Научная статья на тему 'Исламское образование в Кыргызстане'

Исламское образование в Кыргызстане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3663
502
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗСТАН / ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСЛАМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИСЛАМСКИЙ ИНСТИТУТ / МЕДРЕСЕ / ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН КЫРГЫЗСТАНА / МУДАРИС / ИМАМ-ХАТИБ / МУФТИЯТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ / ИСЛАМСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбанова Назира

Рассматривается становление системы исламского образования в Кыргызской Республике после получения независимости, анализируются нынешнее состояние исламского образования и существующие в этой области проблемы. Формулируются практические рекомендации по повышению эффективности исламского образования в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исламское образование в Кыргызстане»

ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КЫРГЫЗСТАНЕ

Назира КУРБАНОВА

доктор исторических наук, завкафедрой истории Кыргызстана и этнологии КГУ имени. И. Арабаева

(Бишкек, Кыргызстан)

АННОТАЦИЯ

Рассматривается становление системы исламского образования в Кыргызской Республике после получения независимости, анализируются нынешнее состояние исламского обра-

зования и существующие в этой области проблемы. Формулируются практические рекомендации по повышению эффективности исламского образования в республике.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

V

Кыргызстан, исламское образование, исламский университет, исламский институт, медресе, теологический факультет, Духовное управление мусульман Кыргызстана, мударис, имам-хатиб, муфтият, Государственная комиссия по делам религий, исламские учебные заведения.

Введение

Крах атеистической идеологии привел к возрождению религиозности среди населения Кыргызстана. Выросло число религиозных объектов и легализовавшихся религиозных организаций. Положения Конституции и других документов, касающихся свободы совести и религии, привели законодательную базу Республики в соответствие с международными нормами.

Благодаря либеральному законодательству1 и активным усилиям отечественных мусульман и зарубежных миссионеров в Кыргызстане за более чем 20 лет независимого развития возникло исламское многообразие.

По данным Государственной комиссии по делам религий (ГКДР), в январе 2013 года в КР функционировали 9 казыятов, 1 674 мечети, 10 высших религиозных учебных заведений, 67 медресе, 49 фондов, центров и объединений ислама, а также 3 миссии зарубежных исламских конфессий — всего 1 791 объект2. Увеличение количества мусульманских культовых и учебных заведений, безусловно, сопровождается развитием религиозного самосознания населения и существенным ростом популярности ислама.

Активный поиск форм участия мусульманской общины в общественно-политической жизни КР привел к созданию различного рода исламских НПО правозащитного, образовательного и социального характера: «Адеп Башаты», «Дил Мурогу», «Мутакаллим», «Ислах», «Тейба», Конгресс мусульман Центральной Азии и др. Их основной целью является не только возрождение исламской традиции и культуры, но и продвижение интересов религиозного большинства страны.

Вместе с тем на фоне развала экономики, нищеты основной массы населения, глубинного духовного кризиса общества и роста социальной напряженности в религиозной сфере появился целый комплекс проблем, вызывающих опасения у государственных органов. Речь идет в первую очередь о запрещенных исламских политических партиях и движениях «Хизб ут-Тахрир», ИДУ и «Акромийя», экстремистских движениях джихадистско-такфиритского направления «Жайшуль Махди», «Джунд-уль-Халифат», «Ансаруллах» и «Ат-Такфир-Валь Хиджра», неполитических международных организациях «Таблиги Джамаат», «Нуржилер», «Ахмадия» и др., а также насильственном экстремизме на почве прозелитизма.

Результатом деятельности вышеперечисленных партий, организаций и движений стали раскол мусульманской общины, усиление борьбы за джамааты, за доступ к власти и ресурсам, радикализация исламизированной молодежи и ее вовлечение в военные и террористические действия. Ситуация усугублялась и кадровой чехардой духовных лидеров: только с 2010 года в Республике сменилось несколько муфтиев, уход которых с поста каждый раз сопровождался скандалом и имел широкий общественный резонанс.

Следует заметить, что в отношении перспектив развития исламских процессов в кыргыз-станском обществе существуют диаметрально полярные мнения. В то время как одна часть политической элиты, открыто проявляя свою религиозность и идеологическую принадлежность, рекомендует ввести принципы и нормы ислама в жизнь общества, другая предлагает сдерживание по принципу «чем меньше — тем лучше».

При этом обе стороны объединяет уверенность в том, что ключевую роль в решении существующих проблем должно сыграть создание качественной системы исламского образования. Будущее мусульманской общины во многом будет зависеть как от определения необходимых правил и разграничений юридического, этического и сугубо идейного характера,

1 См.: Закон Республики Кыргызстан «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» от 16 декабря 1991 г. № 657-ХП // Слово Кыргызстана, 1 февраля 1992.

2 Текущий архив ГКДР КР. Справка о количестве религиозных организаций в КР на 01.12.2013 г.

учитывающих особенности ханафитского мазхаба, так и от уровня знаний, теоретической подготовки и квалификации священнослужителей.

Становление исламского образования в Кыргызстане

Вопросы исламского образования, затронутые в данной статье, актуальны не только для современного Кыргызстана, но и для всех постсоветских центральноазиатских государств: в среднем 80% их верующего населения считают себя мусульманами.

На рубеже ХХ—ХХ! веков масштабы религиозного образования в КР значительно возросли. С целью подготовки собственных кадров священнослужителей, а также сохранения и трансляции своих религиозных доктрин и способов культовой практики религиозные организации стали открывать образовательные учреждения.

Если еще в 1990-х годах в КР не было ни одного религиозного учебного заведения, то сегодня их число достигло 93; среди них 77 исламских (в том числе 1 университет, 9 институтов и 67 медресе) и 16 христианских (7 высших и 9 средних).

Становление исламского религиозного образования в КР можно разбить на два основных периода.

> Первый период, продолжавшийся с 1993 по 2008 год, ознаменовался процессом формирования сети исламских учебных заведений (ИУЗ), количество которых в те годы стихийно росло; при этом принятие соответствующих управленческих решений носило опережающий характер.

> Второй период начался с 2008 года и длится по настоящее время; его основным содержанием является институционализация религиозного образования в масштабе государства.

Первым исламским высшим учебным заведением в КР стал Исламский институт им. Хаз-рети Умара, который был открыт в мае 1993 года в Бишкеке на базе действовавшего при Духовном управлении мусульман Кыргызстана (ДУМК) медресе. Позднее, в соответствии с постановлением II курултая мусульман Кыргызстана от 19 июня 2003 года, он был преобразован в Исламский университет, руководителем которого был назначен известный духовный деятель страны А. Нарматов.

В университете одновременно обучаются порядка 400 студентов; программа обучения рассчитана на пять лет. Преподавательский состав насчитывает около 40 человек, включает докторов и кандидатов наук. За время существования университета (1993—2013 гг.) 197 человек получили дипломы по специальности «исламская теология»; им была присвоена квалификация «специалист в области шариата и арабского языка».

Университет лидирует среди других исламских учебных заведений Кыргызстана по уровню материально-технической базы, библиотечным фондам и кадровому потенциалу.

Поначалу многие исламские учебные заведения республики создавались в основном по инициативе зарубежных мусульманских благотворительных фондов, которые обеспечивали их финансами и преподавательскими кадрами.

Так, в 1992 году турецкий культурно-благотворительный центр «Мурадие» открыл медресе, впоследствии преобразованное в Арашанский теологический институт. По мнению директора медресе Р. Шамилова, основной целью его открытия была «помощь детям, оказавшимся сиротами после небезызвестных ошских событий, со стороны активистов турецкой диаспоры и соотечественников из турецких представительств в Кыргызстане».

Большим преимуществом этого медресе являлось обеспечение учащихся полным пансионом, то есть бесплатным проживанием, обучением и питанием. В условиях низкого уровня жизни основной массы населения это делало его достаточно популярным. Основным требованием к желающим поступить в медресе подросткам было их искреннее стремление к изучению ислама, подразумевающее не столько выбор будущей профессии, сколько ведение особого образа жизни.

С 1993 года стали создаваться совместные межгосударственные учебные заведения, в том числе Кыргызско-Кувейтский и Кыргызско-Иранский университеты (последний вскоре закрылся ввиду нехватки студентов); в Ошском государственном университете был открыт теологический (исламский) факультет, финансируемый турецким фондом «Дианет Вакфы».

Теологические факультеты были открыты также в КГУ им. И. Арабаева (2007 г.) и в Кыргызско-Турецком университете «Манас» (2011 г.). Образовательный процесс в указанных светских вузах ведется в соответствии с государственными стандартами Министерства образования КР, но воспитание студентов осуществляется на личном примере иностранных преподавателей, строго соблюдающих нормы ислама.

В 1998 году было открыто два исламских института: «Алим» (в с. Кен-Булун Ысык-Атинского района Чуйской области) и «Хазрети Осмон» (в г. Кара-Балта).

Через год в селе Фуркат Кара-Суйского района Ошской области был открыт институт им. Абдыжапара.

2002 год ознаменовался открытием сразу трех исламских вузов: «Амир Хамза» (в г. Таш-Кумыр Джалал-Абадской области), «Лукман аль-Хаким» (в г. Токмак) и «Расул Акрам» (в бишкекском микрорайоне Улан).

В 2008 году в КР функционировали уже 7 вузов (5 в Чуйской области и по одному в Ошской и Джалал-Абадской), в которых обучались 744 студента. Кроме того были открыты 47 медресе: 14 в Ошской области, 12 — в Чуйской, 10 — в Баткенской, 5 — в Джалал-Абад-ской, по 2 — в Нарынской и Таласской, и 3 — в Бишкеке. Менее всего охваченной религиозным образованием оказалась молодежь Иссык-Кульской области, где не было ни одного не только высшего, но и среднего исламского учебного заведения.

В среднем же по республике количество студентов, обучавшихся в этот период в медресе, колебалось от 15 до 180 человек.

Следует отметить, что многие учебные заведения столкнулись с комплексом проблем, связанных с отсутствием специальных научно-преподавательских кадров, однобокостью образования, слабостью материальной и учебно-методической базы и т.п., что вкупе затрудняло интеграцию выпускников в гражданское общество.

Таким образом, к началу 2014 года в 77 исламских учебных заведениях Кыргызстана, принадлежащих частным лицам, 438 преподавателей обучали 4 565 учащихся — будущих исламских священнослужителей3.

За время своего существования (с 1993 по 2013 г.) ИУЗы подготовили и выпустили 2 989 дипломированных специалистов (в среднем 149 в год), которым были присвоены квалификации имам-хатибов, мударисов, каарылык и специалистов в области шариата и арабского языка4.

Географическое распределение религиозных учебных заведений оказалось довольно пропорциональным: на юге республики действует 4 исламских вуза, 35 медресе и 1 церковно-при-ходская школа Русской Православной Церкви (РПЦ), на севере — 6 исламских вузов, 30 медресе, 7 христианских вузов и 9 школ.

3 Текущий архив Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по образованию, науке, культуре и спорту. — Краткая информация ДУМК о состоянии исламского образования. В кн.: Материалы парламентского слушания «О состоянии религиозной ситуации и религиозного образования в Кыргызской Республике», 5 марта 2013.

4 Рассчитано автором по материалам Текущего архива ДУМК на 01.03.2013.

Соразмерным оказалось и соотношение между количеством исламских религиозных учебных заведений (82,8% всех учебных заведений) и числом верующих мусульман (более 80% верующих в стране). При этом 17,2% всех учебных заведений составляют христианские.

Вместе с тем, несмотря на количественный рост исламских учебных заведений, отмечался низкий уровень обучения. В 2012 году были проверены 4 института и 37 медресе (2 исламских института и 8 медресе в г. Ош и Ошской области, 6 медресе в Джалал-Абадской области, 3 медресе в Баткенской области, 1 медресе в Иссык-Кульской области, 1 институт и 3 медресе в Нарынской области, 3 медресе в Таласской области, 1 институт и 14 медресе в г. Бишкек и Чуйской области), что составляет более половины всех исламских религиозных заведений5.

По итогам проверок состояния религиозных учебных заведений их деятельность была признана в целом удовлетворительной. В отчете межведомственной рабочей группы отмечается, что среди проверяемых исламских вузов и средних специальных учебных заведений «есть очень хорошие со всеми условиями обучения, проживания, материально-технической базой, но есть заведения в очень плачевном состоянии, где нет элементарных условий обучения и проживания»6.

Кроме того, была составлена справка, в которой отмечалось, что «учредителями большинства ИУЗов являются наши соотечественники, а спонсорами — местные жители и родители. У нескольких учебных заведений есть постоянные спонсоры в лице действующих на территории КР зарубежных фондов и религиозных организаций. В обследованных 4 институтах и 37 медресе работают 287 преподавателей с разным уровнем образования (от самообразования и среднего религиозного до высшего религиозного образования); они обучают 2 602 учащихся в возрасте от 16 до 27 лет (из них 707 девушек, составляющих примерно 27% всех учащихся), которые получают образование на дневной и вечерних формах обучения»7.

В ходе интервьюирования опрошенные руководители вузов просили изыскать возможность для государственной финансовой и материальной поддержки введения в учебный процесс светских дисциплин, оснащения оборудованием, предоставления льгот на оплату коммунальных услуг и др.

Отчет межведомственной рабочей группы содержал нижеперечисленные предложения и пожелания:

— принимать учащихся в исламские университеты и институты только после получения ими полного среднего образования (т.е. при наличии аттестата об окончании школы), а в медресе — только после 9-го класса;

— аккумулировать финансовые спонсорские средства и инвестиции для оказания помощи исламским учебным организациям;

— разработать для институтов и медресе отдельные стандарты и учебные программы;

— проводить лицензирование исламских учебных заведений (пилотных) на добровольных началах при поддержке государства8.

Таким образом, первый период формирования сети исламских учебных заведений (с 1993 по 2008 г.) характеризуется следующими признаками:

5 Текущий архив ГКДР КР. Справка о результатах изучения состояния религиозного образования в Кыргызской Республике Межведомственной рабочей группой. (Создана в соответствии с распоряжением Правительства КР от 28.02.2012 года во исполнение постановления № 61-р ЖК КР «О состоянии и перспективах развития религиозного образования в КР» от 04.11.2011 года за № 1279^.)

6 Там же.

7 Там же.

8 Там же.

— спонтанный рост ИУЗов, опережавший принятие соответствующих управленческих решений;

— недостаточность материального и учебно-методического обеспечения;

— отсутствие постоянных источников финансирования;

— отсутствие правил и разграничений юридического, этического, идейного характера;

— однобокость обучения (только религиозные дисциплины), отсутствие различий в учебных планах исламских вузов и медресе;

— нехватка высококвалифицированных дипломированных ученых-богословов и муда-рисов.

Обучение граждан Кыргызстана в зарубежных исламских учебных заведениях: проблемы и противоречия

Беспрепятственный выезд кыргызстанской молодежи на учебу в зарубежные религиозные учебные заведения по туристическим визам, частным приглашениям, на средства родителей, спонсоров и через посредников свидетельствует, с одной стороны, о реализации принципов религиозной свободы, либеральности законов и демократизации общества. С другой стороны, это идет в разрез с указом Президента КР от 14 ноября 1996 года9 и фетвой ДУМК.

Граждане КР обучаются религии в основном в Египте, Турции, Пакистане, Саудовской Аравии, Иордании, Сирии, Йемене, России и некоторых других странах.

В 2004 году за рубежом обучалось 600 кыргызстанцев, в начале 2014 года, по не вполне точным подсчетам ГКДР КР, их число составляло 577 чел. Из них процедуру согласования выезда для религиозного обучения прошли всего 119 граждан, а 458 чел. выехали незаконно (с 2007 по 2012 г.). Причем, по мнению начальника аналитического отдела ГКДР КР М. Мур-забаева, «это далеко не полные данные, так как многие могли выехать по частным визам». Таким образом, налицо тот факт, что кыргызские граждане предпочитают обучаться религии за рубежом.

Первое место по количеству принимаемых на религиозное обучение кыргызстанских граждан занимают учебные заведения Египта, причем количество кыргызских студентов, обучающихся в этой стране, растет: если в 2004 году их число составило 185 чел., то в 2014 году оно возросло до 287 (в 1,5 раза). Немалое их число обучается в наиболее престижном во всем мусульманском мире духовном университете «Аль-Азхар аш-Шариф».

В этом известном вузе наряду с теологическими функционирует 41 светский факультет (медицинский, сельскохозяйственный и др.); в нем обучаются студенты более чем из 100 стран мира.

По мнению сотрудников 10-го главного управления Министерства внутренних дел КР (ГУ МВД КР), «выпускники данного вуза отличаются своими умеренными взглядами и лояльностью к официальным властям и государству. Однако в последнее время появились студенты, которые по приезде в эту страну отказываются поступать в «Аль-Азхар аш-Шариф» и обучаются на частных языковых курсах, которые в основном находятся под контролем сала-

9 См.: Указ Президента КР УП № 319 от 14 ноября 1996 года «О мерах по реализации прав граждан Кыргызской Республики на свободу совести и вероисповедания».

фитских течений»10. В данном контексте следует напомнить, что в Египте достаточно сильны позиции официально запрещенных радикальных исламских организаций.

На втором месте находятся турецкие религиозные учебные заведения: если в 2004 году в них обучались 76 кыргызстанцев, то в 2014 году это число составило более 200 чел. Молодежь Кыргызстана привлекает историческая общность Турции с их родиной, ее светскость, достаточно хорошее качество образования, схожесть языков и географическая близость. Выпускники турецких вузов явно отличаются светскостью взглядов от выпускников других стран.

В последнее время часть экспертов11 и сами священнослужители12 все чаще говорят о необходимости перенять турецкую модель государственно-конфессиональных взаимоотношений с учетом уровня общественно-политического и социально-культурного развития Кыргызстана.

Кроме того, на государственном уровне поднимается вопрос о приравнивании имамов к чиновникам, а также выплате им заработной платы и пенсии по старости.

Третье место принадлежит пакистанским исламским образовательным учреждениям. Эксперты и аналитики неоднократно предупреждали в СМИ об опасности получения исламского образования в малоизвестных учебных заведениях, «особенно в Пакистане, где под крылом радикального духовенства находится 10—15 тыс. медресе»13. Несмотря на это, с 2004 по 2014 год число обучающихся здесь студентов выросло ровно в три раза (с 51 до 153). По официальным данным МВД КР, основная масса кыргызских студентов, обучающихся в частных медресе Пакистана под руководством неофициальных лидеров-авторитетов, впоследствии становятся членами различных течений нетрадиционного характера или приверженцами религиозной организации «Таблиги Джамаат»14. Примечательно, что столкнувшиеся с аналогичной проблемой Казахстан и Таджикистан немедленно отозвали своих студентов обратно.

На четвертом месте по количеству обучаемых кыргызстанских студентов стоит Королевство Саудовская Аравия, в котором господствует ваххабизм; он принадлежит к ханбалитскому мазхабу суннизма, характеризующемуся крайней нетерпимостью к разного рода новшествам, отрицанием свободы мнений в религии и исключительной строгостью в соблюдении обрядов и правовых норм шариата.

Что же касается мусульман Кыргызстана, то они (как и большинство мусульман постсоветских центральноазиатских государств) придерживаются ханафитской богословско-пра-вовой школы Абу Ханифы. Это направление отличается наиболее высоким уровнем религиозной терпимости и допускает широкое применение светского права как вспомогательного, но независимого источника закона, что позволяет упрощать деловые отношения и получать значительные послабления в быту.

Тем не менее количество обучающихся в Саудовской Аравии кыргызских студентов за 10 лет (с 2004 по 2014 г.) выросло с 43 до 133 чел. Граждане Кыргызстана в основном обучаются в исламских вузах таких крупных городов, как Мекка, Медина и Эль-Рияд. Само собой

10 Указ Президента КР УП № 319 от 14 ноября 1996 года «О мерах по реализации прав граждан Кыргызской Республики на свободу совести и вероисповедания».

11 См.: Вейцель Р. Влияние Турции на ислам в Центральной Азии, 1 ноября 2013 [http://www.islamsng.com/sng/ analytics/7367].

12 См.: Кыргызстан: активизируется деятельность религиозно-экстремистских организаций, 16 августа 2012 [http://www.paruskg.info/2012/08/16/66789].

13 См.: Белокреницкий В. Кризис пакистанской государственности: приметы и последствия [http://www. perspektivy. info/ _2009-12-25.htm].

14 Текущий архив Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по образованию, науке, культуре и спорту. — Информация 10-го ГУ МВД КР «Общая религиозная ситуация в КР». В кн.: Материалы парламентского слушания «О состоянии религиозной ситуации и религиозного образования в Кыргызской Республике», 5 марта 2013.

разумеется, что по окончании учебы выпускники этих вузов становятся последователями ваххабизма, придерживающимися убеждений ханбалитского мазхаба.

Граждане КР обучаются также в Сирии, Кувейте, Иордании, ОАЭ, Ливии и Иране.

Кроме того, имеется немало фактов выезда за рубеж кыргызстанских подростков 9— 14 лет, желающих получить религиозные знания. Так, подросток И. Давуза (1995 г.р.) 8 лет обучался в пакистанском медресе Джамбе Аравия; в 17-летнем возрасте он вернулся на родину, так и оставшись практически безграмотным.

В 2009 году в Государство Кувейт выехали Уралбек у. Т. и Нурмамат у. А. (оба 1996 г.р.)15. В июне 2013 года разразился резонансный скандал, связанный с отправкой на обучение в исламские школы Бангладеш детей 10—12 лет из сел Байзак и Чаек Нарынской области16.

В ходе специального расследования данного инцидента редакцией радио «Азаттык» (кыргызской службой радио Свободная Европа) выяснилось, что большинство кыргызстанцев обучаются в мечети Какрайил (Дакка, Бангладеш), считающейся всемирным центром даваа-тизма и движения «Таблиги Джамаат».

В Бангладеш насчитывается более 10 тыс. медресе, учащиеся которых участвуют в политических демонстрациях, выдвигая требования десекуляризации страны. Выпускники этих медресе не получают широкого образования и отстают в развитии от своих сверстников. Кроме того, в этой стране растет число приверженцев идей ваххабизма17.

Возникает вполне резонный вопрос: «Зачем кыргызских детей отправляют в медресе Бангладеш именно в том возрасте, когда формируются интеллектуальные, эстетические, моральные, нравственные и ценностные предпочтения, проецируемые на их дальнейшее поведение?» Выпускники этих образовательных центров получают не только религиозные знания; они могут приобрести радикальный настрой, не соответствующий исламским традициям, распространенным на их родине, и тем самым внести раскол в мусульманскую общину своей страны.

ГКДР считает, что «многие вернувшиеся после завершения религиозного обучения граждане республики организовывают скрытно действующие сообщества верующих (худжира), которые распространяют несвойственные странам Центральной Азии религиозные вероучения. При этом особая опасность состоит в том, что в этот процесс вовлекаются женщины и молодежь. Более того, радикально настроенные мусульманки организовывают специальные группы обучения для женщин, тем самым усиливая и распространяя процесс их религиозной радикализации»18.

Исследование проблем обучения молодых людей из КР в зарубежных исламских учебных заведениях свидетельствует, что их выбор зачастую носит противоречивый характер. Это связано с отсутствием у родителей абитуриентов достоверной и полноценной информации о составляющих хода религиозного обучения за границей.

С подобными проблемами сталкивается не только Кыргызстан, но и Узбекистан, Казахстан и Таджикистан; все эти управляемые светскими режимами страны обладают общими историческими, ментальными и культурными традициями. В целях формирования централь-ноазиатской исламской интеллигенции и научно-интеллектуальной элиты в перспективе было бы целесообразно создание единого сетевого Исламского университета (с едиными научными

15 Текущий архив ГКДР КР. — Информация Государственной комиссии по делам религий по вопросу религиозного образования в Кыргызской Республике, 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 См.: Зачем кыргызских детей отправляют в медресе Бангладеш? [http://ms.azattyq.org/content/medrese-ucheba-malchiki-bangladesh/24622169.html], 22 июня 2012.

17 См.: Кыргызские ученики таинственных медресе в Бангладеш [http://rus.azattyq.org/content/kyrgyzstan-bangladesh-medrese/25086376.html], 26 августа 2013.

18 Текущий архив ГКДР КР. — Информация Государственной комиссии по делам религий по вопросу религиозного образования в Кыргызской Республике, 2013.

программами, единым учебно-методическим и диссертационным советом), имеющего магистратуру, аспирантуру и докторантуру по специальности «Исламоведение».

Качественный уровень мусульманских священнослужителей и мударисов

В соответствии с решением I курултая мусульман Кыргызстана, с 1997 года ДУМК и Госкомиссия по делам религий при Правительстве республики начали аттестацию имамов и преподавателей медресе (мударисов) с целью стимулирования повышения знаний духовных лиц и их авторитета среди верующих. Проведение подобного экзамена было призвано укреплять единство ислама в республике19.

Экзамен должен был включать в себя 3 ступени.

1. Знание шариата, тафсиров Корана и хадисов пророка на арабском языке.

2. Знание шариата, тафсиров Корана и хадисов пророка по их переводам на тюркские языки.

3. Общие знания по шариату.

Кроме того, экзаменуемые должны были продемонстрировать умение совершать мусульманские обряды, соответствующие правильному вероубеждению, то есть по мазхабу Абу Ха-нифы.

Например, в 1997 году была проведена аттестация в Нарынской области, показавшая следующие результаты: по низшей ступени прошли 30 священнослужителей, по средней — 3, условно аттестованы были 18 чел.; 11 имамов аттестацию не прошли. По Иссык-Кульской области соответствие низшей ступени показали 64 чел., средней — 5, высшей — 1; условно аттестованы были 33 имама, а 17 чел. проверку не прошли20. Примечательно, что, несмотря на жесткие условия аттестации, духовенство республики в целом согласилось с необходимостью проведения экзаменов.

В Кыргызстане действует около 50 медресе, причем ни одно из них не прошло аттестации21; это означает, что дипломы подобных учебных заведений не признаются государственными структурами республики. По этому поводу в 2007 году высказывался и глава Госагентства КР по делам религий: «В республике насчитывается около 2 тыс. мечетей, где богослужение ведут до 12 тыс. священнослужителей; из них около 70% — самоучки, не окончившие специальных учебных заведений».

В связи с данной ситуацией Государственному комитету национальной безопасности и Жогорку Кенешу (ЖК) было рекомендовано подготовить специальный пакет документов и организовать переподготовку имамов.

В 2007 году на базе Исламского университета и факультета теологии Ошского государственного университета прошла обучение первая группа священнослужителей, состоявшая из 30 человек. Причем помимо углубленных курсов богословия, корановедения и арабского язы-

19 См.: Имамы держат экзамен // Слово Кыргызстана, 14 августа 1997. С. 3.

20 См.: Там же.

21 См.: Калматов Т. В Кыргызстане все медресе должны пройти аттестацию [http://www.centrasia.ru/newsA. php4?st=1189437480].

ш

О)

ь

О)

> и

а> о н ш .Е

м о о 00

о

о со со о> сл ы го - = 2 □ ю

Итого по КР Баткенская Джалал-Абадская Ошская г. Ош Нарынская Таласская Иссык-Кульская Чуйская г. Бишкек Регионы, области

2 062 ю о со -ч сл о о> о о со о -ч ю со ю о о> со о> Общее количество имамов и мударисов

1 346 СП ю о ю о о> ^ о> со сл со о> со со -ч сл Участвовали в аттестации

со со ю ю ^ -ч со ю со сл ^ о о> ю о о о ю Прошли аттестацию

-ч СП со ю ю сл 01 со о> о ю о со ^ ю - Не участвовали в аттестации

со о 1 ю о о со ю о> Уважительная ■о •С

а> о со ю ю сл сл сл о о ю со о о сл Неуважительная X Ш

со со о о> со 1 о о сл ю о -

о> о ю о> ю о> о ю о> со ю о ю сл = зэ т <"> 2 ч 12

-ч а> о о ^ со ю о о> о о сл о> ю о> о о> со о ю = ¡о

ю со ю ю о сл сл ю о> ^ сл о ю со ю Условно аттестованы

со о ю - со ю со - Не аттестованы

в - Сомнительное вероубежде-ние ^ 1

Л>

и

(Г ч 0) ч г

0) ч ч л> о

— ч 2 »

»1 N3

О 5

о 2

00 ¡и

Г1 2

— О Л

2

¡и тз

О

о л ж тз

н 0)

о> ^

с £ 0)

ПОЗ V яэЛшяд И Иох

ЖХЯУУ! И ЬИ£У МНЯМсЛНЭЬ

ка духовенству было также предложено изучать бухгалтерию с целью овладения практическими навыками составления бюджетов (от рядовой мечети до самого ДУМК).

Как видно из табл. 1, в 2008 году из 2 062 священнослужителей в аттестации приняли участие 1 346 чел. (68%). 715 чел. (32%) по различным причинам участия в аттестации не принимали. Аттестационные испытания выдержали 982 чел. (72,9% от общего числа аттестуемых), а 90 (6,6%) священнослужителей сдать экзамены не сумели.

Всего по республике высшую категорию получили 79 чел. (5,8 %), вторую — 163 чел. (12,8%), третью — 763 чел. (56,6%), прошли условно — 282 чел. (20,9%), не были аттестованы 90 чел. (6,6%). Вероубеждения 8 экзаменовавшихся оказались сомнительными, что свидетельствует о том, что имамами были случайные люди.

Не прошедшие аттестацию имамы и мударисы освобождались от занимаемых должностей; те же, кто прошел ее условно, через три месяца должны были пересдать экзамены при областных казыятах22.

Активное участие в аттестации приняли г. Бишкек, а также Чуйская и Таласская области. Худший показатель участия (47%) продемонстрировал казыят Джалал-Абадской области.

Аттестационная комиссия отметила также результаты качественных показателей знаний; на первом месте оказались Бишкекский и Чуйский казыяты, на втором — г. Ош, Ноокатский, Узгенский, Кара-Суйский районы Ошской области, на третьем — г. Джалал-Абад и на четвертом — Кадамджайский район Баткенской области.

В 2013 году 10-м Главным управлением МВД КР было проведено исследование уровня религиозного образования имамов во всех регионах республики; его результаты, среди других показателей, представлены в нижеприведенной таблице.

Таблица 2

Статистические показатели состояния религиозной жизни в различных областях Кыргызстана, 2013 год

№ П/П Регионы, области Количество мечетей Количество намазкана Имамы без религиозного образования Количество несовершеннолетних Посетителей ■В

1. г. Бишкек 44 11 9 150—1 000

2. Чуйская 252 16 144 2 000—2 500

3. Иссык-Кульская 118 47 98 1 000—1 100

4. Таласская 100 17 32 80—100

5. Нарынская 90 20 36 470—500

6. Ошская область 722 6 386 2 300—8 500

7. Джалал-Абадская 587 40 456 500—1 100

8. Баткенская 314 24 265 346—478

г. Ош 58 5 33 80—200

Итого По КР 2 285 186 1 459 I_6 926—15 478_\

22 См.: Ислам маданияты. Аттестацияны жыйынтыгы чыгарылды, 27 мая 2008. С. 1—2.

Из информации МВД КР следует, что в 2013 году ситуация в сфере религиозного образования мало изменилась; «из 2 285 имамов мечетей 1 459 не имеют специального образования»23.

Несмотря на то что многие исламские учебные заведения были созданы за счет средств арабских спонсоров, переподготовкой и повышением квалификации имамов мечетей занимаются турецкие специалисты. В данной связи следует напомнить, что в последнее время Турция оказывает на мусульманских священнослужителей Кыргызстана определенное влияние, а государственные чиновники, исследователи и эксперты КР рекомендуют шире заимствовать турецкий опыт построения взаимоотношений государства и религии и турецкие методики преподавания ислама.

Институционализация исламского образования

Как отмечалось выше, второй период реформирования исламского образования в Кыргызстане начался в 2008 году и продолжается по настоящее время. Его основным содержанием является институционализация религиозного образования в масштабе государства.

В 2008 году был принят новый Закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях»24, значительно отличающийся от прежнего. Ст. 6 этого закона была посвящена религии и образованию. Она касалась вопросов, связанных с правами и обязанностями религиозных организаций, создавших учебные заведения, требованиями к преподавателям, запретом преподавания религии в индивидуальном порядке и др.

Итак, можно сказать, что вопрос реформирования исламского образования время от времени поднимался на государственном уровне25. Однако отсутствие концептуальной стратегии развития религиозного образования в стране (равно как и отсутствие преемственности в формировании стратегии развития религиозной политики) и революции 2005 и 2010 годов, повлекшие кадровые перестановки (в том числе и в ДУМК), напрямую влияли на «пробуксовку» реформ в данной сфере.

Так, в 2008 году при финансовой поддержке фонда «Евразия» и участии сотрудников ДУМК и экспертов Центра социальных исследований Американского университета Центральной Азии был реализован исследовательский проект «Интеграция институтов исламского образования в широкие круги общественности и вопросы модернизации исламских образовательных учреждений».

В итоге были разработаны Концепция развития исламского образования, а также учебный план и программа обучения по специальности «исламская теология», в которые вошли не только религиозные, но и общеобразовательные дисциплины. Были также предложены рекомендации по повышению качества исламского образования и широкой интеграции его стандартов в кыргызстанское общество.

23 Текущий архив Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по образованию, науке, культуре и спорту. — Информация «О состоянии религиозной ситуации и религиозного образования в КР» // Материалы парламентского слушания «О состоянии религиозной ситуации и религиозного образования в Кыргызской Республике», 5 марта 2013.

24 См.: Закон КР «О свободе вероисповедания и религиозных организациях Кыргызской Республики» от 31 декабря 2008 гоода // Эркин Тоо, 16 января 2009.

25 См.: О мониторинге деятельности государственных органов в реализации религиозных прав и свобод / Под. общ. ред. О.Ш. Мамаюсупова. Б.: Государственная комиссия по делам религий при Правительстве КР, 2004. С. 190.

При этом ставился вполне закономерный вопрос о необходимости частичного государственного софинансирования процесса введения в учебный курс исламских учебных заведений светских дисциплин. Однако в связи с отсутствием финансов, необходимых для пилотной реализации проекта, работа не была доведена до конца.

В 2008—2009 годах соответствующий законопроект был проработан ГКДР КР на основе базовой модели религиозного образования, предложенной ее тогдашним председателем К. Ос-моналиевым.

В 2013 году, уже в ранге председателя Комитета ЖК по образованию, науке, культуре и спорту, К. Осмоналиев инициировал проект вышеуказанного закона, предусматривающего установление стандартов религиозного образования, упорядочение деятельности учебных заведений, укрепление их материально-технической базы, а также учетной регистрации зарубежных религиозных учебных заведений (центров, представительств и отделений). В соответствии с законопроектом, религиозным учебным заведениям предлагается ввести в учебные планы 30—40% светских дисциплин26. Это предложение имело своей целью придание дипломам религиозных учебных заведений светского статуса и формирование исламской интеллигенции, обладающей всесторонними глубокими знаниями.

5 марта 2013 года в Кыргызстане прошли парламентские слушания на тему «О состоянии религиозной ситуации и религиозного образования в КР», в ходе которых выступили спикер ЖК А. Жеенбеков, его заместитель Т. Зулпукаров и вице-премьер-министр КР К. Талиева. Они отметили, что принятие данного закона решит проблему соответствия светских и религиозных дипломов. Тем самым выпускники религиозных учебных заведений смогут получить возможность работать не только в мечетях, но и в сфере науки, образования и на государственной службе.

Однако многие руководители религиозных организаций, в том числе ДУМК и РПЦ, выступили против этого законопроекта. По мнению муфтия Р. Эгембердиева, «принятием закона о религиозном образовании проблемы не решатся, если только не увеличатся». Он также отметил, что в действующем Законе «О свободе вероисповедания и религиозных организациях КР» есть раздел «Образование и религия», который можно просто дополнить27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принципиальное неприятие вызвали и статьи проекта, касающиеся требований государственного лицензирования и стандартов религиозного образования. Как известно, в соответствии с требованиями Министерства образования и науки КР, учебные заведения должны располагать достаточной материально-технической базой, необходимым кадровым потенциалом и иметь в собственности не только здание, отвечающее архитектурным требованиям, но и развитую инфраструктуру в виде учебных помещений, оборудования, оснащенных современной информационной и компьютерной техникой библиотек и др. Кроме того, на каждом факультете должно быть не менее двух докторов наук, а на каждой кафедре — не менее двух кандидатов.

Многие учебные заведения в случае реализации данного закона оказались бы закрыты.

С одной стороны, предложение по созданию качественной системы исламского образования и укреплению ее материально-технической базы должно было исходить от ДУМК, так как государственная аккредитация диплома сможет позволить выпускникам трудоустраиваться практически во все государственные органы власти, что создаст больше возможностей в деле внедрения исламских ценностей в жизнь общества.

Между тем на политической арене исламские ценности продвигает пока только депутат ЖК КР Турсунбек Бакир уулу. При озвучивании своей предвыборной программы он делает

26 Текущий архив Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по образованию, науке, культуре и спорту. — Информация «О состоянии религиозной ситуации и религиозного образования в КР».

27 Там же. Предложения и изменения ДУМК в проект закона КР «О религиозном образовании и религиозных учебных заведениях».

основной акцент на собственную религиозную принадлежность и пропагандирует взгляды ислама на экономику, политику и общественные отношения.

С другой стороны, все 77 исламских учебных заведений принадлежат частным лицам, которые помимо обучения студентов весьма заинтересованы в привлечении средств зарубежных мусульманских фондов и центров, считающих систему исламского образования приоритетным объектом спонсирования.

В отличие от некоторых других стран региона, в Кыргызстане пока еще нет государственных исламских учебных заведений, которые моги бы составить альтернативу частным. Предлагая изыскать в бюджете средства для финансирования преподавания в таких заведениях светских дисциплин, их руководители приводили в пример ситуацию в РФ.

24 декабря 2013 года руководители учебных заведений обратились к властям республики с открытым письмом, в котором выражали беспокойство по поводу критики в адрес ислама. В обращении, суть которого заключалась в просьбе об оказании государственной помощи исламским учебным заведениям, говорилось: «Нужен конструктивный диалог, а не критика и обвинения. От этого зависит стабильность, мир и согласие в государстве»28.

Вместе с тем обсуждение проекта закона «подстегнуло» ДУМК к доработке Концепции исламского образования и реформирования его системы. Кроме того, для вузов и медресе были разработаны отдельные учебные планы и программы по специальности «исламская теология». Сотрудники ДУМК провели проверку учебных заведений, в результате которой несколько медресе были закрыты, как не соответствующие существующим требованиям29.

Таким образом, начиная с 2008 года в КР стали предприниматься попытки институцио-нализации исламского образования, которые были прерваны революцией и сменой власти, произошедшей в 2010 году.

Этот процесс возродился в 2013 году. Все исламские учебные организации были структурированы и объединены единой многоуровневой системой:

— начальные исламские курсы изучения Корана при мечетях;

— средние учебные заведения (медресе);

— высшие учебные заведения (университеты, институты);

— учреждения послевузовского образования (магистратура и аспирантура).

ДУМК был разработан проект Концепции исламского образования, предлагающий следующую программу действий:

— Совету Улемов и муфтияту ДУМК разработать и утвердить для каждой ступени обучения соответствующий образовательный стандарт по предмету «исламская теология»;

— разработать учебные планы в соответствии со стандартами исламского образования;

— ввести в учебные планы светские дисциплины.

Ведущую роль в осуществлении данной концепции должна взять на себя рабочая группа специалистов, действующая под эгидой ДУМК (муфтият). Как предполагается, на построение целостной системы исламского образования и выполнение поставленных задач уйдет 2—3 года. Программа действий должна быть осуществлена в сотрудничестве с Министерством образования КР.

28 ДУМ Кыргызстана: Ислам в республике в последнее время стал объектом острой политизации, 27 декабря 2013 [http ://www. islamsng.com/kgz/news/7401 ].

29 Интервью с помощником муфтия Ю.Я. Лома, 24 декабря 2013 года.

Таким образом, процесс институционализации действующих в Кыргызстане исламских учебных заведений находится в процессе концептуальной разработки, структурирования и стандартизации. Получение учебными заведениями государственной аккредитации и лицензии поднимет их престиж и уравняет в правах с другими образовательными учреждениями (государственными и муниципальными). В результате изменится их статус и они смогут рассчитывать на определенную поддержку со стороны государства.

Заключение

Проведенный анализ состояния исламского образования в КР приводит к нижеперечисленным выводам.

Создание национальной модели исламского образования позволит в перспективе перехватить инициативу у зарубежных учебных заведений (как в сфере исламского, так и теологического обучения в светских вузах). С целью подготовки магистрантов, аспирантов и докторантов по специальности «исламская теология» и формирования региональной исламской научной интеллектуальной элиты целесообразно создание единого сетевого Исламского университета для постсоветских центральноазиатских государств.

Десекуляризация общества, отсутствие государственной идеологии и низкий уровень жизни основной массы населения Республики привели к возникновению в обществе светско-исламского мировоззренческого противостояния, что свидетельствует о нарастании угрозы совпадения религиозно-идеологических границ с социальными. Для предотвращения этой проблемы государству необходимо оказать помощь представителям исламской конфессии в создании качественной системы исламского образования с внесением в нее светских компонентов.

Получивший большой общественный резонанс проект закона «О религиозном образовании и религиозных учебных заведениях» ускорил процесс лицензирования учебных заведений посредством включения в него ДУМК.

С учетом вышесказанного можно выделить ряд проблем, для решения которых необходимо сделать следующее:

— совместно с руководителями учебных заведений и ДУМК доработать проект закона «О религиозном образовании;

— предложить исламским учебным заведениям лицензирование на добровольной основе, что повысит их конкурентоспособность;

— внести поправки к Закону «Об образовании», разрешающие религиозным вузам ак-кредитовывать свою образовательную программу по государственным стандартам.

Создать Фонд поддержки исламской культуры и образования при Президенте КР и поддерживать контакты с международными мусульманскими организациями на постоянной основе. Аккумулировать в указанном фонде поступающие из-за рубежа финансовые средства на развитие ислама с целью грантовой поддержки пилотных организаций, создания научной базы повышения квалификации духовных деятелей и проповедников, а также разработки регулярных комплексных исследований религиозных традиций Кыргызстана на основе сотрудничества священнослужителей и ученых.

Давние исторические традиции слабой исламизации кыргызов и более чем 70-летний период тоталитарной атеизации общественно-политической и культурной жизни страны находят свое отражение в нынешней действительности. Об этом свидетельствуют такие факты, как переход кыргызов в другие религии, нарушение норм шариата духовенством и мусульма-

нами, использование религиозных атрибутов и символики в личных целях (для ведения бизнеса и обогащения), большая распространенность шаманско-тенгрианских реликтов, а также неоднозначное отношение общества к исламу. В совокупности все перечисленное подтверждает справедливость утверждения об особом характере кыргызстанской религиозности. Что же касается феномена «мусульманин в соответствии с национальной идентичностью», — то он носит поверхностный характер и часто сводится лишь к использованию соответствующей атрибутики и соблюдению формальных требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.