Научная статья на тему 'Религиозно-этические учения Л. Заменгофа'

Религиозно-этические учения Л. Заменгофа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
184
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАМЕНГОФ / ИУДАИЗМ / ЭСПЕРАНТО / НЕЙТРАЛЬНО-ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ / ГИЛЛЕЛИЗМ / ГОМАРАНИЗМ / ZAMENHOF / JUDAISM / ESPERANTO / HILLELISM / HOMARANISM / NEUTRAL-HUMAN RELIGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Симонов Игорь Валентинович

В статье анализируются «гиллелизм» и «гомаранизм» религиозно-этические учения Лазаря Заменгофа (1859-1917), известного прежде всего в качестве инициатора международного планового вспомогательного языка эсперанто.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious-ethical doctrines of L. Zamenhof

Interpretation of hillelism (hillelismo) and homaranism (homaranismo) religious-ethical doctrines of Lazar Zamenhof (1859-1917), mostly known as the originator of the international planned auxiliary Esperanto language.

Текст научной работы на тему «Религиозно-этические учения Л. Заменгофа»

Секция 11. Философия

и точно так же невозможно доказать (или опровергнуть: эта невозможность бесила Дидро) принципы идеализма. Их нельзя доказать потому, что они не могут быть объектом познания, то есть такого познания, какое возможно в науке, где доказательно обосновываются свойства исследуемого объекта» [2, 59].

Следует также отметить, что предлагаемая структура «материализм — идеализм» может приобретать разные названия. Например, «субъективизм — объективизм» или «рационализм — иррационализм»... Сама возможность формирования подобных структур заложена в языке. Язык, как знаковая система, предполагает, что знак есть самим собой только благодаря его отличию от другого знака. То есть, высказанная мысль всегда предполагает наличие за своими рамками другой мысли. Любое философское учение — это система высказываний, за границами которой всегда есть другая, противоположная система высказываний, другое философское учение. И как бы не старался тот или иной философ создать абсолютную систему, которая бы смогла уместить в себе все многообразие бытия, его попытки всегда будут тщетны, потому что всегда будет нечто иное, так как сам язык перманентно это предполагает.

Таким образом, общая единая философия невозможна. Есть лишь философские взгляды тех или иных

персоналий. А сама философия превращается в поле борьбы философских учений, которые можно свести к двум взаимоисключающим силам, которые, в свою очередь, основываются на обобщенных понятиях, неподдающихся обоснованию.

Структурализм в этой борьбе философских мнений занимает свою четкую позицию. Структурализм — это не что иное, как попытка рационального обоснования реальности на основе признания ее объективности. Тем самым, структурализм вступает в борьбу с феноменологией и экзистенциализмом, где ярко выражены акценты на субъективное переживание и иррационализм. Ведь структурализм, независимо от идей конкретных мыслителей, изначально предполагает наличие реальности, которая, с одной стороны, находится за феноменальным миром, а с другой — поддается рациональному объяснению.

Таким образом, подытоживая вышесказанное, отметим, что для определения структурализма недостаточно принимать во внимание особенности культурно-исторического контекста и идеи конкретных персоналий. Необходимо также учитывать общую структуру формирования философской мысли, где структурализм выражает позицию объективности и рациональности.

Список литературы:

1. Автономова Н. С. Познание и перевод. Опыты философии языка. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), - 2008.

2. Альтюссер Л. Ленин и философия. - М.: «Ад Маргинем», - 2005.

3. Декомб В. Современна французская философия. - М.: «Весь мир», - 2000.

4. Дьяков А. В. Ролан Барт как он есть. - СПб: «Владимир Даль», - 2010.

5. Повторева С. В. Структурний тдхщ - структуралiзм - постструктуралiзм (еволющя методологи та и по-ширення у гумангтарних студях). - Львiв: Видавництво Львiвськоi' полгтехшки, - 2010.

6. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Пер. С. Табачниковой. Под ред. А. Пу-зырея. - М.: «Касталь», - 1996.

7. Francis Dosse, Histoire du structuralisme. Tome 1. Le champ du signe 1945-1966; Tome 2. Le chant du cygne 1967 a nos jours. Reedition, Paris, Ed. La Decouverte, coll. La Decouverte/Poche, - 2012.

8. Jean Pouillon, Le structuralisme aujourd’hui//Revue des Sciences morales et politiques, - 1983, - 4: 655-665.

Simonov Igor Valentinovich, PhD, Nizhniy Novgorod State Pedagogical University, the senior lecturer

E-mail: isimonov@yandex.ru

Religious-ethical doctrines of L. Zamenhof

Abstract: Interpretation of hillelism (hillelismo) and homaranism (homaranismo) - religious-ethical doctrines of Lazar Zamenhof(1859-1917), mostly known as the originator ofthe international planned auxiliary Esperanto language. Keywords: Zamenhof, judaism, esperanto, hillelism, homaranism, neutral-human religion.

209

Section 11. Philosophy

Симонов Игорь Валентинович, Нижегородский государственный педагогический университет,

кандидат философских наук, доцент E-mail: isimonov@yandex.ru

Религиозно-этические учения Л. Заменгофа

Аннотация: В статье анализируются «гиллелизм» и «гомаранизм» — религиозно-этические учения Лазаря Заменгофа (1859-1917), известного прежде всего в качестве инициатора международного планового вспомогательного языка эсперанто.

Ключевые слова: Заменгоф, иудаизм, эсперанто, гиллелизм, гомаранизм, нейтрально-человеческая религия.

Лазарь (Лейзер, Людвиг) Маркович Заменгоф (1859-1917) известен, прежде всего, как создатель международного планового вспомогательного языка эсперанто, проект которого был обнародован им в 1887 году.

Эсперанто на сегодняшний день является практически единственным реально функционирующим «искусственным» языком, используемым не в качестве интеллектуальной игры, а для решения серьезных социально-комунникативных задач, на основе которого возникло преемственное, действующее на протяжении более 120 лет международное сообщество его «пользователей», оригинальная субкультура и литература.

Однако «доктор Эсперанто» был не только инициатором общественного движения по преодолению «вавилонизма», но и автором религиозного учения под названием «гиллелизм» (затем — «гомаранизм»). Первоначальным побудительным мотивом для его создания были волнующие Заменгофа, российского еврея, проживавшего в городах Белостоке, Гродно и, большую часть жизни, в Варшаве, проблемы этноса, к которому он принадлежал.

В 1901 году Л. Заменгоф, прежде, в 1880-е годы, увлекавшийся идеями раннего сионизма (палестино-фильства) и членствовавший в организации Хиббат Цион, публикует на русском языке под псевдонимом Homo sum брошюру «Гиллелизм. Проект решения еврейского вопроса», а также рассылает «Обращение к еврейской интеллигенции» аналогичного содержания. Название доктрины происходит от имени Гиллеля, иудейского богослова эпохи Второго храма, умершего около 10 г. н. э. Он известен, в частности, своим этическим учением, сущность которого отразилась в ответе одному из учеников на вопрос, что является главным в религии: «Что тебе неприятно, того не делай ближнему, вот сущность всей Торы, все остальное только комментарий; иди, изучай!»

[1, т. 6, с. 502]. Автор брошюры задается вопросом, какова причина рассеяния евреев, их во многом трагической судьбы и ущемленного места в мире. По мнению Заменгофа, суть «еврейского вопроса» состоит в узконациональном характере иудейской религии, неизбежно приводящей к замкнутости и конфликтам с другими этносами. Автор призывает еврейскую интеллигенцию встать под знамена изобретенной им новой религии — гиллелизма, создать «новую религиозную партию», «социально-религиозную организацию», которая будет руководствоваться «не буквой, а духом Моисеева учения».

Сущностью «гиллелизма» объявлялись следующие принципы:

«1. Мы чувствуем и признаём существование высшей Силы, управляющей миром, и Силу эту мы называем Богом.

2. Законы свои Бог вложил в сердце каждого человека под формою совести; слушайся всегда поэтому голоса совести своей, ибо это есть никогда не умолкающий голос Бога.

3. Сущность всех законов, данных нам Богом, выражается формулой: люби ближнего и поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобою, и не делай никогда ни явно, ни тайно таких поступков, о которых твой внутренний голос говорит тебе, что они Богу не нравятся. Всякие же остальные учения, которые ты услышишь когда-либо от твоих учителей и руководителей и которые не заключаются в кардинальных трёх пунктах религии, составляют только человеческие комментарии, которые могут быть истинны, но могут быть и ошибочны. ...».

Так как необходимым условием для внешних религиозных форм есть их одинаковость для всех исповедующих данную религию, то церковь гилле-литов устанавливает общий Синод, который будет устанавливать и регулировать внешние религиозные

210

Секция 11. Философия

формы, обязательные для всех общин гиллелитов [2, раздел III].

Заменгоф дает в своей брошюре и ряд конкретных пояснений по поводу обрядовой стороны гил-лелизма и его отношения к классическому иудаизму. «Библия считается у евреев священною книгою; так как это действительно книга великая, которая положила фундамент монотеизму, на которой нравственно воспитано всё цивилизованное человечество, и на которой основан также весь гиллелизм, то ничто не препятствует и гиллелизму относиться к ней с подобающим благоговением и каждый раз читать в своих храмах отделы из неё. Но относиться к ней дословно было бы, разумеется, явно противно законам гиллелизма [2, III].

Автор доктрины гиллелизма предлагает оставить в силе ряд еврейских обрядовых традиций (суббота, празднование Нового Года, Судного Дня, Пасхи, Хануки и других), однако наполнить их новым содержанием. При этом «содержание и форма всех молитв, как совершенно идущих вразрез с духом гиллелизма, должны быть, разумеется, радикально изменены от начала до конца», а «древнееврейский язык, как придающий церкви характер узко национальный и к тому же как совершенно немыслимый в настоящее время для свободного, сознательного и искреннего выражения своих мыслей и молитв, должен быть, разумеется, устранён» [2, III].

Из сторонников гиллелизма как раз и должен сформироваться «нормальный еврейский народ», не имеющий комплексов нынешнего. Но более того: гиллелисты в будущем должны составить «идейный, нейтрально-человеческий народ», «народ будущего». Начало последнему положат гиллелисты-евреи, однако позднее, по мере укрепления авторитета гиллелизма, к этой «нейтрально-человеческой религии» будут примыкать и обратившиеся в гилле-лизм представители других национальностей, так что в конечном счете возникнет «объединенное человечество». «Гиллелизмом закончится великая историческая миссия еврейского народа» [2, IV].

При этом возникновение «объединенного человечества» не будет означать исчезновения национальностей как таковых — они сольются, не теряя своей индивидуальности, будут едины во множестве.

По мнению автора данной статьи, можно говорить о влиянии на Заменгофа российского стиля социально-философского мышления, в частности, об опосредованном воздействии некоторых своеобразно истолкованных идей Владимира Соловьева

(1853-1900), автора философской концепции «всеединства». Вл. С. Соловьев, прекративший преподавание в Московском университете за два года до поступления туда Заменгофа (он в 1879-1881 годах учился на медицинском факультете), был популярен среди еврейской интеллигенции благодаря его выступлениям против антисемитизма [1, 14, 445-447]. С большим уважением относясь к «богорождающему народу», подчеркивая, что «еврейство есть избранный народ Божий», Вл. Соловьев провозглашал, что «грядущий Израиль послужит деятельным посредником для очеловечения материальной жизни и природы, для создания новой земли, идеже правда живет» [3, 1: 211, 221, 256]. Разумеется, у христианина Соловьева эти идеи связывались с его общей концепцией о грядущей победе истинного вселенского христианства и вхождении «лучшей части еврейства в христианскую теократию» [3, 1, 255], однако речь идет не о прямых заимствованиях у Соловьева, но о влиянии на «доктора Эсперанто» российской идейной атмосферы. Сама принципиальная мысль о возможности существования народа, в менталитете которого превалируют не этнические, а общечеловеческие черты, также характерна для духовной атмосферы России. Именно таким народом считал русский народ К. С. Аксаков и другие славянофилы.

Отдельные моменты гиллелизма схожи с взглядами Германа Коена (Cohen, 1842-1918), еврейского философа, публиковавшего свои произведения в Берлине и Марбурге. Коен известен в истории философии в первую очередь как глава Марбургской школы неокантианства, однако он много писал и о проблемах, связанных с еврейским народом и иудаизмом. Среди этих работ — «Ознакомление с еврейским вопросом» («Ein Bekenntniss in der Judenfrage», 1880), «Культурно-историческое значение Субботы» («Die kulturgeschichtliche Bedeutung des Sabbat», 1881), опубликованные посмертно «Религия разума по источникам иудаизма» («Religion der Vernunft aus den Quellen des Judentums»), «Этика Маймонида» («Die Ethik des Maimonides»).

В 1888 году вышла работа Коена «Die Nachtenliebe im Talmud» («Любовь к иным в Талмуде»), где он развивал идею о том, что эпоха Мессии не может наступить, пока не возникнут группы живущих в мире и гармонии людей, которые станут образцом для остального человечества. Таким образцовым сообществом, по Коену, должен стать еврейский народ [4, 48-49].

211

Section 11. Philosophy

Однако в своих статьях на идеологические темы и в письмах инициатор эсперанто никогда не упоминал кого-либо из современных ему философов, социальных мыслителей.

Каких-либо конкретных организационных последствий брошюра создателя эсперанто не имела, «церковь гиллелитов» создана не была. Доктрина «гиллелизма» не была замечена еврейской интеллигенцией, выбравшей, как известно, в конечном счете, идеи Теодора Герцля.

В 1906 году в первом номере журнала «Российский эсперантист» были без подписи опубликованы «Догматы гиллелизма». Это, однако, был уже новый вариант религиозно-этического учения «доктора Эсперанто». В предисловии подчеркивалось, что гиллелизм образца 1906 года не является концепцией «специально только для одной человеческой группы, для регулировки отношения этой группы к окружающему миру». Во втором номере того же журнала Заменгоф предлагает уже и новое название учения — «гомаранизм» (от эсперантского слова «homarano» — «член человеческой семьи»).

«Догматы...» в самом начале провозглашали «окончательной целью» нового учения слияние людей «в один нейтрально-человеческий народ», подчеркивая, что «это будет совершаться постепенно, незаметно и без всякой ломки» [5, 5-6].

Хотя автор называл свой гиллелизм-гомаранизм религией, положения собственно религиозного характера содержатся только в десятом «догмате». Начинается заменгофский «символ веры» с установок, касающихся проблемы соотношения общечеловеческого, гражданского и этнического.

«Я верую, что все народы равны, и я оцениваю каждого человека по его личному достоинству и поступкам, а не по его происхождению. Всякое оскорбление или преследование человека за то, что он родился от другого племени, с другим языком или другой религией, чем я, я считаю варварством. Я верую, что каждая страна принадлежит не тому или другому племени, а вполне равноправно всем своим жителям, какой бы язык или религию они не имели. Патриотизмом, или служением своему отечеству, я называю только служение благу всех моих сограждан, какого бы происхождения, языка или религии они ни были. Народом своим я называю совокупность всех людей, населяющих мое отечество, какого бы происхождения, языка или религии они ни были» [5, 6-8].

В связи с данными «догматами» Заменгоф даже предлагал использовать в названиях стран и их

регионов только «имена нейтрально-человеческие», а не производные от этнонимов. Так, были предложены вызвавшие насмешки современников «доктора Эсперанто» названия «Варсовиландия» (Польша), «Паризрегния» (Франция), «Петербур-грегния» (Россия), чтобы названия были столь же «нейтральны» по отношению к живущим в стране этносам, как Канада, Бельгия, Австрия, Перу.

В отношении религиозных принципов повторялось то же, что и в брошюре 1901 года, и подчеркивалось, что «сущность всех религий одна и та же». В заключение Заменгоф предлагал строить специальные храмы, где сторонники нового учения будут «слушать произведения великих учителей человечества о жизни и смерти, об отношении нашего «Я» к вселенной и вечности.» [5, 10-11].

Таковы основные положения религиозно-этического учения Л. Заменгофа, социальный пафос которого — отстаивание общечеловеческих ценностей, преодоление узкого национализма. По собственно религиозному содержанию гомаранизм напоминает доктрины деистического характера, восходящие к идеям Эдуарда Герберта Чербери (1583-1648), выступавшего за «разумную религию» в противовес «религиям откровения».

Кроме того, речь идет и об экуменических моментах. В своем ответе резко критиковавшему его католическому священнику Домбровскому Замен-гоф подчеркивал, что его учение должно сыграть роль «моста» между различными конфессиями, что могут быть гомаранисты-христиане, гомаранисты-мусульмане, гомаранисты-иудеи [6, 311].

Распространение гомаранизма Заменгоф тесно увязывал с задачей распространения эсперанто (“нейтрального языка”, объективно обладающего, по мнению Заменгофа, «внутренней идеей»), рассматривая эсперантистов как основную целевую группу для первоначального внедрения гомаранизма («нейтральной религии»). В гомаранистских храмах предполагалось использовать «нейтральный язык».

Заменгоф пользовался среди эсперантистов огромным авторитетом, однако это не помогло ему в распространении его религиозного учения в эспе-рантистской среде: можно говорить о практически полном неприятии гомаранизма эсперантистским сообществом (реально действовала лишь небольшая группа гомаранистов в Варшаве), что стало для создателя эсперанто личной трагедией.

Заменгоф, однако, не оставлял попыток распространения своего учения. В 1912 году он отказался

212

Секция 11. Философия

от роли официального главы эсперанто-движения, чтобы полностью посвятить себя пропаганде гома-ранизма. В 1913 году «доктор Эсперанто» занимался подготовкой «конгресса сторонников нейтрально-человеческой религии», который был намечен на 1914 год (после юбилейного Х всемирного конгресса эсперантистов в Париже). На этом, если можно так выразиться, соборе, новая «этическая религия» должна была быть утверждена коллективно, а свои «догматы» Заменгоф планировал предложить лишь в качестве проекта. Конгресс не состоялся по причине начала Первой мировой войны.

Л. Заменгоф вплоть до своей смерти работал над совершенствованием своей доктрины, оттачивал формулировки «догматов» гомаранизма, желая яснее выразить мысль, что гомаранизм не связан с неуважением к национальным культурам, цивилизованному патриотизму, разным религиозным конфессиям и стараясь подчеркнуть, что его учение «нельзя смешивать с так называемым космополитизмом» [7, 461].

Последним сочинением «доктора Эсперанто» была статья «О Боге и бессмертии». Л. Заменгоф успел написать лишь ее вступительную часть: смерть, последовавшая 14 апреля 1917 года, помешала закончить работу.

Как уже отмечено, гиллелизм-гомаранизм никогда не был заметным явлением внутри международного движения эсперантистов. Эсперантизм в начале ХХ! века — это реалистическое общественное движение не иерархического, а сетевого характера, воздерживающееся в целом от радикальной наступательной пропаганды, осознающее свое скромное место в мире, не имеющее (и никогда не имевшее)

единой идеологии. Организованные сторонники этико-религиозной концепции Л. Заменгофа на сегодняшний день — это лишь два крайне малочисленных объединения из более чем сотни ассоциаций по интересам внутри движения: Hilelista Esperanto-Komunumo (Гиллелистское эсперанто-сообщество) и Homaranisma Asocio Tutmonda (Гомаранистская всемирная ассоциация).

Сегодня как в научных кругах, так и в средствах массовой информации преобладает мнение, что эсперантизм потерпел неудачу и является примером утопического социального проекта. Действительно, первоначально поставленная Л. Заменго-фом и его сторонниками цель сделать эсперанто всемирным «нейтральным», не дающим никакому народу преимуществ контактным языком, «вторым языком для каждого» (la dua lingvo por ciuj) не достигнута. Вряд ли можно сомневаться, что современная геополитическая и мировая культурная ситуация не открывает перспектив для реализации миссии эсперанто в том виде, в каком ее видели пионеры эсперанто-движения. Вместе с тем, в начале XXI века эсперанто не превратился в архивное достояние истории культуры, и международное эсперанто-движение продолжает оставаться социолингвистической и социокультурной реальностью, одной из структур гражданского общества. В эспе-рантистском сообществе, при всем его плюрализме и прагматическом настрое, сложилась определенная система ценностей, среди которых — принципы уважения ко всем этносам, языкам и религиям, отвержение войны, насилия, шовинизма. В этом сыграли свою роль и взгляды основателя эсперанто-движения — Л. М. Заменгофа.

Список литературы:

1. Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. В 16 томах. -М., - 1991 (репринт).

2. Гомо Сум. Гиллелизм. Проект решения еврейского вопроса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.esperanto.mv.ru/Hilelismo/hilelismo.html

3. Соловьев В. С. Сочинения в 2 томах. - М., - 1989.

4. Gishron, Jeremi. Lingvo kaj religio: Studo pri la frua esperantismo kun speciala atento al L. L. Zamenhof. Jerusalem, - 1986. - 212 p.

5. Российский эсперантист. - 1906. - № 1, - с. 5-11.

6. Klopodis organizi, sed vane: Iam kompletigota plena verkaro de L. L. Zamenhof. Kajero 7. Kioto, - 1980. - 441 p.

7. Mortinta, sed senmorta! Iam kompletigota plena verkaro de L. L. Zamenhof. Kaj ero 9. Kioto, - 1981. - 518 p.

213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.