Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНОЕ ТЕЧЕНИЕ ИСЛАМА "СУННИТЫ"'

РЕЛИГИОЗНОЕ ТЕЧЕНИЕ ИСЛАМА "СУННИТЫ" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
347
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сунна / пророк Мухаммад (мир ему) / Коран / мусульмане / sunnah / Prophet Muhammad (peace be upon him) / Quran / Muslims

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Магомедова М.М.

В статье раскрывается тема религиозного течения ислама «Сунниты».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS TREND OF ISLAM "SUNNI"

The article reveals the theme of the religious movement of Islam "Sunnis".

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНОЕ ТЕЧЕНИЕ ИСЛАМА "СУННИТЫ"»

УДК-993

Магомедова М.М.

студент 2-го курса

научные руководители: Шарбузова Х.З., к.п.н.

доцент Абдулаева И.А., к.п.н. старший преподаватель Филиал ДГУ в городе Кизляр Россия, г. Кизляр

РЕЛИГИОЗНОЕ ТЕЧЕНИЕ ИСЛАМА «СУННИТЫ»

Аннотация: В статье раскрывается тема религиозного течения ислама «Сунниты».

Ключевые слова: сунна, пророк Мухаммад (мир ему), Коран, мусульмане.

Magomedova M.M.

student 2-rd year

Scientific supervisors: Sharbuzova H.Z., C.Ph.S.

associate Professor Abdulaeva.I.A., C.Ph.S. Senior lecturer The DSU branch in the city of Kizlyar

Russia, Kizlyar

RELIGIOUS TREND OF ISLAM "SUNNI"

Annotation: The article reveals the theme of the religious movement of Islam "Sunnis".

Key words: sunnah, Prophet Muhammad (peace be upon him), Quran, Muslims.

Расхождение течений в исламе началось при Омейядах и продолжалось во времена Аббадисов , когда ученые начали переводить на арабский язык сочинения иранских и древнегреческих ученых и анализировать и интерпритировать их с исламской точки зрения .

Хотя ислам и сплачивал людей на основе общности религии, но этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах отнюдь не исчезли. Это нашло отражение в разных течениях в мусульманской религии. Все различия между течениями в исламе (суннизмом и различными направлениями шиизма ) фактически сводятся к вопросам провоприменения, а не догматики. Хотя ислам и считается единой религией всех мусульман, между представителями исламских течений существует ряд разногласий. Существуют также значительные разногласия в принципах юридических

решений , в характере празхдников, в отношении к иноверцам, в деталях молитв и др.

Согласно большинству источников, примерно 85% в мире мусульмане-сунниты и приблизительно 15% являются шиитами, с небольшим меньшинством, которые являются членами других исламских течений.

Сунниты (от араб. Ахль ас-Сунна - люди сунны) - последователи наиболее многочисленного направления в исламе. В отличие от шиитов, сунниты не признают идею о праве Али инбн Абу Талиба и его потомков на имамат. Существуют также значительные различия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отношении к иноверцам, в деталях молитв и др. По численности сунниты составляют более 1,12 млрд человек - более 90% всех исповедующих ислам. Верховная власть в халифате, по воззрению суннитов, должна принадлежать халифам, избераемым всей общиной. Шииты же признают законной лишь указания пророка Мухаммада на передачу власти его потомкам по линии его двоюродного брата Али. В суннитском исламе отсутствуют церковь и священнослужители, аналогичные, например, христианским, а суннитские богословы (улемы), в отличие от шиитских, не пользуются правом выносить собственные решения по наиболее важным вопросам религиозной и общественной жизни. Таким образом, должность богослова в суннизме сводится прежде всего к толкованию священных текстов.

Сунниты делают особый акцент на следовании Сунне пророка Мухаммада (его поступкам и высказываниям), на верности традиции , на участии общины в выборе своего главы - халифа.

Основными признаками принадлежности к суннизму считаются:

1. Признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов ( составленных Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи);

2. Принадлежность к одному из четырех суннитских мазхабов (маликитскому, шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому);

3. Признание законности правления первых четырех («праведных») халифов - Абу Бакра, Омара, Усмана и Али (шииты признают только Али)

Неизвестно точно, когда оформился термин «суннизм», однако в сравнении с менее ортодоксальным шиизмом, суннизм имеет более четкое содержание - это следование жизненному пути пророка Мухаммада (мир ему). Шиизм же лишь признает право на преемничество потомков пророка Али (мир ему) в качестве духовного и светского главы мусульманской общины.

Еще до Мухаммада (мир ему) каждое арабское племя имело свою «сунну», то есть неписаное собрание морально-правовых предписаний -«обычное право» патриархально - общинного общества, которое унаследовано племенем от предшествующих поколений. Потребность в сунне - своде правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях - возникла после смерти пророка. После его кончины оказалось, что предписаний, содержащихся в Коране, не достаточно для решения всех

государственных общественных проблем. Если решения нельзя было найти в Коране, обращались или к действиям самого пророка (сунна), или к древним обычаям Медины (так как Мухаммад не отвергал родоплеменных законов). В крайнем случае, прибегали к мнению (рай) судьи, который должен был решать «по справедливости». Таким образом, уже на раннем этапе формирования мусульманской общины возникло две тенденции:

1. Использование предписаний Корана, основанных на документально зафиксированных нормах - то есть исходивших от пророка (мир ему)

2. Независимое суждение факиха, который должен был брать на себя ответственность за принятие решения (мусульманский правовед, знаток шариата)

3. Первоначально использование рая (личного мнения факиха) не получило широкого распространения. Мусульмане предпочитали опереться на высказывания и действия пророка, которые, будучи зафиксированы, стали вторым, после Корана, источником ответов на возникающие вопросы. Таким образом, соблюдать сунну означало следовать примеру Мухаммада (мир ему), подражать ему. В Коране встречаются выражения «сунна предков» (Коран 8:39, 15:13,18:53,35:41) и «сунна Аллаха» (Коран 17:79, 33:62, 48:23), что означает практику, которой придерживались предшествующие поколения или сам Аллах. Вне Корана под словом «сунна» подразумевается более широкое понятие. с течением времени сунна приобрела черты, позволяющие отождествлять ее с понятием «правоверие» в христианстве.

Таким образом, следование правилам, изложенным в сунне, приобрело обязательный характер для членов мусульманской общины. Отсюда возникло название «сунниты» - те, кто следует путем. После смерти Мухаммада на основе сунны решались многие практические вопросы жизни общины и даже халифата. Пропагандистами сунны изначально выступали сподвижники пророка (мир ему) и члены его семьи, которые сохранили в памяти высказывания пророка (мир ему) , его поступки или даже молчание в некоторых ситуациях. Впоследствии в сунну стали включать примеры из жизни четырех праведных халифов - Абу-Бекра, Умара, Усмана, Али.

Мусульманская сунна включает в себя нормы государственного, уголовного, имущественного, семейного права, а также дает руководство поведение мусульманина в быту. Первоначально за основу была взята сунна Мухаммада (мир ему) , включающая в себя поступки ( фиал) и высказывания (каул) пророка, зафиксированные его последователями в виде хадисов (рассказов).

Появление и дальнейшее использование хадисов было обусловлено тем, что «божественных установлений», изложенных в Коране, оказалось недостаточно для решения множества вопросов, встававших перед новыми поколениями мусульман. Важным источником стали предания о поступках, речах, советах и рекомендациях Мухаммада (мир ему) его современникам. Идеальный образ пророка, вождя, основателя государства, сначала бедного

и гонимого, но не побоявшегося выступить против заблуждений своих соплеменников, человека, которого избрал для своих посланий Аллах, вызвал уважение и восхищение мусульман. Это был образ, по которому каждый мог сверять свои поступки. Поэтому учение о пророке Мухаммаде (мир ему), его словах, делах, стало важной составной частью ислама, вошло в символ веры, в право, в богословие, историографию и летературу

Сунна является составной частью мусульманского богословского образования. При подготовке имамов и факихов (богословов-законоведов) знание сунны пророка является одним из необходимых условий авторитета религиозного деятеля. В богословии существует ряд дисциплин, которые непосредственно основаны на сунне, по ней сверяются все нововведения, в противном случае он объявляются бидъа (ненужным новшеством).

Использованные источники: 1. Магомерзоев М.- М .: Эксмо , 210.-640с. ISBN 978-5-699-36516-6. УДК 28(031); ББК 86.38я2, В книге использован труд Августа Мюллера «История ислама»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.