Научная статья на тему 'Религиозно-политическая составляющая в общественных изменениях'

Религиозно-политическая составляющая в общественных изменениях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
240
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозно-политическая составляющая в общественных изменениях»

94

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Е.А. КОЛЕСНИКОВА

Воронежский государственный университет

РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ

С каждым днем общественные изменения набирают все более усиленные обороты, а происходящие в социуме процессы становятся все более сложноорганизованными. История знает множество концепций и стратегий, нацеленных на преобразование общества с древнейших времен и до наших дней, ведь стремление к совершенному устройству всегда имело место быть. Изменение установленных образцов поведения, существующих общественных институтов, приемлемых рамок поведения субъектов общественных отношений происходит самыми различными путями: от эволюции до социальных революций. Кроме того представляют интерес те движущие силы, которые становятся причиной происходящих общественных изменений. Множество мнений самых известных философов, социологов и политологов существует по поводу той самой движущей силы, например: Герберт Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений в усложнении структуры общества, усилении его дифференциации; Эмиль Дюрк-гейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от сходства индивидов и их общественных функций к разделению труда и социальной дифференциации; Карл Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства; Макс Вебер движущую силу социальных изменений

видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие или тормозящие общественное развитие. С какими-то мнениями можно согласиться и по сей день, какие-то кажутся абсурдными. Поэтому представляется актуальной и интересной тема исследования тех инструментов общественных изменений, которые работают в современной социуме на данном этапе. Одним из них, на мой взгляд, является религиозно-политическая составляющая, причем не как простая совокупность религии как мировоззрения, основанного на вере в высшие божественные силы, и политики как сферы отношений, возникающих по поводу завоевания, распределения и удержания власти, а как «религиозная политика» или же «политическая религия», как кому угодно.

Соединение религиозных и политических факторов находило и находит выражение в таких феноменах, как религиозные войны, религиозный пацифизм, в других явлениях религиозно-политической жизни. Народ постоянно требует «хлеба и зрелищ», а обыденные приемы и способы, позволяющие

J L

Религия может выполнять организационнополитическую функцию, мотивируя политические действия, формируя идеологию и способствуя созданию политических доктрин.

и________________________________________________г

Материалы, представленные на VМеждународную зимнюю школу стипендиатов ОРФ

95

ему угодить, быстро теряют способность воздействовать на умонастроение индивидов. Именно поэтому становится все труднее и труднее продуктивно влиять на социум, реформируя и изменяя его. Ярким примером воздействия религиозной политики на изменение общественного устройства является сложившаяся в недавнее время ситуация в Египте, где отход от религиозных истоков создал разрыв ранее лидирующих политических партий с электоратом, и наоборот партии, пропагандирующие ре-лигиезацию общества, получили доступ к власти, а, следовательно, возможность проводить общественные изменения, разрешив конфликт между религиозно настроенными гражданами и секуляри-стами. Естественно, пример с Египтом не единственный.

Рассматривая ситуацию, сложившуюся на религиозно-политической арене стран Запада, стоит отметить, что история государственности, отделенной от церкви относительно небольшая и, в зависимости от государства насчитывает сто, а то и меньше лет. Даже в наши дни единственное европейское государство, провозгласившее светский характер своей конституции это Франция, в то время как Основной закон Германии обращен к Богу, а Ирландская Конституция — к Святой Троице. Отношения между церковью и государством в Европе чрезвычайно разнообразны. Некоторые страны имеют государственную церковь (Великобритания, Дания, Финляндия, Греция), такие как Франция — провозглашают атеизм, некоторые — отделяют церковь от государства, при этом практикуя особое отношение к некоторым вероисповеданиям (Испания, Италия, Ирландия, Швеция, Португалия), а некоторые иным образом выражают свое признание роли религии в обществе (Германия, Бельгия, Австрия, Люксембург)1.

Немного проследив историю взаимоотношений религии и политики западных государств, отметим, что изначально церковь ущемлялась государством, в это время не приходилось говорить о вмешательстве церкви в дела государства, а скорее наоборот. Несколько позднее, церковь стала оказывать влияние на основные институты общественности, такие как образование, судопроизводство, и т.д. Также церковь влияла на государство и политику. Особенно сильно это влияние было в период средневековья, когда власть Ватикана была крайне сильной. Апогеем вмешательства церкви в государственную жизнь стала печально известная инквизиция. Нередко церковь выступала как реакционная сила в европейской политике. Со временем церковь становится независимой от светской власти. В дальнейшем светская власть становится зависимой от церкви. Таким образом, историческая изменчивость положения церкви относительно политических сил и государственной власти показывает актуальность их взаимоотношений и необходимость разработки концепции дальнейшего сотрудничества религии и политики.

В современных странах запада можно сказать, что не религия влияет на политику государства, а политика влияет на религию, в качестве примера

1 Нуруллаев А.А., Нуруллаев Ал.А. Религия и политика. М., 2006.

Г Л

В России при использовании государством РПЦ как инструмента воздействия на общество не исключаются ли из идеологической и частично из политической сферы

представители других религиозных конфессий?

V_________________J

96

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

непосредственного влияния может подойти любое политическое действие государства, так или иначе затрагивающее религиозные интересы.

Говоря о роли церкви в политической жизни общества, следует выделить два основных процесса. Первый, это сакрализация, процесс вовлечения в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Второй, обратный первому, это секуляризация, процесс освобождения и сферы религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Процесс секуляризации выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и личности, сужении круга выполняемых ею функций.

Таким образом, в зависимости от происходящих в обществе процессов, в Европе существуют два основных вида взаимоотношений государств и церкви:

1) государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями,

2) режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Государственных церквей в Европе, как было указано выше, осталось

немного: лютеранская церковь в Норвегии, Швеции и Дании, англиканская церковь в Англии. В Финляндии лютеранская церковь наделена особым ста-

тусом. На практике же положение церкви в этих странах мало чем отличается от ее существования в государствах, выбравших режим отделения. Например, английская королева официально является главой англиканской церкви, но должность ее скорее номинальная, на самом деле англиканской церковью управляет религиозная иерархия. Тем не менее, для принятия определенных решений, качающихся внутренней организации церкви, требуется голосование в парламенте. Таким образом, статус государственной религии, даже в смягченной современной форме, все же ставит церковь в большую зависимость от государства

В некоторых странах установлено формальное равенство всех религий, что является признаком демократического общества (Ирландия, Аргентина), так как закрепляется терпимость по отношению к другим религиям. Однако это равенство не всегда соблюдается на практике.

Режим отделения церкви от государства существует во многих странах -в современной Франции, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь монополии на выполнение идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей.

Режим отделения церкви от государства предполагает правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству при решении социальных вопросов. При регламентировании правового статуса религиозных организаций законо-

Г Л

Нужно ли правовое регулирование отношений церкви и власти?

V_________________)

Материалы, представленные на VМеждународную зимнюю школу стипендиатов ОРФ

97

дательство большинства государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания, то есть права исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения1.

В настоящее время ряд государств через конституционное провозглашение светского характера государства стремится устранить участие церкви в политической деятельности. При этом церковь не теряет своей роли в обществе, как и не теряются взаимоотношения между государством и церковью. Скорее это можно охарактеризовать как отношения особого рода, при которых государство использует церковь в качестве социального института, обеспечивающего коммуникативные и интегральные связи в политической системе. Во многих случаях государство и церковь выступают как вполне равноправные партнеры, сотрудничающие во имя общего блага. В Германии, например, допускается представительство церкви в государственных мероприятиях, проводятся и совместные акции на муниципальном уровне. В конституции 1949 года за церковью закреплено право взимать налоги и преподавать теологические дисциплины. Что касается налогов, то здесь наблюдается тесное сотрудничество государства и церкви. Церковная подать в Германии удерживается работодателем из заработной платы только верующих и перечисляется в финансовые государственные структуры, которые затем переводят их церкви. Эти мероприятия осуществляются на основе договора, заключенного между церковью и государством. В свою очередь государство обращается к церкви, если нуждается в помощи священнослужителей, например для преподавания религии в школе, для проведения соответствующей работы среди солдат или работников полиции, деятельности пастыря в тюрьмах и т.д. Конституция 1949 года предусматривает возможность обращения церкви в суд, когда спорные вопросы между ней и государственными структурами не могут быть решены другим путем.

Актуальна ситуация и в нашей стране. Несмотря на то, что подавляющую часть населения России составляют приверженцы христианской конфессии, которые не проповедуют джихад и не жаждут войн, аморализация общества, российская ментальность, перевернутая с ног на голову, делают основным направлением движения общественных изменений, на мой взгляд, именно приоритет религиозно-политической составляющей над остальными. К примеру, проблема кризиса недоверия к власти и правоохранительным органам активно обсуждается священнослужителями, таким образом, духовные лица, работая в тандеме со СМИ, проводят политику взаимодействия граждан и власти, положительно настраивая граждан к тем общественным преобразованиям, которые проводятся политиками, тем са-

1 Шатилова С.А. История государства и права зарубежных стран. М., 2004.

J L

В ближайший период времени отношения между политикой и религией в РФ будут развиваться по направлению взаимодействия и сотрудничества, укрепляя и провозглашая развитие христианских институтов в приложении к общественной жизни.

И___________________________________________________Г

98

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

мым создавая благоприятную почву для принятия этих общественных изменений. Широкая роль политики в религии также обусловлена тем, что две важнейшие функции, присущие политике — регулятивная и интегративная — присущи также и религии. Политика призвана обеспечивать целостность общественной системы, стабильность и общественный порядок, регулировать отношения между людьми и общественными группами, сглаживать возникающие противоречия. Подобные функции выполняет и религия. Политика реализует названные функции нередко в интересах определенных слоев населения или всего общества в целом. То же самое делает религия1.

Таким образом, религия может выполнять организационно-политическую функцию, мотивируя политические действия, формируя идеологию и способствуя созданию политических доктрин. Однако же, взаимодействие религии и политики происходит довольно деликатно: о необходимости гражданам повиноваться тому или иному политическому решению или действию прямо не заявляется, однако сложившаяся ситуация анализируется

высшими лицами духовенства, более того, освящается и благословляется ими, что создает ореол нравственности и моральности вокруг всего, что пытается провести в жизнь та или иная политическая партия.

Иногда религиозные воззрения совпадают с целями и задачами политики, например, и та и другая стороны заинтересованы в преодолении таких социально негативных явлений как голод, безработица, социальное неравенство, что обусловливает интеграцию идей и постулатов религии и политики. Нередко авторитет церкви используется в корыстных интересах политическими деятелями, с помощью чего в общество проводятся изменения фактически под защитой религии.

Религия в наши дни выступает в качестве своеобразного моральнонравственного регулятора, гуманистической системы воспитания, ориентированной на традиционные ценности. В религии можно увидеть механизм, позволяющий сохранить как нравственные ценности, так и национальное самосознание и укрепить солидарность между нациями и народами.

Взаимовлияние и взаимосвязь религии и политики видна также и в непосредственных отношениях власти и церкви. Так, при инаугурации первого Президента Российской Федерации, для его благословения был приглашен патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Патриарх также был привлечен к участию в церемонии передачи власти Б.Н. Ельциным исполнявшему обязанности Президента России В.В. Путину, который принял благословение патриарха. Подобное участие священнослужителей стало своеобразной традицией при передаче власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов.

Направленность политики на ценности и идеалы гуманизма, провозглашение человека, его жизни и здоровья основной конституционной цен-

1 Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1998.

Г \

Насколько легально использование церкви как механизма воздействия на общество с политическими целями в светском государстве?

V_________________)

Материалы, представленные на VМеждународную зимнюю школу стипендиатов ОРФ

99

ностью имеет под собой небеспочвенное основание. Нетрудно проследить, что общечеловеческие ценности религии в обработанной форме есть не что иное как закон государства и как следствие политический курс, направленный на поддержание правовой сферы и гражданского общества. Ведь всем известные постулаты «не убий» и «не укради» не просто отголосок моральных наставлений для верующих, но и основа для гипотез, диспозиций и санкций, образующих статьи Уголовного кодекса РФ, предусматривающих ответственность за нарушение не только запретов, содержащихся в нормах данных статей, но и христианских запретов.

Как отмечалось выше, в последние годы религиозные организации играют все более заметную роль во всех сферах общественной жизни — в образовании, армии, средствах массовой информации, культуре и т.д. Так, до последнего времени религиозные предметы в школьной программе присутствовали только в виде регионального компонента в некоторых регионах РФ. Однако после обращения в июле 2009 г. лидеров традиционных религий России1 к Президенту РФ Д.А. Медведеву, в последней четверти 2009/2010 учебного года в школах 19 регионов Российской Федерации началась апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Помимо реформирования школьного образования в настоящее время все чаще идет речь о необходимости создания института военных священнослужителей, и даже о выдаче разрешения религиозным организациям регистрировать брак, как это было до Октябрьской революции в России2.

В России сегодня нет религиозных политических партий. В то же время в мире подобные партии существуют. Например, Христианско-демократическая партия Италии или Христианско-социальный союз Германии. В первые постперестроечные годы священнослужители принимали участие в выборах и избирались в том числе депутатами Государственной Думы РФ. Однако к середине 1990-х гг. позиция священноначалия русской православной церкви изменилась. В целом сохраняя запрет на участие священнослужителей в политической деятельности, русская православная церковь все же допускает подобное участие «в том случае, когда избрание иерархов или духовенства в законодательный (представительный) орган власти вызвано необходимостью противостоять силам, в том числе раскольническим и иноконфессиональным, стремящимся использовать выборную власть для борьбы с православной церковью»3.

1 Обращение Святейшего Патриарха Кирилла и лидеров традиционных религий России к Президенту РФ по вопросу преподавания в средних учебных заведениях основ религиозной культуры // Официальный сайт московского патриархата, 22.07.2009.

2 Религия в российском обществе. Традиционные религиозные и либеральные взгляды / Под редакцией М.В. Романова и В.В. Степанова. М.: Общественная палата РФ, 2012 (на правах рукописи). С. 98.

3 Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах. Документ принят 2 февраля 2011 года Архиерейским Собором РПЦ.

100

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Таким образом, на мой взгляд, в сложившейся ситуации давно не актуален стал девиз «религия VS политика», это давно не противоборствующие силы, напротив, они находятся на стадии активного взаимопроникновения и сотрудничества, практически сливаются в одну, непобедимую, великую, мощную, ту, которая меняет общество день ото дня, ту, которая становится важнейшим инструментом, способным вносить изменения в общественное устройство. Учитывая данную тенденцию, на мой взгляд, в ближайший период времени отношения между политикой и религией в РФ будут продолжать развиваться по направлению взаимодействия и сотрудничества, так как современный политический курс России направлен на поддержание и развитие гражданского общества, повышения уровня правосознания граждан, укрепления ментальности и традиционности русского народа, а воздействие религии на данные сферы отношений показывает положительный результат и является опорной вехой политического курса. Кроме того, я считаю возможным ответить утвердительно на актуальный вопрос: «Положительно или отрицательно сказывается на российском обществе тесное взаимодействие религии и политики?» Ведь любой процесс оценивается по результату, а в настоящее время результат от работы такого института как «политическая религия» или «религиозная политика», о чем было сказано в начале данного исследования, сугубо положителен и продуктивен, ибо российское общество движется по курсу «вперед», стараясь обойти стороной разрушение моральных устоев, но укрепляя и провозглашая развитие христианских институтов в приложении к общественной жизни.

А.В. МАЛЬЦЕВА

Тверской государственный университет

ФОРМЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Существуют два основных концептуальных сценария долгосрочного развития экономики России — это инерционный и инновационно-прорывной пути развития. Первый предполагает сохранение сырьевой ориентации экономики с постепенным истощением ресурсов, слабый внутренний рынок и инвестиции в единичные крупные проекты. Это курс «на удержание позиций», и, по моему мнению, этот тупиковый путь. К чему он может привести? Исчезновение некоторых видов ресурсов, банкротство предприятий и увеличение безработицы в стране, рост уровня социальной напряженности — это лишь самые очевидные последствия осуществления инерционного сценария. Поэтому у нас не может быть другого пути, кроме перехода с инерционного на инновационное развитие. Последнее имеет свои преимущества как на макро-, так и на микро-уровне. Основной акцент в модели инновационно-прорывного развития ставится на увеличение доли инновационно-инвестиционного сектора, на развитие нанотехнологий, ослабление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.