Научная статья на тему 'Религиозная концепция личности в семантическом пространстве 7 симфонии А. Брукнера'

Религиозная концепция личности в семантическом пространстве 7 симфонии А. Брукнера Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
433
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ОНТОТРАНСЦЕНЗУС / ОНТОЛОГИЗМ / ОБОЖЕНИЕ / АНТРОПОС / СОБОРНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ МУЗЫКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Роменская Л.А.

В статье рассматривается музыкально-языковая система симфонического жанра с точки зрения антропологического подхода, что открывает перспективы дальнейшего исследования музыкальных произведений как светской, так и воцерковленной типов культуры с позиций сферы духовного познания онтологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELIGIOUS CONCEPT OF THE PERSON IN SEMANTIC SPACE OF 7 SYMPHONIES A. BRUKNERA

The article discusses the musical language system symphonic genre in terms of the anthropological approach that opens up prospects for further study of music from the position of the sphere of spiritual knowledge Ontology.

Текст научной работы на тему «Религиозная концепция личности в семантическом пространстве 7 симфонии А. Брукнера»

98

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

УДК 78.082.1:13

РЕЛИГИОЗНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СЕМАНТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ 7 СИМФОНИИ

А. БРУКНЕРА

Л. А. Роменская

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: romen_76@list.ru

В статье рассматривается музыкально-языковая система симфонического жанра с точки зрения антропологического подхода, что открывает перспективы дальнейшего исследования музыкальных произведений как светской, так и воцерковленной типов культуры с позиций сферы духовного познания - онтологии.

Ключевые слова: христианская личность, онтотрансцензус, онтологизм, обожение, Антропос, соборность, Религиозная Концепция Личности, онтологические параметры музыки.

Генетическое «лоно» музыки, развивавшееся последние 300 лет в русле гуманистической культуры, в настоящий момент находится в состоянии «преображения». И современное музыкознание как наука о человеке возвращается к осмыслению своих духовных истоков.

Потребность музыкознания в корреляции с другими научными подходами (в числе которых доминируют религия и философия) явилась основой для нового категориального синтеза - характерной приметы современной науки. С одной стороны, термины и категории современного музыковедения, выработанные годами, не актуализируют свой опыт при анализе феноменов духовной культуры. А с другой -богословские термины, слепо перенесенные на «светскую речь», оказываются непонятным «кодом - шифром», неосознанной информацией для неподготовленного читателя или слушателя.

Методологическая установка религиозной концепции Личности, предложенная в данной статье, базируется на категориальном синтезе:

• с одной стороны это традиционные системно-структурный и семиотический подходы;

• с другой стороны - новая для музыкознания богословская концепция Христианской Антропологии и опыт герменевтического анализа.

В качестве методологического ориентира системного анализа избрана концепция музыкально - теоретической системы, принадлежащая профессору И. Котляревскому. Так, говоря о художественной целостности музыкального произведения, автор пишет: «... возникает трехуровневая иерархическая структура, широко используемая во многих областях научного исследования при системном подходе: уровень элементов - уровень связей - уровень целостности»1. И далее: «Три уровня музыкально - теоретических систем - элементов, связей и целостности - не

1 Котляревский И. Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания. К., 1983. С.16.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

99

только этапы, аспекты анализа музыкально - теоретического знания, но и действенные конструктивные моменты его структуры»2.

Проецируя предложенную И. Котляревским системную модель на интересующий нас тип воцерковленной культуры - как высшего уровня системной целостности - объясним структуру онтологического модуса.

Уровень элементов - расшифровка смыслов и значений через элементы музыкальной речи.

Уровень связей определяют онтологические параметры - Пространство и Время, координируемые через систему музыкальных знаков и символов как высший художественный Смысл.

Высшая иерархия в онтологической модели - Смысл - позволяет вписать музыкальное произведение в картину мира.

Исходя из опыта музыковедческой научной мысли, можно считать, что каждое музыкальное произведение создает свою художественную картину мира, под которой понимается прежде всего система ценностных приоритетов, определяющих бытие (онтологическую концепцию) музыкального произведения. Справедливо мнение И. Снитковой о том, что «любое музыкальное произведение несет в себе... многомерную картину мира, представленную в специфически свернутом виде, содержит генетический код породившей его культуры»3. Генетический код, по существу является своего рода эстетической программой, заложенной изначально в каждом произведении и сформированной рядом определяющих её внутренних и внешних факторов. В их числе личность самого композитора как субъекта творческой деятельности и историко-культурная эпоха или стиль эпохи как сформированная система бытийных установок и форм их воплощения.

Итак, рассмотрим основные онтологические параметры Христианской картины

мира.

Христианская картина мира основана на онтологическом расщеплении бытия на мир совершенный (абсолютная духовность) и несовершенный. Человек, от рождения, призван божественной своей природой к духовному самосовершенствованию, результатом которого должна стать встреча с Богом -внутренне цельной и духовно сформированной личности. Другими словами, картина мира религиозной личности онтологически расщеплена на два горизонта4 бытия -Совершенное и Несовершенное. Их единство составляет метафизическое пространство, которое отражает целокупность бытия, так как между Совершенным и Несовершенным бытием (духовного мира верующего) нет противоречий и противоборств, но, наоборот, стремление ко взаимопроникновению и полному преображению одного в другом. Метафизическое измерение пространства есть не что иное, как духовный статус бытия, его внеличностная онтологичность, понимаемая религиозной мыслью в этическом смысле.

В Христианской картине мира особый способ Онтологии - опыт мистического бытия, то есть опыт личностный, опыт Веры, метафизический опыт и основа

2 Котляревский И. Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания. К., 1983. С. 21.

3 Сниткова И. Картина мира, запечатленная в музыкальной структуре (о коцептуально-структурных парадигмах современной музыки) // Музыка в контексте духовной культуры. Сб. ст. М., 1992. в.120. С. 13.

4 Горизонт в данном случае предполагает изначальную потенцию, актуальность духовного бытия личности для преодоления онтологического разрыва между своей несовершенной и Внеличностной природой.

100

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

познания высшей объективности. Христианская онтология персоналистична. Личность (по Хоружему) есть «человек в подвиге, в расширенной онтологической перспективе»5, названный Антропосом.

Стержневое онтологическое отношение «Бог - Человек», а главная цель этого отношения - Богообщение, ведь онтологическая трансформация твари осуществляется лишь с помощью Божией. Онтологическая модель Богообщения возникает в процессе моления между христианской личностью и Богом6 7 8. Онтологический горизонт преодолевается Антропосом с помощью мистического опыта, который действует как энергийный аспект [или измерение - «бытиедействие»]. Онтологический опыт есть опыт самоосуществления (духовного преобразования) человека, опыт погружения в истинное бытие. И он может трансформироваться в сознании человека с помощью практики аскезы.

Энергийную потенциальность бытия образует онтологический горизонт. Имеется ввиду тот факт, что «тварное бытие не статичное, неподвижное пребывание, а процесс (история, драма), цель которого - преодоление онтологического расщепления и воссоединение горизонтов» , называемого канонической традицией обожением - претворением личности в божественную природу.

Поскольку Христианская Антропология базируется на энергийной сущности бытия, действие Божественной Воли, ниспосланной на человека верующего, проявляется в нем как благодать. Воспринятая человеком благодать есть момент духовного преображения, названного Хоружим онтотрансцензусом. Это высший уровень духовного самоосуществления христианской личности. Однако, если путь к нему долог и нелегок, то сам момент духовного преображения краток как миг. Суть духовного пути восхождения состоит в том, что и оглашенные, и люди верующие, и монахи - аскеты не зависимо от своего духовного опыта, проходят долгий духовный путь ко встрече с Богом. И чем глубже, совершеннее духовный опыт верующего, тем труднее движение по пути восхождения. Эту идею развивает П. Флоренский в своем труде «У водоразделов мысли»: «Всякое движение в области религии антиномически сочетает путь восхождения с путём нисхождения... путь горе - это по преимуществу

путь вступающего на духовный подвиг, а путь долу - путь продвинувшегося по

8

нему» .

Этапы формирования христианской личности богословием четко определены и иерархиезированы от индивида и предличности (термин В.В. Медушевского) к соборной личности на пути духовного восхождения. Сфера существования личности в Христианской Антропологии является, наряду с пространством и временем, также онтологической категорией. Только через понимание своего несовершенства, бренности бытия и полное отречение от всего мирского можно прийти к Богу. Рождение индивида это лишь подготовительный процесс. Путь к Вере и личный опыт -предпосылка личности, ибо только по-настоящему высокое этическое и гносеологическое мышление способно постигнуть ущербность своих земных (рациональных или душевных), либо внеземных, но безбожных интересов, идей и помыслов. Духовный путь восхождения являет собой жизнь соборного типа личности, личности христианской. Ибо это субъект духовной жизни, возвышенный над своей наличной природой, человек духовный.

5 Хоружий С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994. С. 24.

6 В современной патристической традиции термин «Богообщение» заменен синонимическим эквивалентом «онтодиалог», отражающим тенденцию символизации мышления ХХ века.

7 Хоружий С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994. С. 48.

8 Флоренский П. У водорозделов мысли. М., 1990. С. 11.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

101

Напомним, что соборность - это понятие богословское и экклезиологическое. С. Хоружий трактует данный термин следующим образом: «Соборный - один из четырех атрибутов Церкви... синонемичен термину «кафолический» и соответствует греческому katholikos. «по всему или по единству всех» (А.С. Хомяков) и означает всеобщий»9. В широком смысле под соборностью можно понимать принцип связи человека с миром, единства, собирания множества в единое. Соборная личность совмещает в себе душевный и духовный опыт самопознания (созерцания).

Фактором индивидуализации параметров онтологического модуса является субъект или личность музыкального произведения. Культурологическая модель музыкального произведения, в каком-то смысле, есть аналог личности самого художника. Данный тезис обосновывает идею о том, что музыкальное произведение воцерковленной культуры, либо духовной культуры не может быть написано человеком светским. И наоборот, тип личности художника отражает тип образов произведения.

Рассмотрим этот аспект в контексте Христианской Антропологии музыки. Духовный путь восхождения - акт персоналистический, ибо отражает процесс духовного познания и самосовершенствования некоего внутреннего «Я». Христианская культура определила свой тип личности как религиозный. Напомним его сущностные качества: человек есть «микрокосм». Его концепция бытия динамична и духовна, так как основана на устремлении и движении к Богу. Христианская личность является субъектом максимального опыта Богообщения, обоженая благодатью и возвышенная над своей наличной природой.

По определению апостола Павла духовный человек есть «новая тварь - новое творение; он созидается благодатью Святого Духа при смирении, сокрушении самостного духа. И благодатная жизнь его во Христе предстает как явление духа и силы, как непрекращающееся чудо»10 11 12.

Рассмотрим духовный путь героя 7 симфонии А. Брукнера.

Современные интерпретации симфонического наследия А. Брукнера, на наш взгляд, достаточно противоречивы. Так, например В. Нилова усматривает в симфонизме А. Брукнера сближение с музыкальной драмой11, М. Филимонова относит инструментальное наследие А. Брукнера к типу эпического симфонизма .

В свете Христианской Антропологии музыки, представляется правомочной попытка иного осмысления художественной концепции композитора, в силу того, что А. Брукнер - человек верующий.13

Данная точка зрения в корне меняет установку М. Арановского на симфонический жанр как некий сложившийся семантический инвариант и позволяет нам сформулировать иную концепцию Человека.

9 Хоружий С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994. С. 18.

10 Медушевский В. Внемлите ангельскому пению. Мн., 1999. С. 69.

11 См.: Нилова В. Тематизм симфоний Брукнера: жанровые истоки, типические особенности и принципы развития (на примере 8 симфонии): Автореферат диссертации кандидата искусствоведения /В. Нилова/ Ленинградская гос. Консерватория им. Н. Римского-Корсакова. Л., 1979.

12 См.: Филимонова М. Симфонизм Брукнера как воплощение эпической концепции // Из истории зарубежной музыки. М., 1979. В. 3. С. 128-156

13 Более подробно взаимообусловленность принципов художественного мышления композитора и «картины мира» произведения обоснована нами в разделе «Об онтологическом пространстве Органной прелюдии фа минор И. С. Баха». Напомним, что религиозное мировоззрения художника образует теологическую «картину мира» произведения, иными словами тип религиозной Личности рождает Христианскую Антропологию музыки.

102

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

В качестве конкретного образца мы взяли 7-ю симфонию А. Брукнера, где в первой части вместо Человека-действующего - Человек-верующий, что принципиально меняет онтологическую концепцию художественного целого. Ибо драма - как противоборство двух сил - заменяется поисками духовного пути.

В современном музыкознании симфонии композитора принято называть симфониями-мессами, в силу того, что инвариант брукнеровской симфонии строится на жанровом синтезе.

Однако, суть предполагаемого жанрового синтеза состоит не в том, что элементы музыкального языка католической службы (полифонические приёмы развития, роль хоральности и т.д.) внедряются в светский жанр. Важным оказывается другое: иная онтологическая установка жанра. В симфонии Брукнера, так же как и в мессе концепция Человека предстаёт как духовный путь восхождения Личности.

Поэтому основная проблема анализа 7-й симфонии Брукнера в данном исследовании - определить концепцию Человека с позиций теологической картины мира.

Не смотря на сохранение традиционной композиционной логики (сонатное allegro), драматургия 1-й части оказывается новой. Эта новизна проявлена уже изначально - в темповом обозначении (Allegro moderato). Таким способом композитор выделяет духовное пространство музыки первой части, как некий символический знак - знак времени не реального, но метафизического, отсылающего наше восприятие к осознанию духовной жизни. Замедление темпа есть способ его приостановки, для того, чтобы ощутить иное качество процессуальности - не как «плоскость», но как «перспективу».

Напомним, что основной семантической установкой в первой части 7-й симфонии для нас является «Религиозная Личность». Такая позиция дает нам основания усматривать в драматургии сонатной формы черты присутствия религиозного сознания, проявленного на уровне Главной и Побочной партий в виде сопоставления объективного и субъективного мира бытия (Божественного и Человеческого сознания, Совершенного и Несовершенного).

Подобная точка зрения по-нашему мнению оказывается отличной от принятых в традиционном музыкознании определений Главной партии как символа космологизма, универсального триединства (в продолжение традиции «Золото Рейна» Р. Вагнера) и Побочной партии как знака лирического развёртывания.

Верующий человек - это Личность цельная, живущая в жизненной полноте, лишенная внутренних конфликтов. Поэтому и драматургия первой части не имеет столкновений противоборствующих сил, типичных для классической сонатной формы. Здесь нет контрастов, ибо основу музыкального процесса составляет духовный путь ко Встрече с Богом религиозной Личности, её

самосовершенствование.

В тематизме Главной и Побочной партии в экспозиции осуществляется показ двух сознаний человека: надличностного и внутреннего, духовного и душевного, онтологического и психологического.

Главная партия имеет важное драматургическое и смысловое значение: это знак объективного сознания субъекта. Раскрыть его в себе стремится каждая верующая Личность, ибо только на этом - духовном - уровне возможна Встреча.

В музыке знаком объективного сознания является тремоло - остинатный фон струнных на протяжение всей партии; мелодический рельеф - восходящее движение по звукам мажорного трезвучия; постепенное регистровое завоевание (от низких струнных к флейтам) - пространственная перспектива.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

103

В Побочной партии показан «Человек душевный», внутренний. Это есть своего рода «точка отсчета», первый этап на пути к преображению Личности, ибо внутренние, психологические качества человека способны самосовершенствоваться, служить самоосуществлению личности.

Яркая индивидуализация мелодического рельефа, тембровая обособленность (гобой, кларнет) выделяют Побочную партию в слуховом восприятии как некое лирическое пространство. Основная тема имеет большой внутренний потенциал:

- интонационная основа близка баховским мелодиям типа развёртывания;

- Побочная партия уже в процессе экспонирования получает широкое развитие с элементами полифонической разработочности (имитационные переклички, контрапунктическая фактура, барочные цитаты ц.80, тема в обращении ц.100) и яркой кульминацией (ц.110), построенной на элементе основной темы в обращении.

Г ерой А. Брукнера находится в постоянном внутреннем поиске. И это наиболее ярко проявляется при сопоставлении Побочной и Заключительной партий. После кульминационного развития лирической темы внезапно, резким контрастом вторгается танцевально-скерцозная мелодия жанрово-бытового характера. Это знак внешнего мира, мира земного. В отличие от Главной партии - высшей одухотворённости, здесь объективность иного рода - Несовершенная, бренная, Земная.

Однако, душа человека стремится к полноте и гармонии и в земной жизни, а именно - в природе, в пантеистической, живой среде. Не случайно последний раздел Заключительной партии, знаменующий переход от экспозиции к разработке, представлен в виде своего рода пасторали с трелями струнных, оркестровым тремоло и широкими октавными ходами валторны.

Разработка структурно отмежевана от экспозиции. Она начинается с проведения Главной партии в обращении.

Этот раздел формы представляет собой важный драматургический этап, так как

14

здесь показано развитие человеческого сознания в духовном самоосуществлении . Но, подобный накал энергии здесь обусловлен важной причиной: самоосознание Личности через интроспекцию, через глубокую личностную рефлексию. Это следующий этап духовного пути восхождения «Религиозной Личности».

В музыкальном контексте в разработке «образ Души» (на теме Побочной партии) получает широкое развитие, появляясь в обращении, с интонационными перекличками, с элементами хоральности (-1т. до ц.200). Тем самым осуществляется образная трансформация темы (скорбное звучание у низких струнных), её внутреннее преобразование. Развитие Заключительной партии ещё более драматизирует ситуацию (усилено ритмическое начало).

Кульминационный драматический эпизод связан с появлением Главной партии в обращении, в стреттном изложении у тутти оркестра, и совместное проведение Главной партии в прямом и обратном движении у струнных и деревянных (ц.250). Этот момент есть начало преображения Человека душевного в Человека духовного. Интроспекция в разработке достигла такой глубины, что психологический опыт перешел в иное качество - познание Божественной природы бытия14 15. Подтверждение тому мы находим в репризном проведении Побочной партии, которая звучит в виде хорала (в светской музыке - жанровый знак молитвы).

14 В этом отношении разработка оказывается близка по своему значению романтической традиции жанра с обязательными лирико-драматическими кульминациями в развитии.

15 В разработке важное значение приобретает роль полифонии как барочного знака культуры. В связи с этим можно говорить о сакрализации жанра симфонии в творчестве Брукнера.

104

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

Кода становится своеобразным символом завершения пути, ибо возвращает наше восприятие к той духовной высоте, с которой начиналась часть (элементы Главной партии в прямом и обращенном движении у высоких деревянно-духовых инструментов на фоне тремоло струнных). Это - кода-истаивание, вознесение человеческого духа к Горнему, ко Встрече с Всевышним.

В религиозной концепции симфонии А. Брукнера 2-я часть оказывается духовным центром, поскольку воплощает полноту абсолютного бытия, Онтологизм как сущее, кульминацию всей теологической концепции произведения - приход человека к Богу (назовём его уже не «Человеком внутренним», а Соборной Личностью, находящейся в согласии телесного, душевного и духовного начал).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вся светская литература приписывает второй части 7-й симфонии мемориальное содержание, ибо она была написана после смерти Р. Вагнера и посвящена ему16. Вторая часть есть воплощение духовной лирики, высшего объективного начала, но отнюдь не психологического драматизма и накала страстей17 18. Именно здесь наиболее ярко, непосредственно проявляется влияние мессы как способа моления, и сакрализация симфонии становится очевидной.

Так, основная тема Adagio - хорал, совмещающий в себе элементы песенности и чистой хоральности. Этот жанр в католической службе, как известно, по своей функции аналогичен молитве. В концепции симфонии хорал выполняет не только ритуальное значение молитвы (как считают многие музыковеды). С точки зрения Онтологизма - это диалог Человека с Богом, моление о милости Божией, о благодати. Этим обусловлена диалогическая природа основного тематизма.

Важное значение здесь приобретают барочные знаки (музыкально-риторические фигуры, структура полифонического тематизма, роль полифонических приемов развития и т.д.), которые по мнению В. Ниловой «сохранили семантическое значение в Adagio» .

Молитва в культовой традиции несет в себе огромный энергийный импульс, ибо это - прошение человека, покаяние, которые всегда будут услышаны Всевышним.

Не случайно А. Брукнер вводит вторую тему в Adagio, как ответ Божий, снисходящая на Верующего благодать, любовь неземная, бытийствующая.

Эта тема - воплощение абсолютной лирики (по характеру соответствующая пению ангелов на службе, в Литургии - Херувимской).19

Последним этапом онтотрансцензуса (преображения Личности) является обожение - высшее постижение истины, духовная полнота Личности. Именно это и происходит с «Человеком Верующим» в Коде второй части: тема молитвы интонационно сближается с Главной партией первой части. Религиозное сознание обретает Истину.

Третья часть - выход в объективный (дольний) мир. Отдавая дань традиции, Брукнер вводит в сонатно-симфонический цикл жанрово-скерцозную сферу в типичной сложной трёхчастной форме с трио.

16 Например, М. Филимонова акцентирует внимание во 2-й части на «силе чувства, сочетающей психологическую глубину с эпической повествовательностью» [9, с. 274].

17 См.: Соллертинский И. Седьмая симфония Брукнера. Ленинградская филармония, 1940.

18 Нилова В. Тематизм симфоний Брукнера: жанровые истоки, типические особенности и принципы развития (на примере 8 симфонии): Автореферат диссертации кандидата искусствоведения. Ленинградская гос. Консерватория им. Н. Римского-Корсакова. Л., 1979. С. 16.

19 В светской литературе обозначают задушевно-спокойный (?) характер этой темы с фактурой лендлера (?).

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

105

Главенство «мира Дольнего» в третьей части обусловлено и иными причинами -концепционными, ибо «Человек Верующий» после Встречи с Всевышним неизбежно возвращается в жизнь здешнюю, которая им (Соборной Личностью) воспринимается совсем по-иному. Перед человеком стоит проблема осмысления своей праведности в его земной жизни. Не случайно, всё мирское, возвращение в быт так тревожит душу.

Скерцо 7-й симфонии отличается от романтического инварианта элементами инфернальности. Этому способствуют: остинатная стаккатная фигура у струнных (построенная на производном от хорала второй части тематизме), фанфара трубы, острые пунктиры и ходы по звукам септаккорда во второй теме (И. Соллертинский сравнивает её образный строй с «демоническим хохотом»), полифонические преобразования тематизма (фанфара и остинато в обращении).

Даже в умиротворенном пасторальном трио , по характеру напоминающем колыбельную, ощущение тревоги не исчезает (сигнальные ходы у трубы вкрапливаются в контекст, тема звучит в обращении, в басу появляется пунктирный остинатный фон).

Четвертая часть - финал религиозной концепции, кульминационное завершение драматургии цикла.

Вопреки сложившемуся мнению о рыхлости формы и «слабости драматургической напряженности»20 21, нам видится стройная композиционнодраматургическая логика, которая является высшей точкой опыта-веры (жизни в вере), гимном духовности. Здесь показана жизнь человека в Боге, истинное бытие, ибо он, вернувшись в мир, остаётся целокупной Личностью.

Если у М. Арановского «Человек общественный» в финале, придя к народу после длительной внутренней борьбы с самим собой, теряет свое внутренне «Я», растворяясь в толпе, то здесь иное.

Встреча с Всевышним преобразила внутренний мир человека, наполнила силой его дух, а душу - радостью и любовью. И, вернувшись в жизнь земную, он, в свою очередь, также преображает её в своем религиозном сознании.

Четвёртая часть представляет собой драматургическую арку по отношению к первой части, так как «действие происходит» там же (на земле обетованной) и с тем же субъектом, но в другом измерении (там восприятие со стороны душевности, здесь - со стороны духовности).

Обобщим сказанное. Аналитический материал позволяет выявить результирующие категории Религиозной Концепции Личности - онтологические параметры музыки. Уровень элементов музыкальной речи через систему знаков и символов подтверждает высший уровень онтологической целостности -смыслообразующий. Расшифруем его:

1. Мелодический рельеф как носитель знаковой символики - фактор духовного пространства.

2. Темпоритм частей цикла, образующий композиционное пространство.

3. Музыкальная драматургия - образно-смысловой профиль, отражающий духовный путь восхождения религиозной Личности.

4. Тематизм как фактор универсального временного пространства, способного

сужаться, расширяться и зеркально отражать трехмерную горизонталь

(полифонические приемы трансформации).

20 Появление пасторали (трио) отсылает наше восприятие к Заключительной партии первой части. Как и тогда, сознание человека верующего находит некоторое успокоение лишь в природе, в пантеистической среде.

21 Соллертинский И. Седьмая симфония Брукнера. Ленинградская филармония, 1940. С. 37.

106

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

5. Регистр и фактура - знаки пространственной перспективы.

Таким образом, избранная методологическая установка коренным образом меняет картину мира музыкального произведения, да и сами универсалии музыки («содержание», «форма», «драматургия» и т.д.), действие которых не отменяется, оказываются под влиянием иных законов - законов Веры, функционирующих в системе Христианской Антропологии музыки.

Список литературы

1. Арановский М. Симфонические искания. - Л., 1979. - 187 с.

2. Иванова Е. Текст и музыка в мессах Брукнера. Некоторые наблюдения. Музыкальная академия, 1997. - №2 - С. 170-173.

3. Котляревский И. Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания. - К.: «Музыкальная Украина», 1983. - 157 с.

4. Медушевский В. Внемлите ангельскому пению. - Мн.: Православное братство во имя Архистратига Михаила, 1999. - 320 с.

5. Нилова В. Тематизм симфоний Брукнера: жанровые истоки, типические особенности и принципы развития (на примере 8 симфонии): Автореферат диссертации кандидата искусствоведения. Ленинградская гос. Консерватория им. Н. Римского-Корсакова. - Л., 1979. - 20 с.

6. Новак Л. Стиль симфонический и стиль церковный. Музыкальная академия, 1997. - №2. - С.159-167.

7. Сниткова И. Картина мира, запечатленная в музыкальной структуре (о коцептуально-структурных парадигмах современной музыки) // Музыка в контексте духовной культуры. Сб. ст. - М.: ГМПИ, 1992. - В. 120 - С.8-31.

8. Соллертинский И. Седьмая симфония Брукнера. - Ленинградская филармония, 1940. - 40 с.

9. Филимонова М. Симфонизм Брукнера как воплощение эпической концепции // Из истории зарубежной музыки. - М. «Музыка», 1979. - В. 3 - С. 128-156.

10. Флоренский П. У водорозделов мысли. - М.: «Правда», 1990. - 446 с.

11. Хоружий С. После перерыва. Пути русской философии. - СПб., 1994. - 236 с.

THE RELIGIOUS CONCEPT OF THE PERSON IN SEMANTIC SPACE OF 7 SYMPHONIES A. BRUKNERA

L.A. Romenskaja

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: romen_76@list.ru

The article discusses the musical language system symphonic genre in terms of the anthropological approach that opens up prospects for further study of music from the position of the sphere of spiritual knowledge - Ontology.

Keywords: Christian identity is transcendence, ontologism, deification, Anthropos, collegiality, the religious concept of the person, ontological parameters of music.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.