Образовательная лингвистика выстаивает свой тезаурус из разных теорий, понятий и научных утверждений. В зависимости от степени усвоения языка в ней используются разные теории компетенции. В данной работе используется теория «интегрированной языковой компетенции», которая включает четыре компонента: грамматический, коммуникативный,
культурный и дидактический. Образовательная лингвистика исследует язык школьников, начиная с уровня раннего усвоения языка, через образование в начальных классах и заканчивая уровнем реконструкции компетенции. Поскольку данные действия всегда определяются уровнем владения языком, языковые возможности и уровень компетенции ученика определяются с учетом его начального языкового уровня.
Образовательная лингвистика предлагает практические варианты диагностики путем решения языковых компетенций. Выделенные аспекты образовательной лингвистики можно рассматривать в разных аспектах. Так, лингвистический аспект касается т.н. скрытого знания, междисциплинарный аспект касается явного знания и его презентации, процессуальный аспект касается языковых навыков полученных в процессе обучения, теоретический аспект это эталон языковой компетенции напр. Хомского, а аппликационный аспект это прирожденные способности или полученные навыки, под коими подразумевается степень усвоения языка.
К языковым компетенциям часто относится также:
- культурная компетенция, т.е. скрытое и поддающееся воспроизведению знание;
- коммуникативная компетенция, т.е. основные навыки;
- лексическо-грамматические компетенции, т.е. умения;
- лингводидактические компетенции, т.н. явное знание: «знать, что» и «знать, как».
Среди обозначенных в данной работе проблем, особое внимание отводится коммуникативным компетенциям и использованию языка в школе. Термин лингвистическая компетенция используется здесь попеременно с понятием языкового
навыка и включает три смысловых плоскости, которые составляют языковая, коммуникативная и культурная компетенции. Все перечисленные виды компетенции взаимообусловлены и связаны друг другом. Однако, поскольку в них заложены разные коды (ограниченный, развернутый, разработанный) они часто анализируются как функциональные, ситуативные и прагматические навыки. В этом качестве они могут быть использованы в работе с инвалидами на разных уровнях обучения.
Социальная коммуникация в все большей степени влияет на ход мыслей каждого из нас. Нравится нам это или нет, это становится все более заметным. Простой человек говорит сегодня на языке Витгенштейна и Хомского, знаком с теорией Бенджамина Ли Уорфа и читает все растущую гору книг по теории коммуникации. Многим критикам не по душе эта тенденция. Некоторые из них до сих пор видят в социальной коммуникации неграмотного выскочку, который с радостью повторяет все то, что когда-то уже было высказано литературой и философией в более изящной и цельной форме. Некоторые усматривают в субдисциплине проявление наглости, осуждают ее за поверхностность знаний. Есть, наконец, и те, кто, чувствуя опасность, бьют тревогу и требуют точности в интерпретации категорий коммуникации.
В мире коммуникации объединяются мнения, теории и экспрессии, в нем зарождается всеобщее понимание. В этом смысле, социальная коммуникация представляет уникальным способ восприятия действительности. Все мы проживаем в здании языка причудливой архитектуры (но, кто знает, как правильно?). Здание имеет ограниченное количество окон. Для одних они всегда открыты, у других слегка завешаны, а третьи видят мир под разными углами. У нас у всех нет выбора, нам приходится обозревать ту структуру, которую позволяет увидеть это здание. Социальная коммуникация позволяет это увидеть.
Библиографический список
1. Podgorecki, J. Social Communications for teachers, Wydawnictwo: Juznoukrainskij Regionalnyj Instytut Poslediplomnogo Obrazowania Pedago-giczeskich Kadrow. - Cherson - Ukraina, 2009,
2. Podgorecki, J. Problemy socjalnoj i profesjonalnoj komunikacji. Komunikacyjna kultura predprynimatelia, Wydawnictwo: Izdatielstwo Rausch mbh. - Tomsk, 2009.
3. Podgorecki, J. Socialna komunikacja i polikulturnoje obrazowanie, Wydawnictwo: Szkola. - Kazan, 2009.
Bibliography
1. Podgorecki, J. Social Communications for teachers, Wydawnictwo: Juznoukrainskij Regionalnyj Instytut Poslediplomnogo Obra-zowania Peda-gogiczeskich Kadrow. - Cherson - Ukraina, 2009,
2. Podgorecki, J. Problemy socjalnoj i profesjonalnoj komunikacji. Komunikacyjna kultura predprynimatelia, Wydawnictwo: Izdatielstwo Rausch mbh. - Tomsk, 2009.
3. Podgorecki, J. Socialna komunikacja i polikulturnoje obrazowanie, Wydawnictwo: Szkola. - Kazan, 2009.
Статья поступила в редакцию 31.05.11
УДК 159
Bitehtina L.D. RELIGIOUS CONSCIOUSNESS - DISTINCTIVE FEATURES AND SPECIFIC FEATURES. The
article is devoted to the communication world's religious traditions and teachings of morality as a psychological category. It is shown that the knowledge of divine energies and holiness of God was possible moral act of consciousness, which provides a change of consciousness and human transformation. Postulated that the category of holiness
- there is an internal act of human consciousness.
Key words: consciousness, religious consciousness, holiness, the spirit and the soul.
Л.Д. Битехтина, канд. психол. наук, д-р. филос. наук, проф. философско-богословского факультета Российского Православного ин-та им. Иоанна Богослова, Москва, E-mail: [email protected]
РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ - РАЗЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
Статья посвящена связи мировых религиозных традиций и учений с нравственностью как психологической категорией. Показано, что с осознанием божественных энергий и Святости Бога стал возможен нравственный акт сознания, который обеспечивает изменение сознания и преображение человека. Постулируется, что категория святости - есть внутренний акт человеческого сознания.
Ключевые слова: сознание, религиозное сознание, святость, дух и душа.
Сознание - это слово, полное тайн. Таинственная жизнь сознания, его загадочность, скрытность, неожиданное появление, обнаружение себя и столь же неожиданное исчезновение
- потрясает воображение, делает человека бессильным перед ним, хотя им и владеющим. В этом смысле сознание похоже на Дух Святой, который, по Евангелию, «Дышит, где хочет», и куда уходит и когда... никому неведомо и неподотчетно [1].
В философской энциклопедии сознание определено как высшая форма психической индивидуальности [2]. Исторически же, оказывается, что сознание эта та самая загадочная душа - прекрасная Психея, которая в переводе означает «Жизнь». И оказывается, что за той психологией, которую мы имеем сейчас, стоит жизнь - Психея, и что с нее всё и началось, с Нее и Амура. Ей, Психее, посвящались песни, поэмы, легенды, философы в дальнейшем положили ее в основу своих учений, за нее шла нескончаемая битва, пока не наступил век Просвещения. Он всех просветил и сказал, что психея -психика - это такая идеальная форма, которая называется сознанием, и лучше иметь дело в пространстве мышления с этой формой и отдельно с материей, которая протяженна. Также предложил ввести такие понятия как субъект и объект, на что другой век - экспериментальной науки, продолжая эту линию, сказал, что замучило нас это сознание, со своей интроспекцией, за которой скрывается прекрасная Психея, поэтому отменим и сознание.
Отменив сознание, век экспериментальной психологии, ввел понятие психики, создал экспериментальную науку психологию, как учение о закономерностях психических явлений и процессов объективно видимых, осязаемых и ощущаемых, и т.д.
И вдруг, в 21 веке 3-его тысячелетия новой эры в России проходит первая конференция о «Сознании» [4], о том таинственном сознании, которое возникло в 17 веке во времена Декарта, покрывая доброжелательно своей вуалью все предыдущие века. Это линия научная, но есть и другая линия, например религиозная. За эту Психею шли бесконечные битвы, ради нее на землю сошел Христос - Бог. Отдал за нее жизнь, чтобы спасти ее от заблуждения и ловушки (первородного греха), в которой она оказалась. Указал ей путь Спасения и возвел ее в статус «бессмертной», от которой зависит бессмертие всего человека. Но главное, что важно для нее самой: сказал ей, что ее спасение зависит от познания самой себя. Что это ее крест, и помочь в этом познании самой себя может только Он - Бог, ее Творец. Так что теперь ее будущее зависит от дружбы и любви с Ним, Богом. И от того насколько она сознательно к этому относится, зависит ее совершенство, а вернее, что только это «сознательное» и считается новым типом отношения и любви. И что она - душа - дом для Бога, а он ее жених, и весь смысл, чтобы Он жил в Ней, а она Ему соответствовала, была уподоблена, стала преображенной и духовной. И возникает понятие душевного и духовного, что мало быть душевной, надо быть психеей духовной. Таков христианский Бог, который потребовал от своей «невесты» невероятных подвигов, предложил через науку «богословие» целую систему аскетического совершенствования, возрастания в добре и благе.
И все это душа должна делать сознательно, добровольно, познавая самою себя со всеми страшными глубинами, которые ей оставил 20-й век. Век психоанализа и атеизма, который «бессознательное» вывел на первый план, в нем, бессознательном, стал жить, о нем стал думать, петь и говорить.
Так что Психее Амура, Апулея, Аристотеля и Платона далеко до Психеи христианки, стоящей пред познанием бессознательных глубин и бездны, ужасом мировых трагедий, которые эта бездна поставляет.
Если убрать легкую иронию, то со всей серьезностью можно сказать - нет Психеи, нет Сознания, нет Бога и мы перед бездною, которая «ничто».
И никакого нам нет выхода, как «распутывать» собственную историю, жизнь, век, свой опыт и начать самоопределяться, обозначая, где мы, с кем, как и т.д.
Это самоопределение в вечности и истории, и есть познание души самой себя, где без акта сознания, как говорит Мераб Мамардашвили, не обойтись.
Таким образом, возвращение сознания в 21-м веке - это возвращение души, а возвращение души уже невозможно без христианских представлений о святости. По нашему мнению, возвращение категории Святости, святого действия, святого чувства, святого сознания, святой души, святого человека, Святой Руси, Святого Израиля изменит среду умственного обитания и принесет то противостояние «ничто», которое на данный момент явлено очевидно.
И в этой полноте представленности бытия только и возможен выбор и свобода. Свобода духовного существования, без которого никакое сознание невозможно.
Сознание, по М. Мамардашвили, возникает «исключительно в силу какой-то закономерности самого сознания» [5, с. 41]. По мнению автора, может быть порожден текст (который, как и язык является носителем сознания), но про сознание этого сказать нельзя: «Читая текст, мы можем сказать: в этом месте есть сознание, но мы не можем сказать, когда мы видим текст, что здесь есть сознание» [5, с. 40].
Таким образом, чтобы быть сознанию без акта сознания не обойтись. Мераб Мамардашвили в книге «Психологическая топология пути» пишет, что наиболее частая наша психологическая ситуация, когда мы молчим о правде, увидев ее, как обман в той ситуации, когда внешне правда и обман неразличимы, и очень похожи, Далее, он усиливает свою мысль и говорит, что нет внутренней разницы между ложью и истиной внешне, поскольку обозначения одни и те же. Поэтому различение представлено целиком какому-то особому внутреннему акту, который каждый совершает на собственный страх и риск, полагаясь на обостренное чувство собственного сознания.
«То есть отличие устанавливается мною, оно не дано в вещах. Оно независимо от меня не существует. Предметы лжи и истины одни и те же. И это внешне неуловимое отличие и есть внутренний акт. Но поскольку мир его не свершает, его нельзя закрепить» [6, с. 8].
То есть, говоря иначе, нельзя этим пользоваться через обозначения, не восстанавливая каждый раз всего содержания.
Этот внутренний акт нашего сознания по различению истины от лжи, всегда на свой страх и риск, в религиозном контексте есть подвиг духа, когда человек подвигает себя на различение (духов различайте - наказ святых отцов) в противном случае вы окажитесь не в той реальности.
И это различение всегда подвиг - духовный подвиг.
В 14-м веке учитель церкви св. Григорий Палама пишет о ситуации двойной лжи, когда мы на истину говорим ложь, а на ложь истина, ситуация в которой нет отличия. Ее человек самостоятельно, без обращения к Божественной Воле и Свободе понести не в силах [7]. В аскетической практике отделение добра от зла идет через присоединение человеческой воли, духа, свободы к Воле Божественной [8]. Это всегда такой же величайший риск, как и то, что описывает Мамар-дашвили.
Потому, что это всегда воспроизведение поступка Господа Иисуса Христа, восходящего на крест по Воле Отца. Это всегда всепобеждающий смерть, ложь и обман, добровольный внутренний акт сознания по отделению добра от зла.
Это введение категории святости, как внутреннего онтологического состояния, по Мамардашвили, где человек обречен свершать внутренние акты сознания на свой страх и риск. И поэтому его забота должна лежать в онтологии святости, «без которой тоска берет за горло, ибо что остается?» [5, с. 26]. А посему человек - это субъект не воспитания, а развития, который на свой страх и риск взращивает в своей душе эквиваленты
того, что внешне казалось бы, уже существуют в виде предметов или человеческих завоеваний. То же самое касается и книги, читая, я через внутренние акты, получаю то содержание, которое позволяет заглянуть в собственную душу и откристал-лизовать ее изнутри для развития собственного сознания, задавая себе вопрос: «Где я - по отношению к чему-то, что в действительности со мной происходит?» [6, с, 10]. Потому что то, что действительно происходит часто отличается от того, что на глазах, «Вернее - как и когда сцепилось то, что сейчас происходит» (Фолкнер), «Значит, эти ситуации обладают одним свойством: их нужно распутывать» [6, с, 11].
Потому что опыт нужно распутать, и для этого нужен инструмент - язык, текст, которые инструменты сознания, делающие его сознанием. Например, типичная ситуация - незнание своего действительного положения: значит основная задача - различить и узнать.
В книге «Символ и сознание» Мамардашвили пишет, что есть «закон интерпретирования», и под него попадают, те явления, которые поддаются разъяснению метатеории, там где объект тождественен его интерпретации - соответственно мы имеем дело с тем, что можно описывать, как сознание, которое вводится как особое измерение мировых событий, а само сознание (как у буддистов) является уровнем, на котором синтезируются все конкретные психические процессы [5, с. 41-43].
Подводя итоги хотелось, заключить тем, что без сознания и его внутренних актов нам жизнь не преодолеть, себя не понять и не найти, не отделить жизнь от смерти. А без категории святости, которая и есть внутренний акт нашего сознания, его онтологическая субстанция, нам не спастись и не оказаться в вечности, что есть главная особенность и специфика религиозного сознания.
Еще Конфуций скорбел о том, что гуманности, как высшего совершенствования сознания и развития человека, нет в этом мире. Нет такого действия, которое могло бы осуществить высшую добродетель души - гуманность. И он был прав, прозревая в своей скорби, пришествие Бога - Иисуса Христа, который только и мог своей «Искупительной жертвой» осуществить гуманность, как высший акт милосердия; тем самым, внося в мир Логос и те логосы вещей, которым мир и человек до этого не был причастен. Божественные энергии и Святость Бога привнесли в мир образ святости и уподобление святости. Стал возможен нравственный акт сознания, который обеспечивает изменение сознания и преображение человека. В мир «онтологически» вошла человечность, об отсутствии которой писал религиозный философ 6-го века до н. э. Конфуций Лунь Юй. О связи мировых традиций и учений, о специфики такой связи, проявляющейся в наше время, эта статья.
Библиографический список
1. Битехтипа, Л.Д. Восток-запад, опыт старчества. Умозрение души. - М: Пересвет, 2002.
2. Философская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1967. - Т. 4.
3. Христианство. Энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1995. - Т. З.
4. Сокровищница духовной мудрости. - М.: Изд.Московской духовной академии, 2004.
5. Мамардашвили, М.К., Пятигорский А.М. Символ и созпапие I М.К. Мамардашвили, А.М. Пятигорский. - М.: Школа «Языки русской
культуры», 1999.
6. Мамардашвили, М.К. Психологическая топология пути. - СПб.: Издательство Русского христианского гуманитарного института, 1997.
7. Триады в защиту священно-безмолствующих. Св. Григорий Палама. - М.: Канон. 1996.
8. Творения. Творения святых отцов. Св. Григорий Нисский. - М.: Изд. Московской духовной академии, 1861. - Т. З7.
Bibliography
1. Bitekhtina, L.D. Vostok-zapad, opiht starchestva. Umozrenie dushi. - M: Peresvet, 2002.
2. Filosofskaya ehnciklopediya. - M.: Sovetskaya ehnciklopediya, 1967. - T. 4.
3. Khristianstvo. Ehnciklopedicheskiyj slovarj. - M.: Boljshaya Rossiyjskaya Ehnciklopediya, 1995. - T. 3.
4. Sokrovithnica dukhovnoyj mudrosti. - M.: Izd.Moskovskoyj dukhovnoyj akademii, 2004.
5. Mamardashvili, M.K., Pyatigorskiyj A.M. Simvol i soznanie / M.K. Mamardashvili, A.M. Pyatigorskiyj. - M.: Shkola «Yazihki russkoyj kuljtu-rih», 1999.
6. Mamardashvili, M.K. Psikhologicheskaya topologiya puti. - SPb.: Izdateljstvo Russkogo khristianskogo gumanitarnogo instituta, 1997.
7. Triadih v zathitu svyathenno-bezmolstvuyuthikh. Sv. Grigoriyj Palama. - M.: Kanon. 1996.
8. Tvoreniya. Tvoreniya svyatihkh otcov. Sv. Grigoriyj Nisskiyj. - M.: Izd. Moskovskoyj dukhovnoyj akademii, 1861. - T. 37.
Статья поступила в редакцию 31.05.11
УДК. 37. 035. 6
Gladkih V. V. REALIZATION OF MODEL AND TECHNOLOGY OF STUDENTS CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION IN HIGH SCHOOL MULTICULTURAL INFORMATION ENVIRONMENT. In the article the analyses of theoretical and methodological approach to the development of model and technology of high school multicultural information educational environment, aimed at the realization of civil-patriotic educational tasks is given. Purposes, tasks, principles of modeling, as well as algorithm of realization of technological process are revealed.
Key words: pedagogical model, pedagogical technology, creation of high school multicultural information educational environment.
В.В. Гпадких, канд. филол. наук, проф. Тамбовского государственного университета, им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ ВУЗА
В статье анализируются теоретико-методологические подходы к разработке модели и технологии поликультурной информационной среды вуза, ориентированной на реализацию задач гражданско-патриотического воспитания. Раскрываются цели, задачи, принципы моделирования, а также алгоритм реализации технологического процесса.
Ключевые слова: педагогическая модель, педагогическая технология, создание поликультурной информационной воспитательной среды вуза.