RELIGIOUS AND MYTHOLOGICAL ORIGINS OF FOLK DANCE: A HIS TORI OGRA PHICAL REVIEW Grigoryev Anatoli) Fedorovtch, DSc of Cultural studies, PhD of Pedagogical sciences, Professor, Professor of Cultural Studies at the IAS (San Marino), honored Artist of the Chechen Republic, member of the Union of Composers of the Russian Federation, Editor of journal "KANT"
Peresechnaya Tatiana Alexandrovna, Senior Lecturer Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
TTte purpose of the study isa historiographic re\iew oj publications and analysis of scientific approaches in identifying the fundamental principle and origins of folk dance as one of the brightest types offolk art. This issue acquires a special scientific it: id practical sociocultural sound in the context of the aggravated globalist processes, on the one hand, and the revival and development of the traditional culture of multinational Russia, on the other. Several methods were used in the work, in particular, a cultural-semiotic approach to the phenomena of religious consciousness, which implies their comprehension as dementi, of an integral ideological cont inuum and taking into account historical, political and socio-psychological factors. Based on the results of the study, conclusions are formulated, in (he aggregate, providing a conjpiefe p<c(ifre of this issue.
Keywords: culture; art; phenomenon; choreography; primary sources; historiographies! review; religious-mythological and ritual-ceremonial primary principies of folk dance.
EDN: BXAXFK; DOI; 10.249213/3305-8757.2023-14.15
Цитировать: Григорьев А.Ф.. Перееечная ТА Релшттоэшй-мифолошческие истоки народного танца: историографический обзор// KANT: Social science & Human i Lies. - 2023. - №2(14). - С. 8B-gb. HDN: BXAXFK DOI: 10.24923/2305-8757.2023-14.15
РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ НАРОДНОГО ТАНЦА: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ
ОБЗОР
Целью исследования является Историографический обзор публикаций и анализ научных подходов о выявлений первоосновы и первоистоков народного танца, как одного ш ярчайших видов народного художественного творчества. Данная проблематика приобретает особое научно-практическое социокультурное звучание в контексте обострившихся глобалистских процессов, с одной стороны, и возрождения, развития традиционной культуры многонациональной России - с другой. В работе итольШшШись несколько методов, в частности культурно-семиотический подход к феноменам религиозного сознания, предполагающий их осмысление в качестве элементов целостного идейного континуума и с учетом историко-поли-тическихи социалыю-психологическихфакторов. По результатам исследования сформулированы выводы, в совокупности, обеспечивающие полноту картины данной проблематики.
Ключевые слова: культура; искусство; феномен; хореография; первоис-токи; историографический обзор; религиозно-мифологическая и ритуаль-но-обрядовая первооснова народного танца.
Теоретическо-методологические основы исследования первоистоков народного художественного творчества заложены в трудах культурологов, философов, в которых обоснована религиозно-мифологическая первооснова народного художественного творчества. В своих подходах к исследованию первоистоков народного танца авторы опирались на ряд концепций, относящихся к общей методологии познания и трактовки социокультурных процессов. Теорети ко-методологи ческой основой исследования явились труды, к которым, в первую очередь, относятся
УДК 78.072.2 ВАК 5.10.1
© Григорьев А.Ф., 2023 © Пересечная i'A., 2023
ГРИГОРЬЕВ Анатолии Федорович, доктор культурологии, кандидат педагогических наук, профессор (ВАК), профессор культурологии МЛН (Сан-Марино), заслуженный деятель искусств Чеченской Республики, член Союза композиторов Российской Федерации, главный редактор журнала "KANT" (ВАК)
ПЕРЕСЕЧНАЯ Та тьян а Алекса н дров на,
старший преподаватель
Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь
концепции и положения о мифе как эстетической первооснове народного художественного творчества. К исследованию были привлечены публикации A.B. Богорода. А.Б. Вац, А.Г. Лукиной, Л.П. Моримой, ДА МуЗакаева, Е.С. ПшикОвой, Ч.Х-О, Санчай, Е.В. Фом-ченко, А.И. Шинжиной, посвященные изучению природы и первоистоков народного танца. A.B. Богород проследил взаимосвязь дансологических традиций славян с религиозными культами, бытовавшими на протяжении всех историкорелигиозных периодов: язычества, христианства и атеизма и определил место ритуального танца в современной дансологической культуре славянских народов, исследованием которой на протяжении двух последних веков занимались А. Афанасьев, К. Голейзовский, Б. Рыбаков, Н. Бачинская, Т. Шкурко, Г. Адамович, А. Толмачев, К. Василенко, О. Мерлянова, О. Викул, О. Гуцуляк, К. Киндер, О. Бойко и др. [1]. При анализе религиозно-мифоло-гических истоков и функций танцевального искусства современные ученые руководствуются подходами к феноменам древней религиозности Э.Б. Тайлора, Е.М. Мелетин-ского, С. А. Токарева. В научной литературе долгое время доминировала точка зрения о ритуально-обрядовом характере культуры первобытных людей.
Из былин и сказок, рисунков и фресок, дошедших до нашего времени, летописей, описывающих народные праздники, мы узнаем о творчестве народа, составляющей частью которого являлись песни, хороводы и пляски. Древнейшее зарождение танца подтверждается практически всеми исследователями. Исследуя генезис народного танца, ученые уводят нас в глубину веков, что подтверждается археологическими находками 25-35- Тысячелетней давности. Д.Б Горяев, в частности, замечает, что "впервые о танцах упоминается в сборниках религиозных гимнов Ригведы (11-12 в. до н.э.), в которых объяснялись жесты и их значения, сопровождавшие чтение религиозных канонических текстов" [3, С. 64-66.]. Е.С. Пши-
кова отмечает, что "...на основании известных нам евидетельств о людях древнего каменного века можно заключить, что музыкально-танцевальная активность была присуща и далёкому палеоантропу" [10]. В поисках первоосновы народного танца Д.Б. Горяев, отсылая нас к социально- практическому опыту архаичной эпохи, называет танец "пластическими мифологемами", являющимися "своего рода архетипами,.¿" [3, С. 65.]. И не случайно первым этапом в развитии танца автор называет ритуальные пляски, в которых люди поклонялись богам и контролировали мир вокруг себя, поскольку "в древности организованная ритмом пластика тела в музыке и пляске имела преимущественное значение в культовых действах, а культовый танец переродился в ритуальные и кудыурнопрофессиональные формы" [3, С.65]. О глубокой древности танцевальной культуры кавказских народов пишет Д.А. Музакаев и отмечает, что еще в нартских сказаниях кавказских пародов упоминаются танцы нартов, и, по предположению автора, "с этой эпохой можно связать истоки девичьих хороводов, а также круговых движений в одиночных и коллективных танцах" [9, С. 7]. Со ссылкой на археологические источники, автор указывает на то, что "в неолитическую эпоху на Северном Кавказе существовали не только ритуал ьные, но и охотничьи танцы, которые по-прежне-му выполняли религиозные, магические функции и отражали религиозные представления людей каменного века" [9, С. 5]. .Автор обращает внимание на то, что "религиозные культы племен северокавказской культуры остались почти неизменными с эпохи ранней бронзы - неба, солнца, гор, предков" [у, С. 5].
Таким образом, ученые консолидировано подтверждают древнейшее происхождение народного танца. Следующий аспект в нашем историографическом обзоре, на который хотелось бы сосредоточить внимание - выявление взаимообусловленной взаимосвязи танца с мифом и ритуально-обрядо-
вой практикой, которая подтверждается древними истоками народного танца и его взаимосвязью с ритуал ьно-кул ьтовой практикой.
Обращаясь к научным исследованиям в сфере хореографического искусства различных народов, посвященных религии и мифологии, прослеживается общая тенденция в оценке природы как мифологической первоосновы в познании сущности окружающего мира. В частности, как уже приходилось отмечать ранее,"... именно через мифы происходило познание и осмыслен ие человеком всего сущего и окружающего его мира" [5, С.144, ¡46]. Анализ литературы позволяет отметить, что в последнее время появились новые исследования в области религиозно-мифологических истоков народной хореографии, относящихся к углубленному изучению определенного народа, отдельных национальностей. Благодаря таким исследованиям. появляется возможность глубже рассмотреть и проследить общие черты и религиозно-мифологическую сущностьпро-:и схождения народной хореограф и и в целом.
Так, прослеживая генезис народного ганца, А.Б. Вац отмечает общепринятую точку зрения "об универсальной связи генезиса танцевального искусства с архаическими верованиями и ритуальными практиками" [2], что подтверждается практически всеми учеными.
Л.Н. Захарова и Е.В. Фомченко со ссылкой на исследование Л.П. Мориной связывают происхождение танца с мифологическим мышлением человека, которое преобладало в традиционном обществе. Сравнивая танец с историческим зеркалом, авторы считают, что "танец является одним из важнейших естественных проявлений человека" ¡6,С.п8-126]. По мысли Л.П. Мориной, "Танец, как и миф. зеркально выражает всю палитру эмоций и чувств, показывает целостность и противоречивость человека, объединяет людей способом невербального общения" [ 8]. Очевидно, что "именно танец в традиционном обществе, носивший в основном
стихийный, ритуальный характер, запечатлел в себе особенности жизнедеятельности человека, что можно сказать и о мифе" [6, С.118-126]. Возвращаясь к тезису, приведенному в прошлых работах, можно сказать, что "миф через ритуалыю-об-рядовые традиции прокладывал путь от древних мифологических структур, образуя основу зарождения традиционного народно-художественного творчества" [5, С. 92].
Исходя из выражения А.Ф. Лосева, что "...миф есть сама жизнь...", танец, "...соседствуя с ритуалом, мифом, магией, вплетался непосредственно в жизнедеятельность и регулировал ее" [6] и зеркально отражал всю палитру эмоций и чувств человека в процессе его жизнедеятельности. Л.Н. Захарова и Е.В. Фомченко, подчеркивая ритуальную первооснову танца, отмечают, что "в ритуальных плясках имело место подражание движениям охоты с целью привлечения зверя или его отпугивания, при этом циклическая основа трудовых действий, природных явлений, эмокйон альных состояний человека давали начало к общению с миром через пляску, которая отражала эти процессы" [6, Сл 38-126].
Отмечая ритуально-мифологическую первооснову танца, А.В. Богород прямо говорит, что "многие славянские традиционные танцы были ритуальными" [1, С. 199]. В подтверждение автор описывает: "Танцами русичи угождали древним языческим богам и своим покойным предкам, пляски и хороводы использовали дл я магического (колдовского) влияния на окружающую природу и "мифологических" существ, в танцах находили себе пару по нраву (норову), т. е., темпераменту, в танцах "выливали" состояние своей души, настроение: веселость, радость, изящество и удаль" [1, С. 200]. А.Г. Лукина в своем исследовании отмечает, что "традиционные танцы был и связаны с мифологическими, религиозными представлениями, непреходящими этическими, эстетическими ценностями, и в их
символическом языке четко обозначаются ценностные ориентации этноса" [7].
Зарождение символической пластики танцевальной культуры
Вопрос зарождения символов и жестов в телесной пластике народной хореографии один из актуальных и значимых в исследовании генезиса танца и один из малоизученных. По меткому выражениюЧ.Х-О. Сан-чай, "Танец "помнит" первоэлемент, архетип и как феномен культуры является своеобразным микрочипом, в котором хранится и транслируется информация культуры в телесном выражении из поколения в поколение" [и]. Исследуя мифологию гре-бенских казаков, А.Ф. Григорьев отмечает, что "у гребенских казаков сложилась особая мифологическая семиотическая система, упорядочивающая в своём составе различные по происхождению и по времени возникновения знаки, имеющие много общих специфических черт с мифологическими верованиями древних славян, донских казаков, тюркских и горских народов", [5, С. 167] что находит подтверждение и в работе Д.А. Музакаева, где подробно описывается как до широкого распространения и укрепления ислама в Чечне мирно уживались христианство, язычество и ислам. [9, С. 15]
В Исследовании Д.Б. Горяева отмечается, что танцевальная деятельность, изучаемая средствами "палеохореографии" рассматривалась как важный атрибут кул ьтовых церемоний и магических мистерий: "многие характерные жесты имеют параллели в отдалены ых друг от друга культурах, что наводит на мысль об общности их происхождения..." [3]. Д.А. Музакаев, исследуя генезис чеченского народного танца, указывает на множество женских и мужских бронзовых статуэток (найденных на территории современной Чечни и сопредельных территориях), связанных с культом плодородия, которые, "по всей видимости, изображают определенные танцевальные позы ритуальных танцев, как, например, мужс-
кие фигурки с разведенными в стороны руками и растопыренными пальцами... именно среди материалов кобанской археологической культуры найдены антропоморфные статуэтки с изображением мужской фигуры, стоящей на носках" ¡'9, С.6-8].
Ч.Х-О. Сан чай, анализируя структуру тувинского танца, описывает ритмо-дви-женческие элементы танцевальных движений из культовой практики и говорит о наличии в содержании разновременных наложений и заимствований, которые "отражаются в композиции, структуре, элементах танцевальных движений, в их семантике, отображая процесс формирования символической пластики танцевальной культуры тувинцев" [и].
Работа А,Г. Лукиной является первым обобщающим исследованием, содержащим ко11 цептуалы юе осмысление мифо-ри туаль-ных, религиозных основ якутской традиционной хореографии. В плане хореографической образности анализируются эпические тексты, дающие возможность вскрыть мифологическое основание выразительных средств ритуальных танцев; "ритуал изован-ные позы, жесты, движения, запечатленные в текстах олонхо" [7], являющиеся основой якутских традиционных танцев. А.Г. Лукина на основе комплексного подхода к изучению архаичных образцов ритуальной пластики в вдвину л а гипотезу по генезису танца саха о том, что "позы, жесты "танцующего человечка" являются ядром, пластически-танцевальной константой древнихритуал ь-ныхтанцев" [7], подтверждаемая многочисленными древнейшими изображениями фигур людей в наскальных рисунках в ритме танца, связанными с магическими ритуалами. Автором предпринята попытка реконструкции первобытной пластики по наскальным изображениям "Ленских писаниц" [7].
В ее глубоком исследовании танец рассматривается как "неотъемлемая часть сложного комплекса традиционной культуры, как один из кодов обряда"; выдвигается положение о том, что "якутские ритуаль-
ные танцы осуохай битии, "Узор", шаманская пляска прочно связаны с трехмастной концепцией мира и являются образцами пластически-танцевального моделирования Космоса, в которых ярко выражены идея путешествия и полета"; проведен анализ лексики ритуального танца "Узор" [7]. Автор считает, что "в танце "Узор" сохранились реликтовые элементы, в нем рассматривается сложный феномен смерти и возрождения в их неразрывной связи и определяется роль и значение ритуальных танцев во взаимодействии сакрального и профанного" [7]. Автор рассматривает ритуальные танцы как "своеобразную форму пластически-танцевального проявления этноса, в котором отражены его мифо-рели-гиозные представления" [7].
Вопрос классификации танца
В настоящее время в области генезиса танца сформировались три основные концепции. В работе Е.С. Пшиковой изучение истоков зарождения танца и его специфических особенностей прослеживается через космологическую, биологическую и социальную концепции. Одним из центральных аспектов исследования является вопрос телесных практик, пронизывающих, по мысли автора, "всю человеческую жизнь, существуя как в повседневности, так и в особых случаях: праздниках, священных ритуалах и обрядах..." [ю, С. 139-144]. Ярким примером телесной практики, функционирующей вобыденной жизни и торжесгвенныхситуациях, автор справедливо считает "танец, преследующий еще и эстетическую составляющую" [ю, С. 140]. Анализируя космологическую концепцию X. Эллиса, предполагающую "прямую взаимосвязь танца и Вселенной", автор отмечает, что "ритмооб-р&зующее начало составляет основу космоса как миропорядка, а танец, как известно, возникает под влиянием ритма и в этом... именно через взаимосвязь танца и Вселенной впоследствии строится отношение танца к космосу, как части к целому" [ю, С. 139-144]. Ученые, отстаивающие биологическую
концепцию происхождения танца, считают, что танец произошел "в результате ритуа-лизации поведенческих стереотипов..., что, наделяя окружающую среду внутренним сакральным смыслом и пытаясь символически воздейсгвовать на нее, первобытный человек имитировал повадки животных, стремясь подражать им" [ю, С.142-144]. В качестве примеров приводится фауна, которая изобилует примерами тан неподобных брачных ритуалов птиц, синхронных групповых "плясок" рыб, бабочек, пчел и т.д." [Ю, С. 142.]. После появления работ Й. Хей-зинги получает развитие игровая теория происхождения танца.
В ряде исследований выделяется прак-сеологический, т.е. деятелыюспiый аспект танца, выполняющего уже в первобытную эпоху важные функции: симпатически-ма-гические, связанные с военным делом и охотой, социально-коммуникативные (обряды инициаций, культ предков) и религиозные функции (тотемические танцы, календарные празднования).
A.B. Вогород, проанализировав ритуальные танцы славян, как важный и существенный фактор общеславянской дансоло-г и ческой культуры, его исторические и религиозные особенности, "собрал разрозненные исторические упоминания о ритуальной танцевальной культуре славянских народов до и пекле крещения Руси; проследил взаимосвязь дансологических традиций славян с религиозными кул ьтами, бытовавшими на протяжении всех иегорикорели-гиозных периодов: язычества, христианства и атеизма; определил место ритуального танца в современ ной дансологической культуре славянских народов" j'i, С. 199-202].
A.B. Вац отмечает, что в классификации древнейших танцев религиозного характера, разработанной еще в начале XX в., были выделены: "культовая,обрядовая пляска,совершающаяся при отправлении обрядов (например, посвящение, брачная церемония); и мистическая (или экстатическая) пляска - разновидность культовой пляски,
имевшая целью, через вхождение в экстатическое состоя» ие, установлен ие коммун и-кации с высшими силами или даже уподобление духам и божествам" [2].
Очевидно, что танец был связан с трудовой жизнедеятельностью человека, что нашло отражение в "трудовой" концепции происхождения искусства, с которой связана биологическая или "физиологическая" концепция. Л.Н. Захарова, Е.Б. Фомченко выделяют несколько точек зрения на происхождение пляски в разных культурах, которые отражают общие особенности возникновения искусства. Справедливо танец рассматривается "как продолжение трудовых действий человека после определенного кульминационного события {как правило, это охота, рыбалка или земледельческие работы), человеку необходимо было проявить свои эмоции..." [6, С. 118-126]. Еще Ч. Дарвиным была отмечена "способность человека и животных чувствовать такт и ритм, а умение двигаться фиксировалось как неотъемлемая часть физиологии человека. Отмечалась также похожесть мимики, жестов у разных народов, взаимосвязь этих явлений с климатическими н другими условиями жизни" [6].
Танец как воплощение общечеловеческих моральных ценностей и ярчайший этнический компонент
Через одухотворение природы формировались ие только древние формы культуры - анимизм и магия, но и вера в силу слова, ритма и действия. А.Ф. Григорьев отмечает, что "природа, существующая в пространстве и времени, была населена богами, олицетворяющими не только сил ы природы, но и человеческие нравственные ценности. Природа, таким образом, обожествлялась, а человек считал себя находящимся в родственных связях с природными явлениями, почитая своих предков и преклоняясь перед силами природы" [4, С. 95~99-]- По справедливому замечанию Л.Н. Захаровой и Е.В. Фомченко, "подражая природным
явлениям, а также трудовым действиям, танец облегчал адаптацию человека к окружающей среде, делая ее более понятной и доступной" [6].
А.Г. Лукина справедливо заметила, что "общечеловеческие моральные ценности были выработаны в глубокой древности на основе религиозно-мифологического мирт-воззрения" [7], но нельзя не согласиться и с тем, что "они и сегодня способны положительно воздействовать на человека, на его восприятие окружающего мира, испытывающего издержки техногенной цивилизации, все более отдаляющей человека от его природной сути, от осознания себя частью Природы и Вселенной", [7] что, безусловно, актуализирует проблематику исследования истоков народной хореографии.
Очевидно, что народный танец как один из самобытных видов народного художественного творчества является ярчайшей этнической компонентой в различных национальных культурах.
По справедливому замечанию ученых, "синкретический характер деятельности человека не дает возможность выделить танец в отдельный вид искусства в традиционном обществе. Однако "зависимость от природных условий, коллективизм, обряды и ритуалы, традиции, преобладающие виды деятельности - земледелие и скотоводство, мифологическое мышление, религия определяли картину мира в традиционном обществе..." [б, С. 118-126.] и явились важнейшими условиями и факторами в формировании самобытности народного танца каждого ¡этноса.
Танец как социокультурное явление, по мысли Е.С. Пшиковой, "не только отсылает нас к какой-то определенной традиции, но также говорит об общечеловеческой принадлежности, поскольку искусство танца присуще всем народам, населяющим планету, и сам феномен танца не зависит от какой-то определенной территории, поскольку локальная принадлежность обусловливает лишь индивидуальные характеристики того или иного танца, дающие начало этничес-
ккм танцам" [ю, С. 139-144.]. Здесь хотелось бы уточнить, что феномен танца принципиально зависит от определенной территории, поскольку именно локальная принадлежность обусловливает самобытность и национальные самобытные черты танца, и его этническую принадлежность.
Известно, что в далеком прошлом, особенно в дохристианский период и переходные века "двоеверия", большая часть народных праздников естественно сопровождалась танцами и подтанцовками: "колядовскими (колядницкими) ритуальными плясами, пасхальными, троицкими (весенними), купальскими, петровскими, зажинковыми, об-жинковыми хороводами и прочим многочисленным массивом танцевально-игровой культуры взрослых и детей, известных современной науке как ритуальные (обрядовые), сакральные (священные), религиозные и магические танцы" |ь €.199-202.].
В исследовании Е.В. Фомченко отмечается, что "пляска в широком смысле объединяет в себе все древние формы русской народной хореографии, в том числе и хороводы, являясь составной частью ритуального синкретического комплекса, сочетавшего в себе ритмические движения, символическое действие, мифологическое представление и словесные формулы. Оформившись в отдельную область развития в период традиционной культуры Древней Руси, пляска явилась предпосылкой для формирования танцевальной культуры русского Народа" [12].
Д.А. Музакаев с привлечением археологических источников прослеживает зарождение чеченского танца в исторической ретроспективе от религиозного ритуала, изображающего подражание движению небесных светил или поведению тотемных животных и птиц, до современного сценического танца. [9]
Ч.Х-О. Санчай, основываясь на этнографических, лингвистических, музыковедческих исследованиях, представляющих собой описания ритуалов и обрядов, осуществила
глубокое исследование народного танца тувинцев. [и]
А.И. Шинжина в своем исследований раскрывает "особенности исторически сложившихся традиционных танцев алтайцев и их бытование в современности, воссоздает утерянные ценности, философско-историческое осмысление природы национального хореографического искусства алтайцев". Алтайский танец анализируется автором "комплексно, с учетом ситуации и характера испол нения, образного содержания и его взаимосвязей^акциональным и кинетическим..." [13].
А.Г. Лукина, опираясь на материалы археологии - петроглифы, искусствознания, этнографии, фольклористики, в своей работе устанавливает связь традиционных якутских танцев "с религиозными верованиями, представлениями, определяет космогонические функции ритуальных танцев в свете трихотомического восприятия мира, влияние представлений о "трех мирах" на сюжеты, образы, лексику, композиционную структуру ритуальных танцев" [7]. В ее исследовании представлены "архаич ные образцы ритуальных танцев в их историко-куль-турном, этнографическом, семантическом аспектах, которые представляют собой ценный материал для изучения этно- и куль-ту роге не за народа саха, известного также под названием якуты" [7]. Автор справедливо считает, что "они особенно важны для саха - народа со сложным полиэтническим происхождением, чем обусловлено наслоением различных компонентов и неоднородность Элементов традиционной культуры в целом, и, в частности, танцевальной культуры, имеющей древние корни и являющейся сложносоставной" [7].
Исследование А.Б. Вац посвящено истории и религиозно-ритуальным функциям китайского танцевального искусства, в котором "проанализированы и объяснены воззрения на танцевальное искусство, присущие древнекитайской теоретической мысли и мифолого-религиозным представлениям;
доказано формирование официального танцевального репертуара в контексте возникновения китайской государственности и государственной религиозно-ритуальной деятельности; реконструирована структура официального танцевального репертуара, выделены его важнейшие составляющие компоненты - поминальные* ритуальные, церемониальные, придворные (банкетные) танцы; прослежены их генезис и эволюционные этапы на всем протяжении имперского Китая; показана связь танцевального искусства с конкретными религиозно-риту-альными формами и представлениями о верховной власти и правителе" [2].
Таким образом, историографический обзор научной литературы позволил выделить следующие концепции происхождения танца: теологическая, космологическая, биологическая, природная, социологическая и психологическая. На основе анализа публикаций и сопоставления различных подходов был выявлен консолидированный взгляд научного сообщества на древнейшее происхождение народного танца, синкретичный характера его вида творчества, мифологические и ритуально-обрядовые пер вой стоки его происхождения.
Кроме того, были сформулированы некоторые частные выводы о том, что: в глубокой древности в процессе ритуально-об-рядовой культовой практики на основе религиозно-мифологического мировоззрения формировались общечеловеческие моральные ценности, при этом танец явился воплощен ием общечеловеческих мораль и ых ценностей; народный ганец как один из самобытных видов народного художественного творчества является ярчайшей этнической компонентой в различных национальных культурах; рассмотрено зарождение символической пластики танцевальной культуры, интерпретируемое как своеобразная форма пластически-танцевального проявления этноса, в котором отражены его мифо-рели-гиозные представления.
Литература;
1. Бога род A.B. Ритуальны й танец в ¿исгеме Общеславянской религиозной культуры // Aus Er din Journal of Humanities and Social Sciences. - 2014. -№7-8. -C 199-202. URL: https://cyberlenirika.ra/ article/n/ritualnyy-tanets-v-sisteme-obscheslavyänskoy-religioziioy-kultury/viewer (дата обращения: 09.01.2023).
2. Вац A.B. Ре л и гиоз но-ритуальные аспекты китайского танцевального искусства: автореферат дне.... канд. фил ос. и.: 09.00.14 / С.-Пегерб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург, 2012. -26 с URL https:// www.dissercat.com/content/religiozno~ ritual nye-aspekty-kítaiskogo-tantsevalnogo-iskusstva (дата обращения: 15.01.2022).
3. Горяев ДБ. Феномен танца в философско-куль-ту¡»логическом контексте // Личность в парадигме межкультурной коммуникации: язык - культура - образование - музей (теоретические и прикладные проблемы): сб. материалов Рег иональной научно-практической конференции с международным участием. - Элиста: Калмыкс-к.ий государственный университет имени Б.Б, Го-родовикова, 2019. - С. 64-66. URL:
hltps:// www. el ibrary.ru/item .asp? id=41220160 (дата обращения: 04.12.2022).
4. Григорьев А.Ф. Специфика религиозно мифологических верований и представлении гребенских казаков// KANT. ■■ 2014. №1(10). - С. 95-99.
5. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гребенских казаков (на примере р и ту ал ьно-об рядовых традиций и песенного фольклора): монография / А.Ф. Григорьев под науч. ред. д. фил ос. п., проф. И.И. Горловой. - Ставрополь: Возрождение, 2011. 336 с.
6. Захарова Л. Н., Фомченко Е.В. Народный танец в традиционной культуре Руси// Культура и цивилизация. 2019. ■■ Том 9. N- iA. - С. п8-12б. http://www.publishing-vak.ru/fite/archrve-cuiture-2019-1/13-zakharava-föiülchenko. pdf (дата Обращения: 06.01.2023).
у. Лукина А.Г. Традиционные танцы Саха: идеи, образы, лексика: автореферат дис. ...д-ра искусствоведения: 17.00.01/ Гос. ии-т искусствознания Мчи культуры РФ.-М., 2005. -45 с. URL: hltps:// www Jd iss erca t. com/co n ten t/ trad its ion nye -ta n tsy-sakha-idei-obrazy-ieksika (дата обращения: 06.01.2023).
8. Морила Л.П. Мифология и феноменология танца: автореф. дис. канд. философских наук: 24.00.01 / С.-Петерб. гюс. ун-т. - Санкт-Петербург, 2003. - 20 е.: - URL: https://www.dissercat.coга? content/m ifÖlogiya-i-fenomenologiya-tantsa (дата обращения: 16.11.2022).
9. Музакаев ДА. Чеченский народный танец / ДА. Музакаев. Грозный: Грозненский рабочий, 2019. - 320 с.
Ю.Пшикова Е.С. Танец как вид человеческой деятельности: проблема происхождения и определения // Наука о человеке: гуманитарные исследования. -2014. -№3(17),-С, 139-144. URL: https:// cyberleninka.ru/arlicle/л/tañe t s-kak-víd-dielovecheskoy-deyatelnosti-problema-proisliozhdenfya-i-opredeleniya/viewer (дата обращения: 13.12.2022).
11.Санчай Ч.Х-О. Семантика традиционней танцевальной культуры тувинцев: автореф. дис. ... кандидата культурологии: 24.00.01 / Тувинский государственный университет. - Красноярск, 2020. - зз с. URI.,: https://www.dissercat.com/ content/semantika-traditsionnoi-ta ntsevalnoi-kiütury-tuvintsev (дата обра ще н кя 116-12.2022).
12.Фомченко Е.В. Трансформация функций и традиций русского ¡Народного танца: автореф.дис. ... кандидата Культурологии: 24.00.01 / ФГБОУ ВО "Челябинский государственный институт культуры". - Челябинск, 2022. - 22 с. URL: https:// www.dissercat.com/content/transformatsiya-funktsii-i-traditsii-russkogo-nanxinogo-tantsa (дата обращения: 23,12.2022).
13. Шинжина Л.И. Феномен алтайского танца: истоки и современность: автореф. дне.... кандидата искусствоведения: 17.00.09 / Российский институт истории искусств. - СПб., 2021. - 34 с. I.RL: h tips://www.disserca t. com/content/fenomen -altaiskogo- tantsa-istold-i-sovremeiinast (дата обращения: 04.12.2022).