Научная статья на тему 'Религиозное влияние Турции в Киргизии'

Религиозное влияние Турции в Киргизии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
510
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИРГИЗИЯ / ИСЛАМ / ОБРАЗОВАНИЕ / ТУРЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозное влияние Турции в Киргизии»

4. Постоянный нейтралитет Туркменистана - современный образец системной государственной идентификации. - Режим доступа: http://www.mpfund.ru/ news/20160626/72.html

5. Кепбанов Е.А. Статус Туркменистана как постоянно нейтрального государства // Московский журнал международного права. - 1998. - № 4. - С. 35-47.

6. Кепбанов Е. А. Постоянный нейтралитет Туркменистана: программа на XXI век. - Ашхабад: Министерство иностранных дел Туркменистана, 1999. -115 с.

7. Конституционный закон Туркменистана «О постоянном нейтралитете Туркменистана» от 27 декабря 1995 г. - Режим доступа: http://www.base.spinform.ru/ show_doc. fwx?rgn=2375

8. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 286 с.

9. Военная доктрина независимого, постоянно нейтрального Туркменистана // Посольство Туркменистана в Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.turkmenembassy.ru/?q=node/45

10. Концепция внешней политики Туркменистана как нейтрального государства // Международный институт стратегических исследований Vector. - Режим доступа: http://www.iisr.ru/kpvptu.html

11. Региональные вызовы Туркменистана и его политика нейтралитета // Аналитическое агентство «Внешняя политика». - 2014 г. - 11.11. - Режим доступа: http://www.foreignpolicy.ru/analyses/regionalnye-vyzovy-turkmenistana-i-ego-politika-neytraliteta/

2018.03.004. К.А. КУДАЯРОВ. РЕЛИГИОЗНОЕ ВЛИЯНИЕ ТУРЦИИ В КИРГИЗИИ. (Обзор).

Ключевые слова: Киргизия; ислам; образование; Турция.

Процесс государственного строительства, начавшийся в Киргизии после распада Советского Союза, требовал заполнения образовавшегося идеологического вакуума. Открытие границ привело к огромному наплыву в страну различных религиозных миссионеров, представлявших разные религиозные течения, а также вероисповедания сектантского типа. Среди миссионеров было немало людей, проповедовавших религиозный, в нашем случае, исламский радикализм и экстремизм, примером которому может служить партия «Хизбут-Тахрир аль-Ислами», ведущая активную подрывную деятельность в республике, Исламское движение Узбекистана и др. Осознание людьми своей исламской религиозной идентичности и желание узнать религию предков поближе очень часто и в резкой форме контрастировало с почти полным непониманием сути и ос-

новы религии, чем и пользовались радикалы, пополняя ряды своих сторонников. Государство обратило на это внимание, когда произошла вылазка в Киргизию из соседнего Узбекистана террористических групп Исламского движения Узбекистана в 1999-2000 гг., и решило начать принимать меры лишь несколько лет назад, когда дело дошло до того, что из государства стали выезжать люди на «сирийский» фронт для участия в боевых действиях на стороне Исламского государства.

По состоянию на апрель 2017 г. в Киргизии было зарегистрировано 2600 мечетей, из них государственную регистрацию не прошли 500 мечетей [1]. Остальные 452 мечети (т.е. более 20%) могут быть как «обычными» мечетями, не имеющими регистрацию, так и мечетями, проповедующими ислам радикального характера, против которого сегодня идет активная борьба в республике. Эти и многие другие факты послужили причиной, по которой Киргизия начинает активно сотрудничать с Турцией в деле развития религиозного образования и религиозной культуры среди населения.

Достаточно прогрессирующая исламизация Киргизии за последние 20 с лишним лет привела к сегодняшней реальности, когда, с одной стороны, сталкиваются представители светских ценностей, с другой - мусульманские служители, получившие ближневосточное мусульманское образование, а вместе с ним часто арабское, турецкое или пакистанское видение образа жизни, которое выражается практически во всем (в одежде, быте и т.д.), а также киргизы, считающие необходимым придерживаться мусульманской идеологии, но при этом не противореча киргизским обычаям и традициям. Представители последних составляют большинство населения республики, что делает реальной переход Киргизии на эту модель исламизации. В поддержку большинства выступил и киргизский президент А. Атамбаев, который четко определил свою позицию: «Что мы подразумеваем, когда говорим о национальных духовных ценностях кыргызов? Это, прежде всего, эпос о Манасе Великодушном, наши сказания, комуз, кыргызские песни, танцы, юрта, ... национальные блюда, национальная одежда и, конечно же, родной язык. Чтобы сохранить эти духовные богатства и национальные особенности, очень важно, чтобы их не заслоняли другие нормы, в том числе религиозные. Иначе очень легко потерять

свои корни. Если мы не будем придавать этому значение, будем следовать за теми, кто принуждает нас к отказу от национальной одежды, национальных особенностей, духовных богатств, мы постепенно потеряем свою национальную идентичность» [2].

Турецкие власти уже сейчас проводят политику, которая отвечает интересам как киргизского населения, так и турецкой внешней политики. Турецкое духовенство преподносит мусульманские религиозные ценности при этом стараясь максимально сочетать их с местными обычаями, что делает очевидным выбор киргизских властей в пользу «исламизации по-турецки».

Можно также утверждать о наличии потребности у населения к заполнению образовавшегося с развалом Союза идеологического вакуума и связанной с этим потребностью в большей осведомленности о мусульманской идентичности, которая в какой-то мере была присуща киргизскому населению еще в досоветский период. В постсоветский период эта потребность диктовалась национально-культурным пробуждением, связанным с возникновением суверенных национальных республик и процессом национального строительства.

Задача государства в сотрудничестве с Турцией заключалась в том, чтобы установить государственный (полномасштабный) контроль за текущей религиозной ситуацией. Контроль подразумевал выработку и осуществление определенной программы в данном направлении, призванной осуществить следующие меры: 1) осуществление полномасштабного мониторинга сложившейся ситуации в религиозной сфере; 2) проведение разъяснительных работ среди местного населения по существующему в республике религиозному положению, угрозам, исходящим от различных экстремистских организаций; удовлетворение потребности населения в религиоведческом и религиозном образовании, предоставление которого находилось бы под контролем государства; 3) обучение священнослужителей; 4) недопущение трансформации этнокультурных ценностей под воздействием возрастающего религиозного влияния (исламизации).

Ввиду того что после распада идеологии научного атеизма, в постсоветских национальных государствах, в том числе и Киргизии, принципы советского секуляризма ослабевают под воздействием исламской идеологии, представляется наиболее актуальным

поиск нового формата государственной политики в отношении ислама и поиск опыта существования в государстве исламской идеологии в рамках секуляризма. Пусть наметившаяся исламизация и привела к снижению спроса на государственные (светские) услуги со стороны населения в республике, но она все же пока не привела к кардинальным изменениям, которые бы потребовали от государства официальной передачи части светских полномочий в ведение исламских гражданских институтов. Однако эта ситуация требует от государства определенных действий в данном направлении.

И в этом деле киргизским властям представляется приемлемым турецкий вариант. Речь идет об Управлении по делам религий «Диянет», которое является государственным органом, курирующим деятельность религиозных конфессий в Турции и являющимся весьма большим ведомством, располагающим огромным штатом священнослужителей и представителей других профессий, работающих в сфере поддержки религиозного воспитания и обучения граждан Турции. «Диянет» организовал в странах Центрально-Азиатского региона центры религиозного обучения, призванные способствовать распространению ценностей умеренного ислама [3]. На сегодняшний день государственное Управление по делам религий «Диянет» располагает 23 школами в таких странах, как Азербайджан, Киргизия, Казахстан, Румыния, Болгария, Сомали, Малайзия, Гаити и Пакистан. Общее количество учащихся в них достигает 8065 человек, в то время как количество окончивших данные школы учеников равно 6462 человекам [4, с. 4].

Деятельность «Диянета» в Киргизии представлена как на севере, так и на юге страны. На юге республики в Ошском государственном университете (ОшГУ), на базе теологического факультета обучаются 50 имамов. Преподаватели представлены как гражданами Киргизии, так и гражданами Турции. Все средства за обучение и содержание имамов выделяются турецкой стороной. Турецкая сторона также выдает сертификаты о прохождении специальных курсов. Представители данного ведомства при теологическом факультете данного университета продолжают финансировать выезд студентов местных вузов в свои религиозные центры в Турцию для обучения. Все финансовые расходы, связанные с выездом и проживанием в Турции киргизских студентов покрываются за счет средств «Диянет». Несмотря на то что в 2000-х годах власти Турк-

мении и Казахстана закрыли теологические факультеты, созданные «Диянетом», однако в Киргизской Республике они по-прежнему функционируют.

Начиная с 2008 г. по 12 имамов ежегодно отправляются в Киргизскую Республику. Эти имамы за проведенные ежегодно шестимесячные командировки овладевали азами местного языка и знаниями о местной культуре. Это должно было способствовать более эффективному и масштабному вовлечению местного населения в религиозную политику Турции. Также это свидетельствует о далеко идущих планах турецкого духовенства, которое для укрепления своего авторитета и влияния в Киргизии адаптирует экспортируемый им ислам под этнокультурные особенности местного населения. И, наверное, в этом и заключается главный «козырь» турецких властей. Турецкие власти претендуют на лидерство в мусульманском мире, поэтому им очень важно распространить свое влияние на государства с мусульманским большинством, а также распространить представление среди них о Турции не только как о государстве с глубокими исламскими корнями, но и как о центре исламского мира.

Сегодня «Диянет» публикует литературу на многих тюркских и иных языках, в том числе и на киргизском. Так, в 2008 г. «Диянет» опубликовал в Киргизии 15 тыс. буклетов под названием «Я изучаю свою религию». Были изданы и другие буклеты. Общий тираж изданных «Диянетом» в мире за 2008 г. буклетов, религиозной литературы и календарей составил 1 млн экз. [5, р. 133]. Это знакомит население с религией и его идеологией и нормами, способствует его защите от идей экстремистского характера. Данная политика направлена также на снижение влияния арабского языка в тюркоязычном регионе. Развитие тюркоязычной литературы представляется для Турции наиболее приемлемым.

Среди нововведений следует отметить и то, что главные священнослужители Бишкека, Оша и священнослужители областного значения получают заработную плату из фонда «Вакф» [6], который был создан при муфтияте Киргизии. Данная практика заимствуется из Турции, где священнослужители, как и государственные работники и чиновники, получают заработную плату от государства. Таким образом, государство постепенно обретает кон-

троль над религией, выделяя дотации на поддержку официального ислама в республике.

Турецкие теологи считают, что отсутствие преподавания религии в школах Киргизии представляет серьезный недостаток [7]. Турция выступает за введение урока религии в школах Киргизии в качестве факультативного. Как отметил глава «Диянета» М. Гор-мез, «данными мерами люди открыто и прозрачно обучают своих детей религии, тем самым препятствуя незаконным путям преподавания» [8].

На сегодняшний день в общеобразовательных учреждениях Киргизии регулярно проводятся мероприятия по распространению информации об угрозе религиозного экстремизма и о путях его недопущения. В школьную программу также планируется включить урок «Религиоведение». Дискуссии на эту тему ведутся регулярно, и, видимо, скоро уже будут первые результаты. Подобная дисциплина, называемая «Урок веры» уже проводилась в школах в период с 1991 по 2003 г. в качестве урока по желанию и усмотрению самих школ. А уже в 2003-2004 учебном году законодательно было принято решение о проведении данного урока в качестве обязательного в объеме одного часа в неделю в средних школах и лицеях.

Следует отметить, что в ОшГУ функционирует два теологических факультета. Одним теологическим факультетом заведует местный декан, а вот другим теологическим факультетом, который находится при Гуманитарном институте «Арашан», руководит гражданин Турции. В состав преподавателей входят пять турецких специалистов, приглашенных из различных вузов Турции. Из 14 преподавателей данного факультета девять человек имеют степень доктора наук и два человека являются кандидатами наук. Обучение и финансирование осуществляется из средств «Диянет» [9]. Для сравнения в Киргизии только 20% исламских священнослужителей имеют базовое религиозное образование, полученное в медресе и исламских институтах, что свидетельствует об общей малограмотности священнослужителей. Сотрудники самого муфтията обучались в Турции.

К сегодняшнему дню выпущено более 400 специалистов по направлению «теология». Следующим шагом «Диянет» в республике является подготовка имамов. Как известно, будущих имамов готовят в основном в медресе, а местные медресе с этим справля-

ются плохо. Ученые-теологи Акиф Кылавуз и Салих Пай считают, что нужно реформировать систему религиозного образования в Киргизии, и, в частности, медресе, поскольку она не отвечает требованиям сегодняшнего времени. Они считают, что программы преподавания, имеющиеся в распоряжении исламских образовательных учреждений республики, были подготовлены в Х11-ХУ вв.

[10]. Так, в киргизском медресе ведут преподавание в среднем два учителя, которые часто не имеют соответствующего образования. К тому же медресе в Киргизии обеспечивает преподавание лишь половины предметов, требуемых сегодняшней системой исламского теологического образования. В Турции подготовка на высоком уровне.

Помимо данного факультета турецкие теологи преподают и на теологическом факультете Киргизско-Турецкого университета «Манас» в Бишкеке. Данный факультет был образован в 2011 г.

[11]. Ежегодно данные образовательные учреждения по всей республике посещают с лекциями десятки профессоров-теологов из вузов Турции, а также государственные служащие и дипломатические работники Киргизии и Турции, давая информацию о религии, благодаря которой студенты и рядовые жители смогут отличить общепринятые религиозные нормы от радикально-экстремистских взглядов.

Турецкий «Диянет» помимо обучения, также финансирует строительство религиозных учреждений. Например, муфтият Киргизской Республики активно и охотно сотрудничает с турецкими религиозными организациями, в частности с той же «Диянет», которая строит соборную мечеть в Бишкеке. Турция взялась за этот проект, поскольку видит в нем большую значимость для турецкой внешней политики, призванной сформировать позитивный образ в других государствах и не в последнюю очередь в тюркоязычных. Поскольку религиозные позиции в молодой Киргизии еще не были заняты никем, то Турция поспешила использовать этот весьма влиятельный «козырь» для увеличения своего влияния в республике. В данном случае соборная мечеть будет являться символом турецкого могущества и величия, а также религиозного лидерства последней в Киргизии.

Соборная мечеть призвана стать воплощением турецкого могущества и щедрости, показывающей в какой-то мере османскую

идентичность Турции, султан которой несколько веков являлся халифом мусульман и вершил дела мусульман по всему миру. Данная политика Турции не находит противодействия в Киргизии.

Помимо соборной мечети «Диянет» финансирует строительство объектов религиозных образовательных учреждений по всей республике. Все они предоставляют современное теологическое образование. Среди известных строек на юге страны можно выделить строительство лицея «Иман».

В целом, стоит отметить, что Турция действительно проводит серьезную политику в Киргизии, направленную на реформирование и развитие существующей религиозной системы. Прежде всего, Турция нацелена на формирование национально-религиозной идентичности киргизского этноса, который исторически не подвергался столь близкому и долгому культурно-религиозному влиянию извне как другие народы Центральной Азии. Существует немало организаций (ОДКБ, ШОС, ОБСЕ и др.), которые проводили и проводят в республике большую работу в деле обеспечения безопасности и профилактики религиозного экстремизма, однако в нашем случае, речь шла не только об этом, перед государством стояла более серьезная задача - не допустить влияния экспортируемой извне идеологии на этнокультурную идентичность киргизского общества. И в данной проблеме государство видит решение, предлагаемое турецкими властями. Конечно, высказывается немало упреков в адрес Турции в том, что она использует свое религиозное влияние и в личных целях, продвигая идеи панисламизма и пантюркизма, а также в том, что таким образом навязывает свою модель мышления и развития, создавая протурецки настроенный истеблишмент. Нельзя не учитывать и не исключать того факта, что тенденции, происходящие в религиозной сфере самой Турции, не будут постепенно «импортированы» в Киргизию, которая пока еще является более светским государством, нежели первая. В условиях всеобщей исламизации, происходящей в Центральной Азии, продиктованной возвращением к религиозным «корням», сложно оставаться подлинно светским государством. Уникальность турецкого опыта заключается в том, что являясь мусульманским государством, она все же не утратила и своих культурных особенностей. В этом плане Турция является весьма удачным примером.

Подводя итоги турецкой религиозной политики в Киргизии необходимо отметить следующее: 1) Турция потеснила другие государства, претендовавшие на монополию на «экспорт ислама» путем выработки подходящего для Киргизии варианта исламизации, в котором сочетаются киргизские обычаи и ислам; 2) турецкие власти финансируют строительство религиозных учреждений и занимаются предоставлением образовательных услуг религиозного характера; 3) проводимые «Диянетом» в Киргизии реформы связаны с обучением местных религиозных деятелей, модернизацией мусульманских образовательных программ; 4) турецкое духовенство активно лоббирует введение в киргизских школах «Урока веры».

Список литературы

1. Количество мечетей в Кыргызстане увеличилось в 60 раз // Информационно-аналитический канал «Ансар. Ru». - Режим доступа: http://www.ansar.ru/ rfsng/kolichestvo-mechetej-v-kyrgyzstane-uvelichilos-v-60-raz

2. Яловкина А. Президент поддержал усиление государственного контроля над религией // Сайт газеты «Вечерний Бишкек». - Режим доступа: http://www.vb. kg/doc/292176_prezident_podderjal_ysilenie_gosydarstvennogo_kontrolia_nad_reli giey.html

3. Aras B. Turkey's Policy in the Former Soviet South: Assets and Options // Turkish Studies. - London, 2000. - Vol. 1 (1). - P. 36-58.

4. International Imam Hatip High Scholarship Program. Application Guide 2018. -Ankara: Turkiye Diyanet Foundation, 2018. - 20 p. - Mode of access: http://burs.tdv.org/medya/dosyalar/kilavuz_en_lise.pdf

5. Korkut S. The Diyanet of Turkey and Its Activities in Eurasia after the Cold War // Acta Slavica Iaponica. - 2010. - Vol. 28. - P. 117-139.

6. Имамы Кыргызстана будут получать зарплату из фонда «Вакф» // Сайт исламских новостей «IslamRF.net». - Режим доступа: http://islamrf.net/world/27018/

7. Хусейн Йылмаз. Преподавание религии в современном мире и пример Киргизии // Журнал факультета Теологии Республиканского университета. - Сивас. -№ 12 (1). - С. 91-118.

8. Turkiye Diyanet Vakfi ile Kirgizistan Os Devlet Universitesi arasinda isbirligi protokolu // Turkiye Diyanet foundation. - Mode of access: http://www.diyanetv akfi.org.tr/site/haberler/tdv-ile-kirgizistan-os-devlet-universitesi-arasinda-isbirligi-protokolu-1234

9. Теологический факультет // Сайт Ошского Государственного Университета. -Режим доступа: http://www.oshsu.kg/univer/?lg=1&id_parent=69

10. Акиф Кылавуз М., Салих Пай. Kirgizistanda bir din egitimi kurumu: medreseler. [Организация религиозного образования в Кыргызстане: медресе.] // Журнал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.