Научная статья на тему 'Религиозность российской молодёжи в условиях современной культуры'

Религиозность российской молодёжи в условиях современной культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
213
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ / МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федорова М.В., Терехин А.В.

В статье рассматриваются некоторые особенности современной массовой культуры: а именно, субкультурный плюрализм, укоренённость в медиареальности, приоритет витальных ценностей. По мнению авторов статьи, именно эти черты современной культуры определяют характер религиозности молодого поколения нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозность российской молодёжи в условиях современной культуры»

146

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Список литературы:

1. Адорно Т. Избранное: социология музыки [Электронный ресурс] // Университетская Книга. - М.; СПб., 1998. - 445 с. - Режим доступа: http://hren-morkovkin.ucoz.ru/load/0-0-0-29-20.

2. Колчинская В.Ю. Виды музыкальной деятельности [Электронный ресурс] // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. Секция 16. Социология культуры. - Режим доступа: http://www.isras.ru/abstract_ bank/1208267483.pdf.

3. Лукьянов В.Г. Проблемы социологии музыки в контексте теории интонации Б.В. Асафьева [Электронный ресурс] // Социс. - 2012. - № 10. -С. 60-69. - Режим доступа: http://www.isras.m/ffles/File/Socis/2012_10/Luk-janov.pdf.

РЕЛИГИОЗНОСТЬ российской молодежи В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

© Федорова М.В.*, Терехин А.В.*

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, г. Нижний Новгород

АО «ОКБМ им. И.И.Африкантова», г. Нижний Новгород

В статье рассматриваются некоторые особенности современной массовой культуры: а именно, субкультурный плюрализм, укоренённость в медиареальности, приоритет витальных ценностей. По мнению авторов статьи, именно эти черты современной культуры определяют характер религиозности молодого поколения нашей страны.

Ключевые слова массовая культура, религиозность, религиозная идентичность, религиозные ценности, молодежные субкультуры.

Давать оценку современной культуре, то есть культуре первых пятнадцати лет XXI века, очень непростая задача. Невозможность объектного анализа культурных явлений, в силу включенности в сложные социальнокультурные взаимодействия, всегда будет предполагать некую субъективную оценку рассматриваемых феноменов. Вопросы о культурной преемственности, соотношении массовой, народной, элитарной культур, а также о принципах существования культурного плюрализма в виде субкультур яв-

* Доцент кафедры Философии, социологии и теории социальной коммуникации Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, кандидат философских наук, доцент.

* Начальник Бюро по переводу и оформлению документации ООО «ОКБМ им. И.И. Афри-кантова», кандидат философских наук, доцент.

Ценностные ориентации современной молодежи

147

ляются дискуссионными в контексте социально-гуманитарного знания. Цель же настоящей статьи - показать специфику религиозности российской учащейся молодёжи в контексте современной культуры. Для чего представляется необходимым отметить основные тенденциозные черты существующего культурного типа.

Стоит признать, что современная культура существует в форме культуры массовой, которая является «универсальным культурным проектом», адаптирующимся под национальные и социально -экономические условия [5, с. 17]. В рамках этого проекта, собственно, снимается дихотомия элитарной и массовой культуры, народной и официальной (авторской, по терминологии А.В. Терехина [13, с 18]). При этом нужно понимать, что массовая культура XXI века радикально отличается от массовой культуры ХХ столетия. Это отличие состоит как в морфологических, так и в функциональных особенностях. Массовая культура XXI века - это культура, специфику которой определяют факторы глобализации, становления информационно-коммуникативного пространства, а также попытки осмыслить наследие постмодернизма. Соответственно, массовая культура современного информационного общества выражается не в тенденции к усреднению и обезличиванию, а, напротив, к созданию видимости культурного плюрализма. В условиях современной массовой культуры сосуществует огромное количество субкультур, выбираемых индивидом свободно, на основании собственных предпочтений. Что в итоге приводит к «парализующему обилию выбора», сверх-выбору, превращая свободу в зависимость [14, с. 135-164]. Данная социально-культурная ризоморфность отражает функциональные изменения массовой культуры, которая в современном обществе начинает выполнять не столько рекреационную функцию, сколько функции социальной адаптации и идентификации [5, с. 119-135]. Именно субкультуры в молодёжной среде становятся основным средством идентификации, обеспечивая пристальный научный интерес к их различным видам и формам. Усложнение механизмов самоидентификации в современном обществе привели не только к «субкультурному взрыву», но и к созданию новых форм идентичностей. Так, А.Н. Крылов, например, выделяет следующие идентичности, складывающиеся в современный период: виртуальную, корпоративную, потребительскую, идентичность по стилю жизни и др. [см.: 6].

Особое проблемное поле представляет изучение религиозной идентичности в условиях современной массовой культуры. Нарушение культурной целостности, выступающей гарантом стабильности идентификационных процессов, не могли не повлиять на формирование религиозных чувств молодого поколения. Уже цитируемый А.Н. Крылов обозначает ряд взаимосвязанных социальных факторов (глобализация, религиозная индивидуализация, либерализация религиозной жизни, культурный плюрализм и релятивизм, интенсификация социальных процессов, деинституализация религии),

148

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

определивших сущность религиозной идентичности [7, с. 132-142]. Религиозная идентичность в условиях массовой культуры отличается свободой персонального конструирования на основании плюрализма религиозных ценностей и идей. В итоге происходит размывание границ собственно религиозного, что выражается в сакрализации объектов повседневности, ритуа-лизации обыденной жизни и продуцировании новых мифологем. Это новое отношение к религиозному находит свое осмысление в терминах «постсе-кулярность», «новая религиозность» (Ю.В. Рыжов), «бедная вера» (М. Эпштейн). В частности, Ю.В. Рыжов, развивающий концепцию новой религиозности, полагает, что массовая культура выступает «питательной средой» для продуцирования новых форм религиозности [11, с. 228].

Многие молодежные субкультуры, возникающие в контексте современной культуры, претендуют на наличие некоего духовного опыта, несвязанного с традиционными формами религии. Так, молодежные группы Нью Эйдж, неоязычники, индеанисты, растафари уже рассматриваются не столько как субкультурные, сколько как религиозные движения. Другие субкультуры (готы, металлисты, панки, байкеры и т.д.) активно используют оккультную, мистическую символику, что в массовом сознании часто приравнивает их к деструктивным сектам.

В концептуальном пространстве научного дискурса понятия религиозность и религиозная идентичность часто разводятся, однако при этом всеми исследователями признается, что оба эти феномена имеют два полюса выражения: социальное и индивидуально-личностное. Не вдаваясь в рамках данной статьи в дискуссию, отметим лишь, что в качестве теоретико-методологического основания мы предполагаем подход, признающий данные понятия синонимичными, а основным индикатором религиозности для нас будет выступать самоидентификация. Данный подход (который мы встречаем у таких исследователей, как В.Ф. Чеснокова [17], Ю.Ю. Синелина [12], С.Б. Филатов, Р.Н. Лункин [16] и др.) позволяет сочетать объективированный подход к религиозности как к надындивидуальной, групповой форме с интроспективным подходом, предполагающим религиозное самоопределение. В качестве эмпирической базы мы используем данные, полученные в результате исследования ценностных ориентаций молодёжи, проводимого нижегородской группой ученых под руководством профессора Е.П. Савруц-кой. Принимая непосредственное участие в данном исследовании в период с 2014 по 2015 гг., мы могли уточнить данные анкетирования (5200 анкет) в ходе интервьюирования отдельных представителей молодежных групп (опрошено 247 человек).

Анализируя специфику религиозной идентичности молодёжи в контексте современной массовой культуры, мы можем выделить ряд её специфических черт. Во-первых, фиксируется определённая диспропорция между социальным и личностным уровнями религиозной идентичности. В качест-

Ценностные ориентации современной молодежи

149

ве основного показателя социального уровня мы рассматриваем конфессиональную принадлежность, в качестве личностного - признание себя верующим. Подавляющая часть опрошенной молодежи (74 %) с определенной долей уверенности считает себя верующими [15, с. 165]. С точки зрения конфессиональной принадлежности основная часть респондентов отнесла себя к православным - 70,1 % [15, с. 166]. Но лишь менее половины (49,5 %) молодых людей, считающихся православными, относит себя к верующим. При этом 56,8 % опрошенной молодежи, которые сомневаются относительно собственной веры, и 12, 6 % неверующих идентифицировали себя в качестве православных [15, с. 169]. Эго подтверждает вывод многих исследователей (М.П. Мчедлова, Ю.Ю. Синелиной, Т.И. Варзановой, Е.В. Панкратовой и т.д.), что религиозная идентичность российских граждан (включая молодежь) взаимообусловлена этнической и культурной принадлежностью. Во-вторых, для данной возрастной группы молодежи (15-22 года, но в основном это 17-21 год) и соответствующего ей статуса («учащиеся»), в большей степени характерно индивидуальное переживание своих религиозных чувств, чем осознание социальной значимости принадлежности к группе единоверцев. Подобный религиозный индивидуализм, как мы предполагаем, объясняется особенностями синтетически-конвенциональной стадии развития религиозного сознания (по Дж. Фаулеру). Он находит своё проявление в распространении внеконфессиональной религиозности (14,4 % опрошенных выбрало ответ «в Бога верю, но конкретного вероучения не исповедую» [15, с. 166]), плохом знании догматических положений, а также в низком уровне религиозной активности (всего 6 % молодых людей, уверенно идентифицирующих себя как верующих, участвуют в религиозных обрядах каждую неделю [15, с. 170]).

Анализ данных анкетного опроса подтверждается выводами, сделанными во время интервьюирования лидеров мнения студенческой молодёжи, и заставляет нас предположить, что плохое знание молодёжью догматики и культовых особенностей традиционных религий связано не столько с уровнем воцерковленности, сколько с общим уровнем образованности, который в условиях современного общества весьма низок. Религиозность современной российской молодёжи отличается эклектичностью, синкретичным сочетанием разнородных положений, что находит свое отражение в отношении к ряду религиозных проблем, идей, ценностей (смысл жизни, грех, смерть, вера, Бог).

Некоторые исследователи, характеризуя религиозность российской молодежи, отмечают склонность молодых людей к суеверию [2; 9]. При этом суеверия типичны именно для верующих и воцерковленных [15, с. 177-179]. Можно полагать вслед за Ю.Ю. Синелиной, что суеверия современной молодёжи обусловлены спецификой русской культуры, воплощающейся в синтезе православной и языческой традиций [12, с. 93]. Однако современные

150

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

суеверия, представляющие синкретическое сочетание веры в амулеты и гороскопы, домовых и инопланетян, колдунов и экстрасенсов, духов и супергероев, уже не имеют отношения ни к православной, ни к языческой традициям. Они порождение массовой культуры, которая формирует и активно внедряет новые мифологемы. Собственно, религиозная эклектика во многом обусловлена ещё одной чертой массовой культуры современности: её укоренённости в медиареальности. Перенос социально-культурных взаимодействий в новую реальность приводит к тому, что в исследованиях, посвященных современной культуре, зачастую (пусть и не всегда оправдано) происходит подмена понятия «массовая культура» концептом «медиакультура» [8, с. 51].

В массмедийном пространстве любое религиозное обращение, адаптированное под запросы массовой аудитории, теряет свою целостность и ценностное значение, превращаясь в общественный продукт. Среди всех средств массовой коммуникации самое непрогнозируемое влияние на формирование религиозности оказывает Интернет. Виртуализация религиозной жизни молодёжи через активное участие в обсуждении религиозных и эзотерических тем на различных форумах, в блогах и социальных сетях может привести к складыванию двойной религиозной идентичности (социальной и социально-виртуальной). Закрытость некоторых социальных сетей и форумов делает их подобием сект, неподконтрольных как религиозным, так и светским структурам. Собственно, сама структура Интернет-пространства и связанные с его возникновением технологии порождают уникальный феномен «технологического мистицизма», «техногнозиса» (по терминологии

Э. Дэвиса [3]) и особое представление о Бог-Творце (технотеизм). «С момента своего появления Веб стал вместилищем квазирелигиозных устремлений, - писал Н. Карр, - ... Для тех, кто искал трансцендентального пробоя за пределы вещественного мира, Сеть представляет собой чуть ли не готовую землю обетованную. В интернете мы все бестелесны - символы, общающиеся с символами посредством символов.Мы становимся «сетя-нами», свободно парящими в некоем пресветлом, чуть ли не ангельском мире» [4]. Интересно, что Н. Карр, сравнивая интернет-коммуникацию с процессом трансцендирования, употребил термин бестелесность. Действительно, развитие информационных технологий отделило информацию от её телесного воплощения, открывая перспективы «посттелесной цивилизации» [19, с. 14]. Ощущение конечности собственной телесности и, соответственно, обнаружение возможности выхода за пределы собственно человеческого бытия, обеспечили философский интерес к проблеме человеческого тела и аспектов его существования, что особенно наглядно проявилось в постмодернистском дискурсе. Массовая культура, определяемая во многом этикой и эстетикой постмодернизма, гиперболизирует и культивирует телесность.

Ценностные ориентации современной молодежи

151

В иерархии ценностей массовой культуры витальные ценности занимают приоритетное значение, обеспечивая пристальный интерес ко всем аспектам проявления телесности. Чувственность, соматичность массовой культуры находит свое проявление и в отношении религиозного. Можно выделить несколько аспектов такого проявления. Во-первых, оно выражается в особом образе сверхъестественного, запечатленном в произведениях мас-скульта. Например, ангелы и демоны предстают антропоморфными и ан-тропопатичными, они телесны и могут не просто зримо присутствовать в нашем мире, но и разделять судьбу людей. В произведениях самого востребованного массовой культурой вида искусства - киноискусстве - представлена именно такая трактовка. Вот далеко неполный перечень кинофильмов и сериалов на эту тему: «Мой парень ангел» (реж. В. Сторожева), «Сверхъестественное (сериал), «Евангелион» (аниме), «Куда приводят мечты» (реж. В. Уорд), «Ч/Б» (реж. Е. Шелякин), «Сигаретный ожог» (сериал «Мастера ужасов» реж. Дж. Карпентер), «Орудия смерти» (реж. Х. Цварт), «Константин: Повелитель тьмы» (реж. Ф. Лоуренс), «Ангел-А» (реж. Л. Бессон), «Догма» (реж. К. Смит), «Между ангелом и бесом» (реж. Ж.-М. Пуаре), «Небо над Берлином» (реж. В. Вендерс), «Город ангелов» (реж. Б. Силберлинг). Мы привели этот длинный список фильмов и режиссёров их снимавших, чтобы показать, что тенденция к созданию подобного образа сверхъестественного встречается на всех уровнях массовой культуры (от китча до арта) с минимальным учетом национальной культурной специфики. У М. Эпштейна есть попытка анализа этого феномена массовой культуры, который он называет «возвращение ангелов», «ангелизм», правда толкуя его в контексте своей концепции «бедной веры» [18, с. 35-40].

Во-вторых, гиперболизированность телесного в массовой культуре, пристальное внимание к аспектам его проявления (прежде всего, сексуальности) сказывается и на изменении отношения молодёжи к греху. Грех начитает идеализироваться, восприниматься не как нечто ужасное, связанное со страданием и смертью, а напротив, как нечто притягательное, заманчивое, как воплощение земных устремлений. При опросе значительная часть студенческой молодёжи использовала в качестве синонима понятию «грех» слово «ошибка». Надо отметить, что изменение морального сознания молодежи происходит очень быстрыми темпами. В сравнении с исследованием 1997 года, где вера в греховность и воздание за грех была присуща почти половине опрошенных молодых людей [2], в исследовании 2014 года учение о грехе не получает широкой поддержки - его разделяют всего 34,6 % [15, с. 175]. Интервьюирование отдельных групп молодёжи показало, что связь между такими явлениями как «тело», «грех», «смерть» отсутствует в представлении современного молодого человека. Для христианства же эта связь выступает основанием этики. «Падением изменились и душа, и тело человека... Падение было для них вместе и смертью ... смерть есть только разлуче-

152

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

ние души с телом, прежде того уже умерщвленных отступлением от них Истинной Жизни, Бога» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)).

В народной культуре отношение к телу отличалось амбивалентностью, сочетанием христианской модели телесности («Тело есть раб души, а душа -царица» по словам Преподобного Серафима Саровского) с идей целостности человека [1, с. 6]. Массовая культура, несмотря на некоторое фиксируемое исследователями сходство с народной, выводит проблему телесности из области религиозной этики. В современной культуре практически все аспекты и формы телесной деятельности становятся предметом рассмотрения этик светской или медицинской, биоэтики.

Болезнь и смерть являются важнейшими моментами человеческого существования. В контексте массовой культуры, акцентуирующей проблему телесности, формируется несколько стратегий отношения к смерти: от страха смерти до смеха над ней, от стыда и дистанцирования от проблемы смерти до идеализации её образа. Но главное, как верно заметил патриарх Кирилл, в массовой культуре «смерть превращается в шоу», и выводится «за рамки мировоззрения современного человека» [10].

Для современной российской молодежи в силу возраста и определённых цивилизационных условий (вера в научный прогресс и медицинские технологии, отсутствие эпидемий, войн, геноцида) смерть представляет собой либо некую досадную помеху, которую наверняка как-то можно будет решить (это реакция дистанцирования от проблемы смерти, неприятие мыслей о ней). Либо как нечто таинственное, окутанное мистическим ореолом (эту реакцию можно назвать идеализацией/романтизацией смерти). Романтизация и фетишизация смерти характерна для таких молодежных субкультур, как эмо и готы.

В исследовании нижегородской группы, проведенном в 2014 году, отчётливо зафиксировано влияние витальных установок массовой культуры на отношение молодёжи к смерти. Так, наиболее популярным тезисом, разделяемым подавляющим большинством молодых людей, стал тезис о возможности загробной жизни. В жизнь после смерти верят 36,1 % внеконфессиональных верующих, 31,3 % православных, 17,3 % атеистов и 15,8 % неверующих [15, с. 175]. Дальнейшее исследование (анкетирование 2015 года и интервьюирование) показало, что идея жизни после смерти трактовалась довольно широко, представляя сочетание различных религиозных и эзотерических учений и практик. Самым распространённым вариантом стала вера в реинкарнацию и последующее продолжение телесной, чувственной, полной радости жизни.

Таким образом, очевидно, что массовая культура оказывает дестабилизующее влияние на формирование религиозности российской молодёжи, деформируя религиозные ценности традиционных религий.

Ценностные ориентации современной молодежи

153

Список литературы:

1. Баженова Е.В. Тело человека как территория столкновения природы и культуры // Человек в мире культуры. - 2012. - № 3. - С. 3-8.

2. Варзанова Т.И. Религиозные ориентации молодых россиян (Возрастной и гендерный аспект проблемы) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scorcher.ru/art/mist/blesseds/blesseds2.php?printing=1 (дата обращения: 29.05.2014).

3. Дэвис Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху. - Екатеринбург: Ультра. Культура, 2008. - 480 с.

4. Карр Н. Бездушность Веб 2.0 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.computerra.ru/archive/2005/n/21/ (дата обращения: 30.10.2015).

5. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. - М.: Издательство ЛКИ, 2011. - 352 с.

6. Крылов А. Н. Эволюция идентичностей: кризис индустриального общества и новое самосознание индивида. - М.: Издательство НИБ, 2010. -272 с.

7. Крылов А.Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. -М.: Издательство Икар, 2012. - 306 с.

8. Кузнецова Е.И. Динамика медиареальности: философские основы и социальные проекции. - Нижний Новгород: ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 2015. -268 с.

9. Мчедлов М.П. О религиозности российской молодёжи // Социологические исследования. - 1998. - № 6. - С. 107-110.

10. Патриарх Кирилл: массовая культура превращает смерть в шоу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.vesti.ru/doc. html?id=552241 (дата обращения: 15.02.2015).

11. Рыжов Ю.В. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве. - М.: Смысл, 2006. - 328 с.

12. Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения // Социологические исследования. - 2001. - № 7. - С. 89-96.

13. Терехин А.В. Механизмы устойчивости народной культуры как фактор стабилизации общества автореф. дисс. ... к. филос. н. - Нижний Ногород, 1999. - 25 с.

14. Тоффлер Э. Шок будущего. - М.: «Издательство АСТ», 2002. - 557 с.

15. Федорова М.В. Религиозные ориентации молодежи в контексте пост-секулярного общества // Динамика ценностных ориентаций молодежи (20062014 гг.): монография / Под общей ред. д-ра филос. наук, проф. Е.П. Сав-руцкой. - Н. Новгород: ФГБОУ ВПО «НГЛУ»; СПБ.: Издательство РХГА, 2014. - С. 164-179.

16. Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. -2005. - № 4. - С. 39-40.

154

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

17. Чеснокова В.Ф. Воцерковленность: феномен и способы его изучения // Десять лет социологических наблюдений: научное издание. - М.: Ин-т Фонда Общественное мнение, 2003. - С. 112-145.

18. Эпштейн М.Н. Религия после атеизма. Новые возможности теологии. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. - 416 с.

19. Эпштейн М.Н. Философия тела // Эпштейн М.Н. Философия тела. Тульчинский Г.Л. Тело свободы. - СПб.: Алетейя, 2006. - 432 с.

О ДИНАМИКЕ НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

© Ярина Е.В.*

Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ),

г. Москва

Статья посвящена проблемам формирования ценностной сферы молодежи в техническом вузе. Представлен эмпирический анализ динамики ценностных ориентаций и нравственных установок студентов за период 2005-2013 гг. на примере учащихся Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ). Выявлены основные смысложизненные ориентации молодых людей, отражены позитивные и негативные тенденции их развития.

В условиях интенсивной интеграции современной России в мировое экономическое пространство, перед страной стоят глобальные задачи, связанные с формированием благоприятного инвестиционного климата, повышением конкурентоспособности отечественной промышленности. Реализовывать эти задачи должны конкретные люди - специалисты с дипломами инженеров. Поэтому приоритетную роль в процессе воспроизводства квалифицированных инженеров, являющихся основой кадрового обеспечения развития реального сектора экономики и государства в целом, играет технический вуз [5].

Однако современная экономическая парадигма подразумевает, прежде всего, установку на гуманизацию экономических отношений постиндустриального общества, предполагающая внимание к «неэкономическим» факторам поведения индивида - психологическим, духовно-нравственным и морально-этическим. Очевидно, что задачей технического вуза сегодня является не только выпуск квалифицированных специалистов, но и социальное воспитание как освоение социальных компетенций, необходимых человеку

* Старший преподаватель кафедры «Психология, социология, государственное и муниципальное управление».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.