Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
682
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ / ВЕРУЮЩИЕ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / АРМИЯ / RELIGION / ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION / RELIGIOUS SITUATION / BELIEVERS / RELIGIOSITY / ARMY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Олейников С. В., Хлынин А. П.

В основе данной статьи лежит социологическое исследование, проведенное в июне 2019 г. научно-исследовательским (социологическим) центром Вооруженных Сил Российской Федерации. По результатам исследования комплексно раскрывается текущая религиозная ситуация в Вооруженных Силах. на основе анализа уровня религиозности военнослужащих фиксируется незначительное снижение доли верующих и, в соответствии со шкалой Угриновича, выделяются группы военнослужащих по степени религиозности. С позиции анализа критериев религиозности знания / сознания / поведения обосновывается тезис о номинальной религиозности заметной части верующих (в частности «убежденных верующих») на фоне положительного отношения к религии подавляющего числа военнослужащих. Оценивается текущая межконфессиональная обстановка и потенциал обострения межрелигиозных взаимоотношений в подразделениях. Эмпирически доказывается утверждение о культурно-цивилизационной традиции как главном мотиве религиозности, фиксируются основные каналы получения верующими информации религиозного толка. Кроме того, на основе эмпирического анализа эффективности функционирования воссозданного в 2010 году института военных священнослужителей доказывается вывод о том, что в настоящее время в Вооруженных Силах создан необходимый минимум условий для удовлетворения религиозных потребностей верующих военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS SITUATION IN THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The basis of this article is a sociological study which was conducted in June2019 by the Research (sociological) Center of the Armed Forces of the Russian Federation. According to the results of the study, the current religious situation in the Armed Forces of the Russian Federation is comprehensively revealed. Based on an analysis of the level of religiosity of military personnel, a slight decrease in the share of believers is recorded and, in accordance with the Ugrinovich scale, groups of military personnel are distinguished by the degree of religiosity. From the point of view of the analysis of the criteria of religiosity of knowledge / consciousness / behavior, the thesis about the nominal religiosity of a significant part of believers (in particular, “convinced believers”) is substantiated against the background of a positive attitude towards religion overwhelming number of military personnel. The current interfaith situation and the potential for exacerbation of interreligious relations in the divisions are evaluated. The assertion about the cultural and civilizational tradition of a soldier as the main motive of religiosity is empirically proved, the main channels for religious information for believers are recorded. In addition, on the basis of an empirical analysis of the effectiveness of the functioning of the institute of military clergymen reconstructed in 2010, it is concluded that at present the necessary minimum conditions have been created in the Armed Forces to satisfy the religious needs of believing military personnel.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 316.74

С. В. Олейников, А. П. Хлынин

Олейников С. В., кандидат педагогических наук, начальник научно-исследовательской лаборатории,

научно-исследовательский (социологический) центр Вооруженных Сил РФ; e-mail: [email protected]

Хлынин А. П., младший научный сотрудник,

научно-исследовательский (социологический) центр Вооруженных Сил РФ; e-mail: [email protected]

РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В ВООРУжЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В основе данной статьи лежит социологическое исследование, проведенное в июне 2019 г. научно-исследовательским (социологическим) центром Вооруженных Сил Российской Федерации. По результатам исследования комплексно раскрывается текущая религиозная ситуация в Вооруженных Силах. на основе анализа уровня религиозности военнослужащих фиксируется незначительное снижение доли верующих и, в соответствии со шкалой Угриновича, выделяются группы военнослужащих по степени религиозности. С позиции анализа критериев религиозности знания / сознания / поведения обосновывается тезис о номинальной религиозности заметной части верующих (в частности «убежденных верующих») на фоне положительного отношения к религии подавляющего числа военнослужащих. Оценивается текущая межконфессиональная обстановка и потенциал обострения межрелигиозных взаимоотношений в подразделениях. Эмпирически доказывается утверждение о культурно-цивилизационной традиции как главном мотиве религиозности, фиксируются основные каналы получения верующими информации религиозного толка. Кроме того, на основе эмпирического анализа эффективности функционирования воссозданного в 2010 году института военных священнослужителей доказывается вывод о том, что в настоящее время в Вооруженных Силах создан необходимый минимум условий для удовлетворения религиозных потребностей верующих военнослужащих.

Ключевые слова: религия; Вооруженные Силы Российской Федерации; религиозная ситуация; верующие; религиозность; армия.

S. V. Oleynikov, A. P. Khlynin

OleynikovS. V., PhD (Pedagogy);

Head of the Research Laboratory of the Research (Sociological) Center of the Armed Forces of the Russian Federation; e-mail: [email protected]

Khlynin A. P., Junior Researcher, Research (Sociological) Center of the Armed Forces of the Russian Federation; e-mail: [email protected]

RELIGIOUS SITUATION IN THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The basis of this article is a sociological study which was conducted in June 2019 by the Research (sociological) Center of the Armed Forces of the Russian Federation. According to the results of the study, the current religious situation in the Armed Forces of the Russian Federation is comprehensively revealed. Based on an analysis of the level of religiosity of military personnel, a slight decrease in the share of believers is recorded and, in accordance with the Ugrinovich scale, groups of military personnel are distinguished by the degree of religiosity. From the point of view of the analysis of the criteria of religiosity of knowledge / consciousness / behavior, the thesis about the nominal religiosity of a significant part of believers (in particular, "convinced believers") is substantiated against the background of a positive attitude towards religion overwhelming number of military personnel. The current interfaith situation and the potential for exacerbation of interreligious relations in the divisions are evaluated. The assertion about the cultural and civilizational tradition of a soldier as the main motive of religiosity is empirically proved, the main channels for religious information for believers are recorded. In addition, on the basis of an empirical analysis of the effectiveness of the functioning of the institute of military clergymen reconstructed in 2010, it is concluded that at present the necessary minimum conditions have been created in the Armed Forces to satisfy the religious needs of believing military personnel.

Key words: religion; Armed Forces of the Russian Federation; religious situation; believers; religiosity; army.

Введение

Одной из самых заметных тенденций развития российского общества с момента распада Советского Союза является тенденция увеличения религиозности населения на фоне некоторого снижения доли верующих в мире (Российская Газета, 01.08.2012). По данным социологических опросов, если в 1991 году верующих было всего 23 %, в 1996 году - уже 34 % [Каариайиен, Фурман 2000, с. 198], то в 2008 году почти две трети россиян (69 %) назвали себя верующими [Синелина 2013, с. 328]. На сегодняшний день тенденция роста религиозности российского общества несколько замедлилась - в 2019 году верующими себя назвали 74 % россиян [ФОМ 2019, с. 2], что является достаточно высоким показателем не только по европейским странам, но и в общемировом контексте.

Очевидно, что тенденция увеличения уровня религиозности не могла обойти стороной Вооруженные Силы Российской Федерации (ВС РФ), который является одним из основных социальных институтов

российского общества. По данным военных социологов, в 1990 году лишь 14 % военнослужащих называли себя верующими, в 1992 году верующих стало уже 22 %, в 1996 - 34 % [Соловьев, Образцов 1997, с. 293-294]. Через десять лет, в 2006 году, число верующих военнослужащих выросло уже вдвое и составило 68 % [Дубограй 2011, с. 107].

Реакцией на стабильное увеличение доли верующих военнослужащих и рост значимости религиозного института стало введение (а по сути - восстановление) института военного духовенства в ВС РФ, главной задачей которого является обеспечение права военнослужащих на свободу совести и вероисповедания. В целях обеспечения достоверной информацией органов военного управления, Научно-исследовательский центр (социологический) ВС РФ провел социологическое исследование религиозной ситуации в ВС РФ. Исследование проводилось по всеармейской выборке методом анкетного опроса всех категорий военнослужащих во всех видах и родах ВС РФ. Полученные результаты достоверны и позволяют сделать выводы.

Результаты исследования

Уровень религиозности военнослужащих в 2019 году1 снизился по сравнению с прошлым годом: незначительно уменьшилось численность верующих военнослужащих (76 %, в 2018 году - 78 %). Каждый седьмой военнослужащий (14 %) - неверующий, еще 10 % затруднились с ответом. Подавляющее большинство (98 %) верующих исповедуют одну из мировых религий.

Уровень религиозности отдельных категорий военнослужащих практически не изменился по сравнению с прошлым годом: наибольшее число военнослужащих, считающих себя верующими, отмечается среди офицеров (84 %), а наименьшее - среди военнослужащих по призыву (67 %).

Что касается степени религиозности, то необходимо отметить небольшой рост доли убежденных верующих военнослужащих в 2019 году: отмечается рост доли респондентов, считающих себя «убежденными верующими» при одновременном сокращении доли атеистов (см. рис. 1).

1 Всего опрошено 937 военнослужащих, из них офицеров - 281, военнослужащих по контракту - 279 (прапорщиков - 52), военнослужащих по призыву - 325.

50 50

Убежденные Верующие, Сомневающиеся Неверующие Атеисты

верующие старающиеся соблюдать все предписания

Рис. 1. Динамика изменения долей военнослужащих по степени веры (в %)

Говоря о степени религиозности отдельных категорий военнослужащих (см. рис. 2) следует отметить, что больше всего респондентов, считающих себя «убежденно верующими», а также «верующими, которые стараются соблюдать все предписания своей веры» наблюдается среди старшего и младшего офицерского состава (84 % и 83 % соответственно).

Вместе с тем наибольшая доля «неверующих атеистов» выявлена среди военнослужащих по призыву: каждый четвертый (25 %) критически относится к институту Церкви (атеисты - 8 %, неверующие -17 %). В этом случае просматривается достаточно устойчивое влияние жизненного опыта респондента на степень его религиозной зрелости: данный вывод косвенно подтверждается возрастным распределением. Так, 93 % атеистов составляют военнослужащие до 30 лет, из них до 25 лет - 72 %.

Однако критерий самоидентификации респондентом степени собственной религиозности нельзя считать объективным и достаточным. Помимо самоидентификации, необходимым условием для определения реальной религиозности является учет объективных признаков: глубины религиозного сознания (религиозные знания, представления) и частоты религиозного поведения.

Так, около 30 % военнослужащих, считающих себя «убежденными верующими» вообще не принимают участие в религиозных обрядах (таинствах), не посещают богослужения и не совершают молитв, которые являются основой духовной жизни любого верующего. Совершенно не понимают смысла большинства религиозных обрядов

(таинств) - 17 %, богослужений - 9 %, молитв - 4 % «убежденных верующих» военнослужащих. Более того, каждый десятый сомневается в существовании Бога, высшего Начала (ангельских или демонических сил), а треть (29 %) - в существовании загробной жизни. Таким образом, доля «противоречивых убежденных верующих» составляет около 30 %, отсюда реальная доля убежденных верующих с учетом этой поправки составляет 19 % (вместо 27 %).

Рис. 2. Распределение военнослужащих различных категорий по степени религиозности (в %)

Справочно: Противоречивые убежденные верующие - верующие, которые демонстрируют взаимоисключающие признаки, то есть считают себя убежденными верующими, но в действительности не верят в основные положения своего вероучения, не совершают актов религиозного поведения и не осведомлены о фундаментальных постулатах своей религии.

Кроме того, косвенным показателем влияния религиозного фактора непосредственно на верующих военнослужащих является оценка их поведения со стороны неверующих или сомневающихся сослуживцев. Так, более половины (60 %) неверующих или сомневающихся военнослужащих заявили, что верующие «ничем не отличаются от других сослуживцев», четверть (25 %) заявила, что верующие «прикрываются своими убеждениями», 15 % заявили, что «верующие более терпимы и менее конфликтны», 12 % - «верующие реже нарушают воинскую дисциплину», практически столько же (11 %) -«верующие более замкнуты в себе».

Конфессиональная структура и религиозная толерантность

В 2019 году доля православных христиан в вооруженных силах по сравнению с прошлым годом не изменилась (87 %). Вместе с тем за аналогичный период несколько увеличилась доля мусульман (с 7 % до 9 %) и снизилась доля буддистов (с 3 % до 1 %), доля остальных конфессий (католицизма, протестантизма, иудаизма, язычества и др.) в сумме составляет 3 % (см. рис. 3). Таким образом, распределение военнослужащих по конфессиональному признаку практически отражает конфессиональное распределение среди россиян за аналогичный период.

Православные Мусульмане Буддисты Другие

Рис. 3. Конфессиональное распределение военнослужащих, считающих себя верующими, в 2018 и 2019 годах (в %)

Справочно: по данным социологического опроса ФОМ, в 2019 году в России доля православных среди всех верующих составила 88 %, доля мусульман - 10 %, доля остальных конфессий (католики, протестанты, буддисты, баптисты и др.) в сумме составила 2 % (Фаустова).

И для России, и для ВС РФ в частности, залогом стабильного существования является межконфессиональный мир: угроза конфликтов в данной сфере не может не осознаваться как одна из ключевых. Принимая во внимание неоднородный поликонфессиональный состав армии, важно обратиться к вопросу терпимости военнослужащих, составляющих абсолютное большинство в ВС РФ (православных) к представителям наиболее распространенных конфессий меньшинства (мусульманам, буддистам) и атеистам (см. рис. 4).

■ Нейтрально ■ Отрицательно

Рис. 4. Отношение православных военнослужащих к исламу, буддизму и атеизму (в %)

У абсолютного большинства православных военнослужащих нет негативных установок по отношению к иным конфессиям, что может свидетельствовать об отсутствии стереотипов к иноверцам, а в отсутствии стереотипов взаимоотношения перетекают из плоскости религиозного в плоскость межличностного взаимодействия.

Интересна также и противоположная сторона вопроса, а именно -отношение представителей религиозных меньшинств ВС РФ к представителям православного большинства. Почти у всех военнослужащих-мусульман (98 %) и буддистов (100 %) отсутствует негатив по отношению к православию. В результате в ВС РФ складывается довольно оптимистичная картина: с одной стороны, у православного большинства практически не встречаются негативные установки к представителям традиционных конфессий Российской Федерации, с другой стороны, меньшинство представителей традиционных конфессий настроено к православному большинству достаточно миролюбиво.

Несколько сложнее обстоит дело с группой военнослужащих-атеистов (6 %) и военнослужащих-язычников (1 %), которые хоть и не являются многочисленными в Вооруженных Силах, однако дают некоторые поводы для беспокойства. Так, о негативном отношении к православному большинству заявляет каждый пятый атеист (17 %) и язычник (20 %). Напомним, что доля атеистов (52 %) и язычников (80 %) наиболее высока среди военнослужащих по призыву.

Мотивы и каналы религиозности военнослужащих

Одной из главных задач исследования религиозной ситуации стало выявление мотивов, лежащих в основе религиозности

военнослужащего. Так, в 2019 году, как и в 2018 году, в качестве главных мотивов религиозности респонденты отмечают «уклад жизни в семье и пример родителей», «соблюдение национальной традиции» и «общение с верующими» (см. рис. 5).

Рис. 5. Основные мотивы религиозности верующих военнослужащих (в %)*

Анализ ближайшего окружения верующих военнослужащих также косвенно подтверждает данный вывод: 9 из 10 респондентов (91 %) выросли в семьях, которые можно назвать религиозными в той или иной степени.

Стоит также заметить, что, по сравнению с 2018 годом, в 2019 году несколько увеличилась доля респондентов, указавших два и более мотива собственной религиозности из предложенного списка. Растет число респондентов, пришедших к вере после «тяжелой болезни или смерти близкого» (13 %, в 2018 - 5 %), после «неожиданной помощи (спасения) в сложной ситуации» (22 %, в 2018 - 14 %) и в результате «поиска смысла жизни» (20 %, в 2018 - 16 %).

Ближайшее окружение для верующих военнослужащих является также каналом получения религиозных знаний: большинство получает знания «от родственников» (43 %) и «от знакомых верующих»

(38 %) (см. рис. 6). При этом заметно увеличение религиозных источников, которые используют верующие военнослужащие для получения новых религиозных знаний, что свидетельствует, во-первых, о росте заинтересованности в получении новых религиозных знаний, во-вторых, о наличии таких источников в свободном доступе.

Рис. 6. Основные источники получения религиозных знаний верующими военнослужащими (в %)*

Существенно выросла доля верующих, которые получают религиозные знания «от священнослужителей» (35 %, в 2018 - 20 %), «через телевидение и художественные произведения» (36 %, в 2018 -23 %), «через Интернет» (20 %, в 2018 - 9 %) и «из религиозной литературы» (26 %, в 2018 - 16 %).

Условия для верующих

Деятельность представителей военного духовенства, направленная на всестороннее удовлетворение религиозных потребностей верующих, воспринимается большинством военнослужащих достаточно позитивно: 53 % к военному священнику (помощнику командира

части по работе с верующими) относится положительно, 42% - нейтрально и только 4 % всех военнослужащих относится к нему негативно. Из тех, кто не поддерживает деятельность военного священника, более половины (60 %) составляют православные, четверть (22 %) -неверующие и атеисты, 16 % - мусульмане и 3 % - язычники.

Справочно: по данным начальника Управления по работе с верующими военнослужащими ВС РФ, в 2015 году в штате военного духовенства насчитывалось более 250 должностей, из которых 10 замещены гражданскими служащими, и 150 замещены военными священнослужителями, в числе которых 147 православных священника, два мусульманских имам-хатыба и один буддийский лама [Суровцев 2015, с. 3].

Показателем благоприятной обстановки в подразделении является межконфессиональный мир, выраженный в отсутствии правонарушений на почве религиозной дискриминации. Так, подавляющему большинству военнослужащих (93 %) ничего не известно о случаях нарушения права на свободу совести и вероисповедания на территории своей воинской части (корабле). Основными нарушителями являются в большей степени - офицеры или прапорщики, в меньшей степени - военнослужащие другой веры. Нарушение прав проявлялось в большей степени - в запрете молиться (38 %) и изъятии религиозных атрибутов (крестиков, четок, амулетов и т. д.) (34 %), в меньшей степени - в оскорблении религиозного чувства ритуалом другого вероисповедания (15 %).

Еще одним показателем, характеризующим обстановку в подразделении, является наличие фактов уклонения военнослужащих от исполнения своих обязанностей по религиозным соображениям. Так, в 2019 году подавляющее большинство военнослужащих (86 %) утверждает, что они не знают таких сослуживцев, которые уклоняются по религиозным соображениям от выполнения некоторых поставленных задач. Из тех, кто уклоняется от выполнения задач, прикрываясь религией (14 %), чуть меньше половины составляют мусульмане (47 %), четверть составляют православные христиане (24 %), 10 % -военнослужащие-буддисты (при том, что доля мусульман почти в 10 раз меньше доли православных).

Условия для удовлетворения религиозных потребностей верующих военнослужащих

Несмотря на возросшую интенсивность военной службы, в 2019 году отмечается регулярность проводимых богослужений и возможность их посещения военнослужащими. Так, три четверти (74 %) верующих военнослужащих посещают религиозные богослужения с той или иной периодичностью (см. рис. 7).

Раз в неделю и чаще Раз в месяц По большим Не посещают

религиозным праздникам

■ До службы в ВС РФ ■ Во время службы в ВС РФ

Рис. 7. Частота посещения религиозных богослужений военнослужащими, считающими себя верующими (в %)

Некоторое снижение наблюдается в группе посещающих богослужения «по большим религиозным праздникам». Так, 13 % военнослужащих, посещавших религиозные богослужения с различной периодичностью до службы, не посещает богослужения во время службы вообще. Однако данная ситуация говорит скорее о недостаточной степени воцерковленности, нежели об отсутствии возможности посещения богослужений. Основное ядро убежденных верующих, регулярно посещавших богослужения «раз в неделю и чаще» или «раз в месяц» до военной службы, посещают богослужения и во время службы, что свидетельствует о наличии такой возможности.

Вместе с тем одним из индикаторов, способным показать эффективную организацию работы с верующими военнослужащими непосредственно в воинской части (корабле), является посещение религиозных богослужений верующими военнослужащими по призыву, не имеющим возможностей присутствовать на службах вне воинской части (рис. 8).

Раз в неделю и чаще Раз в месяц По большим Не посещал/не

религиозным посещаю

■ До службы в Вооруженных Силах праздникам

■ Во время службы в Вооруженных Силах

Рис. 8. Частота посещения религиозных богослужений верующими военнослужащими по призыву (в %)

Тенденция отказа от посещения религиозных богослужений у военнослужащих по призыву имеет некоторые отличительные черты. Так, у военнослужащих по призыву наблюдается более резкое снижение доли посещающих во время службы в сравнении с аналогичным периодом до службы (25% перестали посещать богослужения вообще). Доля убежденных верующих, посещавших богослужения «раз в неделю и чаще» сократилась практически на треть (с 13 % до 8 %). Однако, несмотря на значительное сокращение доли посещающих богослужения, нельзя не отметить возможность посещать богослужения: 59 % верующих военнослужащих по призыву посещают религиозные богослужения с разной периодичностью.

Тем не менее тенденция отказа от посещения религиозных богослужений во время службы не может объясняться исключительно фактором недостаточной воцерковленности. Значительная часть верующих военнослужащих испытывает трудности во встрече со священником: четверть (24 %) заявляет, что они никогда не видели представителей духовенства в своей воинской части (на корабле), треть (29 %) заявляет, что представители духовенства бывают в их воинской части (на корабле) редко и обратиться к ним довольно проблематично. Четверть всех верующих военнослужащих (24 %) заявила, что за время службы никаких мероприятий, в ходе которых священнослужитель обсуждал с ними вопросы религии и нравственности, вообще не проводилось, а еще четверть (26 %) заявила, что такие мероприятия проводились, но достаточно редко. Кроме того, каждый пятый (19 %) верующий считает, что на территории его воинской части (корабля) условия для свободного проведения религиозных обрядов вообще не созданы, каждый

четвертый (24%) считает, что условия созданы лишь частично, и еще четверть верующих (23%) затрудняется с ответом на данный вопрос.

Выводы

Подводя итог анализу текущей религиозной ситуации в ВС РФ можно констатировать, что уровень религиозности военнослужащих незначительно снизился по сравнению с прошлым годом, однако остается достаточно высоким и превышает аналогичный уровень по стране (76 % и 74 % соответственно). Большинство верующих военнослужащих расценивает религиозность как нечто положительное и социально одобряемое, в связи с чем склонно к преувеличению степени собственной религиозности.

ВС РФ являются многоконфессиональным институтом общества, однако подавляющее большинство военнослужащих из числа верующих соотносят себя с православием. Текущие межконфессиональные взаимоотношения можно охарактеризовать как дружественно-нейтральные, а потенциал обострения межрелигиозных взаимоотношений - низкий.

Основным мотивом религиозности военнослужащих в большинстве случаев является соотнесение себя с культурно-цивилизационной традицией своего народа (этноса), реализованной в процессе семейной социализации. Основными каналами получения религиозных знаний для верующих военнослужащих являются верующие родственники, знакомые, священнослужители, телевидение и художественные произведения.

Подавляющему числу военнослужащих не известны случаи нарушения права на свободу совести и вероисповедания на территории своей воинской части (корабле). Помимо этого, подавляющее число военнослужащий не имеет сослуживцев, которые отказывается выполнять свои обязанности, ссылаясь на религиозные убеждения.

Деятельность органов по работе с верующими военнослужащими в целом можно оценить положительно - за девять лет был создан необходимый минимум условий для верующих военнослужащих. Кроме того существует возможность для посещения религиозных богослужений по месту службы и позитивное отношение большинства военнослужащих к военному священнику. Вместе с тем значительная часть

верующих (до 50%) испытывает определенные трудности во встрече

со священником, а также отмечает низкую периодичность обсуждения

со священником вопросов веры и нравственности.

список литературы

Добрынина Е. Богатые реже молятся // Российская газета. Вып. N° 179 (5852). URL: rg.ru/2012/08/01/ieligia-site.html (дата обращения: 17.11.2019).

Дубограй Е. В. Религиозность военнослужащих Вооруженных Сил России: духовные ценности и нормы поведения // Пространство и время. 2011. № 3. 158 с.

Каариайнен К., Фурман Д. Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России. СПб. ; М. : Летний сад, 2000. 247 с.

Синелина Ю. Ю. Динамика религиозности россиян (1989-2012) // Социология религии в обществе Позднего Модерна (памяти Ю. Ю. Синели-ной) : материалы Третьей Международной науч. конф. НИУ БелГУ, 13 сентября 2013 г. / отв. ред. С. Д. Лебедев. Белгород : Белгород, 2013. 460 с.

Соловьев С. С., Образцов И. В. Российская армия от Афганистана до Чечни: Социологический анализ / под общ. ред. В. А. Двуречинских. М. : Национальный институт Екатерины Великой, 1997. 440 с.

СуровцевА. И. Доклад начальникауправления по работе с верующими военнослужащими Главного военно-политического управления Вооруженных сил Российской Федерации на «военной» секции XXIII Международных Рождественских образовательных чтений. URL: pobeda.ru/ vzaimodeystvie-vooruzhennyih-sil-rossii-s-religioznyimi-obedineniyami-sovremennoe-razvitie-traditsii.htm (дата обращения: 06.06.2018).

Фаустова М. В. России недосчитались верующих // Независимая газета, № 047 (7523) от 05.03.2019 г. URL: www.ng.ru/ng_religii/2019-03-05/10_460-opros.html (дата обращения: 17.11.2019).

Фонд Общественное мнение (ФОМ). Отношение к РПЦ и патриарху Кириллу. URL: fom.ru/Tsennosti/14178 (дата обращения: 17.11.2019).

REFERENCES

Dobrynina E. Bogatye rezhe moljatsja // Rossijskaja gazeta. Vyp. № 179 (5852). URL: rg.ru/2012/08/01/religia-site.html (data obrashhenija: 17.11.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dubograj E. V. Religioznost' voennosluzhashhih Vooruzhennyh Sil Rossii: duhovnye cennosti i normy povedenija // Prostranstvo i vremja. 2011. № 3. 158 c.

Kaariajnen K., Furman D. Starye cerkvi, novye verujushhie: religija v massovom soznanii postsovetskoj Rossii. SPb. ; M. : Letnij sad, 2000. 247 s.

Sinelina Ju. Ju. Dinamika religioznosti rossijan (1989-2012) // Sociologija religii v obshhestve Pozdnego Moderna (pamjati Ju. Ju. Sinelinoj) : materialy Tret'ej Mezhdunarodnoj nauch. konf. NIU BelGU, 13 sentjabrja 2013 g. / otv. red. S. D. Lebedev. Belgorod : Belgorod, 2013. 460 s.

Solov'ev S. S., Obrazcov I. V. Rossijskaja armija ot Afganistana do Chechni: Sociologicheskij analiz / pod obshh. red. V. A. Dvurechinskih. M. : Nacional'nyj institut Ekateriny Velikoj, 1997. 440 s.

Surovcev A. I. Doklad nachal'nika upravlenija po rabote s verujushhimi voennosluzhashhimi Glavnogo voenno-politicheskogo upravlenija Vooruzhennyh sil Rossijskoj Federacii na «voennoj» sekcii XXIII Mezhdunarodnyh Rozhdestvenskih obrazovatel'nyh chtenij. URL: pobeda.ru/vzaimodeystvie-vooruzhennyih-sil-rossii-s-religioznyimi-obedineniyami-sovremennoe-razvitie-traditsii.htm (data obrashhenija: 06.06.2018).

Faustova M. V. Rossii nedoschitalis' verujushhih // Nezavisimaja gazeta, № 047 (7523) ot 05.03.2019 g. URL: www.ng.ru/ng_religii/2019-03-05/10_460-opros.html (data obrashhenija: 17.11.2019).

Fond Obshhestvennoe mnenie (FOM). Otnoshenie k RPC i patriarhu Kirillu. URL: fom.ru/Tsennosti/14178 (data obrashhenija: 17.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.