве дополнительных полицейских констеблей для охраны правительственных магазинов опиума в Сингапуре54.

В 1940 г. группа сикхов организовала ассоциацию для распространения сикхской веры - Сикхское миссионерское общество Малайи (Sikh Missionary Society of Malaya), под эгидой которой был создан специальный фонд для выплаты стипендий нуждающимся сикхским студентам для получения университетского образования.

В Сингапуре официально зарегистрировано 16 религиозных и общественных сикхских организаций. Сикхский Консультативный совет консультирует Правительство по вопросам, касающимся религии сикхов, обычаев и общего благосостоя-нияобщины сикхов.

Всего на острове в настоящее время семь сикхских храмов (гурудвар), первый был построен в казармах Хилл Перл, Центральный сикхский храм был возведен в честь 518-летия первого гуру Нанака55.

Таблица № 1. Религиозная принадлежность постоянного населения Сингапура в возрасте от 15 лет и старше, в %

1980 1990 2000 2010

буддизм 27,0 31,2 42,5 33,3

даосизм 30,0 22,4 8,5 10,9

ислам 15,7 15,3 14,9 14,7

индуизм 3,6 3,7 4,0 5,1

христианство 10,1 12,7 14,6 18,3

др. религии 0,5 0,6 0,6 0,7

нет религии 13,0 14,1 14,8 17,0

Составлено по: Singapore Census of Population, 2000. Advance Data Release No. 2, November 2000, p. 1; Census of Population 2010 Statistical Release 1, Demographic Characteristics, Education, Language and Religion, Department of Statistics, Ministry of Trade & Industry, Republic of Singapore, 2011, p. 29

Таблица № 2. Состав мусульманской религиозной общины, в % от общей численности этнических групп постоянного населения Сингапура в возрасте 15 лет и старше

1980 1990 2000 2010

Китайцы * * 0,3 0,4

Малайцы 99,6 99,6 99,6 98,7

Индийцы 22,1 26,5 25,6 21,7

Другие * * 22,3 9,2

*нет данных

Составлено по: Singapore Census of Population, 2000, p. 4; Census of Population 2010, p. 11

1 Census of Population 2010 Statistical Release 1, Demographic Characteristics, Education, Language and Religion, Department of Statistics, Ministry of Trade & Industry, Republic of Singapore, 2011. P. 29

Л

В китайской этнической группе 43% - буддисты, 20,1% - христиане. Singapore Census of Population, 2000. Advance Data Release No. 2, November 2000. P. 7

3 Здание церкви 1832 г. постройки признано национальным памятником.

4 Все эти церкви при статистическом учете относятся к протестантским. 5На сегодняшний день в Сингапуре 31 католическая церковь, 20 начальных, 17 среднихшколи одинколледж, а также больница, хоспис, пять домов для престарелых иодин детский дом. Singapore 2003. Published by Information Division Ministry of Communication and Information, Singapore, 2004,..., р. 54

6 Singapore 1989. Published by Information Division Ministry of Communication and Information, Singapore, 1990.P. 32 7Singapore 2003... р. 54

8 Census of Population 2010., p. 172

9 Singapore 1989., p. 33

10Сингапур. Справочник / Коллектив авторов. - М., «Наука». С. 30-31 11The Methodist Church of Singapore - http://www.methodist.org.sg/

12 На сегодняшний день в Сингапуре 14 методистских школ (22 тыс. учащихся и 1,2 тыс. преподавателей), одна музыкальная школа и 13 социальных центров. The Methodist Church of Singapore -

http://www.methodist.org. sg/

1 ^

Diocesan Digest. June 2012, Diocese of Singapore. P. 4 14 На сегодняшний день Англиканской церкви принадлежат 10 школ (включая специализированные школы и детские сады), 11 социальных центров. (Ibid.P. 15). В 2002г. была создана специальная служба оказания помощи населению в кризисных и чрезвычайных ситуациях ACROSS. (The Anglican Crisis Relief Outreach and Support, Singapore -http: //www.across.org.sg/

15Diocesan Digest. June 2012, Diocese of Singapore. P.5, 11 16 Церковь состоит из 6 приходов (4,1 тыс. верующих), ей принадлежат 6 детских садов и детских социальных центров, один центр для пожилых людей. LutheranChurchinSingapore - http://www.lutheran.org.sg/index. php?option=com_content&view=article&id=47&Itemid=54

1 7

Иерархия литургических церквей - http://www.hierarchy.religare.ru/h-

liuter-lcmal.html

18

На сегодняшний день в Совет входят 124 церкви членов-учредителей, 64 церкви действительных членов, 46 церквей конгрегационных членов и 11 ассоциированных членов (National Council of Churches of Singapore -http://welcome.nccs.org.sg/NCCS/Home.html). В 2003 г. NCCS опублико-

вал «Руководство по общим проблемам межрелигиозных отношений», в котором изложены основные принципы взаимоотношений христиан и сингапурцев других конфессий в «позитивном и конструктивном ключе». В нем подчеркивается важность поддержания гармонии в межрели-гиозных отношениях, однако довольно четко даются указания воздерживаться от участия в каких-либо религиозных церемониях других конфессий и межконфессиональных богослужениях. Христиане имеют право принимать участие только в деятельности Межнациональных и меж-религиозных кружков доверия, которые «инициированы и созданы правительством», оказывать помощь нуждающимся, а также осуществлять совместную деятельность с последователями других религий в решении таких общих проблем, как забота об окружающей среде (A Guide To Common Issues In Inter-Religious Relations (Revised), Issued by National Council of Churches of Singapore, August 2008).

19 The Straits Times, Jul 17, 2010

20 Ibid.

Л 1

City Harvest Church - http://www.chc.org.sg/_eng/index.php New Creation Church - http://newcreation.org.sg/

Л -5

City Harvest Church - http://www.chc.org.sg/_eng/index.php 24The StraitsTimes, Jul 17, 2010

25 Например, скандалы, связанные с американскими телеевангелистами -Джимми Сваггарта, замешанного в секс-скандале, и Джима Баккера, осужденного за финансовые махинации.

26 Информационное Агентство CNL-NEWS, по материалам CharismaNews - http://www.cnlnews.tv/2012/06/29/fraud/

27The Straits Times, Jul 17, 2010

28

В 1956 г. был создан Сингапурский совет христианских церквей, в 1974 г. - Сингапурская баптистская конвенция (филиал Всемирного союза баптистов и Баптистской федерации, АТР Singapore Baptist Convention - http://www.baptistconvention.org.sg). 1953 г. был организован социальный сервис христианских консультаций при тюрьмах, в 1969 г. - Христианская консультативная служба и организация Самаритяне Сингапура, в 1976 г. - Христианская служба спасения по борьбе с наркотиками, в 1980г. - Евангелическое братствоСингапура (Singapore 2003., р. 55); в 2004г. была организована Ассоциация христианских консультантов Сингапура (The Association of Christian Counsellors of Singapore, ACCS -http://www.accs.org.sg/).

29 Так, например, в 1987 г. на основании Закона о внутренней безопасности была задержана группа католиков-активистов, которые были замечены в латиноамериканском католическом движении за улучшение положения бедных. Когда в 1989 г. Сингапур посетил Папа Римский Иоанн Павел II, Ли Куан Ю так прокомментировал это событие: «Это может

быть в порядке вещей в Латинской Америке, но у нас многонациональная страна. Ваши католики начнут, последователи других религий ответят, и у нас начнутся межрелигиозные трения. Все религии должны держаться вне политики. Так мы сохраним гармонию». (Ли Куан Ю. Суровые истины во имя движения Сингапура вперед -http://marsexxx.com/lit/lee-kuan-yew-hard-truths.htm). Этот инцидент получил неожиданное продолжение в 2012 г. в связи с частной перепиской архиепископа Сингапура Николаса Чиа с активистом так называемой группы Function 8, о которой стало известно из сообщения в частном блоге. Группа Function 8 провела 2 июня 2012 г. митинг против Закона о внутренней безопасности, приуроченный к 25-летию арестов католических активистов. В блоге сообщалось, что в письме архиепископа выражалась поддержка действий этой группы. Хотя текст письма не был обнародован, его сомнительное содержание вызвало большой резонанс в обществе. The Straits Times, 22 September 2012

30

Подробно см. Астафьева Е.М. Политика государства в регулировании межконфессиональных отношений в Сингапуре // «Межэтнические и межконфессиональные отношения в Юго-Восточной Азии: история и современность», ИСАА МГУ, М., 2011. С. 64-79

-5 1

Singapore Census of Population, 2000. Advance Data Release No. 2, November 2000, p. 4; Census of Population 2010 Statistical Release 1, Demographic Characteristics, Education, Language and Religion, Department of Statistics, Ministry of Trade & Industry, Republic of Singapore, 2011.P.11 Singapore Census of Population, 2000... p. 1; Census of Population 2010., p. 5

Lee Kuan Yew on evangelical Christianity - http://yawningbread. word-press.com/2009/12/31/lee-kuan-yew-on-evangelical-christianity/

34Сингапур. Справочник // Коллектив авторов. - М.: «Наука», 1988. c. 27

-5 С

AMLA : Attorney General’s Chambers - http://statutes.agc.gov.sg/ 36MajlisUgama Islam Singapura MUIS - http://www.muis.gov.

sg/cms/aboutus/default.aspx

Administration of Muslim Law Act (Chapter 3, Part 2, Art.3): Attorney General’s Chambers - http://statutes.agc.gov.sg/

ЛО

MajlisUgama Islam Singapura, MUIS...

39

Вакуф (вакф) - в мусульманском праве имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели. В вакуф может входить как недвижимое, так и движимое неотчуждаемое имущество, но лишь приносящее пользу (доход) и нерасхо-дуемое (например, в вакуф не могут быть переданы деньги).

40 Singapore 1989, Published by Information Division Ministry of Communication and Information, Singapore, 1990. p. 29

41 Singapore 1990., p. 10

42 Singapore 2003 ., р. 52

43 The Straits Times, 25 October 2011

44Мечеть Masjid Temenggong Daeng Ibrahim находится под юрисдикцией Джохора.

45Singapore 2003 ., р. 52

46 Ли КуанЮ, Суровые истины во имя движения Сингапура вперед (фрагменты 16 интервью) - http://marsexxx.com/lit/lee-kuan-yew-hard-truths.htm#46

47 Singapore News Letter, Winter 2006, 07/12/2006 - p. 2

48 Census of Population 2010., p. 11

49 Hindu Endowments Act, (Chapter 364); Hindu Endowments Board -http: //www.heb .gov .sg/aboutus. html

50TheStraitsTimes, 26 October 2011.

51 Данные приведены по постоянному населению Сингапура в возрасте от 15 лет и старше. CensusofPopulation 2010...

52

Сингапур. Справочник // Коллектив авторов. - М.: «Наука», 1988,c. 30

С'У

В 1873 г. на службу в Перак (в Малайзии) были набраны 110 сикхов из разных районов Пенджаба, и была сформирована так называемая Перак-ская военизированная полиция. Успехи первых новобранцев подтолкнули британские колониальные власти набрать больше сикхов и к 1888 г. группа выросла и стала называться 1-й отряд перакских сикхов. В 1896 г. их количество возросло до 900 человек и отряд был переименован в Малайскую государственную гвардию.

54 S. Sewa Singh Gandharab. Sikhs in Singapore 1850. Early Sikh Pioneers of Singapore - http://www.allaboutsikhs.com/historical-events/sikhs-in-singapore-1850

55 Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.