УДК 316:355/359
Дубограй Е.В.
Религиозность военнослужащих Вооружённых Сил России: духовные ценности и нормы поведения
Дубограй Евгений Викентьевич, кандидат социологических наук, заместитель начальника научно-исследовательской группы Социологического центра Вооруженных Сил РФ, подполковник.
E-mail: edubograi@mail.ru
В статье описывается религиозная ситуация в современных Вооружённых силах России и характерные черты религиозности российских военнослужащих, их факторы и влияния на военную службу, а также некоторые аспекты организационного и институционального взаимодействия армии и религии. Раскрываются ценностно-нормативные религиозные аспекты деятельности военнослужащих и их самосознания. В основе выводов автора лежат результаты проведённых в 2006-2010 гг. военно-социологических исследований религиозности военнослужащих и религиозной ситуации
Ключевые слова: религиозная ситуация, религиозность военнослужащих, Российская армия, факторы религиозности, религиозные ценности, религиозные нормы поведения, институци-ализация военных священников.
Вера и сами обряды религии тем более важны для воинов, для тех людей, которым приходится бывать часто в тяжких обстоятельствах, где смерть смотрит им в глаза и где только незыблемые основы веры могут спасти от колебаний и лукавых мудрствований.
П.А. Режепо1.
Уже третий год в Российской армии продолжается процесс институциализации военных священников. На сегодняшний день штатные священнослужители - «дополнительный гражданский персонал» -есть в основных бригадах, воинских подразделениях и на военных базах по всей территории России. Создаются соответствующие управления при центральном аппарате Вооруженных сил РФ, а также отделов в военных округах и на флотах (особо хочется отметить, что в этих структурах представлены священники всех основных религий). Названые институциональные изменения являются одновременно и результатом возросшей степени религиозности личного состава, и фактором, который обусловит её дальнейший рост.
В этом контексте Социологическим центром Вооруженных Сил РФ проведено исследование по изучению религиозной ситуации в Вооруженных Силах Российской Федерации летом 2010 г. Исследование проводилось по всеармейской выборке, охватило военнослужащих всех округов, флотов, видов Вооружённых Сил и родов войск. Всего опрошено 599 респондентов - военнослужащих различных категорий. Достоверность результатов исследования - выше 95%. Настоящее исследование является мониторинговым и позволяет фиксировать динамику многих аспектов религиозной ситуации в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Религиозная ситуация в Вооружённых Силах РФ
Считают себя верующими (религиозными) в той или иной степени 3/4 военнослужащих (рис. 1). По сравнению с прошлым годом доля верующих Российской армии выросла на 5%. Стоит учитывать, что речь идёт об идентификации религиозности самими респондентами, без учёта проявления у них конкрет-
1 Режепо П.А. Статистика генералов. СПб., 1903. С. 19.
2 Из выступления Министра обороны РФ на совещание в подмосковной Барвихе 21 июля 2009 г., на котором обсуждались вопросы введения в Вооруженных силах РФ института воинских и флотских священнослужителей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newsru.eom/religy/21jul2009/soveshchanie.html#3
ных эмпирических признаков религиозности в поведении и сознании. Как показывают резуль- ^
Ш я твёрдо верю в Бога и стараюсь соблюдать все предписания своей веры Ия- скорее верующий человек, чем наоборот
я ещё не определился с верой, скорее я -колеблющийся = я - скорее неверующий, чем верующий человек
^ я - атеист, убеждён, что никакого Бога нет, и своё поведение с религией не согласую ■ не ответили
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Определите, пожалуйста, Ваше отношение к религиозной вере» (в %)
таты сравнительных исследований, военнослужащие склонны к преувеличению степени собственной религиозности по сравнению с идентификацией, которая учитывает конкретные эмпирические признаки (индикаторы) религиозного сознания и религиозного поведения.
Обычно расхождение состоит в следующем: респондент считает себя религиозным, но при этом недостаточно
осведомлен о ценностях и нормах своей веры, практически не выполняет культовых действий. Такое расхождение присутствует в ответах религиозных военнослужащих и практически отсутствует у тех, кто себя верующим не считает. Как видно из диаграммы, только 13% военнослужащих считают себя «неверующими», а 8% не смогли определить своё отношение к религии.
0 Верующие
^ Колеблющееся
Ж Неверующие
: Не ответили
1990 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2003 2004 2006 2008 2010 Рис. 2. Динамика религиозной самоидентификации военнослужащих (в %)
Верующие военнослужащие:
Все военнослужащие:
/♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦'
й: православные & протестанты & мусульмане
+1 буддисты И другое П затруднились ответить
Рис. 3. Конфессиональное распределение военнослужащих (в %)
Динамика религиозности за последние десятилетия демонстрирует стабильно продолжающуюся тенденцию к росту числа верующих военнослужащих и уменьшению доли тех, кто считает себя неверующим или колеблющимся (рис. 2).
Ниже характеристики верующих военнослужащих рассматривались на распределении ответов военнослужащих, которые признали себя религиозными в большей или меньшей степени (упомянутые выше 75%).
В распределении верующих военнослужащих по конфессиям по-прежнему отмечается преобладание православного христианства - 85% (рис. 3).
Динамика конфессионального распределения военнослужащих за последние годы не обнаруживает никаких изменений в том, с какой религией идентифицируют себя респонденты. За последнее десятилетие конфессиональное распределение верующих военнослужащих (и не только верующих) не изменялось больше чем на
1% респондентов.
Структура религиозности военнослужащих
Религиозность сознания военнослужащих характеризуется неполным представлением о содержании и структуре книг Священного писания (каждый шестой верующий ничего об этом не знает), а также завышенной самооценкой собственных знаний о ценностях и нормах поведения своей религии (почти 40% верующих заявили, что знают их отлично). Суеверными (верующими в приметы, магию, гадания...) считают себя 17% военнослужащих; для сравнения: в прошлом году суеверных военнослужащих было лишь 10%.
Мотивацию религиозности верующих военнослужащих можно представить в пользе религии и религиозной веры для себя:
• поддерживает в трудные минуты, оказывает духовную помощь - 68%
• способствует духовному развитию и самосовершенствованию - 28%
• даёт ощущение надёжной защиты в этом мире - 24%
• даёт новые знания, учит добру и любви - 23%
• способствует добрым отношениям с людьми и природой - 23%
• позволяет понять окружающих, собственную жизнь - 18%
Верующие военнослужащие меньше всего склонны ожидать от религии следующее:
• получить поддержку единоверцев - 8%
• получить надежду на спасение в ином мире - 12%.
Таким образом, откровенно эгоистические мотивы религиозной веры у верующих военнослужащих очень слабо выражены, преобладают альтруистические: духовное самосовершенствование для построения лучших отношений с окружающим миром, людьми и с самим собой.
Здесь важно понимать, что весомость мотива определялась тем, как часто военнослужащие указывали на него в своём выборе, при определении того, что они сами важным. Из восьми предложенных вариантов «полезности» для себя религии, военнослужащие могли выбрать только три - пять.
Жизненные ситуации, переживания в них, тот опыт, который побудил военнослужащих приобщиться к религиозной вере, тесно связаны с факторами религиозности. Но все же мы решили отдельно рассмотреть то, что могло послужить побудительным мотивом, подтолкнувшим личность к религиозной вере.
В ранжировании этих ситуаций, как и в предыдущем случае, при общей схожести рангов наблюдаются некоторые особенности. Опыт спасения из опасной ситуации - наиболее весомый повод, способствовавший приобщению к вере военнослужащих (табл. 1). Однако верующие военнослужащие указали его лишь третьим, после таких ситуаций как соблюдение национальной традиции и посещение храма, мечети. Неверующие военнослужащие склонны к некоторому преувеличению силы такого повода, как неспособность науки ответить на все вопросы и, напротив, недооценивают силу такого повода, как посещение религиозного храма в приобщении к религиозной вере людей.
Таблица1
Ранжирование ситуаций, приведших к религиозной вере военнослужащих
с учетом их религиозности
Что способствовало обращению к религии Все опрошенные Верующие Неверующие
спасение в опасной ситуации 1 3 1
соблюдение национальной традиции 2 1 2
посещение храма, мечети и т.п. 3 2 6
уклад жизни в семье 4 4 3
личное несчастье 5 7 4
общение с верующими 6 5 7
чтение религиозной литературы 7 6 8
неспособность науки ответить на все вопросы 8 8 5
конфликты с ровесниками 9 9 10
материальные трудности 10 10 9
Важной составляющей религиозного сознания является осведомленность об основах своей религии. Если оценить знания или степень осведомленности о своей религии верующих военнослужащих по привычной «школьной» 5-балльной шкале, то можно остановиться на следующих усредненных оценках:
• знание основных ценностей своей религии (что такое хорошо, что такое плохо) - 4 (хорошо)
• знание основных норм (правил) поведения (как следует поступать, а как нельзя) - 4 (хорошо)
• знание состава и структуры Священного писания
(из скольких частей и каких глав оно состоит) - 3 (удовлетворительно)
• знание содержания книг Священного писания
(об историях и назиданиях, изложенных в этих книгах) - 3 (удовлетворительно)
Очевидно, что нормы и ценности своей религии верующие военнослужащие знают лучше, чем структуру и содержание священных книг. Можно предположить, что верующие военнослужащие пополняют собственные знания о нормах и ценностях своей религии в основном не читая священные книги, а из других источников: от священнослужителей, от других верующих, из СМИ. Стоит учесть, что эти показатели - результат самооценки каждого респондента. Учитывая отмеченную склонность респондентов к завышению самооценок
собственной религиозности, стоило бы уменьшить каждую оценку на один балл, тогда оценка информированности респондентов об основных положениях своей веры была бы более объективной.
Отмечается одинаковое отношение к общечеловеческим, религиозным ценностям (например: добро, любовь, родители и др.) и нормам поведения (например: любовь к людям, смирение, сострадание и др.) у верующих и неверующих военнослужащих. То есть плохой поступок (например, кража, злые помыслы, прелюбодеяние и др.) оценивается негативно и верующими, и неверующими одинаково, а хорошее человеческое качество единодушно оценивается положительно.
Религиозное поведение верующих военнослужащих можно охарактеризовать как редкое выполнение предписанных религией действий. Самая распространённая форма религиозного поведения военнослужащих (и верующих, и неверующих) - отмечать религиозные праздники. Самыми популярными являются Рождество Христово и Пасха (в 20 раз больше военнослужащих отмечает именно эти праздники, чем другие). У верующих мусульман самый «отмечаемый» праздник - Ураза-Байрам.
Следующим по распространенности среди военнослужащих религиозным действием является исполнение молитвы; молятся каждый день или почти каждый день 15% верующих военнослужащих. Примечательно, что 28% верующих не молятся никогда, а каждый третий (34% респондентов) затруднился с выбором ответа на вопрос о том, как часто он совершает молитву. Главным побудительным мотивом «обращения к Богу» выступает потребность поддержки в трудную минуту. Этот мотив в два-три раза весомее любого другого мотива побуждающего военнослужащего к молитве, например таких как: беспокойство за судьбу близких или потребность постоянного духовного общения с Создателем.
Больше половины всех военнослужащих (61%) носят с собой или хранят у себя символы веры - крестики, иконки, суры и т.п. (рис. 4), а ещё 20% всех опрошенных хотели бы иметь при себе (носить с собой) такие символы.
Среди верующих доля военнослужащих, хранящих у себя символы веры, составляет 69%. То, что более трети (36%) неверующих военнослужащих имеют при себе символы конкретной религии, говорит о том, что такое поведение можно считать религиозным не больше, чем проявлением традиции, культуры, дани моде. Ни одна религия не обязывает верующих всегда иметь при себе какие-либо символы религиозной веры.
Проходили обряд посвящения (крещение, обрезание) 70% всех опрошенных военнослужащих. Подавляющее большинство из них (95%) прошли
Все опрошенные Т Верующие
у/ Неверующие
Нет, не имеют
Затруднипись ответить
Да, имеют
Рис. 4. Наличие у респондентов символов религиозной веры (в %)
этот обряд ещё до военной службы, но многие при случае (накануне выполнения боевых задач, в боевом походе) повторно проходят обряды посвящения или участвуют в обрядах освящения, даже не своей веры. Только 12% верующих военнослужащих не проходили обряд посвящения в исповедуемую ими религию.
Больше половины военнослужащих (около 60%) одобряют проведение в воинских частях обрядов освящения личного состава, вооружения, военных объектов, и около 9% респондентов осуждают это. Больше всего противников у обрядов освящения оружия и вооружения (10%) и боевой техники (9%), кстати, их количество уменьшилось на 2% по сравнению с прошлым годом. Чаще находит поддержку и понимание освящение личного состава (69% - «за» и 6% - «против») и казарм, помещений (63% - «за» и 8% - «против»). Почти треть опрошенных относятся к обрядам освящения нейтрально или равнодушно.
Институциализация военных священнослужителей
Потребность в общении со священнослужителем на территории воинской части испытывает лишь каждый пятый военнослужащий (и каждый четвёртый верующий военнослужащий). Около трети из них могут регулярно обращаться к священнику в своей части. И столько же военнослужащих - 1/3 -не могут встретить священника на территории своей части для общения. Остальные, тоже 1/3, говорят, что имеют редкую возможность обратиться к священнослужителю на территории части, что сделать это непросто и сопряжено со значительными проблемами.
Скоре против Совершенно не одобряю, точно против
Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: «Как вы относитесь к введению должности помощника командира части по работе с верующими военнослужащими» (в %)
Фото с сайта http://www.pravoslavie. ru/news/ 20638.htm
Большая часть военнослужащих поддерживает введение в воинских частях и подразделениях штатной должности священнослужителя. Среди верующих военнослужащих эта поддержка больше (рис. 5). Около трети военнослужащих затруднились определить своё отношение к введению такой должности. Среди неверующих военнослужащих около половины тех, кто не определился, а также 18% противников нововведения.
Об отсутствии в армейской среде фактов ущемления прав верующих военнослужащих заявляет подавляющее большинство военнослужащих. Тем не менее, 10% верующих военнослужащих признали, что им известны факты, когда оскорблялись религиозные чувства верующих военнослужащих. Наиболее распространёнными являются такие формы оскорбления, как: срывание нательных крестиков, словесные оскорбления верующих. В три-четыре раза реже военнослужащие, встречавшиеся с оскорблениями религиозных чувств, называют такие формы, как: запрет молиться, принуждение к исполнению ритуалов чужой религии.
Чаще всего, почти в 2/3 случаев, оскорбление исходило от офицеров и прапорщиков подразделения, части. От сержантов, старослужащих, военнослужащих другого вероисповедания, просто сослуживцев оскорбления религиозных чувств исходят в три-четыре раза реже.
Выводы
Религиозность военнослужащих в своих чертах отражает религиозность всего российского общества: большая часть респондентов считают себя религиозными хотя в меньшей степени знакомы с религиозными ценностями и редко следуют нормам своей религии. На сегодняшний день в армии и на флоте практически нет конфликтов на религиозной почве (зачастую эту основу ошибочно приписывают межнациональным конфликтам и конфликтам на основе землячества). Религиозные ценности и нормы интериоризованные индивидом, а также уровень и конфессиональные характеристики религиозности очень слабо влияют на основные сферы деятельности военнослужащего, хотя это влияние всегда имеет положительную направленность.
Можно прогнозировать, что в ближайшее время (5-10 лет): будет продолжаться динамика незначительного роста степени религиозности личного состава ВС РФ; сохранится фрагментарность1 в структуре религиозности военнослужащих; возможна тенденция незначительного (на 2-3%) увеличения доли мусульман в Вооружённых силах России за счёт представителей других конфессий.
Исследования религиозной ситуации в войсках ежегодно проводит Социологический центр ВС РФ. Компетентность специалистов, высокий уровень организации этих исследований, а также отсутствие какой-либо предвзятости позволяет говорить о высокой степени достоверности получаемой социологической информации.
В условиях продолжающегося процесса институциализации «войсковых священников» командованию необходимо помнить о том, что интересы службы всегда выше интересов любых религиозных сил -организаций, деятелей, традиций. Имеет смысл сформировать кодекс «военного священника», в котором бы нашли своё отражение интересы как службы, так и самих военнослужащих, и ревностно следить за его выполнением со стороны помощников командира по работе с религиозными военнослужащими. В случаях, когда деятельность штатных представителей религиозных организаций вредит интересам службы (выполнению боевых и служебных задач, сплочённости подразделений, морально-психологической устойчивости личного состава, отдельного солдата и т.п.) немедленно принимать меры к кадровой ротации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выступление Министра обороны РФ на совещании в Барвихе 21 июля 2009 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newsru.eom/religy/21jul2009/soveshchanie.html#3
2. Режепо П.А. Статистика генералов. СПб., 1903.
Фото с сайта http://kapellan. ru/page/10/
Фото с сайта http://www.zdorovprizyvnik.ru/vo enny_ravvin. Шш[
1 Когда религиозные ценности и нормы не составляют целостную систему религиозного мировоззрения в сознании личности, военнослужащего и его поведении.