Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНАЯ МИСТЕРИЯ ЦАМ (ЧАМ): ИСТОКИ И ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕКОНСТРУКЦИЯ В ТИБЕТСКИХ РЕГИОНАХ'

РЕЛИГИОЗНАЯ МИСТЕРИЯ ЦАМ (ЧАМ): ИСТОКИ И ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕКОНСТРУКЦИЯ В ТИБЕТСКИХ РЕГИОНАХ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
буддийская философия / Чам в Тибете / тибетский буддизм / религиозный театр / истоки происхождения. / Religious Theatre / Buddhist Philosophy / Cham in Tibet / Tibetan Buddhism / origins.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дианова Валентина Михайловна, Ван Чао

Происхождение мистерии Чам заключается в том, что она была привнесена в Тибет вместе с буддизмом и интегрирована с ритуалами местной примитивной религии и народными танцевальными театрами. Буддизм распространялся в тибетском обществе в период Тубо. Первоначальное внедрение не привело в то время к появлению тибетской буддийской философии, но сказалось на развитии местного театра. Когда же буддизм был полностью внедрен и стал основной религией тибетцев, тибетский театр получил бóльшую подпитку от буддийских ритуальных представлений и оказался тесно интегрированным с ними, превратившись в Цам (Чам) – вид театрального искусства, презентирующий религиозные ритуалы, обладающие эстетическими параметрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS MYSTERY TSAM(CHAM): ORIGINS AND THEATRICAL DECONSTRACTION IN TIBETAN REGIONS

The origin of Cham refers the time when it was brought to Tibet along with Buddhism and integrated with the rituals of the local primitive religion, benzoism, and folk-dance theatres. Buddhist philosophy was introduced into Tibetan society during the Tubo period. Although the initial introduction did not result in an indigenous Tibetan Buddhist philosophy at the time, it did infl uence the development of local theatre. When Buddhism was fully introduced and became the mainstream religion of Tibetans, Tibetan theatre received great nourishment from Buddhist ritual performances and became closely integrated with them, evolving into “Tsam (Cham)”. It is an art form combining religious rituals with aesthetic entertainment.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ МИСТЕРИЯ ЦАМ (ЧАМ): ИСТОКИ И ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕКОНСТРУКЦИЯ В ТИБЕТСКИХ РЕГИОНАХ»

УДК 294.3 DOI: 10.53315/1995-0713-2024-62-2-105-112

ББК 87.87

В.М. Дианова, Ван Чао

Институт философии СПбГУ

РЕЛИГИОЗНАЯ МИСТЕРИЯ ЦАМ (ЧАМ): ИСТОКИ И ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕКОНСТРУКЦИЯ В ТИБЕТСКИХ РЕГИОНАХ

Происхождение мистерии Чам заключается в том, что она была привнесена в Тибет вместе с буддизмом и интегрирована с ритуалами местной примитивной религии и народными танцевальными театрами. Буддизм распространялся в тибетском обществе в период Тубо. Первоначальное внедрение не привело в то время к появлению тибетской буддийской философии, но сказалось на развитии местного театра. Когда же буддизм был полностью внедрен и стал основной религией тибетцев, тибетский театр получил большую подпитку от буддийских ритуальных представлений и оказался тесно интегрированным с ними, превратившись в Цам (Чам) - вид театрального искусства, презентирующий религиозные ритуалы, обладающие эстетическими параметрами.

Ключевые слова: буддийская философия, Чам в Тибете, тибетский буддизм, религиозный театр, истоки происхождения.

V.M. Dianova, Van Chao

Institute of Philosophy of St. Petersburg University

RELIGIOUS MYSTERY TSAM(CHAM): ORIGINS AND THEATRICAL DECONSTRACTION IN TIBETAN REGIONS

The origin of Cham refers the time when it was brought to Tibet along with Buddhism and integrated with the rituals of the local primitive religion, benzoism, and folk-dance theatres. Buddhist philosophy was introduced into Tibetan society during the Tubo period. Although the initial introduction did not result in an indigenous Tibetan Buddhist philosophy at the time, it did influence the development of local theatre. When Buddhism was fully introduced and became the mainstream religion of Tibetans, Tibetan theatre received great nourishment from Buddhist ritual performances and became closely integrated with them, evolving into "Tsam (Cham)". It is an art form combining religious rituals with aesthetic entertainment.

Key words: Religious Theatre, Buddhist Philosophy, Cham in Tibet, Tibetan Buddhism, origins.

Буддийская мистерия Цам (Чам) является важной частью древней религиозной культуры, которая сохранилась до наших дней. Это религиозная мистерия, сформировавшаяся в Тибете и названная - Чам (тиб. чам - игра, танец, в русском востоковедении сложилась практика давать это слово в монгольской транскрипции Цам). Слияние автохтонной религии бон и буддизма привело к появлению уникальных ритуалов и представлений [6, с.330].

На протяжении всей истории Чама (с VII века - до настоящего времени) на нее оказывали влияние различные религиозные культуры, такие как конфуцианство, буддизм и даосизм, которые «составили религиозно-философскую Триаду «сань цзяо» («три учения»), определявшую идеологию Китая вплоть до ХХ в.» [1]. Взаимодействие вышеупомянутых философий привело к процветанию древних религиозных ритуалов,

в том числе и Чама. Действо проходило при монастырях, участники, сами монахи, надевали для его исполнения костюмы и маски, представляя различных персонажей, в том числе и божеств буддийского пантеона, и играли спектакль - мистерию.

Подобно театрализованным мистериям других древних цивилизаций, к примеру, греческой или персидской, своим глубинным истоком тибетская мистерия Чам имеет разнообразные культовые действа, обрядовые игры, связанные с поклонением божествам и умершим предкам; обряды жизненного цикла и календарные праздники, уходящие своими корнями к добуддийским древним верованиям. Тем самым мистерия Чам представляет собой синкретическую форму зрелищного искусства, соединившего в себе речитатив, жест, танец и ритуал, сопровождаемый игрой на длинных трубах, барабанах и тарелках. Мистерия Чам в форме спектакля является, по мнению исследователей, совершенным тантрийским средством, ведущим к конечной цели -просветлению. Одним из главных ее принципов является вневербальная («от сердца к сердцу») передача истинного просветления (бодхи) от самого Будды до современных носителей традиции '. Возникнув в ранних тибетских школах и представляя собой яркий пример синкретизма в искусстве, религиозная мистерия Чам постепенно обрастала все более сложными философскими и культовыми элементами. Буддийская религия впитала в себя те зачатки театрального действия, которые имелись в традициях народа, сплела тесно мистерии с народными развлечениями, выявила первые попытки создания театрального действия. В основу ритуальной мистерии были положены различные истории, связанные с тибетским буддизмом. Во многих современных исследованиях Чам рассматривается как традиционный ритуальный танец либо театральное действо. Однако по сути Чам является феноменом, насыщенным философскими идеями и историческими событиями. «В каждый танец заложено глубокое значение. Маски танцующих лам, яркие костюмы, отточенные движения и жесты, ритуальные предметы, которые они держат в руках, - в Чаме все символично. Как и в других тибетских ритуалах, полностью понять смысл каждого конкретного действия могут лишь знатоки тибетской философии. Для остальных не всегда ясен даже общий сюжет танца и каких божеств представляют ламы, тем более что существуют разные традиции и виды мистерии Чам» [4].

1. Индийская буддийская философия

Философия буддизма зародилась в Индии в У1-У вв. до нашей эры. Основателем был принц Сиддхартха Гаутама. «Сиддхартха, а полностью - Сарва-артха-сиддха, -означает «достигший всех целей», или «выполнивший свое предназначение». Гаутама (на пали - Готама) - имя почтенного кшатрийского рода [5; С.116].

Время рождения буддизма - это период быстрого развития индийского рабовладельческого строя. «В то время социально-экономическое развитие индийского субконтинента было крайне неравномерным и в большинстве регионов преобладало рабовладельческое общество, но в отдельных местах сохранились остатки системы клановых общин. В некоторых экономически развитых районах производительность была значительно улучшена, а сельское хозяйство являлось основной формой производства. Ремесленники отличались коренным образом от работников сельского хозяйства» [14, с.96].

«В буддизме, как и в остальных даршанах, объединяются три элемента: 1) догматика, 2) философия, 3) психотехники (йогическая практика). Основу догматики составляет вера в «три драгоценности» (Будду, созданное им учение - Дхарму и буддийскую общину - сангху); четыре благородные истины (арьясатьяни) и концепция

«восьмеричного пути» (арьяаштанга-марга). Психотехники были, с одной стороны, средством реализации религиозно-философских положений, с другой - источником материала для построения теорий» [5, с.119].

Но подлинной «душой» буддизма несомненно является буддийская философия. Известный немецкий философ-экзистенциалист К.Ясперс утверждал: «Природа буддийской мысли определяет, что буддизм никогда не разделялся между философией и теологией, между рациональной свободой и религиозным авторитетом» [15, с.75]. Подразумевается, что сам буддизм имеет двойственную природу, воплощая синтез философии и религии. Буддийская философия имеет как общую природу философии, так и свои особенности. Что касается общей природы буддийской философии, то это теория знаний о природе мира, человека и жизни. Буддийская философия -это учения о происхождении мира, пустотности, сознании, нирване, реинкарнации, нравственности, карме и многом другом.

1.1. Некоторые аспекты внедрения буддизма

Буддийская философия не была основана тибетским народом, но была им признана, что имело немаловажное значение для развития тибетской культуры. Можно отметить следующие аспекты:

1. Буддийская философия важна для духовного объединения людей и достижения социальной стабильности и гармонии. Высокообразованный правитель Тибета, считающийся основателем тибетской империи, Сонгцен Гампо, живший в VII веке, объединил рассеянные тибетские племена. Однако классовые противоречия не были разрешены, что способствовало возникновению различных социальных столкновений. Стремление их избежать потребовало от Гампо проявления дальновидности и жёсткости во внутренней политике, направленных на интеграцию различных социальных сил и установлению социальной стабильности. Этому способствовал его призыв: «Следует выполнить десять великих заповедей, чтобы все были в безопасности и гармонии» [2; С.110].

2. Религиозная жизнь Тибета при Сонгцене Гампо была сложной. Сохранялось влияние религии бон - национальной религии тибетцев, но начала распространяться новая религия - буддизм. Буддизм оказался той необходимой идеологической составляющей, которая имела преимущества перед религией бон. Новая действенная идеология и глубокая философская теория буддизма как нельзя лучше подошли для решения этой проблемы. Буддизм смог удовлетворить духовные потребности большинства тибетского народа. Богослов Ганс Кун писал: «В новой мировой ситуации людям нужно больше сострадания, мира, мягкости, радости, терпимости и гармонии, и все это является сущностью духа Будды» [12, с.227]. Буддийская философия оказалась лучшим идеологическим и культурным элементом для поддержания духовной жизни тибетцев.

3. Буддийская философия способствовала быстрому культурному развитию тибетского народа. Сонгцен Гампо добился больших успехов в политике, экономике, военном деле и культурных начинаниях. Он понимал, что политическая и военная сила необходимы, но для того, чтобы сделать тибетский народ сильным в течение нескольких поколений, в основу должны быть положены религиозная идеология и культура. В результате буддийская философия получила широкое распространение в тибетских районах, и культурное развитие Тибета заметно ускорилось. «Распространение буддизма способствовало созданию тех синкретичных культурных комплексов, совокупность которых образует т.н. буддийскую культуру» [1]. Это стратегическое видение было унаследовано и его преемниками.

2. Тибетская буддийская философия

Однако «вторжение» буддизма напрямую угрожало правам и статусу местной религии бон. В середине VII века князья и аристократы, которые были последователями религии бон, начали движение против Будды. Этот шаг вызвал недовольство тогдашнего правителя Тисонг Децэн, который начал активно внедрять буддизм в тибетское общество. Однако многие тибетские чиновники протестовали. Тогда Тисонг Децэн предложил провести диспут. Известно, что институт диспута в буддизме имеет древнее происхождение, в то время как дебаты в бон не имели популярности» [9, с.562]. Поэтому в ходе диспута победила буддийская партия.

Тисонг Децэн, подавляя бон, фактически хотел ослабить старую тибетскую аристократию, которая опиралась на религию бон. С другой стороны, религиозные ограничения бон создавали много препятствий для быстро развивающегося Тибета. Дореформенный бон фокусировался на жертвоприношениях, а буддизм проповедует нравственность и мудрость, поэтому учения буддизма в большей степени соответствовали потребностям развития тибетского общества. Чтобы еще больше укрепить позиции буддизма, Тисонг Децэн специально пригласил в Тибет учителя Падмасамб-хаву - известного проповедника Тантры.

3. Характеристики буддийской философии, нашедшие отражение в мистерии Чам

Чам, введенный в Тибет в VII веке, имеет долгую историю и глубокое содержание. Это была первая грандиозная религиозная церемония в Тибете, которая способствовала распространению здесь буддийской этики. Это церемониальная форма активно распространялась и существовала у ряда народов в течение веков. Имея выраженный религиозный характер, эта традиция сохраняется и сегодня.

Многие буддийские сутры, переведенные в период царства Тубо, содержат богатые философские идеи. Что касается основных категорий, есть философия махаяны, философия сяньцзуна и тантрическая философия. Философия махаяны является основной, в ней особенно сильны эзотерические и тантрические влияния. Эзотерические мастера, такие как хранитель Линь Хуа Шен, были тесно связаны с распространением эзотеричесих философий. С точки зрения определенных философских коннотаций, философские идеи в различных классических и эзотерических учениях, переведенных в период Тубо, включают в себя следующее: «Теория причинности, теория Дао, теория вселенной, теория этики и морали, теория причины и следствия, теория разума и природы, теория эпистемологии, теория четырех принципов, теория равенства всех законов, теория жизни и смерти, теория освобождения, теория риладизма, теория нирваны и т. д.» [7, с.105].

3.1. Внедрение буддийской философии

Реализация внедрения буддийской философии происходила через объединение высшего сословия и их подданных на следующих условиях:

1) Принятие решений на высшем уровне с культурно-стратегическим видением. Что касается высшего сословия общества тубо, Умм принимает решение о Занпу, верховном правителе династии Тубо. Причина, по которой было принято такое решение, заключалась в том, что они признавали ценность буддийских мыслей, переданных через Чам, для выживания и развития народа, и особенно для поддержания политического правления.

2) Принятие и вера тибетских подданных в религиозную культуру, выраженную Чам. Хотя введение Чама в период Тубо было противодействием и сопротивлением старым устоям, большинство подданных восприняли это с энтузиазмом и восхищением, поскольку оно способствовало распространению веры и духовного успокоения

среди тибетских подданных. Даже в последующие эпохи религиозные ритуалы буддийского чама не прекращались. Философия буддистов, особенно буддийской тантры, все еще распространялись на тибетской земле в форме буддийской культуры.

3) Чам не мог приниматься решениями только тибетских высокопоставленных лиц. Ключом к его передаче и укоренению в Тибете была интенсивная деятельность буддийских монахов. При сильной поддержке Зампа некоторые буддийские монахи из Индии, Непала и представителей династии Хань были приглашены в Тибет для распространения Дхармы и чама. "Уже в период Чисун-Дезан более 10 000 тибетцев стали монахами и отправились в храмы для изучения буддийских писаний" [2, с.110].

3.2. Основные интерпретации чам

Во время распространения тибетского буддизма было сформировано большое количество школ, которые предоставили отличную возможность для диверсифицированного развития чама. Школы изо всех сил старались усовершенствовать чам, привлекали верующих и усердно работали, чтобы пропагандировать свои учения. Получение пожертвований способствовало деятельности школ в продвижении Дхармы и созданию Чам.

Наибольшее влияние имеют следующие интерпретации чам из различных школ тибетского буддизма:

3.3.1. Ньингма чам

Школа Ньингма является первой школой тибетского буддизма. Она имеет самую продолжительную историю среди различных школ. Поскольку его монахи носят красные головные уборы, ее также называют «Красная религия». Школа Ньингма унаследовала секретный закон старой школы, и поэтому «Ньингма» называется «старая». Сообщается, что Ньингма пачама произошел из ваджраяны в храме Самье, это было главное место школы Ньингма до 14-го века.

В то время буддийские школы уже начали практиковать метод - тело, язык и сознание. Практикующие исполняли мандалу под руководством мастера, получив благословение, использовали Ваджраяну (как тайное знание), который совокупляет тело, язык и сознание, развивает их в соответствии друг с другом. Самые ранние из классических произведений о танце были переведены с санскрита на китайский язык Кинг Конг Чи в начале 8-го века н. э. Следует отметить, что на основе ритуального танца Вад-жраяны впоследствии была сформирована система, названная «Танец Кинг Конг». С течением времени на основе «Танца Кинг Конга» последователи отредактировали и создали «Восемь танцев, рожденных лотосами»

Они танцевали вокруг статуи божества учителя, сигнализируя, что восемь воплощений и божество были объединены и воссоединены. Большинство выступлений в школе Ньингма отличаются изяществом и веселым настроением. В дополнение к вышеупомянутым разновидностям есть «Восемь видов духовного танца», «Кукольный Конг», «Мандзушри Инь Инь Фу», «Правительственное предложение цветов» и т. д. Храмовые выступления Ньингма пачамы включают в себя ваджраяну храма Минжулин.

3.3.2. Сакья чам

В 1073 году монах Кончог Гьялпо из знатного рода Кхон построил монастырь Сакья и основал одноименную школу. «Сакья» означает на тибетском языке «Серая Земля». Строго говоря, учения сакья были созданы Чжуо Ми Шакьяхи, и после изучения буддизма Индии он преподавал даосизм в Тибете. Также известно, что в сакье семьи не воспрещались, знания и титулы передавались из поколения в поколение.

Поскольку школа Сакья унаследовала «Кинг Конг Пу», ее основной интерпретацией стала игра на основе «Кан Конг Пу». Монастырь Сакья проводит ритуальные мероприятия в важные времена года. В ходе ритуалов проводятся пение и подношения.

В то же время монахи танцуют чам, чтобы сигнализировать о подавлении всех демонов и монстров. Независимо от того, были ли они принцами сакья или мастерами, большинство из них практиковали «Кинг-Конг» от 6 до 9 лет.

Танец Чам школы сакья любили многие правители и мастера. На сегодняшний день монастырь Сакья, в котором доминирует школа Сакья, ежегодно проводит несколько основных представлений чама: в феврале, в июле и в ноябре по тибетскому календарю.

3.3.3. Кагью чам

Школа Кагью, которая фокусируется на устной традиции, была образована в более поздний период тибетского буддизма. В тибетском языке «ка» означает буддийский язык, «гью» означает наследство, «кагью» означает слово из уст. Отсюда видно, что Школа Кагью названа в честь метода обучения. Здесь большое значение придают практике тайного права, которой обучают мастер ученика. Поскольку каждый, кто практикует школу Кагью, носит белую юбку монаха, эту школу также называют «белой религией». Школа Кагью занимает важное место в тибетском буддизме, разветвляется на 4 великих и восемь малых школ. Это школа с большинством линий тибетского буддизма.

Кагью Чам был адаптирован из Ньингма Чам. Основными танцами являются «Танец с четырьмя руками, охраняющий Бога», «Танец оленя», «Танец черепа» и танец в соответствии с «Восемь видов духовного танца». Основатель школы Кагью много раз ездил в Индию и Непал, чтобы изучать Дхарму, основным представлением храма школы Кагью является Чам, который исполняется при зимней церемонии храма Чубу.

3.3.4. Гелугпа Чам

Гелугпа - новейшая школа религии буддизма. На тибетском языке Гелуг означает "хороший закон", он подчеркивает строгое соблюдение заповедей. Монахи этой школы часто носят желтые шапки, поэтому их также называют "желтой религией". Основателем Гелугпа является Цонкапа. В ранние годы он путешествовал по миру и учился, тщательно изучал и осваивал методы преподавания в школах индуизма и тантры.

Каждая школа тибетского буддизма имела свой чам, но кроме Гелугпа. "Цонкапа, под руководством выдающегося монаха Декинба, объединил различные важные моменты, присущие чамам других школ, например таких, как «Колесо времени» и «Кинг-Конг» с выступлением чам, и хотел сделать уникальную форму исполнения чама Гелугпа" [11, с.19] Это ему удалось. Он постоянно сравнивал танцевальные движения чамов других школ, мастерски овладел музыкой, танцами и драматургией и стал подлинным мастером и учителем тантрического мастерства. Однако Цонкапа строго предупреждал, что принципы преподавания религии Хуан должны быть равны секрету, и только те, кто прошел пять основных теорий Сяньцзуна, могут продолжать практиковать тайный закон. Таким образом, Чам по Цонкапу больше относился к тантрическим учениям, поэтому в некоторых храмах в Гелугпа до сих пор нет представления чама. Это отражает строгость школьных заповедей.

Другое направлением тантрического учения сосредоточено на особых целях, таких как искоренение негативных препятствий. Под ними обычно понимается аффективное состояние психики человека, мешающее ему в сосредоточении, интеграции личности. Школа Гелупга приняла традиции проведения чама не в монастыре. Впервые мистерия была проведена во дворце Потала. Также присутствуют все демонические призраки. Каждая демонстрация чам придает большое значение выполнению ритуалов. Обычно храм полностью подготовлен для исполнения чама. Джиу Джиу - это масштабный

религиозный танец, восхваляющий Мастера Лотоса Шэна. В день представления монахи должны произносить мантры, исполнители должны быть полны энергии, и производство дани должно быть улучшено.

В первых двух играх танцоры проклятий в черной шляпе предлагают напитки Богу, а Саадуи Цзинчан изгоняет нечистоты, чтобы показать свою внутреннюю преданность, достаточную для благословления Богом и Буддой. Впоследствии, боги-посланники, бог-як и бог-олень, для исследования грешных людей и вещей в мире, и повелитель смерти убивают Линггу и вербует призраков. Все это показывает, что все существа должны находятся в добре, а зло является причиной и следствием. В конкретных ситуациях, если вы делаете зло, то столкнетесь с соответствующим возмездием и будете терпеть великую боль, а добро будет благословлено богами и буддой. "Будда сказал, что он, как и все существа, состоит из шести основных стихий: земля, вода, огонь, ветер, воздух и сознание, и все равны" [10, с.152]. Поэтому, будь то на небесах или в мире, будут причины для первого, результаты для последействия без предшествующего, без начала, без конца, а причина и следствие всегда связаны.

Именно школа Гелугпа, одно из направлений тибетского буддизма, получившая распространение в Китае, Монголии, Бурятии, Калмыкии, Тыве, Иркутской, Читинской областях и ставшая там государственной религией, сделала решительный шаг в превращении мистерии Цам в массовое, торжественное зрелище, поддерживающее и укрепляющее религиозную веру в традиции буддизма.

Внедрение философии буддизма в царство Тубо в то время было неизбежным развитием общества. Это был сознательный выбор правителя как для высших слоев, так и для народа и определялось ценностью самой буддийской философии. "Особенность этого пространства-времени определяет его собственные характеристики с точки зрения процесса, метода, содержания и принятия" [7, с.105]. Хотя его введение не породило в то время тибетскую буддийскую философию с местными особенностями, оно играло важную функцию, направляя развитие и развитие философии тибетского буддизма в период после Хунци. Генерация развития обеспечивает важные идеологические и теоретические ресурсы.

4. Заключение

Буддийская чам - это особый философский и культурный феномен, возникший на определенном этапе развития общества и являющийся своего рода общественным сознанием. Основываясь на учении буддизма и ритуалах тибетских буддийских храмов, чам воплощает и широко пропагандирует идеологические коннотации буддизма. Ритуальные мистерии имели место в культурах всех тех народов Азии, где сложился буддизм ламаистского толка - монголов, китайцев, непальцев, японцев, бурят, калмыков, тувинцев, улигеров. Проводимые здесь мистерии стали содержать в себе ряд ритуальных действий, характерных для обрядов этих этносов, в их основу были положены различные истории, связанные с тибетским буддизмом. В результате таких своеобразных мутационных изменений происходило формирование новых вариантов, новых потенциально возможных линий динамики жанра Чам. Так, у монголов и бурятов, наряду с ритуально-мистериальной функцией Цам, сформировалось театральное искусство. У тувинцев большое распространение получил танец «Цам». Калмыки включили «Цам» в обряд празднования Нового года «Сагаалган».

Обращение к данной теме побуждает исследователей дать адекватное и по возможности весьма объемное представление об этом религиозно-мистическом радении, его истоках и бытовании. Для культурологии и искусствоведения обращение к

изучению таких сложных ритуальных форм культуры играет особую роль, поскольку позволяет проследить феномен взаимного влияния этносов и проанализировать глубинные истоки многих актуальных художественных практик.

Список литературы

1. Буддизм. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. [Электронный ресурс]. URL: https:// dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1890/БУД-ДИЗМ (дата обращения: 15.05.2023).

2. 2002. -

332с. (Га Цзанцзя. Тибетский буддизм: исследование предыстории секты нингма и передачи тантры. Пекин: издательство «Религиозная культура», 2002. - 332 с.).

3. Даосизм. Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. Под редакцией А. А. Ивина. 2004. [Электронный ресурс]. URL: https:// dic.academic.ru/dic.nsf/ enc_philosophy/298/ДАОСИЗМ (дата обращения: 15.05.2023).

4. Захарова А. Чам - буддийская мистерия. - 16.02. 2016 [Электронный ресурс]. URL: http:// www. http:// gingertea.ru/cham-dance/ (датаобращения: 15.05.2023).

5. Канаева Н.Е. Индийская философия древности и средневековья. М., 2008. 255 с.

6. ЩЩ. (LI QIANG.ZANGWEN FOXUEDIANJI YU ZANGXI TANYUAN) (Ли Цян. Тибетские буддийские тексты и истоки тибетского театра. Журнал буддийских исследований). 2002. С 328-338.

7. (LIU JUNZHE.TUBO SHIQI FOJIAOZHEXUE CHUANRU XIZANGDE JIAZHI)^ Цзюнцэ. Ценность, характеристики и влияние буддийской философии в Тибете в период Тубо). Чэнду, 2018. № 04. С.105-109.

8. ЭД&Ш.Ш^^Ш^Ш^^ (LIUZHIQUN.ZANGXIHENUOXI NUOYISHU) (Лю Чжицюнь. Тибетская опера и опера Нуо, искусство Нуо. Журнал Центрального института национальностей. 1991. № 3. С. 85-90).

9. (LIANHUASHENGDASHIQUANZHUAN) (Ляньхуа Д. Полная биография Мастера жизни лотоса. - Пекин, Китайское издательство социальных наук, 2004. - 1808 с.)

10. (LIAODONGF SHENLINGJIANGLIN) (Ляо Дунфан. Боги приходят. Китайское тибетское издательство, 2008. - 232 с.)

11. (MASHENGDE,CAOYALIRENSHENGONGWU) (Ма Шэндэ, Цао Яли, Человек и Бог танцуют вместе, 2005. - 216 с.)

12. (KONGHANSI SHIJIEZONGJIAOXUNZONG) (Ханс К. Религия в мире. - Шанхай: Sanlian Bookstore Press, 2007. 387 с.)

13. (YANGBAOCHUN ZANGXIDEDINGYI YUQIYUANWENTIYANJIU) (Ян Баочунь. Исследование проблемы определения и происхождения тибетского театра). Журнал Тибетского университета. - Издание по общественным наукам. 2016. С. 79-87.)

14. Ш^Ш^ШШ^ (YAOWEIQUN YINDUZHEXUE) (Яо Вэйцюнь. Индийская философия. - Пекин: издательство Пекинского университета, 1996. - 332с.)

15. ШШ^^ШХШ^Ш (YASIBEIERSI DAZHEXUEJIA) (Ясперс К. Великие философы. - Пекин: Китайская научная литературная пресса, 2006. - 856 с.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.