Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО РУКОВОДСТВА В 1941-1953 ГГ. НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНГРАДА'

РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО РУКОВОДСТВА В 1941-1953 ГГ. НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНГРАДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
68
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культурный код
Область наук
Ключевые слова
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ / ЛЕНИНГРАД / КОНФЕССИИ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ИУДЕИ / КАТОЛИКИ / МУСУЛЬМАНЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ипатов Алексей Михайлович

Статья является рецензией на монографию историка из Санкт-Петербурга, специалиста по церковной истории XX в. И. В. Петрова. Она посвящена недостаточно исследованной проблеме взаимоотношений между собой ленинградских конфессий в 1941-1953 гг. и политике советской власти по отношению к ним. Автором прослеживаются перипетии выживания православных граждан блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны и изменения во взаимоотношениях с властью после окончания войны и до смерти И. В. Сталина в 1953 г. В отдельную главу вынесен анализ существования иудейской, католической и мусульманской общин в обозначенный в заглавии временной период. Данная работа призвана восполнить пробелы в знаниях о положении Церкви и верующих в Советском Союзе в непростой, полный коллизий период отечественной истории, чему традиционно не уделялось должного внимания в историографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ипатов Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS POLICY OF THE SOVIET LEADERSHIP IN 1941-1953 ON THE EXAMPLE OF LENINGRAD

This article is a review of a monograph by I. V. Petrov, a historian from St. Petersburg, a specialist in church history of the XX century. It is devoted to the insufficiently researched problem of the interrelationships between the Leningrad confessions in 1941-1953 and the policy of the Soviet government in relation to them. The author traces the vicissitudes of survival of Orthodox citizens of besieged Leningrad during the Great Patriotic War and changes in their relationship with the authorities after the end of the war and before the death of I. V. Stalin in 1953. A separate chapter contains an analysis of the existence of the Jewish, Catholic and Muslim communities in the time period indicated in the title. This work is intended to fill in the gaps in knowledge about the situation of the Church and believers in the Soviet Union in a difficult, full of collisions period of national history, which has traditionally not been given due attention in historiography.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО РУКОВОДСТВА В 1941-1953 ГГ. НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНГРАДА»

РЕЦЕНЗИЯ

УДК 94(47) DOI 10.36945/2658-3852-2022-4-139-150

А. М. Ипатов

РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО РУКОВОДСТВА В 1941-1953 ГГ. НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНГРАДА

Рецензия на книгу:

И. В. Петров. У последней черты. Конфессии Ленинграда в 1941-1953 гг.: борьба за выживание и признание властью. - Москва : НП «Посев», 2020. - 312 с.

Аннотация: Статья является рецензией на монографию историка из Санкт-Петербурга, специалиста по церковной истории XX в. И. В. Петрова. Она посвящена недостаточно исследованной проблеме взаимоотношений между собой ленинградских конфессий в 1941-1953 гг. и политике советской власти по отношению к ним. Автором прослеживаются перипетии выживания православных граждан блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны и изменения во взаимоотношениях с властью после окончания войны и до смерти И. В. Сталина в 1953 г. В отдельную главу вынесен анализ существования иудейской, католической и мусульманской общин в обозначенный в заглавии временной период. Данная работа призвана восполнить пробелы в знаниях о положении Церкви и верующих в Советском Союзе в непростой, полный коллизий период отечественной истории, чему традиционно не уделялось должного внимания в историографии.

Ключевые слова: Советский Союз, Ленинград, конфессии, Русская Православная Церковь, иудеи, католики, мусульмане.

На протяжении длительного времени в силу различных, главным образом идеологических, причин в отечественной историографии советского периода не появлялись научные исследования, посвященные различным аспектам религиозной жизни в СССР. Лишь после его распада в 1991 г. негласный запрет был снят, что привело к появлению первых, по большей мере носивших популярный характер трудов. Сразу же наметилась тенденция, противоположная той, которая наблюдалась в советской историографии. От огульной, нередко незаслуженно уничижительной критики различных конфессий и церкви как социального института в 1990-е гг. переходят к ее восхвалению и порой излишней поддержке

религиозных инициатив. Со временем, благодаря открытию многих архивных документов и свободному хождению в общественном дискурсе обсуждений религиозно-церковной проблематики, ситуация значительно улучшилась. Усилиями таких ученых, как М. В. Шкаровский [Шкаровский, 1999, 2005, 2007, 2010], К. П. Обозный [Обозный, 2008], Л. Н. Аруева [Аруева, 2010], Р. И. Беккин [Беккин, 2016, 2018], И. А. Курляндский [Курляндский, 2011] и др., удалось в значительной степени «реконструировать» положение различных конфессий в 1922-1991 гг. Однако до сих пор в изучении этой широкомасштабной проблемы наличествует множество белых пятен и недостаточно исследованных лакун. Одну из них - а именно борьбу за выживание и признание властью различных конфессий в Ленинграде в 1941-1953 гг. - и призвано заполнить рецензируемое издание. Отметим, что это не первая и не последняя на данный момент монография Ивана Васильевича, в которых бы были проанализированы различные сюжеты истории РПЦ и других церквей в Советском Союзе [Петров, 2016, 2017, 2021; Гольцов, Петров, 2022]. Будучи глубоко верующим человеком, автор порой несколько предвзято, как может показаться, подходит к оценкам тех или иных действий советской власти в отношении представителей религиозных конфессий, однако в целом стоит отметить его высокий профессионализм и критический подход при подготовке данной монографии.

Структура рецензируемой книги вполне традиционна и включает введение, три главы, в которых раскрывается проблематика исследования, заключение, приложение, представленное впервые опубликованными записками одного из участников блокады Ленинграда В. В. Левыкина, а также список источников и литературы. Во введении автор справедливо отмечает, что в отечественной историографии на протяжении длительного времени на второй план нередко отходили «проблемы деятельности Русской Православной Церкви» (с. 3) в 1939-1945 гг. Довольно жестко оценивает И. В. Петров послевоенные годы деятельности РПЦ, вплоть до смерти И. В. Сталина, вероятно, несколько излишне эмоционально констатируя, что «политика компромисса по отношению к безбожной власти очень скоро начала давать весьма недобрые всходы» (с. 3). Также среди исследовательских проблем им абсолютно правильно отмечается некое пренебрежение к анализу положения других конфессий Ленинграда в эту тяжелую эпоху. Далее следует краткий обзор наличествующих на сегодняшний день трудов, в которых были бы отражены результаты в изучении вынесенной в названии книги темы. Несомненным достоинством рецензируемого труда И. В. Петрова является широкое использование архивных источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. При подготовке монографии была проведена скрупулезная и тщательная работа в таких федеральных и региональных архивах, как Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб), Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД

СПб), Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ), Архив Санкт-Петербургской епархии, Государственный архив Воронежской области (ГАВО), Архив Санкт-Петербургской духовной академии и Семинарии. Несколько документов было привлечено для работы из личного архива автора. Подобное разнообразие привлекаемых архивных материалов, безусловно, позволило составить более полную картину религиозной жизни города на Неве в сложнейшие 1941-1953 гг.

В первой главе книги автор в нескольких параграфах обращается к следующим проблемам: биографии ленинградских священников и особенности их приходов; анализ языка официальных обращений православных священнослужителей к пастве, вооруженным силам и советским руководителям в блокадный и военный период; формы и итоги патриотического служения православного духовенства в блокированном Ленинграде; эпистолярное и устное наследие православных жителей города как исторический источник и почва для размышлений. И. В. Петров описывает судьбы таких священнослужителей, как протоиереи Павел Тарасов, Николай Ломакин, Михаил Славнитский, Александр Мошинский и др. Это отнюдь не апологетические портреты на фоне эпохи, автор монографии стремится максимально абстрагироваться от своих симпатий или антипатий, показывая как достижения, так и просчеты определенного пастыря. Сходными чертами для всех представителей духовенства сергианской (позднее - патриаршей) направленности он считает лояльность советской власти, возвышение после поддержки местоблюстителя Патриаршего престола Сергия (Страгородского) (с. 29). Уделено должное внимание также характеристике обновленческих и иосифлян-ских приходов, а также кратко затронуты некоторые аспекты взаимоотношений представителей всех направлений с официальной властью. Сложность в этой связи, как справедливо отмечает И. В. Петров, заключается в том, что ряд архивных документов, могущих пролить свет на эти обстоятельства, хранятся в ведомственных архивах, в связи с чем доступ к ним закрыт. Тем не менее, вслед за М. В. Шкаровским он высказывает вполне обоснованное предположение о сотрудничестве отдельных священнослужителей с органами государственной безопасности (с. 45). К сожалению, автор не раскрывает мотивов подобного возможного взаимодействия: были ли они обусловлены заботой о пастве, о продолжении работы того или иного прихода либо служили инструментом для достижения своекорыстных целей, ответа на сегодняшний день однозначно дать нельзя.

Стремясь в некоторой степени «расставить точки над Ь в вопросе о том, какова была позиция церкви в момент вероломного нападения нацистской Германии на Советский Союз, автор рецензируемого издания анализирует последовавшее 22 июня 1941 г. обращение к пастве митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского). В нем он особое внимание уделяет стремлению поддержать верующих в предстоящих тяжелейших событиях, напомнить о героических страницах прошлого и призвать к стойкому сопротивлению врагу вплоть

до полной победы. Но, главное, уже тогда Сергий (Страгородский) предостерегает от коллаборационизма. Тем не менее известно, что далеко не всегда священнослужители следовали этому призыву. Практически одновременно с ним к пастве обращается первоиерарх Обновленческой Церкви митрополит Виталий (Введенский), в речи которого был больший уклон в сторону необходимости сотрудничества с советской властью. В дальнейшем, как отмечает И. В. Петров, речи сергианцев и митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), будущего патриарха Алексия I, все более содержали в себе отсылки к славному прошлому, к ратным и духовным подвигам предков, в то время как обновленческие педалировали фактическое преклонение перед советским руководством в деле борьбы против внешнего агрессора. Обобщая основное содержание посланий, автор выделяет среди наиболее характерных черт следующие: стремление к прославлению героев исторической России; четкий образ врага, причем его частые сравнения с нашествиями прошлых эпох; уважение и признание поддержки со стороны Запада; неизменная поддержка стойкости у паствы и порицание тех, кто пошел на преступное сотрудничество с оккупантами; лояльность по отношению к официальной власти и подчеркивание плюсов религиозной политики Советского Союза. Оценочные суждения подобной позиции церковных иерархов И. В. Петров давать избегает. Это представляется единственно верным в данной ситуации решением, так как проживая в относительно комфортных по сравнению с периодом Великой Отечественной войны условиях, с позиции послезнания, мы нередко стремимся поддержать или покритиковать то или иное решение или высказывание представителей предшествующих эпох, однако из виду упускается необходимость учитывать историческую обстановку анализируемых событий.

Автор отмечает важнейшую деятельность Церкви в блокадном городе по сбору средств на нужды лазарета, на нужды фронта. При этом необходимо учитывать, что она, как и любая другая со стороны священнослужителей, проводилась в условиях запрета религиозной пропаганды, фактически «была скована рамками большевистского законодательства» (с. 58). Однако постепенно, видя лояльность и патриотическую позицию церковных иерархов, гражданская власть позволила ей некоторые послабления. Это, впрочем, не позволяет говорить о прекращении пропаганды атеизма, преследования священнослужителей, уничтожения церковных построек. В качестве некоего доказательства этого И. В. Петров справедливо констатирует, что значительное число известных ныне православных храмов в годы Великой Отечественной войны были задействованы под клубы, музеи и другие мероприятия.

Обобщая эпистолярное и устное наследие православных жителей Ленинграда, автор высказывает дискуссионную точку зрения, что, несмотря на некоторые послабления, «ни до, ни после 1943 г. настоящего "поворота к Православной Церкви" не было» (с. 83). Свою позицию автор аргументирует тем, что мнимое

«церковное возрождение» было для советского руководства не более чем средством легализации себя в глазах мирового сообщества. А объединение как можно большего числа верующих в рамках подконтрольной Московской Патриархии облегчало задачу по управлению ими. Учитывая то обстоятельство, что после окончания Великой Отечественной войны религиозная политика советского руководства постепенно вновь возвращалась к жестким и бескомпромиссным методам, подобный вывод автора представляется вполне обоснованным.

Во второй главе И. В. Петров обращается к таким вопросам, как послевоенное восстановление Ленинградской епархии; взаимоотношения с властью; роль и значение духовных школ в жизни епархии города на Неве в 1945-1953 гг.; внутренние противоречия в митрополии и участие священнослужителей Ленинграда во внутри- и внешнеполитических акциях Советского Союза и Московской Патриархии. В первом параграфе автор отмечает сложнейшую дилемму, стоявшую перед священнослужителями Ленинграда: объединить в рамках одной паствы тех, кто оставался в блокадном городе, с одной стороны, с теми, кто оказался в зоне оккупации и в течение трех лет прожил без советской власти - с другой. Значительный вклад в изучение жизненного уклада последних внес бывший секретарь обновленческого епархиального управления Александр Шишкин. В своем отчете он критически отнесся к оценке деятельности так называемой Псковской Православной Миссии, злоупотреблявшей тесным сотрудничеством с немцами. К сожалению, данный аспект исследования не раскрыт в должном объеме, хотя, возможно, автор и не ставил задачу раскрыть процесс «воссоединения» паствы, пребывавшей в годы войны по разные стороны от линии фронта. Сходные строки содержит и докладная записка протоиерея Николая Ломакина. Им отмечались факты использования немцами и испанцами церквей в качестве лазаретов, дзотов, складов, казарм и т. д. (с. 89). Иными словами, И. В. Петров описывает все сложности, с которыми столкнулись деятели РПЦ в послевоенное время на ранее оккупированных территориях. С другой стороны, продолжали, несмотря на пресловутый «поворот в религиозной политике», закрываться православные храмы и приходы. Как отмечает автор, формальным поводом к их закрытию являлось отсутствие штатного священнослужителя. Не преминул он обратить внимание читателей и на проблему взаимоотношений церковных иерархов и государственной власти в лице уполномоченного по делам РПЦ по Ленинграду и Ленинградской области А. И. Кушнарева. Будучи человеком с непростым характером, нередко он оказывал сильное сопротивления инициативам ленинградской митрополии. Особенно тяжелые отношения сложились у него с новым епархиальным архиереем Ленинграда Григорием (Чуковым). И. В. Петров справедливо подчеркивает, что наиболее пристально А. И. Кушнарев следил за деятельностью тех священников, которые раньше были приверженцами иосифлянства, подозревая их в антисоветских настроениях и деятельности. В сложнейших социально-

экономических и идеологических условиях представителям РПЦ приходилось восстанавливать либо держать на определенном уровне, избегая дальнейшего падения, буквально по крупицам то, что было утеряно в предвоенные и особенно военные годы. Впрочем, послевоенные годы были тяжелейшим временем испытания по восстановлению разрушенного и утраченного в 1941-1945 гг. не только для представителей различных конфессий, но и для людей, которые не идентифицировали себя ни с каким вероисповеданием.

Как верно отмечено автором, большую роль в восстановлении численности духовенства сыграли возрожденные духовные школы (с. 112). В результате многочисленных тяжб с советской властью в Ленинграде удалось 22 ноября 1945 г. открыть школу в здании бывшей Петербургской духовной семинарии. В июле следующего года богословско-пастырские курсы были преобразованы в Духовную семинарию, параллельно с которой создавалась Духовная академия, первым ректором которой стал протоиерей Иоанн Богоявленский. И. В. Петров довольно подробно описывает ее деятельность, останавливаясь как на достижениях, так и на нерешенных проблемах. Не преминул он упомянуть и о том, что в числе учащихся ленинградских духовных школ был будущий патриарх Алексий II (Риди-гер). Основываясь на архивных данных, автор монографии приводит статистику обучающихся академии и семинарии по принадлежности к союзным республикам, к регионам, по социальному происхождению, как для очного, так и для заочного отделений. Он отмечает, что деятельность данных церковных учебных заведений была отнюдь не безоблачна, сопровождалась рядом внутренних неурядиц и перипетий, а также проблемами во взаимоотношениях со светскими властями, которые нередко были инспирированы уже упомянутым ранее А. И. Кушнаре-вым. И. В. Петров порой излишне резок в оценках церковной и религиозной политики советского руководства. Так, он довольно смело пишет о том, что «существовавший в Советском Союзе административный произвол приводил часто и к эксцессам, так или иначе связанным с Православной Церковью» (с. 129). В то же время не стоит считать, что все беды им виделись исключительно по вине официальных властей. Автор последовательно критикует и внутрицерковные неурядицы. Однако он не преминул справедливо указать на пагубный факт внедрения в среду ленинградских духовных школ тайных советских агентов.

В заключительном параграфе второй главы И. В. Петров обращается как раз к внутренним проблемам ленинградской митрополии, страдавшей от отсутствия единоначалия. Более интересны страницы, посвященные попыткам использования официальными властями священнослужителей в ходе международных контактов для повышения своего имиджа у других стран. Автор критически относится к имевшим место в ходе подобных визитов восхвалениям советской действительности со стороны членов епархии, в то же время подчеркивая некую вынужденность подобной «стратегии выживания». Отмечая успехи внешнеполитических

акций Ленинградской митрополии, он подчеркивает, что ее результатом стало возвращение на Родину немалого числа представителей церковного Зарубежья (с. 143). С этой проблемой была тесно связана проблема организации в СССР подворий для других Поместных Православных Церквей. И здесь снова «злым гением», стремившимся помешать осуществлению планов церковных иерархов, был А. И. Кушнарев. Складывается ощущение, что в фигуре этого уполномоченного персонифицируется для И. В. Петрова советская власть, безбожная и атеистическая. Вероятно, ситуация была сложнее, и А. И. Кушнарев был не более чем весьма исполнительным чиновником, неким «винтиком» в огромном государственном механизме. Лейтмотивом взаимоотношений между светской и духовной власти в Ленинграде, по мнению автора, являлось неприкрытое использование со стороны первой второй в своих интересах. Безусловно, не мог он обойти стороной восприятие смерти И. В. Сталина в среде священнослужителей. Оно, вслед за официальной позицией Московского Патриархата, было «патриотично», выдержано в выражениях скорби относительно кончины «великого вождя и учителя». Критически оценивая так называемый «поворот в религиозной политике», И. В. Петров верно отмечает вынужденность подобной позиции представителей Ленинградской митрополии. Показательны следующие строки: «Наблюдалось особое славословие церковных иерархов в адрес самого И. В. Сталина, однако чаще всего это были не искренние заявления в поддержку проводимой им политики, а продиктованная веяниями времени учтивость по отношению к тоталитарному государству» (с. 162). Думается, эта фраза наглядно демонстрирует авторскую точку зрения. Отметим в то же время дискуссионность отнесения в историографии советского политического режима к тоталитарным, а также правомерность самой теории тоталитаризма.

В третьей главе И. В. Петров констатирует любопытную деталь, что на 1 января 1946 г. в городе на Неве не было зарегистрировано ни одного иноверческого служителя культа (с. 163), что свидетельствует о нелегальной деятельности католической, мусульманской и иудейской общин. При этом в городе находились молитвенные места всех перечисленных конфессий, а также старообрядческие, лютеранские, адвентистские и др. церкви и буддийский дацан. Ситуация в значительной мере в послевоенные годы напоминала положение православных священнослужителей, буквально по крупицам восстанавливавших утерянное ранее. Первый параграф посвящен перипетиям положения иудеев в Ленинграде в обозначенный период. Автор отмечает, что несмотря на значительный вклад евреев в формирование советской государственности, в 1930-е гг. иудаизм наравне с другими конфессиями подвергается гонениям со стороны атеистической власти. В годы Великой Отечественной войны небольшой период послабления сменился вслед за ее окончанием строгим контролем за деятельностью раввинов со стороны уполномоченных по делам религиозных культов. И. В. Петров акцентирует

внимание и на таком внешнем факторе в росте разногласий между иудеями и властными структурами, как создание государства Израиль, ставшего для многих советских евреев вожделенной мечтой. По его мнению, которое представляется верным и обоснованным, с 1947 г. их положение становилось все сложнее по причине постоянных запретов со стороны ленинградского руководства, культивировавшего в иудейской среде доносы, аресты, закрытие «домашних синагог», обвинения в сионизме и т. д. Вероятно, вполне можно согласиться с выводом, что «вплоть до распада Советского Союза в стране господствовал как государственный, так и бытовой антисемитизм» (с. 192). От себя добавим, что он, впрочем, не мешал занимать высокие должности отдельным представителям еврейского народа.

В посвященном положению католического населения Ленинграда параграфе И. В. Петров отмечает, что, в отличие от православных верующих, они подверглись еще большим гонениям, нежели до начала войны. В значительной степени на страницах монографии этот факт связывается с национальным происхождением католического духовенства. Учитывая рост «подозрительности» официальной власти к представителям отдельных народов Советского Союза из-за опасений их сотрудничества с нацистами (которые, как свидетельствуют архивные документы, далеко не всегда были беспочвенны), в подобном выводе нет ничего удивительного, напротив, он вытекает из логики происходивших тогда процессов. В послевоенные годы усилия по восстановлению положения ленинградской католической общины предпринимали представители дипломатического корпуса Франции, что, безусловно, также не способствовало росту доверия со стороны советской власти. Уполномоченный Н. М. Васильев бдительно следил за деятельностью католиков города на Неве, неоднократно указывая в своих отчетах вышестоящему руководству на реальные и мнимые правонарушения с их стороны. Одним из способов противоборства католикам стало назначение на пост ксендза И. Казласа, вполне удовлетворявшего власти своей осторожностью и стремлением уживаться с атеистическим руководством. Однако, как отмечает автор, подобная, во многом соглашательская позиция ксендза, не всегда устраивала прихожан и среди них периодически выдвигались фигуры, пытавшиеся отстаивать права католиков в СССР.

Обращаясь к проблеме участия мусульман в жизни блокадного Ленинграда, И. В. Петров отмечает отрывочность сведений данного характера (с. 207). Несомненно одно - в тяжелейших условиях было крайне сложно, практически невозможно выдерживать достаточно строгие предписания Корана относительно соблюдения постов, необходимости захоронения умершего до захода солнца и др. В первые послевоенные годы перед мусульманами города остро встала проблема открытия мечети, переданной в январе 1941 г. Ленгорздравотделу под склад медицинского оборудования. Отметим, что лишь в декабре 1955 г. им удалось добиться своих целей. Рост численности мусульманской общины приводил к тому,

что они для молений и встреч приспособили сооружение для омовения покойников на Ново-Волковском кладбище, которое, впрочем, тоже было закрыто властями. Подводя итоги параграфа, автор делает довольно резкий вывод о том, что мусульмане, «успешно добившись, наконец, возвращения мечети, отныне ... играли по определенным безбожниками правилам» (с. 222). Думается, сравнительно небольшой по объему материал о положении католиков, иудеев и мусульман в Ленинграде в 1941-1953 гг., особенно относительно того, как раскрыто положение православного духовенства и прихожан, обусловлен их малочисленностью, а ни в коем случае не пренебрежением И. В. Петрова.

В заключении автор резюмирует ранее изложенные мысли, среди которых важнейшими представляются слова о том, что Московская патриархия не только не пошла на сотрудничество с врагами в годы Великой Отечественной войны, но и активно выступала в поддержку государственной власти, несмотря на нанесенный ранее значительный урон Церкви. Однако, вопреки представлениям о том, что разворот в религиозной политике означал существенное улучшение положения верующих Ленинграда, И. В. Петров констатирует ее ограниченность. К тому же, едва начавшись, религиозный подъем, по его мнению, сменился к концу 1940-х гг. новым витком гонений на церковь, в котором тон задавали во многом уполномоченные А. И. Кушнарев и Н. М. Васильев. Подводя итоги, автор выделяет три наиболее характерные для всех конфессий Ленинграда черты в 19411953 гг., с которыми сложно не согласиться. Это все большая смелость в отстаивании своих прав перед светской властью; увеличение численности верующих; четкое разделение мирян на сторонников и противников сотрудничества с советским руководством.

Значительный интерес представляют выпущенные в качестве приложения записки одного из православных прихожан блокадного города В. В. Левыкина. Их прочтение позволяет расширить наше понимание тех невероятных трудностей и испытаний, которые пришлось преодолеть ленинградцам.

Таким образом, можно констатировать, что рецензируемая монография представляет собой законченное научное исследование, позволяющее значительно расширить наше представление о положении конфессий в Ленинграде в сложную и противоречивую военную и послевоенную эпоху 1941-1953 гг. И. В. Петрову, несмотря на отдельные шероховатости, порой излишне эмоциональные оценки и суждения, удалось подойти комплексно к решению поставленных во введении целей и представить на суд общественности важный в научном отношении материал, а кроме того, обозначить вектор для дальнейших исследований. Четкая авторская позиция, с которой не всегда можно согласиться, основывается не на голословных утверждениях, а подкрепляется аргументами и фактами. Впрочем, характерный для гуманитарных дисциплин плюрализм способствует тому, что из одной и той же фразы люди с разным мировоззрением могут

сделать различные, нередко противоположные выводы. Подобную возможность и предоставил своей книгой читателям И. В. Петров.

Библиография

Аруева, Л. Н. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны. - Санкт-Петербург : СПбГУГА, 2010. - 248 с.

Беккин, Р. И. История татарско-мусульманской общины советского Петрограда-Ленинграда (1917-1991 гг.) по материалам государственных и частных архивов // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2016. - № 4. -С.118-147.

Беккин, Р. И. «К татарам советская власть относится плохо...» (Судьба имама Я. К. Халекова) // Уральский исторический вестник. - 2018. - № 1. - С. 82-90.

Гольцов, Н. В., Петров, И. В. Новомученик Юрий Петрович Новицкий: служение праву и правде. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2022. - 200 с.

Курляндский, И. А. Сталин, власть, религия (религиозный и церковный факторы во внутренней политике советского государства в 1922-1953 гг.). -Москва : Кучково поле, 2011. - 704 с.

Обозный, К. П. История Псковской Православной Миссии, 1941-1944. -Москва : Изд-во Крутицкого патриаршего подворья, 2008. - 607 с.

Петров, И. В. Меж двух зол. Православное духовенство на временно оккупированной территории РСФСР в 1941-1944 гг. - Москва : НП «Посев», 2021. -744 с.

Петров, И. В. Православная Балтия 1939-1953 гг.: период войн, репрессий и межнациональных противоречий. - Санкт-Петербург : Бумажные книги, 2016. - 376 с.

Петров, И. В. Православный Северо-Запад России 1941-1953 гг. Борьба за выживание и восстановление приходской жизни. - Санкт-Петербург : Бумажные книги, 2017. - 252 с.

Шкаровский, М. В. Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь. - Москва : Вече, 2007 - 512 с.

Шкаровский, М. В. Репрессии православного духовенства Ленинграда и области в 1930-е гг. - Санкт-Петербург : Изд-во Князь-Владимирского собора, 2010. - 106 с.

Шкаровский, М. В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве. -Москва : Изд-во Крутицкого подворья, 1999. - 400 с.

Шкаровский, М. В. Церковь зовет к защите Родины. - Санкт-Петербург : Са-тисъ; Держава, 2005. - 624 с.

Сведения об авторе

Ипатов Алексей Михайлович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Воронеж).

E-mail: molot.tora@mail.ru

A. M. Ipatov

RELIGIOUS POLICY OF THE SOVIET LEADERSHIP IN 1941-1953 ON THE EXAMPLE OF LENINGRAD

Book review: I. V. Petrov. At the last line. Confessions of Leningrad in 1941-1953: the struggle for survival and recognition by the authorities. - Moscow : NP «Sowing», 2020. - 312 p.

Abstract: This article is a review of a monograph by I. V. Petrov, a historian from St. Petersburg, a specialist in church history of the XX century. It is devoted to the insufficiently researched problem of the interrelationships between the Leningrad confessions in 1941-1953 and the policy of the Soviet government in relation to them. The author traces the vicissitudes of survival of Orthodox citizens of besieged Leningrad during the Great Patriotic War and changes in their relationship with the authorities after the end of the war and before the death of I. V. Stalin in 1953. A separate chapter contains an analysis of the existence of the Jewish, Catholic and Muslim communities in the time period indicated in the title. This work is intended to fill in the gaps in knowledge about the situation of the Church and believers in the Soviet Union in a difficult, full of collisions period of national history, which has traditionally not been given due attention in historiography.

Key words: The Soviet Union, Leningrad, confessions, the Russian Orthodox Church, Jews, Catholics, Muslims.

References

Arueva, L. N. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. - Sankt-Peterburg : SPbGUGA, 2010. - 248 s.

Bekkin, R. I. Istoriya tatarsko-musul'manskoj obshhiny sovetskogo Petrogra-da-Leningrada (1917-1991 gg.) po materialam gosudarstvennykh i chastnykh arkhivov // Gosudarstvo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom. - 2016. - № 4. -S. 118-147.

Bekkin, R. I. «K tataram sovetskaya vlast' otnositsya plokho...» (Sud'ba imama YA. K. Khalekova) // Ural'skij istoricheskij vestnik. - 2018. - № 1. - S. 82-90.

Gol'tsov, N. V., Petrov, I. V. Novomuchenik Yurij Petrovich Novitskij: sluzhenie pravu i pravde. - Sankt-Peterburg : Izd-vo SPbGU, 2022. - 200 s.

Kurlyandskij, I. A. Stalin, vlast', religiya (religioznyj i tserkovnyj faktory vo vnutrennej politike sovetskogo gosudarstva v 1922-1953 gg.). - Moskva : Kuchkovo pole, 2011. - 704 s.

Oboznyj, K. P. Istoriya Pskovskoj Pravoslavnoj Missii, 1941-1944. - Moskva : Izd-vo Krutitskogo patriarshego podvor'ya, 2008. - 607 s.

Petrov, I. V. Mezh dvukh zol. Pravoslavnoe dukhovenstvo na vremenno ok-kupirovannoj territorii RSFSR v 1941-1944 gg. - Moskva : NP «Posev», 2021. - 744 s.

Petrov, I. V. Pravoslavnaya Baltiya 1939-1953 gg.: period vojn, repressij i mezhnatsional'nykh protivorechij. - Sankt-Peterburg : Bumazhnye knigi, 2016. -376 s.

Petrov, I. V. Pravoslavnyj Severo-Zapad Rossii 1941-1953 gg. Bor'ba za vyzhivanie i vosstanovlenie prikhodskoj zhizni. - Sankt-Peterburg : Bumazhnye knigi, 2017. - 252 s.

Shkarovskij, M. V. Krest i svastika. Natsistskaya Germaniya i Pravoslavnaya Tserkov'. - Moskva : Veche, 2007 - 512 s.

Shkarovskij, M. V. Repressii pravoslavnogo dukhovenstva Leningrada i oblasti v 1930-e gg. - Sankt-Peterburg : Izd-vo Knyaz'-Vladimirskogo sobora, 2010. - 106 s.

Shkarovskij, M. V. Russkaya pravoslavnaya tserkov' pri Staline i Khrushheve. -Moskva : Izd-vo Krutitskogo podvor'ya, 1999. - 400 s.

Shkarovskij, M. V. Tserkov' zovet k zashhite Rodiny. - Sankt-Peterburg : Satis"; Derzhava, 2005. - 624 s.

About the author

Ipatov Alexey Mikhailovich, Candidate of Historical Sciences, Senior Research Military Educational and Scientific Center of the Air Force "N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin Air Force Academy" (Voronezh).

E-mail: molot.tora@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.