Научная статья на тему 'Религиозность населения Калмыкии в современных исследованиях'

Религиозность населения Калмыкии в современных исследованиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
505
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАСЕЛЕНИЕ / КОНФЕССИИ / РЕЛИГИОЗНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ETHNIC IDENTITY / RELIGIOUS IDENTITY / POPULATION / FAITHS / RELIGIOUS BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нусхаева Байрта Басанговна

В статье рассмотрены исследования по проблеме религиозности населения Калмыкии и результаты собственного исследования, проведенного в 2017 г. Автор приходит к выводу, что религиозная идентичность определяется этнической принадлежностью и выступает «маркером этничности». На основании результатов опроса показаны соотношение верующих и неверующих, использование религиозной атрибутики в современной жизни и особенности религиозного поведения населения Калмыкии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Нусхаева Байрта Басанговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUSNESS OF THE POPULATION OF KALMYKIA IN CONTEMPORARY RESEARCHES

The paper discusses researches on religiousness of the population of Kalmykia and results of the author’s own research conducted in 2017. The author comes to a conclusion that the religious identity is defined by ethnic origin and acts as an "ethnicity marker". On the basis of results of poll the author shows the ratio of believers and non-believers, use of religious attributes in contemporary life and features of religious behavior of the population of Kalmykia.

Текст научной работы на тему «Религиозность населения Калмыкии в современных исследованиях»

УДК [316/74:2](470.47) ББК 60.563.05(2Рос.Кал) Н 90

Б.Б. Нусхаева,

кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Калмыцкого научного центра Российской академии наук, г. Элиста, тел.: + 79054848106, e-mail: [email protected]

РЕЛИГИОЗНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАЛМЫКИИ В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ1

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассмотрены исследования по проблеме религиозности населения Калмыкии и результаты собственного исследования, проведенного в 2017 г. Автор приходит к выводу, что религиозная идентичность определяется этнической принадлежностью и выступает «маркером этничности». На основании результатов опроса показаны соотношение верующих и неверующих, использование религиозной атрибутики в современной жизни и особенности религиозного поведения населения Калмыкии.

Ключевые слова: этническая идентичность, религиозная идентичность, население, конфессии, религиозное поведение.

B.B. Nuskhaeva,

Candidate of Sociology, Senior Researcher of the Kalmyk Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Elista, ph.: +79054848106, e-mail: [email protected]

RELIGIOUSNESS OF THE POPULATION OF KALMYKIA IN CONTEMPORARY RESEARCHES

Abstract. The paper discusses researches on religiousness of the population of Kalmykia and results of the author's own research conducted in 2017. The author comes to a conclusion that the religious identity is defined by ethnic origin and acts as an "ethnicity marker". On the basis of results of poll the author shows the ratio of believers and non-believers, use of religious attributes in contemporary life and features of religious behavior of the population of Kalmykia.

Keywords: Ethnic identity, religious identity, population, faiths, religious behavior.

Внимание к проблеме религиозности населения Калмыкии объясняется несколькими обстоятельства: во-первых, в регионе проживают единственные в европейской части России буддисты; во-вторых, современные тенденции

характеризуются повышенным интересом к религии и религиозной активностью населения в целом; в-третьих, расположением региона, его соседством с республиками Северного Кавказа. Рассматривая проблему религиозности населения

1 Работа выполнена в рамках проекта РФФИ № 17-46-080755 от 12 мая 2017 года «Основные социальные идентичности населения Республики Калмыкия в 2010-е годы: факторы и ресурсы».

Калмыкии, прежде всего, хотелось бы отметить, что современная эт-ноконфессиональная ситуация в регионе характеризуется как стабильная и межнациональные отношения в Калмыкии являются благоприятными [1; 35]. По мнению специалистов, в основе такой этно-конфессиональной ситуации лежит «традиция мирного сосуществования этнических групп» [2; 36].

Исследования религиозной идентичности в России свидетельствуют о формировании «новой» православной идентичности в постсоветский период. Как отмечает С.В. Рыжова: «православ-ность дрейфует в сторону культурной идентичности по ряду причин, важнейшими из которых являются внутрироссийский идеологический вакуум, слабость гражданского сознания, вызовы глобализации и советское атеистическое наследие» [3; 144]. В Калмыкии наблюдаются сходные тенденции. И религиозная идентичность чаще определяется этнической принадлежностью. Так, изучение Л.Б. Четыровой роли буддизма в формировании этничности калмыков и монголов позволило сделать вывод о том, что «исторически буддизм способствовал формированию и консолидации калмыцкого этноса, выполняя роль маркера этничности» [4; 198]. На основе своего исследования автор приходит к выводу, что «в настоящее время для молодых калмыков, утративших этнический язык, буддизм по-прежнему выступает маркером этничности» [4]. Эту позицию разделяет А.М. Нуксунова. Изучая проблему идентичности современных калмыков, автор пишет: «Буддизм сегодня - один из основных этноконсолидирующих факторов» [5; 55].

Исследуя проблему соотношения светского и религиозного в духовном пространстве Калмыкии, К.А. Наднеева подчеркивает, что религиозное сознание хотя и не доминирует, но занимает значительное

место. Религиозные группы совпадают с этническими общностями. Это касается калмыков, русских, казахов, кавказцев. Происходит соединение светского и религиозного, морального [6; 98]. Если рассматривать этот процесс с точки зрения формирования идентичности, можно говорить об ее составляющих: этнокультурной, общечеловеческой и гражданской. У А.М. Нуксуно-вой эти составляющие находятся в условиях взаимодействия, а именно: «взаимоотталкивающих и взаимопроникающих тенденций» [7].

В результате изучения идентификационных процессов в Республике Калмыкия, по итогам многолетних исследований, Л.В. Намруева приходит к выводу о повышении конфессиональной идентичности. И одними из главных предпосылок религиозности, по мнению автора, являются этническая обусловленность и условия семейной социализации [8; 126]. На наш взгляд, соблюдение ритуалов и обрядов являются выражением религиозности основной части населения. К наиболее популярным можно отнести обряды жизненного цикла народа: рождение ребенка, свадебные обряд, похоронные обряды. А также обряды, связанные с национальными праздниками. И событийные, к которым прибегают в случае предстоящих важных событий или состояния здоровья. Так Л.В. Намруева обращает внимание, что «среди верующих респондентов-калмыков в равной мере распределено соотношение тех, кто соблюдает обряды и обычаи (31,4%), и тех, кто этого не делает (31,4%)» [9; 92]. Однако глубоким знанием буддизма отличается незначительная доля населения. Исследуя проблему возрождения буддизма среди молодых калмыков, А.М. Нуксунова подчеркивает, что «знания молодежи о буддизме фрагментарны и неглубоки» [10; 74]. Автор дополняет, что высокий уровень знаний буддизма наблюдается у 10-15% прихожан.

На территории региона проживают жители, исповедующие православие и ислам. Исследования свидетельствуют, что именно среди представителей кавказских этносов - наибольший удельный вес верующих (93,2% считают себя верующими). Исследование, проведенное в 2004 г. Центром этносоциальных исследований КИГИ РАН, показывает, что «среди калмыков таковыми считают себя 69,8% женщин и 65,5% мужчин и среди русских - 72,8% женщин и 61,7% мужчин» [11].

Изучение религиозности населения Республики Калмыкия стало предметом исследования автора. С этой целью в 2017 г. проведен опрос населения. Выборка составила 282 респондента, в том числе 115 мужчин и 167 женщин.

Исходя из положения, что самоидентификация респондента является основой религиозной идентичности, можно отметить, что 57,9% респондентов считают себя верующими и всего 6,4% опрошенных отнесли себя к категории неверующих. Остальная доля респондентов (35,0%) колеблются между верой и неверием. Стоит дополнить, что из числа респондентов, определивших себя атеистами, основная часть относит себя к определенной конфессии и предопределяет свою религиозную принадлежность рождением или религией своих родителей. Данная ситуация характерна для других регионов. Например, по результатам исследований в г. Белгороде, 84% респондентов отнесли себя к православным и 66% считают себя верующими [12; 113].

Если рассматривать распределение ответов в зависимости от конфессиональной принадлежности, можно отметить, что 66,0% православных и 57,9% буддистов считают себя верующими. Среди православных неверующих нет, а среди буддистов их 5,1%. Более трети респондентов в каждой группе указали вариант «и да, и нет» в вопросе

«Считаете ли Вы себя верующим?» (34,0% и 36,9%). Конфессиональная принадлежность оказывает некоторое влияние на распределение ответов.

Анализ ответов на вопрос «Как определяется Ваша религиозная принадлежность?» свидетельствует, что чаще всего указываются варианты: «религией моих родителей» (43,9%) и «по рождению» (30,7%). И только для пятой части опрошенных религия - это их сознательный выбор (20,4%). Таким образом, для большинства респондентов их религиозная принадлежность предопределена.

Одной из задач нашего исследования стало выявление распространенных религиозных атрибутов. Респондентам предлагалось выбрать из списка имеющиеся у них атрибуты или указать свой вариант. Наибольшее распространение получили: обереги (крестики/бу), иконы и четки. Обереги (крестики/ бу) имеются у 36,3% опрошенных, четки - у 21,6% и иконы/танки -у 28,6% респондентов. Наименьшее распространение имеют: религиозная литература (у 6,7% опрошенных) и священные книги (у 4,6% респондентов).

Следующей задачей исследования было изучение религиозного поведения населения региона. Респондентам предлагалось определить частоту чтения молитв, соблюдения поста, посещения храма, участия в религиозных обрядах и совершения паломничества. Результаты опроса позволили выделить наиболее распространенные акты. К ним отнесены: чтение молитв, посещение храма, участие в религиозных обрядах. В ответах чаще используются варианты: «редко» и «по случаю». Так, около 60% опрошенных «редко» или «по случаю» читают молитву (26,4% и 32,5%, соответственно). Также 67,8% респондентов посещают храм «редко» или «по случаю» (по 33,9% в каждом варианте). Более

половины опрошенных участвуют в религиозных обрядах «редко» или «по случаю» (22,5% и 34,3%, соответственно). Другие два аспекта религиозной жизни - паломничество и пост - распространены наименее всего. Согласно опросу, 47,9% респондентов никогда не соблюдали пост и 59,6% - не совершали паломничество. Таким образом, у 60% респондентов религиозное поведение

характеризуется скорее ситуатив-ностью, чем регулярностью.

На основании проведенного исследования можно говорить о религиозности населения, которое выражается в использовании религиозной атрибутики в повседневной жизни, соблюдении религиозных ритуалов. Религиозная принадлежность для большинства респондентов предопределена.

Примечания:

1. Межэтнические отношения и религиозная ситуация в субъектах Южного федерального округа: экспертный доклад (по состоянию на первое полугодие 2015 года) / Г.М. Денисова, А.В. Баранов, С. Голунов [и др.]; Распределенный науч. центр межнац. и межрелигиоз. проблем, Мин-во образования и науки РАН. Ростов н/Д: Фонд науки и образования. 2015. С. 91-108.

2. Петрулевич И.А. Управление межэтническими взаимодействиями в современной Калмыкии: социально-экономический и политический контекст // Теория и практика общественного развития. 2014. № 21. С. 34-40.

3. Рыжова С.В. О соотношении православной идентичности и гражданского сознания // гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / отв. ред. В.С. Магун. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2006. С. 141-168.

4. Четырова Л.Б. Роль буддизма в конструировании этничности калмыков и монголов // Четвертые востоковедные чтения памяти О.О. Розенберга. Доклады, статьи, публикации документов / РАН, Ин-т восточных рукописей; сост. М.И. Воробьева-Десятовская, Е.П. Островская; ред. Т.В. Ермакова. СПб, 2011. С. 190-198.

5. Нуксунова А.М. Этнокультурная и гражданская составляющие социокультурной идентичности современной калмыцкой молодежи (к постановке вопроса) // Теория и практика общественного развития. 2013. № 8. С. 54-56.

6. Наднеева К.А. Толерантность и интолерантность, светское и религиозное в духовном пространстве Юга России и Калмыкии // Философия права. 2011. № 1 (44). С. 97-99.

7. Нуксунова А.М. «Твердые» и «текучие» типы идентичностей молодых калмыков // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Ре-гионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2017. Вып. 2. С. 104-108.

8. Намруева Л.В. Конфессиональная идентичность монголоязычных народов // Социологические исследования. 2012. № 2. С. 124-128.

9. Намруева Л.В. этническая социализация молодежи Республики Калмыкия (анализ 2000-2010-х гг.). Элиста: Калмыц. Ин-т гуманит. исслед. РАН, 2015. 195 с.

10. Нуксунова А.М. Возрождение бытового калмыцкого языка и буддизма как фактор этнической самоидентификации современной калмыцкой молодежи (по материалам социологического исследования) // Теория и практика общественного развития. 2014. № 10. С. 67-76.

11. Намруева Л.В., Поканинова Е.Б. Характеристика этнической и конфессиональной идентичности населения Республики Калмыкия // Социология власти. 2009. № 4. С. 64-68.

12. Синелина Ю.Ю. Особенности религиозности населения в г. Белгороде Российской Федерации // Социальная политика и социология. 2011. № 11. С. 112-125.

References:

1. Interethnic relations and religious situation in the subjects of the Southern Federal District. Denisova G.M. Baranov A.V., Viktorin, Golunov S., Kochergin A.A., Namrueva L.V., Petrov V.N., Petrulevich I.A., Smirnova V., Tsvetkov O.M., Shurygina E.G. An expert report (for the first half of 2015). Distributed scientific center of interethnic and interreligious problems. Ministry of Education and Science of the Russian Academy of Sciences. Rostov-on-Don: The Foundation for Science and Education. 2015. P. 91-108.

2. Petrulevich I.A. Management of interethnic interactions in modern Kalmykiya: socio-economic and political context // Theory and practice of social development. 2014. No. 21. P. 34-40.

3. Ryzhova S.V. On the correlation of Orthodox identity and civic consciousness / Civil, ethnic and religious identities in modern Russia / Executive ed. by V.S. Magun. M.: Publishing house of the Institute of Sociology of the RAS, 2006. P. 141-168.

4. Chetyrova L.B. The role of Buddhism in the design of the ethnicity of Kalmyks and Mongols // The Fourth Oriental Readings in memory of O.O. Rosenberg. Reports, articles, publications of documents of the Russian Academy of Sciences, Institute of Oriental Manuscripts. Comp. by M.I. Vorobyeva-Desyatovskaya, E.P. Ostrovskaya. Ed. by T.V. Ermakova. St. Petersburg. 2011. P. 190-198.

5. Nuksunova A.M. Ethno-cultural and civic components of the sociocultural identity of modern Kalmyk youth (on the statement of the problem) // Theory and practice of social development. 2013. No. 8. P. 54-56.

6. Nadneeva K.A. Tolerance and intolerance, secular and religious in the spiritual space of the South of Russia and Kalmykia // Philosophy of law. 2011. No. 1 (44). P. 97-99.

7. Nuksunova A.M. «Solid» and «fluid» types of identities of young Kalmyks // Bulletin of the Adyghe State University. 2017. Iss. 2. P. 104-108.

8. Namrueva L.V. Confessional identity of Mongolian-speaking peoples // Sociological studies. 2012. No. 2. P. 124-128.

9. Namrueva L.V. Ethnic socialization of the youth of the Republic of Kalmykia (analysis of 2000-2010). Elista: Kalmyk Humanitarian Research Institute of the RAS. 2015. 195 pp.

10. Nuksunova A.M. Revival of Kalmyk everyday language and Buddhism as a factor of ethnic self-identification of modern Kalmyk youth (based on sociological studies) // Theory and practice of social development. 2014. No. 10. P. 67-76.

11. Namrueva L.V., Pokaninova E.B. Characteristics of ethnic and confessional identity of the population of the Republic of Kalmykia // Sociology of power. 2009. No. 4. P. 64-68.

12. Sinelina Yu.Yu. Peculiarities of religiosity of the population in Belgorod, Russian Federation // Social Policy and Sociology. 2011. No. 11. P. 112-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.