Научная статья на тему 'Религиозно-философские основы каратэ'

Религиозно-философские основы каратэ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
578
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРАТЭ / ОКИНАВА-ТЭ / КИОКУШИКАЙ КАРАТЭ / МАСУТАЦУ ОЯМА / ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / ДЗЕН / ФИЛОСОФИЯ КАРАТЭ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозно-философские основы каратэ»

Н.М. Кылосова, исторический факультет Научный руководитель: канд. ист. наук, доц. В.И. Земенко

Религиозно-философские основы каратэ

Истоки возникновения восточных единоборств до сих пор полностью не ясны. Ведущие специалисты боевых искусств, в частности из Китая и Японии, связывают возникновение карате с Индией. Именно там для целей кулачной борьбы было разработана методика закалки рук посредством ударов о каменные плиты.

Но все же принято считать, что родиной каратэ является остров Окинава. Именно там сформировалось это боевое искусство. Остров Окинава, который находился на пересечении торговых путей, на протяжении долгого периода времени был предметом территориальных и политических притязаний, как со стороны Китая, так и со стороны Японии. Из-за постоянных войн и внутренних междоусобиц был введен запрет на ношение оружия жителям острова, исключением были высшая знать и чиновники. Оставшись беззащитными перед произволом, крестьяне и ремесленники обратились с призывом о помощи к мастерам рукопашного боя, который назывался Окинава-тэ.

Окинава-тэ представляло собой синтез местных разновидностей кулачного боя с китайским цюаньшу и японским бу-дзюцу, которые были привнесены на остров эмигрантами из этих стран.

Термин «каратэ» в значении «китайская рука» появился впервые в 30-е годы XIX века.

В Японии термин «каратэ», состоит из двух слов: «кара» (пустой) и «тэ» (рука). Вместе они образуют словосочетание «пустая рука». Имеется в виду техника рукопашного боя голыми (т.е. пустыми) руками, а также ногами и всеми частями тела.

В каратэ существует 5 основных стилей:

1. Годзю-рю

Годзю-рю (школа жесткого и мягкого) основан в 1929 г. мастером Мияги Чодзюном.

2. Сито-рю

Сито-рю (школа Итосу и Хигаонны) основан в 1930 г. мастером Кэнва Мабуни.

3. Шотокан

Шотокан (школа сосны и волны) основан в 1936 г. мастером Гичином Фунакоси.

4. Вадо-рю (школа мирного пути) основан в 1939 г. мастером Оцука Хиронари.

5. Кекусинкай или Киокушинкай

Киокушинкай (школа окончательной истины) основан в 1954 г. мастером Оямы Масутацу, настоящее имя которого Чхве Енъи (или Цой Юн).

Библиографическая справка основателя Киокушикай каратэ Масутацу Ояма.

История Киокушинкай каратэ неразрывно связана с именем его создателя Оямы Масутацу. Благодаря усилиям и мастерству Оямы Киокушинкай получил широчайшее распространение в мире.

В настоящее время этим стилем занимается порядка 15 миллионов человек 140 странах.

В 1946 году Ояма начинает заниматься каратэ Годзю-рю под руководством корейского мастера Со Нэйтю.

В 1948 году он уходит в горы с целью погружения в каратэ. Там Ояма изучает классические труды древних мудрецов по воинским искусствам, постигает дзен-буддизм и философию. И здесь же он закладывает основы нового стиля каратэ, приблизив его к реальности боя и превратив в особый путь совершенствования человека.

Теперь перейдем непосредственно к философии каратэ.

Религиозно-философские основы Киокушикай каратэ.

Для Ояма самое главное в каратэ - осознание того что ты делаешь и для чего! Какие цели преследуешь и чего ты добиваешься?!

Он говорит, что:

• духовная тренировка необходима для достижения действительной силы. Иначе это великое искусство может искалечить вашу личность и принести горе близким и родственникам;

• жизнь человека обретает славу и силу тогда, когда она шлифуется в процессе преодоления трудностей;

• в трудах Конфуция сказано, что человек с искренними устремлениям и к идеальному и совершенному желает посвятить этому всю свою жизнь. Это указывает на то, что стремления должны быть чистыми и свободными от эгоизма.

Чем выше стремления человека, тем значительнее и выше он сам. Фортуна улыбается тем, у кого есть стремления и характер.

• «Используй свою силу на благо других людей» (Миямото Мусаси);

• жизненные цели должны быть как можно выше и значительней.

И Ояма осознал, что упорство и продвижения шаг за шагом вперед являются единственным путем для достижения цели на выбранном пути. И именно отсутствие четко выработанного пути в жизни часто является причиной крушения надежд. Важно выбрать один путь. Широта важна в жизни. Но более жизненно важно истинное глубокое продвижение по одному пути. Этим Ояма хотел сказать, что в жизни нужно заниматься чем-то одним для достижения целей и результатов поставленных целей!

Таким примером является жизнь Масутацу Ояма. Как впоследствии он писал о себе: «...в тюрьме, где я редко общался с людьми, я увидел луч надежды. Стоя у решетки, я дал клятву, если буду свободен, посвящу себя выбранному сердцем пути каратэ».

Для этого пути Ояма подчеркивает не только такие качества человека, как целеустремленность, но и искренность.

Для Ояма искренность была ключом к активной тренировке. Впоследствии он написал 12 лозунгов! Второй из них гласит: «Изучение воинского искусства подобно восхождению на вершину. Продолжай путь вперед без отдыха. Отдых не позволителен, так как он является причиной отступления к уже достигнутому, отдых, даже однодневный, вызывает ошибки». Человек, который следует по этому пути, обнаружит однажды, что он сильнее, быстрее, более способен в приемах, чем думал. Противник, выглядевший ранее большим и сильным, теперь покажется маленьким и слабым.

Смелость, отвага, честь.

Но как же быть, если человек проигрывает? Масутацу объяснял это тем, что когда человек проигрывает, он должен выяснить, почему это случилось, и тренироваться со всей энергией, чтобы исправить ошибки, которые привели к поражению.

Каждый знает, что такое трусость. Каждый боится проиграть. Но, устрашаясь на своем пути, остается трусом и в жизни. Путь для обладания смелостью следует искать на поле конфликта. И гарантированная дорога к победе в конфликте - желание рисковать жизнью.

Слова Юлия Цезаря, о том, что «трус умирает тысячу раз, а герой лишь однажды», являются важным в Киокушикай каратэ, где поощряется полный контакт в кумитэ. Занимающиеся утверждают, что боятся ударов кумитэ. Несомненно, это может быть страшно, но противник боится тоже. Вот почему человек, который поддерживает близкую дистанцию с противником, использует страх другого человека и ничего не боится сам.

В стихах дзэнского патриарха Такуана сказано: «Когда клинок разящий занесен над головую - ад, но шаг вперед - и ты владеешь раем».

Именно поэтому мы говорим: «Делайте шаг вперед, затем другой, третий». И тогда ученики Киокушикай преодолевают страх и обретают смелость. Религии и философии всех видов призваны помочь человеку побороть страх перед смертью. Некоторые религии настаивают на том, что человек должен жить, чтобы заслужить счастливую долю, в другом мире, другие, подобно адептам школы Дзен, говорят, что мы должны стараться еще в этом существовании постигнуть истину относительно жизни и смерти.

Люди должны тренироваться так, чтобы они могли игнорировать критику зрителя, который не имеет понятия о трудностях следования по пути с преданностью и собранностью. Если вы не можете быть безразличными к мнению непосвященных, то сможете стать и безразличными к жизни и смерти, богатству и бедности.

• храбрый человек готов умереть вечером, если он понял истину утром. Это не означает, что он ищет смерти, но когда она придет, он готов встретиться с ней в полном спокойствии.

Анализируя поступки людей, Ояма сделал вывод: есть люди, у которых есть талант, но они его не используют, а если и используют, то им быстро надоедает. А также есть и те, которые боятся участвовать в поединках. Если у них есть соперники, они избегают их. Они общаются только со старшими, кто подобен им и защищает их. Это путь жизни, который Ояма не одобряет. Он говорит, что если человек подвергает себя опасности, то он не должен беспокоиться об этом. Страдания от значительных ран и являются тем путем, который помогает стать сильными.

Ояма говорил, что путь, который мы избрали, содержит высокие стремления и цели. Хотя природа этих целей изменяется с личностью, для Ояма его путь, путь карате, является также путем гуманности и соответственно относится к пути богов.

Мы избрали этот путь ради других людей и всего общества, но не ради личного богатства, славы и удовольствия. Следовательно, наши жизни лишь тогда предоставляют ценность, когда мы находимся в контакте с другими. Мы всегда должны помнить: чтобы быть добрыми и рассудительными, нам необходимо соблюдать обычаи общества, в котором мы живем.

Одним из важнейших принципов сохранения гармонии между индивидуальностью общества является учтивость и обоюдное уважение. Как говорил Конфуций: «Почтение и уважение к другому человеку является тем, что позволяет цивилизованным народом управлять варварами. Человек, не знающий ритуала и правил этикета, не может рассчитывать на успех, поскольку непочтительных не любят. Любовь к силе без любви к учению приводит к безумству, любовь к храбрости без любви к учению приводит к беспорядку».

Человеку всегда необходима сила и смелость. Но мир презирает грубых и неприятных людей, которые полагаются только на силу и смелость. Следовательно, вежливость и почтительность для каратистов более важны, чем для других. После нескольких месяцев тренировок каратист развивает определенную скорость и точность в ударах. У него может возникнуть желание испытать свою силу на простых людях. Этого делать ни в коем случае нельзя. Истинный последователь воинского искусства не чувствует необходимости в демонстрации своих способностей перед другими и считает запугивание подлым.

Ояма уверен, что ни один человек не посвятил себя воинскому искусству ради того, чтобы его ненавидели. Правила, которых надо придерживаться с почтением, и правила этикета должны выполняться неукоснительно.

Очень важную роль в киокушинкай имеет сыновья почтительность. Дети должны любить и уважать своих родителей, это важно в жизни, через отношение к родителям проявляется и отношение к тренировкам, к мастеру.

Как учит мораль древних, внушенное ребенку уважительное отношение к законам, обычай жить в мире и согласии с другими приводит к

сыновней почтительности и осознанности любви родителей. Молодые люди, не любящие и не уважающие своих родителей, вряд ли могут достичь чего-либо значительного. Такие люди не могут одержать победу, и если все-таки победят, то не удержат при этом кого-нибудь из своих друзей, любимых, учителей. Поскольку сыновья почтительность является основой человеческой морали для школы киокушинкай, то без письменного разрешения родителей не разрешается посещать занятия. Тренеры учат всех своих воспитанников, что они должны делать то, что скажут родители. Тот, кто хочет добиться успеха в карате, должен иметь поддержку и одобрение своих родителей.

Таким образом, одной из базовых философских доктрин Киокушинкай каратэ, является конфуцианство, с его этическими, нравственными нормами.

Нельзя отрицать силу карате: все тело становится оружием, способным на то, что не посвященным кажется не возможным. Но сила в карате еще не сила. Сила - это не более чем верхушка айсберга, это только часть широты и величественности карате.

Ояма говорил, что дзен - это карате, а карате - это дзен.

Он учил: «Дзен везде и в каждом; обучайтесь нескольким приемам карате с чистой душой, искренними намерениями и общей духовной собранностью. Если вы это сделаете, противник перестанет существовать для вас, не будет больше врагов или союзников, победа и поражение перестанут иметь значение. Вы достигните успеха при переходе в состояние дзен, когда едите, разговариваете с друзьями, пишите, работаете или практикуете тот или иной вид деятельности». Вот то, что Ояма имел в виду под связью между дзен и духом карате. Дзен не является чем-то неясным, он существует вокруг нас и внутри нас. Его истинное величие состоит в его недоступности. Дзен - это полное единство тела, намерений и души. Единство такого рода является неповторимым путем к человеческому совершенству и гармонии. Это и есть дзен. И достигается он благодаря долгой тренировке.

Карате больше других видов боевого искусства напоминает дзен. В нем нет меча. Это означает, что карате стоит выше идеи победы и поражения, и это путь жизни ради других людей в соответствии с путем богов.

Осознание того, что путь, по которому следует каратист, является в то же время путем великих мудрецов и философов прошлого, придает каратисту смелость и силу. Пусть путь этот долог и впереди еще много трудностей, но главное верить, что «Путь этот величественный и прекрасный. Он ведет к небесам. Они очень далеки. Но разве мы не должны стараться приблизиться к ним понемногу - день за днем?»

Масутацу Ояма

Вывод:

Цель этой философии - успех в жизни, умение идти на компромисс, умение помогать слабым, не бояться трудностей, уверенность в себе,

рассудительность, сдержанность. Философия помогает понять смысл жизни - это сила духа. А физические тренировки помогают закалить дух.

Источник

Масутацу Ояма. Философия каратэ. Любое издание.

Л.С. Кычанова, исторический факультет Научный руководитель: канд. ист. наук, доц. М.А. Оболонкова

Викторианский «home» как отражение британского менталитета

Одно из определений ментальности рассматривает этот феномен как характерную для конкретной культуры специфику психической жизни представляющую данную культуру людей, детерминированную в историческом аспекте экополитическими условиями жизни (Акопов, 2003, с.50). Менталитет как область психологической жизни людей проявляется через систему взглядов, оценок, норм, умонастроений, которые основываются на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях. Ментальность во многом определяет такую категорию как национальный характер.

По мнению ряда исследователей, британскому национальному характеру присущи такие черты, как высокий уровень патриотизма, уважение к закону, традиционализм, упорство, хладнокровие, эмоциональная сдержанность. Английский народ в результате завоеваний Альбиона и тесных связей с континентальными народами вобрал в себя совокупность черт и особенностей характера различных народов - пиктов, бриттов, англосаксов, кельтов, римлян, норманнов, французов, в результате чего и сформировался особый британский национальный характер.

Ментальность народа проявляется как в публичной, так и в частной сферах. Если публичная сфера относительно легче поддается научному анализу (политика, идеология, «высокая» культура), то в частной сфере жизни эти особенности национального характера проявляются по-своему, их изучать сложнее. Исследований такого рода в научной литературе недостаточно, именно поэтому мы обратились к изучению проявлений особенностей английского национального характера в частной, а точнее в «домашней» жизни Викторианской Англии.

Викторианский home - это особый социокультурный феномен. Это не просто материальное помещение, это символическое воплощение семейных ценностей. Понятие «home» выражает соединение вечных ценностей и мира повседневности. «Home» выступает как микрокосм, как автор социальных взаимоотношений. Черты национального характера британцев в Викторианской Англии проявлялись на уровне «home» особым образом.

Национальной чертой британцев викторианской эпохи, как отмечали многие современники, было высокое чувство патриотизма. Конечно, патриотизм проявляется, прежде всего, в политической культуре. Гордон Браун, ныне премьер-министр Великобритании, опираясь на мнение Оруэлла, говорил, что патриотизм проявляется как реакционность, как защита

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.