© В.Ю. Костылева, 2008
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 130.2:2(470+571) ББК 87.3(2)+86
ИДЕЯ СОБОРНОСТИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ
В.Ю. Костылева
Автор статьи, обращаясь к многочисленным источникам, прослеживает особенности формирования соборной идеи в их теоретических построениях и выделяет основные свойства и признаки многозначного понятия «соборность».
Ключевые слова: соборность, русская философия, православие, религиозная философия, любовь (философия), свобода (философия).
Русская философия, по мнению ряда исследователей, - это философия, ориентированная на поиски положительного идеала. Она в полной мере отражает чаяния человечества на пути обретения гармонии души и тела, веры и знания, индивидуального бытия и общественного согласия. Используя не столько понятийные, категориальные, рациональные методы философского рассуждения, сколько обращаясь к интуитивному, внутреннему, метафизическому знанию, отечественные мыслители лелеяли мечту о преодолении эгоцентризма и нетерпимости в отношениях между людьми, о создании «всечеловечности», основанной на идеалах веры, свободы, справедливости и всеобщей любви. Осознавая в полной мере основу внутренних переживаний и страданий человека, не утрачивая при этом национальной самобытности, русская философия напряженно искала возможности для воплощения в жизнь такого принципа устройства общества,
при котором приоритетными были бы духовно-нравственные связи между людьми, а не материально-вещественные отношения, принципа, согласно которому общественная жизнь стала бы «...необходимым и имманентным выражением глубочайшего онтологического всеединства, лежащего в основе человеческого бытия» [10, с. 53].
Возможность реализации этого принципа тесно связана с появлением в русской философской традиции важнейшей онтологической, религиозной, гносеологической, социальной категории - «соборности». Соборность характеризуется в современной трактовке как «понятие русской философии, означающее свободное, духовное единение людей, как в церковной жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви» [4, с. 580].
Это определение указывает на несколько существенных характеристик соборной идеи, явившихся итогом многолетней философской рефлексии и нуждающихся в некотором уяснении с позиций актуализации формирования идеалов общественного согласия.
В этой связи необходимо в первую очередь отметить, что введенный в философский оборот выдающимся представителем славянофильства А.С. Хомяковым неологизм «соборность», первоначально обозначающий «единство свободное и органическое, живое начало которого есть божественная благодать взаимной любви» [12, с. 101], явился результатом осмысления автором понятия, рожденного в церковной традиции, в священных догматах христианской церкви. Православная соборность, как прообраз Святой Троицы, как одна из основополагающих характеристик церковной жизни, выражающая совершенную полноту и целостность Церкви в роли коллективной личности и богочеловеческого организма, выступила для Хомякова основой в поисках возможностей объективного, сущностного единения человеческой и Божественной природы и благодатного, совершенного единства верующих. И все дальнейшее философское развитие идея соборности получает сквозь призму ее сущностных характеристик, обозначенных Хомяковым: свободы, органического единения, наличия надличностного идеала - Бога и любви, являющихся живой, искренней и действенной силой соборного сплочения.
Свобода, указанная Хомяковым как первый основополагающий атрибут соборности, выкристаллизовывается в ходе обоснования преимущества восточной православной Церкви перед католичеством и протестантизмом. Единство верующих в православии, по Хомякову, предполагает свободное вхождение человека в данную общность, добровольное согласие, исходящее из понимания своей укорененности в высшей духовной реальности. Свобода здесь, принадлежащая Церкви как целому, а не каждому ее члену в отдельности, приобретает онтологический характер. Человек как член соборного единства обретает свободу, отличную от католического понимания, где над каждой, кажущейся самостоятельной, индивидуальностью довлеет внешний авторитет папского догмата и от протестантизма, где придается слишком большое значение индивидуальной свободе личности, при которой «совершенно исчезает единство церкви» [11, с. 532]. В дальнейшем осмыслении роли свободы в структуре соборного созна-
ния русские философы выступают последовательными апологетами синтеза этих сопряженных понятий. Подчеркивая исключительную роль свободы в организации соборных отношений, они выдвигают на первый план ее положительное понимание. Свобода здесь -это возможность служения сверхличным и сверхобщественным интересам, возможность самосовершенствования. Свобода духа, способная «добровольно устанавливать внутреннюю меру» и сохранять возможность творчества, не только не разрушает единства, но и порождает его.
Рассуждая о началах индивидуальной свободы как необходимой основы соборного единства, философы сходятся во мнении о том, что «соборность не имеет никакого смысла, если она не заключает в себе свободы духа и личной совести. Без свободы соборность есть внешний авторитарный коллективизм» [2, с. 53]. Непонимание и недооценка свободной основы соборности приводит, с их точки зрения, к отождествлению соборности с любого рода коллективизмом, имеющим основой в большинстве случаев не добровольное осмысленное единение, а внешнее насильственное принуждение.
Следующий существенный признак соборности - ее способность являться выражением органической целостности и быть «единством во множестве» - в значительной степени выразился в концепции Всеединства. Яркими представителями этой концепции были: Вл. Соловьев, П. Флоренский, С. Булгаков, С. Трубецкой, Л. Карсавин. Для них идея соборности стала основой цельной духовной общности, мирового единства, «абсолютно становящегося бытия». Пытаясь осмыслить все человечество как соборную общность, как «...великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют различные нации» [6, с. 187], русские мыслители эксплицировали идею соборности в перспективу всечеловеческого «обожения» сущего.
У П. Флоренского и С. Булгакова соборное единство предстает в образе Софии -«души мира», «предвечной премудрости Бо-жией», способной обнимать собой весь твар-ный космос, социальную среду и духовную жизнь людей. В гносеологической теории
С. Трубецкого оно свободно и без принуждения преодолевает обособленность человеческого сознания. Вовлекая при помощи принципа соборности в единую онтологическую динамику Творца и тварь, Высшую личность и низшую, строит свою концепцию «симфонической личности» Л. Карсавин, особо отмечая, что это форма цельности, в которой «.. .все личности равноценны, а высшая никак не ограничивает низших и не стесняет их свободы. Ибо она не что-то отдельное, вне их сущее, но - само их единство и все они в каждой из них» [3, с. 153].
Таким образом, мы можем констатировать, что в онтологических построениях русских мыслителей самым существенным образом подчеркивается, что основной характеристикой соборного понимания бытия как внутренне различенного, свободного единства является не столько непосредственное, прямое всеединение, сколько связь каждого элемента с надличностным, трансцендентным первоначалом, с Абсолютом; связь, под которой русские мыслители подразумевают Любовь.
Любовь как одно из центральных понятий православного мировоззрения, как цель и идеал, подлежащий осуществлению, первоначально заключенный в Божественном Триединстве и в свободной жертвенности Христа, становится для русских философов связующей силой соборного единства, мыслимой как «единство всех в одном, сознание всех в себе и себя во всех» [8, с. 109].
Любовь как «свободный подвиг самоотвержения», как «высший расцвет индивидуальной жизни», заставляющий признать за другим человеком центральное значение, П. Флоренский противопоставляет «гордынной самоисключительности» и «неразличимому стихийному единству» [9, с. 403]. С помощью Любви преодолевается отчуждение между человеком и Творцом, между телом и духом, между личностью и общностью.
Совершенно искренне считая любовь желаемой и достижимой через соборное единство доминантой человеческого взаимодействия и сплочения, мыслители подчеркивают ее жертвенный характер, ее способность обеспечивать единение людей, их со-
гласованность в «движении сердца». И при этом они считают ее силой, позволяющей человеку почувствовать личностную уникальность и обрести ощущение внутренней целесообразной полноты.
Все указанные существенные свойства соборности, выделенные отечественными философами, находятся в живой, органической взаимосвязи. Любовь свободно соединяет членов соборного единства. Свобода дает ощущение «творческого сращения неслиян-ных друг с другом личностей в живую, мно-гоступенную (хозяйство, государство, культура, Церковь) соборную общину» [7, с. 254], а присутствие надличностного идеала упорядочивает и иерархизирует соборную структуру бытия.
Продолжая традиции своих выдающихся предшественников и используя рассматриваемые нами сущностные характеристики идеи соборности, современные философы также пытаются обосновать ее потенциальные возможности при выработке новых философских и социальных ориентиров, ценностных установок и идеологических построений. Выводя понятие соборности за пределы экклезиологической и философско-религиозной рефлексии, они предпринимают попытки рассмотрения принципа соборности с мировоззренческих, онтологических, антропологических, аксиологических и социально-политических позиций. Так, например, известный исследователь русской духовной культуры А.Л. Анисин, указывая, что идея соборности «...дает тот высший принцип единства, с точки зрения которого может быть понято всякое иное единство в мире» [1, с. 149], в своих онтологических построениях использует указанные признаки соборности - свободу, любовь, сопричастность, всеединство, дополняя их свойствами, вскрывающими ее синергетический потенциал, - принципиальной открытостью, возможностью самоорганизации.
В.Н. Сагатовский и его единомышленники, рассматривая соборность в рамках теории антропокосмизма, тесно связывают такие ее характеристики, как ориентация на свободное, глубинное общение взаимодействующих сторон и их «внутреннее стремление быть в резонансе со всем сущим» [5, с. 104], с воз-
174
В.Ю. Костылева. Идея соборности в русской философской традиции
можностью создания ноосферной цивилизации, понимаемой ими как со-творчество личности, общества и природы на основе признания их самоценности.
В.И. Холодный, сторонник аксиологического подхода, раскрывая смысл органически составляющих соборность свойств, выявляет реальные тенденции к формированию на их почве целостной, многомерной соборной феноменологии.
Таким образом, следует отметить, что в результате глубокой философской рефлексии религиозной, православной категории «соборность» русскими философами были выделены и проанализированы такие остающиеся неизменными на протяжении столетий ее духовные характеристики, как свобода, органичное единение, присутствие Высшего Идеала, любовь. Постоянное стремление к формированию гармоничных способов общественного и личного бытия, свойственное русской философии, установка на достижение идеалов общественного согласия, глубинное осмысление и расширение сфер применения соборных идей предопределили устойчивость и сохранность содержания многозначной философской категории «соборность».
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Анисин, А. Л. Принцип соборности бытия / А. Л. Анисин. - Тюмень : Тюмен. юрид. ин-т МВД РФ, 2006. - 272 с.
2. Бердяев, Н. А. Существует ли в православии свобода мысли и совести / Н. А. Бердяев // Путь. -1939. - Февр. - апр. (№ 59).
3. Карсавин, Л. П. Малые сочинения / Л. П. Карсавин. - СПб. : Алетейя, 1994. - 532 с.
4. Новая философская энциклопедия. - М. : Мысль. - 694 с. - Т. 3.
5. Сагатовский, В. Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? / В. Н. Сагатовский. - СПб. : Петрополис, 1994. - 217 с.
6. Соловьев, В. С. Русская идея / В. С. Соловьев // Русская идея. - М. : Республика, 1992.
7. Степун, Ф. А. О свободе / Ф. А. Степун // Сте-пун Ф. А. Чаемая Россия. - СПб. : Журнал «Нева», 1999.
8. Трубецкой, С. Н. Собрание сочинений / С. Н. Трубецкой. - М. : Мысль, 1908. - 816 с. - Т. 2.
9. Флоренский, П. А. Соч. В 4 т. Т. 1 / П. А. Флоренский. - М. : Мысль, 1998. - 797 с.
10. Франк, С. Л. Духовные основы общества / С. Л. Франк. - М. : Республика, 1992. - 512 с.
11. Хомяков, А. С. Полное собрание сочинений / А. С. Хомяков. - 8-е изд. - М. : Медиум, 1984. -614 с. - Т. 8.
12. Хомяков, А. С. Соч. В 2 т. Т. 2 / А. С. Хомяков. - Прага, 1867. - 479 с.
IDEA OF SOBORNOST IN RUSSIAN PHILOSOPHIC TRADITION
V.Yu. Kostyleva
The author applies to numerous sources to deduce peculiar features forming the notion «sobornost» in their theoretical schemes and defines the main qualities and characteristics of this polysemantic notion.
Key words: sobornost, Russian philosophy, Orthodoxy, religious philosophy, love (philosophy), freedom (philosophy).