Научная статья на тему 'Религиозно-правовая доктрина ислама в контексте правовой регламентации финансовых отношений современных государств'

Религиозно-правовая доктрина ислама в контексте правовой регламентации финансовых отношений современных государств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
676
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ИСЛАМСКОЕ ПРАВО / СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ФИНАНСОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ISLAMIC LAW / FINANCIAL LAW / COMPARATIVE LAW / MIDDLE EAST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новикова Рамиля Галимовна

Финансовое законодательство современных исламских стран на одном уровне с правовыми нормами, свойственными европейской традиции, закрепляет особые финансово-правовые механизмы исламской религиозно-правовой доктрины, представленные сегодня в качестве достояния исламской цивилизации. В статье рассмотрен анализ финансового законодательства данных государств, в котором принципиальные положения религиозно-правовой доктрины ислама нашли свое закрепление не только в качестве правового наследия, но и отражены в качестве законодательных новелл в финансовой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAMIC LAW IN THE CONTEXT OF THE LEGAL REGULATION OF FINANCIAL RELATIONS OF MODERN STATES

Financial legislation of modern Islamic countries on the same level with the legal provisions peculiar to the European tradition, establishes special financial and legal mechanisms of Islamic religious and legal doctrine, presented today as a heritage of the Islamic civilization. Article contains analysis of the financial laws of modern states, in which the position of the religious-legal doctrine of Islam enshrined not only as a legal heritage, but also as reflected in legislative amendments in the financial sector.

Текст научной работы на тему «Религиозно-правовая доктрина ислама в контексте правовой регламентации финансовых отношений современных государств»

^ УНИВЕРСИТЕТА Религиозно-правовая доктрина ислама в контексте правовой |Q/

/ У имени o.e. кутвфина(мгюА) регламентации финансовых отношений современных государств

РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА ИСЛАМА В КОНТЕКСТЕ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ

Финансовое законодательство современных исламских стран на одном уровне с правовыми нормами, свойственными европейской традиции, закрепляет особые финансово-правовые механизмы исламской религиозно-правовой доктрины, представленные сегодня в качестве достояния исламской цивилизации. В статье рассмотрен анализ финансового законодательства данных государств, в котором принципиальные положения религиозно-правовой доктрины ислама нашли свое закрепление не только в качестве правового наследия, но и отражены в качестве законодательных новелл в финансовой сфере. Ключевые слова: ислам, исламское право, сравнительное право, финансовое законодательство.

NOVIKOVA R. G.

department of foreign constitutional, administrative, criminal legislation and international law. Institute of legislation and comparative law under the government of the Russian Federation

ISLAMIC LAW IN THE CONTEXT OF THE LEGAL REGULATION OF FINANCIAL RELATIONS OF MODERN STATES

Financial legislation of modern Islamic countries on the same level with the legal provisions peculiar to the European tradition, establishes special financial and legal mechanisms of Islamic religious and legal doctrine, presented today as a heritage of the Islamic civilization. Article contains analysis of the financial laws of modern states, in which the position of the religious-legal doctrine of Islam enshrined not only as a legal heritage, but also as reflected in legislative amendments in the financial sector. Keywords: Islamic law, financial law, comparative law, Middle East.

Преодолев длительный путь исторического развития, сравнительное правоведение на современном этапе предстает в качестве не только научного метода исследования и научного направления, а выступает одним из лучших способов решения практических задач правового характера с целью совершенствования

Рамиля Галимовна НОВИКОВА,

научный сотрудник

Института

законодательства

и сравнительного

правоведения

при Правительстве РФ

Ш >

"0 <

СП

I □

m

"0 >

Ш □

"0 >

ш □

ш Ü m

СИСТЕМЫ...

© Р. Г. Новикова, 2016

>

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

законодательной и правоприменительной практики. Сопоставления знаний о праве зарубежных государств позволяет увидеть истинную картину происходящих явлений на правовой карте мира, а также провести качественный анализ практического применения законодательных норм права. Кроме этого, одной из значимых характеристик компаративистики выступает возможность совершенствования правотворческой и правоприменительной практики, включая унификацию и рецепцию права. Кроме этого, важным объектом сравнительного правоведения, несомненно, выступает правовая идеология, правовое сознание и правовая культура, так как, не учитывая эти факторы, невозможно понять общий вектор правовой действительности.

Особая роль в формировании сознания и культуры личности, а также выработки собственной позиции в отношении окружающего мира играет право как значимый регулятор общества. Стоит отметить, что правовые ориентиры в различных современных обществах неодинаковы. Это происходит ввиду влияния политических, идеологических, философских, демографических и других значимых факторов. Среди правовых систем современности особый подход к праву наблюдается в исламской правовой системе, где религия выступает в роли первоосновы права. Ислам и много-ликость его проявления в жизни исламской цивилизации всегда вызывали научный интерес многих исследователей, в первую очередь это обусловлено особым мировосприятием мусульман. Кроме этого, следует отметить, что в иерархии системы ценностей согласно исламско-правовой традиции главенствующую роль, по словам Х. Бех-руза, занимают «... религия и вера, так как составляют основу основ ислама... »1.

Исламская цивилизация подарила человечеству множество прекрасных новшеств, которые мы сегодня воспринимаем как обыкновение. Это и достижения в физике, астрономии, медицине, литературе, философии и даже система переводного векселя была подарена представителями чарующего Востока. Если говорить об университетах, то они также являются изобретением, появившимся на территории «дар аль-ислам»2. Эти открытия были для того времени ошеломительными настолько, что даже сегодня, невзирая на происходящие геополитические события в исламском мире, они являются основанием к тому, чтобы подчеркнуть многовековой вклад исламской цивилизации в общечеловеческое развитие в различных сферах проявления жизнедеятельности.

В историко-правовом развитии исламского права выделяются несколько особо значимых периодов. В частности:

1) период миссионерской деятельности Пророка Мухаммада и Праведных халифов (VII в.);

2) период арабских династий и доктринального развития исламского права (исламской юриспруденции) (конец VII в. — XIII в.);

3) период, в который Османская империя возглавила весь исламский мир и произошло некоторое сближение положений исламской юриспруденции и европейских образцов права;

4) период — время кардинальных перемен (конец XIX в. и начало XX в.) — упразднение Османской империи и выделение национально-территориальных единиц;

БехрузХ. Правовые ценности в исламской и западной правовых традициях: сравнительно-правовой ракурс // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2015. № 5. С. 156.

Дар аль-ислам (с араб.яз) — мир ислама.

5) современный период (середина XX века и по сегодняшний день), который определяется как этап независимого развития исламских государств с различным уровнем сохранения «приверженности исламу» в национальном законодательстве.

Конечно же, в историко-правовом ракурсе важен каждый период развития, так как исламское право, будучи сложным и многогранным явлением, существует в неразрывной связи с религией и цивилизацией. Однако особое место в истории исламского права занимают первые периоды существования исламской цивилизации (начало VII в. — середина XIII в.). Это обусловлено тем, что представляющие сегодня классические очертания исламской правовой мысли были разработаны еще во времена миссионерской деятельности Пророка Мухаммада и окончательно сформированы в период становления исламской правовой доктрины (фикх-доктрины), включая формирование основополагающих источников исламского права — Корана и сунны Пророка Мухаммада. В данные периоды истории права были выведены главные религиозно-правовые принципы, а также методы правового регулирования общественных отношений, которые сегодня можно назвать «неподвластные времени». К примеру, риба — запрет на совершение финансовых операций, содержащих процент, право личного статуса.

На протяжении многих веков формальным источником исламского права выступала религиозно-правовая доктрина ислама. Начиная с VIII в. толкованием положений Корана стали заниматься видные ученые и образованные ими теолого-пра-вовые школы. В свою очередь, представители школ права становились судьями, а также советниками халифа по ключевым вопросам государства. Следует отметить, что доктринальные разработки исламских правоведов-богословов представляли собой не только комплекс социальных норм, разработанных на основе положений основополагающих источников ислама, а выступали практическим руководством по регламентации общественных отношений в Арабском халифате, в частности финансовых. Взаимопроникновение религии и права в сфере финансовых отношений, а также перетекание вопросов меркантилизма, морали, нравственности, послужило отправным пунктом в шедевральных трудах правоведов эпохи доктринальной разработки исламского права. Теолого-правовые школы руководствовались различными методами при толковании положений главных источников права, в связи с чем А финансово-правовые вопросы приобретали разный смысловой окрас. В частности, Р

по вопросам установления порога необлагаемого минимума (нисаба), установлению точного веса золотых и серебряных монет (основного средства платежа), включая вопросы связанные с проведением валютных операций. Такие ситуации привели не только к наступлению кризиса в отношениях представителей школ, но и к последую-

<

СП m

X

I □

m

щей их консолидации и унификации методов толкования положений основополага- п

ющих источников права. А

Основные правовые положения, разработанные в рамках правовой доктрины О

ислама, содержат в себе две категории норм: аль-ибадат — правила исполнения и

религиозных обязанностей и аль-муамалат — регулирующие на практике отноше- п

ния между людьми. Категория аль-муамалат содержит в себе ключевые принципы А

реализации норм финансовых правоотношений, имеющие по большей части рацио- О

нальное основание, нежели божественное. в

Немаловажную роль в развитии доктрины ислама оказали судьи, которые, не имея единого судебного сборника, сталкивались с проблемой отсутствия детальных

3/2016

Ü m

СИСТЕМЫ

>

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

разъяснений положений Корана по поводу регламентации жизнедеятельности общества халифата, в частности финансовых отношений и назначения мер ответственности за данные противоправные деяния. В Коране не сказано о конкретных мерах ответственности в отношении финансовых правонарушений, относимых к категории наименее тяжких деяний, — «<тазир», и судьям приходилось разрешать многие финансовые споры путем выведения собственных умозаключений, опираясь на принципиально значимые положения Корана, сопоставляя их с действиями Пророка Мухаммада. Следует отметить, что многие общеизвестные постулаты финансовых отношений были разработаны исламскими мыслителями и правоведами еще задолго до появления монументального произведения Адама Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов»3. В частности, одним из первых известных исламских правоведов, заложивших доктринальную основу правового регулирования финансовых отношений, был Якуб Ибрахим аль-Куфи аль-Ансари или же Абу Юсуф4 (731—804 гг.) — факих и первый в исламском государстве верховный кади (кади аль-кудат). Кроме этого, Абу Юсуф был главным советником халифа Харуна ар-Рашида (786—809 гг.), который передал ему право рассматривать апелляции на судебные решения, что позволило Абу Юсуфу на практике реализовать теоретические выводы своего учителя Абу Ханифы. По приказу данного халифа Абу Юсуф в VIII в. написал сочинение, посвященное правовому механизму налогообложения в халифате, — «(Китаб аль-Харадж» или «Книга налогообложения». «Китаб ал-Харадж» — один из самых ранних памятников исламской письменности, дошедших до нас и самое первое сочинение ханафитской школы исламского права. Данное сочинение представляло собой сборник ответов на вопросы халифа Харуна ар-Рашида по поводу налогообложения, государственного устройства и управления, водо- и землепользования и другие. На современном этапе «Китаб аль-Харадж» является подлинным отражением системы фискальных сборов, существовавших со времен пророка Мухаммада и действовавших на протяжении нескольких веков. В частности, в своих исследованиях Абу Юсуф представляет около 550 преданий, в которых перечисляются различные виды и механизмы налогообложения. Опираясь на основополагающие источники исламского права, Абу Юсуф особо подчеркивал наличие ответственности за неисполнение обязательств в финансовой сфере. Надо отметить, что мыслитель приравнивал финансовые правонарушения по степени тяжести к преступлениям против Всевышнего, направленным против всего исламского общества. Следует добавить, что произведение Абу Юсуфа «Китаб ал-Харадж» является к тому же одним из первых произведений исламских юристов по поводу устройства общественных отношений в исламском государстве, в которых финансовые отношения складывались и развивались в эпоху доктринального развития исламского права вообще.

Неоценимый вклад в формирование и развитие доктринальных разработок исламского права внес всемирно известный богослов Мухаммад ибн Имам ал-Бухари (810—870 гг.). Произведение Имама Аль-Бухари — «Сахих аль-Бухари» (с араб. — «Достоверный сборник») представляет собой сборник хадисов Пророка Мухаммада, причем общее количество хадисов составляет 7275. Как считает А. Х. Саидов:

Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М. : Эксмо, 2007.

Абу Юсуф являлся учеником Абу Ханифы, основателя теолого-правовой школы ханафи-тов. Именно Абу Юсуф распространял учение своего учителя, благодаря чему ханафит-ская школа и ее учения получили широкое распространение.

3

"7^ЕСТНИК НовиковзР. Г.

«... одной из целого ряда причин высочайшего авторитета «Сахиха аль-Бухари» является то, что Имам аль-Бухари придерживался самых строгих критериев при отборе хадисов, вошедших в «Достоверный сборник»»5, который немало приложил усилий для составления шедеврального произведения, в свете которого освещены вопросы правового регулирования финансовых отношений. Аль-Бухари, так же как и его предшественник — Абу Юсуф, опирался на Коран и сунну Пророка Мухаммада.

Еще одним фундаментальным произведением XII в. известного правоведа Бур-хануддина Маргинани является «Хидоя фи фуру аль-фикх» или правовые комментарии, в котором подробно расписываются точки зрения правоведов ханифитской школы по поводу имущественных, финансовых и иных правоотношений. В частности, книга I. Хидои, состоящая из восьми глав, полностью посвящена финансовым обязательствам, а также правовым механизмам в финансовой сфере. Таким образом, труды выдающихся правоведов, посвященные финансовым отношениям в исламском обществе, получали признание со стороны исламских правителей, к их произведениям с целью трактовки неясностей положений основополагающих правовых источников обращались судьи, соответственно, занимались формированием норм, регулирующих поведение людей в финансовой сфере.

Из-за существенной строгости следования положениям фикх-доктрины исламское право в течение длительного времени находилось в некотором состоянии дремоты, однако, начиная с XX века, наблюдается активное взаимодействие европейской и исламской цивилизаций, что вызвало нестыковку теоретических разработок исламской доктрины и отношений мусульман с европейцами на практике. Основополагающие источники ислама не были в состоянии дать ответы на вызовы современности, особенно в смежных областях взаимодействия одних с другими (это вопросы проведения коммерческих сделок, некоторые вопросы организации судебной системы с участием европейцев, включая вопросы уголовной ответственности), однако ответ был найден. В Османской империи европейское право приобрело точку опоры в виде системы капитуляций, согласно которой представители Европы руководствовались собственными законами, что послужило отправным пунктом в крупномасштабной реформе в исламском мире. Так, в 1830 г. был принят Коммерческий кодекс, в 1858 г Уголовный кодекс, прототипами которых выступили французские кодексы (стоит отметить, что Уголовный кодекс уже не включал положения о суровых мерах А

ответственности за преступления особой тяжести, включал лишь за вероотступни- Р

чество). Кроме этого, стоит упомянуть Комерчесско-процессуальный кодекс (1861) и Б

Кодекс морской торговли (1863), а также Маджаллу — свод норм гражданско-право- Ж

вой направленности для мусульман. Н

Начиная со второй половины XIX и в начале ХХ века, в существовавшем мас- □

штабном государственном образовании — Османском халифате (Османской импе- п

рии), который на протяжении нескольких веков господствовал над всем исламским А

миром, начали происходить реформы, охватившие политическую, экономическую, О

социальную, культурную сферы. и

В первую очередь эти изменения связаны с вышеуказанной рецепцией евро- п

пейских стандартов правового регулирования общественных отношений, во-вторых, А

В

В

5 Саидов А. Х. Предисловие к М. Бурхануддин. Хидоя. Комментарии мусульманского права : Ы

в 2 ч. Ч.1. Т.1—2 / отв. ред., авт. предисл., вступ. ст. и науч. комм. проф. А. Х. Саидова. М. : Е

Волтерс Клувер, 2010. С. 5. СИСТЕМЫ

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

упразднение Османского халифата 3 марта 1924 г и связанная с этим последующая секуляризация исламских государств, получивших независимость. В масштабах исламской цивилизации произошедшие события привели к постепенному ослаблению исламских правовых позиций и постепенной правовой аккультуризации. Причем речь идет об ослаблении позиций, не означавших при этом полный отказ от исламских правовых традиций. Несмотря на то, что ислам был лишен статуса государственной религии, классические исламские установки продолжали негласно регулировать общественные отношения внутри исламского общества. Соответственно, первая половина ХХ в. для исламского мира была ознаменована, с одной стороны, насаждением, а с другой стороны, принятием правовых форм западного образца, т.е. произошла кодификация большинства сфер действия исламского права. Такие преобразования привели к последующей организации национальных правовых систем исламских государств, где каждая из исламских стран выбрала собственный путь политического, экономического и социального развития. В итоге, исламский мир был разделен на государства, которые можно дифференцировать в зависимости от сферы влияния религиозно-правовой доктрины ислама на законодательство исламских государств:

1) государства, строго придерживающиеся канонов ислама, в которых право включает компоненты доктрины, облаченные в форму нормативно-правовых актов (Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Йемен, Иран, Пакистан, Судан);

2) остальные государства, в конституциях которых регламентировано действие классических принципов ислама в качестве основного источника законодательства, но при этом значительно влияние европейской традиции права.

Среди сфер правового регулирования особого внимания заслуживает финансовое законодательство, в котором принципиальные положения религиозно-правовой доктрины ислама нашли свое закрепление не только в качестве правового наследия, но и отражены в качестве законодательных новелл в финансовой сфере как исламских государств, так и стран, где мусульманские общины являются значимой частью населения. Стоит отметить, что принципиально-значимые положения исламской религиозно-правовой доктрины финансовой сферы проявили способность приспособления к потребностям исламского общества, вовлеченного в происходящие процессы конвергенции с европейскими правовыми традициями. Так, в большинстве исламских стран за общую основу и внутреннее содержание финансового законодательства была взята модель европейской традиции права, заимствованная у тех метрополий, которые раннее оказывали сильное влияние на исламские государства. В то же время нельзя утверждать о полном копировании либо же слепом следовании, так как на одном уровне с традиционными для европейской модели нормами в законодательство исламских государств финансовой сферы были включены нормы о финансовых обязательствах, рассматриваемые классической доктриной ислама. На современном этапе данные принципиальные религиозно-правовые положения ислама отражены в финансовом законодательстве данных стран, причем стоит отметить, что нет такого государства, в котором бы действовали нормы только классической религиозно-правовой доктрины ислама. Соответственно, начиная с момента упразднения Османской империи (халифата), роль правового регулятора финансовых отношений в исламских странах отводится нормативно-правовому акту, хотя источником всего правового массива таковых государств, согласно положениям большинства конституций, выступают положения Корана и сунна Пророка Мухаммада.

в

ШСёШЖ ¡Чов/лкова р. Г.

Между тем развитие законодательства в сфере финансовых отношений в исламских странах происходило неоднородно. Это связано с происходящими революциями, направленными на свержение монархического строя и ориентацию на социализм большинства исламских государств, кроме этого, повлияло открытие крупнейших нефтяных месторождений и дальнейшее повышение цен на нефтепродукты. Надо отметить, что в это же время стала прослеживаться исламизация сфер государственной политики и общественной жизни. Лишь во второй половине ХХ века стали активно приниматься нормативные правовые акты в сфере правового регулирования финансовых правоотношений, где ключевым явилось включение запрета на совершение финансовых операций, содержащих процент. Конституции большинства стран исламского мира содержат специальные разделы, посвященные экономике и финансам, бюджетному процессу, а также правовому регулированию валютного оборота. В некоторых государствах, таких как Саудовская Аравия, Султанат Оман, где роль конституции играет «Основной закон о власти» либо «Белая книга», так же как и в других исламских странах существуют специализированные главы, рассматривающие финансовые вопросы государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, финансовое законодательство многих исламских стран закрепляет особые финансово-правовые механизмы исламской религиозно-правовой доктрины, представленные сегодня в качестве достояния исламской цивилизации, в частности, таковым является закят — воспринимаемый современным законодательством как «религиозный налог», целевым направлением которого выступает оказание материальной поддержки социально незащищенным слоям населения, хумс — аналогичный «религиозный налог», признаваемый шиитской частью исламского мира, а также взимаемый в некоторых странах (к примеру, Пакистан, Саудовская Аравия) налог с земельных угодий сельскохозяйственного назначения—ушр. Кроме этого, законодательством многих исламских стран определен правовой режим получивших реализацию на практике институт вакфа — неотчуждаемого имущества имеющего социальное предназначение (строительство зданий, сооружений больниц, школ, мечетей), но находящееся на финансовом балансе учредителя (дарителя), право владения которым передается по наследству.

Анализ законодательства налоговой сферы исламских государств позволяет А

провести градацию исламских стран с учетом стремления закрепить закят — «ре- Р

лигиозный налог» на законодательном уровне. В частности, выделяются: Б

1) исламские государства, в которых отсутствует закрепление Ж

взимания закята на законодательном уровне, но при этом, закят ^

выплачивается гражданами на добровольной основе в специализиро- Е

ванные фонды (Египет, Иран); □

Т1 А

2) исламские государства, в которых законодательно закреплена

обязанность выплаты закята в качестве добровольных отчис- О

лений, выплачивается по усмотрению граждан с целью соблюдения ре- и

лигиозных обязанностей ислама (Бангладеш, Бахрейн); □

Т1 А

3) исламские государства, в законодательстве которых закят вы-

ступает в качестве обязательного государственного налогово- О

го отчисления (Саудовская Аравия, Судан, Ливия, Пакистан, Малайзия, щ

Иордания, Йемен). Кроме этого, варьируется подход к изъятию денежных средств в специализированные финансовые фонды закята:

Ü m

СИСТЕМЫ

3/2016

>

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

— централизованные фонды денежных средств (большинство государств, где ислам выступает государственной религией);

— децентрализованные фонды денежных средств (Иран);

— смешанные фонды (Королевство Саудовская Аравия).

Особого внимания заслуживает феноменальное явление, в котором строгие запреты исламской религиозно-правовой доктрины ислама в финансовой сфере нашли свое отражение в законодательстве современных государств, регламентирующего деятельность финансово-кредитных учреждений, причем не только в арабских государствах, но и в странах, где мусульмане представляют значимую часть по своей численности (страны Юго-Восточной Азии, Европы, а также СНГ). В частности, таковыми запретами являются:

1) «гарар» — запрет на совершение финансовых контрактов, содержащих в себе неопределенность;

2) «майсир» — запрет на получение прибыли синергетически;

3) «Риба» — самый строгий запрет на совершение финансовой деятельности, связанной с лихоимством (запрет занятием ростовщичеством).

Так, впервые в Иране на законодательном уровне был принят и вступил в силу в 1983 г специализированный Закон «О банковской деятельности, свободной от ростовщичества», который обязал финансово-кредитные учреждения Ирана полностью преобразовать свою деятельность в соответствии с религиозно-правовыми принципами ислама. Кроме Ирана, многие страны Ближнего Востока финансовое законодательство выстроили аналогичным образом.

Примечательно, что многие положения исламской правовой доктрины послужили источником правового регулирования финансовых правоотношений, основанных на исламских принципах в неисламских странах, в частности в правовом поле Юго-Восточной Азии, где особое развитие наблюдается в Малайзии, Индонезии. В настоящее время Малайзия выступает своеобразным центром по оказанию консалтинговых услуг в сфере применения финансирования, основанного на принципах ислама. В Малайзии развитие исламского банкинга произошло в четыре этапа:

1. С целью мобилизации средств мусульман Малайзии, намеревающихся выполнить паломничество к святым местам, было предложено создание первой сберегательной кассы Фонда совета пилигримов в 1969 г и дальнейшая инвестиционная «разрешенная» деятельность (халал), приносящая доход. В 1983 г был принят и вступил в силу Закон Малайзии «Об исламской банковской деятельности»6— Islamic Banking Act 1983, а также принят в этом же году Закон Малайзии «Об инвестиционном управлении», что позволило открыть первый в истории Малайзии исламский банк «Bank Islam Malaysia Berhad», который сейчас представляет собой один из ведущих банков этого государства. Следует отметить, что Закон Малайзии «Об инвестиционном управлении» был принят с целью обеспечения государственных инвестиционных сертификатов, которые были выпущены с

6 Закон Малайзии «Об исламском банкинге» от 1983 г. The Islamic Banking Act 1983. URL:

http://www.bnm.gov.my/index.php7chH 4&pg=17&ac=16&full=1 (последнее посещение:

25.12.2015).

в

ШСёШЖ ¡Човмова р. Г.

целью поддержки ликвидности Банка. Уже в 1984 г была создана первая «исламская» страховая компания — «Syarikat Takaful Malaysia Berhad», появление которой способствовало вступление в силу Закона Малайзии «Об исламском страховании»7 — Takaful Act 1984.

2. Вторым этапом в развитии финансово-кредитных учреждений в Малайзии явилось то, что обычные банки стали открывать так называемые «исламские окна», т.е. финансово-кредитные учреждения уже предлагали банковские операции, основанные на классических установках ислама. Стоит отметить, что данные операции предлагались всем клиентам банка, невзирая на религиозную принадлежность либо отсутствие таковой. Уже к началу 1994 г в Малайзии существовала двойная банковская система.

3. В 2002 г в Малайзии был принят Закон Малайзии «О совете по управлению исламскими финансовыми ресурсами»8 — Islamic Financial Services Board Act 2002. Согласно данному акту « Банк Негара Малайзия» наделяется правом быть управляющим органом в сфере банковской деятельности, основанной на классических принципах ислама, с наделением контрольных функций за работой «исламских окон» и филиалов «исламских банков».

4. Четвертый этап в развитии банковского сектора с элементами ислама заключается в том, что в Малайзии в 2004 г Центральный Банк Малайзии начал выдавать лицензии для осуществления финансово-кредитной деятельности представителям исламских банков из-за рубежа, в частности, ближневосточных государств, что способствовало двустороннему расширению торговли и инвестиционной деятельности.

Особо стоит отметить опыт европейских государств, на территории которых свое развитие получили финансово-кредитные учреждения, основывающие свою деятельность на классических принципах ислама. В частности, следует выделить Великобританию, Германию, Францию и Люксембург. При этом, стоит сразу же отметить, что ни в одной неисламской стране мира не существует специализированного закона, регулирующего деятельность «исламского» финансово-кредитного учреждения либо филиала. Данные учреждения основывали свою деятельность в рамках общего банковского законодательства. Так, в Великобритании в соответствии с Актом «О банковской деятельности» от 1979 г (Banking Act 1979)9 впервые Ш в неисламском государстве был учрежден в 1982 г банк «Аль-Барака», действовав- Р

ший на основе лицензии, выданной Банком Англии. Однако в 1993 г деятельность данного банка была приостановлена, ввиду ужесточения требований Банка Англии к кредитным учреждениям. Однако учредители банка сменили форму деятельности

с банковской на инвестиционную. Но уже в 2004 г, после длительных обсуждений, □

Агентство финансового надзора Великобритании выдало на общих основаниях ли- □

Т1

>

7 Закон Малайзии «Об исламском страховании» от 1984 г. / The Takaful Act 1984. URL: Ш http://www.bnm.gov.my/index.php7chM 4&pg=17&ac=18&full=1 (последнее посещение: ^J 25.12.2015). J

8 Закон Малайзии «О совете по управлению исламскими финансовыми ресурсами» от 2002 г./

Islamic Financial Services Board Act 2002. URL: http://www.agc.gov.my/Akta/Vol.%2013/Act%20 ^

623.pdf (последнее посещение: 25.12.2015). Ш

9 Акт Великобритании «О банковской деятельности» от 1979 г. Banking Act 1979. URL: http:// Ы www.legislation.gov.uk/ukpga/1979/37/pdfs/ukpga_19790037_en.pdf (последнее посещение:

25 12. 2015). СИСТЕМЫ 3/2016

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

цензию банку «The Islamic Bank of Britain», активы которого позже выкупил частный катарский «Аль Раян Банк»10. Особенностью данного банка является то, что клиентами данного финансово-кредитного учреждения являются только физические лица и услуги предоставляются сугубо по стандартам ислама, включая ипотечное кредитование. В свою очередь, во Франции вопрос об открытии исламских банков и правовому сопровождению данной деятельности встал в 2009 г Главным инициатором внедрения финансовых инструментов, действующих « по-исламски» явился бывший министр экономики Кристиан Лагард. В Министерстве экономики Франции была создана специальная группа с целью адаптации религиозных норм ислама в финансово-кредитной сфере к законодательству государства. Однако нормы в сфере финансовой деятельности, основанные на системе исламских ценностей, получившие значительную известность в политических, экономических и финансовых кругах и предложенные как благоприятные для их применения, были подвергнуты критике со стороны некоторых депутатов-социалистов. В сентябре 2009 г на рассмотрение Национального Собрания Франции поступил Законопроект «О финансировании малых и средних предприятий», основывающих свою деятельность на основе исламских норм, находящихся во Франции. Положения данного законопроекта позволили бы осуществить выпуск «исламских» облигаций — сукук, но некоторые депутаты-социалисты выступили против принятия данного законопроекта. Основная причина отклонения положений законопроекта крылась в том, что Французская Республика является светским государством и, соответственно, финансовая система Франции является светской. Но, будучи не в состоянии воспрепятствовать его принятию, данные депутаты направили свое решение в Конституционный совет Франции. Позднее Конституционный совет Франции своим решением № 2009-589 DC от 14 октября 2009 года раскритиковал положения решения по вопросу защиты светского характера данного финансирования, поскольку возражения депутатов-социалистов изначально не были связаны с законопроектом, направленным на содействие кредитования малых и средних предприятий и определил данный факт как законодательное «ущемление». За решением Конституционного Совета Франции последовало издание Официального бюллетеня, а именно фискальной инструкции по налогообложению, уточняющей фискальный режим применяемого к четырем финансовым инструментам « исламской» банковской деятельности, в частности, в отношении кредитной деятельности, выпуска ценных бумаг, лизинговой деятельности с участием банка, а также ипотечному кредитованию. Основной целью внедрения данных финансовых инструментов является привлечение инвесторов Ближнего Востока, а также представление Франции в качестве важного финансового моста для дальнейшего размещения в Европе. Такой вид размещения исламских финансов уже был представлен на таких территориях, как остров Реюньона в 2008 г, где эти инструменты были предложены в виде прибыли, состоящей из «исламских» финансовых элементов11. Позже подобного рода размещение было представлено в июне 2011 г во французском филиале Национального банка Марокко, которому разрешено предлагать сво-

10 Официальный сайт « Аль Раян Банк». URL: http://www.alrayanbank.co.uk/ (последнее посещение: 25.12.2015).

11 Stephane Papi. Normes Islamiques Et Droit Interne En France: De Quelques Zones De Confluences. (С. Папи. Исламские нормы и международное право во Франции: зоны слияния). Ed. Juridiques Associees| droit et societe. № 88. 2014/3. Р 689—708.

в

ШСёШЖ Новмова Р. Г.

им клиентам во Франции финансовые инструменты, соответствующие исламской этике ведения финансовой деятельности.

В свою очередь, в Германии в июле 2015 г был открыт первый исламский банк «KT Bank AG», который принадлежит кувейтско-турецкому финансовому институту «Kuveyt Türk Bank»12. Стоит сказать, что данный банк с разветвленной сетью филиалов получил лицензию на общих основаниях с традиционными банками. Равно как и другие банки, основывающие свою деятельность «по-исламски», исламский банк не будет инвестировать деятельность, которая в исламе строго запрещена: производство алкогольной продукции, табачных изделий и прочие запреты. В завершение необходимо привести слова В. И. Лафитского, который справедливо считает, что: «... потенциал исламского права в полной мере не исчерпан... оно выходит далеко за рамки традиционного исламского мира, находя поддержку в многочисленных мусульманских общинах, разбросанных по миру. Там создаются новые ростки исламского права, которые по мере их роста оказывают все большее влияние на правовые и политические системы приютивших государств.»13.

Подытоживая, стоит отметить, что:

1. Несмотря на то, что религиозно-правовая доктрина ислама, находясь длительное время в некотором смысле в состоянии покоя, а также невзирая на происходящую рецепцию европейского права в конце XIX—начале XX вв., ислам и его доктрина оказались настолько стойкими к требованиям времени, что основополагающие идеи исламского права остались неизменными и востребованными по сей день: Из всего массива исламской религиозно-правовой доктрины ислама свое закрепление нашли положения исламской доктрины по поводу финансовых отношений — как самый удачный результат конвергенции европейской и исламской традиции. В частности, положения о «закяте» — воспринимаемом в качестве религиозного налога мусульман, о ценных бумагах «сукук», о «вакфах» — специфическом имущественном фонде социальной направленности. Кроме этого, прослеживается значительное влияние запретительного метода «риба» в деятельности финансово-кредитных учреждений.

2. Если смотреть на общий массив актов, включающих компоненты исламской религиозно-правовой доктрины, принятых в ХХ и XXI вв. в современных государствах, то можно с уверенностью говорить о произошедшей трансформации исламского права, так как исламская доктрина продолжает фрагментарно существовать в формате нормативного закрепления отраслевого законодательства.

Kuveyt Türk Bank. Wie eine Koran-konforme Bank funktioniert. URL: http://www.wiwo.de/finanzen/ geldanlage/kuveyt-tuerk-bank-wie-eine-koran-konforme-bankfunktioniert/11583314.html (последнее посещение: 25.12.2015).

Лафитский В. И. Сравнительное правоведение: национальные правовые системы. Т. 3. Правовые системы Азии / под ред. В. И. Лафитского. М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ ; юридическая фирма «Контракт», 2013. С. 512 (704).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.