Научная статья на тему 'Религиозно-мифологические представления о душе у мордвы'

Религиозно-мифологические представления о душе у мордвы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
206
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУША / МОРДОВСКИЙ НАРОД / ЭРЗЯ / МОКША / МИФОЛОГИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ / АНИМИЗМ / ХРИСТИАНИЗАЦИЯ / ОБРЯДЫ / ФОЛЬКЛОР

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мокшин Николай Федорович, Мокшина Елена Николаевна

В статье рассматриваются религиозно-мифологические представления о душе как особой нематериальной субстанции не зависимой от тела у мордвы. Эти представления исторически менялись, эволюционировали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS-MYTHOLOGICAL CONCEPTIONS OF MORDVINIANS ABOUT SOUL

The article deals with religious and mythological ideas of the soul as a special immaterial substance independent of the body Mordovinians. These ideas have historically changed, evolved.

Текст научной работы на тему «Религиозно-мифологические представления о душе у мордвы»

Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н.

РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДУШЕ У МОРДВЫ

13. ИСТОРИЯ, ЭТНОГРАФИЯ, ФИННО-УГРОВЕДЕНИЕ

13.1. РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДУШЕ У МОРДВЫ

Мокшин Николай Федорович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России

Место работы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

kaf_dor@mail.ru

Мокшина Елена Николаевна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России

Место работы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

ENM2112@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются религиозно-мифологические представления о душе как особой нематериальной субстанции не зависимой от тела у мордвы. Эти представления исторически менялись, эволюционировали.

Ключевые слова: душа, мордовский народ, эрзя, мокша, мифология, религиозные верования, анимизм, христианизация, обряды, фольклор.

RELIGIOUS-MYTHOLOGICAL CONCEPTIONS OF MORDVINIANS

ABOUT SOUL

Mokshin Nikolay F., doctor of the historical sciences, professor, chair of the Russian history department Place of employment: the Mordovian State University

kaf_dor@mail.ru

Mokshina Elena N., doctor of historical sciences, professor of the department of history of Russia Place of employment: the Mordovian State University

ENM2112@mail.ru

Abstract: The article deals with religious and mythological ideas of the soul as a special immaterial substance independent of the body Mordovinians. These ideas have historically changed, evolved.

Keywords: shower, Mordvinians, Erzya, Moksha, mythology, religious beliefs, animism, christianization, rituals, folklore.

Душа (вайме - м., ойме - э.) - внутренний психический мир человека; в религии и психологии - особая нематериальная субстанция, не зависимая от тела. Первоначально представления о душе носили конкретный, материальный характер - душа связывалась с дыханием. Когда человек перестает дышать, то умирает. По традиционному миропониманию мордвы дух, душа считается первопричиной жизни как человеческой, так и всего живого, нечто светлое. Неслучайно поэтому ее самым ближайшим определителем в народной поэзии является слово валдо (э.), валда (м.) - светлый. Верили, что душа может превратиться в голубое облачко, в бабочку, а может при смерти человека перейти в ребенка, которому еще предстоит родиться, или в лоно женщины, которая затем забеременеет. Для продолжения человеческой жизни кроме души, уход которой из человеческого тела непременно означает смерть, необходимо еще и арне (м, э.). Первоначальное значение этого слова неизвестно. Оно дошло до нас лишь в некоторых идиоматических выражениях, например: «Ансяк арнэзе кадовсь» («И в чем только душа держится»), - говорят про худого,

1

изможденного человека, как и животного .

Как только человек умирал, родственники его сразу же ставили на подоконник чашку с водой, а поверх ее - щепку. «Оймезе лиссь» («Душа вышла») или «Ой-мензэ нолдызе» («Испустил дух»), - говорит мордва, когда человек умирает. Полагают, что в чашке с водой (ойме ведь - э., вайме ведь - м.) умывается душа, прежде чем удалиться в мир иной. Некоторые люди заявляют, что наблюдали, как в чашке плескалась вода, а значит «купалась», «умывалась» душа. По мнению других, вода необходима для того, чтобы смерть могла в ней вымыть свое оружие. А щепа должна означать не что иное, как мост в потусторонний мир. В чашку или стакан с водой для души опускали металлическую монету, чтобы задобрить ее. Возле указанной чашки клали лепешку или пирог, чтобы душа поела. В некоторых местах умирающему человеку мордва смазывала губы медом, полагая, что у него горько во рту. Ближайшие родственники покойного строго соблюдали траур (м., э. калямс). Так, к примеру, дочь покойного в течение шести недель не носила никаких украшений, не пела, не плясала, не смеялась и не шутила. Прово-

1 Мокшин Н. Ф. Мифология мордвы. Этнографический справоч-

ник. Саранск, 2004. С. 228.

Социально-политические науки

3'2016

дить покойного в последний путь считалось у мордвы, как и у других народов, долгом всех его близких и знакомых, бросавших повседневную заботу, чтобы воздать умершему последние почести, оказать последнюю услугу2

Важным звеном в похоронном обряде считалось омовение покойного, которое непременно совершалось в переднем углу под иконами. Мужчину омывали мужчины, женщину - женщины, как правило, это делалось родственниками умершего. Голову покойному мыли яйцом, т.к. предстать перед Верепазом с запахом мыла считалось неприличным. Волосы расчесывали «плохим гребешком». Омыв, покойного одевали. Ритуал этот проводили со всей тщательностью, опасаясь как бы покойный не разгневался и не наслал на этого человека особую болезнь (м. кулынь-эринь сафт). Мордва верила, что покойный на том свете как бы продолжает свою земную жизнь и потому там он также якобы нуждается в еде и питье, других предметах. Загробный мир мордва-эрзя называет тоначи, а мордва-мокша - тонаши (от тона - тот, чи, ши - свет). Вера в самостоятельное существование души отразилась в погребальных и поминальных обрядах. С покойными девушками, кроме всего прочего, хоронили головной убор замужней женщины с тем расчетом, что на том свете она может выйти замуж. К примеру, мокшане Норовчатского уезда Пензенской губернии начинали угощать покойного сразу же после его смерти. Никто не приходил в дом покойного с пустыми руками. Принесенную с собой еду ставили на стол перед покойным, прося его передать ранее умершим, что они, слава богу, живы и здоровы и что живут хорошо, и что хлеб родится хорошо, и что они очень тоскуют по своим дорогим покойникам.

Считая загробную жизнь продолжением земной, мордва полагала, что покойного необходимо снабдить не только едой и питьем, но всем, что нужно для хозяйства. К примеру, в гроб с умершим клали незаконченное им на этом свете дело: с мужчиной - недопле-тенный лапоть, с женщиной - недошитую рубаху или недовязанный чулок, а также необходимые душе в загробном мире чашки, ложки, орудия труда (топор, серп, кочедык, лапотные колодки, напильник), деньги, брагу или вино, даже трубку, если покойник курил. С умершим ребенком в гроб клали орехи, игрушки. «Передавали» ему и лошадь, говоря при этом: «Смотри, вот мы отдаем тебе лошадь, гнедой теперь твой, смотри, не ходи пешком!» На этой лошади заместитель умершего (м. вастозай, э. эземозай) приглашал родственников на поминки 40-го дня. По поверью, такая лошадь вскоре подыхала, т.е. также уходила вслед за своим «хозяином». Каменные, костяные, металлические орудия, оружие, посуду, остатки пищи, кости домашних животных находят археологи в мордовских могильниках3.

По традиционным представлениям мордвы, ранее умершие собирались вместе, чтобы встретить вновь преставившегося и потому их тоже угощали у стола покойного. Принесенные в дом покойного родственниками и соседями подарки (кушанья, деньги и другие подаяния) называются ойметькс (э.), вайметькс (м.). Слово это сложное, оно произведено из двух слов: э. ойме, м. вайме - душа, дух и илемс (м., э.) - спасти,

2 Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск:, 1998. С. 77.

3 Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Мордва и вера. Саранск, 2005. С. 91-92.

выкупить, выручить. Омыв и одев покойного, выходили на улицу в полночь и просили предков принять к себе вновь преставившегося, обратясь лицом к востоку. Мордва, как и русские, скандинавские народы и немцы, при выносе гроба три раза касались им дверных косяков, якобы предотвращая этим новые смертельные случаи. От дома до кладбища покойного везли на лошади, отданной ему, причем если везли покойную, то уздечки запрягали холщевые. Обычай этот был присущ также белорусам. Белым холстом заворачивали дугу лошади, завещанной покойнику. Аналогичный обычай зафиксирован у финнов, которые завязывали в гриву лошади бант или белый платок, чтобы встречные еще издали могли заметить, что везут покойника4.

Гроб в могиле устанавливали так, чтобы покойный лежал головой к западу, а ногами к востоку. При изготовлении гроба особое внимание обращается на то, чтобы корневая часть материала была расположена в ногах, а верхняя - в изголовье. При опускании покойного в могилу каждый из присутствовавших бросал туда горсть земли. Судя по археологическим данным, в древности у мордвы был распространен обычай класть в могилу умерших на лубе - керь (э.), кер (м.) и покрывать лубом сверху; в некоторых же случаях покойника завертывали в луб. Обычай этот у мордвы частично сохранялся вплоть до XVIII века. Позднее стали хоронить в гробах, изготовлявшихся из ствола толстого дерева, обычно дуба, расщепленного или распиленного вдоль на две половины, из которых каждая выдалбливалась наподобие корыта или колоды. Одна половина служила собственно для гроба, туда клали тело умершего, а другая использовалась в качестве крышки. Гроб мордва-эрзя называет словом кан-долазт, а мордва-мокша - лазкст. Слово кандолазт -сложное, оно происходит из двух слов: кандомс (нести) и лазт (доски, расщепленные половинки бревна). Топором, ножом или углем на стенках гроба делалось изображение окон. Думали, что покойник будет смотреть в эти окна. В мордовских плачах, обращенных к умершему, гроб нередко называется домом - кудо (э.), куд (м.). Могилы (э. калмо, м. калма) в настоящее время достигают двух метров глубины, но раньше наблюдатели отмечали, что их глубина была невелика. Современные мордовские кладбища (э. калмоланго, кал-мазырь, калмоньзэрь, м. калмот, калмоланга) расположены обычно на пригорке возле села, хотя имеются кладбища, находящиеся вдоль рек и речек. В прошлом мордва хоронила покойников на лесных полянах -«кужо», «кужа» (калмо кужо, калма кужа). А в мордовских сказках сохранились представления, что когда-то очень давно мордва хоронила умерших на деревьях. Об этом, в частности, говорится в сказке «Дуболго Пичай»5.

По представлениям мордвы, существовало специальное божество, держательница, покровительница кладбища Калмо-ава, Калмонь кирди. После погребения умершего могилу огораживали, проводя с этой целью три раза лопатой черту вокруг могильной насыпи. Отмечен традиционный мордовский обычай очищать ходивших на кладбище огнем, к примеру, зажи-

4 Мокшина Е. Н. Актуальные проблемы истории и этнографии мордовского народа. Саранск, 2013. С. 21-22; Мокшина Е. Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX - начале XXI века. 2-е изд., доп. и перераб. Саранск, 2006. С. 27.

5 Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Мордва и вера. Саранск, 2005. С. 92-93.

Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н.

РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДУШЕ У МОРДВЫ

гали костер и прыгали через него. Когда приходили домой, то переобувались, а старшая в доме бросала в сени косарь для того, чтобы умерший не приходил в дом и не пугал домашних. Копавшие могилу, как правило, должны были мыться в специально для них приготовленной бане. Все эти детали погребального обряда свидетельствуют о былом существовании у мордвы страха перед умершим, как перед чем-то опасным и нечистым. В поминальном обряде мордвы страх перед умершим выражен гораздо слабее, чем в погребальном. В поминальном обряде мордвы нашло отражение почитание предков. Культ предков - одна из форм религии, которая отчетливо прослеживается не только в дохристианских верованиях и обрядах мордвы, но и других финно-угорских народов Среднего Поволжья (марийцев, удмуртов)6.

Поминки у мордвы были семейные и общинные (всем селом). Общинные поминки проводились обычно весной, летом и осенью, когда снимали с полей хлеб. Весенние поминки совпадали с Пасхой, а летние - с семиоком. Иногда практиковались внеочередные поминки, причиной которых могли быть засуха, эпидемии, мор или другие чрезвычайные обстоятельства. К общинным поминкам готовили медовый напиток предков (атянь пуре или медовуха), на поминках зажигали атянь штатол (свечу предков), а накануне поминок топили баню (атянь баня) для предков, в которой мылись сами и приглашали помыться предков. Поминки могли продолжаться день, два или три, а затем устраивались проводы умерших опять на кладбище. Одной из характерных особенностей семейных поминок мордвы, посвященных тому или иному умершему, было присутствие на них человека, игравшего на протяжении всех поминок роль умершего. Человек этот назывался эземозай (э.), вастозай (м.). В качестве заместителя умершего представлялся обычно его родственник или друг, приятель, похожий на него. Он одевался в одежды покойника и играл его роль. За ним ходили на кладбище, приводили его в дом, где начинали поминки7.

Особо следует сказать об умерших при несчастных случаях, от пьянства, покончивших самоубийством. Раньше таких покойников хоронили вне кладбища, где-нибудь в лесу, подальше от деревни. Мордва таких мест очень опасалась, ибо верили, что с наступлением темноты покойники могут встать из могил и напугать людей. В засуху, чтобы вызвать дождь, такие могилы обильно поливали водой.

Список литературы:

1. Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998. - 248 с.

2. Мокшин Н. Ф. Мифология мордвы. Этнографический справочник. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. - 320 с.

3. Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Мордва и вера. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. - 532 с.

4. Мокшина Е. Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX - начале XXI века. 2-е изд., доп. и перераб. - Саранск, 2006. - 308 с.

6. Мокшина Е. Н. Актуальные проблемы истории и этнографии мордовского народа. - Саранск, 2013. - 231 с.

7. Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н., Сушкова Ю. Н. Финно-угорские народы. - Саранск, 2009. - 48 с.

6 Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н., Сушкова Ю. Н. Финно-угорские народы. Саранск, 2009.

7 Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск:, 1998. С. 83-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.