140
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 1(23)
СКУРАТОВА Инна Николаевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
SKURATOVA, Inna Nikolayevna - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Administrative and Financial law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail:[email protected]
УДК 343.342
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ ИДЕЯ И ТРАДИЦИЯ СОБОРНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СИЛЬНОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
М.С. Тимофеев
Рассматриваются содержание религиозно-философской идеи и традиции соборности и их роль в формировании сильной российской государственности, единого сплоченного общества.
Ключевые слова: идея соборности; традиция соборности; соборное единство; Русская православная церковь; сильная государственность.
M.S. Timofeev. RELIGIOUS AND PHILOSOPHICAL IDEA AND TRADITION OF CONCILIARITY AS FACTOR OF FORMATION OF STRONG RUSSIAN STATEHOOD
Content of religious and philosophical idea and tradition of conciliarity and their role in formation of strong Russian statehood, uniform solid society are considered.
Keywords: idea of conciliarity; tradition of conciliarity; cathedral unity; Russian Orthodox Church; strong statehood.
Теоретические проблемы формирования и развития сильной российской государственности в современных условиях приобретают особую актуальность. Негативные аспекты глобализации, обострение геополитических противоречий, появление новых угроз национальной безопасности России свидетельствуют, что только сильное суверенное государство в этих реалиях способно надежно обеспечивать национальные интересы и безопасность страны.
В Послании Федеральному Собранию РФ Президент России В.В. Путин отметил: «В этом году мы вместе прошли через испытания, которые по плечу только зрелой, сплоченной нации, по-настоящему суверенному и сильному государству... Мы осознали неразрывность, цельность тысячелетнего пути нашего Отечества. И мы верим в себя. В то, что многое можем и всего добьемся» [7].
Юридическая наука все глубже осознает необходимость утверждения сильной российской государственности на высоких принципах отечественной цивилизации, сложившихся традиций самобытного развития, духовных ценностей, общинности и культуры. «Сегодня значительно сильнее, чем в начале реформ, -отмечал Б.Н. Топорнин, - в общественном со-
знании осознается, что пути развития России не могут быть правильно определены, если отодвигаются на задний план, игнорируются ее собственная специфика, ее история, менталитет людей, экономические, политические, социальные и иные условия» [8, с. 9].
В этом контексте оправдано обращение к нашим цивилизационным истокам, обращение к идее и традиции соборности, ее роли в жизни российского общества и государства. Но приходится констатировать, что в юридической науке новейшего периода вопрос о том, что представляет собой соборность в институционально-политическом плане, пока находится в стадии постановки и первичного осмысления.
Сама идея соборности имеет религиозно-философское содержание и длительную историю. Ее возникновение связано с мифологическими представлениями о единстве бытия во всем его многообразии. Мифология повлияла на становление первых философских систем древности. В философской литературе, посвященной онтологическим и гносеологическим аспектам соборности, отмечено, что уже в мифологии и ранних философских системах (пифогореизм, атомизм, стоицизм, античный космизм и др.) выражается попытка человека
понять окружающее его многообразие бытия в его органическом единстве через теологические связи между духовным и материальным миром.
Древняя философская мысль находилась в поиске такой модели единства бытия, которая могла выступать как органическое целое, объединяющее. Это объясняется тем, что единство, как одна из фундаментальных проблем бытия в философии, рассматривается как модель органической целостности космоса, разума и бытия людей. «Таким образом, органичное множество элементов живой и неживой природы, человека и богов, - пишет Г.В. Барсуков, - образует единое направление концепций протособорности в мировой культуре, которое успешно служило человечеству с древних времен и до возникновения классической соборной традиции для разрешения принципиальных онтологических вопросов философии» [4, с. 41-42]. Так складывались первичные философские представления о соборности, которые имели большой познавательный методологический потенциал для объяснения единства противоречивого социального бытия. Философский инструментарий этого протособор-ного мышления был тесно связан с истоками богословской мысли.
Мировоззренческие подходы и представления о содержании идеи соборности, обращенной к церкви как к элементу социума, следует искать в раннем христианстве, в экклесиологи-ческой интерпретации церковной соборности. Она отражала основополагающую сущностную черту Церкви, которая нашла свое воплощение во внутренней ее жизни, организационном устройстве и соборном единодушном принятии важных решений.
По мнению известного историка Церкви Н.Д. Успенского, сам термин «соборность» происходит от славянского прилагательного «соборный», что соответствует греческому «catholicos» как производное от «саШо1и», значение которого в русском языке - в целом, вообще. С помощью этого термина выражалась мысль о чем-либо всеобщем в противоположность частному, личному или единичному. Впервые это понятие вошло в церковный лексикон в святоотеческой литературе и было употреблено св. Игнатием Богоносцем. Он использовал термин «catho1icos» как выражающий духовную природу Церкви, где Христос, епископат и верующие составляют одно целое и благодатное единство [9].
Название церкви кафолической встречается в символах веры IV в., в Русской церкви в церковно-славянском тексте Символа веры ис-
пользован термин «соборная»: «Верую во святую, соборную и апостольскую церковь».
В экклесиологическом понимании соборность как признак Церкви означает полноту и внутреннюю ее целостность как единой коллективной личности, реализуемые в мно-гоединстве составляющих ее индивидов и церковных общин. Церковь в силу этого является Телом Христовым, богочеловеческим организмом любви и единства. Можно сказать, что церковная соборность служит эталоном и идеалом для государственных и общественных институтов как высшая форма духовного единства в многообразии бытия.
Экклесиологические представления о церковной соборности получили философскую интерпретацию в трудах А.С. Хомякова, заложившего славянофильскую и философскую традицию исследования соборности. В ней мыслитель видел своеобразный механизм объединения множества людей в соборное единство. Для философа соборность представляется в качестве особого глубинного внутреннего принципа связи множества в единстве. «Собор выражает идею собрания, -отмечал А.С. Хомяков, - не только в смысле проявленного, видимого соединения многих в каком-либо месте, но и в более общем смысле всегдашней возможности такого соединения, иными словами: выражает идею единства во множестве» [10, с. 4-5].
Церковь понималась А.С. Хомяковым как органическое целое, как духовный организм и целостная реальность, и все члены Церкви не только внешне, но и органически соединены друг с другом. При этом внутри этого единства каждая личность способна сохранять свою индивидуальность и свободу, поскольку это единство основывается на христианской любви к ближнему. И соборность представляла собой свободное единство членов Церкви в их вере, в деле совместного понимания правды и свободного отыскания пути к спасению. Соборность являет собою такое единство, которое основано на единодушной любви к Христу и божественной праведности. Русский философ акцентировал внимание на реализации идеи соборности в социальной жизни, рассматривал соборность как универсальный принцип общественного бытия [11; 12].
Идея соборности получила свое дальнейшее развитие русской философской мысли в трудах В.С. Соловьева, В.В. Розанова, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, Л.П. Карсавина, С.Л. Франка. Русская философская религиозная мысль в понимании соборности поднялась от осмысления идеала соборного
142
вестник Российского университета кооперации. 2016. № 1(23)
единства в церковной, общинной и государственной жизни до высот ее понимания как всеобщего космогонического принципа, который развивает, систематизирует и контролирует собой социум, все, что связано с планетарным окружением человека, с самим человеком и обществом людей [1; 2; 5; 6; 13].
В современной философии сохраняются и развиваются традиции широкого осмысления феномена соборности, которая в онтологическом смысле является высшим принципом единства, поскольку оно осуществляется на высшем духовном уровне существования и проявления личностного бытия с компонентом веры в ее мировоззрении. По мнению А.Л. Ани-сина, логика соборного единства пронизывает собою весь мир сверху донизу, поскольку мир держится любовью и имеет своим основанием свободное духовное единство, обращенное к Богу. И если любовь, свобода и личностный характер бытия слабо выражены на низших ступенях мироздания, то именно в свете всемирной соборности как онтологического принципа эти ступени получают всю полноту осмысленности [3].
Философское значение разработки идеи соборности Церкви заключается в том, что она дает уникальный образец выстраивания отношений индивида и общности, части и целого на основе их общей соотнесенности с Высшим и Абсолютным первоначалом их бытия.
Таким образом, религиозно-философская идея соборности, реализованная в построении и деятельности Церкви, сформировала традицию, которая претендует на универсальность и использование в жизни общества и государства. История нашей страны свидетельствует, что соборность органически связана с народными традициями и русскими духовными ценностями и является цивилизационным фундаментом российской общественной жизни и национальной государственности. Достаточно вспомнить, что идеалом первого русского христианского государства - Киевской Руси - был идеал соборности, когда возникла сильная православная христианская соборная государственность. Для нее было характерно единство религиозно-нравственного начала, положенного в основание государственного строительства и государственной идеологии, а также общественного устройства, семейного быта и личного поведения граждан.
В Киевской Руси как соборной государственности был опыт реализации до определенных пределов идеи симфонии властей: государственной и церковной, духовной и светской и их совместного служения. «Хочешь
ли не бояться власти? - вопрошает апостол Павел. - Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмсти-тель в наказание делающему злое» (Рим. 13, 3-4). Можно сказать, что соборность, наряду с другими факторами, обеспечивала силу и прочность нашей древней централизованной государственности.
В нашей исторической практике прослеживается деятельность таких соборных государственных институтов, как Всенародное вече, Земский собор, Государственная дума, Советы депутатов. На низовом уровне, на уровне местного самоуправления признаками соборности обладали такие традиционные русские институты, как казачий круг, крестьянская община, посад, земства. Это были важнейшие элементы российской государственной и общественной жизни, и их соборная обусловленность несомненна. Принимаемые соборными институтами значимые политико-правовые решения не один раз спасали Россию, поскольку получали надлежащее идейно-нравственное обоснование и единодушно принимались элитой общества с одобрения народа. Вне этих соборно обусловленных элементов российской государственности и народной жизни трудно понять и осмыслить историю и современность развития российской государственности.
В современных условиях необходимо восстановить начала соборности, которые приобретают новую актуальность, могут стать важным и ценным ресурсом для преодоления кризисов, угроз и рисков в современном мире, стать одним из цивилизационных факторов развития сильной российской государственности и сплоченного общества.
Список литературы
1. Анисин А.Л. Истоки и судьба соборности в России. М., 2005.
2. Анисин А.Л. Принцип соборного единства в истории философской мысли: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Екатеринбург, 2011.
3. Анисин А.Л. Соборность: феномен, понятие и принцип // Вестник Челябинского государственного университета. Вып. 14. 2009. № 33. С. 10-11.
4. Барсуков Г.В. Соборность: онтологические и гносеологические аспекты. Магнитогорск: МаГУ, 2014. С. 41-42.
5. Горбунов В.В. Идея соборности в русской религиозной философии. М., 1994.
6. Лазарева А.Н. Идея соборности и свободы в русской религиозной философии. М., 2003.
7. Рос. газ. 2014. 4 дек.
8. Топорнин Б.Н. Сильное государство - объективная потребность времени // Вопр. философии. 2001. № 7. С. 9.
9. Успенский Н.Д. О соборности // Журнал Московской патриархии. 1959. № 7.
10. Хомяков А.С. Письмо к редактору «L'union chretienne» о значении слов «кафолический» и «соборный» по поводу речи иезуита отца Гагарина // Наука и религия. 1992. № 4-5. С. 4-5.
11. Хоружий С.С. Алексей Хомяков: учение о соборности и Церкви // Богословские труды. Сб. 38. М.: Изд-во РПЦ, 2002.
12. Хоружий С.С. Хомяков и принцип соборности. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994.
13. Шапошников Д.Е. Философия соборности: очерки русского самосознания. СПб., 1996.
ТИМОФЕЕВ Михаил Сергеевич - кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
TIMOFEEV, Mikhail Sergeyevich - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Dean of the Faculty of Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 342.415
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВА НА ЖИЛИЩЕ В РОССИИ И СТРАНАХ СНГ
А.А. Фролов
Рассмотрено и проанализировано конституционное закрепление права на жилище в Российской Федерации и странах СНГ в конституциях данных стран. Представлен сравнительно-правовой анализ конституций РФ и стран СНГ на предмет сравнения конституционных социально-экономических прав граждан, а именно права на жилище.
Ключевые слова. Конституция; право на жилище; конституционное право на жилище; конституционное закрепление права на жилище; малообеспеченные граждане.
A.A. Frolov. CONSTITUTIONAL LEGAL ENSHRINEMENT OF THE RIGHT TO HOUSING IN RUSSIA AND CIS COUNTRIES
This article discusses and analyzes the constitutional enshrinement of the right to housing in the Russian Federation and the CIS countries in the constitutions of these countries. A comparative legal analysis of the constitutions of Russia and CIS countries for the comparison of constitutional socioeconomic rights, namely the right to housing.
Keywords. œnstitution; the right to housing; the constitutional right to housing; constitutional recognition of the right to housing; low-income citizens.
В истории российского конституционного законодательства право на жилье впервые было продекларировано в ст. 42 Конституции РСФСР 1978 г.: «Граждане РСФСР имеют право на жилище...» [2, с. 156]. Право на жилище являлось одним из важнейших прав граждан СССР, провозглашенных Конституцией СССР. Государство гарантировало советским гражданам возможность предоставления жилища бесплатно для удовлетворения своих жилищных потребностей и распоряжения им в определенных пределах.
Распад Советского Союза и образование автономных государств привело к необходи-
мости правового оформления и закрепления новой государственности. Естественно, что первыми шагами к этому стали разработки и принятия новых конституций в этих странах, которые должны были соответствовать правовому положению [5].
Приобретение автономности государствами СНГ, реформирование, которые обозначились в социальной жизни государств СНГ, вызвали неизбежность улучшения и дальнейшего становления конституционно-правового регулирования правовой и социальной жизни. Свидетельством этому является интенсификация процесса обновления конституционного права, результатом