Научная статья на тему 'Религиозная ситуация в Белгородской области (мониторинговые исследования)'

Религиозная ситуация в Белгородской области (мониторинговые исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1294
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ / УРОВЕНЬ / СТЕПЕНЬ И ХАРАКТЕР РЕЛИГИОЗНОСТИ / РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА / РЕЛИГИОЗНАЯ И КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ДЕСЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / ПУБЛИЧНЫЕ И ПРИВАТНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАКТИКИ / RELIGIOUS SITUATION / LEVEL / DEGREE AND CHARACTER OF RELIGIOSITY / RELIGIOUS FAITH / RELIGIOUS AND CONFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION / DESECULARIZATION / PUBLIC AND PRIVATE RELIGIOUS PRACTICES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кублицкая Елена Александровна, Лебедев Сергей Дмитриевич

В статье представлены мониторинговые социологические исследования 2016 и 2018 гг., направленные на изучение религиозной ситуации в Белгородской области РФ с учетом методологического и методического анализа показателей религиозного сознания и религиозного поведения респондентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious situation in Belgorod region (monitoring research)

The article presents the monitoring sociological studies of 2016 and 2018, aimed at studying the religious situation in the Belgorod region of the Russian Federation, taking into account the methodological and methodical analysis of showings of religious consciousness and religious behavior of respondents.

Текст научной работы на тему «Религиозная ситуация в Белгородской области (мониторинговые исследования)»

Е.А. КУБЛИЦКАЯ кандидат философских наук, руководитель Центра социологии религии и социокультурных

процессов Института социально-политических исследований РАН*

С.Д. ЛЕБЕДЕВ кандидат социологических наук, профессор кафедры социологии и организации работы с молодежью Белгородского Государственного Национального исследовательского университета

Религиозная ситуация в Белгородской области (мониторинговые исследования)

В статье представлены мониторинговые социологические исследования 2016 и 2018 гг., направленные на изучение религиозной ситуации в Белгородской области РФ с учетом методологического и методического анализа показателей религиозного сознания и религиозного поведения респондентов.

Ключевые слова: религиозная ситуация, уровень, степень и характер религиозности, религиозная вера, религиозная и конфессиональная самоидентификация, десекуляризация, публичные и приватные религиозные практики.

Kublitskaya E.A., Lebedev S.D. Religious situation in Belgorod region (monitoring research). The article presents the monitoring sociological studies of 2016 and 2018, aimed at studying the religious situation in the Belgorod region of the Russian Federation, taking into account the methodological and methodical analysis of showings of religious consciousness and religious behavior of respondents.

Keywords: religious situation, level, degree and character of religiosity, religious faith, religious and confessional self-identification, dese-cularization, public and private religious practices.

Общие черты и региональные особенности религиозной ситуации в Белгородской области представляют интерес потому, что указанная область сочетает характеристики ти-

* Кублицкая Елена Александровна, e-mail: eakubl@yandex.ru; Лебедев Сергей Дмитриевич, e-mail: serg_ka2001-dar@mail.ru

пичного «русского» региона Центральной России и некоторые характерные особенности, сообщающие ей собственное, только ей присущее «лицо». В объективном плане к таким особенностям относится, прежде всего, география - пограничное положение области, с юга и запада граничащей с регионами сопредельной Украины1. В плане субъективном - это, в первую очередь, региональная политика, одним из трендов которой в постсоветский период стала идейно-символическая опора на традиционное православие2. Согласно выводам Ю.Ю. Синелиной, «показатели конфессиональной и религиозной принадлежности в г. Белгороде превышают

3

средний уровень по стране» .

Религиозная ситуация определяется в отечественной социологии как состояние религиозности общества или его части, которое «рассматривается в двух аспектах или на двух уровнях: массового сознания и институциональном. В первом случае это характеристики религиозности населе-

- 4

ния, во втором - деятельности религиозных организаций» . Состояние религиозности населения в Белгородской области, как и в большинстве регионов Центральной России, тяготеет к моноконфессиональности: доминирующей конфессией является традиционное православное христианство, представленное в Белгородской Митрополией Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Согласно статистике, из 378 зарегистрированных религиозных организаций региона 324 - подавляющее большинство - представлены приходами и другими религиозными организациями

1 Лебедев С.Д., Истомин А.Г., Гущина В.В. Локальная идентичность жителей г. Белгорода (по материалам количественного исследования) // Научный результат. Социология и управление, т. 2, № 2(8) - Белгород: сетевой научно-практический журнал, 2016, с. 15-26.

2 Лункин Р.Н. «Русские» регионы России: степень православности и политические ориентации // Социологические исследования, 2008, № 4, с. 27-36; Реутов Е.В. Региональная власть и церковь: практики легитимации (на примере Белгородской области) // Вестник Тамбовского государственного университета, 2004, № 4(36), с. 13-19.

3 Синелина Ю.Ю. Уровень религиозности населения в г. Белгороде и отношение белгородцев к введению учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» // Памяти Юлии Юрьевны Синелиной. Научные труды, воспоминания. М.: ИСПИ РАН, 2014, с. 139.

4 Лопаткин Р.А. Социологическое изучение религиозной ситуации и государственно-церковных отношений // Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). Монография / Отв. ред. Овсиенко Ф.Г., Одинцов М.И., Трофимчук Н.А. М.: РАГС, 1996, с. 198.

РПЦ МП. Другие конфессии, как традиционные, так и нетрадиционные, распространены в значительно меньшей степени. Наиболее многочисленные из них, евангельские христиане - баптисты и христиане веры евангельской - пятидесятники и адвентисты седьмого дня, представлены 16-ю, 11-ю и 8-ю религиозными организациями соответственно; такие религии, как ислам и иудаизм, представлены каждая одной организацией1. Помимо них, в регионе представлен ряд религиозных групп традиционных и нетрадиционных конфессий, не имеющих официальной регистрации.

Реальное влияние указанных религий и конфессий на общественное сознание и поведение измеряется социологическими методами. Исследование религиозной ситуации в регионе, проведённое Институтом социально-политических исследований РАН совместно с Международным Центром социологических исследований НИУ «Белгородский государственный университет» в русле мониторинга (лето 2016 г. и лето 2018 г.), позволяет судить об уровне, степени и некоторых качественных моментах состояния религиозности жителей области как показателях состояния общественного сознания. Исследования были проведены по квотной выборке, объем выборочной совокупности каждого опроса составил 500 ед. в 2016 г. и 599 ед. - в 2018 г.; сбор информации осуществлялся методом раздаточного анкетирования; обработка данных реализована с помощью программы статистического анализа SPSS. Было опрошено 45% мужчин и 55% женщин, пропорционально распределённых по 7-ми возрастным группам, из которых 92,3% составили русские, 5% украинцы (что соответствует демографической и этнонацио-нальной статистике населения Белгородской области2).

В данной статье внимание акцентируется на таких базовых характеристиках региональной религиозной ситуации, как:

• уровень религиозности населения - выраженная в процентах доля религиозных людей в общем составе населения;

1 Число религиозных организаций, зарегистрированных в Белгородской области, на 1 января 2015 г. / http://belg.gks.ru/wps/wcm/connect/ros-stat_ts/belg/resources/0452b80044d7d9e48da9ed20d5236cbc/TaЫ_relig.htm / (дата обращения: 13.11.2017).

2 См.: http://belg.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/belg/resources/cb5925004-e4258b68982fb0d534aab22/pol_2017.htm (дата обращения: 13.11.2017); http://worldgeo.ru/russia/lists/?id=33&code=31 (дата обращения: 13.11.2017).

• степень религиозности - интенсивность проявления определяющего и других признаков религиозности;

• характер религиозности - качественная характеристика, включающая конфессиональную определённость, а также особенности исторического периода, национальной специфики, социального контекста объекта исследования1.

Соотношение конфессиональной и религиозной самоидентификации (на примере Белгородской области)

Прежде чем перейти к детальному анализу религиозной ситуации в Белгородской области, следует отметить, что мониторинговые исследования ИСПИ РАН в Российской Федерации фиксируют развитый процесс десекуляризации, характеризующийся постепенным снижением уровня религиозности населения, однако при увеличении доли «конфессиональных» групп.

Остановимся поэтому на очень важном методологическом моменте изучения уровня религиозности. Материалы социологических опросов на протяжении двух десятков лет указывают, что идентификация религиозной и конфессиональной приверженности не совпадает. Можно утверждать, что особенность религиозной идентичности состоит, прежде всего, в том, что идентификация субъекта в отношении религии идет как бы в двух плоскостях: на уровне мировоззренческом (вероисповедания, то есть «религиозной веры или неверия») и на уровне конфессиональном.

Гипотеза, выдвинутая Е.А. Кублицкой в 1988 г. о том, что «<рост национального самосознания, актуализирующий взаимосвязь национального и религиозного, повысит

уровень конфессиональной самоидентификации среди не-

2

религиозного населения» , нашла свое подтверждение в комплексных исследованиях ИСПИ РАН 2002-2018 гг. Как видим, это соответствует широко распространенному крылатому выражению: «вере без принадлежности и принадлежности без веры».

Во-первых, зафиксируем главное - исторически традиционные конфессии в массовом сознании занимают место

1 Лопаткин Р.А. Указ. соч., с. 195.

2 Кублицкая Е.А. Традиционная и нетрадиционная религиозность: опыт социологического изучения // Социс, 1990, № 5.

культурообразующей составляющей в общей системе ценностей духовной жизни того или иного народа. Фиксируется явное несоответствие мировоззренческих позиций личности по отношению к религии как идеологии и как культурно-исторической религиозной общности.

Во-вторых, зачастую значительная часть нерелигиозного населения идентифицирует себя с «православными» или «мусульманами» (русский, значит православный, татарин -мусульманин). Это можно объяснить тем, что определённая часть нерелигиозных людей ищет защиту и опору своих национальных традиций, обычаев, своей национальной идентичности в традиционном православии. Происходит смешение национальных и религиозных признаков. Как показывают исследования, самое значительное несоответствие религиозной и конфессиональной самоидентификации среди русского населения наблюдается именно в национальных республиках, где русская нация не является титульной.

Применительно к анализу Белгородской области укажем, что среди православного населения только 74-75% считают себя верующими людьми, 18% определяют себя колеблющимися между верой и неверием, и 5% из группы православных идентифицируют себя с неверующими (см. табл. 1). В то же время среди нерелигиозного населения Белгородской области (это группы неверующих и атеистов, составляющих 17% от всего населения в 2018 г.) 26% считают себя православными.

Таблица 1

Соотношение религиозно-конфессиональной самоидентификации населения Белгородской области (% от числа опрошенных)

Религиозная самоидентификация и нерелигиозная

2016 2018

я я

Считают себя последователем и 3 2 > ср е в и ? ю л ю е л о к ■неверующий й и щ 2 у р е в сй и щи ю л ю е л о к неверующий

гс о; к ГС ГС ГС

Конфес-

сиональ-

ная Право- 75 18 3 74 17 5

самоиден- славия

тифика-

ция

Источник: Центр социологии религии и социокультурных процессов ИСПИ РАН, Лаборатория «Социология религии и культуры» Международного Центра социологических исследований НИУ «БелГУ»

В-третьих, отметим еще один немаловажный факт: конфессиональная идентификация в регионе, возможно, повышается при увеличении конфликтности в межэтническом взаимодействии. То есть чем выше уровень межнациональной напряженности, тем выше уровень конфессиональной идентификации среди региональных национальностей. Это подтверждается и последними эмпирическими показателями области (см. табл. 2, диаграмма 1). В данной таблице показано, что несоответствие религиозной и конфессиональной самоидентификации среди русского населения в регионе составляло 26% в 2016 г. и 12% - в 2018 г. Так как в 2016 г. уровень межнациональной напряженности был выше (42%), чем в 2018 г. (32%), то согласно предложенной гипотезе вполне закономерно, что и разница между религиозной и конфессиональной идентичностями выше в 2016 г. по сравнению с 2018 г.

В-четвертых, заметим, что активизация конфессиональной идентичности может быть также связана не только с признаками «пробуждающегося» национального самосознания и религиозности, но и с признаками политической солидарности, стимулированными процессом социально-экономических трансформаций (пример: конфессиональная принадлежность - исламские ваххабиты).

Мониторинговый социологический анализ показывает, что конфессиональная идентификация субъекта - сложный, многомерный тип социальной идентичности, так как включает в себя с необходимостью не менее четырех маркеров: религиозный, исторический, культурологический и этнический. В зависимости от региональных особенностей, этнической принадлежности, политической ориентации и т.д. на первый план в конфессиональной самоидентификации может выступить любая из указанных составляющих.

Таблица 2

Соотношение конфессионально-религиозной самоидентификации среди русского населения Белгородской области (в % от числа опрошенных в национальной группе )

Белгородская область 2016 2018

я -верующий я - православный я -верующий я - православный

Национальность Русские 62 88 56 68

26 12

Источник: Центр социологии религии и социокультурных процессов ИСПИ РАН, Лаборатория «Социология религии и культуры» Международного Центра социологических исследований НИУ «БелГУ»

Диаграмма 1

Соотношение конфессионально-религиозной самоидентификации среди русского населения Белгородской области (в % от числа опрошенных в национальной группе)

2016- русское население

я -верующий я - православный

Источник: Центр социологии религии и социокультурных процессов ИСПИ РАН, Лаборатория «Социология религии и культуры» Международного Центра социологических исследований НИУ «БелГУ»

Рассмотренная нами проблема является одной из главных в методологическом плане для изучения уровня и степени религиозности населения и процесса пост/де/секу-ляризации общества в целом.

Подмена мировоззренческой стороны религиозной идентичности на конфессиональную ведет, несомненно, не только к завышению уровня религиозности населения, но и к возможно неверной трактовке не только направленности, характера и особенностей протекания десекуляризацион-ного процесса, но и определения степени этноконфессио-нальной напряженности в регионах РФ.

Показатели религиозности населения региона

Исходя из вышеизложенных методологических позиций, проанализируем основные религиозные характеристики населения области.

Конфессиональная самоидентификация - значимый показатель состояния общественного сознания в целом и один из ключевых показателей характера религиозности. Этот вопрос анкеты традиционно предполагал номинальную шкалу, позиции которой содержали указания на наиболее распространённые в Российской Федерации вероисповедания. Согласно полученным в результате опросов данным, конфессиональная картина населения в регионе выглядит следующим образом (см. табл. 3).

Таблица 3

Конфессиональная самоидентификация респондентов (в % от числа всех опрошенных), Белгородская область

2016 2018

Если Вы 1. Православия 76.6 78,3

верующий,

то после- 2. Ислама 2,4 2,1

дователем

какой 3. Протестантизма 0.6 4.7

конфессии

(церкви) Вы 6. Буддизма 0.4 0,6

являетесь?

7. Другое (напишите) 2,0 0.8

8. Верю в существование

сверхъестественной силы, 5,8 12,3

но ни к какой конфессии не

отношусь

Источник: Центр социологии религии и социокультурных процессов ИСПИ РАН, Лаборатория «Социология религии и культуры» Международного Центра социологических исследований НИУ «БелГУ»

Вопрос-фильтр в обоих опросах прошли до 90% респондентов, которые заявили о своей принадлежности к известным конфессиям. В процентах от всего массива опрошенных подавляющее большинство - 76,6% в 2016 г. и 78,3% в 2018 г. - отнесли себя к православным христианам; мусульманами себя считают чуть более 2% опрошенных; идентифицировали себя как буддисты до 1% респондентов. Следует обратить внимание, что число протестантов значительно прибавилось (от 0,6% до 4,7% соответственно). В два раза увеличилось число внеконфессиональных верующих (от 5,8% до 12,3% соответственно). В целом эти результаты могут рассматриваться как соответствующие современным общероссийским данным1, с поправкой на региональную специфику. Несколько более выраженное, чем в среднем по России, преобладание православного христианства обусловлено, в частности, отмеченными выше факторами пограничного характера региона, а также значительным идеологическим влиянием в постсоветский период Белгородской Митрополии Русской Православной Церкви, активно стимулируемым политикой региональных властей.

1 Религиозный состав населения России // 1пНр://рос-мир.рф/|^е/2783 (дата обращения: 13.11.2017)

Религиозная самоидентификация населения региона. В первую очередь, одним из стержневых показателей религиозного сознания, определяющих уровень религиозности в социологии, традиционно выступает вера в сверхъестественное, Бога и другие существа и силы, обладающие (по выражению П.А. Сорокина) «сверхчувственной и сверхразумной природой». Соответствующий вопрос был представлен в анкете в виде порядковой шкалы с одновариантным выбором (см. табл. 4).

Таблица 4

Показатель религиозного сознания «вера в Бога / сверхъестественное» _(в % от числа всех опрошенных), Белгородская область

2016 2018

Верите ли Вы в Бога? 1. Верю в Бога,

создавшего мир и 46,8 37,7

управляющего им

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Верю в Бога и в

существование другой 15,1 15,7

сверхъестественной

силы

3. Верю не в Бога, а в

другие 7,9 1.2

сверхъестественные или

мистические силы

4. Допускаю

существование Бога или

некой 17,5 31.5

сверхъестественной

силы

5. Не верю в Бога 6,0 13,7

6. Затрудняюсь ответить 6,7 10.2

Источник: Центр социологии религии и социокультурных процессов ИСПИ РАН, Лаборатория «Социология религии и культуры» Международного Центра социологических исследований НИУ «БелГУ»

Из представленных в таблице данных видно, что к «верующим в Бога» относят себя 46,8% белгородцев в 2016 г. и 37,7% - в 2018 г. Ещё до 16% верят и в Бога, и в другую сверхъестественную силу (в сумме «теистов» 61,9% и 53,4% соответственно). 7,9% респондентов в 2016 г. и 1,2% - в 2018 г., не веря в Бога, верят в существование других сверхъестественных (мистических) сил или существ. В общей сумме в существование сверхъестественного «верят»

практически 70% жителей региона в 2016 г. и 55% в 2018 г. Допускают существование сверхъестественного 17,5% и 31,5% опрошенных соответственно. «Твёрдых» неверующих в Бога насчитывается 6,0% и 13,7% соответственно.

Представленные данные могут рассматриваться в качестве отправной точки для последующего анализа и интерпретации, но сами по себе не могут служить как достаточно валидный результат оценки уровня религиозности населения. Этому препятствуют, во-первых, нечёткость, расплывчатость семантики понятия «вера в Бога» в массовом сознании; во-вторых, недостаточность одного лишь вторичного по своей природе индикатора для характеристики показателя религиозного сознания; в-третьих, спорность достаточности одного показателя для характеристики такого сложного и дискуссионного явления, как религиозность1. Тем не менее уже на первичном этапе анализа можно сделать вывод, что за два прошедших года изменяется направленность десекуляризационного процесса в сторону снижения уровня религиозности.

Полученные цифры предполагают последовательное уточнение посредством других показателей. Исходя из этого, их следует положить в основу гипотезы исследования «второго уровня» (реально верующих в регионе, зафиксированных в 2018 г., существенно меньше 60%), верифицировать которую позволяют проверочные и уточняющие вопросы методики.

В качестве одного из проверочных вопросов на предмет уровня религиозности населения выступает вопрос, сформулированный на основе ещё одного общепринятого показателя: религиозной и атеистической самоидентификации. В типологию, построенную на основании данного показателя, ряд социологов-религиоведов в советский период включали группу "индифферентных", т. е. безразлично относящихся к религии и атеизму. В исследованиях ИСПИ РАН того периода при определении уровня секуляризации населения также использовалась данная группа. Однако результаты опросов оказывались "размытыми", так как не только часть группы неверующих безразлично относились к проблемам религии и атеизма, но и значительное число колеблющихся

1 См.: Религиозность // Энциклопедический словарь социологии религии / Под ред. М. Ю. Смирнова. СПб., 2017, с. 267-273; Кублицкая Е.А., Назаров М.М. Динамика религиозности в современной России (по данным исследований в столичном регионе) // Вестник РАН, 2019, т. 89, №11, с. 1120-1127.

и даже верующих. С 1998 г., как и многие социологи, во всероссийских и региональных исследованиях мы используем типологию: верующие, колеблющиеся между верой и неверием, неверующие, атеисты1. Полученные данные в типологии распределились следующим образом (см. табл. 5).

Таблица 5

Религиозная самоидентификация респондентов

(в % от числа всех опрошенных), Белгородская область

2016 2018

Считаете ли Вы 1. Верующим 61,2 55,9

себя:

2. Колеблющимся между

верой и неверием 21,3 15.5

3. Неверующим 6,2 8,8

4. Атеистом 4,8 8,5

5. Затрудняюсь ответить 6,4 11.2

Источник: Центр социологии религии и социокультурных процессов ИСПИ РАН, Лаборатория «Социология религии и культуры» Международного Центра социологических исследований НИУ «БелГУ»

Здесь можно видеть, что общее число причисляющих себя к «верующим» почти в точности соответствует числу тех, кто ответил ранее, что верит в Бога (61,9% - 61,2% в 2016 г., и 53,4% - 55,9% в 2018 г.); аналогичная ситуация с категорией затруднившихся ответить (6,7% - 6,4% в 2016 г. и 10,2% -11,2% в 2018 г.). Но при этом неверующих и атеистов в общей сумме значительно больше тех, кто не верит в Бога (см. табл.4 и 5). На основании этих данных может быть выдвинута гипотеза «второго уровня» о том, что количество неверующих/атеистов при ответе на данный вопрос пополнилось за счёт категории «допускающих» существование Бога или некой сверхъестественной силы - поскольку допускать существование не то же, что верить в существование. Имеются логические основания и для гипотезы, что в число «колеблющихся» также попали главным образом респонденты, «допускающие» существование Бога или некой

1 Кублицкая Е.А. Особенности изучения религиозности населения в современной России (методология и методы исследования)., М., «СОЦИС», 2009, № 4, с. 98.

сверхъестественной силы, и некоторая часть тех, кто при ответе на предыдущий вопрос причислил себя к «верующим».

В то же время необходимо отметить, что, несмотря на совпадение положительных значений показателей «веры в Бога» и самоидентификации как «верующих», соответствующие подвыборки можно рассматривать только в качестве «приближённой величины». Е.А. Кублицкая в своих работах отмечает необходимость «в настоящее время учитывать в первую очередь факт латентной атеизации населения», для фиксации которого эти показатели недостаточно чувствительны. Поэтому для более точного определения уровня религиозности населения имеет смысл применить ещё один показатель верификации уровня религиозности: позицию «вера в Бога» в иерархии базовых ценностей респондента.

Ценностный ранг религиозной веры. Соответствующий критерий в России был обоснован в работах С.Д. Лебедева в 2000-х гг.1; согласно ему когнитивная самооценка религиозности является слишком слабым признаком, недостаточным для констатации факта религиозности субъекта. Вместе с тем верификация этого признака через соотнесение его с религиозной (прежде всего культовой) активностью респондента, принимаемая за аксиому многими социологами, представляется слишком сильным теоретическим допущением применительно к современному обществу, где традиционные формы выражения религиозных чувств в значительной степени деинституциализированы вследствие массовой утраты религиозной культуры. Ценность как практический ориентир человеческого сознания и поведения, являясь рефлексивным феноменом, носит характер не столько ментальный, «теоретический», сколько «витальный». В связи с этим ценностная рефлексия более непосредственно и тесно связана с глубинной установкой поведения современного социального субъекта, чем выпавшие из «разорванного цикла» следования религиозной традиции2 практики. Поэтому ценностные ориентации респондента в отношении базовых

1 Лебедев С.Д. Религиозность: в поисках «рубикона» // Социологический журнал, 2005, № 4, с. 153-168; Лебедев С.Д. Отношение учащейся молодежи к религии // Социологические исследования, 2007, № 7, с. 87-97.

2 Глаголев В.С. Исторические и современные функции религиозной традиции в России // Религия в изменяющейся России. Материалы Российской научно-практической конференции. В 2 т. Т.1. Пермь: Изд-во ПГТУ, 2004, с. 159.

аксиологем, «составляющих основание ценностного сознания людей и подспудно влияющих на их поступки в различных областях их жизни»1, будучи эксплицированы, дают наиболее точный показатель значимости для них той или иной жизненной сферы или институции.

Соответствующий показатель базируется на последовательной оценке респондентами степени значимости для них ряда базовых ценностей, среди которых присутствует ценность, наиболее адекватно отображающая персональную значимость религии. В качестве таковой может быть выдвинута ценность религиозной веры - важнейшего коррелята религии в личностном измерении. Вопрос предлагается в форме таблицы. Каждая аксиологическая единица оценивается отдельно по единой четырёхчастной порядковой шкале, от значения «очень важная» до значения «неважная» (в данном исследовании шкала была редуцирована к трёхчастной). Результаты относительно указанной ценности представлены в таблице 6.

Таблица 6

Религиозность населения региона Показатель религиозного сознания: «Базовая ценность религиозной веры» (в % от числа всех опрошенных),

Белгородская область

2016 2018

Религиозная 1. Очень важная 31,7 27,4

вера

2. Важная 52,0 38.8

3. Неважная 16,3 33,8

Источник: Центр социологии религии и социокультурных процессов ИСПИ РАН, Лаборатория «Социология религии и культуры» Международного Центра социологических исследований НИУ «БелГУ»

Среди 20 предложенных участникам базовых ценностей позиция «Религиозная вера» заняла 18-е место в 2016 г. и предпоследнее - в 2018 г. (первые места, ожидаемо - у ценностей «Семья» и «Здоровье»). В качестве «Очень важной» её определили для себя 31,7% и 27,4% респондентов соответственно; 16,3% в 2016 г. и в два раза больше респондентов в 2018 г. указали, что она для них, наоборот, не-

1 Беляева Л.А., Здравомыслов А.Г., Лапин Н.И., Наумова Н.Ф. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996, с. 48.

важна. Те, кто отметил религиозную веру в качестве «важной», но не «очень важной», скорее всего ориентированы на неё не как на терминальную - целевую, но как на инструментальную (средство для достижения других ценностей) или ситуативную («может пригодиться») ценность, что не является собственно религиозными умонастроениями.

Как можно видеть, предполагаемый уровень религиозности белгородцев, в соответствии с ценностным критерием, ниже практически вдвое: с 70% - 60% до 30% - 27%, иначе говоря, с 2/3 до 1/3 массива. На снижение уровня религиозности белгородцев к 2018 г. указывает то, что если в 2016 г. к определённо нерелигиозным следует по предложенному показателю отнести 1/6 респондентов, то к 2018 г. - порядка 1/3 опрошенных. Также можно достаточно обоснованно предположить, что категории неверующих, атеистов и затруднившихся ответить, выявленные предыдущими вопросами, аккумулировались главным образом в группе тех, для кого религиозная вера является «неважной», а категория «латентных атеистов/неверующих», которые могут не признавать и даже до конца не осознавать свою нерелигиозность, сосредоточилась в основном в промежуточной группе, считающей религию «важной».

Последующие показатели, с нашей точки зрения, характеризуют уже не столько уровень, сколько степень и характер религиозности населения региона, являясь характеристиками его «воцерковлённости» или, более корректно, религиозной культовой деятельности (религиозной активности). Так, по мнению Е.А. Кублицкой, «такой традиционный показатель религиозного поведения, как культовая активность, перестал быть его обязательным компонентом, поскольку участие в церковных праздниках и обрядах имеет в большинстве случаев нерелигиозную мотивацию»1. К ним относятся религиозные практики, которые подразделяются на категории публичных и приватных.

Публичные религиозные практики. Более или менее сложившаяся религиозность характеризуется устойчивыми проявлениями в поведении человека / группы. К институциональным формам таких проявлений относятся публич-

1 Кублицкая Е.А. Развитие процесса десекуляризации в регионах России (мониторинговые исследования) // Россия: Центр и регионы, 2015, вып. 25, с. 155.

ные и приватные религиозные практики, характеризующие прежде всего культовую сторону религиозной активности. К публичным практикам такого рода относятся: участие в религиозных праздниках и религиозных обрядах; посещение храма (мечети, молитвенного дома); применительно к наиболее традиционным конфессиям христианства (православие, католичество, Древние восточные церкви, англиканство) - церковные Таинства (прежде всего исповедь и причастие).

Наиболее массовый вид публичных религиозных практик, охватывающий не только верующих, но и часть колеблющихся и неверующих - отмечание религиозных праздников (см. табл. 7). Здесь следует учесть, что в православном христианстве, доминирующем в регионе, «именно годовой праздничный цикл выступает для верующих в качестве базового элемента религиозного комплекса, определяя всю

1

их повседневную жизнь» .

Таблица 7

Публичные религиозные практики Показатель религиозного поведения: участие в религиозных

обрядах (в % от числа всех опрошенных), _Белгородская область_

2016 2018

Участвуете ли Вы: В

религиозных 1. Часто

обрядах? 10,2 13,9

2. Иногда 42,8 40,9

3. Никогда 33,7 45.2

Источник: Центр социологии религии и социокультурных процессов ИСПИ РАН, Лаборатория «Социология религии и культуры» Международного Центра социологических исследований НИУ «БелГУ»

Как можно видеть, религиозные праздники хотя бы время от времени отмечает больше половины жителей региона (почти 54%). Почти четверть респондентов отмечают их часто, что указывает с большой степенью вероятности на то, что эти люди принадлежат к активным верующим. Далее. Около четверти опрошенных в 2016 г. и около трети опрошенных в 2018 г. этот вид культовой активности не свойствен вообще, что (особенно с учётом преобладания в регионе православных традиций и православной нацио-

1 Мчедлов М.П. Религиоведческие очерки. М.: Научная книга, 2005, с. 229.

нально-культурной идентичности, где обрядовая составляющая играет существенную роль) позволяет с большой вероятностью отнести их к категории неверующих.

Сходная, но более «строгая» картина характеризует участие населения региона в религиозных обрядах. Религиозный обряд - более обязывающее действо, чем праздник, требующее более строгого соблюдения канона и в то же время, лишённое развлекательной составляющей и, как следствие, предполагающее более сильную мотивацию к участию в нём. «Часто принимали участие в религиозных обрядах» чуть более 1/10 респондентов и в три раза больше опрошенных, которые лишь иногда участвовали в них. Никогда не принимали участия в религиозных обрядах» - 1/3 респондентов в 2016 г. Подтверждается снижение религиозности и по показателям религиозного поведения, так как в 2018 г. уже 45% опрошенного населения Белгородской области не участвуют в религиозных обрядах (см. табл. 7). В этой связи интересны мотивации участия опрошенных в религиозных праздниках и обрядах - тот субъективный смысл (М. Вебер), который определяет религиозный или внерелигиозный характер социального действия. Преобладают нерелигиозные мотивации:

• поддержка «национальных традиций» (27,6% в 2016 г. и 31,3% в 2018 г.);

• участие по привычке, потому что «у нас так принято» - 27,6% и 29,3% соответственно («традиционное действие» М. Вебера);

• идентификационно-рекреационные мотивации - возможность «встретиться с людьми своей национальности» (18,8% - 8,4% соответственно) или «отдохнуть душой, поговорив с единоверцами» (14,3% - 12,8% соответственно);

• участие «на всякий случай» (суеверно-магическая мотивация - 10,3% - 3,4% соответственно);

• интересность и красочность (эстетическая сторона обряда или праздника - 7,5% - 6,8% соответственно).

Собственно религиозная мотивация, когда люди «считают необходимым выполнять религиозные предписания», присутствовала у трети участвующих в религиозных праздниках и обрядах.

Ещё один из наиболее распространённых и популярных в социологии религии показателей «институализированной религиозности» - посещение храма (мечети, молитвенного дома) с целью участия в организованном коллективном

богослужении. Индикатором здесь выступает частота такого посещения.

Согласно полученным данным, часто (не реже одного раза в месяц) посещали богослужения в 2016 и 2018 гг. соответственно 18,3% и 15,9% опрошенных. Около 60% посещали их «иногда» (предполагается, что нерегулярно, от случая к случаю). Никогда не посещали богослужений соответственно 16,1% и 21,4% респондентов.

Показатели факта и частоты основных религиозных (христианских) Таинств - исповеди и причастия - дают следующую картину (см. табл. 8):

Практики частой исповеди и причастия, согласно этим данным, свойственны не более 8% населения региона. Это ядро религиозно активного населения. Его окружает достаточно обширная периферия - те, кто прибегает к Таинствам «иногда» (таковых до 39-36%). До 45% опрошенных не прибегают к ним никогда. Поскольку здесь речь идёт почти исключительно о православных христианах, то можно говорить о том, что 8%, или 1/12 населения области - высокоактивные (воцерковлён-ные) православные; ещё 39% - православные на различных стадиях воцерковления (от «слабовоцерковлённой» до «полу-воцерковлённой», по типологии В.Ф. Чесноковой1), и больше половины населения - неверующие и представители иных религий и конфессий.

Таблица 8

Публичные религиозные практики Показатель религиозного поведения: христианские Таинства -исповедь и причастие2 (в % от числа всех опрошенных),

Белгородская область

Можете ли Вы сказать про себя: 2016 2018

Исповедуюсь, 1. Часто 8,2 7,3

причащаюсь?

2. Иногда 39,2 36,1

3. Никогда 43,0 44,9

4. Затрудняюсь ответить 9,6 11,7

Источник: Центр социологии религии и социокультурных процессов ИСПИ РАН, Лаборатория «Социология религии и культуры» Международного Центра социологических исследований НИУ «БелГУ»

1 Чеснокова В.Ф. Тесным путём. М.: Академический проект, 2005, с. 30-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Разница в ответах респондентов на вопрос в табл. 8 в 2016 и 2018 гг. на уровне статистической погрешности.

Приватные религиозные практики. К приватным практикам такого рода относятся: частная (домашняя) молитва; чтение религиозной литературы (священных книг); соблюдение установленных религиозных постов.

Молитва - обращение верующего к Богу, одно из наиболее важных проявлений повседневного религиозного поведения в авраамических традициях (христианство, ислам, иудаизм). По показателю частной молитвенной практики наиболее религиозно активны 4,4% населения региона, которые стараются ежедневно вычитывать канонические молитвенные правила. Ещё 20% молятся в основном каноническими молитвами своих конфессий. И абсолютное большинство - свыше 50% -молятся неинституциональным способом («своими молитвами»). 25% респондентов затруднились определить вид молитв, с которыми они обращаются к Богу (см. табл. 9).

Таблица 9

Приватные религиозные практики Показатель религиозного поведения: частная молитва1 (в % от числа всех опрошенных), Белгородская область

2016

1. Чаще своими молитвами 50,8

Если Вы молитесь Богу, то 2. Чаще церковными молитвами (каноническими мусульманскими молитвами) 20,0

какими молитвами? 3. Стараюсь читать утреннее и вечернее правило или другое каноническое правило 4,4

4. Затрудняюсь ответить 24,8

Источник: Центр социологии религии и социокультурных процессов ИСПИ РАН, Лаборатория «Социология религии и культуры» Международного Центра социологических исследований НИУ «БелГУ»

Касательно чтения религиозной литературы (священных книг), часто практикует его до 9% опрошенных; иногда -около 1/3; никогда не читает религиозную литературу почти половина населения региона. Здесь следует отметить, что данная религиозная практика больше характеризует такие конфессии, как протестантизм и иудаизм, и не имеет широкого распространения в традиционной православной рели-

1 В 2018 году данный показатель религиозного поведения: «частная молитва» в методике не использовался.

гиозной культуре, с которой, как показывают наши опросы, идентифицирует себя значительная часть населения Белгородской области. По этой причине чтение религиозной литературы применительно к региональной религиозной ситуации может рассматриваться скорее как дополнительный показатель религиозной активности населения.

Наконец, в части соблюдения религиозных постов ситуация в регионе выглядит следующим образом. «Часто» (достаточно регулярно) соблюдали их в 2018 г. не более 10% опрошенных; «иногда» - 36,9% в 2016 г. и значительно меньше - на 10% респондентов в 2018 г. Никогда не соблюдали посты 41,8% опрошенных в 2016 г. и больше половины респондентов в 2018 г.

В заключение следует отметить главное: проведенные мониторинговые социологические исследования 2016 и 2018 гг. фиксируют снижение уровня и степени религиозности населения Белгородской области по показателям религиозного сознания и религиозного поведения. Процесс развития религиозной ситуации в Белгородской области (как и во многих других регионах РФ) в настоящее время можно оценивать как процесс пост\де\секуляризации.

Базовые пояснительные характеристики оценки религиозной ситуации в Белгородской области могут быть представлены следующими показателями.

1. Уровень религиозности населения региона по критерию религиозной самоидентификации (декларируемая вера в Бога и отнесение себя к группе «верующих») составляет от 60% до 70%; согласно более строгому критерию ценностной ориентации на религию (религиозную веру) он соответствует доле менее 30% населения.

2. Степень религиозности (религиозная активность) населения региона в соответствии с основными проявлениями институализированного религиозного культового поведения варьируется в своём максимальном выражении от 4,4% (ежедневное чтение молитвенного правила) до 16% (частое посещение публичных богослужений - храма, мечети, молитвенного дома). Абсолютное большинство населения (чуть более 50%) характеризует довольно низкая и несистематическая религиозная активность (участие в религиозных праздниках, посещение публичных богослужений, совершение Таинств исповеди и причастия, молитва), либо её отсутствие (чтение религиозной литературы, соблюдение пос-

тов). Характерны преимущественно нерелигиозные мотивации совершения религиозных обрядов и участия в религиозных праздниках.

3. Мониторинговый социологический анализ показывает, что конфессиональная идентификация субъекта -сложный, многомерный тип социальной идентичности, так как включает в себя с необходимостью не менее четырех маркеров: религиозный, исторический, культурологический и этнический. В зависимости от региональных особенностей, этнической принадлежности, политической ориентации и т.д. на первый план в конфессиональной самоидентификации может выступить любая из указанных составляющих.

С учетом особенностей Белгородской области характер религиозности населения определяется: историческим преобладанием православно-христианской конфессии (до 75% по критерию конфессиональной самоидентификации), что тесно связано с этнонациональным составом (свыше 95% -русские и украинцы, из них более 90% - русские), а также социально-политическими особенностями сложившейся в постсоветский период региональной системы управления, поддерживающей высокую степень активности митрополии РПЦ МП. В целом региональная религиозность в массовом масштабе представляется преимущественно православной, традиционалистской и сравнительно пассивной, при наличии активного и «твёрдого» ядра православных верующих (составляющих не более четверти из группы религиозного населения) как на структурно-институциональном уровне, так и на уровне общественного сознания и поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.