Научная статья на тему 'Религиозная культура или приглашение в религию - чему учат новые учебники?'

Религиозная культура или приглашение в религию - чему учат новые учебники? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
571
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RUSSIA / RELIGION / TEXTBOOKS / RELIGIOUS CULTURE / RELIGIOUS EDUCATION / INDOCTRINATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шнирельман Виктор

School courses in the basics of religious cultures introduced recently into the Russian federal curriculum raise many questions: how and in what way religion can be taught in secular school; whether the course should be monoconfessional or based on comparative religious studies; what its goal should be teaching about religion or an invitation to religion; whether the course should be chosen with respect to ethnic background or whether it can be optional; whether it should be a short course or an extensive one covering the entire educational period; what the content of the textbooks should be; and precisely what values should be discussed and what the results of such an education should be. This article analyzes new textbooks covering the basics of Christian, Muslim, and Jewish cultures. It is shown that in contrast to their declared emphasis on culture, many textbooks invite users into religion. The author argues that the textbooks in “Foundations of Orthodox Culture" are closer to indoctrination than textbooks in other religious cultures. This is a result of stricter control of the ROC over the whole process. Indeed, nowadays the ROC is more interested in a growth in the number of believers than in churches, whereas the Muslims badly need mosques rather than new believers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозная культура или приглашение в религию - чему учат новые учебники?»

Виктор Шнирельман

Религиозная культура или приглашение в религию — чему учат новые учебники?

DOI: http://doi.org/io.22394/2073-7203-2017-35-4-89-118

Victor Shnirelman

Religious Culture or Invitation to Religion: What Are the New Textbooks About?

Victor Slmirelmaii Institute of Ethnology and Anthropology,

Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia), sbmrv@maii.ru

School courses in the basics of religious cultures introduced recently into the Russian federal curriculum raise many questions: how and. in what way religion can be taught in secular school; whether the course should be monoconfessional or based on comparative religious studies; what its goal should, be teaching about religion or an invitation to religion; whether the course should, be chosen with respect to ethnic background or whether it can be optional; whether it should be a short course or an extensive one covering the entire educational period; what the content of the textbooks should be; and precisely what values should be discussed and what the results of such an education should be, This article analyzes new textbooks covering the basics of Christian, Muslim, and Jewish cultures, it is shown that in contrast to their declared emphasis on culture, many textbooks invite users into religion. The author argues that the textbooks in eeFoundations of Orthodox Culture" are closer to in doctrin of ion than textbooks in other religious cultures. This is a result of stricter control of the ROC over the whole process. Indeed, nowadays the ROC is more interested in a growth in the number of believers than in churches, whereas the Muslims badly need mosques rather than new believers.

Keywords: Russia, religion, textbooks, religious culture, religious education, indoctrination.

1Лнирсльмй.и В. Религиозная культура ил; приглашение и религию чему учат i;jll:c учебники?// Государстве, ретЕигия, перхоьь Еч России п за рубежом. 201?. №¿1. С. Sg-nS.

Shmrelman, Victor (aaj /j "Religious Culture or Invitation to Religion: What Are the New Textbooks About?", CojiimirsiL'C, rehgna, tserkcu'v Rossii i zo. ruhczhom liS.

ИСЧЕЗНОВЕНИЕ государственного атеизма и возвращение православия поставило перед Русской православной церковью (РПЦ) непростую задачу — ведь формальный рост числа верующих резко расходился с их слабыми знаниями самого иредмега веры, основных догматов учения1, а также со слабой посещаемостью храмов. Неспособная своими силами обеспечить массовый приток православных верующих в храмы, церковь попыталась решить эту задачу с помощью общеобразовательной школы, где бы давалось монокоифесеиональное образование, а выбор курса диктовался бы этнокультурной принадлежностью учащихся2. По мысли сторонников такого образования, речь должна была идти не столько о знакомстве с религией, сколько о «приобщении детей к религиозной духовно-нравственной традиции»3, т.е. по сути, о навязывании детям религиозной веры и религиозного мировоззрения.

По определению специалистов, «религиозное образование — это, прежде всего, деятельность по трансляции религиозных доктрин, опыта, чувств, способов культовой практики»4. Но вопрос о том, как именно, в какой форме и с какой целью следует преподавать религиозную тематику в светской школе, до сих пор вызываег немало споров5. С учетом этих вопросов здесь и бу-

1. О «богословской некомпетентности» новых православных см.: Фирсов СЛ. Николай II. Пленник самодержавия. М.: Молодая гвардия. 2017. С. 494.

2. Подробно об этом см.: Митрохин. Н, Клер икал из ация образования в России. К общественной дискуссии о введении предмета «Основы православной культуры» в программу средних школ. М.: ИИФ «СПРОС Конф ОП", 2005: Shnirelmaii, V.A. (201.1) "Russian Christ: The Struggle of the Russian Orthodox Church to Introduce Religion into the Curriculum in the First Decade of the Twen ty-First Century", Journal of Educational Media, Memory and Society 3(2): 1-22.

3. Метлик И.В. Религиозное образование в российской школе и проблема интегра ции российского общества//Национальные интересы. 2009. № 4. С. 18-21; Меркурий. Уже давно настало время переходить от экспериментального к адекватно му формату преподавания религиозных культур /./ Русская православная церковь. 27.01.2017 [http :/7www. patriaría, га/^ достпу от 20.11.2017].

4. Зборовский Г.E.f Костика Н.Б. К взаимодействию религиозного и светского образования в современных условиях//Социс. 2002. № 12. С. 107.

5. См., напр.: с к ар о в а Г.Б. Религиозно-этическое просвещение учащихся в светской школе//Педагогика. 2005. № 1. С. 37 44? Никандров Н.Д. Православные тради ции, семья и школа в современной России //Педагогика. 2005. № 1. С. 5-12; Преподавание основ традиционных религий позволит воспитать «национальный им мунитет», которого у россиян сегодня нет — Никита Михалков//Интерфакс. 2 2. i 2.2 О О 6 [ h ttp: / / w vv w. iii te i'f ах - г el igi о п л tl/ ? a e t ----- Ii е vv s & eh V ----- i 5775, д о сту п от 20.11.2017]; «История мировых религий» не может заменить «Основы православной культуры» / /Правоелавие.ру. 31.01.2006 (http://www.pravoslavie.ru/ news/060131130219.htm); Котов А. Глава еврейской общины Свердловской обла-

дут рассмотрены все основные учебники и учебные пособия по религиозным культурам, изданные в России за последние 20-25 лет-

У истоков религиозного образования в постсоветской России: первые учебники

Первые учебные пособия по «Основам православной культуры» стали появляться на рубеже 1990—2000-х гг. Такие курсы, получившие в 1990-х гг. популярность в русских регионах России как факультативные, разрабатывались на основе дореволюционного Закона Божьего и других подобного рода церковных изданий для детей6. Среди наиболее востребованных были пособие И.В. Кош-миной для средней и старшей школы7 и книга O.K. Харитоновой для учителей младших классов8. Их авторы давали краткое изложение библейских сюжетов, центром которого была история Иисуса Христа. Кроме того, говорилось о церковном искусстве и христианской символике, а также о церковных праздниках.

сти протиБ предмета ОПК//АНН. 31.08.2006 [http://armews.ru/news/detail. php?ID=i8382, доступ от 20.11.2017]; Панфилова О. Фурсенко вновь указал на опасность уроков православия//Новый регион-2. 19.09.2006 [http://www.nr2. ru/society/83597.html, доступ от 20.11.2017]; Панфилова О. Мусульмане требуют запретить в школах уроки православия//Новый регион-2.15.09.2006 [http://www. nr2.ru/society/83211.l1tml, доступ от 20.11.2017]; Солодовник С. Дивидендов, похоже, не будет//Ежедневный журнал. 19.09.2007 [http://www.ej.ru/?a=n0te&id=7403, доступ от 20.11.2017]; Патриарх: изучение религии в школе улучшит отношение к мигрантам//Газета.ги. 14.03.2008 [http://ww.gazeta.ru/news/lenta/2008/03/ 14/п_И92бо2.shtml, доступ от 20.11.2017]; Изучение религиозных дисциплин в школе должно бьпь исключительно добровольным — Минобрнауки // Интерфакс. 29.08.2008 [http://ww.interfax-rehgion.ru/?act=news&div=26249, доступ от 20.11.2017]; Резолюция конференции «Православная культура в современной школе: практика, проблемы, перспективы» 8 февраля 2008 [http://www.patriarchia. ru/db/text/359284-html, доступ от 20.11.2017]; Александр Кондаков в программе «От первого лица»//Радио России. 10.03.2009 [http://www.radiorus.ru/news. html?id=347472, доступ от 20.11.2017]; Мацан К. Дети к «вечным» вопросам готовы. Готовы ли говорить с ними взрослые?//Литературная газета. 30.09.2009 [http://ww.lgz.ru/article/10281/, доступ от 20.11.2017]; В Татарстане считают, что «Основы религиозной культуры» могут бьпь опасными // Регнум. 28.07.2009 [http://www.regnum.ru/news/1190656.html, доступ от 20.11.2017].

6. Пигорева О.В. Государственная политика и региональная практика использования знаний о религии в образовательном пространстве центра России: 1985-2012 годы. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Курск: Курский гос. ун-т, 2016.

7. Кошмина И.В. Основы русской православной культуры. Учебное пособие для учащихся средних и старших школ. М.: ВЛАД0С, 2001.

8. Харитонова O.K. Основы православной культуры в первом классе. Книга для учителя. М.: Покров, 2002.

Книги содержали много стихов на религиозные сюжеты, были богато иллюстрированы и вводили учащихся в мир церковной музыки и песнопений. Давались наставления о том, как надо вести себя в церкви. Много меньше внимания (и только в пособии Харитоновой) уделялось воспитанию чувств и обсуждению общих правил поведения. Очевидно, авторы полагали, что представления о нравственности возникнут у школьников сами собой при знакомстве с жизнью Иисуса и святых подвижников. Содержание учебных пособий было далеко от проблем современной жизни. Зато они были переполнены молитвами, которые школьникам предлагалось заучивать. Иными словами, речь шла не столько о культурологии, сколько о катехизации. Кроме того, такие курсы, вводившиеся в качестве факультативных в некоторых общеобразовательных школах, обращались прежде всего к русским учащимся, и не случайно пособие Коншиной говорило именно о «русской православной культуре».

Первый в России учебник «Основы православной культуры» (ОПК) был написан методистом Московского Института переподготовки работников образования Московского комитета образования и заместителем директора одной из московских школ A.B. Бородиной9. Он вышел в 2002 г. и широко использовался в русских областях России, долго не имея там конкурентов10. Учебник предназначался для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Он был призван не только ознакомить учащихся с основами христианского вероучения, но дать им представление о православии как единственной истинной вере, сохранившей верность основным христианским догматам. Там всячески проводилась мысль о том, что русский человек не может не быть православным, ибо православие всегда играло в России «культурообразующую роль», составляя основу русской .культуры и образа жизни.

Бее написанные Бородиной учебники и учебные пособия предназначались именно для русских учащихся, и там постоянно говорилось о «наших предках-славянах». Мало того, утверждалось, что в истории не было народов, не имевших религиозных представлений. Так школьникам прививалась мысль о том, что рели-

д. Бородина A.B. Основы православной культуры. М.: Покров, 2002.

ю. Пи гор ее а О.В. Государственная политика и региональная практика использования знаний о религии в образовательном пространстве центра России: 19S5-2012 годы. С. 279.

гия имманентно присуща человеку, как будто и не было советского атеистического прошлого. Утверждалось также, что религия активно влияла на ход истории, хотя такие заявления оставались во многом декларативными. Учебник идеализировал историю РПЦ и убеждал русских школьников в том, что они непременно должны быть православными в силу своей этнической принадлежности. Тем самым, этничность вопреки реальности жестко увязывалась с религией11.

Учебник вызвал бурную полемику, ибо, излагая историю Христа, Бородина не только обвиняла иудеев в том, что они требовали от Понтия Пилата казни Иисуса13, но утверждала, что «избранный народ» якобы мечтал о власти над миром13. Декларируя уважение к иным конфессиям, учебник повествовал только о русском православии, русских храмах и святых и настраивал школьников против «новых сект», якобы распространявших только «ложь и предрассудки» и грозивших «психическими расстройствами»14. В учебнике также говорилось об опасности, исходящей от приезжих («гостей»), которые «не всегда ведут себя благородно на территории православного государства»15. Тем самым, вопреки заявлениям о веротерпимости и призывам к толерантности, на деле учебник прививал школьникам откровенную ксенофобию, мигрантофобию и антисемитские взгляды.

Бородина предназначала свой курс прежде всего для школ с русским этнокультурным компонентом, где делался акцент на «формировании русской нации». В начале 2000-х гг. 28 таких школ находились в Москве и крайне редко встречались в других регионах России. Они были созданы русскими этнонационалиста-ми, и в них не только учили «русскому православию», но и делали особый акцепт на патриотическом воспитании, направленном на «спасение русского народа»1".

11. Подробно об этом учебнике см.: Shnirelman, V.A. (2012) "Russian Orthodox Culture or Russian Orthodox Teaching? Reflections on the Textbook in Religious Education in Contemporary Russia", British Journal of Religious Education 34(3): 263-279.

12. О сомнительности этой истории см.: Сандерс ЭЛ. Иисус и иудаизм. М.: Мысль, 2012. С. 382-407.

13. Бородина A.B. Основы православной культуры. С. 112.

14. Там же. С. ю.

15. Там же. С. 13.

16. Митрохин И. Клерикализацшг образования в России. К общественной дискуссии о введении предмета «Основы православной культуры» в программу средних школ. М.: ИИФ «СПРОС Конф ОП», 2005. С. 32-33.

Поддержка православных фундаменталистов17 и русских этно-националистов помешала правозащитникам привлечь Бородину к суду18. Более того, в последующие годы ей удалось выпустить еще два издания своего учебника, правда, меньшими тиражами. Она обвинила своих критиков в «ксенофобии» и с гордостью подчеркнула, что ничего не изменила в соответствующей главе учебника19.

Учебник был рекомендован Координационным советом по взаимодействию Министерства образования России и Московской Патриархии РПЦ. Большинство рецензентов учебника были либо преподавателями Православного Свято-Тихоновского гуманитарного института в Москве и иных православных учебных заведений, либо священниками РПЦ. Даже диакон Андрей Кура-ев, находивший учебник Бородиной «тяжеловесным» и трудным для понимания учащихся", не имел никаких возражений против его содержания20.

При благословении иерархов РПЦ Бородина разработала школьные курсы для непрерывного обучения ОПК в начальной и средней школе. В течение десяти лет с 2003 по 2012 гг. она опубликовала шесть изданий учебного пособия для учащихся 1 класса, четыре —для 2 класса и по пять для 3 и 4 классов, каждое—тиражом ПО 3 тыс. экз.

Для примера рассмотрим учебное пособие для 4 класса21. Оно состояло из девяти частей и предполагало проведение 33 уроков. В первой части («Культура —всеобщее достояние») религия объявлялась неотъемлемой частью культуры и жизни людей. Вторая часть излагала историю появления христианства на Руси. В третьей части говорилось о неразрывной связи между православием и российской государственностью. Четвертая часть была

17. Детально о сути православного фундаментализма см.: Костю к К.Н. Православный фундаментализм//Полис. 2000. № 5. С. 133-154; Улях.ин В.Н. Фундаментализм в православии: теория и практика/7 Фундаментализм/под ред. З.И. Левина. М.: Крафт. 2003. С. 127—164; Челшцев В.И. Фундаментализм и фундаменталисты. М.: РГСУ, 2010. С. 159-178.

18. Митрохин Н. Русская православная церковь. Современное состояние и актуальные проблемы. М.: НЛО, 2006. С. 367-368.

19. Бородина A.B. Учебник не исправила и не исправлю, как бы ни усердствовали ксенофобы. 29.06.2005 |http:/'/rusk.ru/st.php?idar---i03376, доступ от 20.11.2017].

20. Кураев А. Основы православной культуры как лекарство от экстремизма. М.: Изд-во Совета Русской Православной Церкви, 2003. С. 51-52, 102.

21. Бородина A.B. Православие - культурообразующая религия России. Уч. пособие для 4 класса. М.: Основы православной культуры, 2006.

посвящена православному храму, пятая — православному богослужению. В шестой части рассказывалось о церковных колоколах. Седьмая часть объясняла роль монастырей как не только хранителей духовности, но и защитников от иноземных захватчиков. Восьмая часть учила семейным, взаимоотношениям с православной точки зрения. Наконец, в девятой части раскрывался смысл выражения «Русь Святая» и говорилось о долге служения Родине, якобы находящейся под покровительством Богородицы.

Само построение учебного пособия и его содержание говорят о том, что Бородина стремилась не столько познакомить учащихся начальной школы с православной культурой, сколько приобщить их к религии. Ведь книга открывалась заявлением о том, что она посвящена «православию как традиционной религии, образующей культуру России на протяжении более тысячи лет»1"''. Другой задачей было укрепление русской идентичности, причем постоянно звучала мысль о том, что «наши предки с древности были русичами». Наконец, третьей задачей было воспитание патриотизма и преданности государству.

Особое место уделялось взаимоотношениям между РПЦ и государством. Автор, во-первых, подчеркивала единство целей церкви и русских государей, заботившихся об укреплении государства (иными словами, речь шла о несвойственном церкви участии в политической жизни), во-вторых, называла русских «государ» ствообразующим народом» (но не в силу его какой-либо особой политической роли, а лишь по причине многочисленности), и, в-третьих, важнейшей ценностью объявляла защиту Отечества («Святой Руси», «дома Пресвятой Богородицы»), т.е. все того же государства. Иными словами, говорилось не об общине верующих, а о русском народе, не о ценностях свободы и демократии, а о лояльности власти, не об обществе, а о государстве. Так ценности державности получали приоритет перед ценностями гражданского общества.

Хотя главной идеей русского народа объявлялось служение Богу, на деле это оборачивалось верноподданническими настроениями и служением государству в лице императора. Не случайно одна из глав была посвящена «семейной святости императорской семьи» — Николая II, его жены Александры Федоровны и их детей. Там говорилось не столько об их семейной жизни, сколько о мученической смерти.

22. Там же. С. 3.

Обсуждая особенности православной нравственности, автор подчеркивала такие ценности как самоотречение, бескорыстие, равнодушие к богатству, стремление к безвозмездному труду, т.е. установки, тормозящие и даже препятствующие модернизации, но зато открывающие путь к злоупотреблениям со стороны чиновников и менеджеров, а также служителей церкви, пользующихся даровым трудом верующих.

Духовным руководителем выпущенных Бородиной учебных пособий и поздних изданий ее учебника выступал протоиерей А. Шаргунов, настоятель храма Святителя Николая в Пыжах (Москва), преподаватель Московской Духовной Академии и Московской Духовной Семинарии, а также глава консервативного по духу комитета «За нравственное возрождение Отечества».

Обвинения в ксенофобии послужили Бородиной хорошим уроком, и в своем пособии для 2 класса она излагала историю гибели Христа гораздо осторожнее. Теперь она винила в его казни «первосвященников» и «народ»23. Мало того, в соответствии с церковной традицией Бородина признала роль древних евреев (израильтян) в подготовке христианства и древнейших частей Свя того Писания. Это нашло отражение в учебном пособии для 7 класса, где учащиеся, пусть и кратко, знакомились с историей как древних еврейских царств, так и евреев в эпоху Римской империи2'1.

Все учебные пособия Бородиной были едины в том, что они скорее предназначались для вероучительства, чем для знакомства с религиозной культурой. Они по-прежнему были обращены в первую очередь к русским учащимся. Бородина, разумеется, признавала, что в России, кроме русских, живет много других народов. Но она доказывала, что для жизни в России их молодежи следует не только знать русскую культуру, но иметь представление о православии25. Это знакомство должно было происходить с помощью предлагаемых ею школьных курсов, но, учитывая их характер, нетрудно понять, что речь шла фактически о катехизации.

Начиная с 2004 г., издавался и другой комплект учебников по ОПК, подготовленный кандидатом педагогических наук и членом Союза писателей России Л .Л. Шевченко. Полностью комплект, рассчитанный на непрерывное обучение с 1 по и класс

23. Бородина A.B. Мир вокруг нас. 2 класс. М.: Экзамен, 2011. Часть 2. С. 67-71.

24. Бородина A.B. Раннее христианство. 7 класс. Учебное пособие. М.: Основы право славной культуры, 2009.

25. Бородина В. Мир вокруг нас. Часть 2. С. 10-11.

(хотя такое обучение в общеобразовател ьных школах, запрограммированное некоторыми священниками и православными педагогами26, пока еще не получило государственной поддержки и не введено), был закончен к 2007-2008 гг., и в дальнейшем учебники лишь дорабатывались, но изменения имели лишь косметический характер. Все учебники получили благословение патриарха Алексия II.

Их автор определяла православную культуру как «то, чем жили и что много веков создавали добрые, благочестивые православные люди с верой, надеждой и любовью к Творцу нашего красивого мира»27. Суть христианской религиозной культуры она видела в том, что та рассказывала о совершенном Богом спасении человека28. Ставились задачи не столько давать детям сведения о религии, ее истории или ее отражении в культуре, сколько «формировать целостную картину мира на основании традиционных для России православных культурных ценностей», а также воспитывать «благочестивых граждан, обладающих добродетельностью в православном понимании»29. Предполагалось обучать школьников не сознательному, а «эмоционально-ценностному отношению к жизни»30.

26. Меркурий. Доклад Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископа Зарайского МЕРКУРИЯ, на открытии XIX Международных Рождественских образовательных чтений//Отдел религиозного образования и катехизации. 25.01.2011 Dittp://iviviv.otdelro.m/index.php?option= com content&vi e w ----- ar ti с I e &i d -----13 5 3 : - xix ■- &cati d -----18 : n&w s Mte mi d ■----. 2, доступ от 20.11.2017]; Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на круглом столе «Воспитание и образование: духовно-нравственные аспекты» /,/Русская православная церковь. 27.01.2016 Dit1p://w\wv.patTÎ.arcbia.m/db/ lex t/4 34 8 6 24. html, доступ от 20.11.2017]; Меркурий. Уже давно настало время переходить от экспериментального к адекватному формату преподавания религиозных культур//Русская православная церковь. 27.01.2017 [http://vvvvvv.patriarchia.ru/db/ text/4792717.html, доступ от 20.11.2017]; Меркурий (епископ Зарайский). Довгий Т.П. Государственно церковное сотрудничество на федеральном и региональном уровнях в реализации эксперимента по преподаванию учебного курса «Основы православной культуры»//Педагогика. 2011. № 1. С. 36; Чиновник РПЦ МП призвал увеличить преподавание школьникам религии под видом «традиционных религиозных культур» в качестве защиты от зкстремизма//Рог1а1-сгеЛо.ги. 22.11.2017 [http:// wiinv.portal-credo.ru/site/?act=n.ews&id=128706, доступ от 20.11.2017].

27. Шевченко Л.Л. Православная культура. Методическое пособие для учителя. Второй год обучения. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004. С. 5.

28. Шевченко Л.Л. Православная к\гльтура. 4 кл. М.: Центр поддержки культурно-ис-торических традиций Отечества, 2013. С. 172.

29. Шевченко Л.Л. Православная культура. Методическое пособие для учителя. С. 9.

30. Там же. С. 14.

Действительно, учебник для начальной школы рисует не сложный и многомерный, а исключительно «радостный мир», далекий от современных проблем и реалий. А «искажение его красоты» объясняется «нарушением правил, данных Богом»31. В этом видится грех, но вовсе не объясняется, что именно следует делать с нарушителем, и кто должен принимать меры — Бог или сами люди. Такие недомолвки вряд ли могут способствовать толерантности и уважению к «иному» и «чужому», включая другую культуру, которая кому-то может показаться «искажением богоданной красоты». Содержание курса сводится к изложению библейских сюжетов, утверждению веры в чудо и даже обучению молитвам.

Фактически в учебниках Шевченко представлена не культурология, а история, причем история церкви, усложненная избыточной информацией, трудной для усвоения подростками. Например, как третьеклассник, незнакомый со сложностями средневековой истории, может усвоить материал об иконоборчестве в Византии ¥Ш в.?32 И нужно ли учить третьеклассника или даже семиклассника ожиданию Второго пришествия и Страшного суда33, и как это подействует на их неокрепшую психику? Нужно ли давать школьникам списки учеников Сергия Радонежского34, или длинные списки монахов, погибших в ТУЛАГе35, или не менее длинные списки разрушенных храмов36, тем более их заучивать?

Автор признается, что исходные данные для работы над учебниками она брала из Закона Божьего, житий святых, а также из произведений ряда богословов и священников, что отражает список рекомендуемой литературы. При этом библейские притчи Шевченко понимает буквально и излагает как несомненную истину.

К сожалению, каких-либо глубоких научных разработок по православной культурологии, на которые могли бы опираться авторы учебников, до сих пор нег. Все же отдельные темы как, например, иконопись и ее художественные особенности, народ-

31. Там же. С. 17.

32. Шевченко Л.Л. Православная культура. 3 кл. М.: Центр поддержки культурно-ис-торических традиций Отечества, 2013. С. 122 -125.

33. Там же. С. 147; Шевченко Л.Л. Православная культура. 7 кл. М.: Центр поддержки культурно исторических традиций Отечества, 2015. С. 81

34. Шевченко Л.Л. Православная культура. 6 кл. М.: Центр поддержки культурно-ис-торических традиций Отечества, 2015. С. 81-82.

35. Шевченко Л.Л. Православная культура. 7 кл. С. 130-131.

36). Там же. С. 158-163.

ный лубок, церковная архитектура, народные верования, связанные с православием, влияние православных представлений на русскую художественную литературу и живопись и пр., изучались учеными, но автор это почти полностью игнорирует. Жизнь христианской семьи описывается на примере царской семьи, причем речь идет не столько о ее жизни, сколько о трагической гибели. О том, как жили крестьянские семьи, семьи мещан, или даже дворянские семьи, и как было представлено православие в русской избе, школьник так и не узнает.

Если автор обращается к художественным произведениям, то речь идет' в основном о стихах, причем малоизвестных авторов преимущественно XIX в., тексты которых, по словам одного критика, исполнены «торжественной слащавости»37. А примеры, призванные осветить этические проблемы и дать представление о правильном поведении, берутся из библейских притч и сказаний, из житий святых и поучений раннесредневековых князей. Все это очень далеко от живой действительности и вряд ли поможет подросткам найти свое место в современном обществе. Мало того, если предлагаемый курс и готовит школьников к жизни, то к жизни монахов и священников, а вовсе не к жизни инициативных, компетентных и ответственных граждан. Ведь в качестве единственного ответа на вызовы внешней среды называются терпение и молитва. Ничего иного автор подросткам не предлагает. Мало того, в учебнике более всего говорится не об успешной активной жизни, а о страданиях и мучениях, которые претерпевали различные христианские подвижники, в особенности, в эпоху раннего средневековья. И вся история РПЦ оказывается историей страданий. В свете всего этого трудно поверить утверждениям автора об исключительно радостной жизни до 1917 г.38 Как все это сочетается с «мудрым » устройством мира, не объясняется. И остается неясным, чем именно такой мир и такая жизнь могут привлечь школьников.

Кроме того, .школьники ничего не узнают ни о людях науки, ни о дипломатах, ни о мореплавателях, ни об архитекторах, не говоря уже о рабочих и крестьянах. А ведь было бы важно обсудить, как они вписывались в православную культуру. Даже для известных иконописцев у автора находится всего лишь несколько слов.

37. Основы православной культуры: современные учебники//Alma Mater [https://

almavest.ru/ru/node/1393, доступ от 20.11.2017].

38. Шевченко Л Л. Православная культура. 7 кл. С. 149-152.

И оказывается, что единственными носителями и потребителями православной культуры были монахи и священники.

Разумеется, школьники узнают, что «законы мира изучаег наука», но им тут же сообщается, что, тем не менее, большинство людей верят в Бога и сотворение мира39. При этом взаимоотношения религиозной веры с наукой не обсуждаются. А в дальнейшем говорится только о вере, и к вопросу о науке автор уже не возвращается. Но «просвещенным человеком» называется тот, «кто знает слово Божие», и мудрость тесно связывается со знанием о Боге40. Нужны ли в этом случае научные знания, остается неясным.

Зато автор предлагает в и классе обсуждать креационизм и теорию эволюции, причем с тем, чтобы убедить школьников в правоте креационистов. Ведь автор заявляет, что ученые приходят к выводу о Творце41. Для этого к соответствующему разделу дается список рекомендуемой литературы, состоящий в основном из работ креационистов.

Из обсуждаемых учебников школьники узнают много и о чудесах, в частности, о том, как православные иконы помогали в борьбе с иноземными нашествиями. Им также будут внушать, что вся мировая история якобы доказывает' справедливость древних пророчеств.

Наконец, в учебниках Шевченко мало внимания отводится обсуждению контактов православных с представителями иных религий или межрелигиозиому диалогу. Фактически о других религиях говорится лишь в словаре-минимуме, включенном в учебник для 11 класса. Но там это ограничено тремя религиями, признанными в России традиционными, т. е. речь идет об исламе, иудаизме и буддизме. Дополнительные данные содержатся в мультимедийном пособии для и класса, где дается некоторое представление о католицизме и протестантизме, а также о том, что автор назвала «нехристианскими философско-религиозными течениями». К последним причисляются атеизм, космополитизм, нигилизм, пантеизм и эволюционизм. Тем самым, даже безрелигиозное и научное мировоззрение трактуются автором

Зу. Шевченко Л.Л. Православная культура. 3 кл. С. 8. 40. Там же. С. 12-14.

4.1. Шевченко Л.Л. Духовно-нравственная культура. Православная культура. Православная культура и религиозные культуры мира, и класс. Методическое пособие для учителей. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиции Отечества. 2013. С. 32.

как «религиозное», т.е. отрицается его принципиальное отличие от религии.

«Новые религиозные движения» автор ассоциирует с псев-дохристианством и оккультизмом. Здесь используется термин «секты», имеющий в России негативную нагрузку и поэтому отвергаемый научным религиоведением. Речь идет о «деструктивных культах», которые обвиняются в экстремизме, и школьникам предлагается составить таблицу «современных сект», которым, по словам автора, свойственна тоталитарность и деструктивность4а.

В учебниках вовсе не обсуждаются границы православного мира, выходящего далеко за пределы России. Иными словами, православие изображается исключительно русской религией, и именно с ним связываются все святыни России. По сути, подобно учебникам Бородиной, эти учебники имеют миссионерскую н аправл енность.

Введение курсов но религиозным культурам и новые учебники

Новый этап написания учебников наступил после 2009 г., когда на государственном уровне было принято решение о введении в школе курсов «Духовно-нравственного воспитания». По решению Министерства образования и науки, новые учебники но мусульманской, иудейской и буддийской культурам, подготовленные для издательства «Просвещение», писались, причем в срочном порядке, совместно представителями духовенства и светскими специалистами. Исключение составил учебник «Основы православной культуры», написанный диаконом А. Кунаевым единолично. Все учебники строились по единой схеме, выработанной религиозными деятелями совместно с деятелями сферы образования43.

Каждый учебник состоял из двух частей для 4 и 5 классов и был рассчитан на 30 уроков, но затем было решено ограничиться преподаванием в 4 классе. Первая часть давала общее представление о данной религии; в ней говорилось об основах веры и о Боге, излагались священные предан и я (об Иисусе Христе, пророке Мухамме-

42. Там же. С. 22, 24.

43. В данной статье не рассматриваются еще два модуля, посвященные мировым религиозным культурам и светской этике. Не рассматриваются и учебники по буддизму.

де или библейская история евреев); учащиеся знакомились со священными книгами и письменностью, догматами и заповедями, этическими нормами и правилами поведения, основными обрядами и главными религиозными праздниками, а также ритуальными сооружениями и объектами поклонения (храм и икона в православии, Храм и синагога в иудаизме; но в учебнике по исламу это заменялось рассказом о паломничестве в Мекку). Вторая часть начиналась историей данной религии в России; затем обсуждались нравственные ценности, говорилось о смысле жизни, о Добре и Зле, о нормах поведения в повседневной жизни, в частности, о ценностях семейного согласия, об отношении к детям и родителям. По выбору авторов учебников в этой части речь могла также идти о праздниках, календаре, отношении к природе и труду. Каждый учебник начинался с обсуждения вопроса о взаимоотношениях религии и культуры, и авторы вольны были сами определять, как именно религия проявлялась в культуре и какое место следует уделять культурологии. Примечательно, что только курс ОТ1К включал специальный урок, посвященный «защите Отечества».

В учебнике Кураева, как и в учебниках Бородиной, акцент делался не на культурологии, а на основах православного учения, ритуалах, молитвах, храмах, иконах и церковной организации. Фактически учебник служил введением в жизнь РПЦ и не пытался объяснить роль православной культуры в жизни общества44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Много внимания в нем уделялось этическим нормам, поданным в православном ключе. Речь шла об абстрактной морали, которая иллюстрировалась библейскими притчами. О том, как эти моральные нормы сочетаются с современной жизнью, не говорилось ни слова. Так, школьники узнавали, что «духовность выше богатства», что стремление к богатству не должно быть главной целью жизни и что следует ограничивать свои желания и потребности45. Но вовсе не объяснялось, как это вписывается в современную рыночную экономику. Зато учащимся навязывался культур но-религиозный фундаментализм: их убеждали в том, что «свою культуру человек не выбирает», а «рождается в ней, дышит ею, в ней и растет». Утверждалось, что истоки русской культуры связаны с православной религией; якобы иных истоков у нее не было46. .Иными

44. Кураев A.B. Основы православной культуры. 4-5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. M.: Просвещение, 2010.

45. Там же. С. 21, 64-67.

46. Там же. С. 6-7.

словами, вопреки утверждению о «свободе поступков» никакой свободы в области культурного выбора не допускалось; не было речи ни о межкультурном взаимодействии, ни о взаимообогащении культур, ни о бикультурализме, что полностью противоречит научным данным о культурной динамике современного мира.

Учебник обходил вопрос о связи христианства с иудаизмом. Сообщалось, что тексты Ветхого Завета были написаны «пророками», но не упоминалось, что те были иудеями. При описании акта передачи Богом заповедей Моисею об иудейской принадлежности Моисея не говорилось. Замечания о том, что книги Ветхого Завета были написаны на древнееврейском языке, что термин «Пасха» имеет еврейскую этимологию и что Иисус проповедовал в Иудее, оставались без комментариев. Между тем, игнорирование вклада иудаизма в формирование раннего христианст ва мешает позитивному диалогу между христианами и иудеями (евреями).

Православные фундаменталисты этим учебником остались недовольны. Их более всего возмутило то, что соавтором Кураева выступал методист А.Я. Данилюк, известный своим критическим отношением к православному воспитанию. Стандартные тексты этого автора, составлявшие первый и последний уроки, были включены редакцией во все шесть учебных пособий серии. В своих уроках Данилюк пытался донести до школьников идею поли культурности России, составляющей ее богатство. Речь шла об уважении к каждой культурной традиции и умении жить «дружной семьей народов»4". Но в предложении познакомить школьников с разными религиозными традициями России фундаменталисты увидели кощунственное навязывание «мировоззренческой мешанины», сводящей на нет «потенциал преподавания культуры православия». Столь же негативно была встречена попытка Данилюка дать учащимся представление о хронологии появления религиозных учений на территории Восточной Европы, где одной из ранних традиций оказывался иудаизм, принятый властями Хазарии. Такие взгляды воспринимались фундаменталистами как «экстремистские» и «унижающие» достоинство православных граждан. Одно лишь упоминание иудаизма вызывало у них приступ ярости48.

47. Там же. С. 5.

48. Открытое обращение Общественного комитета по правам человека от 12.02.2010

№ 23 к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу//Нравственность и закон

[http ://www. moral -law. ni/pnbl/otkrytoe_obrashhenie_obshhestvennogo_komiteta_

p о __ p r a va m_ с he 1 о vek a _ot „ 12 о 2 2 о 1 о _ 2 3,, ^

kirfflu/21-1-0-146, доступ от 20.11.2017].

Учебники до основам исламской и иудейской культур в большей мере отвечали культурологическим целям, чем учебник Ку~ раева. В учебнике «Основы исламской культуры» объяснялись основы учения и рассказывалось о жизни Мухаммеда. В нем большое внимание уделялось мусульманскому летоисчислению, особенностям арабской письменности и священных книг, говорилось о требованиях к поведению мусульман, давалось описание праздников и объяснялся их смысл, обсуждались нравственные ценности ислама. В том числе, говорилось о том, как обеспечить мир и покой в семье. Учебник всячески доказывал, что ислам —это религия мира и дружбы. Кроме того, подчеркивалась польза образования и воспитывалось уважение к научным знаниям. Учебник стремился избегать консервативных установок и готовил учащихся к жизни в современном обществе49.

Аналогичным образом, в учебнике по «Основам иудейской культуры», помимо священной истории, давалось представление о еврейской идентичности и особенностях еврейской социальной памяти, давалась характеристика священных книг и объяснялась суть многочисленных заповедей, направленных на добрые дела. Излагалась история иерусалимского Храма и объяснялось назначение синагоги как дома собраний и функций раввина как религиозного руководителя общины. Говорилось о соблюдении субботы и о смысле молитв. Объяснялась суть борьбы Добра и Зла как свойства человеческой души. Подчеркивалась ценность милосердия и благотворительности, объяснялись особенности поведения иудея в бытовой сфере, включая требования к внешнему виду. Говорилось о назначении ритуальных предметов в домах и о необходимости поддержания мира в семье. Авторы также останавливались на особенностях календаря, ритуалах жизненного цикла, праздниках50.

Одновременно учебн и ки по рел и гио зн ы м кул ьтурам в ы п у с кались издательствами «Дрофа» и «Русское слово», причем учебники по православной культуре в обязательном порядке проходили проверку и получали санкцию деятелей церкви. Некоторые из этих учебников строились на принципах дореволюционного «Закона Божьего» и их основное содержание сводилось к изло-

49. Латыишна Д.И., Муртазин М.Ф. Основы исламской культуры. M.: Просвещение,

2Q1Q.

50. Членов MJL, Миндрина ГЛ., Глоцер A.B. Основы иудейской культуры. М.: Просвещение, 2010.

жению библейской истории от сотворения мира до жизни Иисуса. Кроме того, давались краткие сведения о появлении христианства на Руси, но отличия православия от католицизма и протестантизма, как правило, не обсуждались. Определенное внимание уделялось вопросам нравственности: давалось представление о христианских заповедях, о добре и зле, об этических нормах и благопристойном поведении в семье и обществе. В особенности, школьников учили, как надо вести себя в храме, как отмечать важнейшие православные праздники, как участвовать в церковных таинствах. Частично этому обучали напрямую, а частично — на примере известных святых подвижников и даже на примере царской семьи.

Такие учебники включали элементы культурологии: говорилось о христианских сюжетах в литературе, живописи и музыке, раскрывался смысл христианской символики и объяснялись особенности иконописи. Учебники были снабжены богатым иллюстративным материалом и содержали много духовных стихов51. Вместе с тем, культурологические материалы занимали в учебниках достаточно скромное место, а приложенная к некоторым учебникам библиография почти не включала исследований по культурологии. Хотя в первых главах учебников и говорилось о различных народах России и о различных верованиях, учебники были обращены к русским учащимся. В некоторых учебниках авторы либо подчеркивали связь «наших предков» с «русским языком», либо называли православие «основой русской культуры», хотя и отмечали, что в России, помимо русских, ряд других народов тоже являются православными.

Один из таких учебников был написан Бородиной, причем он по-прежнему имел яркий русо центристский характер. Только в этом учебнике русские назывались «государствообразующим народом», и, хотя Россия рисовалась федеральным многонациональным государством., ни один другой народ даже не упоминался по имени. А русская культура отождествлялась исключительно с православием. Д ругой неизменной особенностью подхода Бородиной было утверждение об универсальности религии и о якобы полном отсутствии в мире безрелигиозных культур. Доказывала. Костюкова Т.А.. Воскресенский О.В., Савченко К.В.. Шапошникова Т.Д. Основы православной культуры. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4 класс (4-5 кл.). М.: Дрофа. 201'2; Янушкявичене О.Л., Васечка Ю.С.. протоирей Виктор Дорофеев. Яшина О.И. Основы православной культуры. Учебник для 4 класса общеобразовательных организаций. М.: Русское слово, 2013.

лось, что религия во все времена влияла на культуру, но имела «нерукотворный характер» и была дана «божественным откровением»52.

В отличие от своих более ранних учебников, Бородина свела к минимуму изложение новозаветной истории, а в рассказе о распятии не фигурировали ни иудеи, ни римляне. Зато она затронула вопрос о трех ветвях христианства, подчеркнув, что лишь православие сохраняет верность исконной традиции53. Большое место в учебнике занимало обсуждение правил нравственности, причем все они и л л ю стр ир о в ал и с ь примерами из Библии. Учебник содержал тексты основных христианских молитв, которые надо было заучивать. Особое внимание уделялось патриотизму и защите Отечества, причем со ссылкой на христианское учение от учащихся требовалась жертвенность, хотя в этом учении не содержалось идеи Отечества и речь шла о защите веры.

Если первая половина учебника общие представления

о христианст ве, то вторая говорила о православии в России -—о его происхождении и крещении Руси, храмах и святынях, церковных •таинствах, чудотворных иконах, молитвах, монахах и монастырях, почитании святых, главных православных символах, христианском искусстве, пении и колокольном звоне, церковных праздниках и православном календаре. Все это подавалось с точки зрения церкви; бытовые особенности православия, включая праздничные обычаи, снова не обсуждались. Учебник завершался уроком о православных семейных ценностях, включая церковную обрядность (венчание, крещение), а в пример достойной семейной жизни приводилась история Петра и Февронии.

Иными словами, включив в себя некоторые культурологические элементы, учебник в целом сохранил катехизаторский, а не религиоведческий характер. В нем религия, причем именно православная, выглядела вечной непреходящей ценностью. Связь религиозной традиции с современностью не обсуждалась, как не рассматривался и вопрос о взаимоотношениях с другими народами и культурами. Многие рассуждения о нравственности имели абстрактный характер и были оторваны от современной жизни. А вопрос о толерантности вовсе не поднимался. Учебник предназначался исключительно для русских детей, искусственно

52. Бородина А.Б. Основы православной культуры. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2(313. С- 3°_34-

53. Там же. С. 25-29.

вырванных из реально!! поликультурной среды, в которой они живут в современном мире.

Методические пособия

Все учебники выходили в сопровождении методических пособий, более детально раскрывающих смысл и цели уроков. Поэтому они также заслуживают обсуждения. Одно из них было подготовлено Бородиной. Хотя в нем она называла целью курса формирование уважительного отношения к культурным и религиозным традициям народов России и определяла курс как культу рол огичес кий, ей самой не удавалось в полной мере выполнить эти требования. Это, в частности, находило отражение в ее рекомендациях по проведению школьных уроков. Так на первом уроке, посвященном России, она предлагала обсуждать русскую культуру и русскую природу, тогда как о пол и культурности России говорилось лишь в краткой справке54. Касаясь внеклассной работы, Бородина не уделяла никакого внимания межкультурному диалог}-. Вскользь упоминая о многонациональное™ России, она и здесь называла русских «государствообразующим народом». Давая экскурс в историю России, она не упоминала о том, что ряд других народов имели в прошлом свою государственность. Зато она подчеркивала основополагающую роль православия на Руси и представляла его едва ли не единственной «правильной религией».

Ее рекомендации были настолько оторваны от реальной жизни, что даже урок о ценности труда она сводила к обсуждению внутреннего устройства православного храма вкупе с рассказом о сотворении мира Богом. Причем, если другие авторы учебников, допуская ознакомительные походы в храм, требовали избегать участия в молитвах или обрядах, то Бородина, напротив, советовала школьникам присутствовать при таинствах55. Она также учила тому, что чудотворные иконы якобы не раз спасали страну от вражеских нашествий. Что же касается раздела о семейной жизни, то, помимо рассказа о Петре и Февронии, учителям рекомендовалось рассказывать о царской семье, причем с акцентом

54. Бородина A.B. Методическое пособие к учебнику Бородиной «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс». М.: Русское слово, 2014. С. 17-25.

55. Там же. С. 168.

на ее трагической гибели и ее канонизации церковью. И, разумеется, большая роль отводилась молитвам, а рекомендуемая учителям литература, помимо многочисленных публикаций самой Бородиной, включала церковные издания, игнорируя .культурологические работы.

Методические пособия к учебникам ОПК, выпущенным другими авторами, были лишены некоторых из этих недостатков. Так, пособие издательства «Просвещение» рекомендовало обсуждать общее и особенное в культурах разных народов, а также поощрять межмодульные связи и пробуждать у учащихся интерес к другим религиям, их праздникам и культурным особенностям. Пять последних уроков предлагалось посвятить сравнительному религиоведению на примере четырех традиционных для России религий. А организуя экскурсии в храм, учителям следовало избегать участия в молитвах и обрядах, что подчеркивало культурологическую, а не катехизаторскую цель учебного курса56. Правда, этому противоречило требование доводить до сведения учащихся, что многое им дается «от Бога»57. В пособии также проявлялась отчетливая тенденция обсуждать правила нравственности с опорой на примеры из Священного Писания или раннесредневековой истории. А семейные ценности рассматривались с обращением к «Домострою». Все же это сочеталось с обсуждением фольклорных текстов и художественной литературы, приближавших к современности. Список рекомендованной литературы основывался на православных изданиях, хотя и включал книги по общему религиоведению и некоторые культурологические работы.

Сходными особенностями отличалось и методическое пособие издательства «Русское слово». В нем также отмечалась культурологическая направленность курса, а «не обучение религии»58. Говорилось о свободе совести и праве людей на выбор веры или на полный отказ от нее, а также подчеркивалась ценность веротерпимости. Но и здесь учащимся внушалось, что многое дается человеку Богом59, а познание Бога и церковные таинства связы-

56. Обернихина Г.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методическое пособие. 4 кл. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014. С. 27.

57. Там же. С. 7.

58. Янушкявичене О.Л., Васечка Ю.С., пропюирей Виктор Дорофеев, Мятлик И.В. Методическое пособие к учебнику «Основы православной культуры» для 4 класса общеобразовательных организаций. М.: Русское слово, 2(314. С-

59. Там же. С. 33-42.

вались с иррациональностью60. Доказывалось, что многие видные ученые верили в Бога, и определенное внимание уделялось чудесам, которые творил как сам Христос, так и его последователи. Особое место отводилось роли Предания в православии как «живой памяти Церкви», что отличает ее от других направлений хри стианств а.

Подобно учебникам Бородиной, данный курс также отличался русоцентризмом. Хотя на одном из первых уроков говорилось о культурном многообразии, это не требовало детального обсуждения, а упоминание того, что православие имеется не только у русских, но и у ряда других народов, оставалось без комментариев. Не было здесь речи и о межмодульных связях.

Правда, в пособии делалась попытка привязать курс к современности, и обсуждение нравственных норм включало примеры из окружающей жизни. Однако список рекомендованной литературы включал в основном церковные издания, а также ряд книг по истории, но культурологических трудов в нем почти не было.

Учебники издательства «Дрофа» но исламской и иудейской культурам

В случае с неправославными религиями учебники писались без обязательного участия представителей религиозных общин. Учебник издательства «Дрофа» по исламской культуре был в значительной мере посвящен исламским представлениям о Боге, сотворению им мира и грехопадении, жизни Мухаммеда и других пророков, священным кии гам ислама и мусульманским постройкам, а также священным городам. Говорилось о мечети и о поведении в ней, о правилах молитвы. Несколько уроков посвящались исламской семье, стату су женщины и воспитанию детей. Обсуждались особенности исламского календаря и мусульманские праздники, причем с учетом этнических особенностей. Давалось представление об обрядности, о запретах, о пищевых обычаях. Большое внимание уделялось духовным ценностям мусульман, причем обсуждалось, как они сочетаются с жизнью в современном мире. Л ишь четыре урока посвящались распространению ислама в современном мире и его истории в России. В них говорилось о выдающихся ученых и поэтах эпохи средневековья, а также о ратных подвигах мусульман при защите России от захватчиков.

бо. Там же. С. 49, 62, иб, 192.

В приложении к учебнику давались некоторые пищевые рецепты, а также поучения, раскрывающие смысл нравственных норм. Рекомендованная литература включала в основном богословские произведенияб!. Тем не менее, учебник в большей мере отвечал задачам культурологии, чем учебник по ОПК. .Изложение велось простым доступным языком.

Теми же особенностями отличался учебник издательства «Дрофа» по иудейской культуре, подготовленный известным журналистом Н. П pon ирным и двумя специалистами сферы образования (К. Савченко и Т. Бурминой). По объему он вдвое превышал учебник издательства «Просвещение», но по содержанию мало от него отличался. Там тоже давались основные догмы иудаизма, объяснялось содержание священных книг, раскрывалась суть единобожия и взаимоотношений иудеев с Богом, обсуждались смысл заповедей и необходимость соблюдать нормы человеческих взаимоотношений, давались представления об истории евреев как в целом, так и, в частности, в России. Кроме того, говорилось о роли синагоги и раввинов, иудейских обычаях, ритуальных предметах, языке, традиционной одежде и пищевых нормах, особенностях еврейского дома, календаре и праздниках. Подчеркивалось, что иудеи появились в Восточной Европе к началу средневековой эпохи, и, что, несмотря на дискриминацию, сделали весомый вклад в развитие экономики и культуры России. В учебнике обращалось специальное внимание на то, что «избранность народа» означает не стремление к господству в мире, а высокую ответственность за свои поступки62. Также отмечалось, что в иудаизме существует строгий запрет на употребление крови63. Все это было направлено против вековых антисемитских наветов.

Наконец, говорилось о необходимости межрелигиозного диалога и мирных отношений между разными религиями. Материал излагался ясным доступным, языком., часто в виде беседы ребен-

ói. А мир о в Р.Б.. Насртдинова ЮЛ.. Савченко К.В., Шапошникова Т.Д. Основы исламской культуры. 4 класс (4-5 классы): Учебник для общеобразовательных учреждений. M.: Дрофа, 2Q12.

62. Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Бурмина Т.Ю. Основы иудейской культуры. Учеб ник для обще образовательных учреждений. 4 класс (4-5 классы). М.: Дрофа, 2012. С. 174; Савченко К.В., Пропирный П.Г., Шапошникова Т.Д. Основы иудейской культуры. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2013. С. юб.

63. Пропирный Н.Г.. Савченко К.В., Бурмина Т.Ю. Основы иудейской культуры. Учеб ник для общеобразовательных учреждений. 4 класс (4-5 классы). С. 84-88; Савченко К.В., Пропирный Н.Г., Шапошникова Т.Д. Основы иудейской культуры. Методическое пособие. С. 173.

ка с дедушкой, а обсуждаемые правила поведения и наставления готовили ребенка к активной и успешной жизни в современном обществе. Примечательно, что рекомендуемая учителям литература по этому модулю включала в основном работы по педагогике, истории и культуре.

TS*.**»n-nns V

Полностью выдержать кул ь тур о л о г и ч е с ку ю направленность курса почти никому не удалось, и ряд экспертов не без основания подчеркивали, что учебники по отдельным «религиозным культурам» оказались не культурологическими, а «миссионерскими», пропагандирующими религиозную веру, вероучение и обрядность, причем это в большей мере касалось учебников ОПК64. Например, специалисты обращали внимание на вероучитель-ский характер учебника Кураеваг'5. Западные авторы тоже нашли в нем стремление вовлечь учащихся в православную традицию, что создает «риск индоктринации»66. Другой рецензент обнаружил то же самое в учебнике по исламской культуре67.

Б частности, это происходило потому, что понятие «религиозной культуры» до сих пор остается неразработанным. Моноконфессиональное образование также вызывало возражения у ряда экспертов, отмечавших его несоответствие задаче воспитания толерантности. Указывалось также, что многие учебники были на-

64. В общем плане о катехизаторской направленности нового религиозного образования в России см.: Shmrelman, V.A. "Russian Christ"; Shnirelman, V.A. "Russian Orthodox Culture or Russian Orthodox Teaching?": Ожиганова A.A. Религия в школе: индоктринация иод видом культурологии //Здравомыслие. 23.12.2014 [http:// zdravomyslie. i .nf о/cat/ 8- articl es/3 23 -r eligiya-v- sbkole-i ndoktrina tsiy a -pod-vido m-kulturologii, доступ от 20.11.2017]; Ожиганова АЛ. Битва за школу. Модернизаторы и клерикалы//Неприкосновенный запас. 2016. № 2. С. 92-105.

65. Рыжаков М.В. и др. Рецензия Российской академии образования на рукопись учебника Андрея Кураева «Основы православной культуры» //Portal-tTedo.ru. 8.12.200g [http: / /www .portal- credo. г и/ site /'? act - news &i d ~ 74 81 о. д оступ от 20.11.2017]; Сахарных Д. М. Рец.: A.B. Кураев. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие, М.: Просвещение. 201Q [http://www.portal-credo.ru/ site/?act=fo'_reviews&id=326, доступ от 20.11.2017]; Основы православной культуры: современные учебники.

66. Willems. J. (2012) "Foundations of Orthodox Culture" in Russia: Confessional or uouconfessional religious education?", European Education 44(2): 38; Burgess, Л.Р. (2017) Holy Rus': The Rebirth of Orthodoxy in the New Russia, p. 76. New Haven.: Yale Univ. Press.

67. Смирное A.B. Учебник нужен, но его придется переписать с нуля. 2010 | http://iph. ras.ru/s_o.htm, доступ от 20.11.2017].

писаны сложным языком, малопонятным учащимся 4-5 классов, а иногда в них имелись грубые ошибки.

Авторам учебников нередко не удавалось избежать противоречий. Например, в одном методическом пособии заявлялось о необходимости « исключения оценок любой другой религии ... или обсуждения религиозных споров»08, а ниже неодобрительно говорилось о жрецах, поклонявшихся идолам69. Кроме того, на словах признавая светский характер Российской Федерации и свободу совести, а также отрицая цель «обучения религии» или приобщения к религиозным практикам, авторы учебников ОПК и методисты, во-первых, настаивали на формировании российской культурной и гражданской идентичности на основе христианских ценностей, а также связывали понятие Родина с «традиционной религией» и «нашей православной культурой», а во-вторых, советовали учителям так строить уроки, чтобы планомерно доказывать существование Бога и сотворение им мира и человека. А одно методическое пособие вслед за Бородиной даже рекомендовало учителям использовать данные о Туринской плащанице как аутентичные и подтвержденные учеными70, хотя именно научные исследования порождают сомнения в ее подлинности.

Лучшее впечатление производят методические пособия издательства «Дрофа»71. Там новые курсы понимались как «просветительские и мировоззренческие», а не конфессиональные, и ключевым словом была «культура», а не «религия»72. Эти пособия включали стандартное введение, где подчеркивались такие цели курса как знакомство с культурным многообразием мира и выработка поликультуриой компетентности, необходимой для успешной жизни в современном обществе, а также установка на позитивные взаимодействия с представителями иных культур. При работе с учащимися младших классов предлагалось проводить занятие в виде путешествия в новый мир, который ранее был им не-

68. Лнушкявичене О.Л., Васечки Ю.С., протоирей Виктор Дорофеев, Мятлик И.В. Методическое пособие к учебнику «Основы православной культуры» для 4 класса общеобразовательных организаций. С. 9.

69. Там же. С. 6S--69.

70. Там же. С. 183-184.

71. Ожиганова A.A. Битва за школу. Модернизаторы и клерикалы. С. юо,

72. Емельянова Т.В., Савченко К.В.. Шапошникова Т.Д. Основы исламской культуры. Методическое пособие к учебнику Амирова Р.Б. и др. М.: Дрофа, 2013. С. 48; Савченко К.В., Пропирный Н.Г., Шапошникова ТД. Основы иудейской культуры. Методическое пособие. С. 48.

известен. Учителям советовали делать упор на религиоведческий сравнительно-исторический подход, избегая разобщения учащихся и стимулируя активный обмен информацией между одноклассниками, избравшими разные модули. Тем самым, даже, на первый взгляд, моноконфессиональный курс сближался с курсом по истории мировых религий. Кроме того, с целью, с одной стороны, создания позитивной идентичности и воспитания патриотизма, а с другой, противодействия ксенофобии этот курс сознательно подчеркивал миролюбивый характер ислама73, а также избегал акцепта на дискриминации и гонениях евреев в истории74.

Таким образом, проведенное исследование показывает, что вопреки заявленным культурологическим целям многие учебники имеют вероучительский характер. Но при этом, во-первых, учебники издательства «Дрофа» ближе к культурологии, чем учебники издательства «Просвещение» или «Русское слово», а во-вторых, учебники ОПК в большей мере имеют миссионерский характер, чем учебники по другим религиозным культурам. Последнее является следствием жесткого контроля над учебниками ОП К со стороны РПЦ. Ведь сегодня РПЦ больше нуждается в верующих, чем в храмах, тогда как, например, мусульманам нужны мечеги, а не дополнительные верующие. Иными словами, оправдывается предположение Ф. Уолтерса о движении РПЦ по фундаменталистскому пути, ориентирующемуся на идею «России-крепости»75.

Библиография / References

Амиров Р.Б., Насртдинова Ю.А., Савченко К.В., Шапошникова Т.Д. Основы исламской культуры. 4 класс (4-5 классы): Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012.

Аскпрова Г.Б. Религиозно-этическое просвещение учащихся в светской школе// Педагогика. 2005. № 1. С. 37-44.

Бородина А.В. Методическое пособие к учебнику Бородиной «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс». М.: Русское слово, 2014.

73. Емельянова Т.Е., Савченко К.В., Шапошникова Т.Д. Основы исламской культуры. Методическое пособие к учебнику Амирова Р. Б. и др. С. 52-53. Впрочем, за это один комментатор упрекнул этот учебник в «принудительной толерантности». См.: Мальцев В. Ислам со стороны/7 НГ религии. 5.09.2012. С. 7.

74. Савченхо К.В., Пропирный Н.Г., Шапошникова Т.Д. Основы иудейской культуры. Методическое пособие. С. 155. 250, 260-261.

75. Walters, Ph. (2007) "Turning Outwards or Turning Inwards? The Russian Orthodox Church Challenged by Fundamentalism", Nationalities Papers 35(5): 869-872.

Бородина A.B. Мир вокруг нас. 2 класс. М.: Экзамен, 2011. Часть 2.

Бородина A.B. Основы православной культуры. М.: Покров. 2002.

Бородина A.B. Основы православной культуры. Учебник для 4 класса общеобразова тельных учреждений. М.: Русское, слово, 2013.

Бородина A.B. Православие --культур о образующая религия России. Уч. пособие для 4 класса. М.: Основы православной культуры. 2006).

Бородина A.B. Раннее христианство. 7 класс. Учебное пособие. М.: Основы православ ной культуры, 2009.

Емельянова Т.В., Савченко К.В.. Шапошникова Т.Д. Основы исламской культуры. Методическое пособие к учебнику Амирова Р. Б. и др. М.: Дрофа, 2013.

Зборовский P.E., Костпина Н.Б. К взаимодействию религиозного и светского образования в современных условиях//Социс. 2002. № 12. С. 107.

Костюк К.Н. Православный фундаментализм//Полис. 2000. № 5. С, 133-154.

Костюкова ТЛ.. В о с кр е с ен с ки й О.В., Савченко К.В.? Шапошникова Т.Д. Основы православной культуры. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4 класс (4 5 кл.). М.: Дрофа, 2012.

Коншина И.В. Основы русской православной культуры. Учебное пособие для учащихся средних и старших школ. М.: В Л АД О С, 2001.

Кураев А. Основы православной культуры как лекарство от экстремизма. М.: Изд-во Совета Русской Православной Церкви, 2003.

Кураев A.B. Основы православной культуры. 4 5 классы: Учебное пособие для обще образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.

Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы исламской культуры. М.: Просвещение, 2010.

Метлик И.В. Религиозное образование в российской школе и проблема интеграции российского общества //Национальные интересы. 2009. № 4. С. 18-21.

Митрохин Н. Клерикапизация образования в России. К общественной дискуссии о введении предмета «Основы православной культуры» в прог рамму средних школ. М.: ИИФ «СПРОС Конф Oils., 2005.

Митрохин Н. Русская православная церковь. Современное состояние и актуальные проблемы. М.: НЛО, 2006.

Никандров Н.Д. Православные традиции, семья и школа в современной России// Педагогика. 2005. № 1. С. 5-12.

Обернихина ГЛ. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. .Методическое пособие. 4 кл. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение. 2014.

Ожиганова АЛ. Битва за школу. Модернизаторы и клерикалы//Неприкосновенный запас. 2016. № 2. С. 92 -105.

Ожиганова АЛ. Религия в школе: индоктринация иод видом культурологии//Здра-в о мыс же. 23.12.2014 [http: /,/ z dr avo m y si i e. i nf o / с at / 8 ■- art i el e s / 3 2 3 -r eli g íy a-v-shkole-iiidoktiiiiatsiya-pod-yidom-kuitLirologii, доступ от 20.11.2017].

Пигорева O.B. Государственная политика и региональная практика использования знаний о религии в образовательном пространстве центра России: 1985-2012 годы. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Курск: Курский roc. ун-т. 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пропирный Н.Г., Савченко К.В.. Бурмина Т.Ю. Основы иудейской культуры. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4 класс (4-5 классы). М.: Дрофа, 2012.

Савченко К.В., Пропирный Н.Г., Шапошникова Т.Д. Основы иудейской культуры. Методическое пособие.

Савченко К.В., Пропирный Н.Г.. Шапошникова Т.Д.. М.: Дрофа, 2013.

Сандерс Э.П. Иисус и иудаизм. М.: Мысль, 2012.

Улнхин В.Н. <1*ундамента.шзм в православии: теория и практика /У Фундаментализм/ под ред. З.И. Левина. М.: Крафт, 2(303. С- 127-164.

Фирсов С.Л. Николай И. Пленник самодержавия. М.: Молодая гвардия, 2017.

Харитонова O.K. Основы православной культуры в первом классе. Книга для учите ля. М.: Покров. 2002.

Челищев В.И. Фундаментализм и фундаменталисты. М.: РГСУ, 2010.

Членов М'.А., Мин.дрина Г.А., Глоцер А.В. Основы иудейской культуры. М.: Просвещение, 2010.

Шевченко Л.Л. Духовно-нравственная культура. Православная культура. Православная культура и религиозные культуры мира, п класс. Методическое пособие для учителей. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013.

Шевченко ЛJL Православная культура. 3 кл. М,: Центр поддержки кулыурно-исго-рических традиций Отечества, 2013.

Шевченко Л.Л. Православная культура. 4 кл. М.: Центр поддержки культурно исторических традиций Отечества, 2013.

Шевченко Л.Л. Православная культура. 6 кл. М.: Центр поддержки культурно исто рических традиций Отечества, 2015.

Шевченко Л.Л. Православная культура. 7 кл. М.: Центр поддержки культурно-исто-рических традиций Отечества, 2015.

Шевченко Л.Л. Православная культура. Методическое пособие для учителя. Второй год обучения. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.

Лнушкявичене О.Л., Васечко Ю.С.. протопрей Виктор Дорофеев, Мятлик И.В. Ме тодическое пособие к учебнику «Основы православной культуры» для 4 класса общеобразовательных организаций. М.: Русское слово, 2014..

Лнушкявичене О.Л., Васечко Ю.С., протоирей Виктор Дорофеев, Яшина О.Н. Основы православной культуры. Учебник для 4 класса общеобразовательных организаций. М.: Русское слово, 2013.

Amirov, R.B., Nasrtdinova, lu.A., Savcbenko, K.V., Shaposhnikova, T.D. (2012) Osnouy islarnskoi kul'tury. 4 Mass C4-5 Massy): Uchebnik dlia obshcheobrazouaternykh uchvezh.denii [Elements of Islamic culture. Grade 4 (Grades 4-5): Textbook for educational institutions]. M.: Drota.

Askarova, G.B. (2005) "Religiozno-eticheskoe prosveshchenie ucbashcbikhsia v svetskoi slikoie" ["Religious and ethical education of students in a secular school"], Pedagogika 1: 37-44.

Borodina, A.V. (2002) Osnouy pravoslavnoi kul'tury [Elements of Orthodox Culture]. M.: Pokrov.

Borodina, A.V. (2006) Pravoslavie — kul'turoobrazuiushchaia religiia Rossii. Uch. posobie dlia 4 ¡classa [ Orthodox Christianity - - A culture-forming religion of Russia. Textbook for grade 4]. M.: Osnovy pravoslavnoi kul'tury.

Borodina, A.V. (2009) Rannee khristiansivo. 7 klass. Uchebnoe posobie [Early Christianity. Grade 7. Textbook], M.: Osnovy pravoslavnoi kul 'tury.

Borodina, A.V. (2011) Mir vokrug nas. 2 klass [The world around us. Grade 2]. M.: Ekzamea. Chast' 2.

Borodina, A.V. (2013) Osnovy pravoslavnoi kul'tury. Uchebnik dlia 4 kiassa obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii [Elements of Orthodox Culture. Textbook for the 4th grade in educational institutions]. M.: Russkoe slovo.

Borodina, A.V. (2014) Metodicheskoe posobie к uchebniku Borodinoi "Osnovy religioznykh ¡сиI'!u.г i svetskoi etiki. Osnovy pravoslavnoi kul'tury. 4 Mass' [Instructional guide to the textbook by Borodina, "Basics of religious cultures and secular ethics. Elements of Orthodox, culture, (trade 4 "]• M.: Russkoe slovo.

Burgess, J.P. (2017) Holy Rus': The Rebirth of Orthodoxy in the New Russia, p. 76. New Haven: Yaie University Press.

Ch.eli.sh.chev, V.I. (2010) Fundamentalizm i fundamentalisty [Fundamentalism and fundamentalists]. M.: RGSU.

Chlenov, M.A., Mindrina, G.A., Glotser, A.V. (2010) Osnovy iudeiskoi kul'tury [Elements of Jewish culturej. M.: Prosveshchenie.

Emel'ianova, T.V., Savchenko, K.V., Shaposhnikova, T.D. (2013) Osnovy islamskoi. kul'tury. Metodicheskoe posobie к uchebniku Amirova R.B. i dr. [Elements of Islamic culture. A study guide to the textbook of R. B. Amirov and others.]. M.: Drofa.

Firsov, S.L. (2017) Nikolai IL Plennik samoderzhaviia [Nikolai 11: Prisoner of autocracy]. M.: Molodaia gvardiia.

lanushkiavichene, O.L., Vasechko, lu.S., protoirei Viktor Dorofeev, Miatlik, I.V. (2014) Metodicheskoe posobie к uchebniku "Osnovy pravoslavnoi kul'tury' dlia 4 kiassa obshcheobrazovatel'nykh organizatsii [Study guide to the textbook "Elements of Orthodox culture" for the 4th grade in educational institutions|. M.: Russkoe slovo.

lanushkiavichene, O.L., Vasechko, lu.S., protoirei Viktor Dorofeev, Iashina, O.N. (2013) Osnovy pravoslavnoi kul'tury. Uchebnik dlia 4 kiassa obshcheobrazovatel'nykh arganizatsii [Elements of Orthodox culture. Textbook for the 4th grade in educational institutions]. M.: Russkoe slovo.

Kharitonova, O.K. (2002) Osnovy pravoslavnoi kul'tury v pervom Masse. Kniga dlia uchitelia [Elements of Orthodox culture in the first grade. Teacher's book], M.: Pokrov.

Koshmina, I.V. (2001) Osnovy russkoi pravoslavnoi kul'tury. Uchebnoe posobie dlia uchashchikhsia srednikh i starshikh shkol [Elements of Russian Orthodox culture. Textbook for secondary and high schools]. M.: VLADOS.

Kostiuk, K.N. (2000) "Pravoslavnyi fundamentalism" ["Orthodox fundamentalism"], Polis 5: 133 154.

Kostiukova, T.A., Voskresenskii, O.V., Savchenko, K.V., Shaposhnikova, T.D. (2012) Osnovy pravoslavnoi kullury. Uchebnik dlia obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii. 4 klass (4-5 kl.) [Elements of Orthodox culture. Textbook for educational institutions. Grade 4 (Grades 4—5)]. M.: Drofa.

Kuraev, A. (2003) Osnovy pravoslavnoi kul'tury как lekarstvo ot ekstremizma [Elements of Orthodox culture as a cure for extremism], M.: Izd-vo Soveta Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi.

Kuraev, A.V. (2010) Osnovy pravoslavnoi kul'tury. 4 5 klassy: Uchebnoe posobie dlia obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii [Elements of Orthodox culture. Grades 4—5: Textbook for educational institutions]. M.: Prosveshchenie.

Latyshina, D.L, Murtazin. M.F. (2010) Osnovy islamskoi kul'tury [Elements of Islamic culture]. M.: Prosveshchenie.

Metlik, LV. (2009) "Religioznoe obrazovanie v rossiiskoi sbkole i problema integratsii. rossiiskogo obshchestva" ["Religious education in Russian schools and the problem of integration in Russian society"], Natsional'nye interesy 4: 18-21.

Mitrokhin, N. (2005) Klerikalizatsiia obrazovaniia v Rossii. K obshchestvennoi diskussii o vvedenii predmeta "Osnovy pravoslavnoi kul'tury' vprogrammu srednikh shkol [The clericalization of education in Russia. Toward a public debate about the introduction of the subject "Elements of Orthodox culture" in secondary schools], M.: IIF "SPROS Konf OP'.

Mitrokhin, N. (2006) Russkaia pravoslavnaia tserkov'. Sovremennoe sostoianie i aktual'nye problemy [Russian Orthodox Church. Contemporary condition and actual problems]. M.: NLO.

Nikandrov, N.D. (2005) "Pra.vosIa.vnye traditsii, sem'ia i. sbkola v sovremennoi Rossii" ["Orthodox traditions, family and school in contemporary Russia"], Pedagogika 1: 5-12.

Obernikliiiia, G.A. (2014) Osnovy religioznykh kul'tur i svetskoi etiki Osnovy pravoslavnoi kul'tury. Metodicheskoe posobie. 4 kl. Posobiedlia uchitelei obshcheobrazovatel'nykh organizalsii [Elements of religious cultures and secular ethics. Elements of Orthodox culture. Instructional manual]. M.: Prosveshchenie.

Ozhiganova, A.A. (2014) "Religiia v slikoie: indoktrinatsiia pod vidom kitl'tm'ologn ["Religion in school: Indoctrination, in the guise of cultural studies"], Zdrauomyslie. 23.12.2014 [http: //zdravomvslie .info/ cat/S-artieles/323-religiya-v-shkole-indoktrmatsiya-pod-\idom-kuiturologii, accessed on 20.11.2017].

Ozhiganova, AA. (2016) "Bitva za shkolu. Modernizatory i klerikaly" ["'Battle for the school. Modernizers and clerics'"], Neprikosnovennyi zapas 2: 92-105.

Pigoreva, O.V. (2016) Gosudarstvennaia politika i regional'naia praktika ispol'zovaniia znanii o religii v obrazovatel'nom prostranstve tsentra Rossii: 1985-2012 gody [State policy and regional practice in the use of knowledge about religion in the educational space of Central Russia: 1985-2012]. Dissertatsiia na soiskanie uchenoi stepeni doktora istoricheskikh riauk. Kursk: Kurskii gos. un-t.

Propirnyi. N.G., Savciieiiko, K.V.. Burmrna, T.Iu. (2012) Osnovy iudeiskoi kul'tury. Uchebnik dlia obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii. 4. Mass (4-5 Massy) [Elements of Jeivish culture: Textbook far educational institutions. Grade 4 (Grades 4-5)]. M.: Drofa.

Sanders, E.P. (2012) lisus i iudaizm [Jesus and Judaism]. M.: Mysl'.

Savcbenko, K.V., Propirnyi, N.G., Sbaposhnikova, T.D. (2013) Osnovy iudeiskoi kul'tury. Metodicheskoe posobie [Elements of Jewish culture. Instructionall manual]. M.: r of a

Shevchenko. L.L. (2004) Pravoslavnaia kui'tura. Metodicheskoe posobie dlia uchitelia. Vtoroi god obucheniia [Orthodox culture. Instructional manual for teachers. Second year]. M.: Tserttr podderzhki kul'tnrrio istoricheskikh traditsii Otechestva.

Shevchenko, L.L. (2013) Dukhovno-nravsti-ennaia kui'tura. Pravoslavnaia kui'tura.. Pravoslavnaia kui'tura i religioznye kul'tury mira. 11 Mass. Metodicheskoe posobie dlia uchitelei [Moral and spiritual culture. Orthodox culture. Orthodox culture and the religious cultures of the world. Grade 11. Instructional manual for teachers]. M.: Tsentr podderzbki kul'tiinio-istoricheskikh traditsii Otechestva.

Shevchenko, L.L. (2013) Pravoslavnaia kui'tura. ,3 Id. [Orthodox culture. Grade 3] M.: Tsentr podderzhki kul'turno-istoricheskikh traditsii Otechestva.

Shevchenko, L.L. (2013) Pravoslavnaia kui'tura. 4 kl. [Orthodox culture. Grade 4] M.: Tsentr podderzhki kul'turno -istoricheskikh traditsii Otechestva, 2013.

Slievcbenko. L.L. (2015) Prauoslaunaia kul'tura. 6 kl. [Orthodox culture. Grade 6]. M.: Tsentr podderzhki k 11Г t u r 11 о - i s t о rich e s k i kl i traditsii Otechestva.

Slievcbenko. L.L. (2015) Pravoslavnaia kul'tura. 7 kl. [Orthodox culture. Grade 7]. M.: Tsentr podderzhki kui Turno-istoricheskikh traditsii Otechestva.

Shnirelman, V.A. (2011) "Russian Christ: The Struggle of the Russian Orthodox Church to introduce Religion into the Curriculum in the First Decade of the Twenty-First Century", Journal of Educational Media, Memory and Society 3(2): 1-22.

Shnirelman, V.A. (2012) "Russian Orthodox Culture or Russian Orthodox Teaching? Reflections on the Textbook in Religious Education hi Contemporary Russia", British Journal of Religious Education 34(3): 263-279.

Uliakhiii, V.N. (2003) "Fundamentalizm vpravoslavii: teoriia i praktika" [."Fundamentalism in Orthodox Christianity: Theory and practice"], in Z.I. Levin (ed.) Fundamentalizm, ss. 127 -164. M.: Kraft.

Walters, Ph. (2007) "Turning Outwards or Turning inwards? The Russian Orthodox Church Challenged by Fundamentalism", Nationalities Papers 35(5): 869-872.

Willems, J. (2012) "Foundations of Orthodox Culture" in Russia: Confessional or Noncoiifessional Religious Education?", European Education 44(2): 3S.

Zborovskii, G.E., Kostina, N.B. (2002) "K vzairnodeistviiu religioznogo i svetskogo obrazovaniia v sovremennykh usloviiakh" ["The interaction of religious and secular education in modern conditions"], Sotsis 12: 107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.