Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНЫЕ И ПРАВОВЫЕ НОРМЫ В ПРОЦЕССЕ ПРАВООБРАЗОВАНИЯ: К ВОПРОСУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

РЕЛИГИОЗНЫЕ И ПРАВОВЫЕ НОРМЫ В ПРОЦЕССЕ ПРАВООБРАЗОВАНИЯ: К ВОПРОСУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религиозные нормы / нормы права / нравственность / мораль / гуманизм / religious norms / norms of law / morality / morality / humanism

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ю В. Ерохина, А Г. Рябченко

В статье дана оценка взаимодействия религиозных и правовых норм в процессе правообразования с учетом определения ситуации, сложившейся в России начала XX века как «постсекулярная» эпоха, характеризующаяся обострением отношений между религией и другими сферами культуры. Авторами дана характеристика таких принципов взаимодействия религиозных и правовых норм как аксиологичность, нравственность, гуманизм, защита и реализация прав и свобод личности, толерантность, духовность. В вопросе взаимодействия рассматриваемых норм авторами предлагается использование подхода, основывающегося на пространственной форме взаимодействия, косвенном взаимодействии под воздействием внешних факторов, причинно-функциональной форме взаимодействия, смысловой форме взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ю В. Ерохина, А Г. Рябченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS AND LEGAL NORMS IN THE PROCESS OF LEGAL EDUCATION: ON THE ISSUE OF INTERACTION

The article assesses the interaction of religious and legal norms in the process of legal education, taking into account the definition of the situation in Russia at the beginning of the XX century as a «post-secular» era characterized by the aggravation of relations between religion and other spheres of culture. The authors describe such principles of interaction of religious and legal norms as axiology, morality, humanism, protection and realization of individual rights and freedoms, tolerance, spirituality. In the issue of interaction of the norms under consideration, the authors propose the use of an approach based on the spatial form of interaction, indirect interaction under the influence of external factors, the causal-functional form of interaction, the semantic form of interaction.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНЫЕ И ПРАВОВЫЕ НОРМЫ В ПРОЦЕССЕ ПРАВООБРАЗОВАНИЯ: К ВОПРОСУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

РЕЛИГИОЗНЫЕ И ПРАВОВЫЕ НОРМЫ В ПРОЦЕССЕ ПРАВООБРАЗОВАНИЯ: К ВОПРОСУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ю.В. Ерохина, студент

А.Г. Рябченко, д-р ист. наук, канд. юрид. наук, профессор

Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина

(Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-9-2-98-101

Аннотация. В статье дана оценка взаимодействия религиозных и правовых норм в процессе правообразования с учетом определения ситуации, сложившейся в России начала XX века как «постсекулярная» эпоха, характеризующаяся обострением отношений между религией и другими сферами культуры. Авторами дана характеристика таких принципов взаимодействия религиозных и правовых норм как аксиологичность, нравственность, гуманизм, защита и реализация прав и свобод личности, толерантность, духовность. В вопросе взаимодействия рассматриваемых норм авторами предлагается использование подхода, основывающегося на пространственной форме взаимодействия, косвенном взаимодействии под воздействием внешних факторов, причинно-функциональной форме взаимодействия, смысловой форме взаимодействия.

Ключевые слова: религиозные нормы, нормы права, нравственность, мораль, гуманизм.

Характеристика современного состояния соотношения светского и религиозного начала апеллирует к процессам сакрализации и секуляризации, известных нам из взаимоотношений государства и церкви и проявляющихся в понятии «постсеку-лярной эпохи», представленной постмодерном, характеризующимся обострением кризиса во взаимоотношениях между религией и культурой.

Начало XX столетия ознаменовалось разработкой религиозных социальных концепций, включивших в себя принципы, закрепляющие основы человеческого общежития и взаимодействия.

Выделим следующие основы (принципы) взаимодействия религиозных и правовых норм в процессе правообразования:

1. Аксиологичность.

Принципы системной организации любой крупной общественной единицы или государства, в целом, коррелируют со сформированной ценностной шкалой ориентиров, которые отражают сущностные основы экономической модели, сложившейся в социуме. Анализ шкалы ценностных характеристик, предложенных Г. Хоф-стедом позволяет заметить степень влияния формирующегося религиозного созна-

ния на процессы экономического развития [1].

Религиозные ценностно-духовные

принципы организации процесса социализации людей, представленные категориями ценности человеческой жизни, гуманизма, недопустимости вражды, толерантности стали не только императивом для закрепления экономических моделей в государстве, но и неким проводником идей публичной жизни государства.

Показательным является пример закрепления христианских заповедей известных ценностно-духовных принципов, которые нашли свое применение в формирующихся источниках права применительно к сфере уголовно-правовых отношений, семейного права и других сфер правоотношений [2, с. 14-18]. Примером соединения духовных принципов, отмеченных выше в основах уголовно-правового учения, является германская уголовно-правовая доктрина эпохи средневековья.

2. Нравственность.

Традиционная, сложившаяся в теоретико-правовой науке трактовка соотношения нравственных и правовых норм основывается на их противопоставлении, критерием

разграничения которого является внешняя сторона деятельности человека.

Идеологическая основа современных правовых норм гносеологическими истоками уходит в Богооткровенные законы, составляющие первооснову для формирования духовности человека.

Сложность адаптации нравственных установлений к формирующемуся праву заключается в априори присущему праву подходам, ориентированным на регулировании исключительно важных сфер правоотношений, что подтверждается формализмом, гибкостью как основополагающих принципах правотворчества.

Моральные категории, основывающиеся на нравственных принципах, не закрепленные напрямую в нормах права, находят свое применение в правоприменительной деятельности. «Безнравственный закон не есть право. Несправедливый приговор - не есть правосудие» [3, с. 10-17].

3. Гуманизм.

Феномен гуманизма имеет различные трактовки в дошедшем до нас наследии философско-правовой мысли, научно-правовой литературе.

В рамках сложившихся мировоззренческих традиций понятие гуманизма как философского направления воспринимается в ее традиционной трактовке с эпохой Возрождения. Обращение к известным христианским заповедям позволяет нам вычленить гуманизм в контексте неотъемлемого элемента христианской этики и культуры.

Несмотря на многообразие подходов, сложившихся к определению понятия «гуманизма», развивающихся от античной философии к эпохе Возрождения, мы традиционно придерживаемся его трактовки, наполненной дефинициями, раскрывающимися через социальные институты, характеризующие процесс зарождения индустриального общества и определение в нем человека как творца, реализующего свой потенциал через незыблемые ценности, подчеркивающие и закрепляющие честь и достоинство лица как самодостаточное и самодовлеющее начало.

Принцип гуманизма в российском государстве закрепляется ст. 2 Конституции

РФ, провозглашающей права и свободы гражданина высшей ценностью.

4. Защита и реализация прав и свобод личности.

В современном мире использование доктринальных подходов, обеспечивающих развитие светского государства, основывалось на отделении института церкви от государства, гарантирующего возможности обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания. С другой стороны, широкое распространение традиционных религий выступает гарантом для сохранения стабильности в укреплении института прав и свобод человека вне зависимости от расы, национальности, вероисповедания.

5. Толерантность.

Понятие толерантности, получившее в современном обществе широкое применение, имеет как религиозное значение (как принцип терпимости или веротерпимости), так и светскую трактовку с начала активного развития глобализационных процессов, международной интеграции и т.д. Дифференциация семантических значений используемой дефиниции интересна для нас в контексте светского аналога принципа веротерпимости. Выделяемый нами принцип равенства в правах населения вне зависимости от расы, национальности, веры позволяет согласиться с традиционной трактовкой данного понятия, основывающегося на определении его как принципа и критерия терпимости к различиям и противоречиям, существующим в отношениях между социальными, культурными, религиозными, национальными и политическими группами. С позиций данной смысловой наполненности дефинируемого термина, можно считать толерантность как составляющую фактора, влияющего на укрепление социальной солидарности при достижении социального компромисса.

6. Духовность.

Категория духовности содержит в себе как минимум три смысловых значения.

Во-первых, духовность в сложившейся религиозной практике вне зависимости от вида религии соотносится с необходимостью следования некоего предначертанного для верующего пути и приобретении в

конечном итоге «особой близости к Богу» [4, с. 58].

Во-вторых, сложившаяся еще с момента становления советской системы права подход, основывающийся на морализации правовых установок, характеризовался тождествованием категорий «духовность» и «правосознание». Безусловно, данная аффирмация является как минимум неточной.

В-третьих, в психологии под «духовностью» принято понимать высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности.

Мы солидарны с точкой зрения исследователя А.И. Зубкова, согласно которой категорию «духовности», максимально близкую к дефиниции «человек-Бог», нужно воспринимать в более широком смысле, как морально-нравственную [5].

Современное состояние взаимоотношений общества и личности измеряется границами шкалы идейно-ценностных установок правосознания, формируемого в условиях стремления каждого индивида самоидентифицироваться, что очень важно для раскрытия как культурного, так и правового потенциала российского общества.

Считаем возможным и целесообразным предложить свой подход к вопросу взаимоотношения религиозных норм и норм права.

1. Пространственная форма взаимодействия, проявляющаяся в контексте территориального и социального начала.

Территориальный аспект проявляется в распространении религиозных норм на территорию государства (субъект, административно-территориальная единица и т.п.) с учетом признания религии государственной или традиционной.

Социальный аспект проявляется в формате противоречий, развивавшихся в условиях социальной адаптации и самоидентификации малочисленных этнических групп, религиозных диаспор к формирующимся правоотношениям. Правовое регулирование различных сфер общественной жизни в отмеченных социальных группах

зачастую замещается на правовые обычаи, религиозные нормы, применяющиеся на территории проживания указанных групп.

2. Косвенное взаимодействие под воздействием внешних факторов.

Многообразие подходов, применяемых в процессе правообразования позволяет заметить, что границы детерминирования религиозных норм по отношению к правовым очень подвижные, процесс трансформации социальных норм по отношению к правовым подчас сложно определим, при этом интеграция религиозных норм в правовые осуществляется под влиянием культурного фактора.

Отмечая факторы общего взаимодействия религиозных и правовых норм, выделяется национальная идея, вероисповедная политика государства, кризис цивилизации и традиции права.

3. Причинно-функциональная форма взаимодействия.

Данная форма взаимодействия, представляя собой сочетание в рамках единой системы, характеризуемой детерминированием религиозных норм правовыми, находит свое применение в двух видах взаимодействия: непосредственное причинно-функциональное взаимодействие и выборочное причинно-функциональное взаимодействие.

Выделим основные черты, характеризующие непосредственное и выборочное причинно-функциональное взаимодействие.

Первое получило полное и всестороннее распространение в условиях сращивания религиозных и правовых норм, что возможно лишь в условиях развития процесса сакрализации в теократическом государстве, либо в государстве, где уже сложилась религиозная правовая система.

Выборочное причинно-функциональное взаимодействие в отличие от непосредственного представляет собой ситуативный, складывающийся в условиях секуляризации общества феномен «религиозного возрождения».

4. Смысловая форма взаимодействия.

Данная форма взаимодействия основывается на применении логических методов познания и законов, позволяющих выявить

семантическую квинтэссенцию, лежащую процессе правообразования в практике в основе каждой религиозной и правовой формирующихся общественных отноше-нормы. ний выступает индикатором соответствия

Представленная нами на концептуаль- законодательства уровню развития обще-ном уровне типология форм взаимодей- ственных отношений. ствия религиозных и правовых норм в

Библиографический список

1. Липов В.В. Path Dependency: Религиозные ценности как фактор формирования, социально-экономических моделей // Интернет-конференция «20 лет исследования QWERTY-эффектов и зависимости от предшествующего развития». Федеральный образовательный портал. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman.edu.ru/db/msg/211432.html (дата обращения: 13.07.2023).

2. Акопьянц А.А., Рябченко А.Г. К вопросу об обеспечении соблюдения прав человека в условиях реализации социальной функции государства // Актуальные проблемы современного права: соотношение публичных и частных начал. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции (симпозиума) для молодых исследователей. -Краснодар, 2021. - С. 14-18.

3. Явич Л.С. О преподавании общетеоретической юридической дисциплины и введении курса политологии // Правоведение. - 1989. - № 5. - С. 10-17.

4. Протоиерей Федор (Соколов). Духовность. Правопорядок. Преступность // Духовность. Правопорядок. Преступность: материалы науч.-практ. конф., 28 марта 1996 г. - М., 1996. - С. 58.

5. Зубков А.Я. Взаимосвязь духовности общества в устойчивости правопорядка: в Российском государстве // Духовность. Правопорядок. Преступность: материалы науч.-практ. конф., 28 марта 1996 г.

RELIGIOUS AND LEGAL NORMS IN THE PROCESS OF LEGAL EDUCATION:

ON THE ISSUE OF INTERACTION

Yu.V. Erokhina, Student

A.G. Ryabchenko, Doctor of Historical Sciences, Candidate of Legal Sciences, Professor Kuban State Agrarian University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article assesses the interaction of religious and legal norms in the process of legal education, taking into account the definition of the situation in Russia at the beginning of the XX century as a «post-secular» era characterized by the aggravation of relations between religion and other spheres of culture. The authors describe such principles of interaction of religious and legal norms as axiology, morality, humanism, protection and realization of individual rights and freedoms, tolerance, spirituality. In the issue of interaction of the norms under consideration, the authors propose the use of an approach based on the spatial form of interaction, indirect interaction under the influence of external factors, the causal-functional form of interaction, the semantic form of interaction.

Keywords: religious norms, norms of law, morality, morality, humanism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.